Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 2. Специфика социального и политического развития кочевых обществ




Литература

1. Барфилд Т. Опасная граница. Кочевые империи и Китай (221 г. до н.э. – 1757 г. н.э.). СПб., 2009.

2. Крадин Н.Н. Кочевники Евразии. Алматы. 2007.

3. Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. Алматы, 2002.

4. У истоков цивилизации (сокровища ойкумены). М., 2004.

Основные вопросы темы Специфика кочевого хозяйства и трудовые ресурсы. Условия возникновения государства у кочевников. О военной демократии. Вождества и их структура. Кочевые империи. Адаптация к экономическим, социальным и культурным условиям внешнего мира. Оценка кочевнических обществ с позиции цивилизационного подхода.

 

Специфика кочевого хозяйства и трудовые ресурсы. Обычно считается, что развитие социально-экономических отношений, политической организации в кочевых обществах шло достаточно медленными темпами и при отсутствии каких-либо внешних факторов в течение длительного времени они сохраняли родоплеменные традиции. Общественные отношения у кочевников раннего железного века мало чем отличались от отношений кочевников средневековья и даже нового времени. Например, у сарматов, половцев, печенегов, калмыков и казахов в разное время занимавших близкие экологические ниши.

Производящее хозяйство, каким является скотоводств, не требует значительных людских ресурсов. Хозяйство у кочевников, как правило, ведет одна семья. Семьи кочевников состояли из трех или двух поколений. Главой семьи был старший мужчина, значительными полномочиями пользовалась и старейшая женщина, преимущественно в отношении организации и ведения домашнего хозяйств. Со смертью или болезнью старших главенство в семье переходило к старшему сыну, в домашнем хозяйстве к его жене. Многие важные вопросы обсуждались всеми взрослыми в семье. Выделение новых семей происходило между двоюродными братьями с выдачей им скота и части вещевого имущества. Такие семьи также разрастались до трех поколений. Эти семьи, связанные кровным родством составляли объединения следующего ранга – аилы. Аилы объединялись в племена. Между семьёй и племенем могло быть и больше количество подразделений. Например, у казахов самыми крупным подразделением была орда (жуз). Жузы распадались на племена, племена на роды, роды на аулы-аймики, которые состояли из семей.

Каждое из подразделений возглавлялось знатью, функциями которых было распределение пастбищ, организация военных акций, разбирательство споров между отдельными подразделениями. Знать обладала большим количеством скота, содержание которого как повинность выполнялась рядовыми кочевниками или зависимым населением. Количество зависимых (военнопленных и пр.) было небольшим, поскольку и не было чем заниматься в отличии от земледельческих обществ.

Условия возникновения государства у кочевников. Сейчас имеется большое количество исследований посвященных политической организации кочевых обществ как у нас (А.М. Хазанов, Н.Н. Крадин), так и за рубежом (Томас Барфилд, Р. Адамс, К. Ренфрю и. др.). Исследователи сформировали ряд общепринятых положений относительно рассматриваемой проблемы. Они сводятся к следующему:

1. Потребность в государстве не была внутренне необходима кочевникам. Занятость зависимого труда в кочевом скотоводстве минимальна, она не требует создание специальных институтов для его организации.

2. Образование государственных структур у кочевников вызывается внешними причинами: а) подчинением и удержание в зависимости других народов, особенно оседлых; б) нахождение в постоянных враждебных отношениях со своими соседями. Эти причины требуют централизации кочевых обществ

3. Такие централизованные кочевые общества внешне выступают как государства, по отношению к другим: властные правители, четкая иерархия обычно по военному принципу. Внутренние же отношения в таких обществах определяются родовыми традициями. Кочевые империи имели автократический и государственный вид со стороны, но оставались коллективистскими и племенными внутри.

4. Чтобы возникло государство у кочевников, численность завоеванного населения должна быть большой, это способствует большей консолидации кочевников. Чем сильней объект экспансии, тем выше требования к централизации и сплоченности номадов

5. Общества завоевателей и завоеванных должны быть в какой-то мере социально дифференцированными. При завоевании одного эгалитарного общества другим – государство не возникнет.

6. Чаще государственные структуры у кочевников возникают при завоевании уже существующих государств.

При завоеваниях этнические различия превращаются в социальные. Кочевая аристократия превращается в господствующий класс по отношению к завоеванным и привилегированным сословием по отношению к рядовым кочевникам.

О военной демократии. Традиционно предгосударственные общества в нашей отечественной исторической науке относили к военно-демократическим. Этот термин «военная демократия был введен Льюисом Морганом для древнегреческого общества на стадии разложения первобытного общества. К. Маркс и Ф. Энгельс придали ему универсально-историческое значение. Советскими историками военной демократии был придан статус всеобщего исторического периода, завершающего развитие первобытно-родового строя (перехода от родового строя к государству). Важными факторами этого периода были: процесс классообразования, становление отделенной от народа власти, войны за захват чужих богатств, возрастание роли военных предводителей и военных дружин. Этот период характеризуется повсеместным образованием союзов племен, в которых главенствующее положение, опираясь на дружину, занимают военные вожди. Но в этот период еще сохраняются институты родовой демократии, которые претерпевают существенные изменения. Советы старейшин превращаются в советы знати при вожде, роль народных собраний падает, основное участие в них принимают воины. Как считалось, для этого периода было характерным постепенная трансформация родовых отношений в государственные институты. Классическими примерами обществ, находящихся на стадии военной демократии, были греки гомеровского времени, римляне царского периода, кельты, германцы, норманны.

В марксистской и советской литературе период военной демократии рассматривался как эволюционный процесс постепенного перерастания родовых институтов в государственные. Это касалось власти вождя, народных собраний, советов старейшин. Но оказалось, что не во всех обществах изменение властных функций происходило эволюционно. Создание новых этнополитических общностей могло происходить в результате подчинений, завоеваний, когда родовые демократические институты уничтожались. Но у большинства народов в этот период было ярко выражена власть вождя, верховного правителя, опирающегося на армию.

Вождества и их структура. Кочевые империи. В настоящее время термин «военная демократия» может употребляться избирательно, применительно к тем обществам, где ее признаки просматриваются. В настоящее время широко употребляется более универсальный термин – «вождество» (англ. Чифдом). Впервые в нашей литературе он был введен А.М. Хазановым в 70-е г. (заимствован из англоязычной литературы).

Изучение развития общественных отношений у кочевников выявило несколько степеней их политической организации: простые вождества сложные вождества и суперсложные вождества.

Сложные общества, как правило, гомогенны и могут включать порядка нескольких десятков тысяч человек. Это, видимо, сарматские подразделения, половецкие орды средневековья.

Суперсложные общества – полиэтничные и могут состоять из нескольких сотен тысяч человек. За суперсложными вождествами закрепилось название «кочевых империй». Классическим примером такого суперсложные вождества в рассматриваемое время является кочевая империя хунну.

Адаптация к экономическим, социальным и культурным условиям внешнего мира. Образование кочевой империи хунну – это показательный пример адаптации кочевников к экономическим, социальным и культурным условиям внешнего мира. Хунну северные соседи Китая. Период V-III вв. до н.э. в истории Китая характеризуется раздробленностью, он именуется «Сражающие царства». В 221 г. до н.э. происходит объединение Китая. Циньшихуанди. Китай на многие века превращается в централизованную империю с правлением сначала Циньской, а затем Ханьской династий.

Хунну в период раздробленности Китая также не были едины. Их объединение происходит вслед за объединением Китая и как реакция на объединение Китая. Если раньше с различными царствами Китая имели дело различные группировки хунну, то после централизации Китая, хунну пришлось тоже объединять свои силы.

Этот пример обычно приводится при формулировании еще одной закономерности, связанной с централизацией кочевников. «Степень централизации кочевников прямо пропорциональна величине соседней земледельческой цивилизации».

В степных империях власть опиралась на авторитет верховного правителя, в них не было легитимного аппарата принуждения. Не было в кочевых империях и налоговой системы. Они существовали за счет двух источников доходов: собственное хозяйство (скотоводство) и внешних источников – контроль за торговыми путями; временная или постоянная дань с подчиненных или в разной степени зависимых народов.

Кочевники, как правило, не стремились к завоеванию и уничтожению земледельческих обществ, они удовлетворялись данью или подарками. Основной прибавочный продукт кочевники получали со стороны. Вождь обладал важной функцией распределения этого продукта. Регулярность его поступления определяла прочность центральной власти и всего объединения в целом.

Об отношении хунну и Китая. Соседство Китая с хунну в течении ряда веков, их взаимоотношения хорошо освещены китайскими источниками. Все это время измеряется неисчислимым количеством набегов хунну на территорию Китая. Все они происходили по одному и тому же сценарию. Набег завершался заключением мирного договора, по которому Китай должен был откупиться от нападающих. Зачастую такая ситуация администрацию Китая устраивала, поскольку расходы на войну с хунну могли быть значительно большими.

Оценка кочевнических обществ с позиции цивилизационного подхода. В конце прошлого века в отечественной исторической науке наметился переход от формационного подхода при анализе исторических событий к цивилизационному.

Общая периодизация истории, где цивилизация выделяется как высший этап в развитии человечества, была предложена шотландским мыслителем XVIII в. А. Фергюссоном: дикость, варварство и цивилизация.

В конце 80-х в 90-е годы прошлого года остро дискутировался вопрос, перешагнули ли кочевники порог, отделяющий варварство от цивилизации.

В определении признаков цивилизации широкую известность получили критерии Г.Чайльда (первая половина XX в.).

1. Появление городских центров.

2. Возникновение классов, занятых вне производства пищи (ремесленники, торговцы, жрецы, чиновники и др.) и живущие в городах.

3. Наличие монументальных культовых, дворцовых и общественных сооружений.

4. Значительный прибавочный продукт, изымаемый элитой.

5. Обособление правящих групп, наличие очевидной социальной стратификации.

6. Появление письменности и зачатков математических знаний.

7. Развитие изысканного художественного стиля.

8. Появление торговли на дальние расстояния.

9. Образование государства.

10. Взимание налогов или дани.

Впоследствии список признаков цивилизации неоднократно утонялся. Так, например, известный исследователь К. Ренфрю сократил список Чайльда вдвое.

1. Социальная стратификация.

2. Высокоразвитая ремесленная специализация.

3. Город.

4. Письменность

5. Монументальное культовое строительство.

Отечественный исследователь В.М. Масон считал, что критерием цивилизации должны выступать три признака «триада»: город, монументальная архитектура и письменность.

Возвратимся к дискуссии можно ли кочевые общества относить к стадии цивилизации. Эту идею отстаивал А.И. Мартынов. Он считал, что археологическим свидетельством отнесения кочевых обществ к стадии цивилизации являются элитарные, монументальные погребения кочевой знати, сооружение которых потребовало колоссальных затрат, что свидетельствует о значительной социальной стратификации кочевого общества, сильной единоличной власти и высокой культуре данного народа.

А.И. Мартынов считал, что кочевники Южной Сибири в середине I тыс. до н.э. создали особую «степную цивилизацию». Однако кочевники Южной Сибири (тагарская, пазырыкская культуры) не набирают необходимого количества признаков, чтобы считаться особой цивилизацией (отсутствие городов и письменности). То же самое следует сказать и в отношении Хуннской державы. Тюркский каганат знал письменность, но не имел городов. Под признаки цивилизации в большей мере подпадает Монгольская держава (письменность, города, социальная стратификация).

В процессе достижения цивилизационного порога кочевые общества теряют свои характерные черты. При переходе на уровень цивилизации кочевники перестают вести кочевой образ жизни, оседают на землю, переходят к другим формам хозяйства.

 

Лекция 3. Образование кочевой империи хунну. Литература

1. Барфилд Т. Опасная граница. Кочевые империи и Китай (221 г. до н.э. – 1757 г. н.э.). СПб., 2009.

2. Гумилев Л.Н. Хунну. Степная трилогия. СПб,. 1993.

3. Кляшторный С.Г. , Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005.

4. Крадин Н.Н. Империя хунну. Изд. 2. М., 2002.

5. Крадин Н.Н. Структура и общественная природа хуннской империи // ВДИ. 2003. № 4.

6. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992.

 

Основные вопросы темы. Характеристика источников. Письменная традиция, данные археологии. Ранняя история хунну. Образование державы и деятельность Модэ. Устройство державы хунну. Система управления. Шаньюй. Высшая аристократия. Рядовое население.

 

Обратимся к самому восточному региону евразийского степного пространства.

Характеристика источников. Письменная традиция, данные археологии. Китай на протяжении более чем двух тысячелетий соседствовал с кочевниками. История Китая – это гигантский исторический опыт взаимодействия земледельческой цивилизации с кочевниками. Китаю пришлось иметь дело с хуннской кочевой империей, Тюркским каганатом, Монгольской империей.

Письменная китайская традиция (летописания). Зарождение исторического жанра. Сыма Цянь («Ши цзи» – историческое записки»); Бань Гу («Хань шу» - история Хань); Фань Е ( «Хоу хань шу» - История поздней династии Хань). Переводы Н.Я. Бичурина и В.С.Таскина. В сочинениях этих авторов содержится информация о кочевниках, живших в разное время к северу от Китая.

Сыма Цянь упоминает о кочевниках, живших к северу от Китая в VII-VI вв. до н.э., называя их жунами или дунху. Позже здесь начинают фиксироваться хунну (сюнну).

Характеристика кочевников по данным Сыма Цяня до хунну. Они « …переходят со скотом с места на место, смотря по достатку и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разноцветных шерстяных тканей … Кто храбр, силен и способен разбирать спорные дела, тех поставляют старейшинами. Наследственного преемствия у них нет. Каждое стойбище имеет своего начальника. От ста до тысячи юрт составляют общину … От старейшины до последнего подчиненного каждый сам пасет свой скот и печется о своем имуществе, а не употребляя друг друга в услужение …В каждом деле следуют мнению женщин, одни военные дела сами решают … Войну ставят важным делом» (Бичурин, 1950. Т.1, с 142-143).

Существенные изменения происходят в период «Сражающихся царств» (V-III вв. до н.э.). На севере и западе от Китая появляются новые племена, которых называет Сыма Цянь: хунну и юэчжи. В IV в. до н.э. хунну упоминаются как противники Китая. На Западе соседями хунну были юэчжи (восточноскифские племена). Рядом с юэчжами упоминаются усуни. Они занимали огромную территорию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии.

Археологические источники. Эпизодически раскопки проводились в XIX в. В XX раскопки на территории обитания кочевников к северу от Китая проводятся гораздо чаще:

- в 20-е годы – Г.И. Боровка, Г.П. Сосновский;

- в 30-е годы – М.М. Герасимов;

- в 40-60 – А.П. Окладников, С.В. Киселев;

- в 70 – и последующее время П.Б. Коновалов, Ю.С. Гришин, Волков, Новгородова.

Раскопками было выявлено два типа погребальных памятников: плиточные могилы и курганы. Плиточные могилы занимают всю Внутреннюю, Восточную и Центральную Монголию. Курганы распространены на территории Западной Монголии, Тувы, Алтая, Восточного Казахстана (в этот ареал входят и памятники типа Пазырык). Эти памятники собственно представляют две археологические культуры. Они достаточно резко различаются и антропологически. В плиточных могилах погребены монголоиды, в курганах – европеоиды. Исследователи полагают, что плиточные могилы принадлежали жунам и дунху. Курганы принадлежали юэчжам и усуням.

Ранние памятники хунну близкие курганному обряду были выявлены к востоку и юго-востоку от современной Монголии. В IV-III вв. до н.э. они смещаются на запад и занимают территорию между Ордосом и Забайкальем.

Погребальные памятники хунну известны на территории Китая, Монголии, России (преимущественно Забайкалье). Курганы и грунтовые могильники. Больше распространены курганы. Один из крупных грунтовый могильников расположен рядом с Иволгинским городищем на р. Селенга (открыто более 200 погребений). Крупный курганный могильник Ильмова падь более 300 курганов (Россия). В Монголии могильник Хуни-гол - 300 курганов, Ноин –Ула – 230 курганов. В Ноин-Уле были открыты погребения хуннской знати со сложной конструкцией. С двумя срубами – один в другом. Во внутреннем срубе пол был выстлан коврами, стены драпированы узорчатой тканью. Деревянный гроб-колода покрыт лаком и росписью. Вещи: посуда глиняная и металлическая (бронзовые котлы); вооружение – луки (костяные накладки), наконечники стрел, отсутствуют мечи (хотя из письменных источников известно, что хунну имели мечи и кинжалы); одежда из шерстяных и хлопчатобумажных тканей, шелка, сапоги из войлока и кожи; украшения (бусы из сердолика малахита, агата, яшмы), ажурные поясные пряжки.

Известно около 20 поселений, половина их – городища. Большая их часть сосредоточена на реке Селенги. Наиболее известное из них и наиболее исследовано Иволгинское. С трех сторон оно было ограждено четырьмя валами и тремя рвами. Раньше на валах находился чистокол из бревен. Поселение было плотно застроено полуземлянками, наземными сооружениями из сырцового кирпича.

Ранняя история хунну. Образование державы и деятельность Модэ. Собранный антропологический материал свидетельствует о монголоидном физическом типе хунну (Г.Ф. Дебец, И.И. Гофман). М.М. Герасимов – сделал реконструкцию лица по черепу из хуннского погребения

Длительное время дискутируется вопрос о языковой принадлежности хунну, рассматривались две версии: монголоязычность (Волков В.В., Румянцева Г.Н.) и тюркоязычность (Окладников А.П, Гумилев Л.Н.).

Хунну до образования Китайской империи и при Циньской династии были достаточно слабы (Кратко дать характеристику истории Китая). При Цинь Шихуанди они были изгнаны из Ордоса и отступили на север в глубь степей. Лидирующее положение за пределами Китая занимали юэчжи, хунну находились в зависимости от них (отправляли своих заложников).

Существует неверное представление о том, что первый император Китая Цинь Шихуанди, начал возводить Великую стену исключительно из-за опасности кочевнического вторжения. Цинь Шихуанди, объединивший Китай в единую империю, направил войска на своих северных соседей. В то это время кочевники предпочитали подальше держаться от границ Китая, опасаясь сильной китайской армии. В Китае сложилась древняя традиция обозначать границы государства стенами. В глазах подчиненных императора стена обозначала границу между цивилизацией и варварами. Традиционно Китай руководствовался так называемой «эгоцентрической» концепцией во взаимоотношениях с окружающим миром, в основу которой была положена конфуцианская доктрина об этнокультурном превосходстве китайцев над остальными народами, окружающими их.

Оборонительные функции Великая Китайская стена стала выполнять несколько позже, в ханьскую эпоху

В связи с образованием единого Китайского государства, происходят изменения и в структуре хуннского объединения. Этот период в истории хунну изложен Сыма Цянем в эпической форме (предания хунну). Он начинает свой рассказ с того времени когда хунну были в зависимости у юэчжи и дунху. Шаньюем у них был Таумань, который имел двух сыновей от разных жен. У него было желание сделать наследником младшего сына (это было нарушением традиции). Надо было избавиться от старшего сына, которого звали Маодунь (Модэ). Отец отправляет его к юэчжи заложником, после чего вероломно нападает на них. Это должно было привести к смерти Модэ, но ему удалось бежать. Отец дал ему отряд воинов. Модэ стал обучать своих воинов, требуя от них беспрекословного выполнения своих приказов. Он требовал от них, чтобы их свистящие стрелы летели туда, куда летит его стрела. Однажды он выпустил стрелу в своего прекрасного коня. Тем, кто этого не сделал, он приказал отрубить головы. Следующий раз он пустил стрелу в свою любимую жену, тем, кто этого не сделал отрубили головы. И когда он пустил стрелу в своего отца, все его воины сделали то же самое. Затем он казнил своего брата, его мать и приближенных отца, став, таким образом, шаньюем.

Восточные соседи хунну, узнав о смуте в их среде, стали требовать различных уступок от них (лошадь, жену шаньюя). Старейшины советовали не уступать им, но Модэ отвечал, что ради добрососедских отношений можно уступить им. В очередной раз дунху потребовали от хунну отдать им приграничные земли, старейшины, уже привыкшие к решениям своего шаньюя, советовали ему отдать эти змели, чтобы избежать войны. Маодунь ответил: «Земля – это основа государства, разве можно отдавать ее». Советчикам он приказал отрубить головы. Он сел на коня, строго приказав быстро всем выступить против дунху. Неожидавшие нападения дунху потерпели поражение, был убит их правитель, в плен захвачены их люди и скот.

Хунну наносят удары по юэчжам и усуням на западных границах своей территории.

Устройство державы хунну. Система управления.

Во главе хуннского объединения стоял шаньюй.

Всего у хунну насчитывалось 24 рода. Из них главным был род шаньюя, который назывался золотым. Еще 3 или 4 (род – зайца; род - архидеи) привилегированных, из которых брались жены для шаньюя и его сыновей. Из этих родов выходила высшая знать хунну – «принцы крови».

Главы остальных родов – служилая аристократия.

Ниже стояла знать племен не хуннского происхождения, присоединенная хунну.

Шаньюй:

1. объявлял войну и заключал мир; 2. получал дань, подарки и занимался их распределением; 3. заключал междинастические браки; 4. являлся главнокомандующим, определял военную стратегию, назначал командующих подразделениями; 5. обладал верховной судебной властью (государственная измена, наказание за поступки членов рода шаньюя и знати высших родов).

Шаньюй имел многочисленных родственников (братья, сыновья, дочери, из жены и мужья, племяники). Все они располагались в ставке шаньюя и составляли «двор».

Самыми знатными из рода шаньюя были 10 темников (рога), которые делились на две группы: 4 и 6 рогов.

4 рога были более знатными и более сильными князьями, в их подчинении было до 10 тыс. всадников.

4 рога: левый и правый сянь-ваны

левый и правый лули-ваны.

6 рогов: левый и правый цзянь

левый и правый великий дувэй

левый и правый данху.

Понятия «левый» и «правый» ассоциировалось с делением всей империи хунну на левое (восточное) и правое (западное) крыло, которыми командовали левый и правый сянь-выны, лули-ваны выступали как их соправители. Шаньюй выступал как центр державы.

Главным считался левый сянь-ван, он являлся официальным наследником престола (обычно это был старший сын шаньюя).

Представители 6 рогов стояли рангом ниже 4 рогов. Они имели по несколько тысяч всадиков. Являясь родственниками шаньюя, они выполняли ответственные дипломатические поручения, руководство торговыми операциями, управляли завоеванными землями. Зачастую они участвовали в борьбе за власть. Один из шаньюев был выходцем из среды дувей.

У хунну было еще 24 высших административных должности, 10 из которых занимались представителями рода шаньюя и 14 – остальными знатными родами.

Была еще знать простых хуннских родов. Их вожди и старейшины именовались титулами «Ван» (князь) без аристократических приставок. Они правили своими родами и территориями. Из их числа выходили «сотники», «десятники», в зависимости какой клан они возглавляли. В их обязанности входили хозяйственные, судебные, культовые, фискальные (финансы, доходы и расходы) и военные функции.

Кроме всего, у хунну была служилая знать. В первую очередь - это дружина шаньюя, связанная с ним отношениями личной преданности. Среди дружинников была своя иерархия.

К служилой знати относились иммигранты из Китая. Они становились советниками при шаньюе, занимали другие должности в административной иерархии империи. Они знакомили хунну с военным делом Китая, обучали китайскому письму, административной работе, придворному этикету, основам земледелия.

Ниже служилой знати стояли вожди нехуннского происхождения, включенных в состав державы путем подчинения. Они платили дань хунну.

Основное население Хуннской державы составляли простые кочевники-скотоводы, ведшиие хозяйство и выполнявшим воинскую повинность.

Отсутствуют сведения о наличии зависимого населения у хунну (рабов). Труд рабов не мог широко использоваться у хунну. В кочевом хозяйстве он экономически не выгоден. Однако письменные источники пестрят известиями об угоне хунну во время набегов земледельческого населения. Встает вопрос, с какой целью? Сбывать захваченных китайцев в Китай не разумно.

Правы те исследователи, которые считают, что захваченных в плен хунну уводили в северные пределы своей территории, где располагались поселения (Иволгинское и др.), там они занимались ремеслом и земледелием. Но они не являлись рабами (среди них были и перебежики), они находились, видимо, в разных формах зависимости от хунну.

Можно ли было в обществе хунну отдельному индивиду повысить свой социальный статус и до какого предела? Этот вопрос касается не только обшества хунну, но, практически, любого кочевого общества. Следует иметь в виду, что для кочевников была характерна генеологическая система родства: 1) статус и власть передавались внутри одной генеалогической группы по старшинству; 2) ни один индивид не мог существовать вне рамок какой-либо кланово-родовой группы; 3) социальный статус индивида обуславливался генеалогическим статусом его клана. Следовательно, возможности продвижения по иерархической лестнице в хуннском обществе были ограничены клановой принадлежностью.

Наиболее реальным способом повышения персонального статуса в обществе хунну было преданность правителю, военная доблесть. В экстремальных случаях захват власти низшим кланом.

Из данных китайских источников следует, что у хунну существовали две параллельные линии управления: гражданская и военная. Первая из них осуществлялась чиновниками; вторая – система десятичных рангов, применялась во время войны, когда хунну объединялись в одну армию (темники, тысячники, сотники, десятники). Причем в ряде случаев одни и те же люди могли участвовать как в той, так и в другой системе управления.

Китайцы считали, что управление у хунну было простым и эффективным, у них «Управление целым государством подобно управлению своим телом»(В отличии от китайской бюрократии).

Власть шаньюя, высших чиновников и военачальников поддерживалась простыми, но строгими традиционными нормами: ударами палки, ссылками, смертной казнью. Все это позволяло быстро решать конфликтные ситуации, сохранять стабильность государства в целом.

Однако, в системе организации хуннского общества, основанной на иерархии рангов, заложенной при шаньюе Моде, был один существенный изъян. Это полигамия (многоженство), типичная для кочевой аристократии. Воспроизводство элиты в хуннской кочевой империи воспроизводилось «едва ли не в геометрической прогрессии» (Н.Н. Крадин). Хотя право высшего положения и владения основным имуществом имели сыновья от старшей жены, но у шаньюя были еще дети от любимых молодых жен (случай с Модэ). Все они принадлежали к высшему царскому роду и имели право претендовать на высокое положение в хуннской элите.

Переизбыток аристократического корпуса у хунну приводил к тому, что многим не доставались высокие должности и соответственно ограничивался доступ к материальным благам, это приводило к острой конкуренции в среде правящего рода, к образованию нескольких конкурирующих групп и гражданской войне и, как следствие к распаду, державы. Одна из таких войн состоялась в 58-36 гг. до н.э. В 48 г. н.э. по тем же причинам произошел распад степной империи хунну на северную и южную конфедерации.

О политическом уровне развития хуннского общества. До сих пор нет единого мнения. Раньше в марксистской литературе его относили к рабовладельческой (Толстов, 1934), к догосударственному уровню (военная демократия) (Гумилев, Марков), к раннегосударственному (Хазанов, Мартынов), к сложившемуся феодальному обществу (Плетнева).

В зарубежной литературе тоже нет единого мнения, одни исследователи относят хуннское общество к догосударственному уровню, другие к раннегосударственному. Наиболее плодотворной является концепция Т. Барфильда, он называет хуннское общество «имперской конфедерацией», возникшей в результате адаптации к соседней (китайской) цивилизации.

И все же, хунну перешагнули порог государственности или не достигли его? У хуннского общества отсутствовали такие важные признаки государства, как легитимный аппарат принуждения оформленный законодательно (отсутствие писанного права); верховная власть была лишена монопольного права на законную силу; отсутствовали налоги; власть шаньюя не опиралась на законодательно оформленные нормы, она была консенсуальной, то есть опиралась на его авторитет. Предводители отдельных племен были во многом автономны и опирались на поддержку своего народа. Верховный правитель (шаньюй) пользовался поддержкой и авторитетом до тех пор, пока успешно выполнял редистрибуторске (распределительные) функции.

Для характеристики политической организации хунну используется термин «суперсложное вождество». Численность населения хуннского объединения равнялась примерно 1,5 мл. населения. Это во много раз больше чем население сложных обществ. Управленческому аппарату хоть и не хватало опоры в своей деятельности на законодательную базу, все же хуннское объединение просуществовало несколько веков. Но мнению Н.Н. Крадина Хуннская кочевая империя была гораздо ближе к раннему государству, практически она была праобразом раннегосударственного общества.

Как государство, как субъект международных отношений хуннская кочевая держава воспринималось Китаем.

 

Лекция 4. Взиамоотношение хунну с ханьским Китаем. Литература

7. Барфилд Т. Опасная граница. Кочевые империи и Китай (221 г. до н.э. – 1757 г. н.э.). СПб., 2009.

8. Гумилев Л.Н. Хунну. Степная трилогия. СПб,. 1993.

9. Кляшторный С.Г. , Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005.

10. Крадин Н.Н. Империя хунну. Изд. 2. М., 2002.

 

Основные вопросы темы. Взаимоотношения хунну с Китаем до его объединения. Военная стратегия хунну. Тактика Китая. Стратегия «Пяти искушений». Характер мирных договоров между хунну и Китаем. Взаимоотношений Китая с хунну при Уди. Кризис державы хунну. Хунну под протекторатом Китая.

Взаимоотношения хунну с Китаем до его объединения. Конфликты хунну с Китаем достаточно четко обозначились в III в. до н.э., когда Китай еще не представлял собой объединенную империю. Сыма Цянь сообщает о частых набегах хунну на княжество Чжао. Первоначально княжество заняло оборонительную тактику. Хунну дробили свою армию на мелкие конные отряды и наносили удары в разных местах княжества. Во главе китайских войск стоял полководец Ли Му, который также разделил свою армию на множество гарнизонов, пытаясь противостоять хунну. Такая тактика не нравилась вану княжества. Ли Му был освобожден от обязанностей командующего. Но его преемник потерпел жесткое поражение от хунну. Ли Му был возвращен ваном на прежнюю должность. В решающем сражении, где со стороны китайцев участвовало 1300 колесниц и 100 тыс. лучников (цифры завышены), хунну были разгромлены, Ли Му выстроил свою армию в виде двух крыльев, ограничив маневр хуннской армии.

Интересен тот факт, что Сыма Цянь сообщает о поражении вместе с хунну других племен (даньлань, линьху, дунху). Это говорит о том, что эти народы уже находились в какой-то зависимости от хунну, еще до официального образования хуннской кочевой империи.

Однако, как писал Л.Н. Гумилев, княжество Чжао недолго наслаждалось победой, в 226 г. оно было покорено царством Цинь.

Цинь завершило объединение Китая в 221 г.до н.э. В военном деле Цинь многое заимствовало у кочевников, в частности у юэчжей. Под их влиянием в Циньском княжестве была введена конница (реформы Шан Яна).

В 214 г до н.э. Цинь Шихуанди отправляет против хунну армию в 100 тыс. человек. Был захвачен Ордос, по берегам желтой реки (Хуанхе) было основано несколько десятков городков с гарнизонами. Предводитель хунну откочевал на север. В это время хунну, видимо, находились в зависимости от юэчжей (отправка в заложники Модэ).

В 206 г. до н.э в Китае к власти пришла новая династия Хань. Новый шаньюй Модэ в начале своего правления расширял свои владения на севере, подчинив ряд народов (динлинов, живших в северных предгорьях Саян; предков кипчаков, киргизов).

В 202 г., когда Китай еще не оправился от гражданской войны, хунну осадили и взяли крепость Маи (приграничный город), в 200 г. они подошли к главному городу северной провинции Шаньси – Цзиньяну, который находился в 250 км к югу от границы. Когда китайцы собрали значительные силы во главе с императором Гаоцзу, хунну, организовав видимость отступления, завлекли лучшие китайские войска во главе с императором в засаду. Хунну окружили их и семь дней активно атаковали, китайские воины не имели пищи и не могли отдохнуть. Китайцы подкупили жену шаньюя, которая уговорила Модэ выпустить из окружения китайскую армию.

Модэ заключил с императором Китая договор на принципах «хэцинь» - «мира, основанного на родстве». В отношении родства Китай вынужден был идти на унижение, поскольку варваров он не признавал равными себе. Китайский двор выдал за шаньюя царевну, обязался ежегодно отправлять хунну дары, перечень которых оговаривался в договоре. Это было замаскированная дань.

Принцип «хэцинь» включал 4 основных пункта.

1. Китайцы ежегодно поставляли хунну шелк, вино, зерно, другие продукты питания.

2. Хунну и Китай признавались равными государствами.

3. Ханьский двор отдавал в жены шаньюю принцессу.

4. Великая стена официально признавалась границей между хунну и Китаем.

Эти пункты показывают, что договор на этих принципах был выгоден хунну. Хунну брали на себя обязательство сохранять мир. Шаньюй использовал этот договор для укрепления своей власти в степи. Он сосредоточил в своих руках главную функцию – распределение взимаемой дани между политической элитой своей империи. Кроме того, договор поднимал престиж шаньюя, ставя его на один уровень с китайским императором (он теперь являлся и родственником императора).

Получаемые дары от Китая не могли удовлетворить все слой хуннского общества, хотя казалось они были значительными.

Некоторые данные о китайских дарах хунну за год.

5000 ху – зерна (100 тыс. литров); 10000 ши = вина (200 тыс. литров); 10000 пи –шелка (92400 метров).

Так, например, 5000 ху зерна по китайским нормам для китайских воинов хватило, чтобы прокормить в течение года 140 человек. 200000 литров вина, если учесть, что хуннская армия могла выставить 300000 воинов, то каждому из них могло достаться меньше литра вина в год. Более того все население Хуннской кочевой империи составляло 1,5 мл. человек (1 к 5).

Для того, чтобы удовлетворить потребности рядовой части своего населения шаньюй требовал от правительства Китая открыть пункты приграничной торговли. Китай обычно противился этому требованию, что размывало его государственную границу, способствовало сепаратиским настроениям приграничных районов. Ханьский двор стремился привязать приграничные свои районы к центру. Китай стремился максимально оградиться от степи, Великая стена должна быть барьером для любых контактов со степью.

Добиваясь открытия приграничной торговли, хунну угрожали Китаю новыми набегами и зачастую совершали их, попутно решая задачу обогащения рядовых кочевников. Во время таких набегов все, что захватил воин считалось его личной добычей. Открытие приграничной торговли считалось личной заслугой шаньюя и также укрепляло его власть. В такие периоды, иногда на целый ряд лет устанавливались дружеские отношения на границе хунну и китайцев. По этому поводу Сыма Цянь писал в «Ши цзи»: «Все хунну, начиная с шаньюя, дружелюбно относились к Хань и общались с ханьцами у Великой стены».

Приграничные рынки становились важными торговыми центрами, на которых кочевники продукты животноводства обменивали на продукты земледелия и предметы ремесла китайцев. Администрация Китая запрещала под страхом казни продажу хунну железа и предметов вооружения. Но на таких рынках орудовали контрабандисты, которые снабжали хунну запрещенными товарами.

Хуннская кочевая империя просуществовала насколько веков (3), это очень большой срок для такого типа государственного образования. В чем секрет такого долголетия. Он заключался в выработанной военной стратегии в отношениях с Китаем. Причем хунну было не легко ее осуществлять, учитывая, что в численном отношении они на много уступали китайцам (1,5 млн. – хунну и 60 млн. – жителей Китая).

Суть этой стратегии заключалась в следующем в неожиданных нападениях на Китай и глубокому проникновению на его территорию (вплоть до столицы Чаньань на Хуанхэ) и быстрому отходу, до того пока Китай сумеет ответить, собрав армию. Стратегия хунну включала три основных элемента: 1) жестокость нападения (преследующая устрашение Китая); 2) чередование войны и мира (увеличение дани и подарков, расширение торговых привилегий); 3) сознательный отказ от оккупации китайской территории (это бы ограничивало возможность Китая выплачивать дань, да и земледельческая территория не представляла интереса для кочевников).

Таким образом, взаимоотношения хунну и Китая – это череда войны и мира.

Периодичность набегов хунну на Китай.

200 г. до н.э. – набег, договор

196 г. до н.э. – набег, договор

- нет сведений

177г. до н.э. – набег (правый сянь-ван), грабеж.

176 до н.э – набег, договор.

166-162 гг. до н.э. – несколько набегов, договор

158 – ограбление северных районов Китая, договор.

Китай вынужден был идти на мирные условия хунну, поскольку их периодические нападения угрожали целостности китайского государства, следует иметь в виду, что Китай недавно пережил период раздробленности.

Почему Китай не охотно шел на военный конфликт с хунну? Хотя сами китайцы заявляли: «Ущерб, который они (хунну) наносят империи, в высшей степени безграничен. И все же Хань каждый год снабжает их деньгами, шелком, ватой и тканями» (Бань Гу).

Во-первых, китайские меры борьбы против хунну не были эффективными. Были случаи, когда Китай собирал большую армию и направлял ее против хунну на их территорию. Хунну не ввязывались в борьбу с превосходящей их по численности армией китайцев и предпочитали отступать в глубь своей территории. Вот как Сыма Цянь характеризует тактику хунну в этом случае: «Если сражение для них идет успешно, они будут наступать, а если нет, отступают, поскольку не считают позорным бежать. Они заботятся только о собственном преимуществе и ничего не знают о пристойности и справедливости». Хунну пытались заманить китайскую армию вглубь своей территории, явно непривычной для китайцев, постоянно нанося ей мелкие удары, держа китайскую армию все время в напряжении. Затягивание похода китайской многотысячной армии на долгое время было разорительно для государственной казны. В такой ситуации для Китая лучше было заключить мир с хунну и выплатить им дань.

Стратегия «Пяти искушений». В период Ранней Хань все попытки китайцев уничтожить хунну не имели успеха. В Китае была разработана еще одна стратегия борьбы с хунну, она носила название «пяти искушений». Суть ее была направлена на развращение хунну, сделать их слабыми, завистливыми к богатству, что могло привести к развалу хуннской конфедерации.

Перечень «пяти искушений»

1. Одаривание хунну красивыми одеждами и повозками для развращения их глаз.

2. Насыщение их прекрасной пищей для развращения их ртов.

3. Снабжение их музыкантами для развращения их слуха.

4. Постройка им величественных зданий, зернохранилищ, направление им рабов для услужения, чтобы развратить их вкусы.

5. Подарки и милости для отступников (перебежчиков).

Рекомендовалось больше отправлять вина хунну, спаивать их.

Но и эта стратегия не имела успеха, поскольку она была рассчитана в основном на элиту хуннского общества, все хуннское население в изобилии одарить, всем указанным в пяти искушениях Китай не мог. Китай не учел менталитета хуннских предводителей. Для них не столь важным было само богатство, сколько возможность распределять его среди остального населения. Именно распределительные функции определяли авторитет и крепость власти вождя, которые он строго выполнял.

При дворе китайского императора были недовольнее существующими порядками в отношениях с хунну. Поскольку они не соответствовали самим основам китайского миропонимания (китаецентризма). Император ставленник неба на земле, не мог иметь себе равных ни в своей державе, ни за ее пределами. А в договорах император и шаньюй выступают как равные между собой. Император Китая рассматривался как правитель всей Поднебесной (правитель не только Китая, а всей землей находящейся под небесами). Китай мог иметь дипломатические отношения только с теми государствами, которые разделяли такой взгляд.

Хунну такого взгляда не разделяли. В представлении китайцев это было нарушением миропорядка, что могло приводить к крупным стихийным бедствиям.

Император Китая и шаньюй периодически обменивались письмами (на дощечках). Начало письма императора обычно было лаконичным: «Император почтительно спрашивает о здоровье великого шаньюя …». Начало письма шаньюя было более витиеватым, подчеркивающим его величие: «Великий шаньюй хунну, Небом и Землей рожденный, Солнцем и Луной поставленный, почтительно спрашивает о здоровье императора …». Такие письма шаньюя приводили в бешенство придворных императора. (Томас Барфилд пишет, что такие письма шаньюя научили писать китайские перебежчики, противники императора, чтобы позлить китайский двор).

Дело дошло до того, что однажды Модэ предложил императрице Люй (жена императора Гао-цзу, который однажды попал в окружение армии хунну, после смерти Гао-цзу Люй стала править страной) стать его женой. Это настолько разозлило Люй, что она была готова начать войну с хунну. Министры уговорили ее не начинать войну и отправили шаньюю дипломатичный отказ.

Китай в начале Ранней Хань еще не был способен мобильно выступить против хунну, сказывались последствия гражданской войны после падения циньской династии.

Политика в отношениях с хунну меняется во время правления императора У-ди (140-87 гг. до н.э.). К этому времени Китай уже давно оправился от разрушений гражданской войны. В окружении императора по этому поводу шли дебаты. Одна группировка считала, что настало время раз и навсегда освободиться от хуннской угрозы. Другая группировка считала, что с хунну следует сохранить старые отношения, обосновывая это тем, что война будет дорогостоящей, тем более, что она не приведет к победе, поскольку Китай не сможет оккупировать всю территорию хунну.

В 133 г. до н.э. император присоединился к мнению сторонников войны с хунну. Была разработана следующая стратегия. 1) стала укрепляться граница, создавались колонии рекрутов, располагавшиеся в крепостях и обеспечивавшими себя сами, сочетая военные занятия с земледелием. 2) Заключение союза с другими подразделениями кочевников (юэчжами и усунями). Юэчжи в это время обосновались у Окса (Аму-Дарья), усуни в Семиречье. 3) Китайские войска заняли бассейн реки Тарим, перерезав важную для хунну артерию, связывающую их с Восточным Туркестаном, народы которого выплачивали хунну подати. 4) Организация больших карательных экспедиций против хунну на их территории.

Но все-таки новая стратегия недооценила живучесть хуннской конфедерации. Китайцы смогли оккупировать только приграничные территории. Военные действия в степи не давали должного эффекта. Китайская армия здесь могла рассчитывать только на свои ресурсы и долго продержаться не могла (несколько месяцев). Сколько бы побед она не одержала в конечном счете армия должна была вернуться назад, поскольку заселить эту территорию земледельческим китайским населением было невозможно. После ухода китайской армии, степь вновь оставалась за хунну.

Кроме того, хунну были более мобильными и постоянно держали в напряжении китайскую границу, заставляя китайцев вкладывать огромные средства в ее охрану по всей длине. Они перенесли свою ставку вглубь современной Монголии. При выступлении китайской армии хунну отступали, во многих походах китайские армии просто не встречались с хунну. Разведка у хунну работали исправно.

10 лет такой политики не привели Китай к успеху в борьбе с хунну. Первые серьезные победы к Китаю пришли в 125-124 г. до н.э. (разгром хунну в Ордосе), 121 г. до н.э. целое подразделение хунну (40 тыс. чел.) во главе с князем вынуждено было сдаться в плен китайцам (хуннами это рассматривалось как предательство). В 119 г. до н.э. хунну потерпели крупное поражение в Монголии. Огромная китайская армия захватила северную ставку шаньюя, перебив около 90 тыс. хунну, но и сама понесла огромные потери. Эти активные действия Китая заставили хунну на время отказаться от активных действий.

Правда, эти победы достались Китаю дорогой ценой. Компания 125-24 гг. обошлась казне в 200 000 цзиней золота (44 тонны 800 кг). Победа в 119 г. обошлась в 500 000 цзиней золота (более 100 т.), не считая гибели людей, скота, снаряжения. Эти расходы серьезно ударили по казне Китая. Впоследствии У-ди критиковали за то, что ради славы он опустошил казну. При такой ситуации возникала другая опасность для целостности Китайского государства. Расходы на войну влекли за собой увеличение налогов. В крестьянской стране, которой являлся Китай, это была чревато восстаниями, которые могли перерасти в гражданскую войну. Вот фраза, которую Сыма Цянь вложил в уста одного влиятельного китайского чиновника: «…война, затянувшаяся на долгий период, часто порождает восстания, а бремя военной службы может привести к недовольству»

В начале 90-х гг. до н.э. китайская армия во главе с прославленным полководцем Ли Гуаном-ли (завоевал Фергану) потерпела сокрушительное поражение от хунну, потеряв до 70% своего состава. В очередную военную компанию сам Ли Гуан-ли попал в плен к хунну. В связи с этими событиями влиятельная фракция при дворе императора стала требовать положить конец военным акциям в степи. Преемники У-ди полностью отказался от их проведения.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных