ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
б) Внешние причины разрушения 4 страницаДля повышения грибостойкости гипсовых и известковых штукатурок целесообразно вводить в них добавки фторидов кальция (СаF2), кремния (SiF4) или борфторидов натрия, калия или аммония. Степень водопоглощения может быть значительно понижена пропиткой кладки растворами полимеров с низкой вязкостью. Что касается укрепления фундаментов зданий, то наиболее часто используются методы, которые подразделяются на конструкционные, гидрологические и химические. Конструктивное упрочнение фундаментов обеспечивается вдавливанием в грунт металлических свай, или устройством малого диаметра свай буровых, заполняемых под давлением цементным раствором, чем достигается одновременное усиление как старых фундаментов, так и стен и оснований памятников архитектуры. К гидрологическим способам предотвращения неравномерной осадки зданий относятся отвод грунтовых вод и устройство по периметру подземной (цокольной) части кладки надежных водозащитных отмосток. Что касается химического закрепления грунтов, то при реставрации памятников архитектуры этот метод получил наибольшее распространение. Выбор наиболее эффективного состава укрепляющего грунт под фундаментом определяется характером его разрушения, составом и проницаемостью, влажностью, содержанием в нем карбонатов, а также наличием настенной живописи и архитектурных украшений, выполненных из декоративных растворов и гипса. Несущая способность почв может снижаться за счет вымывания из песчаных грунтов мелких фракций грунтовыми водами; замачивания просадочных грунтов; разложения органических соединений в насыпных грунтах; ведения подземных работ в непосредственной близости от памятников архитектуры. В связи с этим выбор наиболее эффективного закрепляющего состава определяется фильтрационной способностью различных грунтов: для хорошо проницаемых песчано-гравийных грунтов используются цементно-глиняные инъекционные растворы; для песчаных – поочередно нагнетаемые растворы силиката натрия (растворимого стекла – Na2O·n SiO2) и хлорида кальция (СаСl2); для мелкозернистых песчаных – силикатизация с помощью ортофосфорной (Н3РО4) кислоты, серной кислоты и сульфата алюминия – Аl2(SO4)3, алюмината натрия и кремнефтористо-водородной кислоты. Последний состав особенно надежно укрепляет тонкопесчаные грунты со значительным содержанием гумуса. Для сильнокарбонизированных сухих или водонасыщенных грунтов наиболее эффективно их закрепление мочевиноформальдегидными (карбамидными) поликонденсационными смолами в присутствии отвердителей – соляной или щавелевой кислоты, хлорида алюминия с предварительным замачиванием (подкислением) грунта 3-5% раствором щавелевой кислоты. Водостойкость грунтов, укрепляемых мочевиноформальдегидными смолами, повышается за счет введения в растворы перед их закачкой 25-50% водной эмульсии 1-5% гидрофобизирующей жидкости ГКЖ-94. Предельное сокращение процессов непрерывного увлажнения кладки особенно минерализованными грунтовыми водами и атмосферной (загазованной) влагой является залогом предотвращения появления на лицевых поверхностях сооружений высолов, которые, кристаллизуясь, разрушают поры и неплотности кладки. Очистка поверхности кирпичных ограждающих конструкций от загрязнения осуществляется либо специальными сорбирующими пастами (ЭТАНА и др.), либо органическими растворителями (метиленхлорид, четыреххлористый углерод, бензин, бензол, толуол и их смеси), а также механическими способами (пескоструйная обработка и др.
4.3. Декоративно-облицовочная керамика и методы ее реставрации
Способность изделий из керамики приобретать определенные масштабные, фактурные и цветовые качества сделала их незаменимым колористическим и пластическим элементом в архитектуре многих стран и народов. Многообразие декоративно-художественных свойств керамики определило ее повсеместное использование в отделке фасадов и интерьеров зданий и сооружений различного назначения и русскими мастерами. Наибольшее распространение в отечественной архитектурно-строительной практике получили такие изделия для облицовки стен полов, печей, каминов, водоемов, как керамические плитки и изразцы с различной лицевой поверхностью: терракотовые – сохраняющиенатуральный цвет обожженной глины, ангобированные – покрытые с лицевой стороны беложгущимися или цветными глинами и майоликовые – декорированные непрозрачными (глухими) цветными глазурями. Исследование и сопоставление русских керамических облицовочных изделий с соответствующими изделиями других народов древности указывает на самобытность русского керамического производства и самостоятельное изобретение способов изготовления этих декоративных материалов. Древнейшими образцами отечественной облицовочной керамики являются плитки киевских мастеров X-XI в.в. Настоящий же расцвет изразцового русского искусства ранее прерванного татаро-монгольским нашествием относится ко второй половине XV в. Своего апогея он достиг во второй половине XVII в., когда повсеместно в отделке храмов и светских зданий использовались многоцветные, рельефные изделия. Основными разновидностями облицовочных керамических изделий, которыми покрывались стены и печи дворцов древнего Московского кремля, церквей и боярских хором Ярославля, других русских городов являлись изразцы и плитки с затейливой орнаментацией, своеобразными изображениями и надписями. В отличие от плиток печные (кафель) и декоративные изразцы состоят из основного тела – плоскости с глазурованной лицевой и неглазурованной тыльной поверхностью, к которой в виде четырехугольной коробки крепится румпа, служащая для соединения изразцов между собой и с облицовываемой поверхностью. Края румпы возвышаются над плоскостью на 50-60 мм для крупных и на 40-45 мм для мелких изразцов. В зависимости от места производства румпы имеют различную форму: коробчатую, не отступающую от краев изразца (Соликамск, Балахна), высокую, отступающую от краев на 20-25 мм (Великий Устюг, Тотьма); высокую и низкую своеобразного профиля, отступающую от краев изразца (Александровская слобода, Петербург). Толщина стенок румпы обычно 15-20 мм. Наиболее ходовыми были изразцы со следующими размерами: одинарные – 200×200 мм; двойные и полуторные – 220×400; 220×440; 230×335; 270×180 мм; угловые – 400×160×70; 240×210×110; 220×220×110 м; розетки и вставки –250×250; 150×150 мм; кафельные плитки – 150×150 мм. В рельефных изображениях ранних терракотовых (красных) облицовочных плит использовались мотивы белокаменной резьбы (стилизованные цветы, пальметты, переплетающиеся побеги и стебли). Вместе с кирпичными стенами эти плиты белились и являлись как бы белокаменным прототипом декоративной отделки фасадов. В конце XV в. и в первые годы XVI в. в производстве московской терракоты появляется не получившее, правда, своего дальнейшего развития иноземное влияние, связанное с работой в столице фряжских – итальянских зодчих. В декоре соборов и церквей разрабатываются мотивы итальянского возрождения – рельефы из листьев аканта, иоников, бусин и перлов. Именно тогда были созданы предпосылки для организации изготовления в резных деревянных формах терракотовых печных изразцов. Они имели квадратную (20×20 см) форму с лицевой поверхностью окаймленной широкой рельефной рамкой (стенные изразцы «большой руки»). Лицевая поверхность пластины такого изразца толщиной около 1 см богато орнаментировалась рельефом высотой 0,3-0,8 см. Изразцы «малой руки» (14×14 см) оконтуривались широкой рамкой, а поясовые декоративные элементы, используемые для выкладки горизонтальных рядов кладки, изготавливались в виде прямоугольных (высотой 10 см) с коробчатой рампой изразцов, декорированных широким кантом по длинным сторонам изделия. Кроме того для завершения кладки в печной изразцовый набор входили также полукруглые вкладыши-перемычки и «городки» – фигурные элементы верхних рядов печи. Изразцы выкладывались на глиняном растворе, после чего зеркало печи белилось. В побелочный раствор для блеска вводилась толченая слюда. Красные изразцы, изготавливаемые из красных глин типа суглинков, использовались и в наружном декоре кирпичных зданий. В конце первой половины XVII в. началось производство красных названных узкорамочными, изразцов с узкой контурной рампой, шириной около 1 см, что позволило отказаться при выкладке декоративных поверхностей от изразцов-перемычек и тем самым сократить количество элементов набора. Во второй половине XVII в. красные изразцы вытесняются муравлеными и многоцветными. Мурава – зеленая свинцовая глазурь впервые появилась на Руси в Древнем Киеве, а затем – конце XV в. – в Пскове. Муравленые изразцы Московского производства датируются 30-ми годами XVII в. Они изготавливались вручную на гончаром круге из светлых гжельских глин, имели, как правило, квадратную форму лицевых пластин с широкими рамками по контуру и коробчатые румпы. В 80-х годах XVII в. муравленые богато декорированные изразцы получили широкое распространение, как в наружном декоре зданий, так и в облицовке отопительных печей. Многоцветные рельефные керамические изделия, покрытые прозрачными глазурями впервые появились в XV – XVI в.в. Ими, в частности, был украшен московский Покровский собор (храм Василия Блаженного), в декоре шатра которого использовались отдельные изразцы и сложенные из них звезды, замененные в XVII в. изразцами из красной глины с глухими эмалями. Глухие оловянные эмали четырех цветов – белого, зеленого, желтого, бирюзового или синего, секретом изготовления которых обладали белорусские мастера, использовались для покрытия облицовочных изделий совместно с прозрачной коричневого цвета поливой, дающей на красном черепке изразца красивые коричневые оттенки. Эти новые многоцветные ценинные (майоликовые) изразцы хорошо сочетались с пышным узорочьем культовых и светских зданий, получившим широкое распространение в XVII в. Из подобных керамических архитектурных деталей набирались сложные обрамления окон и дверных порталов, декорированные пояса с рельефными надписями, различные горельефные вставки, розетки, фризы и антаблементы, многоизразцовые панно- клейма и др. В начале XVIII в. наружный декор зданий выходит из употребления. Многоцветные с постепенно уменьшающимся по высоте рельефом изразцы вытесняются гладкими расписанными живописными изделиями для декоративной отделки отдельных элементов интерьера. Первые отечественные расписные изразцы, изготовленные в Петербурге русскими мастерами-живописцами, обученными в Голландии, отличались от иноземных своеобразной широкой техникой росписи. Многоизразцовые клейма уступили место гладким изделиям с синей однотонной сюжетной росписью. В это же время в Москве появился новый тип многоцветных с сюжетной росписью изразцов глазурями пяти цветов – белой, желтой, коричневой, зеленой и синей. Прямоугольные размером 23-12×18-16 см изделия изготавливались с отступающей от краев румпой. Их лицевая поверхность имела сложный рисунок, обрамления из широких и узких каемок и, в ряде случаев, пояснительные надписи. В 60-70 г.г. XVIII в. начинается выделка расписных изразцов раппортного и коврового типа. Своеобразием раппортного типа построения орнамента являлся мотив узора, многократным повторением которого во взаимно перпендикулярных направлениях создавалось единое декоративное поле с сюжетами, размещенными на двух или трех поставленных в ряд изделиях. Конец 60-х годов XVIII в. характерен появлением изразцов с росписью, носящей пышный барочный характер. Девятнадцатый век не внес ничего нового в историю изразцового искусства. Сюжеты на изразцах становятся все проще, мастера-изразечники вновь переходят на одноцветную синюю роспись по белому фону и в последней четверти XIХ в. такой способ декорировки пропадает совсем.
4.3.1. Реставрационные работы по восстановлению испорченных или утраченных декоративных керамических изделий проводятся в каждом отдельном случае по-разному. Очень важно в данном случае учитывать вид и особенности исходного глиняного сырья, использованного для изготовления элементов керамического декора, своеобразие их формования, обжига и отделки поверхности. Не менее важным является анализ состава грунтов, с помощью которых облицовочные изделия крепятся к основанию, ибо их разрушение приводит как к отслоению, так и к раскалыванию отдельных фрагментов декора. При этом следует также установить и исключить причины, вызывающие разрушение грунтовых растворов. Старые мастера, как правило, использовали для изготовления своих изделий местные глины: гжельские светло-серые и красные (Московская область), белые (Суздаль), красные (Псков), красно- и серо-желтые (Калуга) и др. Наиболее подходящими для производства изразцов считаются мергелистые (в том числе спондиловые) глины (рухляки), обладающие высоким коэффициентом расширения, что обеспечивает хорошее сцепление глазури или эмали (без «цековых» волосяных трещин) с керамическим черепком. Благодаря повышенному (25-50%) содержанию высокодисперсных примесей известняка подобные глины отличаются низкой температурой плавления и малым интервалом спекания и плавления. Объясняется это тем, что в процессе обжига сырца при 900-950ºС карбонаты частично вступают в соединения с глиноземом и кремнеземом глин и образуют при этом сложные силикаты, корректирующие температурные свойства глиняного сырья. Утраченные фрагменты облицовки могут быть восполнены не только образцами-самоделами, отформованными из глины, но и изготовленными отливкой из гипса или белого цемента с последующей тонировкой, окраской и лакировкой полученных копий. Для повышения прочности гипсовых отливок в воду затворения формовочной массы рекомендуется вводить глютиновые (животные) клеи, упрочняющую поливинилацетатную дисперсию в совокупности с добавками-замедлителями схватывания гипса. Частично разрушенные (расколанные) керамические изразцы и плитки могут склеиваться эпоксидными смолами, а осыпающиеся красочные слои и частично разрушенные участки керамики – укрепляться 5% раствором полиамида в метиловом или этиловом спирте. В качестве доделочных масс при реставрации декоративных керамических элементов могут использоваться композиты на основе смесей полимер - кремнийорганическое соединение, отличающееся низкой гигроскопичностью и придающее керамике высокую атмосферостойкость и механическую прочность. Неглазурованные, пористые изделия обрабатываются (пропитываются) растворами гидрофобизирующих кремнийорганических жидкостей. Загрязненные поверхности облицовки очищаются либо механическим способом (шпателем, тампоном и др.), либо, в случае загрязнений органического происхождения, удаляются различными растворителями – этиловым спиртом, уайт-спиритом, ацетоном или моющими композициями на основе полимерных пленкообразователей (поливинилацетатная дисперсия – ПВАД, поливиниловый спирт – ПВС и др.), в которые в качестве пластификаторов вводится глицерин, а для усиления моющего действия – этиловый спирт и аммиак.
4.4. Материалы для реставрации и модификации гипса
Гипс как строительный и декоративно-отделочный материал широко применялся с древнейших времен. Примером могут служить барельефы египетских и древнегреческих храмов, интерьеры и наружные детали многих помпейских домов, византийские и многие более поздние сооружения. Особое место здесь отводится так называемому искусственному мрамору (штуку), реставрация и воссоздание которого представляет значительные трудности. С помощью этого, выполняющего существенные эстетические функции материала изготавливались не только различные декоративные элементы фасадов и интерьеров, но и реставрировались скульптура, разрушенные части капителей и других архитектурных фрагментов с воспроизведением при этом и фактуры и рисунка восстанавливаемого оригинала. Формовочные смеси, из которых изготавливается штук, весьма различны по составу, который зависит от того, где предполагается использовать изделие – для наружной отделки зданий, внутренней облицовки стен, для отливки орнаментов или лепного декора. Основными компонентами смесей различного по назначению искусственного мрамора являются гашеная известь, кварцевый песок различной крупности, мраморная пудра, портландцемент, гипс, толченый кирпич, воск, масла, яичная эмульсия. Введение в формовочную массу добавок воска, масел и яичной эмульсии повышает пластичность смеси и водостойкость декоративных покрытий. Штуку свойственны те же виды разрушения, что и природному камню – эрозия поверхностного слоя, инфильтрация влаги, дыма, газа, действие высоких и низких температур и пр. Для разделки швов и восполнения утрат в искусственном мраморе используется гипс, затворенный водой с добавкой столярного клея. Получение цвета или оттенка, близкого к оригиналу достигается введением в гипс не более 20% сухих минеральных пигментов, поскольку повышенное их содержание приводит к заметному снижению прочности и твердости декоративного покрытия, что, в свою очередь, затрудняет его шлифование и полирование. Пигменты, добавляемые в гипс, должны быть щелоче- и светостойкими, обладать хорошей красящей способностью. Для получения желтого и красного цветов используется охра, мумия, желтый сурик; зеленую окраску гипсу придает оксид хрома; синюю – ультрамарин и кобальт; коричневую – умбра и известь, гашеная раствором медного купороса; черную – перекись марганца, графит, жженая кость. Искусственный «белый» мрамор получают затворением в воде, содержащей до 20% ПВАД (поливинилацетатной дисперсии), смеси, состоящей из 80% гипса и, в качестве белого пигмента, 20% кристаллической модификации диоксида титана (TiО2) – анатаза. Небольшие добавки (до 1 %) тонкотертой охры или мумии придают штуку теплый тон. Поскольку гипсовые вяжущие относятся к категории быстросхватывающихся, то при работе с ними следует использовать различные добавки-замедлители схватывания, удлиняющие период текучести формовочных смесей. К таким добавкам-замедлителям (ингибиторам), в частности, относятся сернокислое оксидное железо – Fe2(SО4)3; известково-клеевой и кератиновый замедлители; поверхностно-активные добавки (СНВ, ГКЖ-11, 11, 94); сульфитно-дрожжевая бражка (ССБ); смесь борной кислоты (Н3ВО3·10 Н2О), тетрабората и силиката натрия (Na2В4О7 и Na2SО3). Адсорбируясь на поверхности зерен вяжущего эти добавки снижают скорость кристаллизации гипса, что и приводит к замедлению схватывания формовочной смеси. Наиболее эффективными замедлителями схватывания гипса являются полимерные кислоты, вводимые в воду затворения. Так при использовании в качестве такой добавки 10-40% полиметакриловой кислоты (ПМАК) получается высокопластичная масса, схватывающаяся, в зависимости от количества вводимой добавки, через 6-20 часов. При этом через 2-3 суток отливка приобретает прочность фаянса. Из этого формовочного материала можно восстанавливать утраченные элементы декора, которые после их полного отверждения хорошо подвергаются механической обработке, покрываются красками и лаками и приклеиваются на место утрат эпоксидными, поливинилацетатными и кремнийорганическими клеями. Для устранения пузырьков воздуха в формовочной смеси и снижения таким образом пористости гипсовых отливок в воду затворения можно водить добавки терпинеола (0,25 мл на 1 л воды) – смеси серной кислоты со скипидаром. Терпинеол хорошо растворяется в воде и, понижая поверхностное натяжение ее пленок, исключает образование воздушных пузырьков в гипсовом тесте. При приготовлении терпинеола следует соблюдать осторожность, т.к. реакция взаимодействия серной кислоты со скипидаром сопровождается бурным выделением тепла, вследствие чего сосуд для приготовления смеси должен интенсивно охлаждаться. Для изделий из гипса, контактирующих с внешней средой весьма эффективна обработка составами - гидрофобизаторами на основе кремнийорганических соединений и их композиций. Благодаря низкому водопоглощению модифицированных кремнийорганическими материалами гипсовых изделий и декоративных покрытий они приобретают высокую атмосферо- и морозостойкость, вследствие чего существенно повышаются и их эксплуатационные показатели (долговечность).
4.5. Бетон и железобетон в реставрационных работах
Бетон в современном понятии этого термина представляет собой искусственный каменный материал, полученный в результате затвердевания рационально подобранной смеси, состоящей из минерального вяжущего, крупного и мелкого заполнителей, различных добавок, воды или растворов некоторых солей. Повышение несущей способности бетонных конструкций достигается введением в них различного вида стальной арматуры и полимерных добавок, значительно увеличивающих прочность минеральных вяжущих. Самым древним прообразом современного бетона является так называемый «римский» бетон – смесь свежей гашеной извести с гидравлическими (пуццолановыми) добавками и легкими пористыми (туфовыми, пемзовыми) заполнителями. Подобный бетон отличался высокой прочностью и широко использовался в строительстве мостов, акведуков, сводов терм, базилик и др. Гидравлические вяжущие как основная составляющая бетона были известны и в Киевской Руси, где для строительных целей использовалась известь с добавками тонко измельченного кирпича. Повсеместное внедрение бетона и железобетона в строительную практику непосредственно связано с появлением в Европе цемента, интенсивные исследования и разработки в области технологии которого относятся к концу XVIII – началу XIX в.в. Что касается России, то практическое освоение цементного бетона и научные разработки в области этого искусственного материала получили развитие в конце XIX – начале XX в.в. В реставрации памятников архитектуры бетон и железобетон как новый строительный материал в основном используется в укреплении или замене старых, пришедших в негодность, частично разрушенных скрытых от глаз наблюдателя конструктивных частей зданий и сооружений, – воспринимающих распор сводов поясов, блочных и свайных фундаментов, несущих балочных конструкций перекрытий, колонн, опор и пр. При этом следует иметь в виду специфические условия, в которых предстоит работать этим современным строительным элементам. Дело в том, что цемент как основная составляющая бетона наиболее подвержен разрушению под воздействием различных физических, химических и биологических факторов, в связи с чем при ведении реставрационных работ необходимо использовать лишь такие бетонные и железобетонные изделия, которые изготавливались на вяжущих, способных противостоять развитию соответствующих коррозионных процессов. Наиболее агрессивным видом коррозии бетона является коррозия химическая, обусловленная разрушающим воздействием на цементный камень пресных (мягких) и минерализованных вод в совокупности с такими физическими факторами, как циклическое увлажнение и высушивание, замораживание и оттаивание эксплуатируемых конструкций. По механизму разрушающего воздействия на бетон химическая коррозия подразделяется на три вида. Первый вид коррозии связан с разрушающим действием воды с малой временной жесткостью, в которой хорошо растворяется одна из составляющих частей цементного камня – гидроксид кальция Са(ОН)2. Особенно интенсивно развивается этот вид разрушения при фильтрации мягкой воды через бетон под давлением. Для защиты от подобной коррозии выщелачивания необходимо либо использовать при изготовлении бетонов специальные (белитовые) цементы, либо вводить в исходное вяжуще различные гидравлические кремнеземистые добавки (вулканический пепел, диатомиты, трепелы), образующие с гидратной известью плохо растворимые гидросиликаты кальция, либо осуществлять карбонизацию поверхности свежеотформованных бетонных изделий, выдерживая их определенное время на открытом воздухе. Химическая коррозия второго вида связана с разрушающим действием на цементную составляющую бетона минерализованных и промышленных сточных вод, содержащих хлористые и сернокислые соли, а также различные минеральные и органические кислоты. В результате обменных реакций между содержащейся в цементе гидратной известью и указанными примесями образуются либо гипс и гидроксид магния (магнезиальная коррозия), не обладающий связностью и легко вымываемый из бетона, либо так же легко растворяемый в воде и удаляемый из цементного камня хлорид кальция. С коррозией третьего вида связаны процессы разрушения структуры цементного камня, обусловленные образованием в его порах значительно (в 2,8 раза) увеличивающихся в объеме труднорастворимых кристаллов гидросульфоалюмината кальция (эттрингита). Проявление этого вида сульфатной коррозии обусловлено взаимодействием растворенного в воде гипса с содержащимся в гидратированном цементе трехкальциевым гидроалюминатом. Наиболее эффективными способами борьбы с этими видами коррозии является изоляция бетонных контукций от непосредственного контакта с грунтовыми водами, а также использование специальных (низкоалюминатный сульфатостойкий, кислотоупорный) видов цемента и покрытие поверхности бетона различными гидроизоляциоными материалами. К таким защитным покрытиям, в частности, относятся гидрофобизирующие жидкости (ГКЖ-94), применяемые либо в виде растворов в органических (уайт-спирит, бензин, толуол) растворителях, либо в виде эмульсий. Укрепление поверхности бетона достигается также его пропиткой эпоксидными и полиэфирными смолами.
5. СТЕКЛО В ДЕКОРАТИВНОЙ ОТДЕЛКЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
Стекло как декоративно-отделочный материал используется в архитектурно-строительной практике с давних пор. На самых ранних этапах развития стеклоделия оно применялось для декорирования изделий из керамики и камня, изготовления предметов украшения, имитируя различные драгоценные камни. Это способствовало успешному развитию технологии изготовления именно цветных стекол. Древнейшими центрами стеклоделия являлись Сирия и Египет, после завоевания которых римлянами в I в. до н. э. производство стекла распространилось на всю территорию империи. Этот исторический период по праву считается датой рождения стекла как строительного материала. Особенно широко стекло использовалось как великолепный мозаичный материал, с помощью которого во времена Римской империи мастера-мозаичисты декорировали бассейны, фонтаны, стены терм, полы и стены дворцов и особняков. Мозаики набирались из отдельных кусочков цветного стекла – смальты, начало изготовлению и применению которой было положено эллинистической Грецией (IV-I в.в. до н. э.). С III-IV в.в. широко использовались смальты, придававшие мозаике глубину цветов, мерцание тонов благодаря золотому подстилающему слою. Особенного расцвета мозаичное искусство достигло на территории Византийской империи (V-VI в.в.), где создаются знаменитые мозаики собора Святой Софии и Большого императорского дворца в Константинополе, церквей г. Равенны на севере Италии и др. Византийские смальтовары готовили смальту очень высокого качества. Палитра такого декоративного набора состояла из не менее 50 основных тонов и до 8 полутонов каждого основного цвета. С XII в. бурно развивается венецианская школа мозаики. Мозаика поднимается на высоту самостоятельного декоративного искусства, образцы которого благодаря долговечности и нестареющим краскам смальтового набора дошли до наших дней. Расцвет мозаичного искусства Древней Руси относится к XI- XII в.в. Ему предшествовало развитие стеклоделия в Киеве, Чернигове, Владимиро-Суздальском и Рязанском княжествах. Киевские мастера в совершенстве владели способами изготовления полупрозрачных, прозрачных, жилистых, пятнистых, золотых, серебряных и исключительной ценности особых «отражательного огня» смальт, имитирующих структуру различных материалов – пористость, шероховатость, движение воды и пр. Золотые и серебряные смальты спрессовывались в горячем состоянии из двух слоев стекла, между которыми прокладывалась золотая или серебряная фольга. Верхний слой – кантарель изготавливался как из бесцветного, так и из цветного, толщиной не более 1 мм, стекла, а нижний – из пластинок толщиной от 3 до 10 мм. Для окрашивания смальт использовались около 70 различных веществ – железо, малахитовая зелень, негашеная известь, буковая и костяная зола, серебро, горный хрусталь, лазурит, оксид сурьмы, гипс, соединения свинца и др. Из глушеного стекла изготавливались смальты с ограниченной прозрачностью и шероховатой или гладкой поверхностью. Шероховатая фактура образовывалась либо в процессе спекания стеклянного порошка, либо кристаллизацией лицевой поверхности плиток после их формования. Смальты с гладкой поверхностью отливались непосредственно из расплавленной стекломассы. Столь широкое разнообразие по способу получения, прозрачности, цветовой палитре отечественных смальт значительно расширило возможности русских художников-мозаичистов при решении сложных живописных задач и вывело наше самобытное мозаичное искусство на одно из первых мест в Европе. В XVIII в. русская смальтовая мозаика получила свое дальнейшее развитие благодаря трудам М.В. Ломоносова, организовавшего в 1749 г. первую химическую лабораторию, где были разработаны составы и технология изготовления цветных стекол и смальт, цветовой набор которых состоял из 120 основных тонов, а вместе с многочисленными оттенками достигал 1000. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|