Построение матрицы ADL-LC и обоснование стратегии для 2-3-х товаров предприятия отрасли, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла
Определим позицию ОАО «Белшина» относительно конкурентов на рынке шин на примере одной из классических моделей стратегического позиционирования – матрицы, разработанной консалтинговой компанией Артура Д. Литтла (модель ADL/LC).
Согласно концепции жизненного цикла отрасли, которой придерживаются специалисты ADL, она в своем развитии, как правило, проходит последовательно четыре стадии: зарождение, рост (или развитие), зрелость, старение. Основное положение модели ADL/LC состоит в том, что и отдельно взятый вид бизнеса любой корпорации может находиться на одной из указанных стадий жизненного цикла, и, следовательно, его нужно анализировать в соответствии именно с этой стадией.
Помимо последовательной смены стадий жизненного цикла отрасли может меняться и конкурентное положение одних видов бизнеса относительно других. Вид бизнеса может занимать одну из 5 конкурентных позиций: доминирующую, сильную, благоприятную, прочную или слабую. Хотя иногда называется ещё одна позиция (шестая) – нежизнеспособная, которая, правда, чаще всего не рассматривается.
Каждый вид бизнеса анализируется отдельно для того, чтобы определить стадию развития соответствующей отрасли и его конкурентное положение внутри неё.
Сочетание двух параметров – 4 стадии жизненного цикла производства и 5 конкурентных позиций – составляют так называемую матрицу ADL, состоящую из 20 ячеек. По оси Y в модели ADL откладывается стадия зрелости отрасли бизнеса, а по оси X – конкурентное положение вида бизнеса.
Таблица 2.5 – Обобщенная таблица предлагаемого компаниями ассортимента шин
Показатель
| Белшина
| Continental
| Nokian
| 1 Количество позиций, шт.
|
|
|
| 2 Средняя цена, тыс.р.
|
|
|
| 3 Количество представленных брендов, шт.
|
|
|
| 4 Бренды, представленные только в данной компании
| Белшина
| Continental
| Nokian
| 5 Доля несовпадающего ассортимента в общем ассортименте, %
| 6,6
| 0,9
| 1,4
| 6 Доля совпадающего ассортимента в общем ассортименте, %
| 93,4
| 99,1
| 98,6
|
По ассортименту же предлагаемых шин лидирующее место занимает компания «Continental», что обусловлено достаточно широким ассортиментом. Однако ОАО «Белшина» обладает наибольшей долей несовпадающего ассортимента. Это с учетом насыщенности рынка крупных бытовых товаров дает большой плюс ОАО «Белшина», так как она может предложить клиенту в широком ассортименте марки пылесосов, которые не представлены у других фирм-конкурентов.
Исходя из анализа, проведенного выше можно сделать выводы, что ОАО «Белшина» немного проигрывает своим конкурентам, занимая прочное положение на зрелом рынке. «Continental» и «Nokian» занимают соответственно заметное и сильное положение. Таким образом, используя матрицу ADL/LC, сделаем окончательный вывод о положении конкурирующих компаний с учетом стадии развития рынка (рисунок 2.1).
Стадия жизненного цикла отрасли
|
| Слабое
| Прочное
| Заметное
| Сильное
| Ведущее
| Рождение
|
|
|
|
|
| Развитие
|
|
|
|
|
| Зрелость
|
| Белшина
| Continental
| Nokian
|
| Старение
|
|
|
|
|
| Относительное положение на рынке
| Рисунок 2.1 – Стратегическое позиционирование конкурентов на рынке
Согласно теории Артура Д. Литлла, для компаний занимающих прочное положение на зрелом рынке естественное развитие может быть осуществлено через следующие стратегии:
1. Обратная интеграция
2. Развитие бизнеса за рубежом
3. Развитие производственных мощностей за рубежом
4. Экспорт той же продукции
5. Прямая интеграция
6. Лицензирование за рубежом
7. Методы и функции эффективности
8. Новые продукты/те же рынки
9. Те же продукты/новые рынки
10. Те же продукты/те же рынки
Учитывая предложенные стратегии, остановимся на повышении конкурентоспособности при помощи стратегии «Новые продукты/те же рынки».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|