ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Фаллическая организацияЕще в период кормления гениталии обретают возбудимость эрогенных зон. Ребенок получает удовольствие от стимуляции гениталий и лишенные предубеждений врачи и няньки наблюдали инфантильную мастурбацию. Однако гениталии обретают свою специфическую важность, лишь когда первые две фазы были более-менее пройдены, и гениталии превратились в ведущую сексуальную зону. По мере того, как отдельные эрогенные зоны постепенно теряют свою возбудимость, при нормальном развитии она переходит к гениталиям. Инстинктивные компоненты поглощаются гениталиями и интегрируются в единстве генитальной функции (amphimixis, согласно Ференци). После подросткового возраста ранние фазы развития выражаются в подготовительных действиях, то есть в предварительном удовольствии, в разглядывании, прикосновениях, объятиях и поцелуях. Они служат для того, чтобы стимулировать генитальное влечение и достичь окончательного удовлетворения с помощью генитальной разрядки. Таким образом гениталии становятся центральным органом разрядки либидо. Однако, в детстве не бывает оргазма во взрослом смысле слова, поскольку все еще не производится семенная жидкость и, конечно же, отсутствует эякуляция. Сексуальное удовлетворение достигается с помощью мастурбации и кульминацией его является секреция уретральных желез у мальчиков и, возможно, вагинальная секреция у девочек. Фаза организации либидо, в которой гениталии, поглощая инстинктивные компоненты, становятся центральным сексуальным органом, начинается примерно на третьем году жизни и длиться до пятого или шестого года; эта фаза называется фаллической. Она называется фаллической, потому что у мальчиков ведущей сексуальной зоной становиться пенис, а у девочек — клитор, аналогичный мужскому половому органу. Таким образом, на этой стадии для обоих полов орган один и тот же, — пенис. Вначале мальчик знает лишь свой собственный сексуальный орган, который он очень высоко ценит, как величайший источник удовольствия. Вследствие этого, он приписывает пенис всем живым существам, включая женщин, и даже неживым объектам. В этой фазе его сексуальные влечения разряжаются с помощью генитальной мастурбации; теперь его сексуальные влечения обрели определенно активный мужской характер. Параллельный процесс у девочек не столь ясен. Клитор параллелен пенису в эволюционном смысле. Из этого следует вывод, что он является источником сходных сексуальных ощущений. В инфантильно-генитальной фазе девочки мастурбируют клитор. Таким образом, они тоже проходят через «фаллическую» фазу, но она длится очень недолго. В этот период сексуальность девочки также активна, как и сексуальность мальчика. Поскольку ее «мужской» орган, клитор, представляет собой всего лишь рудиментальный пенис, «мужские» стремления девочек никогда не достигают такой же интенсивности, как у мальчиков. Как я узнал из анализа, в раннем детстве многие девочки мастурбируют вульву. Одна из моих пациенток рассказала фантазию, которая была у нее между четырьмя и пятью годами: ей в гениталии завинчена бутылка. В этой фантазии бутылка являлась символом пениса-груди'. Похоже, что сексуальные ощущения в вульве конкурируют с ощущениями в клиторе, и потому с самого начала ограничивают «мужские» (клиторные) ощущения у девочек. Однако, нужно подчеркнуть, что у девочки еще нет ясного представления о генитальном отверстии; она путает его с анусом и со ртом. Эрегированный фаллос стремится войти в отверстие, а отверстие — вагина, анус и рот — стремится принять что-либо. Мужская цель активна; женская цель пассивна. Таким образом, активность и пассивность определяется анатомической структурой органов размножения. Мальчик также долгое время не знает, что сексуальное и анальное отверстие у женщин отдельны; даже многие взрослые мужчины не имеют ясного представления об анатомических фактах. К тому же у мальчика генитальное ощущение перепутано с анальным. Таким образом, в детстве в сексуальную жизнь мальчика проникают импульсы с пассивной целью, а в сексуальную жизнь девочек — с активной. Но у девочек пассивные цели одерживают верх над активными, а у мальчиков наоборот. (Концепцию активности и пассивности мы позже обсудим более подробно.) Таким образом в фаллической фазе все еще можно ясно заметить идентичность развития у обоих полов. Этот вывод, основанный на психическом поведении, подтверждается последними эндокринологическими исследованиями, которые обнаружили мужские гормоны в женских яичниках и женские гормоны у мужчин. Бисексуальность сохраняется в течении всей жизни. В детстве и в подростковый период она более заметна, чем в зрелости; если развитие идет нормально, в дальнейшем она исчезает из виду. Часто бисексуальность скрывается за дружбой, общественной деятельностью и так далее. Если гетеросексуальная энергия по какой-то причине блокирована, автоматически появляются гомосексуальные влечения. Хорошо известно распространение гомосексуальности в армии и в тюрьме. Гомосексуальный компонент всегда можно найти в симптомах невротической болезни. Эдипов комплекс В фаллической фазе ребенок впервые выбирает ясно определенный сексуальный объект. Теперь его сексуальные чувства сочетаются с образом этого объекта; фантазии о нем сопровождаются мастурбацией. Это порождает в нем ранние конфликты. Однако, конфликты возникают не внезапно, они существовали и до ' Однако, эта фантазия могла быть вызвана искусственной стимуляцией. В раннем детстве у пациентки было генитальное заражение и несколько лет ее лечил и обследовал врач. фаллической фазы. Первый конфликт ребенок переживает, когда жадные требования ограничиваются матерью или няней, затем его приучают к чистоте и сдерживают его агрессивность, и это также вызывает конфликты. Однако эти конфликты возникают главным образом в борьбе с внешним миром, в то время как у «сексуального» конфликта фаллической фазы нет внешней причины. Он развивается как бы сам собой, изнутри, и направляет его фактор наследственности. Сменились бесчисленные поколения и реальный, внешний конфликт превратился во внутренний, психический. Этот конфликт относится к сфере так называемого эдипового комплекса. Термин «эдипов комплекс» заимствован из впечатляющей легенды, повествующей о том, как Эдип убил своего отца, женился на своей матери и она родила ему детей. За это боги сурово наказали его. Рассказанное в этой древней легенде когда-то было реальностью; сегодня это лишь психическая склонность, воплощающаяся в фантазии. В период между третьим и пятым годом жизни эдипов комплекс достигает высшей точки. Вот самая простая и схематическая форма эдипова комплекса: мальчик любит свою мать и ненавидит отца. Если бы мальчик только ненавидел отца и не любил бы его в то же время — то есть если бы не было бисексуальности — конфликт был бы намного проще. Тогда можно было бы проявить открытую враждебность по отношению к отцу и конфликт стал бы чисто внешним. Однако, на самом деле, не только страх перед отцом, но и это двойственное отношение усиливает конфликт и создает важнейшую основу для развития эдипова комплекса. Эдипов комплекс — это психическая конфигурация, которая возникает в определенный период развития, а затем ослабевает. Любые попытки принизить или отрицать важность этого комплекса терпят неудачу перед лицом фактов. У эдипова комплекса несколько форм. Мы выделяем две основные формы — полный эдипов комплекс и перевернутый. Полный эдипов комплекс может быть позитивным или негативным. При полной позитивной форме мальчик любит мать, в фантазии узурпирует место отца и изгоняет его. При перевернутой форме, он ненавидит мать и любит отца. Такая простая позитивная форма встречается крайне редко. В неврозах мы находим множество различных комбинаций. Эдипов комплекс формирует бессознательное ядро любого невроза, и вокруг него вращаются все остальные комплексы и фантазии. Возникает искушение описать специфические формы эдипова комплекса, как характеристики соответствующих неврозов. Однако, пока что мы не можем этого сделать, поскольку, во-первых, в каждом конкретном случае мы недостаточно знаем историю развития, и, во-вторых, не всегда можно различить формы эдипова комплекса, поскольку существует множество смешанных форм. В некоторых случаях создается впечатление, что в начале Эдипов комплекс был нормальным (простая, позитивная форма), но в раннем возрасте свернул на другой путь его форма стала ненормальной, сохранились некоторые склонности из предыдущего периода. Я особенно ясно видел это в тех случаях, когда любовь превращалась в ненависть, потому что мальчик разочаровался в матери. Результатом этого явилась перевернутая эдипова склонность, которая развилась в отвращение к женщинам и любовь к мужчинам, то есть в одну из форм гомосексуализма. Мальчик также может идентифицировать себя с матерью и, таким образом, полюбить отца. Однако, обычно мальчик идентифицирует с отцом, девочка — с матерью. В результате такой идентификации усиливается мужественность мальчика и женственность девочки. Не вполне ясно, каким образом ребенок идентифицируется то с родителем одного с собой пола, то противоположного. Был сделан вывод, что существует биологическая основа бисексуальности, которая позволяет идентифицироваться, то с мужскими стремлениями, то с женскими.В любом случаем, на содержании и форме невроза отпечаталась форма эдипова комплекса. В других обычных разновидностях эдипова комплекса появляются лица, заменяющие родителей, например няни или старшие братья и сестры, на которых фокусируются все основные стремления эдипова комплекса. Можно предположить, что эдипов комплекс не развивается у детей, в раннем возрасте потерявших одного или обоих родителей. Но опыт показывает, что в таких случаях дети создают родителей в фантазии и развивают по отношению к этим фигурам из фантазии отношение эдипова комплекса. Например, если у ребенка нет отца, он создает в фантазии отца, которому приписывает почти божественные качества. Если же отец жив, но он слабый человек, часто случатся, что ребенок находит какого-нибудь твердого человека и, в фантазии, заменяет им своего слабого отца. Сходным образом, ребенок может нафантазировать так называемый «семейный роман», лейтмотивом которого будет то, что на самом деле у него совсем другие родители. Различные вариации этой темы встречаются в волшебных сказках. Позже мы рассмотрим, как преодолевается эдипов комплекс. Пока что мы лишь укажем, что при успешном сексуальном развитии, в латентный период эдипов комплекс фактически замирает и вновь разгорается только в подростковом возрасте, когда усиливается либидо. Затем развивается суровый конфликт зрелых сексуальных инстинктов, и психическое здоровье или болезнь зависит от исхода этого конфликта. Комплекс кастрации В фаллической фазе инстинктивная жизнь усложняется еще одним новым фактором. Реакцией на инцестуозное желание, содержащееся в эдиповом комплексе, является страх потерять пенис. Идеи, окружающие этот страх и связанные с ними эмоции, называются комплексом кастрации. Помимо страха кастрации (страха потерять пенис) может существовать также желание потерять пенис, даже чувство, что он потерян, поэтому мы различаем активный и пассивный комплекс кастрации. Отлучение от груди и дефекацию можно рассматривать как истоки комплекса кастрации. Поскольку в ранний период развития материнская грудь представляется младенцу частью собственного тела, нетрудно понять что удаление груди (отлучение) младенец воспринимает, как потерю части себя. Анализ пациентов, поздно (в возрасте трех лет) отлученных от груди, подтверждает это предположение. Фактически, такие дети воспринимают удаление материнской груди, как потерю, как незаживающую рану, нанесенную эго. То же самое верно и относительно дефекации, за тем лишь исключением, что содержимое кишечника действительно принадлежит эго, в то время как материнская грудь принадлежит эго только в психическом смысле. Опыт подобных потерь подготавливает почву для идеи о потере пениса, то есть для комплекса кастрации. Иногда случается, что рождение, отделение от матери, в ретроспективной фантазии принимает форму «кастрации». Некоторые авторы приравнивают все эти реальные или вымышленные потери к настоящей кастрации. Однако, если настолько расширить концепцию комплекса кастрации, то полностью теряется ее специфическое значение. Бессознательное стремится заменить один комплекс идей другим. Например, потеря объекта или незначительная травма, в бессознательном может обрести значение кастрации. Но все эти травмы бессознательное использует лишь в качестве представлений о кастрации. Чтобы концепция комплекса кастрации не потеряла смысл, нужно понимать ее генитально, несмотря на то, что она может символически выражаться в самых разных потерях и травмах, например, в перезании пуповины. Ребенок разряжает сексуальное напряжение эдипова комплекса с помощью мастурбации. Когда ребенок концентрируется на гениталиях, кто-то из б\изких часто угрожает ему кастрацией. Обычно угроза кастрации исходит от женщины, которая заботится о ребенке; однако, она может сделать свою угрозу более весомой, упомянув, что отец его накажет. В первый раз мальчик не реагирует на эту угрозу. Позднее, когда он замечает, что у девочек действительно нет пениса, старая угроза оживает. Однако, похоже, что для пробуждения комплекса кастрации нет необходимости в личном опыте. Ведь в истории человечества был период, когда символическая кастрация использовалась в религиозных обрядах сразу после рождения или в подростковом возрасте, и до сих пор существуют народы, придерживающиеся подобных обычаев. Комплекс кастрации является наследственным. как и эдипов комплекс. Благодатной почвой для комплекса кастрации является интерес ребенка к различиям полов. Вначале мальчик считает, что все человеческие существа являются мужчинами, у всех есть пенис. Он испытывает страшное разочарование, обнаружив, что у девочки нет пениса. Он считает, что она была кастрирована, и — если ему угрожали кастрацией или если комплекс кастрации спонтанно пробудился — он боится, что тоже самое может случиться и с ним. Однако он не может примириться с тем, что я у его матери нет пениса. Поэтому он фантазирует, что у взрослой женщины пенис скрыт внутри тела (фантазия о «фаллической матери»). Если он не сумеет отказаться от концепции женщины-гермафродита, в будущем он будет разочаровываться в женщинах и отвергать их. как сексуальные объекты. Часто, поняв, что у женщин нет пениса, мальчик начинает презирать их. Он гордится своим пенисом и рассматривает девочек, как низших существ. Однако, в результате бисексуальности, мальчик может и принять кастрацию. Это происходит, если преобладают пассивные женские склонности. В таком случае, у него появляется чувство неполноценности, которое наносит страшный удар по его мужественности; он может стать женственным, гомосексуальным или пассивным. (Естественно, комплекс кастрации не является единственным источником чувства неполноценности). С другой стороны, те же склонности могут привести к сверх-компенсиции задетой мужественности. Тогда мальчик становится крайне гордым и дерзким и всеми силами протестует против воображаемой угрозы кастрации. Если мальчик примет идею «кастрированной матери», у него может появиться жалость к ней и желание защитить. Недавно пациентка рассказала очаровательную историю: однажды она была расстроена и ее семилетний сын попытался утешить ее, сказав: «Не волнуйся, я отдам тебе свой пенис». У девочек комплекс кастрации называется завистью к пенису. Чтобы компенсировать отсутствие пениса, девочка либо фантазирует, что у нее есть пенис, либо считает, что он был отрезан и потом отрастет снова. Большинство женщин видят в менструальных кровотечениях доказательство своей «кастрации» и очень от этого расстраиваются. Мальчик будет чувствовать себя неполноценным, если смириться с кастрацией, а девочка будет чувствовать себя неполноценной, если не отбросит зависть к пенису. Если она восстанет против предполагаемой кастрации, у нее разовьется так называемый «мужской комплекс» и, во многих случаях, она будет вести себя. как мужчина. Точно также, как мальчик, смирившись с «кастрацией», становится женственным, девочка, восстав против «кастрации», становится мужественной. Однако, как правило, девочка отказывается от желания обладать пенисом, и оно заменяется желанием родить ребенка. Таким образом, любые нарушения в фаллической фаз», могут решительно повлиять на отношение ребенка к своим гениталиям. Если комплекс кастрации не проявился до тех пор, он пробудится; если этот комплекс уже существует, реакцией ребенка будут связанные с ним склонности и фантазии. То, каким образом ребенок обуздывает свою инфантильную сексуальность и справляется с комплексом кастрации, решающим образом повлияет на его здоровье и характер. Если не преодолеть этот комплекс, он будет играть важную роль в структуре невроза. Мы встречаем его в любом неврозе (хотя проявления бывают самыми разными), где они играют важную роль при формировании симптомов.
Фантазии Вопрос о том, чем мужчина отличается от женщины, который формируется с возникновением комплекса кастрации, тесно связан с другим беспокоящим детей вопросом: откуда берутся дети.3 Интерес ребенка к этим проблемам называется инфантильным сексуальным исследованием или любопытством. У детей возникают самые разные идеи относительно родов. Фантазируя о родах, они пытаются удовлетворить инфантильное сексуальное любопытство, пытаются по-своему ответить на беспокоящие вопросы. В фаллической фазе самой распространенной фантазией является «водяная теория». (Сказка о том. что аист принес ребенка или пруда — вариант этой теории4). Эта фантазия связана с мочеиспусканием, поскольку в фаллической фазе мочеиспускание играет важную роль в сексуальном удовлетворении. Большинство детей сомневаются, что сказка про аиста — правда, однако они еще не способны сформировать верную концепцию обстоятельств появления на свет. Поэтому они, в зависимости от возраста и склонностей, разрабатывают различные варианты фантазий о рождении. Если доминирует оральный компонент сексуального развития, тогда появляется фантазия о рождении через рот. Эта фантазия отражена в некоторых религиозных обрядах Если особенно силен анальный компонент, возникает идея, что ребенок родился через анус Как упоми- 4 Сказка про аиста удовлетворяет любопытво ребенка. В сказке аист приносит ребенка из озера и кусает мать за ногу. Вода это символ материнской утробы (амниотическая жидкость), а «укус за ногу» — это символическая кастрация. Таким образом ребенок узнает, как появилось различие полов ребенок. налось выше, ребенок еще не знает, что помимо анального отверстия есть особое сексуальное отверстие, он думает, что это одно и то же (теория клоаки в применении к женским гениталиям и к родам). Некоторые придерживаются подобных взглядов до подросткового возраста и даже позже. Эти теории также проявляются в содержании неврозов. Детские фантазии многочисленны и разнообразны. Фантазии конкретных людей различаются настолько, насколько они зависят от реальных событий. Однако существуют типичные фантазии, с помощью которых ребенок, в соответствии со своей предрасположенностью, реагирует на определенные переживания. К ним, например, относятся вышеупомянутые «семейный роман» и «мать с пенисом». Кроме того мы знаем, что существуют фантазии, которые не основываются на реальном опыте. Они развиваются как бы сами собой, они являются наследственными и потому называются «первичными фантазиями.» Для бессознательного безразлично, является ли опыт реальным или нет А фантазия — это тоже опыт. Однако, в большинстве случаев определенные реальные переживания вплетены в фантазии и формируют индивидуальную основу первичных фантазий. Часто случается, что реальное событие вплетается в фантазию только через несколько лет после того, как оно произошло. Мы уже узнали об определенных первичных фантазиях, например о кастрации и рождении. К этой же категории принадлежит фантазия о подслушивании родительского коитуса, фантазия о соблазнении взрослым я фантазия о материнской утробе. Относительно первой фантазии можно сказать, что у множества детей имеется возможность стать свидетелями родительского коитуса. Однако некоторые пациенты, которые совершенно точно никогда не наблюдали половой акт родителей, утверждают, что помнят такой случай. Анализ показывает, что подобные «воспоминания» являются фантазиями, принадлежащими к вышеупомянутым первичным фантазиям. То же самое верно и относительно соблазнения взрослыми. Многие дети действительно пострадали от подобной травмы, однако многие другие не имели подобного опыта, но считают, что он был. А то, что фантазии о внутриутробной жизни вряд ли могут быть настоящими воспоминаниями, едва ли нуждается в доказательствах. Почему возникают подобные фантазии — это само по себе проблема. Фантазия о соблазнении взрослым может происходить и-з бессознательных воспоминаний ребенка о том, как о нем заботились в раннем детстве. Мать или няня заботится о ребенке, снова и снова стимулируя его, его рот, чувство обоняния, ягодицы, кожа и гениталии возбуждаются. Он пассивно воспринимает все эти стимуляции Постепенно ребенок лишается такой заботы о своем теле и ему хочется, чтобы эти приятные переживания возобновились Фантазируя, он повторяет их и удовлетворяет свою инфантильную сексуальную потребность. Фантазия о подслушивании родительского полового акта, по всей видимости происходит из «инфантильного сексуального исследования». Эти фантазии могут проявиться более интенсивно в тех случаях, когда любопытство не получает реального удовлетворения. Происхождение и смысл фантазии о внутриутробной жизни — еще более запутанная проблема. Здесь особенно эффективны определенные факторы, которые встречаются и в других фантазиях. У этих фантазий несколько значений тоска по матери, бегство к ней от трудностей жизни, отождествление с матерью (для мальчика это движущая сила, толкающая его к гомосексуализму), сексуальное любопытство и так далее. Рассматривая эти фантазии легко не обратить внимания на то, что они появляются тогда, когда нет настоящего удовлетворения. Сама потребность создает удовлетворение в форме фантазий, которые для бессознательного не менее реальны, чем внешний опыт. Другими словами, если потребность не удовлетворяется в реа\ьности, тогда человек создает соответствующий опыт в фантазии. Это не случайный опыт, он всегда определяется фазой развития организации либидо. Каждая либидозная фала обладает собственными методами, собственным языком. На каждой фазе развития инфантильная потребность адекватно выражается в фантазии. Поскольку инфантильная психическая жизнь является частью бессознательного, фантазия служит для выражения бессознательных стремлений и желаний. Если эти инфантильные фантазии сохраняются и становятся активными в более поздний период, тогда они становятся частью невротического симптома и поставляют материал для его бессознательного содержания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|