Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 7. Империя монголов.




Литература

1. Мэн-да Бей-лу (Полное описание монголо-татар). М., 1975.

2. Владимиоцев Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.

3. Филипс Э.А. Монголы. Основатели империи Великих ханов. М., 2003.

4. Доманин А.А. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники. М., 2007.

5. Крадин Н.Н., Скрыльников Т.Д. История Чингис-хана. М., 2006.

6. Хазанов А.М. Мухаммед и Чингисхан в сравнении: роль религиозного фактора в создании мировых империй // Кочевники и внешний мир. СПб., 2008.

 

Основные вопросы. Характеристика источников. Монголы до образования империи.Объединение монгол под властью Чингисхана.Завоевания монголов.Политическая организация монголов в период империи. Распад Монгольской империи.

 

 

Характеристика источников. Образовавшаяся Монгольская империя была одной из самых больших в древней и средневековой истории. Она простиралась от Тихого океана до Центральной Европы. Кроме евразийского пространства монголами были завоеваны Китай, Иран, Индия. О несоответствии Вызова и Ответа (Арнольд Тоинби), Аналогия – основание разбойничьего лагеря на берегу Тибра Ромулом, завершилось образованием Великой Римской империи. Так и объединение монголов завершилось созданием гигантской Монгольской империи. В ее состав вошло много народов, уже владевших письменностью и оставивших различные повествования о монголах. У исследователей трудности в изучении истории монголов и их государства связаны с разноязычными источниками.

Здесь мы остановимся на наиболее важных из них. В первую очередь следует назвать «Сокровенное Сказание» или (Тайная история монголов). Было написано близким к Чингисхану человеком, но уже после его смерти (возможно, его приемным сыном Шиги-Хутуху). «Сказание» характеризует монгольское общество как бы изнутри, человеком достаточно осведомленным о жизни монгол. Особенно это сочинение ценно в освещении событий предшествующих созданию монгольской империи в 1206 г. Следует иметь в виду, что это литературное сочинение, для которого характерны гиперболы, иносказания, завуалированность некоторых эпизодов. Создатель «Сказания» как бы придерживался принципа – умный поймет.

Важное значение для истории монголов имеет труд китайского автора Чжао Хуна «Мэн-да бэй-лу» (Полное описание монголо-татар). Это единственное сочинение написанное еще при жизни Чингисхана. Чжао Хун был китайским послом в ставке монгольского полководца Мухали. Автор сочинения был свидетелем завоеваний Чингисхана. Но больше он пишет о завоевании монголами Северного Катия, который уже более сто лет принадлежал чжурчженям. Эту миссию по приказу Чингисхана выполнял Мухали. Сам Чингисхан в это время находился в Средней Азии.

«Юань-ши» (Хроника династии Юань). После завоевания Китая монголами была основана монгольская династия Юань, представители которой считали себя правителями не только Китая, но всех остальных земель за пределами Китая. «Юань-ши» важный документ по истории монголов, отличающийся большой точностью. Юань-ши создавалась на основе достаточно полной документации, которая имелась у императоров монгольского происхождения, скрупулезно обработанной китайскими придворными историографами.

Еще одним важным источником эпохи монгольских завоеваний является сочинение Рашид ад-Дина «Джами ат-таварих» (сборник летописей). Этот известный историк средневековья в течение 20-и лет занимал важные чиновничьи посты при монгольских правителях Ирана – Хулагидах. Рашид ад-Дин был допущен к секретным документам (семейным реликвиям Чингизидов), хранящимися в «золотом сундуке». Там находились тексты, посвященные истории рода Чингисхана, описание походов Чингисхана и его потомков. Эта информация предназначалась только для членов семьи царствующей династии. В силу обстоятельств и, видимо, заказа труд Рашид ад-Дина был во многом панегирический, но фактология его уникальна.

В изучении истории монголов привлекаются и сочинения европейских авторов. Плано Карпини «История о Татарах», Гийом (Виллем, Вильгельм)) де Рубрук «Путешествие в восточные страны», Марко Поло «Книга Марко Поло».

Плано Карпини в 1245-47 гг. (монах) по поручению римского папы Иннокентия IV в главе миссии посетил монгольскую империю. Он должен был передать папскую буллу к «Царю и народу татарскому». Путь лежал через Восточную Европу. Сперва Плано попал в Улус Джучи и встретился с Бату. В это время (1246 г.) в Каракаруме должна была состояться коронация нового общемонгольского хана Гуюка и Бату предложил Плано посетить Каракарум, где он и встретился с новым Великим ханом Гуюком. Сохранилось 12 рукописей сочинения Плано Карпини. Хранятся в Вене, Лондоне, Кембридже, Турине и др.

Рубрук (монах) совершил поездку в Монголию по поручению французского короля Людовика IX во главе миссии. Король хотел заручится поддержкой монгол в борьбе с мусульманами. Сам король участвовал в шестом крестовом походе (в котором участвовал и Рубрук). Рубрук предпринял путешествие из Палестины, через Константинополь в Крым, через донские и волжские степи в Среднюю Азию, а оттуда в Монголию. В 1254 г. он достиг Каракарума. Рубрук встречался с Бату и последним всемонгольским Великим ханом Менгу.

Марко Поло в 1271-75 гг. совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. Потом морем вернулся в Италию, где с его слов и была записана «Книга».

Великая Яса (Яса Чингисхана). Яса – закон. Свод правил, правовых установлений, обнародованный Чингисханом в 1206 г. на курултае во время избрания его великим ханом всех монгол. Яса представляла собой кодификацию неписанного обычного права монгол. Она содержала преимущественно перечень наказаний за преступления. В период завоеваний монголов Яса дополнялась, в нее вносились изменения. Яса в подлиннике не сохранилась. Известны только ее фрагменты в сочинениях персидских, арабских авторов.

История монголо-татарских племен до основания империи. Сразу следует отметить, что этноним «монголы» до образования Монгольской империи не употреблялся. Первое его точное упоминание относится к 1206 г. когда на курултае Чингисхан был провозглашен Великим ханом объединенной Великой степи и на котором сам Чингисхан провозгласил создание «Великой Державы Монголов». На счет происхождения названия «монголы» имеется много версий (А. Доманин, с. 35-38). Этноним «монголы», как название рода, мог появиться за несколько столетий до образования империи. Затем с разрастанием рода и его дроблением это название перестало употребляться. Но это название могло сохраняться в генеалогической памяти народа.

Интересная информация на этот счет содержится в сочинении Рашит ат-Дина. Он отмечал, что сначала имя «монголы» носил один род, за 400 лет от него произошло множество ответвлений и по своей численности они стали превышать другие народы. Вследствие их могущества и другие племена, проживавших в других местах стали принимать это имя.

Исследователи полагают (В.С. Таскин – переводчик китайский текстов; Л.Н. Гумилев), что к протомонголам относятся кочевые племена дунху, известными по китайским источникам как соседи хунну. Дунху общее название ряда племен: ухань, сяньби, кидань, и др.

В «Сокровенном Сказании» говорится, что древнейшим «предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Высшего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутренне море). Кочевали у истоков Онон-реки». Исследователи относят это событие к VI в. н.э. Тенгис, возможно, Байкал (?).

Есть основания предполагать, что впервые значительную часть потомков Борте-Чино объединил дед Чингисана Хабул-хан, но называлось ли это объединение монголами неизвестно.

Более достоверным является тот факт, что Чингисхан объединил всех потомков древнего рода монголов и «извлек это почти забытое слово из глубин исторической памяти и назвал им объединенные под его началом народы». С этого времени название монголы получает широкое распространение.

К монголам относят народы, которые говорили на наречиях монгольского языка. В таких источниках, как «Сокровенное сказание» и сочинение Рашид ат-Дина монгольские племена до объединения их Чингисханом разделялись на две группы: на лесных жителей и степных (XI-XII вв.). Лесные племена занимали верховья Енисея и Иртыша и территории у Байкала (Владимирцев, 1934). Кочевые племена занимали более южные степные районы. Лесные племена занимались охотой и рыболовством, добывали соболя и белку, торговали мехом. Лесные племена постепенно подвергались влиянию своих кочевых соседей и переходили к кочевым формам хозяйства. Из истории ойратов известно, что раньше они были лесными обитателями, а затем стали степными кочевниками.

Собственно монгольские племена занимали территории северную и северо-восточную Монголию и Южное Забайкалье. К западу от них в Центральной Монголии кочевали кераиты (видимо, монголоязычныые). Отличающиеся от монгол. Они еще в 1007 г. приняли христианство несторианского толка. (Несторианство течение в христианстве, основанное константинопольским патриархом Несторием (426-431 гг.). Он утверждал, что Иисус Христос будучи рожден человеком, лишь в последствии стал сыном божьим (мессией). Несторианство было осуждено как ересь (Эфесский собор, 431 г.). Несторианство пользовалось значительным влиянием вплоть до 13 в. в Иране, Средней Азии, вплоть до Китая. Сейчас сохраняется в Иране, Ираке, Сирии). Кераиты обладали более высокой культурой, чем монголы. Они еще раньше образовали свой союз племен во главе с ханом. Полагают, что под влиянием кераитов институт ханской власти начал формироваться и у монгол. Кераиты были союзниками монгол в борьбе против татар. Впоследствии они вошли в состав монгольского улуса. Из их числа вышло не мало близких соратников Чингисхана.

Севернее монголов, в Забайкалье, обитали воинственные племена меркитов. Спор среди исследователей о том, принадлежали ли меркиты к монгольским или тюркским народам. Однако соседство с монголами, частичное смешение в связи с заключением браков, переселениями способствовали утверждению у меркитов монгольского языка. С монголами их связывали своеобразные отношения. Будущая мать Чингисхана Оэлун была выдана замуж за меркитского воина (по любви). Но ее похитил Есугэй-Багатур – отец Чингисхана. Позднее меркиты взяли в плен жену Чингисхана Борте. Ранее считалось, что старший сын Чингисхана Чжучи фактически не был его сыном, его иногда называли «наследником меркитского плена». Первый свой поход еще Тимучин совершил против меркитов. Меркины оказывали монголам ожесточенное сопротивление. Даже потерпев жестокое поражение, они продолжали сопротивляться, пока не были поголовно истреблены.

Территорию к востоку и юго-востоку от монголов, ближе к Китаю, занимали татары. Татары испытывали влияние Китая (Чжурчжэнская империя). Часто выступали союзниками Китая против других степных народов, в том числе и монголов. Этническая принадлежность татар вызывает споры. Благодаря китайцам название соседних татар переносилось на большую часть населения степи. Дословный перевод сочинения Чжао Хуна « Полное описание монголов, которые татары» Название «татары» степного азиатского народа закрепилось в Иране, Индии, Средней Азии, название «монголы» им было мало известно. Русские летописи также говорят о нашествии татар на Русь. Впоследствии был введен нелепый термин «монголо-татары». На самом же деле монголы и татары были непримиримые враги.

Организация монгол в доимперский период (по Владимирцеву). Основным элементом древнего монгольского общества был род – союз кровных родственников. Род был экзогамным. Браки совершались с представителями других неродственных родов (запрещались браки и между родственными родами). Каждый род вел свое происхождение от одного предка. Один предок мог быть у нескольких родов в связи с разветвлением первоначального рода и образованием новых родов. Рашид ат-Дин отмечал, что каждый монгольский род имел свою родословную, таким образом, сохраняя сведения о своих предках. Каждому ребенку растолковывалось его происхождение. Поэтому, говорил Рашид ат-Дин среди них нет никого, кто бы ни знал своего происхождения. И далее он отмечал, что « … у монголов издревле существует обычай … хранить корень и род свой».

У монгол было многоженство, но первая жена считалась старшей. Жены переходили в род мужчины. Дети рожденные не от главной жены считались в монгольской семье законными и признавались братьями и сестрами детей от старшей жены. Род был патриархальным. Возможно, сохранялись когнатные (матриархальных) отношений. Так во время сватания юноша должен был некоторое время прожить в семье невесты.

Особенности имущественных отношений у монголов в это время было таковыми. Каждая семья владела своим имуществом, основу которого составлял скот. Достояние отца или матери делилось между сыновьями, причем младшему предоставлялись особые права. Ему доставалось личное имущество отца, юрта, с ним оставались жены отца. Младшего сына именовали «хозяин, владыка». Но особыми правами пользовался и старший сын, особенно если другие были малолетними. Рашит ат-Дин говорил: « Монгольский обычай есть таков, что меньшего сына называют Эджен; по той причине, что он находится в доме, имущество, хозяйство и домоводство ему назначается».

Вдовы, оставшиеся с малолетними детьми, единовластно управляли имуществом семьи до тех пор, пока их сыновья не женятся. Эта традиция сохранилась и в имперский период. Вдовы получали уделы и управляли войском, эти функции переходили к их взрослым сыновьям. Вдовы императоров и правителей улусов после их смерти становились регентшами.

У монгол было две формы кочевания – аильная и куренная. Аильная (аил – монг. «кочевой двор», это семейная группа) форма – это кочевание отдельных семей. Куренная форма (курень – монг. «стойбище» – это кочевание табором (многими аилами). Многое в выборе формы кочевания зависело от политической обстановки. Если в степи складывалась мирная ситуация кочевали отдельными аилами, так было удобнее. В сложной ситуации предпочиталось куренное кочевание. Рашид ат-Дин отмечал: «Значение куреня есть таково: когда в поле кибитки во множестве стоят кругом в виде кольца, то название это курень». Курень по его данным предполагал защиту от неожиданного нападения.

Исследователи отмечали, что куренная форма кочевания больше была распространена в период до образования империи, когда различные кочевые группировки враждовали между собой. В период существования империи, когда в устанавливается политическая стабильность стала преобладать аильная форма кочевания.

Объединение монгол под властью Чингисхана. Чингисхан родился в 1162 г. на берегу реки Онон в 8 км с северу от современной монгольско-российской границы (т.е. на территории России). Свое имя Темучин (Тэмуджин) он получил от татарского могучего воина (Тэмуджина-Угэ), которого пленил его отец Есугей-багатур, приведя на аркане в свой стан. Это обычай, по которому сила этого пленного воина должна была перейти к новорожденному. Темучин появился на свет с сгустком крови в руке.

Правда, о дате рождения Чингисхана имеются противоречия. Так Рашид ад-Дин писал, что Чингисхан умер в возрасте 72-х лет (1227 г.), следовательно он родился в 1155 г. Однако в «Юань-ши» утверждается, что Чингисхан умер на 67 г. жизни. Следует учитывать китайскую, а затем и монгольскую традиции, ведших отсчет возраста не с момента рождения человека, а с момента зачатия. В таком случае Чингисхан родился в 1162 г., эта дата считается более точной. Определение даты рождения Чингисхана имеет значение для уточнения событий монгольской истории до образования империи.

В девятилетнем возрасте Чингизхан потерял отца. Отец (Есугей) мало виделся с сыном, поскольку был занят войнами, особенно с татарами. Его смерть связана со следующим событием. Отец решил помолвить Темучина с дочерью одного знатного нойона, девочку звали Бортэе, она на год была старше Темучина. Для этого Есугей отправился в далекое кочевье к будущей невесте своего сына вместе с Темучином. Сватовство состоялось. Темучин должен был остаться в доме своего будущего тестя. Возвращаясь назад домой Есугей встретил группу отдыхающих кочевников и решил передохнуть у них. Эти кочевники оказались татарами злейшими врагами монгол, с которыми Есугей постоянно воевал. Они его по обычаю приняли гостеприимно, но возвратившись домой Есугей сразу заболел. Есугей-багатур был убежден, что его отравили татары. Перед смертью он поручил своему родственнику вернуть Темучина обратно, что и было сделано.

Детство и юность Темучина были достаточно тяжелыми, что наложило определенный отпечаток на формирование его характера. С десятилетнего возраста он познал нищету, предательство близких людей, много раз он находился буквально на волосок от смерти. Автор «Мэн-да бэй-лу» сообщает, что «Чингис в малолетстве был захвачен в плен цзиньцами, обращен в рабство и только через десять с лишним лет бежал». Большое влияние на Темучина оказала его мать (Оэлун), она воспитывала своих детей на примерах монгольского богатырского эпоса, великих подвигов, совершенных предками. Вот как на основании источников характеризует возмужавшего Темучина Э. Хаара-Даван: «Темучин вырос в юношу высокого роста, крепкого телосложения, с большими блестящими глазами; в нем уже развились черты характера: выдержка; он умел ждать и терпеть, и настойчиво стремиться к достижению поставленной себе цели, что уже показал в свои молодые годы. Черта властности также выявилась ярко в нем. Нрав у него был крутой, но эта черта уравновешивалась обаятельностью личности, создавшей преданных ему людей. При всем том он не был словоохотлив и начинал говорить не иначе, как после зрелого размышления» (Хаара-Даван, 1996, с. 101).

Темучин поступил на службу у Тогрул-хану, правителю кераитов, правителю одного из самых влиятельных племен того времени. Во время службы он встречался с представителями многих племен, его яркая личность производила впечатление на них. Впоследствии в борьбе за власть они стали его сторонниками. Тогрул опасался растущего влияния Темучина, его тайно хотели ликвидировать, но верные люди его предупредили. В первом столкновении с кераитами Темучин потерпел поражение, но сумел со своими сторонниками скрылся в лесах Хингана. Кстати кераитов в том сражении возглавлял его побратим Джамуха, сын Тогрул-хана (это свидетельствует о непростых отношениях в среде монгольских племен). Накопив силы, Темучин неожиданно нападает на кераитов и в трехдневной битве одерживает над ними победу.

Тимучин наносит поражение меркитам и найманам.

Особенно значимой была победа Темичина над татарами, он считал, что татары были виновны в гибели его отца. К 1202 г. в его распоряжении было около 30 тыс. конных воинов. Он неожиданно нападает на татар и в двух сражениях одерживает победы. Значимой была подготовка этого похода. Тимучин приказал предводителям своего войска не заниматься грабежом до полной победы над татарами. После победы добыча должна была распределена между всеми участниками. Некоторые представители княжеских фамилий, в том числе и дядя Тимучина, не выполнили этого приказа и занялись грабежом во время похода. Вся их добыча была изъята, они не получили ничего. Тем самым Тимучин показал, что с родоплеменной вольницей покончено. На тайном совете было принято решение уничтожить всех татар, оставив в живых детей «не выше колесной оси» (до 3-4 лет). Татары узнали об этом решении и, вооружившись чем попало, оказали ожесточенное сопротивление монголам. Татары были истреблены, но имя их сохранилось на долгие времена.

В 1206 г. слава о военной доблести Тимучина облетела многие кочевья. На реке Онон собрался курултай. Съехалась знать многих монгольских племен, на котором Тимучин был избран Великим ханом – повелителем многочисленных монгольских племен. По примеру китайских императоров он принял новое имя Чингисхан.

Завоевания монголов. В 1207 г. Чингисхан послал своего старшего сына Джучи воевать против ойратов, бурятов и киргизов на Енисее. Все они были покорены и стали вассалами Джучи. Так было заложено будущее владение Джучи на западе.

Затем монголы нанесли удар по Тангутскому государству (Си Ся – Западное Ся), располагавшееся на территории нынешней провинции Китая Ганьсу. Его основали кочевники из Тибета, исповедующие буддизм и перенявшие китайскую культуру. Покорение этого государства заняло несколько месяцев. Монголы использовали прием, который будут использовать потом довольно часто, в решающем сражении они сделали вид, что бегут с поля боя. На самом деле они заманили противника в ловушку о громили его.

После подчинения Тангутского государства владения монголов подошли близко к границам Китая. Китай к тому времени был разделен на две части. Не севере Китая находилось государство Цзинь, созданное завоевателями чжурчженями. На юге Китая располагалось собственно китайское государство Сун. С 1211 г. Чингисхан начинает совершать отдельные нападения на государство Цзинь. В 1215 г. после длительной осады монголы взяли столицу Чжунду (современный Пекин). Значительная часть жителей и защитников города была истреблена. Монголы и впоследствии будут истреблять тех, кто оказывал им упорное сопротивление и в меньшей степени, кто им сдавался. Чингисхана монголы на китайский манер стали воспринимать как ставленника неба, повелителя народов. Те, кто ему не подчинялся должны быть уничтожены. Чингисхан часто щадил тех, кто не изменял своим прежним повелителям и казнил тех, кто их предавал. Он считал, что кто предал однажды, тот предаст и второй раз. Так Чингисхан после взятия Чжунду сделал своим советником некого Елюя Чуцая, который тронул его свой преданность к бывшему властителю и чувством собственного достоинства. Окончательно подчинить Северный Китай монголам не удалось. С огромной добычей они вернулись назад.

В 1217 г. Чингисхан назначил командовать в Китае войсками Мукали, который не был его родственником, а являлся его слугой. Сам Чингисхан в Китай больше не возвращался.

В 1217 г. Чингисхан послал на запад армию в 20 тыс. человек во главе с Джебе, который раздвинул границы Монгольского государства до Памира и Сыр-Дарьи. Тем временем монгольские начальники предлагали Чингисхану перебить население Северного Китая и использовать эти земли под кочевья. Елюй Чуцай сумел переубедить Чингисхана, что, обложив население этой части Китая налогами, можно получить гораздо большую прибыль. Тем самым он спас десятки тысяч жизней жителей Северного Китая. Чингисхан поручил Елюю Чуцаю провести административные реформы. Территория завоеванная монголами расшрялась, ею надо было оперативно управлять. Была создана центральная канцелярия во главе с ним, в которой служили способные китайцы и уйгуры (народ, который имел свою письменность), позже мусульмане Средней Азии. На завоеванных территориях был введен подушный налог.

После похода Джебе монголы вышли к границам Хорезмского государства, в котором правил Мухаммед, пришедший к власти в 1200 г., называвший себя «мечом ислама». Он присоединил к своему государству часть Афганистана и Северной Индии. Вынашивал даже план сместить своего духовного покровителя багдадского халифа.

Первые контакты Мухаммеда и Чингисхана были дружественными. В 1215 г. Чингисхан принимал послов Мухаммеда, заверив их, что они должны поддерживать мир и торговлю между своими государствами.

В 1918 г. Чингисхан отправил посольство к Мухаммеду с предложением заключить мирный договор и принять титул «Самого дорого сына». Мухаммед был уязвлен таким званием, но договор подписал. Вскоре из Монголии в Хорезм отправился караван (500 верблюдов и 430 человек). В городе Отраре местный правитель отобрал товары, купцы были казнены как шпионы. Неизвестно был ли это приказ Мухаммеда, хотя часть отобранного товара попала к нему. После этого Чингисхан отправляет посла с двумя сопровождающими к Мухаммеду с требованием выдать правителя Отрара. В противном случае смерть будет грозить всем его подданным. Однако Мухаммед казнил посла, двух монголов отправил обратно, обрив им бороды.

Чингисхан призвал всех монгол от 10 до 60 лет, а также подчиненные народы. Летом 1219 г. в верховьях Иртыша он собрал армию в 150 тыс. человек. В ее составе были инженерные войска из Китая с катапультами, баллистами для метания тяжелых камней; пушками, стрелявшими каменными и железными шарами и огнеметами. Была организована разведка, были переводчики.

По данным источников у Мухаммеда было около 300 тыс. воинов. Но он выбрал не правильную тактику ведения войны, рассредоточив свои войска в разных городах, решив защищать их за крепостными стенами. Такая тактика не имела успеха. Первым Чингисхан взял Отрар и казнил его главу. Затем монголы стали захватывать другие города. Мухаммед убегал с одного города в другой, пока не оказался на острове Абакан в южной части Каспийского моря, где и умер в 1220 г. Значительная часть населения городов Хорезма была истреблена, а города разрушены. Угонялись в плен в основном ремесленники, женщины, дети. Значительно были подорваны устои ислама в Средней Азии.

Наследник Мухаммеда Джелаль ад-Дин продолжал оказывать сопротивление монголам, но потерпел ряд поражений, его вытеснили в Индию (Пенджаб). Сторонники Джелаль ад-Дина подняли восстание в Герате, Мерве и Балхе, которые были подавлены монголами с особой жестокостью. В Мерве погибло около полмиллиона людей, а в Белхе остались только бродячие собаки. В 1223 г. Чингисхан вернулся назад а Монголию.

Поход Джебе и Субудэя. Еще в 1220 г. Чингизхан отправил армию в 30 тыс. воинов во главе с Джебе и Субедеем из Средней Азии через южное побережье Каспийского моря в Закавказье и Северный Кавказ. Разбив армянскую и грузинскую армии, монголы через Дербент вышли в северокавказские степи. В первом сражении с объединенным войском народов Северного Кавказа, включавшим аланов, черкесов, половцев монголы не добились успеха. Однако, при помощи дипломатических ухищрений им удалось отделить от этого союза половцев, затем разгромить бывших союзников половцев, а потом в 1222 г. на Дону нанести сокрушительное поражение и самим половцам. Потери половцев были значительны, погибло два их хана. Монголы гнали половцев почти до Днепра.

Русские князья, обеспокоенные появлением у своих границ неведомого ранее противника, собравшись в Киеве, приняли решение перед лицом общей опасности совместно с половцами, выдворить монголов из южнорусских степей. Было собрано большое войско, состоящее из киевских, смоленских, галичских, волынских, чернигово-северских, курских и владимиро-суздальских полков (Толочко, 1999, с. 164, 165). Когда уже объединенная русская рать переправилась через Днепр, прибыли монгольские послы, которые стали убеждать великого киевского князя не выступать против них, утверждая, что их целью является подчинение только половцев. Они даже предлагали заключить союз с русскими князьями против половцев и отомстить им за все прошлые обиды. Русские князья не поддались на эти уговоры, однако поступили весьма опрометчиво, убив монгольских послов. В этом походе монголы, видимо, не ставили перед собой задачи непосредственного столкновения с русскими княжествами, к тому их вынудили обстоятельства: убийство послов и активность русских князей.

Монголы избрали часто принимаемую ими в то время тактику военных действий. Поскольку русская армия в несколько раз превосходила монгольскую, Джебе и Субедей стали отступать в глубь степей, ограничиваясь мелкими стычками, создавая иллюзию бегства. Растянув на большом расстоянии русские полки, они неожиданно остановились у реки Калки и основными своими силами обрушились на русские войска. Известная в истории битва на реке Калке, состоявшаяся 31 мая 1223 г. закончилась жестоким поражением русских дружин. Армия монголов насчитывала примерно 25 тыс. человек, из которых 5 тыс. были кавказцы, присоединенные к монголам. В русской армия было 80 тыс. воинов (Хара-Даван, 1996, с. 188). Разумная тактика и дисциплинированность со стороны монгольского войска и несогласованность действий русских полков, бегство с поля боя половцев решили исход этой битвы. На Калке было убито шесть русских князей, киевский полк потерял 10 тыс. человек убитыми, по данным летописей из русского войска домой вернулся только каждый десятый (Толочко, 1999, с. 165).

После этой битвы монголы, ведомые Джебе и Субедеем, обогнув с севера Каспийское море, пройдя через земли волжских болгар, вернулись в Среднюю Азию, где тогда находилась ставка Чингисхана. На заключительном этапе похода Джебе погиб. По ранее разработанному плану войска Джебе и Субидея на Волге должны были встретиться с войсками Джучи и продолжить завоевания на западе, но из-за болезни Джучи этот план не был реализован.

Собранные сведения о народах и странах, их военном потенциале были переданы верховному правителю монголов. Субедей по нескольку часов несколько дней информировал Чингисхана о своем походе, об увиденном и услышанном. Видимо, уже тогда у Чингисхана и его окружения сложилось убеждение о необходимости завоевания Восточной Европы. Было очевидным, что серьезной силы там, способной остановить монголо-татар, не существовало. Русь была раздроблена и не могла организовано мобилизовать все свои ресурсы для борьбы с ними, не было единства и в кочевом мире восточноевропейской степи.

В 1227 г. в августе Чингисхан умер. В 1229 г. состоялся курултай, на который съехались сыновья Чингисхана, его ближайшие родственники, сподвижники. Великим ханом был избран его третий сын Угедей, еще раньше намеченный на этот пост Чингисханом. Другим его сыновьям еще при Чингисхане были выделены владения (улусы): старшему сыну Джучи – земли от Иртыша до Урала (поскольку Джучи умер на несколько месяцев раньше Чингисхана, улус достался его сыну Бату); Джагатаю (второй сын) – Среднюю Азию; Угедей раньше (до избрания Великим каганом) получил Монголию и Северный Китай. На этом же курултае было постановлено продолжить завоевания – подчинить оставшуюся под властью чжурчженей территорию Северного Китая. В 1231 г. монгольские войска во главе с Угедеем вторгаются на территорию Северного Китая. Однако военные действия затягивались. Монголы нашли союзников в лице южнокитайской династии Сун, обещая им отдать, в случае успеха, провинцию Хэнань. Атакую чжурчженей с юга и севера, монголам и их союзникам удалось завоевать весь Северный Китай. Чжурчженский правитель покончил жизнь самоубийством. Однако монголы не отдали обещанной провинции Сунским китайцам.

С 1236 по 1241 гг. монголы завоевывают Восточную Европу (русские княжества, половцев) и проводят венные операции в Центральной Европе, их армии доходят до Адриатического моря и нынешней Вены. Смерть Великого хана Угедея в декабре 1241 г. остановила монгольское завоевание Европы.

При Великом кагане Мункэ (1251-1259) (внук Чингисхана) его родной брат Хулагу вторгся в Иран и дошел до Двуречья. Взял в 1258 г. Богдад, положив конец существованию Арабского халифата.

На востоке продолжал завоевания другой брат Мунке, будущий Великий хан Хубилай, который приступил к завоеванию более южных районов Китая. К 1276 г. завоевание Южно-Сунской китайской империи было завершено. Весь Китай был завоеван монголами. Хубилай еще раньше в 1271 г. перенес свою столицу из Монголии в Китай (Яньцзин). Хубилай направлял свой флот для завоевания Японии, Японию спас шторм, в котором погибло много кораблей.

На это время Монгольская империя занимала самую большую территорию. В ее состав входили: Монголия, Маньчжурия, Китай, Средняя Азия, степи Восточной Европы до Северного Причерноморья, Иран, Месопотамия, Закавказье. Многие территории были зависимы от монгол.

Правда с этого момента начинается и распад Монгольской державы на ряд самостоятельных государств, во главе которых стояли потомки Чингисхана. Причины этого распада кроются в том, что управлять эффективно такой территорией из одного центра было не возможно, учитывая средства связи того времени. С другой стороны после смерти Чингисхана изменилась система раздачи должностей. Если Чингисхан первоначально опирался не на родственников, а на преданных и зависимых от него людей, то после него к высшим должностям и управлению улусами пришли его прямые родственники, которые себя считали равными между собой.

В чем заключался успех монголов, создавших империю неведомых дотоле размеров: от Тихого океана до Средиземного моря. Одним из наиболее распространенных мнений о причинах успехов монголов является представление о неисчерпаемых людских ресурсах их державы. В этом есть определенная доля правды, но не вся она в этом заключается. Не всегда монгольские армии численно превосходили противника. Монгольская армия значительно уступала в количественном отношении Хорезмской армии, в битве при Калке армия монголов примерно в три раза была меньше армии русских и половцев. Следовательно, не все здесь могло сводиться только к количественным факторам. Монголов на момент их завоеваний отличали высочайшая дисциплина, продуманная военная тактика, использование ресурсов подчиненных народов для дальнейших завоеваний. Все эти слагаемые, да еще пассионарный дух победителей, обеспечивали победы монголам над многими армиями, иногда значительно превосходящих их по численности, Из среды монголов вышла целая плеяда выдающихся полководцев Средневековья. В исторической литературе основателя Монгольской империи Чингисхана часто сравнивают с такими великими полководцами и государственными деятелями, как Наполеон или Александр Македонский, и даже ставят выше их, поскольку империя Наполеона пала еще при его жизни, а держава Александра – срезу же после его смерти. Империя же Чингисхана пережила своего создателя и когда она распалась на ряд государств в них долгое время правили его потомки.

 

Политическая организация монголов в период империи. До 1206 г. в монгольском обществе фактически не было специального аппарата управления. Управленческие функции были возложены на сформировавшуюся дружину (кешик) Чингисхана. Члены этой дружины именовались «нукерами» и считались друзьями, а фактически слугами вождя. Сама дружина не была связана с каким-либо конкретным родом. В случае всеобщей мобилизации нукеры становились во главе отдельных воинских подразделений, сформированных по родоплеменному принципу.

Первоначально дружина хана была небольшой, но после 1206 г. Чингисхан увеличивает ее до тумена (10 тыс.). Это было вызвано увеличением завоеванной территории и увеличившимся числом подчиненных племен, чтобы предотвратить сепаратистские тенденции представителей знати подчиненных, хану нужно было лично преданное войско.

Формировалась дружина из числа знатных фамилий и это была в определенной степени форма заложничества. По мнению Т. Барфилда, Чингисхан в отличие от своих предшественников в создании управленческого аппарата опирался не на свой род (у хунну – золотой род, у тюрок – род Ашина), а на личную преданность его сторонников из разных племен: « …только Чингисхан поставил многоплеменную элиту над своей собственной семьей … По этой причине оно (государство монголов) оказалось более эффективным, чем любая предшествующая степная империя».

Основным организационным принципом стало деление на десятки, который действовал как во время войны, так и в мирное время. Командующий десятком назывался «арбан»; сотней – «джегун»; тысячей – «минган»; десятью тысячами – «тумен». Все эти руководители находились в подчинении по отношению к вышестоящему начальнику. Основополагающим принципом такой организации была жесткая дисциплина, зависимость каждого от своего начальника. Каждый должен был четко выполнять свою работу, на которую он был поставлен.

Важным для государственного управления являлась письменность. До образования империи монголы письменности не имели. Чингисхан прекрасно понимал значение письменности и приложил усилия к ее распространению среди монголов. В «Юань ши» упоминается уйгур Тататунга, который попал в плен к монголам, ему было поручено обучать грамоте наследников Чингисхана и некоторых знатных монголов. Постепенно уйгурский алфавит стал использоваться в дипломатической переписке. Писали сверху вниз. Столбцы читали слева направо. (В Юань ши говорится, что уйгурская письменность была похожа на китайские нотные знаки). В 20-е годы XIII в. в связи с бегством к монголам цзиньских (из Китая ?) чиновников у них стало использоваться китайское иероглифическое письмо.

Собственно монгольское письмо [так называемое «квадратное письмо»] было создано при хане Хубилае тибетским ламой Суматидхважей. Это событие было отмечено в ханском указе 1269 г. Просуществовало это письмо не долго, после падения Юаньской династии, монголы вернулись к уйгурскому письму.

При Чингисхане начинает формироваться группа людей, не относящаяся к дружине, но связанная с процессом управления. Они назывались бичече и ведали оформлением различных бумаг и возглавляли канцелярию.

Формирование бюрократического аппарата в Монгольской державе связывают с Елюем Чуцая (из киданей). Во время правления хана Угедея он активно формировал чиновничий аппарат из китайских бюрократов. По его мнению, подготовить настоящего чиновника требуется много времени, а китайские чиновники имели большой опыт административной работы.

По приказу Угедея в завоеванные страны были направлены должностные лица (баскаки) в сопровождении писцов. Баскаки были представителями верховного хана в завоеванных землях, они обладали широким кругом административных, военных и судебных обязанностей. Баскаки контролировали сборы налогов.

Еще одним признаком государственности являются оформленные правовые нормы (законы). Определенную роль в этом отношении играла «Яса Чингисхана». Подлинный текст Ясы не известен, сохранились только упоминания о ней и пересказы (Джувейни, Рашит ад-Дин, Ибн-Бабута). Яса – это собственно не закон, а распоряжение. Яса содержала следующие заповеди, которые должны были соблюдать монголы: почитать добродетельных людей, уважать ученых и мудрецов любого народа, любить друг друга, делиться пищей, не красть, не прелюбодействовать, не лжесвидетельствовать, не предавать, защищать стариков и бедных, уважать все религии. Обычным наказанием за несоблюдение этих заповедей была смерть (даже за обжорство или писание в воду или костер). Ясы давались (читалась) при совершении важных событий в форме изречений: крупного похода, инаугурации нового хана. Джувейни (персидский историк) отмечал, что Чингисхан повелел «чтобы ясы и распоряжения были записаны в свитках». Вероятно, текст Ясы был записан еще при его жизни. Яса не представляла собой четко разработанного юридического кодекса – это был сборник различных правил и запретов, установленных самим Чингисханом и дополненным в правлении Угедея. Яса не регламентировала отношений всего монгольского народа, ее народ просто не видел. Она хранилась специально при хане. Джувейни писал, что «Когда хан садится на трон, или будет собирать великое войско, или соберутся принцы и [станут советоваться] о делах государства и управления, то приносят те свитки [Ясу] и в соответствии с ними осуществляют свое решение…». Таким образом, Яса – это только первый шаг к созданию письменного права.

Еще одним важным компонентом любого государства является развитие связи (почтовой службы). Это было необходимо для оперативного управления государством. Начало почтовой службы было заложено при Угедее. Этот вопрос он поставил на курултае, решено было организовать почтовые станции (ямщины – отсюда ямская служба, ямщики). Ямские станции решено было организовать в разных направлениях, вплоть до ставки Бату на Волге. У Марко Поло есть описание такой службы. Станции располагались через каждые 25 миль (около 40 км). На каждой станции находился большой прекрасный дом для отдыха гонцов с прекрасными постелями, шелковыми одеялами, «и царю тут пристать хорошо». На каждой станции находилось по 400 лошадей, они всегда находились наготове для гонцов. Гонцы за день могут проехать 200 или 250 миль (300-400 км). Через каждые 25 миль только меняя лошадей.

Помимо конных гонцов, монголы ввели службу пеших гонцов (Марко Поло). У пеших гонцов на поясах были колокольчики. Бежали они в припрыжку (вскачь М.П.). Менялись они через 3 мили, каждый новый гонец слышал приближение предыдущего, встречал его, забирал послание и бежал дальше. За полные сутки такие гонцы преодолевали расстояние в 10 раз больше, чем человек проходил за день.

Распад Монгольской империи. Основы процесса распада огромной Монгольской империи были заложены еще в решении Чингисхана распределить всю ее территорию между своими сыновьями. Особенно эта ситуация обострилась после смерти Великого кагана Менгу, который умер во время эпидемии холеры в 1259 г. Империя осталась без руководителя. Наступило время междуцарствия. Назначить нового Великого хана мог только курултай, но его заседание затягивалось.

Политическая, этническая, военная ситуация в Монгольской империи в это время была иной, нежели при Чингисхане. Заметно усилились центробежные тенденции. Монгольская империя превратилась в многонациональную державу. Призывы к общемонгольскому единству не находили должного отклика у ханов, стоявших во главе улусов, например у Берке (брат Бату, внук Чингисхана) в улусе Джучи или Хулагу (сын Толуя, внук Чингисхана). Последний, после своих завоеваний на Переднем Востоке, превратился в богатейшего правителя. Ему достались несметные богатства Арабского халифата. Да и Берке собирал дань с многих народов.

Ненадежная, крайне размытая схема престолонаследия обостряла соперничество между представителями разросшегося рода Чингисхана. Достичь общемонгольского консенсуса было достаточно сложно. Проблему престолонаследия начинает решать сила, у кого сильней армия у того власть. Причем армии теперь в большем числе состояли не из монголов. Этнические монголы в них в среднем составляли примерно одну четверть.

В 1260 г. основных претендентов на общемонгольский престол было два: Хубилай (внук Чигисхана) и Ариг-Буга (сын Толуя, внук Чингисхана). Хубилай находился с большой армией в Китае. Ариг-Буга находился в Монголии – в Каракоруме. По монгольским обычаям Ариг-Буга имел больше прав на общую власть. Он владел коренными монгольскими землями и сохранял верность степным законам, поддерживая кочевой образ жизни. Но у Ариг-Буги не было сильной армии. Гвардия умершего Менгу-хана заняла выжидательную позицию.

Многое еще зависило от позиции Берке и Хулагу, которые располагали сильными армиями. Ситуация была взорвана Хубилаем. Он, зная о том, что Ариг-Буга в Каракоруме начал собирать курултай, собрал свой курултай на границе Монголии и Китая, на котором присутствовал только его приверженцы. Этот курултай не был лигитимен. Хутилая провозгласили Великим ханом и подняли на белой войлочной кошме. Это было прямое нарушение Ясы.

Ариг-Буга также спешно собирает свой курултай, не дождавшийся прибытия основных фигур – Берке и Хулагу. Его также провозглашают Великим ханом. Этот курултай также не был лигитемен, на нем отсутствовали многие чингизиды, но Ариг-Буга пытался опираться на старую монгольскую традицию и место проведения курултая было традиционным – Каракорум.

В 1261 г. ветераны Хубилая разгромили армию Ариг-Буги и он занял Каракорум. Хубилай стремиться заручиться поддержкой других чингизидов. Он выдает ярлык Хулагу на владение всеми землями, который тот завоевал. Этим решением Хубилая оказался недовольным Берке. Ариг-Буга в Берке видел своего союзника. Пользуясь тем, что Хубилай застрял в Китае, он собирает армию и занимает Каракорум. В Монгольской империи разгорелась собственно гражданская война.

Хулагу, видимо, тоже решил ввязаться в борьбу за власть. Он прекращает свои завоевания на территории Переднего Востока. Его войска достигли Палестины, над мусульманским миром нависла угроза окончательной гибели. В планах Хулагу было завоевание Египта, последнего оплота мусульман. В Палестине Хулагу оставляет армию в три тумена. Воспользовавшись уходом на восток основных сил Хулагу египетские мамлюки напали на оставшуюся в Палестине монгольскую армию и разбили ее. Неожиданно мамлюков поддержали крестоносцы, дав возможность им пройти через Иерусалимское королевство. Войска мамлюков, ставших отвоевывать территории у монгол, были остановлены армией Хулагу, спешно переброшенной назад. Наступление египетских мамлюков было приостановлено.

Но Хулагу подстерегала более серьезная опасность. Против него с огромной армией выступил правитель Золотой Орды Берке, заявивший претензии на Азербайджан, который был передан улусу Джучи еще Чингисханом. Битва состоялась на берегу Терека. Сражались друг против друга две монгольские армии. Сражение было жестоким. Хулагу потерпел тяжелое поражение.

В начале 1264 г. Ариг-Буга сдается Хубилаю. В империи наконец появился единый правитель – Хубилай, его признал Хулагу, с неохотой Берке. Но единая Монгольская империя продержится не долго.

Власть Хубилая не была легитимной с позиции монгольского традиционного права, поскольку он не получил утверждения на общемонгольком курултае. Власть его держалась на силе, в его распоряжении была огромная армия, закаленная в боях в Китае. Все это прекрасно понимал Хубилай и начал подготовку курултая, который должен был состояться весной 1265 г. Главное для Хубилая было получить согласие, враждовавших между собой Хулагу и Берке. Все шло к тому, что курултай должен был состояться. Но случилось непредвиденное, в феврале 1265 г. умирает Хулагу (ильхан Ирана), в его владениях сумятица. Начинаются распри между сыновьями Хулагу. Для Хубилая это было потеря, поскольку он рассчитывал на поддержку Хулагу. Они были родные братья, сыновья четвертого сына Чингисхана Толуя.

Когда известие о смерти Хулагу дошло до Волги. Берке решает утвердиться в Закавказье и направляет туда армию во главе с известным золоордынским полководцем Ногаем, а затем приходит туда и сам Берке с огромной армией. Однако закрепиться здесь золотоордынцы не смогли, в 1266 г. Берке умирает. А новый властитель Менгу-Тэмур отказывается от завоевания Закавказья и признает Верховным ханом Хубилая.

Междоусобицы однако не утихли. На политическую арену выходят другие чингизиды, которые раньше особой роли не играли. Это наследники Джагатая, второго сына Чингисхана, в состав улуса которых входила Средняя Азия и наследники Угедея – третьего сына Чингисхана. Политические отношения между улусами, включая улус Джучи и Хулагидский Иран характеризовались интригами и военными столкновениями.

В 1269 г. состоялся курултай на р. Талас, на котором Хайду внук Угедея был провозглашен Великим ханом, но решение этого курултая не было признано ни Хубилаем, ни Хулагидами. Хубилай продолжал считать себя Великим ханом. Но по правилам, прописанным в Ясе, оба претендента не были легитимными правителями Монгольской империи, поскольку избирались не всеми чингизидами, а только отдельными группировка.

Фактически произошел раскол единой Монгольской империи на две группировки: 1) Хубилай в Китае, Хулагиды в Иране; 2) правители улусов Джагатая, Угедея и Джучи. Раздел произошел не только по территориальному принципу, но и идеологическому.

Хубилая основал новую династию в Китае (Юань). В управлении он опирался на тысячелетний опыт имперского управления в Китае. Наследники Хулагу заимствовали многое в управлении своим улусом из иранского наследия.

Другие вышеуказанные улусы выступали сторонниками старого монгольского образа жизни, ориентированного на ценности кочевничества.

Впоследствии эти две группировка не составили государственных образований. Они распались до отдельно взятых улусов, проводивших самостоятельную политику.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных