Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






б) Внешние причины разрушения 1 страница




Любое сооружение, стоящее на земле, подвергается совокупному долговременному воздействию различных природных факторов (физических, химических, биологических, ботанических), вызывающих развитие опасных коррозионных процессов, приводящих к постепенному разрушению здания.

Физическая коррозия обусловлена совместным воздействием на строительные материалы, из которых возведен тот или иной памятник архитектуры, воды, высоких и низких температур, ветра, атмосферных осадков и пр.

Наибольшие разрушения наносятся зданиям высоко стоящими грунтовыми водами и атмосферной влагой в совокупности с действием низких температур. Грунтовые воды, подсасываемые фундаментами, значительно снижают несущую способность этих конструктивных элементов, вызывая их статическое и химическое (в случае минерализованных вод) разрушение. Вследствие капиллярного поднятия влаги интенсивному увлажнению на высоте нескольких метров от поверхности земли подвергаются ограждающие конструкции здания, что приводит к ослаблению как стеновых материалов, так и строительных (кладочных и штукатурных) растворов.

Попеременное замораживание и оттаивание влаги, содержащейся в порах и неплотностях материалов, вызывает весьма значительные их разрушения за счет процессов «морозного выветривания», как и циклическое увлажнение и высушивание, предопределяющее нарушение структуры вследствие постепенного развития трещин. Кроме того, высокие температуры в сочетании с интенсивной влажностью способствуют активному развитию биологических процессов разрушения (гнили, плесени).

Химическая коррозия является одним из опаснейших видов разрушения материалов, главными агентами которого служат вода и воздух, насыщенный различными газообразными и пылевидными химическими веществами. Среди газообразных продуктов, выбрасываемых в атмосферу промышленных населенных пунктов наиболее опасными являются углекислый и сернистый газы, которые, растворяясь в воздушной влаге и дождевой воде, образуют угольную и сернистую кислоты. Эти кислоты, вступая в химическое взаимодействие с вещественными составляющими строительных материалов, образуют новые, увеличивающиеся в объеме или легко растворяющиеся и вымываемые соединения, вызывающие серьезные нарушения поровой структуры материалов – растрескиванию и осыпанию поверхности.

Кроме того, пыль и копоть, скапливающиеся в воздухе, адсорбируясь в порах и на поверхности ограждающих элементов, внутренней и внешней облицовке сооружений, являются источником трудноудаляемого загрязнения.

Биологическая (в том числе и ботаническая) коррозия вызывается растениями, паразитической растительностью, сапрофитными грибами, микроорганизмами и некоторыми разновидностями насекомых.

Зерна, попадая в трещины и впадины открытых для пыли и влаги поверхностей зданий развиваются в растения, которые в процессе роста раскалывают своими корнями эти поверхности, нанося тем самым значительный урон памятникам архитектуры. Подобные разрушения усугубляются и паразитической растительностью (плющ и другие вьющиеся растения), распространяющейся непосредственно по поверхностям сооружений.

Что касается грибов, микроорганизмов и насекомых, то их разрушающее действие наиболее эффективно проявляется в деревянных зданиях и сооружениях (особенно непроветриваемых и неосвещаемых), контактирующих с атмосферной или грунтовой влагой.

Каждый из приведенных видов коррозии обычно взаимодействует друг с другом, приводя к большему или меньшему разрушению памятников архитектуры во времени.

Эти повреждения усугубляются различными непредвиденными (случайными) стихийными бедствиями – природными катастрофами: ураганными ветрами, землетрясениями, оползнями, наводнениями, цунами, извержениями вулканов и пр. К ним же можно отнести и пожары, которые вызывают опасные деформации и разрушения не только древесины, но также камня и металлических конструкций.

Значительный ущерб памятникам архитектуры может быть нанесен и деятельностью человека. Сюда относятся различные перестройки сооружений, искажающие их первоначальный облик и нарушающие равновесие несущих конструктивных элементов. Не менее опасным является ведение вблизи памятников различных подземных строительных работ – прокладка тоннелей, подземных переходов, рытье колодцев, которые нарушают условия работы фундаментов и тем самым предопределяют возникновение внутренних напряжений и деформаций, вызывающих тяжелые нарушения, как в несущих, так и в ограждающих элементах зданий. Некачественно выполненные реставрационные и ремонтные работы также относятся к одной из причин изменения первоначального облика памятника архитектуры, вызванных непосредственной деятельностью человека.

И, наконец, наиболее разрушительным фактором, наносящим в ряде случаев невосполнимый ущерб уникальным сооружениям, являются военные действия с применением различных видов вооружений.

 

3. РЕСТАВРАЦИЯ КАМЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

Природный камень издревле использовался в строительстве как самый распространенный конструктивный и облицовочный материал, отличающийся высокими механическими и декоративными свойствами.

Сохранность этих свойств и сопротивляемость разрушению под воздействием различных внешних и внутренних факторов в основном определяется особенностями строения – структурой материала, его вещественным составом, которые непосредственно зависят от условий образования природного камня.

С учетом этих обстоятельств изменяются характер и скорость разрушения данного вида материалов, их загрязнение, а, следовательно, и специфика производства консервационных и реставрационных работ.

Таким образом, для того, чтобы принять решение о характере необходимых способов реставрации каменных памятников архитектуры, необходимо предварительное научное исследование исторических и климатических факторов, оказывающих воздействие на такие здания или сооружения. В данном случае имеется в виду совокупность механических, физических и химических воздействий, что и предопределяет длительность и характер старения, как сооружения, так и материала, из которого оно возведено.

 

3.1. Природный камень в архитектурно-строительной практике

 

История использования природного камня как строительного и декоративно-художественного материала уходит своими корнями в глубокую древность.

Эпоха первобытнообщинного строя непосредственно связана с возведением из массивных, весом от 40 до 300 т каменных монолитов и плит ритуальных и погребальных мегалитических сооружений – менгиров, дальменов, кромлехов, циклопических крепостей, сложенных из огромных необработанных скальных глыб; спиралевидных лабиринтов и др.

Неизмеримо возросла роль камня в строительстве, архитектуре и прикладном искусстве в период возникновения и развития древних культур Египта, стран передней Азии и античного мира.

Египтяне первыми начали возводить монументальные каменные сооружения, достигнув в обработке камня высокого совершенства. Правильная трещиноватость, характерная для гранитов, известняков и песчаников нижнего Нила способствовала добыче монолитов в виде грубо околотых блоков-кубов и параллелепипедов, массой от 15 до 2,5 т, отесанных и подогнанных с ювелирной точностью, облицовочных плит, покрывающих поверхность пирамид, храмов, дворцов и других сооружений.

Дальнейшее развитие строительного искусства египтян связано с эпохой среднего и нового царства, когда возводились монументальные пещерные и наземные храмы и гробницы, которые либо полностью вырубались в скальном массиве (ансамбль Абу-Самбел), либо украшались лесом грандиозных (высотой более 20 м, диаметром до 3,6 м) каменных колонн (храмы в Карнаке и Луксоре). Известняк и песчаник стен и стоечно-балочных конструкций храмов сочетается здесь с обелисками и скульптурными полированными изображениями фараонов, высеченными из цельных глыб розового гранита.

Наивысший рассвет культуры камня в античном мире, совпадающий с «классическим периодом» в истории Древней Греции, связан со строительством зданий общественного назначения и, прежде всего храмов, вершиной архитектурно-строительного и художественного мастерства при возведении которых стал ансамбль Афинского акрополя (Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, пропилеи). Основными строительными элементами здесь стали тщательно отесанные известняковые и мраморные квадраты, балки, плиты и отдельные барабаны колонн. Мрамор же послужил материалом и для создания великолепных образцов монументально-декоративной и рельефной скульптуры, подчеркивающих своей пластикой тектонику форм Парфенона.

В пропилеях Акрополя впервые для перекрытия пролетов до 6 м был использован «армированный мрамор», представляющий собой мраморные балки, по длине которых в специально выбранные канавки замуровывались железные стержни.

Ведущую роль играл природный камень в строительстве и архитектуре и Древнего Рима. Крепости и мосты, акведуки и амфитеатры, дворцы и термы, форумы и триумфальные арки, мавзолеи и гробницы – для всего этого требовалось огромное количество камня, которому наряду с традиционной параллелепипедной все чаще придавалась трапециевидная форма, позволявшая сочетать обычную кладку с клинчатыми конструкциями арок и сводов. Так же как и в греческой архитектуре, у римлян вначале применялась кладка насухо, т.е. без прослоек связующего раствора. И только в эпоху Империи начал использоваться раствор – сначала для бутовой кладки, а потом при возведении стен и сводов. Прочность и водонепроницаемость римских строительных растворов (римской мальты) повышались за счет введения в них гидравлических присадок – пуццолановых добавок, в качестве которых использовались вулканический песок, тонкоизмельченный кирпич (цемянка) и др. Секрет состава этих растворов не раскрыт до сих пор.

Основными разновидностями строительного камня являлись блоки (квадры) размером 60×60×120 см, вырезанные из туфа, травертина или известняка. В качестве декоративно-облицовочного и статуарного материала использовался мрамор и гипс.

Римские строители умело сочетали природный камень с легким (на пемзовом щебне) бетоном и обожженным кирпичом, что позволяло возводить большепролетные арочные мосты-акведуки и грандиозные сферические своды (купола) диаметром более 40 м (Пантеон и др.).

Природный камень повсеместно использовался в основном как облицовочный материал в архитектурно-строительной практике и в Византийской империи. Многие редкие разнообразной окраски и рисунка виды мрамора, порфира и др. были заимствованы у остатков древних сооружений и сочетались с золотом, серебром, слоновой костью, драгоценными камнями и другими ценными материалами.

Для облегчения массы византийских сводов в их кладку вводились пористые каменные породы (пемзы, туфы).

Монументальные памятники каменного зодчества оставила и эпоха феодализма, для которой характерны тяжеловесные, толстостенные крепостные комплексы кремлей, замков, монастырей, которые постепенно уступают место роскошной дворцовой архитектуре и великолепию готических храмов с их удивительным каменным «звериным» декором. Основным строительным материалом здесь служил легкообрабатываемый известняк, добываемый в местных карьерах.

С эпохой феодализма связано зарождение и развитие древнерусского каменного зодчества ярко выраженное в строительстве монолитных крепостных стен и башен кремлей, каменных палат, церквей и соборов. Обычно кладка их стен производилась из грубоколотых блоков известняка и песчаника, а облицовка – кварцитом, лабрадоритом и другими, в основном местными декоративными разновидностями плотных горных пород.

Высокое искусство русских мастеров каменного дела нашло свое отражение в изумительных по красоте форм и декора белокаменных храмах и теремах, возведенных в XII-XIII в.в. во Владимире, Суздале, Ростове Великом, Юрьеве Польском, Ярославле и других русских городах в основном из местных плотных известняков. Белокаменная резь близкая по стилю узорам, используемым при резьбе по дереву, осуществлялась мастерами из отдельных прямоугольных известняковых блоков, которые после завершения работы поднимались наверх и устанавливались по месту. Блоки камня обтесывались топором и теслом, круглые углубления высверливались коловоротом со сверлом-пёркой, а для нанесения фигурной резьбы использовались желобчатые и угловые стамески или (для более плотных известняков) прямые и полукруглые долота.

В XIV в. из местного белого известняка был возведен Московский Кремль и его каменные палаты и соборы, а также Новодевичий монастырь, палаты боярина Волкова, церковь Успения на Покровке, церковь Покрова в Филях. Позднее из такого же камня были построены особняк С. Морозова, Казанский вокзал и др. Все это послужило основанием для закрепления за нашей столицей образного названия – Москва белокаменная.

Известняки и песчаники различной плотности широко использовались при возведении зданий и сооружений различного назначения в Крыму, южных районах Украины и России. Уникальные по своей архитектуре крепостные, культовые и светские памятники материальной культуры, сохранившиеся со времен средневековья на территории Грузии, Армении, Азербайджана, Средней Азии, Ирана, Турции, стран Южной и Юго-Восточной Азии, также обычно строились из традиционных для соответствующего региона разновидностей природного камня. Большей частью это были туфы, песчаники, плотные и пористые известняки, используемые как в ограждающих, так и в несущих конструктивных элементах зданий. Эти разновидности природных материалов совместно с мрамором и другими плотными горными породами применялись для внешней и внутренней облицовки, при осуществлении которой часто использовалась резьба по камню.

Неиссякаемые тектонические и декоративно художественные возможности камня получили дальнейшее развитие и воплощение во всемирно известных памятниках архитектуры, созданных в период итальянского Возрождения. Зарождение ренессансной культуры Италии непосредственно связано с романскими, готическими и византийскими традициями средневекового каменного зодчества. Даже в начальный период раннего Возрождения возводятся еще монументальные, квадратные в плане, сплошь облицованные камнем, подчеркнутые мощным «рваным» рустом нижнего этажа и завершающиеся крупным ордерным карнизом здания (палаццо Медичи – Риккарди и др.) В период расцвета строительного искусства и архитектуры Ренессанса появляются характерные для этого времени изящно-простые с гармоническими пропорциями сооружения, при взгляде на которые почти полностью исчезает ощущение тяжести камня. Тогда же возводится величественная «поэма камня» – собор Святого Петра в Риме.

Органическим элементом городских ансамблей Италии этого времени является монументально - памятниковая и декоративная скульптура, придающая значительность, величественность и торжественность архитектурным комплексам.

На закате Высокого Возрождения реально тектонике архитектурного произведения все больше противопоставляется декоративность, парадность фасада. Камень постепенно теряет свои конструктивные функции и становится одним из элементов пышного декора, зарождающегося стиля барокко, ставшего предвестником строгой, сдержанной и одновременно изысканной архитектуры классицизма.

В России наиболее полно особенности этих архитектурных стилей получили отражение в великолепных по своим классическим формам, пропорциям, внутренней и наружной облицовке отдельных зданий и целых комплексов северной столицы российского государства – Санкт-Петербурга.

При возведении всех этих шедевров архитектуры и строительного искусства ведущую роль также играл природный камень – добываемый в местных карьерах известняковый туф (травертин), плитчатый известняк, диабазы и брекчии, уральские мрамор и малахит, прибайкальский лазурит, карельские разнообразной окраски граниты, гнейсы, мраморы, кварциты, «аспидный» и шунгитовый (графитовый) сланцы, эстонские доломиты и мраморы, а также ввозимые из-за рубежа песчаники (Польша, Германия), бадахшанский лазурит (Афганистан), белый каррарский «статуарный», белый с прожилками «сицилийский», голубовато-серый «бардиллио», зеленый левантийский, желтый сиенский, черный генуэзский мраморы Италии, красный «гриотто» мрамор (Франция), гранит-порфир (Швеция) и др. Все многообразие этой каменной палитры участвует в создании таких, известных всему миру, шедеврах отечественного зодчества, как Исаакиевский собор, Зимний, Михайловский и Мраморный дворцы, ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова, Казанский собор, триумфальные сооружения городских проспектов и Дворцовой площади, здания главного Адмиралтейства и исторического Смольного, монументальные гранитные набережные и др. Органически вписаны в архитектурный облик города и такие образцы монументально - памятниковой скульптуры, как Александровская колонна на Дворцовой площади и пьедестал памятника Петру I – монолит гранита, выколотый из огромного (длина 13,4 м, ширина 67 м, высота 8,2 м) валуна весом 1600 т.

Уникальные по своей архитектуре сооружения, в создании которых широко и многообразно использовался природный камень, возводились и в наше время. В нашей стране, где камень издревле являлся одним из основных природных богатств, любовно сохранялись лучшие традиции каменного зодчества и художественной обработки этого великолепного материала.

Многовековое и столь разнообразное использование природного камня в строительстве и архитектуре не случайно и объясняется его своеобразными физико-механическими и декоративно-художественными свойствами, сочетающимися в ряде случаев, с высокой долговечностью – основной характеристикой, определяющей качество любого материала.

 

3.2. Методы реставрации конструктивных и декоративно-

отделочных элементов из природного камня

 

Способность природных каменных материалов сопротивляться в сооружении разрушающему действию механических (статических и динамических) эксплуатационных нагрузок и агрессивных физико-химических факторов окружающей среды определяется их структурными особенностями и вещественным (минеральным) составом. Последние, в свою очередь, непосредственно зависят от условий образования горных пород, являющихся сырьевой базой для изготовления этой категории материалов и изделий.

Наибольшей механической прочностью, твердостью, плотностью и долговечностью отличаются полиминеральные полнокристаллические глубинные (интрузивные) горные породы – граниты, диориты, габбро, а также некоторые разновидности плотных со скрытокристаллической или стекловатой структурой излившихся (эффузивных) пород – диабазы, базальты, трахиты, кварцевые и бескварцевые порфиры.

Достаточно высокой стойкостью отличаются и такие высокопористые эффузивные образования, как вулканические туфы и лавы, используемые в качестве эффективных стеновых и декоративных материалов.

Из осадочных (вторичных) горных пород, образовавшихся на поверхности земли в процессе постепенного разрушения ранее существовавших разновидностей камня за счет длительного воздействия на них процессов физического и химического выветривания, отложения и накопления продуктов этого разрушения и обломков раковин отмерших простейших организмов и, наконец, уплотнения и цементации рыхлого материала, в архитектурно-строительной практике наибольшее применение нашли также такие природные минеральные образования, как песчаники, конгломераты и брекчии (механические сцементированные обломочные породы); известняки, известковые туфы (травертины), гипсовый камень, доломиты (хемогенные породы) и известняки-ракушечники (органогенные породы).

Широкое использование в качестве весьма долговечных декоративно-отделочных материалов нашли высокоплотные, кристаллическо-зернистые метаморфические (видоизмененные) горные породы, образовавшиеся в процессе воздействия на изверженные или осадочные породы вторичных высоких температур и давлений. К таким породам в частности относятся гнейсы, кварциты, мраморы и кристаллические (филлитовые и шунгитовые) сланцы.

С учетом специфических особенностей различных по генезису горных пород материалы и изделия на их основе могут быть классифицированы по стойкости (долговечности) с учетом длительности службы в сооружениях до появления первых признаков разрушения на следующие виды:

а) весьма стойкие – срок службы не менее 650 лет (кварциты, мелко и среднезернистые граниты);

б) стойкие – срок службы не менее 250-350 лет (крупнозернистые граниты, сиениты, габбро, лабродориты);

в) относительно стойкие – срок службы не менее 75-100 лет (белый мрамор, плотные песчаники и известняки);

г) нестойкие – срок службы не менее 25-75 лет (цветные мраморы, гипсовый камень, пористые известняки, некоторые разновидности туфов).

Приведенная классификация весьма относительна, поскольку длительность эксплуатации камня будет изменяться в зависимости от реальных условий окружающей среды и степени опасности механических нагрузок, воспринимаемых данным сооружением, ведущих к развитию природных и образованию новых трещин.

 

3.2.1. Фактуры облицовочного камня

 

В определенной степени повышению стойкости облицовочного камня способствует их поверхностная обработка с образованием при этом различных по способам получения фактур. Применение той или иной фактуры обусловливает также художественную ценность декоративной отделки, оказывая непосредственное воздействие на цветовые параметры каменного декора, приглушая или предельно выявляя его основную окраску, природный рисунок и структуру.

По технологическим признакам фактура подразделяется на ударные – грубо и мелкорельефные, получаемые обработкой лицевой поверхности камня скалывающими инструментами, и абразивные – рельефные и микрорельефные, получаемые резанием, пилением или истиранием различными абразивными материалами.

Ударная обработка позволяет образовывать на камне четкий, различной глубины рельеф, декоративный эффект и выразительность которого усиливается светотенью, создаваемой чередующимися буграми, впадинами или углублениями. В зависимости от вида инструмента и угла, под которым с его помощью производится скалывание отдельных участков или всей обрабатываемой поверхности, ударные фактуры делятся на следующие виды:

а) «скала» – с глубоким (высотой от 50 до 200 мм) и сглаженным (высотой менее 50 мм) «плоским» рельефом без следов инструмента на камне. Обработка осуществляется с помощью закольников – зубил со скошенной под острым углом только одной из плоскостей рабочей части инструмента. Подобная имитирующая естественный скол камня грубая фактура рекомендуется для твердых плотных пород – гранита, лабродорита, габбро, кварцита;

б) бугристая – с равномерным распределением бугров и впадин по всей обрабатываемой поверхности. Для образования фактур определенной высоты – крупнобугристой от 7 до 15 мм и мелкобугристой от 3 до 7 мм – используются шпунты – стальные скалывающие инструменты, рабочая часть каждого из которых имеет форму конуса, с заточкой на конце в виде четырехгранной пирамиды. Наиболее часто такой вид обработки ведется по песчаникам, плотным известнякам и туфам;

в) рифленая – с правильным чередованием параллельных, располагаемых без строгой прямолинейности, гребней и впадин глубиной от 1 до 3 мм для крупнорифленых и 0,5-0,7 мм – для мелкорифленых фактур. Рельеф выбирается троянками – инструментами, имеющими зубчатую скалывающую часть, каждый зуб которой представляет собой остроугольную четырехгранную пирамиду. В процессе пластической обработки камня троянки с крупными зубьями могут заменяться инструментами с зубьями более мелкими – рифлёвками, с помощью которых наносятся мелкие бороздки – рифли. При нанесении рифлей под разными углами образуется выразительная шероховатая фактура. Подобные виды фактур рекомендуются для пород средней твердости – известняков, песчаников, белого и серого мраморов, туфов.

Для получения гладких поверхностей используются острые зубила с прямыми или полукруглыми лезвиями – скарпели, которыми «соскабливают» шероховатую после обработки троянками плоскость камня, счищая с нее мельчайшие неровности.

Для углубления рельефа и тонкой отделки деталей применяются остроконечные пазовки.

На стадии черновой обработки каменных глыб и крупных блоков старыми мастерами каменотесного дела обычно использовались такие различные по форме, назначению и массе ручные инструменты (кувалды), как киянки, тесовики, закольники, наминки, бучарды, которыми камень обивался, обтесывался, скалывался и наминался – выравнивался после обкалывания его поверхности шпунктом. Следующая операция – чистое выравнивание плоскостей – производилась киурами, сначала более тяжелыми, затем более легкими.

Для сверления использовались ручные буры, а для расширения полученных отверстий – габаи – инструменты со сложной многогранной режущей частью.

Одной из разновидностей ударных фактур, используемых в декоративной обработке природного камня являются так называемые кованые фактуры – бороздчатая и точечная.

г) бороздчатая – с равномерно шероховатой поверхностью и прерывистыми параллельными бороздками глубиной 0,5-1 мм фактура выполняется пластинчатой бучардой – тяжелым молотком, состоящим из нескольких скрепленных друг с другом заостренных стальных пластин. Такая обработка ведется только по твердым каменным породам – гранитам, сиенитам, диоритам, габбро, базальтам, т.к. нанесение инструментом ударов в направлении перпендикулярном к декорируемой плоскости сопровождается разрушением камня на глубину до нескольких миллиметров.

д) т очечная фактура характеризуется равномерно шероховатой поверхностью и точечными углублениями от 0,5 до 2 мм, образующимися на камне при его обработке крестовой бучардой, рабочая поверхность которой имеет многочисленные пирамидальные выступы. Как и бороздчатая, точечная фактура используется только для твердых пород камня.

Профилирование каменных плит или отделка их архитектурным швом-рустом образует фактуру ленточную, наиболее часто используемую в цокольных частях зданий или при выполнении декоративных поясов экстерьера.

Абразивные фактуры придают поверхности облицовочного камня различную степень гладкости и декоративности, зависящие, в основном, от зернистости шлифующего материала и совершенства режущего инструмента. Использование абразивной обработки позволяет значительно повысить сопротивляемость каменных облицовок разрушающему действию окружающей среды, поскольку при этом затираются все открытые поры, уплотняется поверхность, в связи с чем на ней не задерживается атмосферная влага.

Различают следующие виды абразивных фактур:

а) пиленая – шероховатая, неравно бороздчатая, с глубокими прерывистыми штрихами и глубиной рельефа до 2 мм.

Подобный характер поверхности получают при распиловке блоков известняка, песчаника, туфа, твердость которых по шкале Мооса не превышает 7. В качестве режущего инструмента в различные исторические периоды использовались диски из листовой меди (Древний Египет) или мягкой стали (средние века), на которые при их ручном вращении насыпался абразив – мелкий увлажненный кварцевый песок.

В настоящее время при распиловке камня используются или проволочные пилы или стальные круги, режущие кромки которых выполнены из стального или алмазного порошков, спрессованных при высоких температурах в единую массу;

б) шлифованная – легкая, равномерно шероховатая с высотой рельефа до 0,5 мм, светорассеивающая со следами инструмента или свободного абразива в зерне фактура, образующаяся в процессе обдирки грубой и тонкой шлифовки твердых и средней твердости пород камня.

Обработанная таким образом поверхность приобретает матовый вид без выявления природного рисунка материала;

в) лощеная – гладкая, со слабым блеском и выявлением естественного рисунка камня, бархатисто-матовая фактура, полученная на последнем этапе шлифования абразивными брусками и пемзой гранита, сиенита, диорита, мрамора, плотного известняка;

г) зеркальная – гладкая, полированная, с зеркальным блеском фактура, являющаяся высшим классом обработки поверхности камня.

Полирование предельно раскрывает естественный рисунок, окраску и структуру горной породы и заметно повышает атмосферо- и морозостойкость облицовки. Накатка глянца в данном случае производится различными полирующими составами и пылевидными абразивными порошками высокой твердости. Сам процесс полирования осуществляется либо вручную, либо на вращающихся со скоростью 700-900 об/мин полировальных (войлочных, матерчатых, кожаных, деревянных) кругах, поверхность которых покрывается полирующими составами.

Старые мастера использовали для полирования твердых пород камня порошок из горного хрусталя, а для обработки самого хрусталя – порошкообразный отмученный красный кирпич. Мягкие породы обрабатывались измельченным и очищенным от примесей древесным углем и другими растительными полировальными составами, содержащими оксид кремния.

В данном случае наиболее часто применялся растущий на истощенных кислых почвах полевой или лесной хвощ. Он использовался в основном для полирования предварительно прошлифованных твердых камней. При этом высушенный хвощ, чтобы не ломался, пропаривался, скручивался в жгут и этой своеобразной «мочалкой» производилось полирование.

Качество полирования повышается, если увлажненную «мочалку» периодически опускать в порошок, изготовленный из сухого хвоща.

Сухой полировальный порошок может изготавливаться также их золы сожженного хвоща, которая после тщательного измельчения успешно применяется для полирования как мягких, так и очень твердых (корунд) пород камня.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных