ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 8: Советское общество в 20–30-е годыВопросы для обсуждения 1. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. Новая экономическая политика: цели, сущность, последствия. 2. Экономическая политика СССР во второй половине 20–30-х гг. Индустриализация страны. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, последствия. 3. Общественно-политическая жизнь страны. Образование СССР. Конституция 1936 г. Общественные организации. Понятийный аппарат Продналог, червонец, концессии, кооперация, тоталитаризм, унификация взглядов, пятилетка, модернизация, индустриализация, электрификация, кулачество, раскулачивание, середняк, двадцатипятитысячники, ГУЛАГ, репрессии. Методические рекомендации В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социально-культурной основы для построения социализма. Вопрос о социально-экономическом развитии страны в 20-е гг. следует начать с рассмотрения того, что политика «военного коммунизма» на этот момент уже изжила себя. Крестьяне не были заинтересованы в расширении хозяйства, рабочих раздражали нехватка продуктов питания, принудительный труд, уравниловка в зарплате. Это вызвало и политический кризис: вспыхивали восстания на Тамбовщине, Украине, Дону, Кубани, Поволжье и Сибири; в городах начались забастовки рабочих. Отметить, что «военный коммунизм» не способствовал преодолению послевоенной разрухи (нарастала инфляция, сельхозпродукции производилось только 60 % довоенного объема, посевные площади сократились на 25 %, из-за нехватки топлива и сырья остановились заводы). В этих условиях большевистское правительство во главе с В. И. Лениным вынуждено было пересмотреть внутриполитический курс и признать необходимость удовлетворить требования крестьянства. Рассматривая вопрос о переходе к новой экономической политике, необходимо помнить, что на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. предложенная антикризисная программа хотя и предусматривала капиталистические элементы хозяйствования, в то же время сохраняла «командные высоты» в руках большевистского правительства. Говоря о целях НЭПа необходимо, прежде всего, определить главные из них: политическую – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян; экономическую – выйти из кризиса и восстановить хозяйство; социальную – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества. При рассмотрении сущности НЭПа необходимо не только перечислить все основные мероприятия, проведенные советским правительством (замена продразверстки продналогом, разрешение на свободную торговлю сельскохозяйственной продукцией и открытие частных предприятий, право привлекать иностранные инвестиции и др.), но и дать оценку нововведениям, раскрыть их эффективность и результативность. В заключении, наряду с перечислением положительных последствий НЭПа (стабилизация, восстановление хозяйства и т. д.), необходимо обратить внимание и на ее недостатки, выделить проблемы, которые невозможно было решить в рамках НЭПа. Объяснить, что возникновение новых трудностей было вызвано дисбалансом в развитии промышленности и сельского хозяйства, усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества.
Рассматривая вопросы индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства в 20–30-х гг., необходимо доказать, что экономическая политика, проводимая правительством в этот период, была обусловлена жизненной необходимостью государства, и проводимые меры по модернизации экономики были единственно правильными. Обязательным является рассмотрение сущности XIV съезда ВКП(б) в декабре 1925 г., где был провозглашен курс на индустриализацию (обоснование потребности в максимальном развитии производства средств производства для обеспечения экономической независимости страны). Проанализировать эффективность новых методов управления промышленностью (система пятилетнего планирования, централизация распределения средств и ресурсов, единоначалие). Важно обозначить источники индустриализации – перекачку средств из аграрного сектора, вывоз сырья на продажу за рубеж, распродажу сокровищ музеев и церквей, выпуск займов. При этом отметить значимость применяемых неэкономических методов стимулирования трудящихся (кампании социалистического соревнования, стахановское движение). Масштабы промышленного строительства заражали энтузиазмом большинство советских людей. Рабочий класс показывал пример небывалого подъема производительности труда. Отметить, что при всей сложности и противоречивости административно-командной системы в экономике, две первые пятилетки дали огромные результаты: производство продукции тяжелой промышленности выросло в 2,8 раза, в машиностроении – в 4 раза, сооружено 1,5 тыс. предприятий, создано 100 городов и т.д. СССР получил экономическую независимость и вышел на первое место в мире по темпам роста производства. Во второй пятилетке введено уже 4,5 тыс. предприятий, выплавка стали выросла в 3 раза, производство электроэнергии выросло в 2,5 раза. Всего за две пятилетки производство промышленной продукции увеличилось в 4,5 раза. Потребности промышленности ускорили переход к всеобщей коллективизации. Необходимо отметить, что в то время для выполнения государственных задач, насаждаемые правительством колхозы, оказалось эффективнее существовавших до этого форм хозяйствования. Становилось легче управлять селянами и контролировать их, стабилизировать поставки сельхозпродукции государству. Выявить причины негативных последствий коллективизации: голод, ликвидация зажиточных крестьян, снижение производства зерна и поголовья скота в 1933–1937 гг. и т. д. В заключении, говоря об итогах всеобщей коллективизации, наряду с негативными последствиями показать, в какой мере колхозы справились с ролью, отведенной им государством. Общественно-политическая жизнь страны в 20–30-е гг. характеризовалась формированием новой, советской империи, развитием политической системы и институтов власти молодого государства. Бывшие национальные окраины Российской империи, ставшие после революции независимыми государствами, сохранили политическое и экономическое сотрудничество. Кроме того республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Необходимо подчеркнуть, что до Первого Всесоюзного съезда Советов (30 декабря 1922 г.) утвердившего Декларацию и Договор об образовании СССР, во всех республиках состоялись съезды Советов, которые одобрили предложение В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик. При этом нужно сравнить точки зрения В. И. Ленина и И. В. Сталина по вопросу образования единого государства. Далее следует сказать об основных положениях первой Советской Конституции, принятой в 1924 г. Рассказывая о Конституции 1936 г., показать, что ее принятие было обусловлено изменениями в экономическом, социально-политическом и национально-государственном развитии СССР. Новая Конституция зафиксировала сформировавшиеся черты административно-командной системы, было отражено появление новых союзных и автономных республик и областей. При этом следует отметить изменения в структуре государственной власти, в избирательной системе, в вопросах прав и свобод граждан. Говоря об общественных организациях того времени, необходимо подчеркнуть, что все они (комсомол, профсоюзы и др.) функционировали под строгим контролем со стороны партийных органов. В заключении следует подчеркнуть, что предпринятые партийно-советским руководством меры в области экономики, политики и культуры способствовали тому, что накануне Великой Отечественной войны СССР представлял собой могучее государство.
Практическая часть 1. Подготовить таблицу «Социально-экономическое развитие СССР в 20–30 гг.». Выполнение практического задания к данному занятию подразумевает, что студенты выберут различные направления социальные, экономические при составлении таблицы.классификации.
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Дать историческую оценку индустриализации. 2. Дать экономическую оценку коллективизации. Методические рекомендации по выполнению СРС При подготовке к практическому занятию студентам необходимо проработать лекционный материал, добавив его информацией из учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы. Тема 9: СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) Вопросы для обсуждения 1. Начало Великой Отечественной войны. Мобилизация сил и средств страны на разгром фашизма. 2. Коренной перелом в ходе войны. Победоносное завершение войны. 3. Роль тыла в достижении победы над врагом. 4. Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. Понятийный аппарат Фашизм, «блицкриг», антигитлеровская коалиция, «рельсовая война», пангерманизм, «Женевская конвенция», «второй фронт». Методические рекомендации к теоретической части При подготовке вопроса о начале Великой Отечественной войны необходимо вспомнить, что к 1941 г. фашистская Германия и ее союзники захватили фактически всю Европу. В 1940 г фашистское руководство разработало план «Барбаросса», цель которого состояла в молниеносном разгроме советских вооруженных сил и оккупации европейской части Советского Союза. Дальнейшие планы предусматривали полное уничтожение СССР. Показать масштабы удара, нанесенного немецко-фашистской армией по Советскому Союзу. Проанализировать причины неудач Красной армии в начале войны. Подчеркнуть, что Советское Правительство сумело в первые дни войны мобилизовать все силы и средства страны на разгром фашизма (промышленность переведена на военную основу, проведена мобилизация населения в армию и на строительство оборонительных рубежей, налажена работа транспорта для обеспечения фронта, эвакуации людей и материально-технических ценностей и др.). При этом отметить героизм советских людей на фронте (сопротивление Брестской крепости, оборона Смоленска, и др.). Рассказать о героической обороне Москвы и срыве планов немецкого командования – окончить военную компанию осенью 1941 г., показать историческое значение битвы за Москву (развеян миф о непобедимости фашистской армии, патриотический подъем населения страны и вера в победу, рост международного авторитета страны). Раскрывая вопрос о коренном переломе в ходе войны, необходимо показать замыслы сторон о проведении летне-осенней кампании 1942 г., рассказать о битвах за Сталинград (июль 1941 – февраль 1943) и на Курской дуге (июль – август 1943 г.), оценить не только мужество советских солдат, но и военный талант полководцев (Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Васильевского, В. И. Чуйкова и др.), показать историческое значение побед под Сталинградом и на Курской дуге. Важно подчеркнуть, что в 1944–1945 гг. Советский Союз достиг экономического, военно-стратегического и политического превосходства над противником, возрос уровень планирования и осуществления крупнейших боевых операций. Также необходимо рассказать об освободительной миссии советских войск в Европе. При рассмотрении операции по взятию Берлина уделить внимание тому, насколько важно было нашим войскам первыми войти в столицу побежденной Германии. Какое политическое значение придавало этому советское правительство? Героизм и мужество советских людей на фронтах Великой Отечественной сочетался с колоссальными физическими усилиями и энтузиазмом тружеников тыла. Для обеспечения победы в войне мобилизация усилий велась в области экономики, социальной политики, идеологии. Экономическую политику правительства страны следует разделять на два периода. Первый – 22. 06. 1941 – конец 1942 г – перестройка экономики на военный лад. Второй – 1943–1945 гг. – стабильно возрастающее военно-промышленное производство, достижение экономического превосходства над Германией и ее союзниками, восстановление народного хозяйства на освобожденных территориях. В первый период развернулась широкая работа по эвакуации промышленных предприятий и людских ресурсов в восточные районы страны (было перемещено около 2000 предприятий и 11 млн человек). Объем валовой продукции промышленности в 1942 г. превзошел уровень 1941 г. в 1,5 раза. На втором этапе было введено в строй 7500 крупных предприятий. По сравнению с первым периодом объем промышленного производства возрос на 38 %. В области социальной политики в тылу следует отметить большое значение таких мер, как трудовая мобилизация всего городского и сельского населения, централизованное распределение продуктов питания, всеобщее обучение военному делу, расширение сети ФЗУ (фабрично-заводских училищ), ужесточение мер по трудовой дисциплине и др. В заключении необходимо обобщить все источники победы и показать историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. Практическая часть 1. Подготовить таблицу наиболее важных сражений ВОВ. Методические рекомендации к практической части Выполнение практического задания к данному занятию подразумевает, что студенты выберут различные даты и значимые сражения ВОВ.
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Дать историческую оценку битвам коренного перелома в ВОВ. 2. Дать оценку роли СССР в победе над странами «ОСИ». Методические рекомендации по выполнению СРС При подготовке к практическому занятию студентам необходимо проработать лекционный материал, добавив его информацией из учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|