ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Задания оргдеятельностного типаЦели. Разработать цели своих занятий по каждому из изучаемых курсов (разделов) на день, четверть, год. Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу. Выступление. Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников. Рефлексия. Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности. Оценка. Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период. Как составить эвристическое задание. Ниже перечислены этапы разработки открытого эвристического задания. Составленные по данной методике задания могут с успехом использоваться учителем на уроках, во время конкурсов и эвристических олимпиад. Последовательность реализации перечисленных ниже этапов может быть и иной, но само их наличие создает условия для конструирования качественного эвристического задания. 1. Из образовательных стандартов по учебному курсу отбира 2. Выделяются основные виды деятельности учащихся в учеб 3. Фиксируется форма возможного образовательного продукта, 4. Определяются эвристические методы, с помощью которых 12* Глава V Начала дидактической эвристики
жения однозначных чисел с переходом через десяток» или «Придумайте несколько способов определения скорости полета воробья». 5. Эвристическое задание записывается в общем структурном 6. Текст задания формулируется и шлифуется с учетом его зани 7. Определяется название задания или олимпиадной номина Формы выражения заданий могут отличаться: а) разными видами деятельности (например, младшим ученикам предлагается составить загадку про выбранный объект, более старшим — разработать кроссворд или дидактическую игру, выпускникам — провести исследование по данной теме); б) разным уровнем или объемом создаваемого учениками продукта (младшие рисуют образ числа «3», старшие — его символ, выпускники — проводят комплексное его исследование — арифметическое, геометрическое, лингвистическое). При разработке задания продумываются критерии оценки его выполнения, т.е. определяется, какие параметры созданного уче- ником продукта будут оцениваться. Например, если задание предполагает отыскание закономерности, то критериями оценки могут быть: количество выявленных учеником взаимосвязанных элементов, оригинальность обнаруженных связей между ними, отражение этих связей в формуле или описании. Кроме того, всегда есть универсальные критерии оценки творческой работы: мировоззренческая глубина, самобытность, многовариантность подходов, соответствие условию задания, оригинальность формы представления результата и т.п. Одним из важных умений учителя творческой ориентации, является умение переводить традиционные «закрытые» задания в открытые. Если учитель освоит такую процедуру, то его ученики будут находиться в состоянии творчества всегда — на уроках, во время контрольных работ или зачетов, при выполнении домашней работы, на протяжении всей своей образовательной деятельности. Чтобы организовать эвристическую деятельность учеников, одной формулировки открытого задания может быть недостаточно. При отсутствии навыков самоорганизации продуктивной деятельности у школьников могут возникнуть затруднения в получении качественного образовательного продукта. В этом случае помогают алгоритмические предписания и рекомендации, задающие учащимся этапы или направления их эвристической деятельности (но не ее содержание!). Например, в исследовании Н.И. Одинцовой (1995) применительно к обучению физике в старших классах разработан метод теоретического предсказания, имеющий, на наш взгляд, эвристический смысл. Автор использует специально разработанные обобщенные планы действий учеников, выполнение которых позволяет «навести» их на предсказание законов и других теоретических конструкций. Алгоритмические предписания имеют целью помочь ученикам в поэтапной поддержке их творчества (Андреев, 1988, с. 172— 188). В то же время ряд педагогов различают алгоритмы и эвристики по их дидактическим функциям. Так, Ч. Куписевич алгоритмом называет правило поведения, обязательно приводящее ученика к цели, а эвристикой — отход от стереотипных решений, не всегда приводящий к нужным результатам (Куписевич, 1986, с. 178). В последнем случае под результатом имеется в виду традиционный предметный результат, например нахождение общего делителя двух натуральных чисел. В нашем случае под результатом имеется в виду гораздо более широкий спектр образовательных продуктов ученика, например придуманное им правило нахождения общего делителя различных чисел. Именно с целью помочь сконструировать ученику собственное правило учитель предлагает Глава V Начала дидактической эвристики
ему соответствующий алгоритм, который помогает достигнуть цели, выраженной не обязательно в виде заранее известного учителю результата. Алгоритм конструирования математического правила обеспечивает создание детьми собственных правил различного уровня и качества, которые учителю могут быть заранее неизвестны. В нашем исследовании разрабатывались и успешно применялись алгоритмы и предписания для учащихся по выполнению ими различных видов эвристической деятельности: исследованию объектов, конструированию правил и закономерностей, проведению наглядных демонстраций, постановке целей, осуществлению рефлексии и других видов творческих работ. Применение алгоритмов и правил само по себе не является признаком продуктивного или репродуктивного обучения, оно определяется спецификой и результатом деятельности, которую задает алгоритм. Приведем пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию образовательного объекта — феномена. Под феноменом здесь понимается необычное явление в природе, культуре, науке, в любой образовательной области. 1. Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисун 2. Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюде 3. Выразите необычность феномена, ту его суть, которая отли 4. Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему. 5. Составьте план своего дальнейшего исследования феномена. 6. Предложите версию, гипотезу, объясняющую феномен. 7. Сделайте выводы из исследования. Проведите рефлексию Опорные технологические рекомендации — важнейшее средство организации творческой работы учащихся, ориентировочная основа их деятельности. Алгоритмизация действий в данном случае не мешает, а способствует индивидуальной самореализации учеников. Репродуктивно передаваемые ученикам способы действий позволяют им творить на технологической основе с гарантированным результатом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|