ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Разные дни афганского приграничья. Новые попытки укрепить границы ДРА 4 страницаДо убытия В.А. Матросова в Кабул эти вопросы с ним обсуждались. Вадим Александрович был такого же мнения об эффективности данных предложений, но считал, что сейчас вряд ли можно рассчитывать на большее. Вскоре в Кабуле состоялась его встреча с Б. Кармалем (с участием нашего посла, главного военного советника и Наджиба — руководителя СГИ). Как и предполагалось, афганский лидер вновь начал с проблем охраны и защиты границы ДРА, считая, что они приобрели общегосударственный характер. Он негативно оценил ситуацию на границе с Пакистаном и Ираном и роль министерства обороны ДРА в этом. По его мнению, несмотря на ряд указаний руководства, так и не достигнуто настоящее взаимодействие в этом между Минобороны, МВД и СГИ ДРА. Он подчеркнул при этом, что эта проблема вскоре будет рассматриваться на политбюро и ЦК НД ПА. Вадим Александрович кратко проинформировал Б. Кармаля о нашей оценке состояния охраны границы ДРА и оказываемой нами помощи (действия наших подразделений на севере ДРА, помощь советническая и материально-техническая, в подготовке офицеров-пограничников и др.). Кармаль высказал благодарность за эту помощь и, в заключение, сообщил о намерениях руководства ДРА приступить к формированию территориальных войск (в основном из племен, населяющих приграничные провинции). Действительно, спустя некоторое время и на политбюро, и в ЦК НДПА пограничные вопросы были рассмотрены и принято решение о разработке общего (единого) плана прикрытия и защиты государственной границы ДРА. Словом, планов было громадье, а до реальных, эффективных мер дело не доходило. И это несмотря на то, что инициаторами этих мер, были, кроме Кармаля, и наши руководители КГБ и Минобороны. И все-таки причастность к нашим инициативам председателя КГБ Чебрикова давала нам повод надеяться на какое-то (пусть даже частичное) решение проблем. Виктор Михайлович Чебриков - во многом последователь Ю.В. Андропова - на мой взгляд, в решении афганских вопросов был менее политизирован, не навязывал своих взглядов, был доступен и демократичен в обсуждении наиболее острых проблем. Он много внимания уделял состоянию пограничных и оперативных подразделений КГБ, действовавших в Афганистане, неоднократно посещая их. В конце августа завершалась операция наших маневренных групп в Куфабском ущелье (наверное, десятая по счету). Завершалась, как всегда сложно. Были потери. Мятежники, действуя мелкими группами на значительной территории, то исчезали, то встречали огнем из засад. Там же произошла трагедия с двумя пограничниками: будучи в составе боевого охранения, они отошли к горной речке искупаться, были захвачены и убиты. Еще один тяжелый урок беспечности и неорганизованности... В начале осени произошла смена руководства Генштаба - вместо маршала Н.В. Огаркова - был назначен маршал С.Ф. Ахромеев. Сергей Федорович очень много занимался Афганистаном, хорошо знал ситуацию там и с новым назначением, естественно, возрастала его роль в решении этой проблемы. Серьезные потери, понесенные мятежниками летом, не ослабили их активности осенью. И прежде всего, благодаря широкой политической и чисто военной помощи из-за рубежа. Основным ее плацдармом по-прежнему оставался Пакистан. Западные и пакистанские источники особо подчеркивали, что «вторжение советских войск в Афганистан повысило для Запада геополитическое значение Пакистана» (намек на то, что мирное урегулирование вряд ли выгодно США). Имея всестороннюю поддержку, пакистанские власти активно наращивали группировку войск в районах афгано-пакистанской границы. С приближением к ней некоторых афганских частей начались инциденты: нарушения границы авиацией, «случайные» удары артиллерии по сопредельной территории и пр. Наши советники имели строгое указание — не допускать с территории ДРА какихлибо неправомерных действий, и эта позиция в основном соблюдалась. Напряженная обстановка возникла в приграничной провинции Нангархар, где мятежники блокировали ряд уездных центров и основные коммуникации. Имея тяжелое оружие, минометы, реактивные снаряды, они предприняли осенью 1984 г. массированные обстрелы мест проживания советских специалистов в городах Газни, Джелалабад, Баграм и др. Но особенно интенсивным обстрелам подвергались многие объекты в Кабуле, конечно, с большими жертвами среди мирного населения. Вновь напомнил о себе Ахмад-Шах, не просто уцелевший в последней Панджшерской операции, но и сохранивший значительные силы. К тому же он сумел подчинить себе несколько десятков мелких, разрозненных формирований в районах, примыкающих к Панджшеру, поэтому, снова встал вопрос о проведении там операции. Осенью 1984 г. советские и афганские части провели довольно успешные операции против мятежников в приграничных провинциях Герат и Балх, при этом мятежники понесли тяжелые потери, и обстановка здесь несколько стабилизировалась. Наиболее масштабной (и результативной, по оценке наших представителей) была операция частей 1-го армейского корпуса ДРА, царандоя и органов СГИ в Кабуле и его окрестностях. Здесь было ликвидировано более десятка различных бандформирований, разгромлены и захвачены их базы и склады, изъято большое количество оружия и боеприпасов. Пограничные части ДРА основные силы привлекали для прикрытия караванных маршрутов через границу, частично участвуя в армейских операциях в приграничных провинциях (в районах Кандагара, Заболя, Ургуна и др.). В середине сентября засадой от роты «СН» 40-й армии и афганских пограничников в провинции Кандагар была перехвачена небольшая группа мятежников на автомобилях, следовавших из Пакистана. В ходе короткого боя и поиска в числе пленных оказался француз А. Жак (так он себя назвал), якобы кинооператор и журналист. Разумеется, ему сложно было объяснить свое присутствие в такой «компании» (мятежники, оружие, боеприпасы и пр.). Тем не менее, во Франции поднялся такой гвалт (даже французская компартия выразила свое возмущение), что спустя пару месяцев француза отпустили. А позже стало известно, что этот А. Жак играл важную роль в анализе информации по Афганистану и координации действий моджахедов. В северных провинция ДРА в этом периоде наиболее масштабной и результативной была операция наших мо-томангрупп Пянджского и Московского погранотрядов по ликвидации крупного формирования известного главаря Башира на направлении Чахи-Аб - Рустак. Операция завершилась полным разгромом банд формирования (около 100 человек убито, более 140 взято в плен, изъято более 100 автоматов и винтовок, почти два десятка пулеметов, минометы, реактивные снаряды и пр.). Но главарю и на этот раз удалось скрыться, и не было гарантии, что он тут вскоре не появится во главе новой банды. Эти и другие операции были предметом обсуждения (конец сентября) на совещании у генерала В.А. Матросова. Анализ показывал, что в ходе этих и других оперативно-боевых действий наших мотомангрупп (иногда совместно с афганскими подразделениями) части мятежников, особенно главарям, удавалось уклоняться от ударов и захвата. Мятежники неплохо изучили нашу тактику, приспособились к ней (не говоря уже о довольно активной разведке). Однако наши действия почти не менялись, более того, часто носили прямолинейный характер, без элементов скрытности и внезапности действий. Отдельные командиры пытались ограничиться участием своих подразделений в так называемых плановых операциях. И порой, даже получая достоверную информацию о появлении в зоне и ответственности мятежников, не применяли дерзких, неожиданных для них оперативно-боевых действий, а предпочитали пребывать в пунктах постоянной дислокации под усиленной охраной. На совещании рассматривались и другие вопросы совершенствования форм и способов наших действий в ДРА. Было решено внести некоторые коррективы в планы работы штаба, оперативной группы ГУ ПВ и командирской подготовки офицеров подразделений и оперативных групп, действовавших в ДРА. В середине октября была проведена операция (южнее Меймене) мотомангрупп Тахта-Базарского погранотряда и подразделений 18-й афганской дивизии против крупного формирования мятежников. Операция прошла успешно. В это же время на Памире случилась неприятность - на участке Хоргского погранотряда, на окраине одного из поселков взорвался полевой склад боеприпасов, несколько человек было ранено. Виновниками взрыва оказались сами часовые, неосторожно обращавшиеся с огнем. Событие было неординарным и туда направили для разбирательства группу офицеров ГУПВ. При всей сложности ситуации в ДРА и наших действий там, прогнозы на осенне-зимний период 1984-1985 гг. наших представителей в Кабуле и офицеров ГУПВ, занимавшихся Афганистаном, были более-менее оптимистичны. Основания к тому имелись. Активные действия правительственных сил ДРА, частей ОКСВ и пограничных подразделений в северных провинциях летом и осенью нанесли серьезный урон мятежникам. Инициирование руководством ДРА укрепления охраны и защиты афганских границ порождали надежду все-таки поправить пограничные дела. Об этом, кстати, вновь (и в довольно категоричной форме) заявил Б. Кармаль в своем выступлении на ноябрьской научно-практической конференции Минобороны ДРА в Кабуле. Неудовлетворенный работой руководства Минобороны (в том числе и его отношением к делам границы), он настоял на замене министра А. Кадыра (министром стал начальник Генштаба Н. Мухаммад) и более активно продвигал идею создания так называемых «территориальных сил» и специальных формирований (отрядов) СГИ. Но в этом «перетягивании каната» между руководящими лицами ДРА многое зависело не от них. Наши пограничные представители в Кабуле считали, что погранвойска ДРА при восполнении их до штатной численности и некотором усилении (в том числе авиацией и бронетехникой) могли бы более надежно прикрыть практически все основные караванные маршруты и иные переправы на границе. А пока граница с Пакистаном охранялась четырьмя погранбригадами и двумя полками. Из действующих здесь 42 караванных маршрутов через границу прикрывались лишь 31 (многие из них лишь на какое-то время). Граница с Ираном охранялась тремя погранбригадами, которые контролировали менее половины участка и 16 основных маршрутов и дорог через границу (из 19). К осени немного выросла численность погранвойск (16,3 тыс. человек - 43% к штатам), улучшилось снабжение боеприпасами и продовольствием. Более результативной становилась деятельность пограничной разведки. Словом, силы погранвойск понемногу наращивались, но их явно не хватало для надежной охраны и защиты границ ДРА. К тому же некоторые погранбригады изначально были размещены далеко от границы, обросли за это время хозяйственными, техническими и другими объектами, отвлекая при этом значительные силы на различные охранные функции в провинциальных, уездных и прочих центрах (при наличии там царандоя и армейских подразделений). Выдвинуть их ближе к границе было крайне необходимо, но на это требовались и время и деньги. Это относилось и к некоторым афганским армейским частям, привлекаемым (по замыслу руководства Минобороны) к прикрытию границы, но далеко от нее дислоцированным. Очень серьезной проблемой оставалось комплектование афганских пограничных подразделений. При общей укомплектованности чуть более 40% к штату (более низкой, по-прежнему, нежели в армии) их подразделения непосредственно на границе не имели и этого (обычно 25-30%). Из-за низкого качества призывников, тяжелых служебных и бытовых условий (частые перебои в снабжении самым необходимым) в этих подразделениях угрожающие размеры принимало дезертирство (в 1984 г. было призвано около 5,5 тыс. призывников, за это же время дезертировало более 2 тыс. человек). И это надо было поправлять в первую очередь. Все мы в ГУПВ, кто занимался Афганистаном, понимали, что при возрастающей военной помощи мятежникам из-за рубежа (США выделяли в новом финансовом году 280 млн. долларов, почти столько же Саудовская Аравия и другие страны) отставание в развитии сил безопасности, включая погранвойска ДРА, чревато катастрофическими последствиями. Это подтверждалось реальной обстановкой на границе ДРА. Особенно сложной она оставалась в юго-восточных приграничных районах (Ургун, Хост и др). На ряде направлений возросли переброски из Пакистана караванов с оружием и боеприпасами. Имелись данные и о доставке к мятежникам американских переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер». Обстановка обострялась действиями пакистанских частей, выдвинутых к границе с ДРА. Кстати, этими действиями режим Зия-Уль-Хака убивал двух зайцев: оказывал давление на Афганистан и брал под военный контроль пуштунские племена, расселенные в своих приграничных районах, используя их в борьбе против Кабула. Идея объединения сил мятежников усиливалась давлением американцев. В декабре намечалось провести в Пешаваре с этой целью «джиргу» главарей их формирований. Росла активность мятежников на коммуникациях. В конце ноября им удалось разгромить автоколонну (более 20 машин) с грузом на трассе Кабул—Кандагар. Ситуация эта требовала изменения подходов к обеспечению безопасности Д РА и ведения борьбы с мятежниками. В частности, была необходима более продуманная и четкая координация действий всех силовых структур (наших и афганских) по прикрытию и защите наиболее активных участков границы и ведению операций в приграничных провинциях ДРА. Это понимал и Б. Кармаль, высказавший нашим представителям мысль о возможной передаче этих функций (в зонах) нашим советникам, объясняя это слабой подготовкой афганского командования. К афганскому руководству, видимо, пришло понимание того, что с незащищенными границами Афганистан практически обречен. Между тем реализация плана охраны и прикрытия границы ДРА с Пакистаном и Ираном, утвержденного в Москве Д. Ф. Устиновым и В. М. Чебриковым, продвигалась вяло, без ощутимых результатов. Об этом с тревогой сообщил генерал И. П. Вертелко, прибывший накануне в Кабул в составе группы маршала инженерных войск С. А. Оганова. Вскоре (во второй декаде декабря) в Кабул вместе с генералом В.И. Варенниковым (первый заместитель начальника Генштаба) вылетел и генерал В.А. Матросов - тоже для ознакомления с ходом реализации этого плана и оказания помощи на месте. Спустя некоторое время от них поступило сообщение с выводами и предложениями по реализации плана. Сообщалось, в частности, о возрастающей оснащенности и тактике действий мятежников в ответ на наши попытки закрыть проходы на границе. Подчеркивалось, что лишь присутствие в ДРА наших войск и их участие в боевых действиях не позволяет мятежникам завладеть инициативой. Было названо количество соединений и частей 40-й армии и армии ДРА (включая ее пограничные части), участвовавших в прикрытии границы (при том, что многие из них, располагаясь далеко от границы, участвовали в ее прикрытии чисто символически). Главной причиной невыполнения плана усиления охраны границы и низкой результативности действий силовых структур, по мнению авторов, является - отсутствие элементарной организаторской работы со стороны руководства ДРА по претворению в жизнь рекомендаций нашего советнического аппарата. Рекомендовалось усилить влияние на афганское руководство с тем, чтобы оно... и т. д. Далее предлагалось, как и ранее, прикрытие границы с Пакистаном и Ираном организовать в 3 эшелона: в 1-м эшелоне - афганские пограничники; во 2-м эшелоне - части афганской армии; в 3-м эшелоне - некоторые части 40-й армии. Предусматривалось также назначить в оперативных зонах компетентных афганских военных руководителей для координации действий всех дислоцированных там сил. Намечалось улучшить систему призыва, в первом квартале 1985 г. укомплектовать вооруженные силы ДРА (следовательно, и погранвойска) до 70% к штатам, ускорить техническое оснащение погранвойск. При всех достоинствах этих предложений (они готовились аппаратом ГВС) все-таки возникали некоторые вопросы. О том, что афганское руководство не всегда реализует свои (и предлагаемые ему) замыслы настойчиво и профессионально, знали многие, кто бывал в ДРА и общался с его руководством. Но решение этой специфической проблемы зависело в первую очередь от военного руководства и наших советников при нем. Или другое. Повысится ли надежность охраны и защиты границы от того, что мы назовем ее трех эшелонной, не производя соответствующей перегруппировки? Ведь реально никаких перемещений к границе (кроме некоторых афганских погранбатальонов) не предусматривалось. Не проще ли было сформировать несколько новых, боеспособных пограничных частей (разумеется, на базе и с помощью афганской армии) и развернуть их на неприкрытых и наиболее опасных участках границы? Эти вопросы мы обсуждали с Вадимом Александровичем по его возвращению из Кабула. Как опытный профессионал-пограничник, он понимал сомнительную целесообразность некоторых утвержденных предложений. Но будучи человеком дипломатичным и не желая ввязываться в дискуссии с их авторами, не возражал, полагая, что время и события заставят внести еще не одну коррективу в подобные планы. Более полугода в Москве и Кабуле обсуждались, предлагались, менялись и корректировались различные планы и предложения по решению этой острой для ДРА проблемы с участием министров (МО и КГБ), их замов, Генштаба, аппарата ГВС и пограничных представителей при нем. Итоги же всех этих усилий (вскоре реальные события это покажут) оказались более чем скромными. В этом были, видимо, и наши ошибки, включая пограничных представителей. Нам не всегда хватало смелости и напористости в отстаивании целесообразных для дела замыслов и планов. Однако было и другое афганское направление, требовавший внимания — Среднеазиатский и Восточный погранокруга, группировка их подразделений в северных районах ДРА. В декабре в районе стыка трех границ государств (СССР, Иран, ДРА) проводилась крупная операция наших мотомангрупп вместе с афганскими пограничниками. Операция намечалась давно. В этом районе при активном участии спецслужб Ирана (и КСИР) было подготовлено несколько формирований мятежников общей численностью более 500 человек. Связь с ними и обеспечение всем необходимым осуществлялись через иранские жандармские посты, расположенные недалеко от афгано-иранской границы. Вылазки отсюда мятежников к Герату принимали угрожающий характер. Операция продолжалась более недели и закончилась ликвидацией основных бандформирований (части мятежников удалось скрыться в Иране), очисткой района и выставлением афганской погранкомендатуры. Накануне этой операции я с небольшой группой офицеров штаба находился в Среднеазиатском пограничном округе. Здесь, на Военном совете округа, обсуждались итоги года и отдельно результаты оперативно-боевых действий подразделений (мангрупп) округа в Афганистане. Командование округа, руководители оперативной группы (В.И. Шляхтин, Р.В. Данилов, Б.X. Халиков, В.Н. Смирнов, И.М. Коробейников) реально оценивали ситуацию в афганском приграничье и свои возможности. Но были вопросы для Центра, в том числе и штаба ПВ. Так, серьезной проблемой для маневренных групп в ДРА оставалось своевременное пополнение подготовленным личным составом при образовании некомплекта (ранения, болезни, отпуска и пр.), а округу было сложно со всем этим управляться (требовалось границу охранять). На эффективности действий мангрупп по-прежнему отрицательно сказывалась слабая профессиональная подготовка части офицеров подразделений и оперативных групп, особенно прибывавших из других округов. Эту проблему усугубляли, как уже говорилось, попытки засекретить, ограничить доступ в эти подразделения офицеров штаба, боевой подготовки и других служб. Были упущения и в некоторых видах боевого обеспечения, особенно в инженерном, связанные с противоминной безопасностью. В мангруппах округа в 1984 г. было обезврежено (в основном на дорогах) около 1200 душманских мин (в том числе иностранного производства), но в 70 случаях произошли подрывы на минах нашей техники, имелись и пострадавшие среди личного состава. Было очевидно, что меры по формированию для мангрупп инженерно-саперных взводов, подготовке инструкторов-кинологов и служебных собак пока недостаточны. Все это требовало дальнейшей проработки и принятия новых решений. Завершался 1984 г., очередной год пребывания наших войск в Афганистане. Подводя итоги, советское и афганское военно-политическое руководство уже не называли его годом «окончательного» («решительного» и пр.) перелома в борьбе с мятежниками, как декларировалось ранее. Оценки были более сдержанными и серьезными. Приходило, видимо, понимание того, что наполеоновский принцип: «Главное ввязаться в бой», тут не срабатывает. К тому же ушли из жизни Ю. А. Андропов и Д. Ф. Устинов — главные вдохновители афганской кампании (и, естественно, уделявшие ей большое внимание). В лагере противника оценки были разные. Штаб-квартиры мятежников и обслуживавшие их западные идеологические центры (различные «голоса», «союзы» и пр.), повышая свой рейтинг перед зарубежными «спонсорами», раздували мнимые победы над советскими и афганскими частями, предрекали скорый развал афганской армии и тяжелые потери для советских частей ОКСВ. В заявлениях некоторых главарей мятежников звучали идеи перенести военные действия на территорию среднеазиатских республик с обоснованием, что «на самом деле эта граница Советами охраняется не так сильно...» и т. п. Более сдержанная и, пожалуй, объективная оценка давалась американскими и некоторыми западными центрами и службами. В отчете Госдепартамента США «Афганистан: 5 лет оккупации» подчеркивалось, что обе стороны не добились своих основных целей, однако значительно изменили тактику действий (особенно части 40-й армии). Указывалось на достижение стабильности на севере ДРА и некоторую стабилизацию обстановки в центральных провинциях ДРА, чему способствовали якобы распри среди мятежников. Считалось, что главным препятствием в достижении целей правительства ДРА по-прежнему будут противоречия в НДПА между халькистами и парчамистами. Предполагалось, что из-за непримиримости позиций сторон (ДРА и Пакистана) переговоры под эгидой ООН вряд ли в ближайшее время дадут какой-то положительный итог. Таким образом, делался вывод, что с учетом этих и некоторых других факторов ни правительственные силы (без значительного их укрепления), ни силы «сопротивления» пока не могут рассчитывать на достижение крупных успехов. Уже традиционно конец года завершался новым экономическим соглашением между СССР и ДРА о реконструкции и строительстве ряда объектов в Афганистане, поставке различной техники и, как всегда, на основе кредита и безвозмездного оказания помощи.
ГЛАВА 5 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|