ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ввод советских войск в ДРА. 1 страницаНачало действий наших пограничных подразделений в афганском прикордоне Чем столетье лучше для историка, тем для современника печальней... Н. Гладков Среднеазиатский погранокруг: первые меры его усиления. Проблемы ввода войск в ДРА, меры на границе. Первые сообщения из Кабула. Формирование и действия наших СБО в афганском Припамирье. Первые операции и некоторые выводы. Меры командования ОКСВ по прикрытию границы ДРА. Вылет в Кабул. Встречи с нашими военными и афганскими представителями. Выезды в Кандагар, Шинданд и Хост. Неплановая встреча с Б. Кармалем. Доклад у Андропова. Наши операции в афганском приграничье: «Лето-80», «Осенъ-80». Проблемы подготовки Олимпиады-80.
Давно подмечено: в делах военных, в том числе и пограничных, — ничто в точности не повторяется. Но бывают ситуации сходные, аналогичные тем, что были. И тогда опыт прошлого, помноженный на профессионализм, может быть полезен. Думаю, это относится и к начальному, и последующему периодам афганской кампании. В декабре 1979 г. события в Афганистане отзывались на советско-афганской границе ростом ее нарушений с сопредельной стороны, появлением на некоторых участках бандгрупп мятежников вблизи границы. Поступали сигналы о их попытках установить контакты с местными жителями нашей приграничной зоны. Наибольшая активность мятежников отмечалась на западном Припамирье, охраняемом Московским и Хорогским погранотрядами. Непредсказуемость политики Амина и обстановки в этом регионе объективно привлекали внимание командования погранвойск КГБ к этому участку, охраняемому Среднеазиатским пограничным округом (САПО). Укрепление САПО началось еще раньше, в связи с известными событиями в сопредельном Иране, где под ударами повстанцев-моджахедов Хомейни к началу 1979 г. пал проамериканский режим шаха. Как известно, 200-тысячная иранская армия, прекрасно вооруженная и напичканная американскими советниками и инструкторами, развалилась в одночасье при первых же столкновениях с отрядами моджахедов (кстати, подтверждение тому, что победа армии в борьбе с повстанчеством, партизанами весьма проблематична). В этой связи не исключались прямые вторжения американцев в Иран (что позднее подтверждали сами американцы) и возможное развертывание там гражданской войны со всеми ее последствиями. Среднеазиатский пограничный округ, охранявший границу с Ираном (от восточного побережья Каспийского моря) и всю советско-афганскую границу, имел к тому времени десять пограничных отрядов, из них шесть на афганском участке. Погранотряды были полностью укомплектованы и в целом неплохо обеспечены в техническом отношении. Советско-иранский участок и большая часть советско-афганской границы (кроме памирского) были оборудованы сигнализационными системами и контролирующими устройствами. На практике это обеспечивало достаточно высокую надежность охраны границы, позволявшую своевременно пресекать даже одиночные попытки ее нарушения. Но округ не имел штатных тактических и оперативных резервов, малочисленной была и его авиация. Наиболее уязвимым считалось восточное побережье Каспия к югу от Красноводска, и для повышения надежности его охраны в 1978 г. здесь был развернут пограничный отряд (штаб - в г. Небит-Даг) и дивизион сторожевых катеров (Красноводск). С весны 1979 г. ситуация в Афганистане ухудшилась, и это требовало повышенного внимания уже к советско-афганской границе. Первоначальные меры здесь определялись штатными возможностями самого округа и некоторой поддержкой Центра. Была усилена разведка приграничных районов Афганистана, в погранотрядах, прикрывавших участки, где отмечалась повышенная активность мятежников в сопредельном приграничье (Хорогский, Московский и др.) были сформированы в качестве резервов маневренные группы. Погранзаставы получили дополнительный запас боеприпасов и материальных средств. Поступающая из Кабула информация от наших представителей не вселяла оптимизма: мятежники, воспользовавшись борьбой за власть кабульского режима, значительно расширили свой контроль в приграничных провинциях, особенно на юге и юго-востоке. Из-за тяжелых потерь афганских пограничников открытыми оказывались многие участки границы. Было вполне очевидно, что с приходом к власти Амина ситуация в ДРА еще более обострилась, поскольку в борьбу (открыто или скрытно) включились н сторонники Тараки. В ноябре возвратился в Москву наш посол в ДРА А. М. Пузанов (почти в то же время произошла замена и главного военного советника там). Александр Михайлович не строил иллюзий о перспективах развития ситуации в Афганистане, хотя его оценки в отношении Амина были более сдержанными и он не исключал возможность сохранения там нашего влияния. Действительно, в первой половине декабря складывалось впечатление о некоторой стабилизации наших отношений с режимом Амина (по крайней мере, по информации из Кабула). X. Амин, укрепляя свои позиции, расставлял на ключевые посты верных ему людей. Он не оставил попыток вовлечь в разгоревшуюся борьбу советские воинские части, предлагая на этот раз ввести их (подразделения МВД) в северные провинции ДРА. Перенос его резиденции во дворец Тадж-Бек (ранее там размещался штаб Кабульского гарнизона), безусловно, был вызван соображениями личной безопасности. Летом 1979 г. по его настойчивой просьбе (и с санкции Центра) мы провели с участием наших офицеров инженерной службы рекогносцировку местности, примыкающей к этому дворцу (сам дворец расположен на холме), для изучения условий его прикрытия (защиты) сигнализационно-заградительной системой. Были составлены все расчеты и план ее строительства, доставлены материалы, но августовские и, особенно, сентябрьские события в Кабуле дали повод притормозить это дело, а потом и вообще отказаться от него. И весьма кстати (как потом оказалось при штурме этого дворца). В декабре 1979 г. обстановка в Афганистане и информация оттуда наших представителей не предвещали резких изменений. В двадцатых числах декабря я с небольшой группой офицеров штаба находился в Среднеазиатском погранокруге на советско-афганской границе. Завершив дела в Керкинском погранотряде, мы припозднились с вылетом, но экипаж вертолета был допущен к ночным полетам и, согласовав условия посадки в Термезском погранотряде, наша группа направилась туда. На подлете к окраинам Термеза (уже в темноте) мы внезапно увидели множество огней костров и группки людей около них. Впечатление было такое, словно огромное скопище кочевников подошло к городу (а граница рядом!). Но встречавший нас начальник погранотряда пояснил, что здесь проходит отмобилизование термезской мотострелковой дивизии, а костры жгут для того, чтобы новобранцы - «партизаны», как их называли армейцы — смогли согреться и приготовить пищу. Днем мы побывали в штабе этой дивизии (она была кадрированиой и более чем наполовину пополнялась призывниками). Знакомый генерал из штаба ТуркВО с горечью поведал о нехватке материальных средств: палаток, экипировки, средств обогрева, о слабой профессиональной подготовке призывников, набранных в основном из районов Средней Азии, и прочих неурядицах. Поскольку все это проходило на фоне обычного учения, то это не очень и удивляло: разберутся, все отладят, поучат и отпустят по домам. Спустя пару дней, по прибытии в Москву, Вадим Александрович Матросов сообщил мне (разумеется, строго конфиденциально), что эти соединения, в том числе мотострелковая дивизия в Кушке, будут введены на днях в Афганистан. Эта новость обескуражила. И не столько условиями развертывания этих соединений, сколько связью с реальной ситуацией в Афганистане. Известно, что и по прошествии многих лет события, связанные с вводом наших войск в Афганистан, довольно активно обсуждаются, и не только в очередную годовщину. Начинают, как правило с «главного» вопроса: кто принимал такое решение? Академик Г. Арбатов позднее так оценивал это событие: «Допускаю, что из четырех человек, принявших решение (о вводе войск в Афганистан — Ю.Я.), двое не предвидели его последствий (Брежнев - из-за болезни, Устинов - из-за политической ограниченности). Но как могли совершить такую ошибку Громыко и особенно Андропов - этого я не в силах понять». При этом часто подчеркивают, что наши неудачи там были предрешены неправедным характером поставленных перед войсками целей и задач (словно побеждают только в праведных войнах), ошибочным решением на ввод войск и т. п. Не обходят вниманием проблемы («кто и зачем нас туда посылал») и наши военные. К сожалению, вместо объективного, откровенного объяснения декабрьской ситуации 1979 г. некоторые авторы даже в поздних своих изданиях ограничиваются подобными рассуждениями. Для большинства наших представителей, находившихся тогда в Афганистане, и речи не шло о масштабном участии советских войск в афганских делах. В августе 1979 г. в донесении из Кабула в Москву наш посол (А. М. Пузанов), главный военный советчик (Л. Н. Горелов) и представитель КГБ (Б. С. Иванов) предлагали направить в ДРА лишь два-три специальных батальона (один из них — для охраны нашей авиации в Баграме), мотивировав это тем, что такое присутствие повысило бы безопасность многочисленного персонала советских гражданских специалистов в ДРА и объектов нашего народнохозяйственного сотрудничества. К тому же среди афганской интеллигенции, офицерства, молодежи было распространено мнение, что приход в ДРА даже небольших (символических) советских сил решит многие проблемы: поднимется боевой дух афганской армии, НДПА, народа, ослабнут позиции мятежников. Но, как видим, эти предложения не были приняты во внимание, а реализовывалась идея полномасштабного ввода наших войск в ДРА. Надо признать, что основания к этому имелись довольно серьезные. Так, кроме факторов внутренней нестабильности в ДРА и нарастающей активности мятежников, поддерживаемых извне, возникали угрозы безопасности нашей страны с юга. Угрозы (особенно для некоторых республик Средней Азии) со стороны самого Афганистана, в случае прихода там к власти экстремистски настроенных исламских группировок. Но главным раздражителем в этом регионе все-таки считались действия США. То был, как известно, период глубокого кризиса, обострения советско-американских отношений, период активного сближения США с Китаем на антисоветской основе. С утратой своих важнейших позиций в Иране (после свержения там шахского режима) американцы предпринимали активные меры по восстановлению и усилению своих группировок войск, баз и инфраструктуры в районах, недалеко отстоящих от наших южных границ (включая районы Персидского залива и Индийского океана). Значительно усиливалась их разведывательная деятельность на этом направлении. Словом, проблемы были. Но, оставляя эти проблемы на совести политиков и историков, нам, военным профессионалам, думается, было бы логичным прежде всего размышлять о том, почему нашим войскам не удалось решить поставленные перед ними задачи, и, несмотря на отчаянные усилия, мы ушли из Афганистана при возрастании активности моджахедов? «Генштаб предложил, — вспоминает один из руководящих генералов Генштаба того времени, — войска ввести, но стать гарнизонами в крупных населенных пунктах и в боевые действия... не ввязываться... Но когда войска вошли, начались провокации...» Но разве в Генштабе не знали, что в Афганистане уже с весны 1979 г. шла, по сути, гражданская война, и можно ли было мирно усидеть в гарнизонах? Такие попытки, как известно, были, но они на стабилизацию обстановки не влияли и от потерь не уберегали. Думается, проблема заключалась, прежде всего, в более внимательном учете той, афганской специфики. Взять, к примеру, определение оптимального состава привлекаемых сил и средств к антиповстанческим операциям и их надлежащую подготовку. Истина, известная со времен Александра Македонского. Любому профессионалу, интересующемуся Афганистаном, было ясно, что вооруженная борьба там протекает в форме партизанских действий — нетрадиционных и неведомых для армии. И чтобы, кроме «гарнизонного стояния» проводить в этих условиях более активные меры (а это тоже предусматривалось Генштабом), требовались, видимо, не наспех отмобилизованные, укомплектованные «партизанами» соединения и части, а иные силы, профессионально подготовленные к антиповстанческим действиям. Но таких сил почти не было. Даже воздушно-десантные части, наиболее боеспособные, к таким действиям, как известно, не готовятся. В таких случаях определяющим становится принцип: «Чем больше, тем лучше» (И сейчас некоторые авторы утверждают, что увеличив в 1,5-2 раза в ДРА нашу 70-тысячную группировку войск, можно было добиться победы.) Здесь мне кажется уместным вспомнить другие события, более чем 100-летней давности. Известный русский военачальник, знаток Востока генерал М. Скобелев во время Ахал-Текинского похода (приведшего, как известно, к завоеванию территории нынешней Туркмении) имел численность войск не более 35-40 тыс. человек. Он решительно противился попыткам Военного министерства и некоторых своих командиров увеличить эту группировку, утверждая, что «наша сила здесь - в малочисленности». Скобелев, хорошо зная причины неудач англичан в Афганистане, понимал, что на территории Туркмении (сходной с афганской) в борьбе с текинскими племенами наиболее эффективны мобильные и профессионально обученные казачьи и егерские части, а излишняя концентрация войск в подобных районах лишь порождает проблемы (болезни, сложность снабжения и пр.) и увеличивает небоевые потери. Поэтому, принцип «лучше меньше, да лучше» для действий в Афганистане, видимо был бы более приемлем. Казалось бы, стоит ли сегодня говорить и спорить об этом? Думаю, стоит. Наши неудачи и потери, к примеру, в Чечне уже после Афганистана, лишь подтверждают тот факт, что мы плохо учимся даже на собственных ошибках. Но вернемся к делам пограничным. Развертывание воинских формирований в приграничных районах, а затем перевод их через государственную границу — всегда серьезная проблема для пограничников. Особенно когда у них нет точной информации об этом (хотя такое и предусмотрено специальным положением). Чтобы избежать излишней волокиты и переписки, командованию Среднеазиатского погранокруга было дано указание — согласовать с командованием ТуркВО и командирами соединений на местах время и порядок перехода ими советско-афганской границы. Из штаба погранвойск в Среднюю Азию убыла группа офицеров для оказания помощи округу и поддержания связи с Центром. Поскольку отмобилизование и развертывание многих частей проходило в непосредственной близости от границы (Кушка, Термез и др.), было важно исключить любое, даже одиночное нарушение границы. Надо сказать, что со всеми этими задачами Среднеазиатский погранокруг успешно справился. Переправа через Аму-Дарью (под Термезом) и переход войск через границу (в Кушке) начались 25 декабря по двум основным маршрутам: из Термеза на Кабул через перевал Саланг и из Кушки на Герат. Наиболее сложная задача выпала 860-му отдельному мотострелковому полку, который выдвигался на Файзабад (центр провинции Бадахшан) из Ишкашима по труднейшему памирскому маршруту, почти необорудованному. Воздушно-десантные части, как известно, перебрасывались самолетами. Переход войск через границу в целом прошел нормально. Почти не было инцидентов и в ближайшем афганском при-кордоне. В некоторых населенных пунктах войсковые колонны встречали представители местных властей ДРА, и даже возникали импровизированные митинги. Еще малочисленные здесь к этому времени силы мятежников и фактор внезапности обеспечили относительно спокойный, беспрепятственный проход войсками афганских приграничных районов. И все же продвижение войск к намеченным объектам давалось нелегко. «В установленное время части нашей Кушкинской дивизии вышли в будущие пункты дислокации - Герат-Шинданд, под Кандагар - вспоминал бывший командир этой дивизии, а впоследствии наш сослуживец, заместитель начальника погранвойск КГБ генерал Ю. В. Шаталин. — Тяжелее всего было «партизанскому» полку, как мы называли 373-й полк... Его пришлось собирать в окрестностях Кандагара в течение двух суток». И, конечно, были потери людей и техники из-за слабой обученности, неорганизованности и пр. Забегая вперед, скажу, что в мае 1980 г. мне довелось бывать в частях этой дивизии в Шинданде и под Кандагаром. Там же находились и наши офицеры-пограничники, работавшие советниками и специалистами в афганских частях. Жара стояла невыносимая, в бронетранспортер нельзя было сесть без перчаток — так нагревалась броня. Подразделения дивизии, ее службы, в том числе и медицинские, располагались в палатках, условия в которых больше напоминали парилку. Но несмотря на эти и другие сложности, дивизия активно действовала по блокированию основных маршрутов движения бандгрупп и караванов с оружием, а затем и в операциях. Первоначальная информация о штурме дворца Амина 27 декабря, гибели полковника Г. И. Бояринова и других событиях в Кабуле была довольно скупой. Доклады наших пограничных представителей оттуда А.А. Власова и В.А. Кириллова (принявших, кстати, активное участие в разработке общего замысла действий и занятии здания афганского Генштаба, где без стрельбы тоже не обошлось, причем был убит и начальник ГШ М. Якуб) были предельно лаконичны. Уже позднее детали тех декабрьских событий обрастали подробностями, порождая самые различные, порой прямо противоположные мнения о них. И сейчас, некоторые наши политики задают вопрос, а стоила ли игра свеч, (т. е. нужен ли был штурм дворца Тадж-Бек), и что мы выиграли, устранив Амина? Мне неоднократно приходилось встречаться с Амином, беседовать с ним, порой, по острым проблемам, видеть его на совещаниях и других мероприятиях. Я знал многих людей, длительное время с ним общавшихся. И у меня не изменилось мнение о том, что он был для нашей страны ненадежным партнером (в отличие от Тараки). В Афганистане и за его пределами он раздражал многих и вряд ли ему удалось бы стабилизировать ситуацию в стране, даже при нашей активной помощи. Типичный диктатор восточного типа, он, как мне кажется, пытался активно использовать помощь СССР для укрепления режима личной власти, активно шантажируя наше руководство. Нельзя исключать, что даже сохранив власть, он в будущем мог решительно отмежеваться от «Советов», как это делали до него многие диктаторы (Мао Цзэдун, Тито, Чаушеску и др.). К тому же известно, что поддержка любого диктаторского режима добром обычно никогда не заканчивается. В Кабуле был объявлен новый состав высшего органа власти - Ревсовет во главе с Б. Кармалем (он же премьер-министр), одним из руководителей НДПА до официального раскола этой партии на «халькистов» и «парчамистов». Из тюрем были выпущены известные руководители партии и апрельских событий 1978 г. - С. Кештманд (стал заместителем председателя Ревсовета) и А. Кадыр (стал министром обороны). Новые лидеры сразу внесли поправки в «большевистские» цели и методы Тараки и Амина, объявив, что «нашей непосредственной задачей в современных условиях не является строительство социализма, а укрепление и развитие прогрессивных социальных и политических основ республики». Но уже вскоре станет ясно, что даже такая умеренность позиций нового руководства мало помогала - страна была взбудоражена, по сути, гражданской войной, в которой невольными союзниками мятежников-исламистов становились и наиболее яростные «халькисты» - сторонники Амина. Активность нашего военного участия в делах Д РА просматривалась и на советско-афганской границе. С приходом войск в Афганистан спокойствие на границе не установилось: на автодорожных контрольно-пропускных пунктах (КПП), в Ташкентском и приграничных аэропортах началось активное перемещение (одиночное и групповое) военнослужащих, различной техники и грузов. В этом потоке надо было исключить нелегальное проникновение нарушителей, а главное, воспрепятствовать контрабандному провозу оружия, боеприпасов и наркотиков. Меры, принятые тогда отделом КПП штаба погранвойск (его возглавлял мой заместитель и давний товарищ генерал Ю. Г. Ницын) были своевременными и нужными. На всем протяжении афганской компании у нас не было с этим проблем, хотя многочисленные попытки и нарушений границы и нелегального провоза запрещенных предметов, оружия и различной контрабанды имели место. Пройдет 15-20 лет и через эту границу в Россию хлынет огромный поток наркотиков (исчисляемый тоннами), с трудом сдерживаемый российскими пограничниками и их коллегами по СНГ. При этом бессильными (или заинтересованными?) окажутся поставленные американцами афганские власти и их правоохранительные структуры. В то время даже при всех неурядицах в сопредельном Афганистане, подобные угрозы для нашей страны удавалось устранять уверенно и надежно. Казалось бы, вступление наших войск в Афганистан, прошедшее в более-менее благоприятной обстановке, закрепит в этой стране стабильность. Однако уже через несколько дней к нам стала поступать информация о возрастании активности мятежников, в том числе в ближайшем к нам прикордоне. Участились случаи нападения их на воинские подразделения, захват некоторых населенных пунктов, теракты в отношении представителей местных властей и военнослужащих. Было ясно, что эта граница становится все более опасной, и нужны меры с нашей стороны, более активные, нежели те, которыми мы ранее ограничивались. Тогда и возникла идея — для повышения безопасности некоторых наиболее активных участков этой границы перенести наши действия в ближайший афганский прикордон, создать своего рода «пояс безопасности». Правовая основа для этого была — неоднократные официальные обращения афганского руководства. Но Среднеазиатский погранокруг не имел специальных штатных подразделений для выполнения подобных задач, поэтому их предстояло сформировать из состава штатных погранотрядов. При определении целей и задач так называемых «сводных боевых отрядов» (СБО) тоже возникали проблемы. Заманчиво было ограничить их присутствие в афганском прикордоне лишь охраной и защитой каких-либо важных объектов, да оказанием консультативной и материально-технической помощи афганским пограничным подразделениям. Кстати, на это указывал и Ю. В. Андропов, когда утверждал замысел наших действий в ДРА. Тогда многим в Минобороне да и в КГБ, казалось, что одного факта присутствия наших войск в ДРА (даже без их участия в боевых действиях) достаточно будет, чтобы стабилизировать там обстановку (кстати, это был один из аргументов Тараки и Амина, объясняющих необходимость ввода в ДРА наших войск). Разумеется, ни я, ни те из моих товарищей, кто уже бывал в Афганистане, такого оптимизма не разделяли, но принцип «ограниченного применения» в ДРА наших сил тогда был все-таки принят руководством в качестве основы при разработке конкретных задач для наших СБО. Первые наши действия (с началом января 1980 г.) заключились в переправе двух СБО: одного — на участке Пянджского погранотряда, для взятия под охрану афганского порта Шерхан, другого — из района Калай-Хумб (участок 66-го Хоргского погранотряда) в район афганского Нусай, где располагалась резиденция афганского пограничного комиссара. Эти действия прошли вполне благополучно и без потерь. Афганские приграничные власти (в т.ч. и военные) оказывали всяческое внимание и помощь. При этом раздача местному афганскому населению (буквально во всем нуждавшемуся) продуктов питания, зерна, керосина, предметов домашней утвари (что ныне именуется гуманитарной помощью) воспринималась афганцами с благодарностью. Но такое благополучие продолжалось недолго. Спустя две-три недели СБО 66-го погранотряда вынужден был оказывать боевую помощь афганским пограничникам и ополченцам в освобождении от мятежников кишлака Джорф. Операция прошла удачно, но при совершении марша сорвался в горную реку и затонул бронетранспортер с экипажем пограничников. Это была первая серьезная и, к сожалению, не последняя наша потеря в этой кампании. Непосредственное руководство действиями СБО на этом этапе осуществляли начальники погранотрядов, а вопросы их взаимодействия, в том числе с афганскими властями и нашим армейским командованием в ДРА -командование Среднеазиатского пограничного округа (начальник войск генерал-майор И.Г. Карпов) С января 1980 г. руководство действиями СБО в афганском прикордоне осуществлялось уже оперативно-войсковой группой (небольшой по составу), которую возглавлял начальник штаба округа полковник В.Н. Харичев Замыслы и планы, разрабатываемые этой группой управления рассматривались и утверждались в штабе погранвойск, обычно при личном участии генерала В.А. Матросова. Такая система управления была тяжелым бременем для Среднеазиатского округа, но командование и весь коллектив погранокруга многое сделали для подготовки и успешного проведения первых операций в Афганистане. Несмотря на крайне сжатые сроки подготовки СБО, ограниченные возможности и отсутствие опыта в таких делах, в округе в целом организованно и слаженно были проведены формирование, подготовка и рейды СБО и других погранотрядов (численностью свыше 1200 человек) в ближайшем афганском прикордоне. Мне думается, здесь уместно отметить хорошую организацию действий и умелое командование первыми подразделениями (СБО) в афганском прикордоне офицерами из числа руководства погранотрядов таджикского направления — Н. Малютина, В. Мирошниченко, В. Сушко, В. Казакова, Д. Давыдова, Д. Файзиева и других. Но Среднеазиатский погранокруг остро нуждался в поддержке Центра, и можно без преувеличения сказать, что с началом 1980 г. штаб, тыл и другие органы управления ПВ много и плотно занимались его делами. За эти два-три месяца округ был усилен личным составом (свыше 2 тыс.человек), автобронетехникой, авиацией и вооружением. Это позволило укрепить пограничные заставы, создать в каждом погранотряде мобильные резервы - мотоманевренные группы на БМП и БТР. Своих резервов Центр не имел, и все это усиление для советско-афганской границы приходилось поставлять из других пограничных округов. Это был не лучший, вынужденный вариант, но иных возможностей тогда не было. Сознание того, что наше участие в афганских делах — это всерьез и надолго (а оно уже тогда утверждалось в штабе), в то же время не снимало ответственности и за другие участки границы. Вступление наших войск в ДРА, как известно, резко обострило и без того масштабные акции США и их союзников против СССР, в том числе и разведывательные. На совещании руководящего состава КГБ СССР в январе 1980 г. Ю. В. Андропов, подчеркивая возросшую агрессивность США и их союзников, потребовал от руководителей органов и войск КГБ повышения активности и наступательности в работе (действиям наших пограничников в ДРА он дал тогда высокую оценку). Наши действия в отношении американских спецслужб и их союзников, указывал он, должны быть адекватными. «Надо действовать решительно и дерзко, особенно там, где мы до этого проявляли терпимость и стеснительность...» И эти установки относились не только к действиям внешней разведки (ПГУ) и других органов КГБ: перед пограничниками ставилась задача — повысить активность действий в приграничных районах Афганистана для оказания помощи местным властям ДРА в стабилизации обстановки. Да и всем, кто занимался тогда Афганистаном, становилось ясно, что митингами и раздачей гуманитарной помощи афганскому населению уже не обойдешься. Наибольшую опасность представляли несколько активных бандгрупп мятежников в приграничных районах ДРА, главным образом - на западном Памире. В феврале-марте 1980 г. там была проведена операция подразделениями (СБО) Хорогского, Московского и Пянджского погранотрядов. Руководил ею начальник штаба САПО полковник В.Н. Харичев. Операция была неплохо подготовлена, активно поддерживалась авиацией (вертолетами) и в целом прошла успешно. Но этим, естественно, дело не ограничилось. Надо отметить, что приграничные районы ДРА на западном Памире (провинции Бадахшан и Тахар) требовали нашего повышенного внимания не только из-за их относительной близости к Пакистану и Китаю, откуда, как и ожидалось, шла подпитка мятежников. Туда бежали и там осели (особенно против участков Московского и Пянджского погранотрядов) многие участники басмаческих банд, руководимых известным главарем Ибрагим-Беком и другими курбаши, разгромленными в начале 30-х годов на юге Таджикистана. Потомки басмачей оказались хорошим пополнением для мятежных формирований в Афганистане. Угроза безопасности нашей границы потребовала провести, кроме упомянутой операции «Горы-80», и другие оперативно-боевые действия для очистки этих районов от мятежников. В мае месяце по просьбе афганского руководства силами Мургабского погранотряда (Восточный погранокруг) на Малом афганском Памире (МАП) были взяты под охрану вероятные маршруты движения караванов с оружием и боеприпасами из Пакистана и Китая. Надо подчеркнуть, что операция по вводу подразделений Восточного пограничного округа в Афганистан на Памире проходила в исключительно сложных условиях. Моторизованным подразделениям пришлось преодолеть сотни километров бездорожья в условиях высокогорья (более 5 тыс. метров над уровнем моря). Операция прошла успешно и без потерь. Руководство ею осуществляли начальник войск ВПО генерал-лейтенант В. С. Донсков и его заместитель генерал-майор Б. Е. Сентюрин. Первые действия наших СБО в приграничных районах ДРА с началом 1980 г. в Среднеазиатском и Восточном погранокругах и у нас в штабе погранвойск всесторонне анализировались. В том, что эти подразделения действовали в зонах ответственности пограничных отрядов, управлялись и всесторонне обеспечивались ими, в том числе и в оперативном отношении, было много положительного. Возможности пограничного отряда обеспечивали этим подразделениям в афганском прикордоне хорошее знание обстановки, тесную связь и взаимодействие с местными афганскими властями, воинскими частями и органами правопорядка. Все это позволяло тогда нашим СБО вполне успешно решать оперативно-боевые задачи при самых минимальных потерях (да и то в основном по причине несоблюдения мер безопасности). Но были и минусы. Общая координация действий, утверждение замыслов и планов проведения наиболее сложных операций и других мер оставались в ведении ГУПВ, а их разработка и реализация осуществлялись пограничным округом, его оперативно-войсковой группой. Поэтому основная тяжесть в решении этих новых и сложных задач легла на плечи командования погранотрядов. При этом с них не снималась ответственность за состояние охраны границы на вверенных участках и положение дел на заставах. Это следовало бы поправить, но из-за ограниченности сил и средств и малого опыта такая схема управления сохранялась до весны 1981 г. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|