Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общий обзор инстинктов




Что мы понимаем под «сексуальным инстинктом»? В общем и целом, этот инстинкт такой же, как и все остальные инстинкты и его отличают определенные характеристики. До психоанализа исследователи насчитывали множество всевозможных инстинктов- инстинкт самосохранения материнский инстинкт, сексуальный инстинкт, инстинкт размножения, стадный инстинкт, стремление к знаниям и тому подобное. Однако, при более внимательном изучении становится ясно, что нет необходимости выделять так много разных инстинктов. Их можно разделить на две большие группы: сексуальные инстинкты или инстинкты жизни и разрушительные инстинкты или инстинкты смерти. Психологические аспекты инстинктов трудны для понимания, потому что инстинкты находятся на грани психологии и биологии. Поэтому их следует изучать с двух точек зрения, — с биологической, что является задачей биологов, и с психологической, чем мы и будем заниматься. Естественно, психологические исследования основываются на психологических фактах и отталкиваются от них. Эти факты являются источником информации о природе инстинктов.

Инстинкт — это биологическое явление, у которого есть психологические представители. Лишь изучая их, мы можем понять природу инстинктов. В предыдущих главах мы узнали, что психическими представителями инстинктов являются бессознательные импульсы, стремления, желания, идеи и фантазии, эмоционально связанные друг с другом. Они стремятся войти в сознание в виде подсознательного материала и реализоваться в действиях. С биологической точки зрения, инстинктивные силы, движущие силы психологических представителей, можно привести к общей формуле постоянной стимуляции, возникающей главным образом в результате изменения уровня гормонов, продуктов деятельности эндокринных желез. Таким образом, инстинкт представляет собой биологический раздражитель, который принуждает организм к определенным реакциям. Реакция человека на внешний раздражитель очень простая и ясная либо раздражитель принимается и каким-то образом ассимилируется, либо отвергается с помощью защиты или бегства. Если же раздражитель является внутренним — например, инстинкт — то от него невозможно защититься или убежать, как от внешнего раздражителя. Наиболее простая и примитивная реакция на такой внутренний раздражитель — это деятельность, ведущая к адекватному удовлетворению. Голод и жажда, например, могут быть удовлетворены только с помощью еды и питья; сексуальные потребности — только с помощью сексуальной активности. Инстинкт порождает в центральной нервной системе напряжение, которое распространяется по всему организме: это напряжение по природе своей требовательно, ему невозможно сопротивляться и оно постоянно повторяется. То есть интенсивность возбуждения постоянно нарастает, а затем спадает после удовлетворения инстинкта, энергия которого расходуется в процессе удовлетворения. До удовлетворения человек беспокоен и напряжен, а после удовлетворения беспокойство, возбуждение и напряжение уменьшается или исчезает. Как только голод удовлетворен, человек уже не хочет есть; после сексуального удовлетворения человек отворачивается от своего объекта, а после взрыва ярости человек становится опустошенным и спокойным. Другими словами, после удовлетворения инстинктов, человек отворачивается от их целей и потребностей, он стремиться к покою. Через некоторое время, этот процесс начинается заново; напор инстинктов усиливается, внутреннее напряжение возрастает, уже невозможно сопротивляться стремлению к удовлетворению, а как только цель достигнута, снова появляется внутренняя пустота и стремление к покою. Также можно описать этот непрерывно повторяющейся процесс следующим образом - человек стремиться от состояния покоя через беспокойство снова попасть к покою, словно в инстинктивной жизни доминирует компульсивное повторение. В компульсивном повторении выражается стремление повторить нечто, пережитое в прошлом и все еще тяготящее психические структуры, чтобы инстинктивный раздражитель мгновенно разрядился и можно было бы снова достичь состояния покоя. Компульсивное повторение стремится освободить психические структуры от тревожащих инстинктивных раздражителей, от возбуждения, стремится сохранить состояние низкого напряжения.

Это компульсивнос повторение, общее для всех инстинктов, позволяет нам понять факт, который уже упоминался то. что каждый невротический симтом — это более раннее состояние, которое переживается заново, то, что дети без устали повторяют одну и ту же игру, то, что при определенных умственных расстройствах появляется стереотипное поведение и так далее. Компульсивное повторение можно сравнить с инерцией неживой материи.

Помимо компульсивного повторения (и независимо от него) инстинктивное жизнью правит принцип удовольствия-неудовольствия. Этому принципу противостоит принцип реальности. Если человек голоден, но у него нет денег, чтобы купить еды, он может почувствовать искушение украсть, чтобы утолить голод. Большинство людей сдерживаются, потому что иначе они вступят в конфликт с законом и, кроме того, возможно остается надежда добыть еду как-то еще. Поскольку голод — очень настойчивое и неприятное чувство, то причины его подавления должны быть крайне важными. Мы только что видели, что это за причины: с одной стороны, страх наказания; с другой стороны, надежда на удовлетворение в будущем. Эти рациональные мотивы принуждают человека принять в расчет реальные обстоятельства, сравнить предполагаемое удовольствие с последствиями удовлетворения и, если потребуется, отложить его. Люди, способные ограничите свои стремления и знающие, как отложить удовлетворение своих потребностей и желаний, действуют в соответствие с принципом реальности.

Нам постоянно приходиться уступать реальности. Для этого требуется отложить удовлетворение или даже от него отказаться. Чем лучше организация эго, чем лучше оно способно переносить неудовольствие и оценивать результаты действий, чем свободнее оно принимает решения, тем больше его функционирование соответствует принципу реальности. Таким образом принцип реальности служит интересам эго.

Принцип удовольствия-неудовольствия, напротив, служит инстинктам, прямому проявлению бессознательного ид. Инстинкт порождает напряжение, которое сопровождается отчасти приятными, а отчасти неприятными чувствами. Это особенно верно по отношению к сексуальному инстинкту. Эрекция, например. приятна и болезненна одновременно. По мере возрастания сексуального возбуждения, возрастает и напряжение и становится совершенно неприятным. Это состояние становится настолько непереносимым, что человек вынужден разрядить напряжение и освободиться от болезненных чувств. Но расслабление наступает только если удовлетворение было адекватным и приносящим удовольствие. Боль от напряжения, которая сопровождает усиление интенсивности инстинктивных влечений меняется, как только наступает разрядка, на удовольствие от расслабления. Короче говоря, инстинкт стремится от исходного неудовольствия к удовольствию.

Принцип удовольствия-неудовольствия указывает на возрастающую интенсивность инстинктивных требований и разряжает блокированную энергию. Его задача очень важна, поскольку он регулирует распределение инстинктивной энергии и играет роль экономического фактора в психической жизни. Он регулирует течение эмоциональной жизни и защищает психические структуры от слишком силь ных напряжений. Если возникает психическая болезнь, то регулирующая функция этого принципа нарушается

Можно возразить, что компульсивное повторение тоже ведет к разрядке инстинктивных энергий, и поэтому нет смысла отделять компульсивное повторение от принципа удовольствия-неудовольствия. Однако, нетрудно заметить, что компульсивное повторение — это просто стремление к покою, в то время как принцип удовольствия-неудовольствия стремится избежать боли и достичь удовольствия, очевидно, что эти два принципа не зависят друг от друга и компульсивное повторение функционирует и «за пределами принципа удовольствиях.

Эти два принципа управляют инстинктивной жизнью компульсивное повторение и принцип удовольствия-неудовольствия. Когда они проявляются в чистой форме, они не зависят друг от друга и преследуют разные цели. Если человек контролируется принципом удовольствия-неудовольствия, то он всегда ищет новые впечатления, стремится контактировать с другими людьми, приветствует новые переживания, живет ради богатого разнообразия и новизны — он создает нечто новое. Выражаясь простым языком, можно сказать, что человек наслаждается жизнью во всех ее проявлениях.

Если человек находится во власти компульсивного повторения, он живет в прошлом, повторяя более ранний опыт. Он не ищет новых ощущений и избегает новых впечатлений, предпочитая повторять старые идеи и реакции и цепляться за них. Он консервативен во всех аспектах, а принцип удовольствия-неудовольствия заставляет двигаться к новому опыту, создавая, таким образом, прогресс в жизни. Результатом компульсивного повторения является состояние полного покоя, достигаемое не обязательно с помощью приятного опыта (как при принципе удовольствия-неудовольствия), но и с помощью неприятного.

Таким образом, те инстинкты, которые находятся под контролем принципа удовольствия-неудовольствия, можно назвать инстинктами жизни, поскольку они стремятся к новым переживаниям и порождают влечение одного человека к другому, создавая новую жизнь. Среди них и сексуальные инстинкты, удовлетворение которых приносит величайшее удовольствие. Поскольку сексуальные инстинкты выражаются не только в физическом влечении и создании детей, но и в высокой, нежной любви, инстинкты жизни можно сравнить с могущественных платоновским «Эросом». А те инстинкты, которые находятся под контролем чистого компульсивного повторения, избегают нового опыта и крайне консервативны; они стремятся к прошлому и работают против инстинктов жизни, которые рвутся к новому опыту. Они жаждут вечного покоя, что часто находит крайнее выражение в самоубийстве. Эти инстинкты можно назвать разрушительными или инстинктами смерти.

Есть определенное сходство между компульсивным повторением и законом инерции, который правит в мире неживой материи. Любая неорганическая материя имеет тенденцию оставаться в определенном стабильном состоянии или возвращаться к этому состоянию. Компульсивное повторение соотноситься с этим физическим законом, отражая консервативную природу некоторых инстинктов. Фрейд сформулировал гипотезу (обоснование которой слишком сложное, чтобы привести его здесь), что органическая материя произошла из неорганической; в неживой материи зародилась жизнь, благодаря некоему неизвестному космическому влиянию. После того, как живая материя развилась из неживой, в ней осталась тенденция к возвращению в прежнее состояние полного покоя, что идентично смерти. Однако ретрогрессивному процессу препятствуют сексуальные инстинкты или инстинкты жизни, которые стремятся создать новую жизнь. Инстинкты смерти стремятся к состоянию полного покоя; инстинкты жизни стремятся к новым переживаниям и нарушают покой. Как мы увидим позже, инстинкты смерти можно также, по определенным причинам, назвать инстинктами эго.

Как правило, ни инстинкты жизни, ни инстинкты смерти не проявляются в чистой форме, независимо друг от друга; они переплетены и результат их взаимодействия — явление, которое называется жизнью.

На первый взгляд разделение инстинктов на инстинкты жизни и смерти может показаться странным. Однако оно оказывает нам неоценимую помощь в понимании многих явлений, которые не поддавались иной расшифровке. По меньшей мере это разделение является очень удобной гипотезой, и пока что мы не можем без нее обойтись.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных