Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ




Евгений Ильич Лысенко

 

Учебное издание

 

Редактор

Техн. редактор

Корректор

 

Темплан 2000 г. поз.

ЛР №____________________ Подписано в печать

Формат 60×84×1/16

Бумага белая. Ризограф. Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ

 

Редакционно-издательский центр

Ростовского государственного строительного университета

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

 

© Ростовский государственный

строительный университет, 2000


ВВЕДЕНИЕ

 

Строительные материалы всегда оказывали определяющее влияние на развитие архитектурно-конструктивных форм, габариты, максимальные величины пролетов перекрываемого пространства, декоративно-художественные особенности зданий и сооружений, обусловливая, таким образом, формирование их архитектурного стиля и образа.

Между тем наиболее характерной особенностью всех охраняемых специальными законами памятников архитектуры является большая или меньшая степень разрушенности именно материалов как конструктивных, так и отделочных. Это связано с рядом факторов, к важнейшим из которых относятся специфические особенности самих материалов, непрерывно изменяющиеся экологические условия среды эксплуатации сооружений и сознательная деятельность человека – достройки, некачественные ремонтные и реставрационные работы и пр.

Поскольку устранить подобные факторы в ряде случаев практически невозможно, то наиболее эффективными способами продления жизни памятников архитектуры является проведение консервационных и реставрационных работ, приостанавливающих и нейтрализующих процессы разрушения. В данном случае имеется ввиду как сохранение сооружения с помощью проведения должных ремонтных работ или инженерного укрепления конструктивных частей здания, так и восстановление его первоначального внешнего и внутреннего облика, искаженного позднейшими переделками.

Разнообразие строительных материалов, конструктивных особенностей, приемов композиции и декоративного убранства в различных памятниках архитектуры, а также разнообразие причин и характера изменения их облика предопределяет такое же разнообразие стоящих перед архитектором-реставратором задач и методов их решения. Другими словами при наличии принципиальных единых взглядов на сущность и цели реставрации сооружений необходим творческий, индивидуальный подход к решению каждой конкретной реставрационной задачи.

В широком смысле реставрация (лат. restauratio – восстановление) охватывает все виды работ, обеспечивающих как сохранение памятника архитектуры, так и максимально возможное выявление его первоначального облика. Предпосылкой реставрации является безупречная консервация (лат. conservation – сохранение) объекта, обязательным условием которой является максимальное сохранение подлинного материала памятника, повышение его статической устойчивости и защита от внешних воздействий.

Реставрационный процесс включает как искусствоведческий, так материаловедческий анализ. С помощью различных физико-химических методов и анализов, привлечения исторических данных – письменных источников, изобразительных материалов, стилистического анализа, фотографирования, обмеров выясняются материалы и технология создания памятника архитектуры, причины и виды его разрушения, его первоначальный облик. При этом материаловедческим исследованием объекта реставрации выявляются не только состав материалов и технология их применения, но и одновременность или разновременность создания памятника.

Восстановление утраченных или поврежденных частей зданий в основном рекомендуется вести в старом строительном материале и только в случае отсутствия такового возможно использование нового, но обладающего такими же размерами, цветом, фактурой и физико-механическими свойствами, что и старый.

В тех же случаях, когда материал непосредственно участвует в создании художественной выразительности памятника архитектуры, замена его новым (современным) вообще исключается. При реставрационных работах необходимо учитывать также старые строительные приемы возведения и декорирования сооружения: систему перевязки каменной кладки, способы тески профильного камня и кирпича, своеобразие резьбы по дереву и камню, приемы крепления и соединения кровельных материалов, как с кладкой стен, так и между собой, методы ведения штукатурных и отделочных работ и пр.

Что касается конструктивного укрепления памятников архитектуры, то здесь существует два принципиально различных приема. Первый предусматривает восстановление первоначальной конструктивной схемы сооружения и ранее существовавшего напряженного состояния. Он сводится к перекладке поврежденных участков, подводок новой кладки, инъектированию (заделке) трещин и т.д. Применим при реставрации сравнительно небольших объектов, и воссоздает не только внешний облик сооружения, но и его скрытое конструктивное своеобразие, соответствующие исторической правде.

Второй путь укрепления памятников предусматривает изменение их конструктивной схемы за счет введения современных материалов, хорошо воспринимающих неблагоприятные силовые воздействия, ставшие причиной повреждений сооружения. В этом случае в связи с уменьшением объемов разборки и перекладки отдельных элементов значительно сокращаются сроки восстановления объекта реставрации, и повышается надежность производимых работ. Этот метод наиболее эффективен в случае крупных сооружений, поскольку изменение их конструктивной схемы обеспечивает требуемую несущую способность при минимальных затратах.

Таким образом, выбор конкретного реставрационного решения зависит от таких факторов, как архитектура самого памятника, степень его искажения, техническая сохранность, физические условия среды эксплуатации, местонахождение объекта реставрации в городской застройке или природном окружении и выполняемые им современные функции.

Прежде, чем переходить к техническому претворению идеи реставрации, следует четко обосновать ее методологические принципы, определяющие и конкретизирующие задачи реставрационных работ.

В этой связи на основании предварительного исследования материалов и состояния памятника разрабатывается план реставрационных работ, в которые включается очистка объекта реставрации от загрязнений и позднейших наслоений, антисептирование, удаление частично разрушенных элементов и другие работы, связанные со спецификой данного сооружения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных