ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Афганская поговорка 2 страницаЗадание было необычным и сложным, поскольку нужно было не только более-менее реально спрогнозировать вероятные варианты действий мятежников, но и хорошо знать город, его окраины, не говоря уже о дислокации и возможностях привлекаемых сил и средств и многое другое. Обнадеживало то, что в составе группы были офицеры, находившиеся здесь уже продолжительное время. Да и нет худа без добра: повседневная текучка не давала возможности ознакомиться с городом, а тут уж изволь поинтересоваться. Правда, уже с других точек зрения, но все же... Задание это отнимало много времени, тем не менее, через пару недель такой план был разработан и утвержден Амином. Почти одновременно последовала просьба Ш. Маздурьяра (МВД) ознакомиться с перевалом Саланг и высказать наши предложения о порядке его охраны и защиты. О перевале этом, сооруженном под руководством наших специалистов, написано много и нет нужды повторяться. Замечу только, что впечатление он (сам тоннель) производит сильное, а его надежная охрана и защита, по нашим расчетам, требовала привлечения специальных подразделений армии и царандоя. И все-таки основной проблемой — прикрытием границы с Пакистаном и Ираном — приходилось заниматься повседневно. День обычно начинался с изучения и оценки собранной за ночь из пограничных провинций (отделов погранслужбы) информации и проведении каких-либо мер при чрезвычайных обстоятельствах. Сложно шла разработка плана развития и усиления погранохраны ДРА, ранее согласованного с Амином (этим много занимался полковник В.А. Кириллов), поскольку проблема заключалась в отыскании источников комплектования пограничных структур главным образом офицерами и сержантами, а также потребного количества вооружения и техники. Попытки наши заручиться поддержкой руководства Минобороны и МВД ДРА (при весьма прохладном отношении к этому наших советников в обоих ведомствах) оптимизма не вселяли: у каждого свои проблемы, а к состоянию погранохраны, как бедному родственнику, все привыкли. Отсутствие у правительства специальных мобильных сил в приграничных провинциях и слабые возможности погранохраны способствовали активности мятежников. И не только на пакистанском направлении. В последней декаде марта их вооруженные группы захватили важные населенные пункты Калай-Нау и Баламургаб в Гератской провинции, вышли к перевалу Зульфагар (стык границ СССР, Ирана и Афганистана), блокировали Тургунди — пограничный перевалочный пункт рядом с советской Кушкой. Выяснение и оценка подобных ситуаций, выработка предложений и мер по ним проходили, как правило, непосредственно в МВД. И оттуда же готовились указания в провинции — руководителям царандоя, МВД, либо начальникам отделов погранслужбы. При чрезвычайных обстоятельствах (нападении мятежников на пограничные подразделения, угрозе их захвата) приходилось обращаться к нашим военным советникам за помощью афганскими армейскими частями (если они дислоцировались недалеко), либо авиацией (обычно вертолетами) для нанесения ударов по мятежникам, доставки боеприпасов, продовольствия, эвакуации раненых и пр. Такая практика взаимодействия не всегда срабатывала верно и вовремя, но Генштаб ДРА от принятия иных вариантов отказывался, ссылаясь на многие обстоятельства. Между тем становилось все более очевидным, что положение пограничных подразделений, ослабленных и разобщенных, а подчас действующих на территории, контролируемой не властью, а мятежниками, неминуемо приводит к их утрате. Нужны были иные подходы к решению этой проблемы. К сожалению, слишком много было к этому препятствий: и ограниченные возможности в стране, и сила традиций, не говоря уже о межведомственной разобщенности. Сложно иногда давалось решение текущих проблем. К примеру, повышение оперативности прохождения информации с границы, увеличение ее объемов потребовало пересмотреть порядок ее обобщения и анализа в Отделе погранслужбы ДРА и у нас в представительстве. Привлекли к этой работе и некоторых офицеров-пограничников, прибывших из Союза. По инициативе представительства, поддержанной главным военным советником, вскоре было организовано ежедневное совместное (Генштаб, МВД, АГСА) обобщение и анализ оперативной информации для руководства этих ведомств. Урывками знакомились с Кабулом. Его не сравнить ни с каким городом Средней Азии. Горные холмы Асмал и Шир-Дарваза делят город на основную — северо-восточную часть, наиболее застроенную, с правительственными учреждениями, дипломатическими представительствами и различными офисами и юго-западную - более зеленую, менее скученную, где размещается Кабульский университет, советское посольство и южнее - район Дар-Уль-Аман с дворцом Тадж-Бек. Через весь город с юга на северо-восток протекает река Кабул, грязная, местами похожая на обычный ручей или арык. Тысячи глинобитных и жилых полупещер, террасами расположенные на склонах гор и холмах, соседствуют с кварталами домов-коробок по типу наших «хрущевок», с районами, где размещены частные дома-виллы. Есть и достопримечательности: монумент Свободы на площади Майванд, мавзолей Надир-Шаха, посольский городок в районе Шахренау, сад Бабура, старая крепость Бала-Хисар и др. И еще кабульские базары, в том числе подземный (его, почему-то называют «Грязный»), галереи которого тянутся на сотни метров - без проводника новичку оттуда не выбраться. Магазинов европейского типа очень мало, но мелкие лавчонки, дуканы, кофейни — на каждом шагу. И, конечно, в Кабуле, как и других местах Афганистана, при всей убогости его цивилизации, удивляет экзотика, причудливая смесь восточных колоритов. Пуштуны и арабы, индусы и хазарейцы, белуджи и таджики — пестрый яркий конгломерат людей, восточной одежды, нравов и обычаев характерен для этого города. И еще — смесь народов и смесь цивилизаций. Здесь верблюды, ослы и современные автомобили воспринимаются вполне естественно, как и европейский костюм горожанина, паранджа и пуштунское одеяние кочевника. А в дуканах вместе с продукцией современных японских, китайских и других фирм можно было увидеть предметы быта, утвари, искусства и оружия XIX века. Относились к нам в то время афганцы вполне нормально, а молодежь, студенчество — дружелюбно, с симпатией. Конечно, случались факты враждебности, угроз в отношении наших граждан со стороны отдельных экстремистски настроенных групп и лиц. В последующем, как известно, отношения большинства афганцев к нам станут иными, чаще — враждебными. Но тогда все было проще, верилось, что все уладится. Особый колорит городской жизни — мальчишки Кабула. Одетые кое-как, в большинстве босоногие, бойкие, веселые и общительные, они стайками кружат на улицах и базарах, у дуканов и других мест скопления людей в поисках случайного заработка. Наш «шурави» для них всегда заманчивый объект, и они не отстанут от вас, пока вы не выгребите им всю свою мелочь. С советских времен мы верили в преимущество многонационального государства и незыблемость «дружбы народов». Развал Советского Союза при активном участии в этом региональных (республиканских) национал-сепаратистов, в том числе и российских, серьезно поколебал эту веру. Но это будет потом. А тогда, в 70-е годы, мы как-то не особенно задумывались о том, как сложно обеспечить в многонациональном Афганистане мир и стабильность. Типичная картинка для улиц Кабула тех лет: тележку (арбу), доверху нагруженную мешками с зерном или углем тянут два-три полуголых (в набедренных повязках) низкорослых и худых хазарейца. А на мешках сидит подбоченясь тучный, усатый пуштун. Каждому свое. В Афганистане (в Кабуле, к примеру) всю тяжелую, грязную работу делали хазарейцы, и это никого не удивляло. Пуштуны, представляя в стране не более 40% населения (20% составляют таджики, около 10% — узбеки и столько же хазарейцы), всегда были правящей нацией, выдвигая с королевских времен высшую чиновничью элиту в центре и в провинциях. Новый режим, думается, никаких изменений в этот давний порядок не внес. Но то, что позволено Юпитеру, не позволено быку. И если королевскому режиму Захир-Шаха и его предшественникам сходила с рук эта «пуштунизация», то новой власти — вряд ли. По крайней мере, районы, где была высока плотность национальных меньшинств, особым дружелюбием к власти Кабула не отличались. Гордость руководства Д РА и его постоянная головная боль - НВС (народные вооруженные силы) - армия Афганистана. Апрельская революция (1978), совершенная, по сути, несколькими подразделениями кабульского гарнизона во главе с офицерами Кадыром, Ватанджаром и другими, обросшая затем различными легендами, давала повод для подчеркивания особой (революционной) роли армии в развитии афганского государства и общества. После Кадыра, который оказался вскоре после революции в тюрьме стараниями Амина, министром обороны стал А. Ватанджар. Человек интеллигентный, всегда внимательный, с мягкой улыбкой, он был мало похож на крупного военачальника, но пользовался большим авторитетом в армии. Он был близок к семье Тараки и безгранично ему предан. Начальник Генштаба майор Якуб, из десантников, напротив, был человеком хватким, жестким и амбициозным. Хорошо говорил по-русски. Пользовался большим доверием Амина. После структурной реорганизации, проведенной к началу 1960-х гг. под руководством наших советников (и по нашим образцам), соединения и части афганской армии оставались неизменными до конца 1980-х гг. В своем составе она имела три корпуса, 12 дивизий, несколько отдельных бригад и полков, и довольно высокую численность - свыше 160 тыс. военнослужащих. На ее вооружении имелось около 160 самолетов, 650-700 танков, такое же количество БТР и БРДМ, свыше 2300 орудий, минометов и ПТУРС. Для отсталой, экономически слабой страны содержание такой армии, безусловно, было тяжелым бременем. Однако амбициозность вождей (и королевских, и республиканских), возлагавших на армию готовность к войне с внешним сильным противником, вынуждала оснащать ее вооружением и техникой по-современному. Обремененная такой техникой и оружием, дорогостоящая и громоздкая, она в силу слабого профессионализма личного состава и командования вряд ли могла достойно противостоять армиям своих соседей. Львиная доля военного бюджета (и нашей безвозмездной помощи), расходуемая на армию, исключала содержание хотя бы минимально потребных сил погранохраны и внутренних войск, то есть сил безопасности, способных защищать границу и вести борьбу с формированиями мятежников. Мировой опыт имеет много примеров того, когда страны с ограниченной экономикой (Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Африка) содержат армии небольшие, но «многофункциональные», которые способны и прикрывать границы, и проводить операции против партизан (повстанцев). Практически Афганистану за всю его историю, исключая войны с англичанами в XIX веке, армия была нужна не для войны с внешним агрессором, а как полицейская сила против вечно бунтующих племен. Однако, как уже говорилось, эта армия не была ни армией в полном смысле слова (несмотря на обилие техники и оружия), ни, тем более, полицейской силой. Уже первые операции, боевые действия против мятежников на рубеже 1978-1979 гг. и в первой половине 1979 г. подтвердили ее слабую эффективность. Попытки «замирить» племена, не признававшие новый режим, и ликвидировать мятежников активным применением авиации тоже не давали результатов. И это при том, что только в первом квартале 1979 г. ею было совершено свыше 1700 боевых вылетов и израсходовано 2,5 тыс. авиабомб и около 10 тыс. НУРСов. Такие удары, по сути, только множили противников кабульского режима. Потери армии в первых же столкновениях с мятежниками были весьма ощутимы. Так, за первое полугодие 1979 г. (поданным военной контрразведки) было потеряно шесть батальонов (часть разгромлена, часть ушла к мятежникам), попали в плен или ушли к противнику более 3,5 тыс. военнослужащих, в том числе около 200 офицеров. За это же время к мятежникам попало 8 танков, 30 БТР и БРДМ, более 200 пулеметов, около 2000 автоматов. В армии, несмотря на массовые «чистки» и замену всего высшего комсостава после апреля 1978 г. (в руководстве Минобороны, Генштаба, корпусов и дивизии оказались подполковники, майоры и капитаны), постоянно возникали очаги недовольства, порождающие локальные мятежи и заговоры. К примеру, в течение одного года (с апреля 1978 г.) такие события происходили в Кабульском, Гератском, Джелалабадском, Гардезском и Мазари-Шарифском гарнизонах. Власти не особо утруждали себя выявлением истинных причин недовольства (они чаще возникали по вине самих властей) и активно прибегали к арестам и другим репрессиям, что только обостряло проблемы. Тем не менее эта армия, думается, могла бы в то время для Афганистана быть не слишком затратной и более эффективной в реальной обстановке. Но это требовало улучшения ее структуры, оснащенности и мобильности с учетом особенностей этого региона. А главное — ориентации оперативной и боевой подготовки на действия в условиях партизанской войны. К сожалению, на это не смогли решиться ни руководители Министерства обороны Ватанджар и Якуб, ни наш главный военный советник в ДРА и его аппарат. Наш главный военный советник (ГВС) генерал Л. Н. Горелов провел в Афганистане много лет, начиная еще со времен короля Захир-Шаха. Афганскую армию, безусловно, знал хорошо, и как человек, много вложивший труда в нее, болезненно воспринимал любые попытки переосмыслить роль и функции армии в новой складывающейся ситуации. Негативно воспринимал он и предложения об оказании помощи, прежде всего офицерами и техникой, афганской погранслужбе в охране и защите границы. «Здесь армия решает все, — утверждал он, — и она не может отвлекаться на второстепенные дела». Этот аргумент, кстати, неоднократно приводил и Амин. О том же, что армия объективно окажется втянутой в решение и этих «второстепенных» дел, как видим, тогда мало задумывались. И в этом, мне кажется, одна из причин происхождения и будущих потерь, и неудач афганской армии. В первых числах апреля была завершена разработка плана развития и усиления пограничной охраны ДРА на ближайший период (3-4 года). Пригодились нам и разработанные ранее, в 1978 г., предложения, побывавшего здесь начальником отдела Оперативного управления штаба ПВ полковником В. В. Сахаровым. Конечно, если учитывать реальную обстановку на границе и в приграничных районах Афганистана, то нужны были пограничные войска настоящие - хорошо оснащенные, мобильные, профессиональные. Но на что мы тогда могли реально рассчитывать? Только, на то, что имелось к весне 1979 г. (выше указывалось). Реально этими силами можно было лишь контролировать отдельные, наиболее важные участки. На первом этапе (1979-1981) предполагалось некоторое усиление пограничных подразделений, перевод их на единые штаты, уточнение их задач и участков ответственности. При этом имелось в виду улучшение управления во всех звеньях, а для этого предусматривалось усиление управлений батальонов (офицеры, транспорт, средства связи и пр.), отделов погранслужбы провинций и центра, в том числе прикомандирование к ним наших советников. Планировалось также дополнительно сформировать на этом этапе три погранбатальона, четыре отдела погранслужбы в провинциях, шесть резервных рот и отдельный КПП в Кабуле. Для реализации этих мер дополнительно требовалось около 5 тыс. военно-служащих, в том числе 550 офицеров. В последующем на втором этапе (1981-1983) имелось в виду создать самостоятельную пограничную службу в составе МВД, переформировать отделы погранслужбы провинций в пограничные полки, сведенные в три пограничных округа. Предполагалось, что пограничное ведомство ДРА, имея общую численность около 22 тыс. военнослужащих, будет располагать своими авиационными подразделениями и тактическими мобильными резервами на наиболее важных участках. Для Афганистана, с учетом его «мятежных» границ, это был уровень ниже минимально потребного. Для сравнения: соседние Пакистан и Иран, имея почти одинаковые по протяженности границы (но более спокойные), содержали в то время погранслужбы в 1,5-2 раза превышающие по численности даже проектируемую погранслужбу ДРА. На обоих этапах проблема проще решалась с вооружением и техникой, поскольку наши заявки были приняты почти с оптимальными сроками поставки из Союза. Мы рассчитывали, что в отличие от прошлого сумеем с помощью молодежных организаций НДПА и органов АГСА организовать призыв пригодного к службе на границе молодого пополнения. Сложнее было с офицерами. Их требовалось около 600 человек, а учебные заведения и краткосрочные курсы (при академии царандоя) этой проблемы не решали. Полагаться же на призыв в качестве офицеров различного рода экстерников (бывших студентов, выпускников колледжей и пр.) в подразделения, которые практически действуют в боевых условиях, было бы просто неразумно. Оставалось надеяться, что армия, и МВД, реально заинтересованные в укреплении погранслужбы и охраны границ, окажут ей в этом посильную помощь. В ходе работы над проектом провели несколько рабочих встреч с министром внутренних дел ТТТ Маздурьяром, его заместителем Таруном. Побывали и в министерстве обороны — у Якуба. Замысел и остальные мероприятия этого плана они поддерживали, но в отношении выделения офицеров дружно ссылались на Амина: как он скажет, так и будет. Это уже настораживало. К тому же осознанно или нет, но среди наших советников в МВД возникло предположение (а оно сразу же стало известным и в МВД, и в Министерстве обороны) о скорой якобы передаче погранслужбы ДРА в АГСА. В действительности об этом и речи быть не могло, учитывая, что сама АГСА тогда была довольно слабой. Мы постарались сразу же развеять эти домыслы, но позиции пограничников это не укрепило. 17 апреля состоялась встреча с Амином, на которой рассматривался этот план. Присутствовали руководители МВД ДРА, а также Л. П. Богданов, полковник В. А. Кириллов и автор этих строк. Учитывая, что Амин уже был знаком ранее с основными наметками плана, я ограничился кратким изложением замысла основных мер усиления погранохраны и источников ее пополнения офицерами (предлагалось ежегодное поступление: из армии 50-60 офицеров и по 40-50 офицеров из академии царандоя (МВД), из партийного набора в организациях НДПА, с курсов сержантов-пограничников и из гражданских вузов). Амин внимательно все выслушал и сказал, что с предложениями этими он «согласен на сто процентов», но хотел бы высказать и некоторые соображения (привожу их почти дословно). «1. Мы находимся в состоянии войны с Пакистаном, у нас с ним нет границы, и все вопросы там решает армия. Когда там закончатся боевые действия, тогда можно посылать туда пограничников (справка: там, на границе, т. н. «линии Дюранда» всегда находились афганские пограничники — 8-9 погранбатальонов). А пока мы не должны нарушать традиционные связи племен, и там нужен обычный контроль за провозом оружия и боеприпасов. Нам, прежде всего, нужно закрыть границу с Ираном. 2. Нам не нужны погранвойска на севере (имеется в виду граница с СССР - Ю.Н.). Но там появились банды мятежников, и это дискредитирует нас. Там стоят наши 17-я и 18-я пехотные дивизии. Дайте гарантию, что там все будет в порядке, и я отдам вам обе эти дивизии, пусть они решают все вопросы... 3. Для нас армия - основа всего, а у нее самой некомплект офицеров - 11 тысяч человек, поэтому дать офицеров пограничникам она не может. Такое же положение с кадрами в МВД и НДПА. Словом, нужно искать источник пополнения офицеров среди самих пограничников и в гражданских вузах...» Поскольку этими «соображениями» Амин практически дезавуировал свое же «стопроцентное согласие с планом», пришлось на это возразить ссылкой на опыт других стран. Пояснили, что надежная охрана границы всегда была и остается гарантом стабильных межгосударственных отношений, ограждает сопредельные стороны от различных инцидентов и конфликтов. Безусловно, в зоне боевых действий роль и задачи пограничных подразделений определяет военное командование. Но на границе с Пакистаном, насколько нам известно, масштабных боевых действий нет, а есть периодические локальные боевые столкновения с бандами в приграничных районах. Надежно же препятствовать заброске оружия и боеприпасов из Пакистана можно только подготовленными и достаточно оснащенными силами погранслужбы. Армия (в нынешней ситуации) не может выполнять функции пограничников, в том числе и на севере (в зоне ответственности 17-й и 18-й пехотных дивизий), а существующий договор о режиме границы между СССР и Афганистаном четко определяет функции пограничных (а не армейских) властей обеих сторон. Подчеркнули, что в складывающейся ситуации в интересах и армии, и МВД иметь боеготовую и эффективную погранохрану, и это оправдывает участие Минобороны и МВД в ее укреплении. Все изложенное Амин воспринял без возражения, попросил оставить ему обсуждаемый план («надо подумать») и к нему предложения-расчеты к нему. Надо заметить, что эти заявления Амина для нас не были каким-то особым откровением. Эти взгляды, в той или иной форме, высказывались им и его окружением и ранее. Мы знали, что непризнание в качестве границы с Пакистаном так называемой «линии Дюранда» руководство Д РА использует как свой козырь в борьбе за влияние среди пуштунских племен, расселенных по обе стороны границы. Был и другой немаловажный фактор, обычно умалчиваемый афганскими властями - зависимость внутреннего рынка (а, по сути, экономики страны) от свободного (контрабандного) перемещения грузов через границы с Пакистаном, Ираном и Китаем. Словом, проблемы закрытия этих границ ранее не волновали ни королевский режим, ни первоначальное руководство ДРА. Но ситуация резко изменилась и потребовались новые решения (20 апреля в беседе с иностранными корреспондентами Амин заявил о необходимости усиления охраны границы с Пакистаном). Как известно, потом понадобятся срочные меры по прикрытию любой ценой наиболее опасных участков границы. Но это будет потом, и будет уже поздно. На второй день по аппарату «ВЧ» разговаривал с генералом В.А. Матросовым. Я кратко доложил результаты встречи с Амином и свои впечатления. Попросил положительно решить нашу заявку на оружие и технику для афганских пограничников и некоторые другие наши запросы. Владимир Александрович ответил утвердительно, потом поинтересовался, как долго я намерен тут быть? Я ответил, что, во-первых, это от меня не зависит, а, во-вторых, обстановка с каждым днем ухудшается. «Ну, уж и ухудшается, - вдруг ответил В. А., - Подумаешь, две-три бандежки появились. А у нас тут дел невпроворот. Так что давайте, заканчивайте там побыстрее и возвращайтесь...» Разговор этот меня обескуражил. Подумалось, уже если такой опытный руководитель, как Матросов, может так оценивать ситуацию, значит, информация отсюда по другим каналам в Москву была более оптимистична, нежели наши доклады. Тем не менее, тогда казалось, что многое можно поправить, и это придавало уверенность. Понемногу налаживалось управление, связь с границей, сбор информации и ее анализ. Прибывшие из Союза в первой декаде апреля офицеры-пограничники (8 человек) в качестве советников убыли в отделы погранслужбы провинций. С их прибытием туда заметно улучшилось прохождение информации, возрастала активность пограничных подразделений. Укреплялся и Отдел погранслужбы МВД ДРА. В его штат были впервые введены начальник штаба, начальник политотдела, начальник разведки, и несколько других должностей. Положительно зарекомендовала себя и организованная в марте система совместного (Минобороны, МВД, АГСА) ежесуточного сбора обобщения информации по стране. Была завершена подготовка Временного устава пограничной службы ДРА. Казалось бы, дело налаживается, но объективная информация показывала возрастающую активность мятежных сил в стране и их широкую поддержку из-за рубежа. Вот, к примеру, события из наших сводок с 20 по 24 апреля 1979 г. В десяти провинциях ДРА обстановка оценивалась как наиболее сложная (преимущественно в южных). 20 апреля подняли мятеж отдельные подразделения 11-й пехотной дивизии (г. Джелалабад). Мятежники ворвались в штаб дивизии, в перестрелке было убито и ранено около 40 человек, в том числе командир дивизии майор Баграм. Ранены двое наших военных советников. Ночью переброшенными из Кабула десантными подразделениями мятеж был подавлен, часть мятежников разбежалась. Прибывший туда с оперативной группой начальник Генштаба майор Якуб, вместо разбирательства, устроил на месте расправу (расстрел) над группой задержанных военнослужащих (якобы мятежников) и сам принял в ней активное участие. Все попытки наших представителей КГБ ознакомиться с материалами этого дела оказались безрезультатными. 22 апреля в провинции Балх у реки Банди-Амир произошло столкновение подразделения царандоя с бандой, несколько военнослужащих были ранены, мятежники скрылись. 23 апреля попал в засаду на дороге Гардез - Хост и понес потери сводный отряд 25-й пехотной дивизии. В тот же день в провинции Кандагар мятежники совершили нападение на волостной центр Шуровак. Нападение было отбито. 24 апреля в этой же провинции мятежники совершили нападение на погранпост «Спинахула», но понесли потери и отошли к границе. 24 апреля в провинции Пактия мятежники блокировали в районе Зерок пехотный батальон и два пограничных поста. На помощь из Ургуна был выдвинут отряд поддержки. В тот же день в провинции Нангархар в районе Хисарах произошло бое-столкновение погранроты и команды царандоя с группой мятежников. Мятежники были рассеяны, несколько человек взято в плен. В Кабуле в ходе операции АГСА была задержана вооруженная группа, готовящая теракты. В городе распространялись антиправительственные листовки. В них обычный набор угроз «отметить» годовщину Апрельской революции. Власти, конечно, нервничали и все силовые ведомства, что называется, «стояли на ушах». Оценивая обстановку того времени, нельзя не отметить, что при всей ее сложности, она все-таки отличалась от тревожного лихолетья 1980 г. большей уверенностью в ее стабилизации. Тогда сообщения о нападениях мятежников, о терактах и диверсиях в какой-либо провинции (и даже в Кабуле) воспринимались и афганскими друзьями, и многими из нас, как что-то почти неизбежное и обычное, подмеченное еще классиком марксизма «Революции без контрреволюции не бывает». Годовщина Апрельской революции в 1979 г. отмечалась по всему Афганистану с большим размахом. Кабул 27 апреля утопал в цветах, знаменах, лозунгах и многочисленных портретах Тараки (уверен, по этой части они перещеголяли даже наших вождей). Красочными были и военный парад (наша школа!), и демонстрация граждан (в большинстве вооруженных). Таким же интересным был и спортивный праздник 28 апреля на городском стадионе. В городе повсюду гуляющие группы молодежи, учащихся - веселые и шумные. Большим событием в эти дни стало пребывание в Кабуле Э. Пьехи с небольшой группой артистов. Ее выступления в советском посольстве (а затем и повторные - для иностранных послов, аккредитованных в Кабуле) были выше всяких похвал. Но главный сюрприз - исполнение наиболее популярных в Афганистане песен на дари в Кабульском университете и Доме народов - вызвал бурю восторга. Уверен, что подобное выступление артиста эффективнее многих дорогостоящих и масштабных пропагандистских кампаний. Припоминаю эти эпизоды, чтобы подчеркнуть, что на начальном этапе Апрельской революции у нее было много сторонников - искренних и верных. В поведении и поступках молодой афганской элиты (особенно военной) тех дней было что-то от нашей революции 1917 г.: бесконечные совещания, собрания, митинги с громкими революционными призывами. Молодые военные руководители в большинстве своем держались скромно и не пытались выделиться: не занимали богатых квартир, не соглашались на предложения о повышении им зарплаты (в Афганистане военные традиционно получали зарплату не по должности, а по званию) и прочих льгот. Молодые майоры и капитаны, ставшие крупными военными руководителями, невзирая на настойчивые рекомендации наших советников, отказывались от досрочных воинских званий, подчеркивая, что «мы не для этого делали революцию». Смотрю сохранившуюся от тех дней газету «Кабульские новости». На первой полосе цветной снимок: Н. Тараки и X. Амин поздравляют майоров Ватанджара (министр обороны), Якуба (начальник Генштаба) и Экбаля (начальник Главпура) с присвоением им очередного воинского звания «подполковник». Трое, молодые и красивые, с ожерельями из живых цветов на шее (по афганскому обычаю) они радостно улыбаются, полуобняв друг друга. Кто знал тогда, что пройдет менее года и Ватанджар будет вынужден скрываться от ищеек Амина после убийства ими Тараки, затем вернется в Кабул с нашими десантниками, а Якуб и Экбаль, защищая Амина, разделят его участь? Но это будет позже. А пока в Кабуле повсюду звучала музыка, было людно и празднично. К тому же в эти дни обстановка в городе и в целом по Афганистану была относительно спокойной. Последние дни апреля были заняты уточнением и доработкой плана совершенствования погранохраны, рассмотренного у Амина 17 апреля. К сожалению, развитие обстановки в некоторых приграничных провинциях опережало наши меры. Ухудшилась ситуация в пограничных подразделениях на границе с Пакистаном в провинциях Купар, Нангархар, Пактия и Пактика. Почти изолированные от сил поддержки, не имеющие централизованного управления, плохо снабжаемые, они в любое время могли быть захвачены, либо уничтожены более сильными формированиями мятежников. Сохранить существующую там систему охраны хотя бы на наиболее важных направлениях можно было лишь, введя эти пограничные батальоны в штаты дивизий, дислоцированных в приграничных провинциях. Разумеется, возложив при этом на командование дивизий и ответственность за охрану этих участков. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|