Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 5. Тюркский каганат.




 

 

Литература

Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2003.

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.

Основные вопросы. Характеристика источников. Мифология. Происхождение рода Ашина. Образование Тюркского каганата. Особенности наследования власти и управления каганатом. Взаимоотношения с Китаем. Восточнотюркский и Западнотюркский каганаты. Взаимоотношения с Ираном и Византией. Образование Второго Восточнотюркского каганата. Причины упадка тюркского могущества в Центральной Азии.

 

 

Л.Н. Гумилев, говоря о слабой изученности истории народов евразийской степи, отмечал, что «Особенно это касается периода до появления на исторической арене Чингисхана, когда в центральноазиатской степи сложились и погибли два замечательных народа – хунны и тюрки …» (1993, с. 4).

Древние тюрки, как никакой другой древний народ, оставили величайшее наследие в лице многих ныне существующих народов, говорящих на тюркских языках: татары, башкиры, казахи, чуваши, карачаевцы, балкарцы, гагаузы, каракалпаки, хакасцы, азербайджанцы, туркмены, киргизы, турки, уйгуры.

Свое происхождение тюрки связывют с родом Ашина. История его происхождения – область преданий и легенд. По одной из легенд предки рода тюрков были истреблены соседним племенем. В живых остался один мальчик, которому отрубили ноги, его спасает волчица. Враги находят и убивают мальчика, волчица бежит в горы Восточного Тянь-Шаня (Гаочан) и в пещере рожает 10-х сыновей, отцом которых был спасенный волчицей мальчик. Сыновья женятся на женщинах, проживавших в горах, и образуют свои роды. Одного из сыновей звали Ашина, его имя стал носить и род. Десять родов, потомков волчицы, объединяются в племя, его вождем становится Ашина. Впоследствии число родов увеличилось до нескольких сот. Их вождь, потомок Ашинна, Асянь-шад увел племя из гор Восточного Тянь-Шаня и поселил его на Алтае.

По другой легенде, предки тюрок происходят из «владения Со», которое отождествляется с территорией обитания сяньби. Владение Со было уничтожено врагами, а спасшиеся роды рассеялись. Преуспел род, во главе которого стоял «сын волчицы» (Ичжинишиду), к этому роду принадлежал и Ашина, который благодаря своим личным качествам – силе и ловкости стал вождем племени и принял имея Асянь-шад. Его внук – Тумынь стал основателем тюрского государства. Полагают, что этимология слова Ашина – «синий» (из хотоно-сакского языка). Народ Тюрского каганата именовался как «синие тюрки» (kök türk).

Исследователи выделяют два этапа ранней истории (до образования Тюрского каганата) племени Ашина: ганьсуйско-гаочаский (265-460 гг.) и алтайский (460-553 гг.) (Кляшторный,2005, с. 79). В 460 г. племя Ашина попали под власть жуаньжуаней (монголоиды), которые образовали (380-555 гг.) на северных границах Китая (Монголия) сильное объединение. Они переселили племя Ашина из Ганьсуйско-Гаочанского района на Алтай. На Алтае племя Ашина добывает железо и занимается его обработкой и находится в зависимости от жуаньжуаней. На Алтае складывается та группа племен, которая стала именоваться тюрками, название рода Ашина превратилось в название правящей тюркской династии, представитель которой Бумынь в 551-555гг. нанес сокрушительное поражение жуаньжуаням.

Его сын Муган, совместно со своим дядей Истеми, раздвинули границы создающейся империи от Маньчжурии до Каспийского моря.

Формирующаяся тюркская империя создавалась во многом по образцу имперской конфедерации хунну: 1) правящий род. из которого выходили высшие чиновники, составлявшие двор; 2) чиновники для управления племенами по всей территории империи; 3) наследственные племенные вожди, ведавшие вопросами местного самоуправления.

Высший правитель у тюрков именовался «Великим каганом». Великий каган назначал малых каганов для управления отдельными частями империи. Наследник Великого кагана носил титул «ябгу». До возникновения империи титул «ябгу» у тюрок был самым высоким, поскольку в источниках говорится о том, что независимость тюрки приобрели под руководством «великого ябгу». Правители отдельных территорий (наместники) носили титул шад. Обладатели высших титулов были сыновьями, братьями, дядями Великого кагана и назывались принцами. Все они являлись членами правящего рода Ашина.

Предводители отдельных племен именовались бегами (беками). Они подчинялись одному из наместников. Все племена делились на два крыла: восточное и западное.

За племенами, которые непосредственно не входили в состав империи, но были зависимы от нее, Великий каган назначал доверенных лиц для взимания с них дани.

Тюркская империя была менее централизованней, чем империя хунну. Наличие малых каганов, которые часто вели себя независимо, нарушало единоначалие в управлении империей. У тюрок отсутствовала десятичная система управления войском. Тюркский Великий каган обладал меньшей власть над своими подчиненными, нежели хуннский шаньюй.

К началу образования Тюркского каганата Китай не представлял собой единое политическое целое. На севере Китая образовалось два государства Чжоу и Ци. Оба они были под впечатлением разгрома жуаньжуанов тюрками и завоеванием ими степи. Оба китайских государства стремились иметь хорошие отношения с тюрками. Тюрки стали получать от них богатые подарки, им предоставлялась возможность приграничной торговли. Чжоу, например, каждый год при кагане Мугане (553-572и гг.) поставляло тюркам 100 000 кусков шелка. Кроме того, Чжоу должно было оказывать пышный прием послам тюрков. Тюрки продавали лошадей китайцам, часто меняли их на шелк. Есть сведения, что в 553 г. тюрки пригнали к границе Китая 50 000 лошадей на продажу. Правители Ци не отставали от Чжоу в деле подкупа знати тюрок. Оба государства опасались, что тюрки могут оказаться союзниками одного из них. Каган использовал эту ситуацию в свою пользу. Известно, что тюркские воины выступали союзниками Чжоу и участвовали в атаках на Ци. Каган говорил: «Только бы на юге два мальчика были покорны нам: тогда не нужно бояться бедности».

У тюрков отсутствовали жесткие правила престолонаследования. Практиковалось наследование по боковой линии. Часто не понятно было, кто является преемником на власть. В случае смерти братьев, не ясно кто должен был по праву занять должность Высшего кагана. В этом случае решала все сила. Насильственный способ решения вопроса о власти был весьма частым у тюрок. Деление всей территории на два крыла – восточное и западное, постепенно приводило к их политическому обособлению. Все определяли семейные узы, сначала они было прочными и оба крыла представляли собой единое целое. После смерти основателей тюркской империи их преемники развязали междоусобную войну, которая привела к ее разделу на восточную и западную части. Раздел произошел, когда тюркская империя находилась в зените славы.

Возможность раздела империи была заложена уже ее основателем Тумынем. Он передал в управление западные земли своему брату Истеми. В восточной и западной частях империи отдельно правили сыновья Тумыня и Истеми, власть переходила от брата к брату по старшинству. Когда эта линия прервалась, к власти в обеих частях пришло второе поколение родственников, которые уже не ощущало особого чувства родства элиты одной части империи с правящей элитой другой ее части.

Вот как описывается в документе (Бей-ши) выбор правителя между двоюродными братьями у тюрков (Аньло, Далобянь, Шету, Чулохоу – внуки Тумыня, сыновья его сыновей): «Когда Тобо умер ( Великий каган – последний сын Тумыня), его люди во главе правительства намеревались возвести на престол Долобяня, но большинство, учитывая низкое происхождение его матери, воспротивились этому. Аньло же был благородного происхождения и пользовался уважением тюрков. Последним явился Шету и обратился к собравшимся со следующими словами: «В случае если будет возведен Аньло, я, и мои братья будем служить ему; если будет возведен Далобянь, я, охраняя свою землю, буду общаться с ним с помощью меча и копья».

Начало раскола тюркской империи произошло в 581 г. на два каганана, Западный и Восточный, враждовавших между собой. Раскол Первой Тюрской империи произошел как раз в тот момент, когда она достигла своего расцвета.

Избранный Великим каганом Аньло отрекся от престола и власть перешла к его двоюродному брату Шету. Власть Шету не была прочной, поскольку западные территории практически отделились. Там правил сын Истеми – Тарду, к нему подался Далобянь.

Другим нежелательным для тюрков фактором было объединение Китая под властью династии Суй. Китай превратился в единую империю, которую тюркам стало эксплуатировать гораздо труднее. Государство Чжоу было включено в новое объединенное китайское государство, из него были высланы все тюрки, обосновавшиеся при дворе. Китай прекратил разорительные выплаты тюркам.

Шету в 582 г. организовал крупномасштабный набег на Китай, который оказался успешным. С приграничных китайских районов им удалось угнать практически весь скот. Однако, опасаясь усиления Шету правитель западных тюрских земель Тарду в 584 г. нанес удар по Шету, что заставило последнего бежать к границам Китая и перейти в подчинение Китаю. Китайской династии Суй переход Шету на их сторону был выгоден, раздробленность тюрков ей был на руку. Такая ситуация в Китае рассматривалась как восстановление справедливости в соответствии с «мандатом Неба» - варвары должны служить Поднебесной.

У Шету же были другие планы, присоединение к Китаю он рассматривал как временное явление, его мечтой было восстановить былое могущество Тюркского каганата. Однако выполнить задуманное он не смог, поскольку умер в 587 г. Власть над восточными тюрками перешла к его брату Чулохоу, который сделал попытку объединения тюрок. В одном из сражений он разбил своего двоюродного брата Далобяня и предпринял наступление на западные тюркские территории, но был убит в одном из сражений. Среди аристократии, контролировавшей восточные территории, началась борьба за власть между двоюродными братьями. Китай искусно подогревал эту вражду.

Этой ситуацией воспользовался правитель западных тюркских владений Тарду. Он провозгласил себя единим каганом тюрок. Он организовал широкомасштабный поход с целью истребления претендентов на власть. Он напал на Китай и угрожал его столице Лояну. Но завершить начатое ему не удалось. На западе в связи с отсутствием Тарду вышли из повиновения подчиненные племена и он должен был вернуться, чтобы умиротворить их. Вернуться для возобновления объединения тюрок ему уже не суждено было, он умер.

Все эти события показывают, что у тюрок гораздо чаще чем, например, у хунну происходили междоусобные войны. Это было связано с отсутствием строгих правил престолонаследия. Передача власти по побочной линии от старшего брата к младшему, с переходом к следующему поколению приводила к узурпации власти наиболее сильным, между многочисленными двоюродными братьями. Потенциальные претенденты устранялись только физически. А претендентов было много, в связи с распространенным многоженством у тюркской элиты.

Турки Оттоманской империи, наследники азиатских тюрок, кардинальным образом решали проблему наследования власти по боковой линии, еще при жизни султана убивали всех его братьев.

Междоусобная война в Тюркском каганате длилась более 20 лет и завершилась в 603 г. окончательным распадом на два государства: Восточнотюркский и Западнотюркский каганаты. Восточнотюркский каганат занимал Монголию, в состав Западнотюркского каганата вошли территории от Джугарии и Восточного Туркестана до Черного моря. Значительные территории на западе были завоеваны еще при Истеми. К 558 г. тюрки завоевали Приуралье и Поволжье и вошли в контакт с крупными государствами того времени Ираном и Византией. В 563 г. в Константинополь прибыло посольство от тюрок с просьбой не оказывать помощь аварам, враждебного тюркского племенного объединения, бежавшего к Дунаю. Тогда же тюрки заключили союз с Ираном направленным против сильного эфталитского государства в Средней Азии, объединенными силами эфталиты были разгромлены. Однако после этого между тюрками и Ираном начался конфликт из-за раздела эфталитского наследия. Тюркам удалось осуществлять свою гегемонию в Средней Азии, что было весьма важно для них. Дело в том, что через Среднюю Азию шли торговые пути из Китая к государствам Средиземноморья (Великий шелковый путь). Особенно ценным товаром был шелк. С IV в. в Согде сложилось свое производство шелка, который высоко ценился и даже экспортировался в Китай. Впоследствии стало появляться свое производство шелка в Иране, Сирии, Египте, Византии, но сырье для него (шелк-сырец) поступал с восточных районов Восточного Туркестана и Средней Азии, Большинство торговых операций здесь осуществлялось согдийскими купцами. Тюрки стали осуществлять контроль за торговыми потоками, что приносило значительные средства. Такая ситуация не нравилась Ирану, который пытался сосредоточить у своих руках производство шелка и контроль за его реализаций.

Тюркам удалось заключить союз с Византией в 567 г. Опираясь на этот союз, тюркам удалось нанести серьезный удар по Ирану, захватить несколько его богатых городов.

После этого Истеми двинулся с войском на Волгу и в 571 г. подчинил Северный Кавказ, достигнув Боспора. Таким образом, через Волгу и Северный Кавказ тюрки непосредственно вышли к границам своего союзника Византии. Византийский историк Менандр отмечал. что в это время участились византийские посольства к тюркам, а когда они возвращались назад, то к ним присоединялись тюркские посольства. В большинстве своем они решали экономические вопросы. О регулярных торговых отношениях Византии и тюрок свидетельствует нахождение византийских монет в Средней Азии.

Расцвет Западного Тюркского каганата приходится на правление каганов Шегуя (611-618 гг.) и Тон-ягбу (618-630 гг.). На востоке его границы были отодвинуты на Алтай, на юге присоединены северные территории современного Афганистана. Был совершен удачный поход в Закавказье (627-628 гг.) совместно с Византией. Император Византии Ираклий под стенами Тбилиси возложил на голову Тон-ябгу собственную корону и пообещал выдать за него свою собственную дочь Евдокию.

Во всех зависимых территориях Тон-ягбу осуществлял строгий контроль по выплате дани, для этого назначались специальные люди. Местной знати были пожалованы различные титулы, что включало их в административную иерархию каганата. В одном из китайских документов говорится: «Никогда еще западные варвары не были столь могущественны».

Однако скоро централизация власти в руках кагана вошла в противоречие с возросшим сепаратизмом разбогатевшей тюркской знати. Начались междоусобные столкновения. Уже в период с 630 по 634 гг. каганат утратил на западе все свои владения вплоть до Сырдарьи. Долголетняя межплеменная борьба привела к тому, что в Среднюю Азию (Семиречье) вторглась китайская армия (657 г.). Тюрки потерпели поражение, а каган попал в плен, где и умер. Некоторое время Китай управлял через подставных лиц тюркскими владениями в Средней Азии. Независимость западные тюрки сумели восстановить к концу VII в. К этому времени относится и возрождение Восточного тюркского каганата.

Оба каганата к этому времени уже существенно отличались друг от друга. На востоке преобладающей формой являлась кочевая жизнь, на Западе стала преобладать оседлая. Оседлость западных тюрок во многом определялась вхождением в сосав их каганата Средней Азии с развитой городской культурой, земледелием, ремеслом, торговлей. Власть западнотюркских каганов в этот период времени была значительно слабее, чем в Восточнотюркском каганате, в связи с возросшей политической ролью городов. Города Средней Азии были хорошо укреплены, имели свои военные отряды. Во многих конфликтах города выступали как важная сила. Города контролировали практически все экономическую жизнь большого региона, включая денежную эмиссию.

В 679-689 гг. восточные тюрки в результате борьбы за независимость с Китаем восстановили свое государство (Второй Восточнотюркский каганат). Победа над рядом народов Центральной Азии значительно усилила Второй Восточный каганат и дала возможность вмешиваться в дела Западного каганат.

Последующие события, цепь военных акций между восточными и западными тюрками, в которых постоянное участие на востоке принимал Китай, а в западных районах вновь возникшее государство Арабский халифат.

Претензии Второго Восточного каганата на возрождение былой империи тюрок во главе с родом Ашина на были реализованы. В 741 г. был убит наследник рода тюркских каганов малолетний Тенгри-каган, своим дядей Кутлугом-ябгу, который в свою очередь погибает в борьбе со своими вассалами (огузами и карлуками). В 744 г. Род Ашина потераял последних своих представителей.

 

 

Лекция 6. Хазарский каганат.

Литература

Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962 (2-ое издание, СПб., 2002).

Плетнева С.А., Хазары. М. : Изд-во «Наука», 1976.

Плетнева С.А., Кочевники южнорусских степей в эпоху Средневековья (IV-XIII века). Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003.

Хазары. Иерусалим, Москва, 2005.

 

Основные вопросы. Послегуннский период в восточноевропейских степях. Первые упоминания о хазарах. Хазары на Северо-Восточном Кавказе. Великая Болгария и включение ее в состав хахарского государства. Хазаро-арабские войны. Перенос политического центра Хазарского каганата в Поволжье. Этнический состав Хазарского каганата. Принятие иудаизма. Характер верховной власти у хазар. Причины упадка Хазарского каганата. Вторжение печенегов. Походы киевских князей на хазар Святослава и Владимира.

 

Послегуннский период в восточноевропейских степях. Первые упоминания о хазарах.Гунны сыграли значительную роль в истории, время их активных действий вошло в научную литературу под названием «Эпоха великого переселения народов». Римская империя в течение нескольких веков определявшая политическое и экономическое развитие Европы, в определенной мере Переднего Востока и Северной Африки, в это время переживала не лучшие свои времена. К моменту появления гуннов у ее границ она разделилась на Западную и Восточную. Гуннское вторжение всколыхнуло весь варварский мир Европы, что способствовало ускорению падения Западной Римской империи и положило начало новой эпохе в европейской истории.

Гуннская держава просуществовала недолго, распад ее начался сразу же после смерти в 454 г. выдающегося правителя и полководца Аттилы. Как это неоднократно случалось до Аттилы и после него, централизация аналогичных этнополитических образований, осуществлялась за счет авторитета предводителя, междоусобицы же в высших эшелонах власти приводили к их распаду. Такая же участь постигла и гуннскую державу, сыновья Аттилы не сумели обеспечить ее единства. Многочисленные народы ранее скрывавшиеся под общим названием «гунны» стали выходить из гуннского объединения и вести независимое существование.

Этот период очень слабо освещен источниками. Из византийских и закавказских исторических хроник до нашего времени дошли имена отдельных народов, обитавших в степях Восточной Европы, и некоторые, весьма отрывочные, сведения о них. Наиболее известные из них хазары, болгары, барсилы, савиры, авары, утигуры, кутригуры, которые в большинстве своем были тюркского происхождения.

Хазары на Северо-Восточном Кавказе. Хазаро-арабские войны. Перенос политического центра Хазарского каганата в Поволжье. Во второй половине VI в. на степных пространствах от Оби до Дона, включая и все территорию современной Волгоградской области, складывается новое государственное образование, получившее название «Западно-Тюркский каганат». Многие из упомянутых выше народов вошли в состав этого каганата (рис. 35). Западно-Тюркский каганат был достаточно сильным государством, с ним приходилось считаться Византии, Ирану, Китаю. Каганат вел затяжную войну с Ираном. Одним из важных стратегических плацдармов в этой войне был Северный Кавказ, отсюда через Дербентский проход удобно было наносить удары по Ирану и его союзникам. В связи с этим народы, обитавшие в северо-кавказских и прикаспийских районах, использовались каганатом как одна из важных ударных сил. Однако успешная война против Ирана была неожиданно прервана в 630 г. вспыхнувшей междоусобной войной в каганате, которая привела его к распаду. На его бывшей территории стали возникать новые государства.

В послегуннское время хазары, видимо, не представляли из себя какой-либо значимой военно-политической силы. Относительно регулярные сообщения о них начинают появляться с начала VI в. н.э. Хазары вторгаются в Закавказье на территорию Албании, Грузии и Армении, что привело к конфликту их с Ираном. Персы вынуждены были перекрыть Дербентский проход каменной стеной, чтобы предотвратить набеги хазар и их союзников.

Древнейшей территорией проживания хазар были районы Северо-Восточного Кавказа и прикаспийские степи. Со временем хазары создают довольно большое и сильное государство на территории юго-восточной Европы, активно включившееся в военно-политические и экономические отношения с окружающим миром. С VIII в. в состав государства, получившего название «Хазарский каганат», вошла и большая часть Нижнего Поволжья, а также правобережье современной Волгоградской области.

Сам этноним «хазары» с течением времени претерпел определенное качественное изменение. На раннем этапе своего существования хазары в этническом отношении представляли собой однообразную родственную группировку кочевников тюркского происхождения. С образованием каганата название «хазары» стало распространяться и на другие народы не только тюркского происхождения, но, например, и на алан, которые относились к ираноязычным народам.

Собственно начало образования хазарского государства относится к времени непосредственно после распада Западно-Тюркского каганата (630 г.). Хазарские правители вели свою родословную от могущественного тюркского рода Ашина, из которого вышли правители Тюркского каганата, по этой причине они считали себя наследниками этого великого в прошлом государства. В подражание ему хазары называли свое государство каганатом, а правителя – каганом.

На развалинах Западно-Тюркского каганата на его бывших западных окраинах, кроме Хазарского, возникло еще одно государство - Великая Болгария, создателями которого были болгарские племена, также тюркского происхождения, близкородственные хазарам. Болгары занимали территорию от низовий Дона до Таманского полуострова, то есть практически все Восточное Приазовье. Великая Болгария ведет свое начало от объединения болгарских племен в 635 г. выдающимся вождем Кубратом. Столицей Великой Болгарии стал город Фанагория, основанный еще в античную эпоху. Основательно разрушенная гуннами, Фанагория стала отстраиваться заново. Болгария была признана Византией, заключившей с ней союз. После смерти Кубрата произошел распад единого Болгарского государства на две орды, возглавляемые ханами Аспарухом и Батбаем.

Ослабление болгар привело к захвату их земель хазарами. Болгарские правители принадлежали к знатному роду Дуло, который еще в составе Тюркского каганата соперничал с родом Ашина, к которому причисляли себя хазары, за власть. Сопротивление хазарам оказал только Аспарух, но вынужден был отступить и в конечном счете уйти со своими сторонниками на Дунай, где он основал новое государство – Великую Болгарию. Другая часть болгар, подчинявшаяся Батбаю, была присоединена к хазарам. Хазары преследовали Аспаруха почти до Дуная. После этих событий территория, которую стали контролировать хазары, значительно возросла. Кроме земель, принадлежащих ранее болгарам, в состав хазарского государства вошла часть Северного Причерноморья. Этническая и языковая близость народов, обитавших на новой территории хазарского государства, способствовала возникновению своеобразной «федерации равных» во главе с правителем из рода Ашина (Плетнева, 1976, с. 22).

Превратившись в заметную политическую силу хазары вынуждены были вступать в контакты с другими государствами. В то время интересы Хазарского государства стали сталкиваться с интересами наиболее могущественных государств, которыми являлась Византия и Арабский халифат. Молодое арабское государство вело агрессивные завоевательные войны, в том числе и в Закавказье, что затрагивало интересы хазар. Византия, опасавшаяся арабов, хотела видеть в хазарах своих союзников в противостоянии арабской агрессии.

Время второй половины VII и значительная часть первой половины VIII вв. было насыщено событиями противостояния хазар и арабов на Кавказе. Так в 654 г. арабы через Дербент вторглись в земли хазар и осадили их город Беленджер. Хазары сумели отстоять свой город и разгромить армию арабов. В 684 г. состоялось крупное вторжение хазар в Закавказье. Пострадали Армения, Грузия, а Албания принуждена была платить дань хазарам. Между арабами и хазарами шли постоянные войны за контроль над Дербентским проходом. В 721 г. хазары вторглись в Армению и разгромили находившееся там войско арабов. После этого события арабы активизировали свои действия против хазар. Ими была создана большая армия во главе с наместником Армении Джеррахом. Вторгшись на территорию хазар через Дербент, арабы разгромили превосходящую их хазарскую армию и захватили города Семендер и Беленджер, подвергли разграблению захваченную хазарскую территорию. В 730 г. хазары совершают ответное вторжение в Закавказье, особенно жестоко они относятся к мусульманам, истребляя их повсеместно, не без основания считая их сторонниками арабов. При городе Ардебиль в двухдневном сражении они наголову разбивают арабскую армию. В этом сражении погиб арабский полководец Джеррах, его семья попала в плен. Хазары захватили огромную добычу.

После этих событий арабы, пытаясь перехватить инициативу в борьбе против хазар, несколько лет ведут войны за контроль над Дербентом. Добившись желаемого, арабы, сформировав огромную армию, состоящую из 150 тыс. человек, двумя маршрутами через Дербент и Дарьяльское ущелье, устремились на хазар. Каган, не ожидавший такого развития событий, бежал на Волгу. Армия арабов, возглавляемая Мерваном, родственником халифа, не останавливаясь, двигалась вслед за каганом. Она подошла к Волге и направилась вдоль ее правого берега на север. Армия хазарского кагана расположилась с противоположного берега Волги. Некоторое время армии двигались параллельно друг другу. За тем, в одну из ночей, арабы, соорудив наплавной мост, перешли на левый берег Волги и неожиданно напали на хазарскую армию. Не исключено, что переход арабами Волги мог состояться северней нынешнего Волгограда (Плетнева, 1997, с. 21). В заволжской степи хазары были разбиты. Мерван потребовал от хазарского кагана обращение его в мусульманство. Кагану ничего не оставалось делать, как только принять требование Мервана. Расчет арабов был, видимо, связан с надеждой на распространение ислама в Хазарии, что могли подчинить ее идеологически, связать с основными религиозными центрами ислама, располагавшимся на территории халифата.

Однако арабам не удалось не только подчинить Хазарский каганат, но и поставить его в вассальную зависимость. Арабы, видимо, не планировали включение территорий каганата непосредственно в состав своей державы по причинам значительной удаленности и резко отличным экологическим и климатическим особенностям этой страны.

Произошедшие события все же внесли существенные изменения в дальнейшую историю Хазарского каганата. Политический центр его, по причине постоянной опасности со стороны арабов, переместился с Северного Кавказа в Нижнее Поволжье. Хазары называли Волгу Итиль, на ее берегу возник одноименный город Итиль, ставший столицей каганата. В период арабо-хазарских войн предгорья Северного Кавказа покинули аланы и обосновались в верховьях Северского Дона и прилежащих к нему территориям, часть болгар ушла на Среднюю Волгу и Прикамье, образовав там Волжскую Болгарию. После поражения от арабов хазары достаточно быстро упрочили свою государственность. Вопреки желанию арабов, ислам у них не получил широкого распространения.

На новых территориях, видимо, в результате социальной дифференциации, приводившей к обеднению части кочевого населения и его неспособности вести кочевой образ жизни, начинает развиваться оседлость. По берегам рек появляются поселения, жители которых занимаются земледелием и ремеслом. Впервые в степи появляются крупные укрепленные поселения и города. Так город Итиль, столица каганата, возник на месте зимней ставки кагана. Рядом с его дворцом стали обустраиваться усадьбы хазарской знати со своей челядью. Здесь же селились купцы, ремесленники. Создавались базары. Население города было достаточно пестрым, о чем говорит, в частности, наличие в нем синагог, мечетей, церквей. Это был по тем меркам достаточно большой город, который занимал волжский берег на расстоянии примерно 6 км (Плетнева, 1976, с. 49). Все что известно об Итиле, получено из письменных источников, местонахождение его до сих пор не известно. Ученые полагают, что он находился в низовьях Волги, но в результате изменения русла Волги, трансгрессии Каспийского моря остатки его, вероятно, были окончательно уничтожены (Гумилев, 1966).

В 30-е годы IX в. хазарами на Дону был построен город-крепость Саркел, что в переводе обозначает «Белая крепость». Саркел располагался недалеко от станицы Цимлянской, сохранившиеся его остатки в археологии получил название «Левобережное Цимлянское городище». В его строительстве принимали участие византийские специалисты. Саркел является одним из наиболее исследованных хазарских городов в археологическом отношении. В 1949-51 гг. в связи со строительством Цимлянской ГЭС и созданием водохранилища была создана Волго-Донская экспедиция во главе с профессором М.И. Артамоновым, которой было исследовано больше половины городища. Несмотря на то, что город пострадал в результате разбора его местным населением и использованием кирпича для современных построек, экспедицией были получены ценные данные по характеру градостроительства той эпохи, этническому составу населения города и роду его занятий.

Крепостные стены Саркела достигали толщины 3,75 м, они имели квадратные башни. Были возведены валы и рвы, отделяющие мыс, на котором находилась крепость, от основного берега Дона. В крепости располагался военные гарнизон, состоящий видимо из хазар и гузов. Кроме сугубо военных функций, этот гарнизон занимался таможенными делами, взимая пошлины с купцов. В городе, кроме купеческого люда, жили ремесленники: кузнецы, гончары, ювелиры и другие. Судя по археологическим данным, в городе проживали болгары и какое-то славянское население (Артамонов, 1958, с. 27-45; Плетнева. 2003. с. 67-71).

Ниже по течению Дона у станицы Семикаракорской располагалась еще одна крепость, имевшая квадратную планировку. Ее сырцовые стены были укреплены башнями. По характеру планировки и строительства эта крепость весьма близка строительным традициям хазарских городов на Северном Кавказе (Плетнева, 1976, с. 50)

На территории Хазарского каганата возрождались старые города, особенно на побережье Черного и Азовского морей, возникшие еще в эпоху греческой колонизации этих мест. Это Фанагория, Керчь на месте бывшей столицы Боспорского царства Пантикапея, Таматарха (русское название Тмутаракань) на Таманском полуострове, предполагаемо на месте греческой колонии Гермонассы.

Оживление городской жизни свидетельствовало о развитии экономики и торговых связей Хазарского государства с окружающим миром. Через земли каганата проходили торговые пути, связывающие Византию и другие страны Востока с северными народами: славянами, балтами, финно-уграми. Кроме собственной торговли, хазары взимали подати с караванов, проходившим по водным и дорожным путям через их земли. Имеются сведения о том, что, например, корабли руссов по Волге спускались до Итиля, также, вероятно, плативших пошлину хазарам (Плетнева, 1976, с. 55). По данным Ибн Хордадбега славяно-русские купцы в то время плавали не только по Черному, но и Каспийскому морям, со своими товарами на верблюдах достигали Багдада (Толочко, 1999, с. 35). Естественно, они должны были пересекать владения хазар.

Укрепление Хазарского каганата привело к установлению им контроля над рядом других народов, не входивших официально в его состав. Из летописи «Повесть временных лет» известно, что во второй половине VIII в. славянские племена поляне, северяне и вятичи платили хазарам дань. Киев также находился в зависимости от хазар. Арабские авторы сообщают, что славяне входили в состав хазарского войска и выполняли обязанности прислуги хазарских царей (Толочко, 1999, с. 47).

Хазары взимали дань и с других народов: буртасов, черемисов (мордовско-мерянские племена), сувар, болгар. Волжская Болгария длительное время находилась в вассальной зависимости от Хазарского каганата (рис. 36) (Плетнева, 1976, с. 56).

Этнический состав Хазарского каганата. Принятие иудаизма. Хазарский каганат являлся многоэтничным государством, основу его населения составляли болгары, аланы и собственно хазары (рис. 38). Бывшая территория каганата практически совпадает с ареалом распространения археологических памятников, объединенных исследователями в одну культуру, получившую название салтово-маяцкой. Эта культура, датирующаяся концом VIII – первой половиной X вв, представлена поселениями, укрепленными городищами, грунтовыми и курганными могильниками, распространенными от верховий Северского Донца и Дона до Нижней Волги и Северного Кавказа. В материальном плане эта культура обладала определенным единством, так как складывалась и развивалась в рамках одного государства, формирующего некие общие традиции. В погребальных памятниках салтово-маяцкой культуры имеется ряд различий. Погребальный обряд в значительной мере отличается консервативностью, поэтому археологии довольно часто используют его данные в реконструкции этнического состава той или иной культуры, особенно в тех случаях, когда молчат письменные источника или их сведения маловразумительны. Что касается салтово-маяцкой культуры, то, например, погребения в катакомбах в верховьях Северского Донца и Дона обычно отождествляют с аланами, переселившихся сюда из Северного Кавказа. И именно на Северном Кавказе, древней территории обитания алан, погребения в катакомбах были широко распространены. Погребения в простых грунтовых ямах на Нижнем Дону и в Приазовье относят к болгарам. Что касается соотношения собственно хазар с тем или иным обрядом погребения, то эта проблема положительно стала решаться относительно недавно. Вообще считается, что хазары количественно не являлись преобладающим этносом в собственном государстве (Плетнева, 2003, с.81), по этой причине их погребальных памятников должно быть меньше по сравнению с аналогичными памятниками, принадлежавшими другим народам, входившим в состав каганата. Сейчас считается, что хазарам должны принадлежать погребения с квадратными, реже круглыми, ровиками под курганными насыпями, впервые открытыми в 60-70-е годы прошлого века на Нижнем Дону и получившими распространение в волго-донских степях (Иванов, 1999, с. 213-226; Плетнева, 2003, с. 81-88).

Фактором, укрепляющим устои государственности, особенно в ранние эпохи, являлась религия. В процессе становления государств на смену язычеству приходили монорелигии с единым культом или, по крайней мере, определенным пантеоном божеств, обеспечивающими единую идеологию общества. Изначально у хазар, также как и других ранних кочевых сообществ, было распространено язычество. Они поклонялись стихиям природы и луне, широкое распространение среди них получил культ бога-героя Тенгри-хана, ему посвящались могучие дубы, у которых приносились жертвоприношения. У священного дуба убивали коня, кровью которого поливали землю вокруг дерева, а череп и кожу развешивали на ветвях. Однако развитие хазарского государства и общества ставило вопрос о необходимости смены многочисленных языческих верований единой религией. В данном случае особого новаторства от хазар не требовалось, такие религии, названные впоследствии мировыми, уже существовали, причем в тех государствах, с которыми хазары давно осуществляли контакты. Например, в Византии – христианство, в арабском мире – ислам. Та и другая религии в разные периоды проникали на территорию каганата, в его городах жили люди, исповедующие и христианство и ислам, но эти религии не были возведены в ранг государственных. Хотя, Византия, например, предпринимала усилия, направленные на распространение христианства на территории Хазарского каганата, а арабы предпочитали видеть в хазарах мусульман. Но хазарские правители решили продемонстрировать свою независимость и приняли иудаизм, религию, неугодную ни византийцам, ни арабам. Иудаизм стал официальной религией Хазарского каганата.

В источниках сохранилось интересное предание о том, что хазарский каган в 860 г. в период усложнившихся отношений с Византией устроил диспут между представителями трех религий: христианства, ислама и иудаизма, пообещав, что если победит христианский представитель, то хазары примут его религию. В диспуте принял участие один из создателей славянской письменности Кирилл. Если допустить, что этот диспут состоялся в столице Хазарии, то можно считать, что Кирилл побывал на берегах Волги. В этом диспуте победу одержал раввин (Артамонов, 1962, с.262-282; Плетнева, 1976, с. 67, 68).

Иудаизм в Хазарии получил распространение в основном только в ближайшим окружением кагана. Хотя эта религия и стала государственной, она не смогла оказать существенной роли в сплочении хазарского общества, поскольку большая часть простого населения продолжала поклоняться своим древним языческим культам, в юго-западных районах каганата достаточно широко было распространено христианство, в юго-восточных – ислам. Иудаизм в силу своей догматики не мог широко распространиться в Хазарском каганате, поскольку по одному из основных положений этой религии иноплеменник не мог стать истинным иудеем. Раввины же сумели обосновать иудейское происхождение только кагана и ближайших к нему аристократических кругов.

Характер верховной власти у хазар. Причины упадка Хазарского каганата. Однако, поскольку каган и высшая знать исповедовали иудаизм, на международном уровне Хазария считалась иудейским государством. Молва об иудейском государстве в далеком степном крае в то время была распространена широко. В середине X в. дошла она и до территории современной Испании, о чем сохранился весьма интересный документ, являющийся одним из наиболее исчерпывающих по истории хазар. Это письмо кагана Иосифа, являющегося ответом на послание из Испании сановника кордовского халифа Абдурахмана III еврея Хасдая Ибн-Шафрута (Коковцев, 1932). Хасдай, как единоверец, обращался к Иосифу с просьбой дать ему ответы на целый ряд вопросов, касающихся происхождения хазар и устройства их государства; территории, которую они занимали; причин принятия иудаизма.

В своем ответе Иосиф рассказывает о предыдущей истории хазар, очерчивает территорию своего государства, называет соседей. Интересны его сведения о государственном устройстве Хазарии. Несмотря на ее многоэтничность, должность кагана занимали только представители одного тюркского рода, причем передавалась она от отца к сыну. Каждый род имел свой наследственный удел, самый большой удел принадлежал кагану, который располагался в междуречье Волги и Дона. Судя по тому, что в описании границ собственного владения кагана упоминается место наибольшего сближения Волги и Дона, в него входила часть современной территории Волгоградской, в том числе и той, которую сейчас занимает Волгоград (находки салтово-маяцкой культуры ра территории города). Летом каган вместе со своим двором кочевал по своему владению, а зиму проводил во дворце в городе Итиль на Волге. Каган описывает свою страну богатой и самодостаточной с множеством садов и виноградников, с орошаемым земледелием, с обилием рыбы в ее реках. Значительный доход государства составляет дань, которую хазары собирают с соседних зависимых народов.

Справедливости ради следует отметить, что несколько хвастливый тон письма Иосифа уже навряд ли мог соответствовать действительным реалиям, поскольку лучшие времена для его государства были уже позади. Собственно письмо Иосифа было написано за несколько лет до трагических событий, постигших каганат.

Могущество хазарского каганата было подорвано не столько его противниками, сколько междоусобными войнами. Этому вне малой степени способствовал установившийся характер верховной власти у хазар. Сакрализация верховной власти, известная у многих народов, превратила, в конечном счете, кагана в символ этой власти, которой он фактически не владел. Он был обожествленным ее олицетворением. Каган также считался олицетворением силы власти и государства. Арабский географ и путешественник Истахри (849-934 гг.) описал обычай, который сопровождал процедуру восхождения кагана на престол. Претендента душили шелковым шнуром, при этом, спрашивая, как долго он желает царствовать. В полусознательном состоянии будущий каган должен был определить этот срок, который должен был соответствовать времени обладания им божественной силы власти. Всякие беды в государстве воспринимались как потеря божественной силы кагана и он мог быть убитым (Плетнева, 1976, с. 32). Фактическая же власть находилась в руках царя (хакан-бека), который, видимо, принадлежал к другому роду, нежели каган. Наличие двоевластия часто приводило к интригам в высших кругах хазарского общества. Часть аристократии, не принявшей иудаизм, выступала против центральной власти. Вражда между столичной и провинциальной знатью переросла в жестокую междоусобную войну, в которой погибли многие представители знатных родов.

Воспользовавшись ослаблением каганата, на его территорию с востока стали проникать новые объединения кочевников, наиболее активными среди которых были печенеги. К середине X в. владения каганата сократились до размеров собственных владений его правителя. Другим фактором дестабилизации Хазарского каганата было укрепление могущества Киевской Руси, которая была заинтересована в восточных рынках, в выходе к Черному и Каспийскому морям. Сокрушительный удар хазарам был нанесен киевским князем Святославом в 965 г. (рис. 39). Хазарская армия была разбита. Святослав взял Итиль, сжег Саркел, восстановленный впоследствии, он стал именоваться по-славянски Белой Вежей. Через двадцать лет в 985 г. сын Святослава Владимир, выйдя по Оке на Волгу, разбил болгар, затем на ладьях спустился вниз по Волге до Итиля. Таким образом, дружина Владимира проплывала мимо той территории, где сейчас располагается Волгоград, а, возможно, и останавливалась здесь. Эта местность достаточно хорошо должна была быть известной руссам, еще до походов Святослава и Владимира, они пользовались находящейся здесь переволокой, перетаскивая свои ладьи из Дона в Волгу и достигая Каспия. Владимир взял и разграбил Итиль, заставив хазар платить ему дань. После этих событий Хазарский каганат практически прекратил свое существование.

Население каганата частью было поглощено другими народами, близкими им по языку и происхождении, занявшими степи, такими как печенеги, огузы, половцы. Часть населения оставалась в городах в Крыму и на Тамани и еще не однажды упоминалась в письменных источниках.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных