ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
б) Внешние причины разрушения 6 страницаНи в одном из памятников русской стенописи Х-ХVIII в.в. нет росписей, выполненных только фреской – все они в той или иной мере дописаны по сухому. Наибольшим количеством таких прописей отличаются памятники архитектуры XVII-XVIII в.в., в палитру материалов стенописи которых вошло много новых, ярких, но не щелочестойких пигментов.
6.1. Способы реставрации фресковой живописи
Успех реставрационных работ во многом зависит от правильной диагностики причин разрушения фресковой живописи, к которым, в частности, относятся конденсация влаги на холодных стенах, грибы, придающие пористость поверхности фрески, отслоения верхнего грунтового слоя, температурные перепады, капиллярный подсос основанием грунтовых (особенно минерализованных) вод, старение самих зданий и сооружений. В этой связи в установлении причин разрушений или повреждений стеновой росписи очень важен анализ температурно-влажностного режима памятника архитектуры, обследование его конструкций, кровли, окон, подвалов, чердаков, системы гидроизоляции от грунтовых вод, отопительных, сантехнических, вентиляционных систем и др. При протечке сводов и увлажнении отдельных участков стены атмосферными осадками (дождем или снегом) происходит промокание каменной кладки на всю толщину. Такая мигрирующая через стену влага, насыщаясь большим количеством минеральных солей, содержащихся в кладке, скапливается в поверхностных слоях фрескового грунта и на самой живописи. В процессе обезвоживания (подсыхания) этих слоев, сопровождаемого кристаллизацией солей, на живописном поле появляются снегообразные хлопья пушистой ямчуги, что вызывает осыпание красок и разрушение грунтового основания фрески. Насыщение же кладки конденсирующейся влагой происходит не на всю ее глубину и растворимые соли выносятся на поверхность в меньшем количестве, откладываясь на живописном слое в виде мутной тонкой стекловатой пленки – стекловидной ямчуги. При подсосе грунтовых вод фресковая живопись разрушается в основном в нижних ярусах стен. Здесь к солям, содержащимся в толще ограждающих конструкций прибавляются растворимые соли, находящиеся в грунтовой воде. За счет капиллярного подсоса такой минерализованной воды на живописной поверхности образуется мутная стекловидная, более плотная чем от конденсата пленка. Таким образом, одним из основных способов защиты фресок от разрушения являются меры, обеспечивающие надежную гидроизоляцию фундамнетов и стен сооружений, создание определенного температурно-влажностного режима эксплуатации памятников архитектуры. Поскольку структурные особенности фресковых грунтов, определяющие их сопротивляемость различным разрушающим воздействиям окружающей среды непосредственно зависят от состава растворных смесей и способов их нанесения на декорируемую поверхность, то перед началом реставрационных работ необходимо с помощью химических анализов установить вид и относительное содержание в грунте исходных сырьевых компонентов и все восстановительные работы вести только растворами этого состава. Для установления «возраста» известковых грунтов может использоваться метод углерода 14, основанный на том, что в процессе твердения гидратной извести и перехода ее в СаСО3 в растворе появляется углерод, содержащий изотоп 14С, который и служит радиоактивным индикатором, позволяющим получить необходимую информацию. При этом древние фрески на непрочной хрупкой штукатурке после их открытия подлежат немедленной консервации. Следует иметь в виду, что каждому историческому периоду соответствовали свои оригинальные методы укрепления красочных слоев и модификации фресковых грунтов. Так античные сырые грунты подвергались шлифованию (уплотнению) и после высыхания их лицевая поверхность промазывалась пуническим (финикийским) воском с последующим прогреванием его с целью глубокого проникновения в поры раствора. В период итальянского раннего возрождения поверхность сырой штукатурки выглаживалась до блеска с одновременным введением в грунт мыла. После высыхания росписи, она промазывалась воском, сплавленным с мастикой и маслом. В XVIII в. свеженаписанные фрески защищались от внешних воздействий покрытием поверхности горячим мыльным раствором, а потом горячим раствором алюмосодержащих квасцов. Результатом реакции между этими составами являлось образование на живописи водозащитной пленки глинозема. Укрепление грунтов и красочного слоя фресок в ХХ в. осуществлялось пропиткой их растворами воска в скипидаре или парафина в бензине, а позже – калиевым жидким стеклом (К2О·n·SiО2) с последующей (через несколько часов после обработки) тщательно промывкой росписи водой. К современным методам укрепления известковых растворов относится также их пропитка калиевым жидким стеклом с гидрофобизацией поверхности кремнийорганическими жидкостями – ГКЖ-10 или ГКЖ-11. Кроме этого возможна модификация грунтовых растворов введением в них синтетических полимерных материалов, например, поливинилацетатной дисперсии (ПВАД) в смеси с гидрофобизирующими силиконовыми жидкостями (ГКЖ) или эмульсиями – ГКЖ-94. При этом одновременно с повышением водо- и влагостойкости памятники архитектуры сохраняют свою первоначальную паропроницаемость. Укрепление и приклеивание ослабленных грунтов к основе возможно введением в трещины водной суспензии химически чистых гидроксида (Са(ОН)2) и оксида кальция (СаО). Этим достигается прочное сцепление штукатурки со стеной и ее укрепление веществами, приобретающими со временем состав, аналогичный составу реставрируемого грунта. Использовать для этих целей цементы не рекомендуется в виду того, что в процессе твердения гидравлических вяжущих возможно растрескивание раствора, обусловленное увеличением объема минеральной связки. Для закрепления живописи, выполненной клеевыми, темперными и фресковыми красками по пористой лессовой и известковой штукатурке, хорошо зарекомендовала себя пропитка красочного слоя 10% раствором полибутилметаклита (ПБМА) в смеси ксилола с этиловым спиртом. Составы на основе этой смолы атмосферо- и светостойки, устойчивы к старению и инертны к закрепляемым материалам. Реставрацией фресок предусматриваются также работы по снятию с поверхности живописи наслоений кальциевых солей, очистке от загрязнений сажей и смолистыми веществами и защите от разрушающего действия микроорганизмов. Самым простым, но трудоемким и не всегда безопасным способом снятия с поверхности фресок солевых отложений является их осторожная расчистка кистью или скальпелем. Наиболее безопасным (но длительным) является снятие кальциевых солей нанесением на поверхность живописного слоя 10-20% раствора полиметакриловой или полиакриловой кислоты. Взаимодействуя с солями кальция они образуют пленку, содержащую кальциевые соли полимерных кислот, которая и снимается с обрабатываемого участка. Подобная многократная обработка проводится до тех пор, пока толщина наслоения уменьшится настолько, что его легко можно удалить механическим путем. Загрязнения с фресок удаляются водной промывкой. Если же такой способ оказывается не эффективным, то применяют органические растворители, их смеси и водные растворы поверхностно-активных веществ. Обычно используются этиловый или изопропиловый спирты, уайтспирит, пинен – растворитель, содержащийся в скипидаре и многих эфирных маслах, которыми пропитываются марлевые компрессы, накладываемые на загрязненные места. Из полимерных ПАВ наиболее эффективны 0,1-0,2% водные растворы метилцеллюлозы (МЦ), карбоксиметилцелюлозы (КМЦ) и поливиниловый спирт (ПВС) с добавками аммиака, этилового спирта и ацетона. После снятия загрязнений производится водная промывка реставрируемой поверхности. Поскольку фрески на известковой штукатурке подвергаются разрушающему действию микроорганизмов, то для их уничтожения и предотвращения развития после удаления с живописи загрязнений производится биоцидная (антисептическая) обработка росписей. Наиболее часто используются водные растворы пентахлорфенолята натрия и растворы в этиловом спирте или скипидаре некоторых аммониевых солей (например катамин АБ), которые наносятся на обрабатываемую поверхность либо флейцевой кистью, либо опрыскиванием пульверизатором. Перспективными и менее токсичными чем пентохлорфенолят натрия являются антисептические составы различных оловоорганических соединений в виде 2,5% растворов в ксилоле. Все приведенные рецептуры и рекомендации есть лишь основа для осознанных действий реставратора, который должен исходить при выборе того или иного из составов, той или иной технологии их применения, как из свойств и качества имеющихся материалов, так и конкретных условий производства реставрационных работ, учитывающих степень сохранности памятника архитектуры и реальные условия его эксплуатации.
7. РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
Дерево как великолепный конструктивный и декоративно-отделочный природный строительный материал используется с древнейших времен. Начиная со свайных построек, «городищ», укрепленных бревенчатыми оградами дерево прошло многовековой путь развития строительного искусства и не потеряло своего значения до наших дней. Объясняется это почти повсеместным распространением лесов на земном шаре, что позволяет считать древесину местным строительным материалом. Органическое происхождение и обусловленные им структурные особенности древесины предопределяют как положительные, так и отрицательные ее свойства, учет которых обеспечивает при правильной эксплуатации памятников деревянного зодчества их длительную сохранность. Обладая достаточно высокой механической прочностью (особенно при изгибе и сжатии вдоль волокон), и одновременно небольшой средней плотностью, обусловленной весьма развитой пористостью, древесина по праву относится к эффективным строительным материалам. От степени пористости непосредственно зависят и такие физические характеристики древесины как низкие тепло- и звукопроводность, что делает ее желательным материалом в жилищном, гражданском и культовом строительстве. Несомненными достоинствами лесных материалов являются их высокая морозостойкость, легкость обработки режущими и строительными инструментами, простота соединения отдельных элементов с помощью врубок, деревянных нагелей, шпонок, металлических крепежных деталей и клея. Древесина хорошо принимает различные виды отделки – шлифование, резьбу, лакирование, полирование, окраску. Кроме этого естественная декоративность различных (хвойных, лиственных) древесных пород, обусловленная совокупностью их цвета (окраски), блеска, волокнистости, рисунка и текстуры позволяют широко использовать их как высокохудожественных и, в ряде случаев, незаменимый отделочный и поделочный материал. Интенсивность окраски древесины (особенно ядровой) повышается с возрастом и зависит от региональных особенностей климата – древесина тропических деревьев по сравнению со светлоокрашенными породами умеренного пояса обычно отличается темным (до черного) или красным цветом. Собственно текстура, обусловливающая характер поверхности древесины зависти от размеров и своеобразия ее анатомических элементов и в соответствии с этим может быть тонкой, грубой (шероховатой) и переходной между ними. Под волокнистостью понимается характер расположения древесных волокон относительно оси ствола. Различают прямоволокнистую, косослойную, переменно-косослойную и свилеватую (запутанно косослойную) древесину. Обычно для высокохудожественных декоративных покрытий большей частью используются лиственные породы с неправильным расположением волокон, присущей,в частности, пигментированной древесине капов – наростов, развивающихся на стволе, корнях и ветвях грецкого ореха, березы, клена, красного дерева и др. Рисунок, образованный сочетанием годичных слоев, сердцевинных лучей, текстуры, волокнистости, сучковатости, цвета, пигментации и характера обработки поверхности древесины может быть весьма разнообразными. Его богатство и выразительность наиболее ярко проявляются у пород лиственных (особенно экзотических), отличающихся от хвойных более сложными строением и насыщенностью естественными декоративными элементами. Художественная ценность хвойных пород определяется в основном разницей в окраске поздней и ранней древесины, извилистостью и шириной годичных слоев особенно рельефно выделяющихся на тангентальном разрезе (плоскостью касательной к годичному кольцу). Выбор плоскости разреза так называемой «фигурной» (лиственных пород) древесины в ряде случаев имеет определяющее значение в получении высокохудожественного отделочного материала. Так, для бука, платана, клена, явора, дуба, ильма, карагача, насыщенных сердцевинными лучами наиболее декоративным является радиальный (проходящий через сердцевину) разрез, а для ясеня, ореха, каштана, бархатного дерева – разрез тангентальный. Весьма своеобразным рисунком («птичий глаз»), образованным неразвившимся в побег спящими почками, обладает древесина некоторых видов клена, а декоративность «карельской березы» создается переплетением красно-бурых прожилок свилеватых волокон. Блеск как свойство поверхности направленно отражать световой поток, определяется плотностью древесины и относительным содержанием, размером и расположением в ней сердцевинных лучей. Наиболее интенсивно блеск проявляется на радиальных разрезах, подразделяясь по характеру, яркости и переливами на шелковистый (клен, вяз, чинар, бархатное дерево), серебристый (береза) и золотистый (красное дерево – махагони). Естественная декоративность древесины достигает наибольшего художественного эффекта и выразительности облагораживанием ее поверхности вощением, лакированием, полированием и панелированием (нанесением в процессе горячего прессования прозрачных синтетических смолистых пленок), что не только улучшает внешний вид облицовок, но и значительно повышает их долговечность. Усиления или изменения природной окраски древесины можно добиться также ее пропариванием (бук), протравливанием (дуб, каштан), поверхностным или глубоким крашением (морением). Однако наряду с указанными положительными свойствами древесина обладает и существенными недостатками. К ним, в частности, относятся: анизотропность – неоднородность физико-механических характеристик относительно расположения древесных волокон; высокая гигроскопичность и водопоглощение, обусловливающая формоизменяемость (усушка, набухание) деревянных изделий и конструкций при изменении их влажности; склонность к загниванию в определенных температурно-влажностных условиях эксплуатации; подверженность разрушению различными деревогрызущими насекомыми; легкая возгораемость; наличие разнообразных по виду и значимости пороков, связанных с неправильным строением ствола и древесных волокон, сучковатостью, образованием различных трещин; ненормальные окраски древесины и др. Учет всех этих факторов при проведении работ по реставрации памятников деревянного зодчества весьма важен и необходим, поскольку он позволяет выбрать наиболее рациональные в данных условиях способы продления жизни (сохранности) различных деревянных памятников архитектуры.
7.1. Исторический путь развития деревянной архитектуры
В архитектурно-строительной практике дерево использовалось либо для изготовления всех несущих и ограждающих конструкций зданий – срубные постройки, либо в сочетании с другими строительными материалами, либо выполняло только декоративные функции в отделке интерьеров различных по назначению сооружений. Так, в древнем Египте с его весьма ограниченными лесными запасами, дерево применялось крайне экономно. Из него изготавливались только конструктивные элементы перекрытий, крыш и опор галерей. Основным строительным материалом в данном случае являлись стволы пальм, связки тростника, камыша в сочетании с сырцовым кирпичом. В государствах античного мира дерево использовалось значительно шире. Деревянные галереи и портики образовывали хорошо продуманную стоечно-балочную конструкцию, где несущие деревянные балки и бруски дополнялись сплошным дощатым или решетчатым настилом, прокладками и облицовочными плитами. В создании деревянных конструкций греки достигали больших успехов, чему способствовало развитое кораблестроение. Помимо стропильных крыш здесь уже появились деревянные фермы. Черепичная кровля укладывалась либо по деревянной обрешетке, либо непосредственно по стропильным брусьям. Именно стоечно-балочные конструкции галерей явились основой для создания новой тектонической системы – классического ордера сначала в дереве, а потом в камне. Дальнейшее развитие получили деревянные конструкции в древнем Риме, где в связи с появлением своеобразной бетонной техники лесные материалы использовались для изготовления зачастую очень сложной решетчатой опалубки. Для перекрытия больших пролетов применялись деревянные, близкие по конструкции к современным, фермы, в которых нагрузка кровли передавалась через стропильные ноги горизонтальным затяжкам, работающим на растяжение. Решетчатые конструкции из дерева использовались и при сооружении мостов. Отказавшись от превалирующей в романской архитектуре стропильной системы, поддерживающей кровлю и часто опирающуюся на свод, готические мастера создают стропильную ферму, опирающуюся на стены. Конструктивный каркас деревянных сводов готических строений представлял собой систему прямоугольных стропил, сочетающихся с криволинейными деревянными арками. В строительстве жилья широкое распространение получили каркасные (фахверковые) сооружения. Деревянный каркас двух, трех и более этажных зданий с высокими щипцовыми крышами отличался сложной структурой, образованной балками, обвязками, стойками и раскосами, пространство между которыми заполнялось кирпичом, или крупнозернистыми известковым раствором. Наибольшее развитие фахверковое строительство получило в странах Северной Европы (в частности в Норвегии) и в Германии. Эпоха итальянского Возрождения ознаменовывалась внедрением в строительную практику сомкнутого и зеркального (монастырского) сводов. Последний сочетал в себе четыре лопасти (падуги) сомкнутого свода с «зеркалом» плоского потолка, за счет чего сильно уменьшалась высота сводчатой конструкции при сохранении значительных пролетов сооружения. Плоское «зеркало» свода богато декорировалось лепниной и росписью. Большие горизонтальные плоскости такого свода выполнялись в виде деревянного отштукатуренного снизу каркаса, подвешенного к фермам или аркам. Внедрение итальянскими зодчими в строительную практику деревянных ферм, состоящих из параллельных поясов, соединенных решеткой, легло в основу разработки балочных стержневых систем. Архитектура барокко и классицизма наряду со сложными деревянными конструкциями весьма широко использовала дерево в декоративном оформлении интерьеров сооружений дворцового и культового типа. В русской архитектуре деревянное зодчество, достигшее высокого совершенства, занимает исключительное положение. Являясь основным и доступным строительным материалом, дерево стало главной конструктивной и декоративной составляющей выдающихся по своей художественной значимости сооружений. Еще до князя Владимира, принявшего христианство, славянские племена строили из дерева островерхие языческие храмы, сторожевые башни, городища и жилища. В период образования русского государства (Х в.) в связи со строительством церквей, острогов, крепостей плотничное ремесло получило широкое распространение на всем русском Севере – в Карелии, Коми, в теперешних Архангельской, Вологодской, Кировской областях. Особенно выделялись своим искусством мастера Великого Новгорода, главными инструментами которых были топоры, скобели, тесла, струги, резцы, просеки, долота, сверла, а основными разновидностями строевого леса служили бревна, окантованные брусья, пластины и доски, получаемые раскалыванием бревен, (тесницы). Эти строительные элементы изготавливались главным образом из хвойных древесных пород – мелкослойной сосны, ели, лиственницы, а также из таких лиственных пород, как вяз, осина и дуб. Деревянное строительство на Руси основывалось на срубной конструктивной схеме, где главным формообразующим элементом служил собранный из горизонтально уложенных (длиной 6 м) бревен сруб, связанный по углам врубками либо с небольшим выпуском – «в обло», либо без выпуска – «в лапу». Срубы, подготовленные к эксплуатации, назывались клетьми, которые в жилых зданиях – избах были в плане квадратными или прямоугольными, а в общественных (культовых) – многогранными – в основном восьми и реже шестигранными. Пазы бревен после осадки венцов и их переборки перекладывались мхом. Перекрытия делались главным образом плоскими. В ряде случаев возводились трапециевидные или сводчатые потолки. Избы строились с высокими безгвоздевыми двускатными крышами. Полы в них собирались из широких цельных плах. Главными типами северных изб являлись: «брус», все жилые и хозяйственные помещения которого размещались в одном длинном прямоугольном срубе, перекрытом общей двускатной крышей; «глаголь» – сруб в форме буквы «Г», где хозяйственные помещения располагались под прямым углом к жилым; «кошель», в котором все жилые и хозяйственные помещения объединялись в единый, квадратный в план е сруб, в связи с чем один из скатов кровли был коротким и крутым, а другой – пологим. Для увеличения протяженности изб кроме пристройки дополнительных срубов использовалось ограждение, изготавливаемые из деревянных пластин и тонких бревен (жердей), забранных в пазы вертикально поставленных зарытых в землю столбов. С самого начала возведения дома народные зодчие – мастера плотники стремились к красоте и изяществу. Умело используя природные декоративные свойства древесины, они придавали строениям облик самобытного по оформлению художественного произведения, украшая их великолепной резьбой или вводя в сооружения различные конструктивно-декоративные элементы. Для каждого региона (области, района) характерны свои разнообразные варианты декоративного украшения дома. Так, для резьбы русского Севера, продолжающей традиции древнего Новгорода, свойственен несложный орнамент из косых и прямых линий, ромбов, розеток, выемок, а для Поволжья – крупнейшего центра художественной обработки дерева, «корабельный» орнамент в виде затейливых узоров с изображением вьющихся растений, фантастических птиц, русалок, львов, человеческих фигур. Декоративные украшения располагались на строго определенных местах фасада и подразделялись по видам на конструктивно-декоративные – помоги (выпуски), потоки, шеломы, курицы (кокоры), сороки (связи); декоративные – причелины, полотенца, наличники окон, балконы и функционально-декоративные – крыльца, ворота, столбы, галереи – гульбища. Начиная с XIII в. после длительного периода татаро-монгольского ига на Руси начался новый подъем строительного дела. Наряду с каменными огромное значение имели и деревянные постройки, оказавшие прямое влияние на становление и развитие самобытной каменной архитектуры. Из дерева возводились не только дома, но сооружения разнообразного хозяйственно-производственного назначения – амбары, бани, риги, мельницы, а также оборонительные крепости – остроги, стены и башни крупных монастырей. В XIV-XVII в.в. из дерева строились большие и богатые хором, такие как «восьмое чудо света» - украшенный резьбой дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском, состоящий из множества теремов, светлиц, переходов и крылец, а также хоромы бояр Строгановых в Сольвычегодске (Архангельская обл.). Наивысшим образцом русского деревянного зодчества является зодчество культовое, выразительность которого достигается не столько используемыми декоративными приемами, сколько пропорциональными соотношениями объемов и их частей, а также тесным взаимодействием с окружающей средой. В основе плана деревянных церквей лежали такие геометрические формы, как квадрат, прямоугольник, восьми- и реже шестигранник. По форме эти культовые сооружения были или клетскими (часовни с прирубленным с восточной стороны алтарем), или шатровыми, или ярусными, состоящими из уменьшающихся по высоте поставленных один на другой срубов, верхний из которых завершался луковичной главкой, или многоглавными. Покрывались они либо лемехом – небольшими фигурными по очертаниям дощечками, либо досками. Кроме шатровых, скатных и луковичных завершений использовались также крыши бочкообразной, кубчатой, скирдообразной и других форм. Многоглавые церкви (ярусные или на однообъемной основе) являются вершиной русской деревянной архитектуры. К ним, в частности, относятся двадцатидвухглавая Преображенская и десятиглавая Покровская церкви в Кижах. Бревенчатые стены этих памятников деревянного зодчества гармонируют с покрытыми разным лемехом бочками и главками церквей. Опыт возведения подобных без внутренних столбов (опор) храмов оказал непосредственное влияние на конструктивное решение первых бесстолпных построек в Москве. Для архитектуры периода петровских преобразований (XVIII в. – первая половина XIX в.) характерно резкое сближение национального зодчества со стилистическим направлением Запада, что особенно проявилось при строительстве новой российской столицы – Петербурга. В это время наблюдается относительное уменьшение объемов культового строительства и резкое увеличение удельного веса гражданских построек – дворцов, государственных учреждений, а также сооружений утилитарного типа – торговых, складских, фортификационных. Основными строительными материалами в этот период были дерево и кирпич. Дерево использовалось как в срубчатых, так и в каркасных конструкциях. Широкое применение деревянный каркас нашел в застройке Москвы и Петербурга первой четверти XVIII в., когда интенсивно развивалось так называемое «мазанковое» строительство домов, раскрашивающихся снаружи «под камень», с глиняным заполнением каркаса. Такое же использование деревянных несущих элементов с последующей штукатуркой и отделкой «под камень» продолжалось при возведении зданий второй половины XVIII и начала XIX в.в. Дерево применялось в конструкции перекрытий и стропильных крыш каменных строений. При монтаже междуэтажных перекрытий использовался метод разобщенных конструкций, когда устанавливались самостоятельные балки для потолка и для пола, что предохраняло потолок от вибраций пола и обеспечивало хорошую звукоизоляцию помещения. Зачастую применялись и деревянные большепролетные решетчатые фермы, к которым подвешивался деревянный потолок. Так, Колонный зал бывшего Благородного собрания в Москве (Дом Союзов) – арх. М.Ф. Казаков – перекрыт деревянными фермами пролетом 24,87 м, к которым подвешена сложная конструкция потолка в виде зеркального свода. Стержень каждой из колонн образован четырьмя деревянными бревнами, облицованными по раствору мрамором. Большепролетные деревянные конструкции были использованы арх. А.А. Бетанкуром в перекрытии здания Московского манежа (пролет 44,8 м). Гигантские шпили Адмиралтейства и Петропавловской крепости (Петербург) представлявшие собой сложные пространственные конструкции были также выполнены из дерева. Архитектура русского барокко (середина XVIII в.) и классицизма (последняя треть XVIII – первая половина XIX в.в.) широко использовала дерево в отделке интерьеров дворцовых комплексов, соборов, загородных усадеб. Парадный интерьер мыслился как законченное произведение искусства, где все элементы декора подчинены архитектуре внутреннего пространства, которые в свою очередь являются отражением архитектурного решения в целом. Именно с этим периодом расцвета русского зодчества связано строительство знаменитых памятников архитектуры, авторами которых были В.В. Растрелли, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, А.А. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, В.П. Стасов, О.И. Бове и др. Основное значение в отделке интерьеров имела деревянная резьба – картуши, валюты, гирлянды цветов, резные обрамления дверей и окон, деревянные стержни люстр, золоченый деревянный багет окантовки стен и пр. Виртуозно использовались декоративные свойства древесины при укладке наборного паркета. Благодаря умелой распиловке и расположению деталей паркета с учетом его естественного освещения добивались изменения цветовой насыщенности той или иной древесной породы, увеличения многообразия оттенков и переливов. Паркет набирался из отдельных размером 142×142 см, реже 106×106 см щитов, на которые по эскизу наклеивались тонкие фигурные клепки из различных (береза, сосна, орех, дуб, ясень) древесных пород в сочетании с палисандром, самшитом, орехом, карельской березой. Прожилки рисунка паркета и кружевной орнамент выполнялись особой гравировкой – графьей, когда прорезанные в плоскости дерева углубления заполнялись темной мастикой, в результате чего создавался эффект объемности, рельефности наносимого узора. Для компенсации несоответствия суммы паркетных модулей (щитов) площади помещения использовались фризы и доборы. Завершалась конструкция пола плинтусами или галтелями. Композиция паркета определялась архитектурой интерьера каждого зала. Обычно в больших залах паркетное покрытие включало в себя круглое прямоугольное панно, расположенное соответственно центральной части потолочного плафона. Ярким примеров такого декоративно-художественного оформления интерьеров является полностью построенное из дерева и отделанное штукатуркой здание дворца-усадьбы Останкино (Москва), воплощающее в себе характерные черты классического стиля. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|