Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Вводная лекция




КОЧЕВЫЕ ОБЩЕСТВА ЕВРАЗИИ И ДРЕВНИЕ ИВИЛИЗЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(Актуальные проблемы исторического исследования)

 

Тема 1. Вводная лекция

1. Хронологические и территориальные рамки курса.

2. Определение понятия «кочевничество». Основные признаки кочевничества.

3. Причины зарождения номадизма.

4. Формы номадизма

5. Место кочевых обществ в истории человечества.

Хронологические и территориальные рамки курса. В спецкурсе будет рассматриваться проблема становления и развития кочевых империй, начиная с первой половины I тыс. до н.э. по середину XV в. н.э. Таким образом, в спецкурсе речь будет идти о двух эпохах; раннем железном веке и средневековье.

Основные темы. Зарождение и развитие номадизма. Социальная структура и политическая организация кочевых обществ и их взаимоотношения с земледельческими обществами. Эти проблемы будут рассматриваться на примере кочевых обществ скифов и сарматов, империи Хунну, Тюркского каганата, Хазарского каганата, Монгольской империя, Золотой Орды. Основное внимание будет обращено образованию, организации управления, отношениям с земледельческими цивилизациями.

Определение понятия «кочевничество». Основные понятия «кочевники» (русский вариант), «номады» (международный синоним). Неправомерно расширительное употребление этих терминов: есть кочевники не скотоводы – бродячие охотники-собиратели (индейцы Америки), цыгане, морские цыгане и прочее, и есть скотоводы не кочевники – ковбои Америки.

Целесообразно закрепление терминов «кочевники» и «номады» лишь за специализированными формами подвижного скотоводства. Остальные виды хозяйственной деятельности, связанные с подвижным образом жизни следует именовать «бродячими».

Основные признаки кочевого скотоводства: 1) скотоводство является преобладающей формой хозяйственной деятельности; 2) экстенсивный характер хозяйства, основанный на круглогодичном внестойловом содержании скота на подножном кому; 3) периодическая сезонная подвижность в пределах определенной пастбищной территории; 4) участие в перекочевках большей части населения (в отличии от отгонно-пастбищного скотоводства); 5) преобладание натуральных форм хозяйства.

«Таким образом, кочевничество, или номадизм, можно определить как особый род производящего хозяйства, при котором преобладающим занятием является экстенсивное подножное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки» (А.М. Хазанов).

Основные региональные формы номадизма. Номадизм на земном шаре представлен несколькими формами:

1. североафриканско-переднеазиатский (состав стада – овцы, козы, основное верховое и транспортное животное – верблюд – дромадер);

2. африканский к югу от Сахары (состав стада – преимущественно крупный рогатый скот, всадничество не получило широкого распространения;

3. евразийский- степное пространство от Китая до Венгрии (в составе стада преобладают овцы, имеется также крупный рогатый скот, основным верховым животным является лошадь, а транспортным лошадь и бык, в отдельных районах использовался верблюд – бактриан);

4. тибетский высокогорный (разведение яков, тягловое животное як);

5. североазиатский (оленеводство, тягловые животные – олень, собака).

Между этими формами есть промежуточные варианты. Верблюд (бактриан –двугорбый), например, использовался и народами евразийских степей, но он не был основным тягловым животным, тем более верховым.

Следует отметить еще и такой фактор. Несмотря на то, что верховые животные у кочевников обычно в количественном отношении уступали стадным животным (мелкому и крупному рогатому скоту), они играли наиболее важную роль в политической жизни кочевников и, в конечном счете, в экономической. Не случайно длительное военное преобладание кочевников над земледельцами было характерно только для Северной Африки, Передней Азии и евразийских степей, т. е. в тех районах, где кочевники обладали достаточно выносливыми верховыми животными.

У кочевников верховые и тягловые животные всегда ценились очень высоко. В Монголии одна лошадь стоила 7-10 овец или 10-14 козам, верблюд оценивался в два раза дороже, чем лошадь. В Туве за лошадь давали 10 овец или 20 коз.

В конце I в. н.э. одна из группировок хунну перешла на сторону Китая и пригнала с собой 100 тыс. голов овец и 20 тыс. лошадей. Стоимость табуна лошадей была в два раза выше стоимости стада овец (1 лошадь = 10 овец).

Лошадь кочевниками использовалась не только как верховое и транспортное средство или в военных целях, но и как животное способное к тебеневке. Лошадь зимой облегчала доступ к кормам зимой другим животным. Один казахский хан говорил: «Мы – жители степи; у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров, главное наше богатство состоит в лошадях».

Верблюд (одногорбый) играл аналогичную роль во многих районах Северной Африки и Передней Азии, хотя там была известна и лошадь, но к тем условия был лучше приспособлен одногорбый верблюд.

Причины и время зарождения номадизма. Одним из вопросов общего кочевниковедения является причины и время зарождения номадизма. Этот вопрос решается отдельно для каждого из обозначенных выше районов распространения номадизма. Поскольку у нас речь будет идти о евразийском степном пространстве, то этот вопрос следует рассматривать на материале этого региона.

Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации общества с производящей экономикой к экологическим условиям. Это явилось следствием синхронных действий различных факторов: 1) естественно-геграфического; 2) социально-экономического; 3) конкретно-исторического.

1. Одним из основных условий зарождение и развитие номадизма в Евразии была соответствующая среда. Степи – это аридная зона, где занятие земледелием экономически было не эффективным.

2. В распоряжении населения этой зоны должен быть соответствующий видовой состав стада, приспособленный к жизни в условиях степной зоны.

3. Наличие верховых животных и колесно-упряжного транспорта.

4. Определенная степень имущественной дифференциации, с обозначенной частно-семейной собственностью на скот

5. Разделение труда между скотоводами и земледельцами.

Существовало мнение о скачкообразном появлении кочевничества на рубеже эпохи бронзы и раннего железа. Однако исследование этого процесса показывает, что все его слагаемые формировались постепенно в течение длительного времени. Преобладание скотоводства над земледелием в отдельных районах евразийских степей наметилось еще в неолите. Уже в эпоху ранней бронзы в европейских степях были известны все основные виды домашних животных, кроме верблюда. Однако вплоть до конца эпохи бронзы здесь преобладали не чисто скотоводческие, а скотоводческо-земледельческие культуры. Хотя в отдельные периоды эпохи бронзы роль скотоводства значительно возрастала, например, во время ямной и катакомбной культур, все же оно было скорее пастушеским, чем кочевым. Об этом, в частности, говорит отсутствие верховых животных. Лошадь стала использоваться как верховое животное только с поздней бронзы (находки псалии – деталей конской узды). Причем возрастание скотоводства в отдельные периоды эпохи бронзы не носило всеобщего характера, оно было локальным. Да и остеологический материал, не дает подтверждения наличия кочевого скотоводства в эпоху бронзы (преобладание крупного рогатого скота в стаде).

Транспортные средства, в виде примитивных повозок, появляются в эпоху ранней (бронзы) и постепенно совершенствуются.

Начавшееся в эпоху поздней бронзы изменение климата в сторону засушливости достигло своего максимума к рубежу II-I тыс. Считается, что с этого времени начинается массовый переход населения степей к кочевому скотоводству. Где-то этот процесс начался раньше, где-то позже, но в первые века I тыс. до н.э. практически всё степное евразийское пространство заняли скотоводы-кочевники.

Основным в процессе становления номадизма в евразийских степях стал кризис комплексного хозяйства в эпоху поздней бронзы. Значительный рост населения основных культур позднего бронзового века срубной и андроновской культур привел к плотному заселению всего степного пространства, лесостепных и предгорных районов, освоению пустынь. Наступающая аридизация и уклон в сторону животноводства привели к поискам оптимального содержания скота – развитию отгонного (яйлажного) скотоводства (в этот период происходит видовой отбор стада), а затем и кочевого. Как полагают исследователи (Кузьмина Елена Ефимовна, 2010) населением андроновской культуры было выведено три породы лошади: 1) малорослые (128-136 см в холке); 2) среднерослые (136-152см); 3) высокорослые (152-160 см). К последним восходит знаменитая порода ахалтекинцев, арабские скакуны, некоторые породы английских лошадей. В освоении более засушливых районов степи и пустынь использовался верблюд – двугорбый-бактриан, который был одомашнен в III тыс. до н.э. в Средней Азии.

Евразийская степь на всем своем протяжении от Монголии до Венгрии не однородна. Ее населяли различные этносы. Все это влияло на вариации кочевого скотоводства. В пределах рассматриваемой территории выделяют несколько основных его типов.

1. Кочует все население, не имея стабильных маршрутов, нигде подолгу не задерживаясь. Это экстраординарный случай, известный лишь при переселениях освоении новых территорий, завоеваниях.

2. Все население круглогодично кочует по определенным маршрутам, которые могут изменяться, по меридиональным или круговым маршрутам. Это было характерно в большей степени для наиболее засушливых и бесснежных районов (Монголия, отдельные районы Казахстана).

3. Все население кочует по стабильным маршрутам, имея постоянные зимники. Земледелие отсутствует (калмыки, сарматы).

4. Большая часть населения кочует весной, летом, осенью, возвращаясь зимой к постоянным жилищам. Как подсобный вид хозяйства практикуется земледелие. Ряд обществ степных районов Северного Кавказа (набианы, панксаны, сираки – по Страбону часть из них занималась скотоводством, часть – земледелием).

5. Часть населения кочует, другая живет оседло, занимаясь земледелием. Полукочевники. Но скотоводство играет главную роль. Таковыми были, например, скифы Причерноморья, половцы имевшие постоянные поселения.

Пожалуй, три последних типа кочевания были наиболее характерны для евразийского степного пространства. Причем следует иметь в виду, что эти типы не всегда присущи только какому-то одному народу. Например, скифы в своей истории прошли через все типы кочевания, начиная от завоевания Северного Причерноморья.

Евразийские степи в своей истории знали периоды усиления кочевания и ослабление этих процессов. Интенсивность этих процессов зависела от конкретной исторической ситуации. Так к концу скифской эпохи проявилась тенденция к оседлости. Имущественная дифференциация приводила к оседанию населения, потерявшему свой скот. Эта тенденция в скифском обществе была прервана сарматским завоеванием Скифии. Затем ситуация повторилась с вторжением в Европу гуннов. В Хазарском каганате также стала проявляться тенденция к оседлости, она была прервана печенегами. В XIII хозяйство половцев стало приобретать полуоседлые черты, этот процесс был прерван монгольским завоеванием.

С.А. Плетнёва выявила эпохальные модели (стадии) в развитии кочевничества, которые может пройти одно общество.

Первая модель: 1) первая стадия кочевания (активная); 2) нашествие; 3) военная демократия (вождество); 4) рыхлая многоэтничная и многоязыковая общность; 5) религия – шаманизм и культ предков; 6) отсутствие стабильных археологических памятников. (Завоевание сарматами Скифии, гуннское нашествие).

Вторая модель: вторая стадия кочевания (полукочевание); 2) набеги; 3) распадение родового строя и военной демократии, становление раннеклассового общества: 4) формирование государственных объединений; 5) формирование этнической общности и общего языка; 6) появление первых черт этнографической культуры; 7) религия – культ вождей и вседников, связанных с космогонией; 8) археологические памятники – могильники без устойчивых поселений, следы сезонных стойбищ (зимников). (Гуннское объединении времени Аттилы; Великая Болгария в Приазовье времени хана Кубрата; половцы)

Третья модель: 1) Третья стадия кочевания (полуоседлость); 2) война за политическое господство; 3) феодализм; 4) государство; 5) устойчивая этническая общность с единым языком, превращающаяся в народ; 6) развитая культура с письменностью; 7) торговля; 8) города; 9) принятие мировых религий; 10) археологические памятники, как у оседлых земледельческих народов (Хазарский каганат, Золотая Орда).

В настоящее время номадизм, как экономический уклад, практически прекратил свое существование. Он затухал постепенно. Одной из причин было расширение территорий государств, основой хозяйства которых было земледелие. Например, русское государство постепенно присоединяло степные территории. При Иване Грозном были присоединены Казанское и Астраханское ханства. В сепии стали создаваться города, сначала как военные остроги, а затем превращающиеся в ремесленные и торговые центры. Урезание кочевых пастбищ (пример с калмыками). С появлением огнестрельного оружия и развитием военной науки инициатива перешла к государствам с оседло-земледельческим хозяйством. Но отдельные семьи калмыцкие продолжали кочевать до начала коллективизации, до 30-х гг. прошлого века.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных