ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КАК ПРАКТИКОВАТЬ ВНАЧАЛЕ
Изменение собственного бытия, не под давлением обстоятельств или людей, апо собственной воле — цель, к которой должен стремиться каждый ищущий. Можно начитаться книг, выучить терминологию и легко вставлять иностранные слова в пустопорожние разглагольствования, воображая себе, что от этого всё в жизни радикально изменится. Рассуждая о даосизме и мечтая быть даосом, вы им не станете; рассуждая о Кастанеде, вы не станете нагвалем. Для изменения себя требуются усилия и постоянная практика. Начинать лучше всего с небольших вещей, но если вы решили начать и отступили, с одной стороны, вы узнаете, что у вас нет Воли, с другой, память об этом будет ослаблять вас в дальнейшем. Поэтому, решив начать работать с техниками, взвесьте свою решимость, чтобы не разочароваться. Итак, начинать нужно с малого. Допустим, вы решили упражняться в медитации или концентрации ежедневно. Не пытайтесь следовать советам из книг, где утверждается, что если вы медитируете меньше часа, то это неправильно и не имеет смысла. У каждого человека своё время, своя внутренняя динамика и инерция. То, что происходит с одним во время выполнения техники за 20 минут, с другим, возможно, произойдёт только за 2 часа. Следует полагаться на внутренние ощущения. Не пытайтесь сразу хвататься за неподъёмные техники, которые требуют подготовленности, поскольку у вас всё равно не хватит сил и вы не сможете правильно их выполнить. А через пару дней скажете себе, что этот путь не для вас. Начинать лучше с простых, не требующих сверхусилий упражнений. В начале главным является не упражнение, а ваше регулярно совершаемое усилие. Поэтому будете ли вы петь мантру, наблюдать за дыханием или концентрироваться на ощущениях какого-либо центра — не имеет значения. Значение имеет то, что вы выполняете поставленную перед собой работу, т. е. каждый день, невзирая на настроение, самочувствие и нежелание, вы находите время и силы для практики. Усилия, прикладываемые вами для реализации этой задачи, начнут кристаллизовать у вас центр, из которого позже будет проявляться сила, называемая Волей. Поначалу вы не сможете различить, какое из упражнений в данный момент для вас полезно. Фактически полезно будет любое упражнение, кроме слишком сложного, если вы будете делать его регулярно. Подчеркиваю еще раз: вначале усилие, регулярное усилие, является средством, помогающим вам в подготовке к становлению на Путь. Как различить простые и сложные техники? Во-первых, простую технику можно сделать сложной, если отвести на её выполнение слишком много времени. Например, один из так называемых просветлённых мастеров давал людям, пришедшим на встречу с ним, буддийскую медитацию Випасану, которая доступна для начинающих, но предлагал практиковать её в течение 8 часов с двумя часовыми перерывами. При этом мастер не поинтересовался ни уровнем подготовки пришедших, ни их состоянием. В результате все, кто пытались выполнить Випасану, столкнулись с тем, что это невозможно в течение столь долгого времени без специальной подготовки, а так называемый просветлённый мастер «подтвердил» своё великое превосходство. Ум может сделать сложным простейшую вещь. Возгоревшись сильным желанием, можно попытаться стать просветлённым за 3 дня. Обычно такие попытки кончаются либо психическим расстройством, либо депрессией. Не пытайтесь прыгнуть выше головы. Исходите из того, что ваши возможности ограничены, соразмеряйте свои силы. Во-вторых, далеко не всегда в литературе правильно отражены все аспекты какой-либо техники, и не всегда даже правильно описанные техники вы можете правильно понять. Я не раз сталкивался с ситуациями, когда, например, динамическую медитацию Ошо люди воспринимали как физическое упражнение, сильно потели и уставали, при этом полностью упуская суть всего упражнения. Существуют техники, которые без определённого развития выполнять бесполезно, иногда можно причинить себе вред. Однако пробовать можно всё, но начинать лучше с простого, памятуя о том, что всё равно вначале результаты будут только в результате вашего усилия. Вообще, вся суть упражнений, используемых на духовном пути, сводится к овладению собственным вниманием, которое может быть натренировано и развито аналогично физическому телу. Когда внимание сужено и сфокусировано — это концентрация, когда внимание расфокусировано и ни на что конкретно не направлено — это медитация. Но внимание должно быть. В обыденном механистичном восприятии человека его внимание скачет, как ребёнок в комнате игрушек, от одного предмета к другому, на короткое время будучи поглощенным каждым из них. Внимание — функция сознания человека, внимание обладает свойствами энергии света, без которого на Земле не было бы жизни. Становясь хозяином своего внимания, человек перестаёт быть рабом тела, ума и эмоций, у него появляется возможность активизации высших центров. Следует помнить о том, что нельзя слепо следовать инструкциям, которые были созданы для другого времени и другого места и которые так любят транслировать в своих книгах современные духовные авторы. К примеру, рекомендация йогов о необходимости вставать перед рассветом, т. е. в 3-4 часа ночи, вполне уместна для Индии, но для средней полосы России зимой она выглядит абсурдно. Зимой в России «встать до рассвета» означает шесть — полседьмого. Любые рекомендации, с которыми вы сталкиваетесь в литературе, должны иметь под собой разумную основу, ищите её, старайтесь понять, в чём её смысл. Тупо следовать.тому, что написано, легко, но не всегда полезно. Не стесняйтесь использовать свой разум и докапываться до сути; поняв, в чём суть, меняйте метод соответственно своим условиям. Время, в которое вы занимаетесь, по существу значения не имеет, однако для того, чтобы работа была эффективной, у вас должно быть достаточно энергии. Поэтому тем, кто лучше себя чувствует с утра, нужно искать возможность заниматься утром; тем же, кто полон энергии вечером, лучше всего делать упражнения в это время. Продолжительность выполнения упражнения зависит и от его формы, и от состояния выполняющего. Например, если вы решили наблюдать за дыханием в течение 30 минут, но на десятой минуте стали засыпать, то, если вы досидите до конца упражнения, борясь со сном, вы, возможно, укрепите свою волю. Однако может начать формироваться привычка спать во время медитации. И поскольку привычки — это всё, что у нас есть вначале, если вы стали засыпать, прервите медитацию, не идите на поводу у ума, которому скучно. Не следует предаваться иллюзиям, будто усилий, вкладываемых в упражнения, будет достаточно для серьёзного роста. Очень часто бывает, что упражнения и медитации становятся привычкой, делаются частью механического ума и приводят, в лучшем случае, к улучшению самочувствия и углублению сна. Только когда искатель пытается сделать своё духовное усилие постоянным, оно приносит плоды. Поэтому параллельно с упражнениями следует читать книги Мастеров. Усилие в попытке усвоения непривычных идей, терминов и понятий тоже идет в зачет. Существуют упражнения, которые человек, решивший изменить себя, может выполнять в течение всего дня, в любом месте. Все они направлены на поддержание в ищущем памятования своей цели. Часть из них может быть достаточно механистичной, но поддерживающей усилия, например, постоянное чтение мантр (молитв). Это не лучший, но возможный способ работы. Более эффективными для создания постоянного усилия являются практики, в которых ищущий то и дело вынужден вспоминать себя — например, если он решил не лгать. Это решение будет постоянно сталкивать его с ложью внутри него и вовне, поддерживать его усилия и не давать забыть себя. Более лёгкие способы — к примеру, в течение 3 дней (5, 7 и т.д.) не говорить «нет» или же постоянно удерживать часть своего внимания на какой-нибудь сутре. Идеалом постоянного усилия для начинающего искателя будет то, что Гурджиев называет самовспоминанием, а Ошо — осознанностью. Идеалом завершения начальной стадии работы над собой является обретение Мастера, внешнего или внутреннего, который подскажет, как и куда следует прилагать усилия, чтобы они не пропали даром.
О ЧТЕНИИ
Чтение духовной литературы серьёзно отличается от чтения, например, детективов. В первом случае — это работа, во втором — поиск новых впечатлений. Книги Мастеров прошлого и настоящего несут часть Знания, собранного ими, и при правильном подходе к чтению это Знание можно усвоить. Учить наизусть бесполезно, это неверный подход. Некоторые книги созданы для начитывания — при многократном прочтении происходит кумуляция, т. е. внезапно начинают случаться проблески понимания и своей ситуации, и того, что имелось в виду автором, причём не всегда это параллельные процессы. Таковы, например, обучающие истории суфиев. Некоторые тексты требуют созерцания, медитации над своим содержанием. Фраза, сутра, отрывок из книги в этом случае удерживаются в поле внимания искателя день, два, неделю — столько, сколько нужно. Занимаясь любым делом, ищущий смотрит на сутру, с которой работает, пытаясь воспринять все возможные аспекты и уровни смыслов, содержащихся в ней. Если не удаётся удерживать в поле внимания фразу постоянно, можно сделать напоминания — написать текст на бумаге и разместить там, где он будет всё время попадаться на глаза. Если вы не смогли найти другие уровни смысла в сутре, не отчаивайтесь — вернитесь к работе над ней спустя некоторое время, и, возможно, всё получится. Есть книги, дающие информацию, помогающие связать аспекты вашего опыта и практик с другимитрадициями или открывающие внутренние, скрытые стороны вашего Пути, дающие более объёмное представление о Работе. Не всегда искатель может самостоятельно разобраться, заслуживает ли доверия книга, которую он читает. В этом случае существует правило — бесполезно знать о дороге, по ней нужно пройти. Если вы хотите понять, к чему ведёт тот или иной описываемый путь, — следуйте по нему. На практике это выглядит так: вы читаете книгу, описывающую модель мироустройства и дающую рекомендации, как жить в этом мире, как поступать. Обычно люди делят получаемые сведения на те, которые им кажутся достоверными, и те, которые выглядят не заслуживающими доверия. То есть ум решает либо из своей обусловленности, либо из имевшегося до этого опыта. Это самый простой способ упустить послание. Деля сказанное на то, что нравится и не нравится, похоже на правду или не похоже, мы теряем цельность видения автора. Так, «на минуточку», читают практически все. Правильный способ чтения духовной литературы таков: принять точку зрения автора тотально, не дробя её, принять как истину в последней инстанции и жить так, как рекомендуется в книге, следуя написанному до мелочей. Приведите своё бытиё к тому, что описано в книге, примите эту картину мира. Если рекомендуется молиться в определённое время, в определённых позах — следуйте этому. Если описан мир духов — добрых и злых, описано, как себя вести, — следуйте этому. Вы можете помнить, что это эксперимент, но вы должны быть искренни в своём следовании. Неискренний поиск — либо игра в искателя, либо способ воображать о себе, он никогда не приводит к Истине. Такой поиск приведет вас к тому, чего вы на самом деле искренне желаете — например, убить время в хорошей компании, считая при этом себя духовным человеком. Поэтому, если вы на самом деле решили выяснить, куда ведёт описанный автором путь, — погрузитесь в него, узнайте его вкус. Станьте Рамакришной, который в разное время своей жизни исследовал христианские и суфийские способы, методы адвайты. Только прожив, вжившись в предлагаемый автором способ восприятия и действия, через некоторое время вы сможете судить — куда приводит этот путь. Рациональный, трусливый ум сразу станет скулить, что такой способ познания очень опасен, что если автор ошибается, можно навлечь на себя страшные обстоятельства и загубить свою бессмертную душу. Что тут скажешь? Не льстите себе, вряд ли вы сможете так погрузиться, чтобы повредить себе — при условии искреннего поиска, поиска Истины. Любой способ познания таит в себе опасности, иначе не бывает. Вознаграждение ищущим — знание предмета. Пройдя хотя бы часть предлагаемого книгой пути, вы будете знать его слабые и сильные стороны, в чём ложь и заблуждения автора, либо какую сторону Истины он отражает. Вы не будете голословными. У вас останутся шрамы, мозоли и шишки, набитые на этом пути. У вас будет опыт, пусть даже отрицательный, — он всё равно бесценен в сравнении с пустым умствованием и беспочвенными суждениями. К сожалению, большая часть доступной сейчас так называемой духовной литературы создана людьми с хорошим воображением, некоторыми литературными способностями, желанием заявить о себе и практически не имеющими реального опыта. Следуяпредложенной мной методике проверки истинности их писаний, вы сможете легко в этом убедиться. С другой стороны, стоит ли тратить время? Поэтому мои рекомендации в первую очередь адресованы тем, кто не определился, не нашёл Мастера и не выбрал Путь. Именно им необходимо понять, как различать ложь и Истину и научиться познанию. Всё вышесказанное имеет прямое отношение к непосредственной работе с Мастером. Если вы хотите узнать его Путь, его послание, вам необходимо принять, его точку зрения как свою. Искренне следуя его указаниям и рекомендуемому им способу жить, вы через некоторое время точно будете знать, обманывают вас или нет. Никто не сможет прожить за вас вашу жизнь — только вы сами. То, что вы позволите себе прожить, станет вашим опытом, что не позволите — останется в плоскости фантазий и размышлений. Я поделился своим опытом. Выбирать вам.
О ВНИМАНИИ Возможности нашего восприятия в каждый момент времени ограничены доступным нам количеством энергии внимания. Представим себе, что мы включаем фонарик в темноте. Круг света, в котором мы можем что-либо разглядеть, и будет символом доступного нам внимания. Перемещая луч света с одного предмета на другой, мы можем узнать о месте, в которое попали. Сужая луч света, мы добиваемся увеличения его яркости. Эту функцию тренируют упражнения в концентрации — чем дольше вы остаётесь сконцентрированными, тем глубже вы можете проникать в суть происходящего с вами, когда речь идёт о самопознании. Расфокусировав фонарь, мы добьёмся менее яркого света, охватывающего большее пространство. Эту способность развивают упражнения в медитации. Если вы направляете свет наружу, в поле вашего внимания находятся внешние объекты. Если вы смотрите внутрь — вы различаете субъективные состояния. Суть того, что называется осознанностью, — переделанный фонарь, который посылает лучи света в противоположных направлениях одновременно: и наружу, и внутрь. То, на что направлено наше внимание, и воспринимается нашим сознанием. Если свет вашего фонаря слабый и тусклый, да ещё и руки трясутся, отчего луч скачет и мечется, то и ваше восприятие будет отрывочным, а бытие, вследствие этого, хаотичным. Если из-за слабого света вы будете плохо различать окружающие вас предметы, у вас окажется больше поводов бояться, а руки станут трястись ещё сильнее. Когда у вас два луча внимания, внутри и снаружи, светящих постоянно и ровно, ваше сознание будет воспринимать их одновременно и не сможет отождествляться ни с одним из них. Когда вы добьетесь возможности смотреть наружу и внутрь, вашему сознанию откроется восприятие двух уровней бытия одновременно. При дальнейшем развитии своего внимания и правильном росте таких уровней восприятия бытия становится много. Когда вы вносите свет внимания в тело, эмоции и ум, вы воспринимаете сразу три уровня собственного бытия. Внося свет, вы видите, какой в них беспорядок и хаос. Увидев это, вы можете привести их состояние к гармонии. Упорно трудясь над собой, вы сможете сменить фонарик на прожектор, а с помощью прожектора поискать выключатель, который включает внутри тысячи солнц. А когда это случается, и жить уже не страшно, и помереть не жалко.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|