ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 7: Россия в начале ХХ векаВопросы для обсуждения 1. Первая российская революция1905–1907 гг.: причины, характер, последствия. 2. Февральская революция 1917 г. Двоевластие. 3. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде в 1917г. II Всероссийский съезд Советов. Учредительное собрание. 4. Гражданская война в России. Понятийный аппарат Революционная ситуация, «Третьеиюньская монархия», Государственная Дума, стачка, забастовка, двоевластие, «Апрельские тезисы», коалиционное правительство, Советы, декреты, Учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция. Методические рекомендации к теоретической части Рассмотрение первого вопроса семинара предполагает осознание того, что социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале ХХ в. к глубокому социально-политическому кризису. Необходимо раскрыть причины, задачи и движущие силы первой российской революции. Доказать, что причины революции коренились в экономическом и социально-политическом строе России. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест – все это не могло не породить революционный взрыв. Отметить, что катализатором, ускорившим развитие революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900–1903 гг. и русско-японской войны 1904–1905 гг. Необходимо проследить, что в своем развитии революция прошла несколько этапов, показать характер этих этапов. Показать результаты революции: верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-политической системы России; сложились новые государственные структуры, свидетельствующие о начале развития парламентаризма; было достигнуто некоторое ограничение самодержавия; изменилось социально-политическое положение граждан России (введены демократические свободы, отменена цензура, разрешено организовывать профсоюзы и политические партии). В Ивано-Вознесенске был создан новый орган власти – Совет уполномоченных депутатов. Раскрыть типы появившихся политических партий: традиционалистские («Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» и др.), либеральные (октябристы, кадеты), революционные (анархисты, социал-демократы, эсеры и т. д.). Буржуазия получила широкую возможность участия в политической жизни страны. Улучшилось материально-правовое положение трудящихся. Крестьяне добились отмены выкупных платежей. Необходимо подчеркнуть, что в ходе революции были созданы предпосылки для проведения аграрной реформы, которые способствовали дальнейшему развитию буржуазных отношений в деревне. Второй вопрос начинается с рассмотрения причин, породивших массовое недовольство россиян к началу 1917 г. поражения на фронте в войне с Германией, гибель миллионов людей, экономический и продовольственный кризисы. Необходимо выделить деятельность революционных агитаторов, которые использовали все промахи правительства для дискредитации правящих верхов. Далее следует проследить динамику революционных событий от первых забастовок в Петрограде до образования Временного правительства. Выявить характер и движущие силы революции. Рассматривая факт свержения самодержавия, необходимо показать, каким образом Николай II пытался обуздать революционную стихию. Дать оценку действиям императора. Обратить внимание на то, что с требованием к Николаю II отречься от престола выступили лидеры либеральных партий без участия и ведома социалистов. При подготовке третьего вопроса необходимо, прежде всего, охарактеризовать деятельность Временного правительства. Выяснить причины, из-за которых оно не смогло решить насущных вопросов российского общества. Выделить особый период в истории России – двоевластие, при котором Временное правительство было вынуждено согласовывать действия с Петроградским Советом. Раскрыть динамику падения авторитета буржуазного правительства и вместе с тем показать рост влияния социалистических партий, где ведущую роль играли большевики во главе с В. И. Лениным. Рассматривая события октября 1917 г., отметить четкость и слаженность действий большевиков при разработке, подготовке и проведении восстания, захвате ключевых позиций Петрограда. Показать, как большевики, придя к власти, сразу же смогли привлечь симпатии основных общественных классов, провозгласив декреты «О мире», «О земле» и др. В четвертом вопросе семинара необходимо выявить причины гражданской войны. Показать, что свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания, экономические и социально-политические мероприятия Советского правительства восстановили против него дворян, буржуазию, состоятельную интеллигенцию, офицерство. Освещая ход гражданской войны, необходимо показать своеобразие гражданской войны в России, заключавшееся в тесном переплетении внутриполитической борьбы с иностранной интервенцией, выявить причины поражения «белых». Определить значение мер, которые стали залогом победы «красных»: переход к всеобщей воинской повинности, введение института военных комиссаров, установление жесткой дисциплины, единое командование, политика «военного коммунизма» и др. Практическая часть 1. Подготовить таблицу «Экономическое состояние России на период 1905–1917гг». Методические рекомендации к практической части При выполнении практической части студентам необходимо сконцентрировать свое внимание на основополагающих идеях различных исторических эпох, касающихся этнологии. Фактически, составление подобного материала может служить проверкой «багажа» знаний, полученных студентами в ходе освоения курса «Специальные исторические дисциплины». Задания для самостоятельной работы студентов 1. Дать историческую оценку революции 1905 г. 2. Охарактеризовать политического значение для российской империи революции 1917 г. Методические рекомендации по выполнению СРС При подготовке к практическому занятию студентам необходимо проработать лекционный материал, добавив его информацией из учебников и учебных пособий. Кроме того, студентам необходимо подробно проработать материалы сети Internet. Тезисное конспектирование работы В. И. Ленина Империализм как высшая стадия Капитализма. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|