Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






б) Внешние причины разрушения 7 страница




В первой половине XIX в. паркет покрывался воском, а во второй – сначала мастикой, а потом натирался воском. Дощатые полы иногда оклеивались обоями и сверху покрывались лаком, а в основном грунтовались, красились и зачастую расписывались, имитируя паркетный рисунок.

 

7.2. Способы реставрации памятников деревянной архитектуры

 

При реставрации памятников русского деревянного зодчества, своеобразие архитектуры которых сложилось в условиях феодального общества, следует учитывать, что при определении аналога этих сооружений за основу принимается не само аналогичное здание а тот или иной типовой элемент, многократно повторяющийся в своей устойчивой форме в самых различных строениях. При этом выбирать аналог необходимо только в той же территориальной зоне, в которой находится памятник, чем обеспечивается учет местных традиций. Выбирая в качестве аналога элемент самой распространенной и типовой формы, реставратор снижает возможность ошибки на столько, на сколько эта самая типовая форма встречается чаще, чем индивидуальная.

Поскольку памятники деревянного зодчества XVII-XIX в.в. сложены из сравнительно легко разъединяющихся элементов, то их можно разбирать и собирать вновь, заменяя при этом любой обветшавший фрагмент и даже какую-то часть всего сооружения. Возможно также восстановление некоторых отдельных элементов, не разбирая здание, а лишь приподнимая («вывешивая») его часть, находящуюся над поврежденным местом. Все это позволяет воспроизводить отдельные утраты, сохраняя подлинной всю оставшуюся часть памятника.

Поскольку в памятниках деревянного зодчества конструктивно-технические и архитектурно-художественные особенности древесины сливаются в единое целое, то обе эти задачи реставрации памятников деревянной архитектуры можно и должно решать только одновременно и комплексно. В результате почти полностью исключается возможность применения иных, более прочных и долговечных материалов и конструкций.

Следует учитывать и то, что при восстановлении одних утрат данного реставрируемого сооружения неизбежно появляются другие еще большие утраты. Так, например, при замене спиленных или сгнивших консолей («выпусков») приходится заменять и еще достаточно прочные бревна, продолжением которых являются эти выпуски. Все это в определенной мере приносит ущерб подлиннику.

Памятники деревянного зодчества сравнительно легко освобождаются от некоторых видов чуждых наслоений (например, тесовой облицовки), не нанося при этом сооружению дополнительных повреждений. При этом восстанавливается естественная вентиляция деревянного сруба и затухают процессы гниения древесины.

Некоторые утраты при осуществлении работ по реставрации древних деревянных строений восстановить практически невозможно. Замена таких утрат различными мелкими «заплатами», даже если они сделаны из старого материала и подогнаны под подлинник по характеру внешней поверхности и цвету не решает проблемы. В любом случае для сохранения исходного образа объекта все ремонтно-реставрационные работы, предшествующие его химической защите от биологической коррозии, должны проводиться только с использованием старого материала, прослужившего определенный срок в аналогичных для реставрируемого памятника условиях.

Основным законом методики восстановления исторических объектов русского деревянного зодчества является достоверность самого восстановления, т.е. соответствие отреставрированного памятника (даже в незначительных деталях) своему подлинному (изначальному) облику.

Известный специалист по древнерусскому деревянному зодчеству А.В. Ополовников подразделяет реставрационные работы по достоверности восстановления (соответствию подлиннику) на следующие категории:

а) первая (высшая) категория, когда возобновление того или иного фрагмента осуществляется по обветшалому подлиннику реставрируемого здания путем прямого копирования, подлинных элементов с точным воспроизведением их размеров, характера обработки поверхности и других особенностей;

б) вторая категория, когда восстанавливаемые элементы воспроизводятся по форме аналогичных частей сохранившихся в других местах этого же памятника. В этом случае эти части являются уже не прямыми копиями своих подлинных предшественников, а условными, восстанавливаемыми по аналогии;

в) третья категория, когда утраты воспроизводятся по их следам с дополнением некоторых несущественных деталей по аналогии с другими однотипными сооружениями той же зоны;

г) четвертая категория, когда восстановлению подлежат части здания утраченные полностью и сохранившие на памятнике следы своего существования недостаточные для их воспроизводства. В этом случае реставрация производится только по аналогии с такими же элементами, сохранившимися на других однотипных или иных зданиях и сооружениях, и всегда является условной.

Поскольку художественный образ деревянных построек на Руси выявляется в основном средствами композиции масс и силуэтов перед реставратором открываются большие возможности использования метода целостного, а не фрагментарного восстановления памятника (полная или частичная разборка сруба или смена отдельных элементов; вывешивание и подъем всего здания для замены нижних венцов; перенос всего сооружения на новое место и др.).

Главным условием в процессе реставрации деревянных построек является защита их основных конструкций от увлажнения, способствующего развитию биоразрушителей. С этой целью старыми мастерами предусматривалась укладка под деревянные лемеха (покрытие кровли) листов бересты – верхнего слоя березовой коры. Береста почти водонепроницаемый материал и при укладке ее толстыми пластинами внахлестку снизу вверх образует высококачественное гидроизоляционное покрытие, превосходящее по своим свойствам такие современные рулонные гидроизоляторы, как толь и рубероид. Использование лемеховых (а не тёсовых) покрытий связано с их легкой продуваемостью (естественной вентиляцией кровли) и незначительным короблением (особенно для осиновой древесины).

К конструкционным способам защиты деревянных строений от увлажнения относится также их горизонтальная и вертикальная вентиляция; устройство свесов для защиты стен от увлажнения атмосферными осадками, стекающими с крутых уклонов крыш; использование для устройства фундаментов более стойких древесных пород (дуб, лиственница); устройство отмосток и отводных каналов с уклоном 10-15%; расположение памятников деревянного зодчества на открытом (не затененном другими строениями и зеленью) хорошо продуваемом месте.

При соблюдении всех правил конструкционной защиты деревянных сооружений от увлажнения ориентировочные сроки службы их отдельных строительных элементов могут колебаться в следующих пределах:

а) венцы срубов и опоры, контактирующие с грунтом – 8-20 лет;

б) нижние венцы, опирающиеся на каменный фундамент – 40-80 лет;

в) кровля (в зависимости от вида – тесовая, лемеховая) – 10-25 лет;

г) открытые массивные верхние строения – 25-100 лет;

д) верхняя часть срубов холодных построек, защищенных свесами кровли – 100-500 лет.

Приведение всех деревянных конструкций к одному сроку службы или удлинение этого срока возможно лишь с использованием (только в теплое время года) химических средств защиты. Особенно эффективна химическая защита при хроническом разрушении древесины под влиянием биологических агентов – грибов и деревогрызущих насекомых. Отличительной особенностью хронического разрушения являются ее относительно постоянная для конкретных условий эксплуатации деревянных строений скорость.

Биологическая коррозия может являться также следствием ошибок, допущенных при строительстве и эксплуатации памятников деревянного зодчества. Такой аварийный тип разрушения, возникающий по вине человека, характерен для конструкций, имеющих строительные дефекты (плохая гидроизоляция от грунта, недостаточная вентиляция сооружения, малые свесы кровли, недостаточная защита от конденсации влаги) и упущения эксплуатационные (протечки в крыше, неисправность водоотводов, нарушение режимов вентиляции, обрастание деревьями и кустарниками).

Аварийный тип разрушения предупреждается в основном конструктивными мерами, а устраняется мерами комбинированными – сочетанием конструктивных и химических способов.

Химические средства защиты древесины классифицируются по следующим признакам:

а) по направленности действия (назначению) – антисептики, антипирены, укрепители, комплексные (биоогнезащитные) препараты;

б) по характеру растворителей – водо-растворимые, растворимые в органических растворителях, масляные;

в) по составу (действующему началу) – фтористые, борные, хлорфенольные, смешанные;

г) по вымываемости – легковымываемые, вымываемые, трудновымываемые, невымываемые;

д) по форме – однокомпонентные (химические вещества), многокомпонентные (препараты), смешиваемые на месте или поставляемые в готовом виде.

 

7.2.1 Способы обработки древесины химическими защитными средствами

 

Различают следующие два основных способа химической защиты памятников деревянного зодчества:

а) поверхностная обработка конструкций;

б) пропитка без разборки памятников или с разборкой его деталей.

Наиболее часто при реставрационных работах производится или поверхностная обработка или обработка без разборки сооружений.

Поверхностная обработка используется в случае достаточно легких условий службы сооружений, обеспечивающих слабое или умеренное вымывание пропиточной жидкости из древесины. К таким условиям в частности относятся гигроскопическое увлажнение древесины, его слабое увлажнение атмосферными осадками при высокой или средней скорости просыхания.

Механизм защиты в данном случае состоит в создании в теле обрабатываемого элемента тонкой (до 2 мм) защитной оболочки и образовании абиотической среды лишь на его поверхности. Подобный способ обработки осуществляется опрыскиванием или кистью и используется для антисептирования внутренних поверхностей конструкций интерьера; участков наружных стен, защищенных от атмосферных осадков свесами кровли; дощатых фронтонов и лемеховой отделки барабанов главок церквей; дощатых продуваемых стен; скатов лемеховых главок храмов; участков наружных стен частично защищенных свесами кровли. В качестве пропиточных водорастворимых составов здесь находят применение фтористо-натриевые (NaF), кремнефтористо-натриевые (Na2SiF6) антисептики, препараты ББ-11П (смесь буры, борной кислоты и пентахлорфенолята натрия), ББ-32 (смесь буры и борной кислоты) и др. Для достижения необходимой глубины проникновения антисептика в древесину используется многократное его нанесение с интервалами для просушивания.

Пропитка обеспечивает более глубокое проникновение антисептической жидкости в древесину и тем самым более надежную ее защиту от разрушения. Без разборки конструктивных элементов сооружения пропитка может производиться следующими способами:

1. вливанием под давление;

2. вымыванием сухого антисептика из антисептических блоков;

3. выдержкой в подставной (подвесной) полиэтиленовой ванне (чехле);

4. многократным нанесением без просушки;

5. выдержкой под пропитанной полиэтиленовой панелью.

Пропитка с разборкой деталей обязательно маркируемых нержавеющими металлическими пластинками осуществляется либо выдержкой в горячехолодных ваннах с антисептическим раствором, или охлаждением предварительно прогретой древесины в ваннах с пропиточной жидкостью, либо пропиткой деталей при атмосферном давлении в автоклаве после их вакуумирования (глубина вакуума 0,8-0,9 бар). Гнилая и трухлявая древесина обязательно удаляется из бревен скалывающими инструментами, щетками и кистями и в обработанные места или вставляются врубки, или они заполняются массой, состоящей из опилок и мочевиноформальдегидного или кремнийорганического связующего. Только после такой подготовки производится антисептирование «отремонтированных» элементов сооружения.

Вливание под давлением представляет собой способ локального консервирования загнивших мест или сплошной обработки с целью повышения уровня защиты в наиболее уязвимых местах сооружения. Пропитка производится под небольшим давлением впрыскиванием из баллона или резиновой груши. Используются растворы повышенной концентрации типа ПЗС-890 (смесь пентахлорфенола, зеленого масла и уайтспирита); ПББ-211 (смесь пентахлорфенолята натрия, буры, борной кислоты); ХМББ-3239 (смесь бихромата натрия, сульфата меди, буры и борной кислоты) и др.

Пропитка отверстий и щелей может производиться через вставленные в них тампоны, удерживающие соответствующую жидкость или с помощью сухого антисептирования. Подобная локальная консервация применима для сооружений и конструкций, эксплуатируемых в условиях умеренного вымывания атмосферными осадками при замедленной и низкой скорости высыхания (различные виды деревянных кровель, горизонтальные покрытия чердаков, открытые галереи и крыльца, участки рубленных стен, расположенных ниже зоны, защищенной свесами кровли).

Вымывание из накладываемых антисептических «блоков» представляет собой способ местной защиты деревянных элементов здания сухими водо-растворимыми антисептиками (ПББ-211) из «блоков» (пакетов, коробок, мешочков), изготовленных из картона, бумаги, мешковины и пр. Их установка производится на месте протечек или возможного увлажнения конструкций атмосферными осадками, которые, просачиваясь через сухой антисептик, превращаются в защитный самоантисептирующий раствор. Такой метод используется для защиты досчатых шатровых кровель главок, потоков и шеломов безгвоздевых крыш, потолочных балок, верхних венцов срубов, выступающих концов бревен, полов звонниц, горизонтальных покрытий чердаков и др.

Выдержка в подставной (подвесной) ванне с пропиточной жидкостью используется для отдельных конструкций зданий (комлевые части столбов, нижние венцы срубов, контактирующие с грунтом, пятки «куриц» безгвоздевых тесовых кровель). Пропитка производится невымываемым антисептиком (ПЗС-890), заполняющим полиэтиленовые чехлы (ванны), которые подводятся под обрабатываемый элемент и завязываются сверху. В таком состоянии деревянные конструкции выдерживаются определенное время, обеспечивающее достаточную глубину пропитки.

Многократное нанесение антисептика на поверхность без просушки применяется для участков наружных стен, частично защищенных свесами кровли, элементов декора, деталей сложной конфигурации. В этом случае глубина проникновения антисептика в древесину увеличивается до 5-10 мм. Нанесение раствора на поверхность производится непрерывно или с малыми интервалами со скоростью впитывания, исключающей испарение консерванта, успевшего проникнуть в дерево.

Непрерывное антисептирование производится по большим площадям легкопроницаемой пористой древесины хорошо проникающими жидкостями – ПББ-155 (раствор пентахлорфенолята натрия, буры, борной кислоты), КФН (раствор бихромата натрия, сульфата меди, буры и борной кислоты).

При прерывистом антисептировании необходимо обеспечивать защиту обрабатываемой поверхности от испарения консерванта, закрывая ее полиэтиленовой пленкой или другими материалами.

Панельная пропитка старых строений без разборки старых строений без разборки является одним из способов глубинного антисептирования, механизм которого подобен пропитке в ванне. Используется для биозащиты открытых строений и колонн, досчатых и лемеховых кровель, бревенчатых стен, лат и др. Пропиточная панель, накладываемая на конструкцию или объем в целом, состоит из непроницаемой полиэтиленовой оболочки (аэрозащита) и выравнивателя – слоев фильтровальной бумаги, количество которых зависит от проницаемости древесины, высоты панели, скорости капиллярного поднятия раствора.

Для подачи антисептика в трещины или отверстия конструкций со сложным рельефом поверхностей используются тампоны, изготавливаемые из материала выравнивателя. Антисептирующий раствор подается на панель специальным питателем из резервуара, расположенного выше панели. Питатель способен захватывать, распределять и передавать пропиточную жидкость древесине. Сам питатель сшивается из нескольких слоев фильтровальной бумаги, армированных одним слоем бязи – плотной хлопчатобумажной ткани.

Производительность питателя считается достаточной, если избыток пропиточной жидкости стекает с нижней части панели не позднее конца первых суток после начала пропитки. Избыток стекающего раствора собирается в резервуар-сборник и направляется в грунт.

В зависимости от особенностей конструкции используются различные виды панелей – с выравнивателем и тампонами (или без них), без выравнивателя, но с тампонами или без них. Панель крепится к пропитываемому объекту, плотно его облегая, чтобы создать достаточную герметичность, в связи с чем ее края (кроме зон входа и выхода жидкости) приклеиваются к конструкции водостойким клеем.

В случае пропитки горизонтальных поверхностей в панелях в качестве выравнивателей могут использоваться древесные опилки непосредственно смачиваемые антисептиком. Длительность работы панели непосредственно зависит от влажности древесины, ее проницаемости, свойств антисептика и температуры среды. Так, древесина с влажностью ниже предела гигроскопичности пропитывается на глубину 15-75 мм (или более) за 15-30 суток.

К легкопропитываемой древесине относится заболонь сосны, бука и березы, к умеренно пропитываемым – заболонь дуба, граба и осины; к труднопропитываемым – ель, пихта, лиственница сибирская, ядровая древесина сосны, дуба, ясеня и бука.

Для дезинфекции и укрепления древесины, пораженной деревогрызущими насекомыми традиционно применяются природные смолы – канифоль, даммара, шеллак, мастикс, сандарак, растворенные в органических растворителях (скипидаре, спиртах, уайтспирите). Пропитка этими составами достаточно эффективна, но усложняет склеивание, окрашивание и отделку древесины. Современными синтетическими препаратами являются хлор-, фтор- и боросодержащие составы и четвертичные аммониевые соли.

К химическим средствам защиты относится не только антисептирование, но и антипирирование, т.е. пропитка древесины составами, препятствующими ее возгоранию. Обычно используется одновременная комплексная обработка деревянных конструкций и сооружений водными био- и огнезащитными растворами с последующим (после подсушки) их укреплением гидрофобизирующими составами.

Для огнезащиты в сочетании с водо-растворимыми антисептиками успешно применяется фосфат мочевины – препарат, получаемый конденсацией мочевины с ортофосфорной кислотой, который предохраняет древесину от возгорания при воздействии открытого огня.

Значительное повышение биостойкости и снижение возгораемости достигается пропиткой деревянных элементов 15%-ым водным раствором тетрафторбората аммония по способу горячехолодной ванны с выдержкой в каждой из них в течение часа, а потом просушкой в ванне с нагретым до 120°С петролатумом (смесь парафина, церезина и масла, образующаяся при сернокислотной очистке нефти), с последующей заменой петролатума на сухой нагретый до 85°С. Такая обработка не только обеспечивает высокую степень био- и огнезащиты, но и повышает стойкость древесины, работающей в условиях переменной влажности. Значительное огнезащитное действие проявляют также карбамидные и карбамидно-фурановые смолы, пропиткой которыми существенно повышаются физико-механические свойства модифицированной таким образом древесины.

Огнезащитное действие антипиренов основано на том, что при нагревании древесины одни из них образуют на ее поверхности оплавленную защитную пленку, а другие – выделяют негорючие газы, оттесняющие воздух и выделяемые деревом при нагревании горючие газы от поверхности конструкций.

Для создания на поверхности древесины защитно-декоративных покрытий используются композиции на основе феноло- и мочевиноформальдегидных смол, хлорсодержащих каучуков, галогеносодержащих виниловых полимеров с пластификаторами – эфирами фосфорной кислоты, хлорпарафинами; наполнителями (СаСО3, МgCo3, ZnCO3, CaCO3MgCO3, BaSO4, асбест, вермикулит, бораты и др.) и пигментами (оксидами сурьмы и висмута), полученными высокотемпературным сплавлением солей кремневой кислоты.

Аналогичные огнезащитные краски изготавливаются также на основе поливинилхлорида, сополимера винилхлорида и винилиденхлорида и др.

Современные полимерные материалы позволяют довольно просто реставрировать разрушенные или поврежденные деревянные элементы. В этом случае после удаления гнили в здоровом дереве сверлятся отверстия, в которые вставляются арматурные преднапряженные стержни из стекловолокна, которые вместе с соединительным швом заливаются двухкомпонентной эпоксидной смолой. При полностью сгнившей древесине разрушенные части деревянного элемента воспроизводятся заново – после устранения гнили реставрируемый участок заливается раствором двухкомпонентной смолы, куда в качестве наполнителя добавляется разнозернистый кварц. Такая масса по свойствам приближается к древесине. Перспективными для укрепления частично разрушенной древесины являются хорошо проникающие мономерные системы и форполимеры.

Консервация древесины памятников деревянного зодчества может осуществляться с использованием растворов полиметил- и полибутилметакрилатных, акриловых и эпоксидных смол. Высокими физико-механическими показателями характеризуется частично разрушенная древесина после глубинной ее пропитки кремнийорганическими материалами (полиорганосилоксанами).

 

7.2.2. Тонирование реставрируемой древесины

 

В процессе реставрации памятников деревянного зодчества приходится частично заменять пришедшие в негодность различные конструктивные (бревна сруба) и декоративные (облицовочные доски, кровельный лемех, резные детали) элементы сооружений. Поскольку новая древесина отличается по окраске от реставрируемой и тем самым разрушает цветовое единство здания, то приходится прибегать к ее окраске (патинирование, тонирование), гармонирующей с цветом оригинала.

Под патинированием подразумевается искусственное наведение на поверхность древесины патины – окрашенной (различных оттенков) декоративной пленки. В качестве патинирующих составов используются водо- и спирторастворимые анилиновые красители, соли металлов (протравы), дубильные вещества, бейцы. Протравные красители широко используются для имитации под ценные породы древесины элементов внутреннего декора помещений. Так, бук, груша, граб имитируются под черное дерево обработкой водными растворами железа; желтые, розовые, коричневые тона получают обработкой древесины березы, клена, ольхи раствором фосфата мочевины с последующей термообработкой при 140-160°С. Древесина пород, богатых дубильными кислотами (дуб, орех, красное дерево и др.), окрашиваются протравами непосредственно, а для пород, не содержащих этих кислот, производится предварительная обработка поверхности раствором дубильных веществ.

Для отбеливания поверхности используется раствор пероксида водорода с аммиаком или последовательная обработка щавелевой кислотой и раствором гидросульфата натрия.

Дубильные материалы (дубители) могут быть растительного, минерального, животного и синтетического происхождения. В имитации древесины под ценные породы обычно используются растительные дубители, получаемые из коры, древесины, листьев, корней, содержащих дубящие вещества – танниды. Хорошо зарекомендовали себя в технологии светостойкого тонирования деревянных элементов дубильные экстракты – упаренные водные дубовые, ивовые, буковые, еловые, лиственные, каштановые и корневые вытяжки, обработанные для лучшего растворения растворами солей серной кислоты.

Весьма широкое распространение для крашения древесины в коричневый цвет получили красящие вещества, содержащиеся в некоторых почвах и «молодых» по геологическому возрасту углях. Эти красители, где основным красящим веществом являются высокомолекулярные органические гуминовые кислоты, известны под названием морилки и бейца.

Светостойкое тонирование достигается при последовательной обработке (пропитке) древесины сначала пирогаллолом (многоатомный фенол), таннином, пирокатехином (двухатомный фенол с гидроскилами) или другими дубильными веществами, а затем солями металлов – двухроматом меди, хлоридом меди или железа, сульфатом меди. Окраски, возникающие при этом и зависящие от концентрации и вида первого и второго растворов, отличаются высокой стойкостью к свету и смывке, что объясняется образованием практически водонерастворимых окрашенных солей, химически связанных с древесиной.

Хромовые и медные протравы дают по таннину коричнево-желтоватые тона, по пирогалловой кислоте – коричневые, по пирокатехину – коричневые с зеленоватым оттенком. Железные протравы дают синевато-серые окраски.

Кроме протравных красителей для подгонки цвета вновь изготовленных деталей можно также использовать отвары чая, трав, кофе и др.

 

7.2.3. Составы для склеивания древесины

 

При реставрации отдельных элементов внутреннего декора широко используются различные клеи. Наиболее часто применяются клеи природные – костный, мездровый, рыбий, казеиновый. Для склеивания твердых и ценных пород древесины рекомендуется использовать мездровый клей с добавкой костного, а для склеивания пород мягких – костный с добавкой мездрового.

Реставрация уникальных изделий – маркетри (деревянная мозаика, набираемая из тонких фигурных различных по цвету и текстуре пластинок шпона), инкрустация, золочение по дереву производится с помощью рыбного (осетрового) клея.

Из синтетических клеев широко используется поливинилацетатная дисперсия. Как и животные клеи, поливинилацетатные дисперсии неводостойки. Что касается клеевых составов на основе эпоксидных смол, обладающих хорошей адгезией к древесине, то их применение ограничивается невозможностью удаления клеевого шва после затвердевания, что свойственно так называемым необратимым материалам.

 

8. МЕТАЛЛЫ В АРХИТЕКТУРЕ. ИХ СОХРАНЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ

 

Металлы занимают одно из ведущих мест среди конструкционных и отделочных архитектурно-строительных материалов. К их достоинствам, определяющим использование в архитектурно-строительной практике, относятся:

- высокие механические характеристики – прочность, твердость, вязкость, пластичность, упругость, изменяющиеся в широких пределах в зависимости от состава сплава, технологии его производства и обработки;

- универсальность прочностных показателей для всех видов напряженного состояния – сжатия, растяжения, изгиба;

- технологичность, т.е. способность поддаваться химической, физической и механической обработке;

- высокая газо- и водонепроницаемость, обусловленные большой плотностью материала;

- природные эстетические свойства – блеск, цвет – и возможность, изменяя эти свойства, получения необходимого декоративно-художественного эффекта;

- способность сохранять длительное время прочностные и декоративные характеристики в процессе эксплуатации различных видов конструкций и деталей (долговечность).

Именно этими специфическими свойствами определяется давнее применение металла в различных областях практической деятельности человека.

История металла в архитектуре, как и вообще в материальной культуре, начиналась с использования его эстетических свойств, в то время как освоение металла, как конструкционного материала заняло достаточно длительный исторический период. С самородными цветными металлами – золотом, серебром, медью – человек познакомился за 6-7 тыс. лет до н.э. В V-VI тысячелетиях до н.э. началась выплавка меди, олова и свинца из руд, а примерно с III тысячелетия до н.э. широкое распространение получила бронза.

Добыча и обработка железной руды относится только ко II тысячелетию до н.э., когда металлургия железа начала быстро распространяться в Египте, Мессапотамии, Индии и к концу этого исторического периода проникла в Древнюю Грацию, Малую Азию, Закавказье, а в середине I тысячелетия до н.э. – в Китай.

Столь стремительное внедрение железа в строительную практику объясняется не только высокими техническими характеристиками, но и при минимальном содержании (0,3-0,5%) в нем примесей, высокой коррозионной стойкостью, сравнимой со стойкостью «благородных» металлов.

В средние века железо начало использоваться в качестве затяжек для восприятия распора каменных сводов. В частности в России подобные затяжки были впервые применены в 118 1161 г.г. в Успенском соборе во Владимире, а в соборе Василия Блаженного (1555-1560 г.г.) к системе железных затяжек были подвешены потолки. Эта система подвесных потолков считается одной из первых несущих железных конструкций в России.

В XVI в. уже не редкость использование железа для наслонных стропил (Архангельский собор 1505-1509 г.г.) и для каркасных конструкций куполов (колокольня Ивана Великого в Москве – 1600 г.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных