![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сравнительный анализ технологии занятий по развитию речи
@ Сформулируйте современные требования к организации занятий по развитию речи, соотнеся выводы сравнительного анализа с положениями дошкольной дидактики об особенностях обучения детей в детском саду. @ Познакомьтесь с конспектами занятий по развитию речи, сделайте вывод об их соответствии современным требованиям. Составьте рекомендации по использованию одного из представленных конспектов в педагогическом процессе детского сада. Вариант 1. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Аленушка» (Из книги: Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Творческий центр «Сфера», 2001, С. 88-89.) Программное содержание. Учить детей рассматривать сюжетную картину; формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать её в высказываниях; воспитывать умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам. Предварительная работа. Воспитатель обсуждает с детьми слова: темные, бедность, омут, печалью. — Что может быть темным? (ночь, небо, лицо, омут, лес. глаза и др.) — Как об этом можно сказать по-другому? — Как вы понимаете слово «бедность»? Как об этом можно сказать по-другому? — Как вы понимаете слово «печаль»? Каким бывает грустный человек? (грустным, огорченным, опечаленным), — Как об этом можно сказать по-другому? (горюет, печалится, грустит). Ход занятия. Детям предлагается внимательно рассмотреть репродукцию картины. В это время звучит «Элегия» Ж. Масне. — О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке? Какая она? Какие у неё лицо, поза, одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось? — ^Сак художник показал, что девочка горюет? — Что окружает девочку на картине? — Какое время года изображено? — Как вы думаете, кто сочувствует девочке? — Какими красками написана картина? — Какие цвета преобладают у художника? — Почему? — Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? — А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? — Чем она вам нравится? — Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину? Дхлее следует рассказ воспитателя о картине: «Сюжет картины В. М. Васнецова навеян темой сиротства и страданий детей, русской народной сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Образ Аленушки пленяет глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиды, нанесенными злыми людьми, печалиться о своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря. Сумерки опускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре, смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд. неподвижен, шелковистые каштановые волосы, спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Аленушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые берёзки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Аленушки, тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки, как бы охраняют девочку, защищают её от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневый цвета. Картина очень поэтична». После занятия репродукция остается в группе, дети подходят к ней, чтобы отметить детали, которые сразу не заметили. Они все глубже проникаются настроением картины. Через неделю, на следующем занятии, воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о картине. На этом занятии, дети продолжают учиться составлять описательный рассказ по картине, высказать о ней оценочное суждение. Одновременно решаются задачи по более активному применению сложноподчиненных предложений, а так же использованию в речи сравнений, эпитетов. Детям предлагается вспомнить автора, название, объяснить. почему художник так назвал картину. Затем воспитатель предлагает детям рассказать о своем отношении к Аленушке, к картине. Дети могут рассказывать вдвоем: например, один ребенок описывает Аленушку и природу вокруг неё, а другой дает оценку рассказу и высказывает свое отношение, или представляет, как он появляется у омута и помогает Аленушке. Воспитатель и дети решают, насколько интересно составлен рассказ и хорошо ли помогают дети Аленушке. Вариант 2. Обучение детей пересказу рассказа Ю. Дмитриева «Сосновый лес» (Из дипломной работы М. Земляной, науч. рук. В. И. Логинова) Программное содержание: 1. Учить детей пересказывать текст, сохраняя его стиль, последовательность изложения. 2. Учить детей строить грамматически правильные высказывания. 3. Расширять словарь детей за счёт новых слов и словосочетаний: хмурый, приветливый, березняк, дубрава, хвоя, опавшие. 4. Учить внимательно рассматривать картину, слушать и оцениватьпересказы детей. Ход занятия. Внесение картины И. Шишкина «Сосновый бор». Рассматривание и беседа по картине. — О чем рассказывает картина? — Какими словами можно сказать про сосновый лес? — Какие краски использовал художник, изображая стволы деревьев? Хвою? Землю в лесу? Чтение рассказа Ю. Дмитриева: «Некоторые люди не любят сосновый лес. Он кажется им хмурым, неприветливым. Конечно, в сосновом лесу не так много красок как в березняке или дубраве: стволы деревьев темные, хвоя — тоже, а на земле — ни кустика, ни травинки. Вся земля в сосновом лесу покрыта опавшими иголками. Их так много накопилось за долгие годы, что трава уже не может расти, не может пробиться сквозь этот толстый слой. Но я люблю сосновый лес. Здесь и пахнет как то особенно хорошо и дышится легче». Беседа по содержанию рассказа: — Почему некоторым людям не нравится сосновый лес? — Как в рассказе говорится о земле в лесу? — Почему в сосновом лесу мало зелени, травы? — Как вы думаете, почему автор любит сосновый лес? Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Обучающая оценка детских пересказов. @ Разработайте конспект комплексного речевого или познавательно-речевого занятия с детьми одной из возрастных групп в соответствии с современными требованиями к организации занятий по развитию речи. Подготовьтесь к его реализации в условиях деловой игры. $ Список рекомендуемой литературы · ГербоеаВ. В. Учусь говорить. —М.: Просвещение, 2001. · Логинова В. И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. · Тихеееа Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. · Ушакова О, С. Занятия по развитию речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2000. Занятие 15
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|