Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 6: Российская империя в XIX веке




Занятие 1.

Вопросы для обсуждения

1. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XIX века. Реформы Александра I.

2. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.

3. Начало освободительного движения в России. Декабристы.

4. Николай I и время его правления.

Понятийный аппарат

Сословие, протекционизм, Негласный комитет, континентальная блокада, национальное самосознание, «Священный союз», аракчеевщина, военные поселения, славянофилы, западники.

Методические рекомендации к теоретической части

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия необходимо, прежде всего, отметить, что к началу XIX в. территория Российской империи выросла до 18 млн кв. км, а население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн человек. Россия обладала богатыми ресурсами: лесами, реками, распаханными угодьями, полезными ископаемыми, что давало все необходимое для быстрого промышленного развития. При подготовке к семинару нельзя упускать тот факт, что для экономики России первой половины XIX в. характерны глубокие контрасты. Начало технического перевооружения промышленности, расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда сочеталось с натурально-патриархальным укладом, крепостнической системой хозяйствования, использованием внеэкономического принуждения, рутинным состоянием техники. Необходимо подчеркнуть, что Россия развивалась путем, во многом отличавшимся от Запада. В течение первой половины XIX в. она сохранила свое традиционное экономическое и социальное устройство. Тем не менее, у государства возникала потребность в изменении экономического и социально-политического устройства России, отмене крепостного права, развитии производительных сил.

Следует учитывать, что Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое государство, где во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивший все нити управления в своих руках. Основной социально-политической силой оставались дворяне. Государство в лице самодержавия в своей внутренней и внешней политике поддерживало, прежде всего, их и мало заботилось об интересах складывающейся российской буржуазии, а тем более самой многочисленной части населения - крестьянах. Этим и вызвана половинчатость реформ, проводимых императором Александром I.

Изучение второго вопроса следует начинать с того, в каком геополитическом и военно-стратегическом положении находилась Россия в начале XIX в. Охарактеризовать притязания Османской империи, Ирака, Франции, Англии. Чем они были вызваны? Показать роль России на международной арене. Отметить, что Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач – защита собственных границ и расширение территории в соответствии с интересами страны. Особое внимание уделить взаимоотношениям с Францией и Англией.

На основе исторических источников следует выяснить характер войны 1812 г., ее причины, показать военную и дипломатическую подготовку сторон к войне, соотношение сил сторон в начале войны. Дать и обосновать периодизацию войны. Обратить внимание на планы сторон на начальном этапе войны и их реализацию. Важно показать вклад в победу русской армии выдающихся полководцев М. Б. Барклая де Толли и М. И. Кутузова, выяснить историческое значение Бородинской битвы. Показать процесс подготовки русской армии к контрнаступлению. Выяснить, как время пребывания армии в Тарутинском лагере было использовано для укрепления армии, активизации партизанских отрядов, подвозки оружия и боеприпасов.

Важную роль в борьбе против французской армии сыграло партизанское движение. Следует отметить, что народ поднимался на борьбу стихийно, а не по призыву царского правительства. Показать ход отступления наполеоновской армии и оценить действия русской армии. Выяснить значение Отечественной войны 1812 г. Следует раскрыть причины, вызвавшие продолжение военных действий в странах Западной Европы. Показать ход, итоги заграничных походов русской армии. Обратить внимание на примеры героизма участников войны.

В третьем вопросе семинара необходимо раскрыть влияние Великой французской буржуазной революции (1789–1794 гг.) и Отечественной войны 1812 г. на русскую общественную мысль. Русская общественная мысль, тесно связанная с западно-европейской, имела своеобразные черты. В то время, когда в Западной Европе многие мыслители искали пути совершенствования буржуазного общества, в России создавались теории или ломки самодержавно-крепостнического строя, или его постепенного изменения, или консервации.

Необходимо отметить, что общественное движение в России развивалось на фоне подъема национального самосознания и споров в печати о будущем России, о ее месте в мировой истории. Подчеркнуть, что участниками общественного движения были в основном дворяне.

Историю декабристских организаций необходимо рассматривать с определения значения «Союза Спасения» и «Союза Благоденствия» в разработке идеологии, тактики и организационных принципов декабризма, обратив при этом внимание на становление дворянской революционности и начало республиканской традиции в русском освободительном движении. Рассказывая о создании Северного и Южного обществ необходимо дать сравнительный анализ программ преобразования России, составленных Муравьевым и Пестелем.

Показать, как революционная деятельность декабристов оказала значительное влияние на многие стороны духовной жизни русского общества.

Рассматривая восстание 14 декабря 1825 г., необходимо подчеркнуть, что оно стало кульминационным пунктом и главным итогом движения декабристов. В ходе него отчетливо обнаружились сильные и слабые стороны декабристов. Главная задача – дать анализ подготовки, планов и особенностей восстания (тактики, руководства восстанием, соотношения сил, роли народа и т. д.). В заключении необходимо рассмотреть причины поражения и уроки восстания декабристов. Показать влияние декабристов на дальнейшее развитие революционно-освободительного движения.

 

Практическая часть

1. Подготовить таблицу «Основные направления деятельности революционных кружков в России н начале XIX века».

Методические рекомендации к практической части

В ходе выполнения практического задания студентам необходимо – в качестве конечного продукта своей работы – составить таблицу по примерному образцу:

Политический кружок Состав Планируемые реформы
     

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Дать историческую оценку победы России в войне 1812 года.

2. Охарактеризовать политического значение восстания декабристов.

Методические рекомендации по выполнению СРС

При подготовке к практическому занятию студентам необходимо проработать лекционный материал, добавив его информацией из учебников и учебных пособий. Кроме того, студентам необходимо составить представление о значения победы России в войне 1812 г., а также политические и социальные последствия восстания на Сенатской площади.

 

 

Занятие 2.

Вопросы для обсуждения

1. Александр II. Буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века. Контрреформы Александра III.

2. Экономическое развитие России в пореформенный период.

3. Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX века:

а). Народничество 70-х – начала 80-х годов;

б). Рабочее движение 70–80-х годов и распространение марксизма в России. Первые социал-демократические кружки и группы.

Понятийный аппарат

Консерватизм, либерализм, редакционная комиссия, «временно обязанные», рынок рабочей силы, капитализм, монополия, промышленный переворот, гимназия, реальное училище.

Методические рекомендации к теоретической части

В первом вопросе, рассматривая личность императора Александра II, необходимо показать, в какой степени он был готов к управлению государством. Раскрыть уровень его образования и воспитания. Какой вклад в формирование личности будущего царя внесли его учителя и отец? Что способствовало тому, что, восходя на престол, Александр II психологически был готов стать одним из инициаторов освобождения крестьян?

Говоря о буржуазных реформах, представляется важным выяснить причины крестьянской реформы 1861 года. Среди них следует отметить: экономическое развитие России; рост крестьянских волнений; активизация революционно-демократического движения и создание определенного общественного мнения в прогрессивно настроенных округах; Крымская война; распространение антикрепостнических выступлений на окраины Российской империи. Необходимо не только перечислить названные причины, но и обосновать их. Рассмотреть вопросы о личном освобождении крестьян, поземельном их устройстве, охарактеризовать временнообязанное состояние крестьян. Сделать вывод о прогрессивном значении реформы, привести аргументы.

Необходимо указать, что земская, городская, судебная, военная и другие реформы стали естественным продолжением отмены крепостного права в России. Они потребовались для продолжения политической модернизации страны, чтобы приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Говоря о контрреформах Александра III, следует выяснить причины, побудившие нового императора усилить реакционные тенденции во внутренней политике. Проанализировать значение мероприятий, проводимых Александром III.

Второй вопрос семинара рассматривает изменения, происшедшие после реформ. Особого внимания требует рассмотрение вопроса о землевладении, о распределении земельного фонда в пореформенное время. Необходимо дать оценку процессам, происходившим в сельском хозяйстве страны, определить их социальную направленность.

Рассматривая процессы, происходившие в русской промышленности после 1861 г., необходимо показать источники накопления капитала и те благоприятные для развития промышленности условия, которые создавали реформа 1861 г и проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство. Проанализировать процесс завершения промышленного переворота, отметить, где складывались в пореформенные годы промышленные центры, как происходило строительство железных дорог, каков был общий уровень промышленного производства по стране в целом. При этом обратить внимание на сохранившиеся в экономике России многочисленные крепостнические пережитки, которые задерживали капиталистическое развитие страны, ухудшали положение трудящихся. В заключении отметить прогрессивные стороны процесса промышленного развития страны.

При подготовке ответа на третий вопрос семинара следует обратить внимание на характер общественно-политического движения 60-х гг. XIX в., социальный состав его участников, масштабы, основные события, историческое значение. Важно показать отношение революционно-демократических кругов к реформе 1861 г., выяснить, какие отклики появляются в радикальной печати в этот период.

В пореформенный период главным направлением в освободительном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом «самобытном пути» развития России к социализму, минуя капитализм. Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений – от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного. Следует выявить общие черты и специфические особенности каждого из трех направлений – бунтарского (М. А. Бакунин), пропагандистского (П. Л. Лавров) и заговорщицкого (П. Н. Ткачев); исторические условия их возникновения, сильные и слабые стороны. Каждое направление следует рассматривать не абстрактно, а в конкретной среде, в соответствии с ходом народнического движения, на примерах деятельности организаций и лиц. При этом важно определить степень зрелости и соответствия этих направлений потребностям демократического преобразования России, реальный вклад каждого из них в развитие русского освободительного движения, общественной мысли, культуры. Рассказать о массовом «хождении в народ» молодых революционеров, надеющихся поднять крестьян на восстание, и о разгроме движения.

Отметить деятельность крупнейших тайных организаций «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля». Раскрыть их программные положения (социалистическая революция путем свержения самодержавия, передача всей земли крестьянам, введение «мирского самоуправления» и др.), назвать лидеров (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, А. Д, Михайлов, С. Л. Перовская и др.)

В 80-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Кроме того, активные участники движения 70-х гг. разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй - увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса. Необходимо показать обращение многих бывших народников к марксизму. Раскрыть причины, привлекшие народников к данной теории. Охарактеризовать программы, характер деятельности первых социал-демократических организаций, кружков («Освобождение труда», “Союз борьбы за освобождение рабочего класса», и др.), методы их работы, лидеров (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Л. Мартов, Ю. Ю. Цедербаум). Показать, что социал-демократическое движение во второй половине XIX в. стало важным фактором политической жизни страны.

Практическая часть

1. Подготовить таблицу «Последствия буржуазных реформ 60-х гг. XIX в.».

Методические рекомендации к практической части

Выполнение практического задания к данному занятию носит обобщающий характер. Основная задача – показать процесс появления новых кочевых культур в Восточной Европе.

Социальное состояние крестьянина До отмены крепостного права После отмены
     

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Дать историческую оценку отмены крепостного права.

2. Охарактеризовать политического значение общественно-политических движений XIX века.

Методические рекомендации по выполнению СРС

При подготовке к практическому занятию студентам необходимо проработать лекционный материал, добавив его информацией из учебников и учебных пособий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных