Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






б) Внешние причины разрушения 3 страница




 

3.2.6. Реставрация мозаичных декоративных облицовок

из природного камня

 

Мозаика (орus musivum – сложенный из кусков) является одним из древнейших видов монументально-декоративного искусства, которое непосредственно связано с архитектурой, образуя с ней тесное единство. Выполняя функции архитектурного декора зданий и сооружений различного назначения, мозаика относится к категории наиболее долговечных представителей монументальной живописи, украшающей стены, потолки, своды, полы памятников архитектуры..

Своеобразие техники мозаики заключается в том, что живописное изображение или орнамент составляются из простейших цветных элементов-кусочков или тонких пластинок различных по окраске и рисунку пород камня, а также керамики, стекла (смальта), древесины (интарсия) и других материалов. Связующей основой всех мозаичных каменных наборов являются грунты, состав которых изменялся в процессе исторического развития человеческой цивилизации.

По сравнению с высокой атмосферостойкостью декоративных элементов мозаики грунты наиболее подвержены различным агрессивным воздействиям окружающей среды и в процессе реставрационных работ подлежат укреплению в первую очередь.

Древнейшими памятниками мозаичного искусства являются мозаики древних шумеров (IV тысячелетие до н. э.), использованные в орнаментальном декоре облицовки стен и полуколонн шумерских храмов-зиккуратов. Геометрический узор набора, сложенный из кусочков (конусов) обожженной глины, закреплялся здесь глиняным с рубленой соломой (саманным) грунтом. Отдельные элементы мозаики окрашивались природными земляными красками (белой, красной, черной) и в совокупности повторяли узор, близкий по рисунку тканям и коврам.

Мастера мозаичисты Древней Греции (V в. до н. э.) и Македонии в качестве декоративных составляющих набора использовали цветную морскую и речную гальку и голыши (пельская мозаика), а позже в период эллинизма (последняя четверть IV-I в. до н. э.) – рубленные мраморные кубики (тессеры) и цветную стеклянную смальту. Основой для таких мозаик служили известковые и известково-масляные грунты.

Дальнейшее развитие получила мозаика в Древнем Риме. Самым старым (V-II в. до н. э.) видом декоративного набора здесь являлись узоры, составляемые из разноцветных, хорошо окатанных голышей с добавкой к ним терракотовых черепков, которые втапливались в грунт (nucleos), состоящий из двух слоев известкового раствора. Подобной мозаикой украшались полы в проходных и непарадных жилых помещениях.

В I в. н. э. в Риме появился новый вид мозаики, набираемой из гранитных, мраморных, порфировых, яшмовых кубиков или шестигранников объемом около 1 см3. Фоном в данном случае служили кубики из белого мрамора, а цветные фрагменты орнамента составлялись из окрашенных пород камня.

После III в. н. э. основным материалом для римской мозаики становятся разноформатные (объемом от 1 мм3 до 1 см2) кубики или мелкие пластинки и штифты, вырезаемые из различных горных пород и полудрагоценных камней: лазурита, агата, опала, обсидиана. Позже в мозаичных композициях появляется изобретенная в Александрии прозрачная, глубокого синего тона стеклообразная александрийская фритта, а также разноцветная смальта.

Основной разновидностью грунтов для этих, отличающихся богатством тонов, мозаик являлись известковые и известково-масляные грунты.

Наибольшего расцвета достигла мозаика в Византии (IV-XV в.в.), когда великолепными цветными наборами декорировались огромные от пола до купола поверхности интерьеров храмов и других архитектурных ансамблей. Византийские мастера-мозаичисты умело использовали живописные возможности и грунтовых швов: отдельные элементы мозаики то утапливались в грунт, то выступали из него под разными углами к основной плоскости, что дополнительно повышало декоративность набора за счет игры света и тени. Основой для таких монументально-декоративных мозаик служили известковые и цементно-масляные грунты.

В Древней Руси искусство мозаики достигло наибольшего расцвета и совершенства в XI-XII в.в. Древнерусскими мозаичными грунтами являлись известковые грунты-левкасы с минеральным (толченый кирпич-цемянка, песок, доломит) и волокнистыми (волокно льна) наполнителями.

Кубики мозаичного набора в отличие от византийского укладывались более плотно и поэтому едва заметные растворные швы в общем рисунке мозаики существенной роли не играли, а эффект светотени достигался за счет тонких нюансов цвета.

В XVIII в. русские художники-мозаичисты с успехом использовали в своих произведениях так называемую флорентийскую мозаику, появившуюся в Италии в XVI в.

В данном случае основным материалом для мозаичных наборов служил мрамор, отличающийся относительно небольшой твердостью при широком разнообразии рисунка и окраски. Кроме этого в дело шли и другие разновидности декоративного камня – лазурит, агат, яшма и пр. Каменные пластинки флорентийской мозаики толщиной 3-6 мм подгонялись друг к другу так, что между ними почти не просматривались даже мелкие зазоры. Отдельные детали набора вырезались по бумажным шаблонам предварительно наклеенным на поверхность пластинок, имеющим подходящий цвет и рисунок.

Крепление элементов мозаики на декорируемой поверхности производилось различными клеевыми составами с введением в них наполнителей – толченого стекла, камня или кирпича.

В середине XIX в., когда на Урале были открыты крупные месторождения малахита, наибольшего расцвета достигло искусство русской мозаики. Техника создания подобных мозаичных наборов использовалась как в монументально-декоративном искусстве при облицовке архитектурных элементов, имеющих сложную конфигурацию и криволинейный объем (колонны, пилястры), так и при отделке небольших изделий (вазы, чаши, столешницы и пр.).

В первом случае декоративный рисунок составлялся, как правило, из тонких (толщиной 3-6 мм) с одинаковым рисунком пластинок одной породы камня с использованием таких наборов, как «струйчатый» («ленточный») или «мягкий бархат». Отдельные элементы мозаики располагались сплошной полосой и подбирались так, чтобы линии рисунка смежных пластинок камня либо плавно сочетались друг с другом, образуя непрерывно струящийся узор, либо переходили во все стороны, создавая иллюзию единого монолита.

Во втором случае использовались мозаичные наборы «на две стороны», «на четыре стороны» или «глазкáми». Декоративный узор образовывался сочетанием тонких пластинок камня, склеиваемых друг с другом во взаимно перпендикулярных двух или четырех направлениях или из пластинок, естественный рисунок которых состоял из замкнутых концентрических линий с кружком в середине.

Для склеивания набора русской мозаики старые мастера использовали мастики на основе смолы лиственницы или льняного масла, куда в качестве наполнителей вводились гашеная известь и тертый кирпич.

В конце XIX в. с появлением цемента в технику каменной мозаики стали внедряться грунты цементно-масляные, а потом – цементно-песчаные с добавкой глины. Что касается современных грунтов, то они изготавливаются либо на основе цементно-песчаных смесей модифицированных полимерными (поливинилацетатными, дивинилстирольными) добавками, повышающих эластичность, вязкость, адгезию, атмосферо- и морозостойкость мозаик, либо с использованием смесей полимербетонных, изготавливаемых на полиэфирных, фурановых, эпоксидных смолах или синтетических клеях.

При реставрации мозаик и укреплении разрушающихся и слабых грунтов рекомендуется применять поверхностную пропитку сухих оснований полимерными составами, вводить полимеры в реставрационные смеси, производить пропитку готовых мозаик маловязкими синтетическими продуктами – стиролом, метилметакрилатом, карбамидной смолой, лаком этиноль и др. Что касается самих декоративных покрытий, то при восполнении утраченных фрагментов мозаичного набора следует использовать породы камня, близкие по цвету, рисунку и твердости оригиналу.

Следует иметь в виду, что элементы мозаичного убранства древнейших памятников архитектуры, представляющие высокую художественную ценность, подлежат только консервации. О восстановлении же внутреннего убранства может идти речь лишь по отношению к памятникам относительно позднего (барокко, классицизм, модерн) времени.

 

4. ИСКУССТВЕННЫЕ КАМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ В РЕСТАВРАЦИИ

 

Искусственные каменные материалы используются в архитектурно-строительной практике с древнейших времен. Основной их особенностью в отличие от материалов из природного камня является то, что образование их структуры непосредственно связано с целенаправленной деятельностью человека. Используя разнообразные технологии, вводя в исходные формовочные массы различные добавки, применяя различные способы декорирования, мастера-строители и архитекторы получали изделия необходимой формы, размеров и назначения с определенными, наперед заданными физико-механическими и декоративно-художественными свойствами.

К этой категории материалов относятся в первую очередь керамические (обжиговые) материалы широкой номенклатуры, а также изделия, изготовленные на основе разнообразных минеральных вяжущих веществ – гипсовых, известковых, цементных. Все они могут сочетаться как друг с другом, так и с природными каменными материалами, придавая таким образом памятникам архитектуры своеобразие и неповторимость и обеспечивая им необходимую стойкость и долговечность в условиях непрерывно изменяющихся природных и эксплуатационных факторов.

 

4.1. Керамические материалы в архитектурной практике

 

Керамика как один из самых распространенных и универсальных искусственных минеральных материалов, пройдя многовековой путь развития и вобрав при этом в себя все многообразие самобытных приемов изготовления присущих разным эпохам и народам занимает и в наши дни одно из ведущих мест в строительстве, архитектуре и прикладном искусстве. Наиболее ранние жилые строения, относящиеся к неолитической джейтунской культуре уже возводились с большой тщательностью и высокой степенью стандартизации из сырцовых глиняных блоков.

Около V тысячелетия до н. э. наши далекие предки независимо от мест своего обитания начали применять примитивный костровый обжиг глиняных предметов «домашнего» обихода, положив тем самым начало производству керамических обжиговых материалов и изделий.

Весьма высокое развитие получила керамика в древневосточных государствах, где в связи с почти полным отсутствием древесины глина служила основным природным сырьем для изготовления как обожженных, так и сырцовых изделий. В Древнем Египте повсеместное использование керамики, как в массовом, так и в монументальном строительстве, привело к возникновению большой самостоятельной отрасли промышленности, производящей сначала сырцовый, а позднее - обожженный кирпич. Основным кладочным материалом являлся кирпич-сырец размером 38×14×11 см, формуемый из нильского ила – хорошо промытой и перемешанной естественной смеси глины и песка. Делались попытки укрупнения сырца до блоков размером 85×52×32 см и массой около 320 кг.

При возведении больших оград вокруг храмов использовался кирпич размером 40×20×15 см, а внутри стен массивных строений иногда закладывались керамические фрагменты размером 33×16×9 см. Повышение прочности и снижение воздушной усадки сырцовых изделий достигались введением в формовочную массу мелкой гальки и рубленой соломы – своеобразной «растительной арматуры».

В Древнем Египте в IV тысячелетии до н. э. были заложены и основы искусства изготовления декоративных керамических изделий, покрываемых цветными глазурями.

Огромное значение приобрела керамика в период расцвета древнейшей (IV-III тысячелетие до н. э.) цивилизации, возникшей в нижней части Месопотамии на территории современного Ирака. Монументальные культовые и дворцовые комплексы, мощные крепостные сооружения, жилые дома городов основанного в этом регионе объединенного государства Шумер и Аккад возводились, главным образом, из обожженного или сырцового (солнечной сушки) плитообразного кирпича размером 32-30×20×10 см или 40-34×30-31×11 см. Иногда длина обожженного кирпича достигала 63 см, а толщина сырца колебалась в пределах от 5,5 до 11 см.

Для облицовки стен дворцов храмов-зиккуратов, как правило, использовались обожженный цветной глазурованный кирпич, изразцы и плитки, из которых набирались великолепные декоративно-художественные панно.

Кирпичная же кладка обычно покрывалась по всей стене толстым слоем глинобитной обмазки, состоящей из смеси глины и гипса или глины и гашеной извести. Сама кладка производилась на смешанном растворе, состоящем из глины, золы и природного битума. Для укрепления стен и защиты их от увлажнения и разрушения грунтовыми водами определенное количество (5-13) рядов сырца чередовалось с прокладками из тростниковых плетней или циновок, пропитанных битумом. С внедрением в строительную практику обожженного кирпича в качестве кладочного раствора использовался раствор известковый. Столь богатый опыт повсеместного использования керамики в архитектурно-строительном искусстве был в дальнейшем воспринят и развит народами древней Ассирии, Нового Вавилона, Сирии, Палестины, Ирана (Персии) и других сопредельных им азиатских государств.

Отличительной чертой строительных приемов, используемых в Ассирии и Вавилоне, было сочетание кирпичной кладки с рельефной каменной облицовкой. Повсеместное применение обожженного кирпича способствовало развитию большепролетного сводостроения в древнем Иране (VI-III в.в. до н. э.), где из этого искусственного материала возводились не только полуциркульные и параболические арки и своды, но и купола на квадратном основании, ставшие для своего времени господствующими строительными конструкциями.

В красочной палитре декоративных средств древнеперсидского зодчества ведущее место занимали разноцветные глазурованные керамические изразцы, переплетающиеся в великолепные по красоте восточные узоры.

Большая роль отводилась керамике также в Древней Индии, Китае, Японии и других странах Азии. В Европе как строительная, так и декоративно-художественная керамика впервые появилась в Древней Греции и на Крите, достигнув здесь небывалого расцвета. Греческой архаике (VII-VI в.в. до н. э.) уже были известны способы изготовления черепицы, обожженного кирпича и керамических труб, а также цветной терракоты и декоративных деталей, которыми украшались культовые сооружения. Именно в эту историческую эпоху от древнегреческого «keramos» – глина и получила керамика свое современное название.

Классический период развития Древней Греции отмечен дальнейшим внедрением в строительную практику сырцового и обожженного кирпича, черепицы, многоцветных облицовочных плиток. Преимущество отдавалось сырцовому кирпичу, размеры которого по длине не превышали 1 фута (30,48 см) при толщине – в ладонь. Весьма своеобразное применение получила архитектурно-строительная керамика в характерных для Древнего Рима арочных и сводчатых конструкциях: при возведении клинчатых распорных элементов арок, цилиндрических, полусферических (купольных) и крестовых сводов обожженный кирпич сочетался с «бетоном» - новым искусственным материалом, состоящим из смеси песка, щебня и известково-пуццоланового вяжущего. Цилиндрические бетонные своды как бы армировались кирпичным каркасом – арочными ребрами, связанными друг с другом продольными рядами плитообразного кирпича. Зачастую использовалась сплошная облицовка поверхности свода кирпичом, уложенным плашмя. Кирпичный каркас как конструктивный элемент применялся и в куполах, для уменьшения массы которых и улучшения акустики сооружения в бетон замоноличивались полые глиняные сосуды.

Римским строителям принадлежит также идея создания облегченного купольного каркаса из бутылкообразных керамических трубок. Снижение массы римских купольных конструкций достигалось и чередованием горизонтальных слоев бетона с утончающимися к вершине рядами обожженного кирпича при одновременном введении в бетонную смесь легкого пемзового заполнителя (Пантеон).

Кирпич использовался в арочных конструкциях знаменитого римского Колизея, в качестве горизонтального настила подвесных потолков терм, а также в строительстве мостов, акведуков и других инженерных сооружений. Для грандиозных строительных комплексов Восточной Римской империи (Византии) характерно сочетание кирпичной кладки с облицовкой из ценных пород природного камня. Основной разновидностью кладочного материала являлся плоский кирпич-плинф размером 35,5×35,5×5,1 см. Для уменьшения массы купольных конструкций в ряде случаев (храм св. Софии) использовалась кладка из глиняных горшков, для изготовления которых применялась особая, завезенная с острова Родос глина. Масса 12 таких горшков равнялась массе одного обычного кирпича.

С крахом Римской империи европейское керамическое производство приходит в упадок, который длился несколько столетий, вобравших в себя всю эпоху средневековья. Но именно в это время в странах Ближнего и Среднего Востока наивысшего расцвета достигла новая арабо-мусульманская культура, положившая начало развитию самобытного, резко отличающегося от античного, искусства керамики. Отличительной особенностью арабо-мусульманской архитектуры явилось строительство новых типов зданий – мечетей, минаретов, медресе, мавзолеев, крытых рынков, караван-сараев, которые, как правило, сплошь покрывались живописным декором из обожженного кирпича, полихромной поливной керамики, резной терракоты, изразцовой мозаики и майолики – высокохудожественной покрытой глухими эмалями испано-мавританской керамики, проникшей впоследствии через остров Мальорку в Италию, где она в соответствие с этим и получила свое название «майолика».

Переняв у испанцев технологические приемы ее производства итальянские мастера создали свою своеобразную по стилю «итальянскую майолику», получившую название фаянс, центром производства которого стал город Фаэнца. Область применения этого вида керамики весьма обширна и включает в себя, в том числе и такие крупные изделия, как настенные декоративные панно.

Наибольшего расцвета европейская цветная майолика достигла в эпоху Возрождения (XV в.), когда итальянские зодчие начали повсеместно использовать ее в полихромном рельефном декорировании гражданских и религиозно-культовых зданий и сооружений.

Европейский, в частности дельфтский (Голландия), фаянс по своим свойствам уже приближался к знаменитому китайском фарфору. Начало производству русского фарфора было положено в 1747 г. в Петербурге трудами М.В. Ломоносова и Д.И. Виноградова. Основой для создания отечественного «порцелинового дела» служила научно обоснованная разработка сырьевой смеси, в состав которой входили кремень, гжельская огнеупорная глина и алебастр. Появление фарфора было лишь одним из этапов в многовековой истории развития русского керамического производства. Мастера керамисты Древней Руси умели делать из глины не только предметы домашнего обихода, но и декоративные, украшенные цветными глазурями и эмалями облицовочные плитки и плоский, размером 30×22×3 см, обожженный кирпич-плинф, которые в основном шли на строительство храмов и княжеских палат. Древнейшими образцами русских керамических облицовочных изделий являются оригинальные плитки киевских мастеров X-XI в.в., которыми были декорированы полы и стены Десятинной церкви, типографии Киевской лавры и палат киевских князей. Тогда же византийская смешанная кладка из плинфа и естественного камня была применена русскими мастерами в одном из самых знаменитым культовых сооружений того времени – киевском Софийском соборе. С успехом использовался кирпич в арочных, сводчатых и купольных конструкциях, в толщу которых для снижения массы и создания акустического эффекта зачастую закладывались глиняные сосуды – «голосники».

Роспись облицовочных плиток производилась отечественными мастерами ценинного дела цветной глазурью по белому или цветному ангобу, а также по сырой эмали. Цениной в старину называлась русская майолика, изготавливаемая из цветной обожженной глины. Лицевая поверхность декоративных изделий часто украшалась рельефами разной высоты, которые либо покрывались глазурью, либо оставлялись неглазурованными – терракотовыми, чаще всего кирпично-красного цвета.

С развитием отечественного керамического производства значительно расширяется ассортимент изделий – появляется лекальный кирпич, поливные облицовочные плитки. Одновременно с этим совершенствуются приемы кладки, достигшие виртуозности при возведении крестовых, цилиндрических парусных и других типов сводов. Даже в Новгородских землях, где традиционным строительным материалом издревле являлся грубоколотый природный камень, начиная с XII в. обожженный кирпич получил распространение не только в арочно-сводчатых, но и в стеновых и столбчатых элементах зданий и сооружений.

Застой в русском керамическом искусстве, вызванный татаро-монгольским нашествием сменился в XV в. небывалым расцветом гончарного ремесла, особенно ярко проявившимся в молодом Московском государстве. К наиболее крупным строительным достижениям этого периода относится развитие кирпичной техники. Широко используя гжельскую и другие местные глины, московские мастера, основавшие в Зарядье гончарную слободу, наряду с кирпичом и разнообразными предметами быта производили кровельную черепицу и особенно характерные для русской керамики того времени рельефные, красиво расписанные глазурованные и терракотовые печные изразцы, которые также применялись и для украшения фасадов зданий и отделки их интерьеров.

Особенно возрастает роль кирпича как основного строительного материала в связи с начатыми в начале XV в. грандиозными по масштабу работами по возведению крепостных стен, соборов и дворцов Московского Кремля.

Учрежденным в 1584 г. приказом каменных дел были введены новые размеры «государева» кирпича – 31,2×13,4×8,9 см, позволившие значительно разнообразить кладку, придавая ей особую выразительность. Усиливающиеся стремление к декоративности архитектуры стимулировало появление разнообразных фигурных керамических изделий и поливных деталей. При сооружении таких памятников русского зодчества как храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве было использовано 18 типов фигурного кирпича, а для шатровой церкви Вознесения в Коломенском – 9 типов.

Особого расцвета отечественная керамика достигла в XVII в., когда в строительстве повсеместно стали использоваться профильный ручной тески (лекальный) кирпич, терракота, хорошо обожженная размером 27×18×4,5 см красная черепица, многоцветные изразцы и целые крупные законченные детали – вставки. Кирпич становится основным материалом, из которого на крепком известковом растворе возводятся почти все конструктивные элементы зданий – стены, своды, пилоны, арки, колонны.

Известные преобразования, связанные с деятельностью Петра I, предопределили огромный размах строительства и дальнейший прогресс в развитии керамического производства: вводится единый для всей страны размер кирпича в сырце – 28×14×7 см, замененный в начале XIX века размером 26,6×13,3×6,6 см. Тогда же первое практическое внедрение получила отечественная эффективная пустотелая керамика: в сложных конструктивных элементах зданий стали использоваться профильные блоки в сочетании с плитообразным плинфом.

Самобытная, развивающаяся на национальной основе архитектура русского барокко и классицизма (середина XVIII и первая треть XIX в.в.) продолжала весьма широко использовать строительную и декоративно-художественную керамику при возведении дворцовых и культовых комплексов.

Основным кладочным материалом в это время был красный («городовой») кирпич; более темный сильно обожженный «полужелезняк» и «железняк» применялся для кладки наружной версты стен, цоколей и ступеней; «алый» печной кирпич шел на утепление перекрытий, возведение дымоходов и боровов; кирпич-пережог – на фундаменты, а облегченный и маломерный (25,5×12,1×5,5 см) – на своды. Продолжает развиваться и совершенствоваться технология тонкой керамики, для декорировки которой обычно использовался либо подглазурный способ живописи, либо покрытие изделий красочными кристаллическими и потечными глазурями.

Современный со стандартными (25×12×6,5 см) размерами кирпич стал использоваться в отечественной строительной практике с 1925 г. В это же время начались работы по изысканию новых видов облегченных керамических изделий – дырчатых, пористых, пористо-дырчатых и пустотелых камней. С целью повышения уровня индустриализации строительных работ получили внедрение крупные (массой до 2 т) кирпичные блоки, вибропрокатные панели, сборные железокерамические балки и настилы, а также лицевые терракотовые и майоликовые камни и кирпич, ковровая керамика, разнообразные по окраске и фактуре декоративные плитки для отделки стен и полов, новые виды черепицы и др. Были созданы новейшие разновидности эффективной «сотовой» и пенокерамики, искусственных пористых заполнителей для легких бетонов, дорожного клинкера, кислотостойкой и огнеупорной керамики.

Все эти разновидности современных керамических материалов и изделий могут с учетом определенных требований (совместимость со старыми, повышение прочности сооружения и пр.) использоваться при проведении реставрационных работ.

 

4.2. Материалы для реставрации кирпичных сооружений

 

Как правило, для целей реставрации кирпичной кладки рекомендуется применять керамические материалы специального изготовления – для памятников домонгольского периода – плинф, для некоторых сооружений XVI в. – кирпич «маломерный». Эти изделия должны соответствовать дополняемым утратам не только по размерам, цвету и фактуре, но также и по физико-механическим свойствам.

Для реставрации фигурного и профильного кирпича необходимо использовать фрагменты, изготавливаемые либо ручной тёской, либо обжигом отформованного сырца с профилем, соответствующим оригиналу. При этом следует учитывать как особенности исходных глин, так и специфику обжига изделий из нее. Не рекомендуется вторичное применение старого (полученного при разборке) кирпича, поскольку он быстро разрушается особенно в тесаных профилях. Современный же кирпич по размерам и окраске не соответствующий старому допускается использовать либо для реставрации памятников архитектуры, стены которых оштукатуриваются, либо, если этот кирпич (при отсутствии штукатурного покрытия) не сильно отличается по цвету и размерам от старого, что позволяет, изменяя толщину кладочных швов, соблюсти характер перевязки новых элементов кладки со старыми.

При осуществлении реставрационных работ обязательно сохраняется и воспроизводится техника старой кладки. Так, для русских средневековых построек (XV-XVII в.в., часто и позднее) характерно применение готической перевязки, когда в каждом ряду по фасаду последовательно чередуются тычки и ложки. При перевязки угловых стыков стен на угол выходят либо трехчетвертной кирпич и тычок, либо ложок и тычок, за которым следует мелкая (около четверти кирпича) вставка, позволяющая перейти далее к правильному рисунку кладки.

Кладочный раствор по своим свойствам и способам изготовления должен быть близким (лучше тождественным) к старому – известковому, глиняному, пуццолановому. Кроме этого необходимо иметь ввиду, что в разных частях старинных сооружений обычно использовались растворы различные по составу – более тощие и жесткие в несущих (работающих на сжатие) конструктивных элементах, более жирные и упругие – в сводах.

Сочетание новых (более прочных) цементных растворов со старыми известковыми или гипсовыми должно исключаться, поскольку оно может привести к разрушению кладки за счет образования в ней новых, увеличивающихся в объеме соединений. Близость и тождество свойств и внешнего вида нового раствора к старому обязательно для растворов штукатурных и используемых для лицевой кладки неоштукатуренных поверхностей. При этом восстановление колеров окрашенных штукатурок должно осуществляться паропроницаемыми известковыми (на основе маломагнезиальной извести) или (что лучше) современными органо-силикатными, перхлорвиниловыми или эмульсионными казеиновыми красками. Использование известковых красок на основе магнезиальной или доломитовой извести требует введения в них парафина, алюмокалиевых квасцов или гидрофобизации поверхности растворами кремнийорганических жидкостей (ГКЖ-10, 11, 94), за счет чего повышается долговечность таких декоративных покрытий. Для увеличения степени адгезии с основанием в известковые краски с повышенным содержанием щелоче- и светостойких минеральных пигментов необходимо вводить добавки казеина (30-40 г/л). Весьма важно при этом учесть эффект, производимый восстановлением древней раскраски памятника архитектуры на его взаимодействие с исторически сложившейся городской средой в новых (современных) условиях.

Как и при реставрации сооружений из природного камня восстановление начального облика кирпичных зданий требует тщательно продуманного проведения работ по борьбе с биоразрушителями, очистке загрязненных поверхностей кладки, их гидрофобизации и укреплению ослабленной структуры керамики, а также силикатизации грунтов в районе расположения памятника архитектуры.

Все указанные способы сохранения старых зданий непосредственно связаны с предотвращением разрушающего действия на них грунтовых вод и атмосферных осадков.

Так, чтобы исключить дальнейшее развитие агентов биологической коррозии (грибы, мхи, лишайники, травы, деревья) необходимо либо понизить водосодержание в кладке за счет ее гидрофобизации растворами кремнийорганических соединений (ГКЖ-94, КО-92 и др.), либо провести двух-трехразовое антисептирование в период вегетации растений с последующей заделкой уплотняющими растворами швов и трещин в кладке и гидрофобизацией реставрированной поверхности. Длительная биозащита, в частности, обеспечивается пропиткой различных керамических строительных элементов растворами солей меди, цинка, хрома или гидрофобизаторами типа ГКЖ-10 и ГКЖ-11 с добавками хлорида цинка и сульфата меди.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных