Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ввод советских войск в ДРА. 4 страница




По-прежнему не удавалось привлечь на сторону влас­тей вооруженные отряды ряда пуштунских племен. По сообщениям из Кабула (со ссылкой на доклад министра по делам племен и границ), для содержания таких отрядов, изъявивших готовность охранять границу с Пакистаном, общей численностью свыше 6 тыс. «малишей», требовалось около 5 млн. долларов в год. Но в Кабуле таких де­нег не было, а в Москве сомневались в целесообразности этих мер.

Подтверждались наши сомнения и о возможностях армейского командования реально укрепить охрану аф­ганской границы, в первую очередь с Пакистаном.

Практически до осени 1980 г. состав пограничной служ­бы ДРА оставался прежним. Правда, несколько улучши­лось техническое оснащение пограничных подразделений, главным образом, радиосредствами. Но их служебный и боевой потенциал оставался низким.

Постоянно участвуя в боевых столкновениях с мятеж­никами, они несли большие потери. Так, только в июне потери убитыми составили 104 человека, было утрачено (подбито) четыре бронетранспортера. Потери эти восполнялись слабо: в октябре из осеннего призыва новобранцев пришло около 300 человек.

Намечаемое развертывание (летом) дополнительно трех погранбатальонов и шести погранкомендатур (для охраны границы на севере), равно как и пополнение суще­ствующих подразделений до уровня армейских, тоже не было сделано. Так что рассчитывать на надежную охрану границ в Афганистане пока не приходилось.

Компенсировать это нам приходилось наращиванием усилий по укреплению охраны границы в Средней Азии и оказанию помощи афганским властям в обеспечении бе­зопасности в северных, приграничных с нами провинци­ях ДРА.

Кстати, такая помощь не ограничивалась чисто воен­ными мерами. Летом 1980 г. последовало, к примеру, ре­шение правительства СССР о более активном участий республик Средней Азии в оказании помощи девяти се­верным провинциям ДРА. Позднее, в октябре новым ре­шением инстанций эти задачи перед республиками были уточнены: указаны конкретные подшефные провинции, определены основные сферы помощи (развитие сельского хозяйства, строительство, здравоохранение, подготовка кадров и др.). Справедливости ради, надо отметить, что подобные гуманитарные меры республиками слабо ис­пользовались для укрепления авторитета нашей страны и положения местных афганских властей. Особенно когда материальные средства попадали в руки местных феода­лов либо вороватых афганских чиновников.

Группировка наших пограничных подразделений в ДРА практически оставалась без изменений: к осени 1980 г. формирования (СБО) Среднеазиатского погранокруга располагались в девяти районах ДРА против участков, охраняемых нашими Пяиджским, Московским и Хорог­ским гюгранотрядами. На Малом афганском Памире (МАП) в пунктах Сархад и Гумбад размещались подраз­деления Восточного пограничного округа. Очень важное значение имело занятие нашими подразделениями (усиленный СБО на бронетехнике) района Гульхана на Па­мире, откуда обеспечивалось прикрытие нескольких наи­более доступных перевалов на афгано-пакистанской гра­нице. Там же располагалось небольшое подразделение афганских пограничников и группа вооруженных опол­ченцев. Общая численность наших пограничников в ДРА составляла около 1,5 тыс. человек.

Действия этих подразделений постоянно поддержива­лись двумя-тремя звеньями вертолетов. Условия их дислокации и служебно-боевых действий были довольно сложными. Располагаясь по сути вне населенных пунктов и жилых помещений (первоначально - в палатках), под­разделения обустраивались сами, сооружали жилые, хозяйственные и складские объекты (как правило, в зем­лянках) и даже бани и хлебопекарни. Естественно, по всему периметру городка создавались оборонительные соору­жения. Отсутствие материалов и специалистов компен­сировались энтузиазмом и изобретательностью погранич­ников. Одновременно велись разведывательно-поисковые действия, рейды и засады в своих зонах, не говоря уже об участии в операциях. Важной особенностью деятельнос­ти этих небольших гарнизонов в ДРА было поддержание контактов с местными органами власти, организация свя­зи и взаимодействия с афганскими правоохранительны­ми и военными органами и подразделениями.

Традиционное внимание наших пограничников к этим вопросам было полезным: практически ни одна операция, рейд, поиск не обходились без участия афганских под­разделений и представителей МВД-СГИ. Конечно, наши командиры не исключали вероятность наличия среди аф­ганских военнослужащих лиц, поддерживавших связи с мятежниками (тогда это случалось часто), и постоянно учитывали это, предусматривая меры оперативной маскировки. Выход и размещение подразделений спецназна­чения (СН) КГБ «Каскад» в семи пунктах северных провинций ДРА, объединенных в два оперативных командо­вания «Север-1» и «Север-2», создавали хорошую основу для их оперативного и боевого взаимодействия — с наши­ми подразделениями (группы «Каскад», численностью 40-60 человек каждая, располагались в основном в цент­рах провинций или уездов: Шибирган, Мазари-Шериф, Айбак, Меймене и др.)

Не сразу, но уже к осени 1980 г. при активном участии руководителя спецназа КГБ полковника А.И. Лазаренко и моего давнего товарища полковника Б.А. Пухальского было установлено тесное взаимодействие с нашими пограничниками. «Каскадовцы» располагали хорошей инфор­мацией далеко за пределами «своих» провинций, но часто нуждались в силовой поддержке, и такое взаимодействие было полезным. Борис Аркадьевич Пухальский был пере­веден в спецназ КГБ из штаба погранвойск. Это был все­сторонне эрудированный офицер, замечательный това­рищ, человек дружелюбный и остроумный. Он многое сде­лал для совершенствования боевой и профессиональной выучки первых спецназовских подразделений КГБ. К со­жалению, он рано ушел из жизни вскоре после возвраще­ния из Афганистана.

К сентябрю 1980 г. командование Среднеазиатского и Восточного пограничных округов располагали обширной и достоверной информацией о местах дислокации мятеж­ников в приграничных районах, их составе, основных ба­зах и путях снабжения.

Было важно до наступления зимы ликвидировать наи­более активные банды, не дать им возможность рассеять­ся и укрыться в населенных пунктах. Среднеазиатский пограничный круг (САПО) к тому времени располагал уже более крупными силами и средствами, в том числе и штатными резервами округа - четырьмя мотоманеврен­ными группами на бронетехнике (БМП И БТР). Замысел операций («Осень-80») строился на последовательном, поэтапном их проведении, организации самостоятельных поисков, рейдов, засад, других служебно-боевых действий по заранее выявленным объектам в приграничных райо­нах ДРА на всем участке советско-афганской границы. Замысел этот рассматривался и утверждался начальни­ком пограничных войск генералом В.А. Матросовым и докладывался Ю.В. Андропову. Для участия в этих опера­циях привлекались около 2 тыс. пограничников, более 100 БМП и БТР, 20-25 вертолетов, различные техничес­кие средства (радиолокационные станции, приборы ноч­ного видения, сигнальные приборы и др.). Как и ранее, вместе с нашими пограничниками в боевых действиях уча­ствовали отдельные подразделения афганской армии, пограничников, царандоя и ополченцы.

Операции начинались с памирского участка (против Хорогского и Московского погранотрядов в Куфабской и Джовайской долинах (точнее, в ущельях), в районах Хоун и Рустак и последовательно переносились к западу (про­тив участков Термезского, Керкинского и Тахта-Базарского погранотрядов). На каждом этапе в операции уча­ствовало 300-500 пограничников с бронетехникой при поддержке вертолетов.

Операции эти (с перегруппировками и паузами) про­должались около двух месяцев и в целом прошли успешно. Уже тогда четко обозначились основные слагаемые успеха операций: достоверная информация о мятежниках, скрыт­ность подготовки и внезапность действий (предпочтитель­нее вертолетными десантами). Отдельные локальные опе­ративно-боевые действия проводились и в зимнее время.

В итоге этих операций от мятежников были очищены десятки крупных и мелких населенных пунктов, в них восстанавливались местные органы власти, налаживалась мирная жизнь.

В целом же к исходу 1980 г. наши подразделения (СБО) САПО и ВПО провели около 30 операций, поисков и других служебно-боевых действий. При этом было ликвиди­ровано или нанесено серьезное поражение более 20 банд­формированиям, уничтожено более 2 тыс. мятежников, изъято свыше 1300 единиц огнестрельного и холодного оружия. Наши потери составили 17 пограничников (в ос­новном при совершении маршей, переходов и из-за нео­сторожного обращения с оружием и боеприпасами), два бронетранспортера и один вертолет. Характерная особен­ность первых и последующих операций СБО и оператив­но-боевых действий того периода - активное использова­ние авиации, главным образом вертолетов (во второй по­ловине 80-го года в САПО, например, дополнительно было поставлено около 20 вертолетов).

Воздушная разведка, высадка десантов, резервов, дос­тавка боеприпасов и материально-технических средств, нанесение огневых ударов по обнаруженным целям, эва­куация раненых - все это становилось неотъемлемой частью боевых действий пограничных подразделений. Соот­ветственно росли и нагрузки налетные экипажи. Так, толь­ко за 9 месяцев 1980 г. авиация САПО в ходе операций и оперативно-боевых действий выполнила более 2800 бое­вых вылетов. При этом было десантировано около 11,5 тыс. личного состава, израсходовано свыше 21 тыс. НУРСов (неуправляемые реактивные снаряды), более 220 авиа­ционных бомб и значительное количество других бое­припасов.

Расширение наших силовых действий в Афганистане, конечно же, прибавило работы штабу погранвойск, но каких-либо специальных управленческих органов для этого пока не создавалось. В оперативном управлении штаба отслеживалась и анализировалась обстановка в ДРА, там же готовились все необходимые материалы, отчеты, рассматривались предложения командования Среднеазиат­ского и Восточного погранокругов. Другие управления и отделы штаба занимались вопросами комплектования и усиления этих округов, организации связи с подразделениями на территории ДРА, обеспечением скрытого управ­ления и др. В штабе, к примеру, почти постоянно этим за­нимались генералы К.В. Регуш, С.И. Ребяткин, полков­ники: В.В. Сахаров, А.Т. Ашуралиев и некоторые другие. Аналогичным образом афганские вопросы решались в разведывательном управлении, в тыле ПВ, авиационном и автобронетанковом отделах, других подразделениях ГУПВ, политуправлении.

В практику управления было введено повседневное личное заслушивание генералом В.А. Матросовым командования округа, а чаще - начальника оперативной груп­пы округа, непосредственно руководившего действиями наших подразделений в ДРА, о содержании замысла, по­рядка подготовки и проведения предстоящей операции, мерах ее обеспечения и пр. Все переговоры, естественно, велись по закрытым каналам связи и документально фик­сировались. При этом, как правило, присутствовали на­чальник штаба, начальник разведуправления или его за­меститель, 1-2 офицера-оператора. При необходимости привлекались и другие офицеры-специалисты. Такой ме­тод принятия (точнее, утверждения) решений, конечно, не мог заменить личное общение руководителя (а было и та­кое во время пребывания генерала В.А. Матросова в этих округах), и тут многое зависело от профессиональных и других командирских качеств представителей погранич­ного округа. Однако непосредственное участие начальни­ка погранвойск в выработке и утверждении решений пре­дельно сокращало этот процесс (не требовалось никаких согласований) и поднимало личную ответственность непосредственных руководителей операциями. Замысел ре­шений на наиболее сложные операции Вадим Александрович докладывал Ю.В. Андропову. Такая схема управле­ния сохранялась и в последующем, однако ее основные зве­нья: тактические — на территории ДРА, оперативные — в пограничных округах (САПО и ВПО) и в Центре посто­янно совершенствовались.

Афганские события серьезно повлияли на характер нашей подготовки к «Олимпиаде-80», намеченной налето 1980 г. в Москве. Дело в том, что кроме масштабной анти­советской кампании и призывов к бойкоту этого Международного спортивного форума, развернутых тогда в США и ряде других стран, возникали прямые угрозы орга­низации диверсий и террористических актов в местах ее проведения, то есть на территории СССР. Подобный пре­цедент уже был (на Олимпиаде в Мюнхене против изра­ильских спортсменов в 1972 г.), и эти угрозы, исходящие в основном от мусульманских экстремистских организаций, были серьезно восприняты руководством КГБ. Будучи членом созданного решением инстанций Объединенного штаба КГБ - МВД по обеспечению безопасности Олим­пиады (от КГБ в него входили известные чекисты генера­лы В. М. Чебриков, В. К. Бояров, И. П. Абрамов и др.), хочу подчеркнуть, что меры безопасности тогда действи­тельно разрабатывались беспрецедентные и масштабные.

Перед пограничными войсками (особенно службой контрольно-пропускных пунктов) была поставлена кон­кретная, предельно жесткая задача: исключить даже еди­ничные случаи проникновения в СССР террористов, а также провоза средств диверсий и террора. Решение этой задачи потребовало проведения огромной работы по прогнозированию и выявлению потенциальных террористов в многочисленных потоках иностранных туристов и спортсменов; серьезного технического переоснащения по­граничных КПП и, по сути, организации новой, более совершенной технологии и досмотра людей и грузов. Все эти задачи решались в тесном взаимодействии с оперативны­ми подразделениями КГБ, органами безопасности и служ­бами КПП дружественных нам стран. Разумеется, при этом самое пристальное внимание было уделено лицам, прибывающим из стран Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и, конечно же, из Афганистана (кстати, к началу 1980 г. оттуда в основном предпринимались попыт­ки провоза оружия и боеприпасов, в том числе и некото­рыми нашими военнослужащими). Во многом благодаря принятым мерам Олимпиада прошла спокойно, без каких-либо «сюрпризов».

Характерной особенностью в работе Главного управ­ления погранвойск (и штаба, естественно) было постоян­ное тесное взаимодействие с теми подразделениями, струк­турами КГБ, которые так или иначе занимались Афгани­станом. И прежде всего — с 1 -м Главным управлением (там афганскими делами занимались сам начальник ПГУ ге­нерал В. А. Крючков и генералы Б. С. Иванов, Я. П. Медя-ник) и Оперативно-техническим управлением КГБ, кото­рое возглавлял генерал В. П. Демин Практически дня не проходило без взаимного обмена информацией либо об­суждения и решения каких-то проблем.

К примеру, о действиях в Афганистане (точнее, в Ка­буле) подразделений спецназа КГБ «Зенит» и «Гром» зна­ют нынче многие (первоначально они именовались под­разделением СН «А», позднее — «Альфа»). А это извест­ное формирование комплектовалось и готовилось при активном участии пограничников. Его первыми руково­дителями были Герой Советского Союза (позднее - ге­нерал) полковник В. Д. Бубенин и уже упомянутый мною полковник Г.И. Бояринов, получивший звание Героя по­смертно.

До описываемых событий в ДРА первое подразделе­ние спецназовцев обычно занималось в учебных центрах погранвойск, а с 1982 г. его военнослужащие проходили плановую боевую стажировку в одной из десантно-штурмовых групп Керкинского Краснознаменного погранотряда, непосредственно участвуя в боевых операциях на территории ДРА. К началу 1981 г. у подразделений СН КГБ «Каскад», расположенных в северных районах ДРА. воз­никли проблемы с комплектованием, и по решению руко­водства КГБ они пополнялись личным составом погран­войск, составившим тогда основной костяк этих подразде­лений.

Сравнивая события 1980 г. с последующими годами, надо отметить, что при всех ошибках и промахах (наших и афганских властей) этот год был отмечен активными по­пытками очистить от мятежников наиболее «обжитые» ими районы и населенные пункты ДРА — теперь уже при непосредственном участии там наших войск. И это во мно­гих случаях удавалось. Но слабая социальная опора влас­ти среди многих слоев населения страны, ограниченные возможности силовых структур государства в борьбе с мятежниками и «прозрачность» границ ДРА не позволя­ли закреплять достигнутые результаты.

 

ГЛАВА 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных