ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Афганская поговорка 1 страницаПервые впечатления с прибытием в Кабул. Встречи с Амином, обсуждение пограничных вопросов. Наши первые советники в провинциях. Тактика мятежников. Наши планы и меры по пограничным делам, первые препятствия. Тарани — обсуждение ситуации. Поездка в Нангархар. Аминихазарейцы. Разговор с Андроповым. Афганские пограничники — в армии, их серьезные потери на западе. Вылет в Герат. Конфронтация в руководстве ДРА. Возвращение в Москву.
Воистину неисповедимы пути военные: еще накануне готовил с офицерами штаба рекогносцировку в Арктике, а спустя пару дней оказался в самолете, летящем в прямо противоположном направлении — на Кабул. Но все по порядку. В марте 1979 г. штаб пограничных войск работал в обычном режиме. Обстановка на границе с Афганистаном нами оценивалась как относительно стабильная. Активность вооруженной оппозиции в отдельных афганских провинциях и в самом Кабуле воспринималась как явление почти неизбежное в этой стране после каждой смены власти. Мартовские события в Герате (мятеж отдельных частей гарнизона 17-й пехотной дивизии) были уже сигналом тревоги, поскольку это было рядом с нашей границей. Но к тому времени наши пограничные отряды и заставы на этой границе были неплохо оснащены технически и в боевом отношении, и вполне надежно ее охраняли. Утром 17 марта во время моего обычного доклада текущих дел В.А. Матросову (в то время начальник Пограничных войск КГБ), он неожиданно поинтересовался моей оценкой ситуации в Герате и, выслушав довольно скудную тогда у нас информацию об этом, добавил: «Только что звонил Юрий Владимирович. Вы должны быть у него сегодня к 14.00. Очевидно, речь пойдет о поездке в Афганистан». Встреча у Андропова была непродолжительной. Он оценивал ситуацию в Афганистане как весьма тревожную. Подчеркнул, что ее обострение у наших южных границ может представлять для нас серьезную угрозу. Опасения, по его словам, вызывают рост террора и диверсий, других вооруженных акций мятежников. Мне и генералу Б. С. Иванову (в то время первый заместитель начальника ПГУ КГБ) предстояло уже завтра вылететь в Кабул. Основные задачи сводились к оценке ситуации в стране («оттуда идет много противоречивой информации») и на границах ДРА с Пакистаном и Ираном, подготовке предложений по улучшению их прикрытия и охраны, а также оказанию помощи представительству КГБ в Кабуле. Несколько смущало отпущенное на это короткое время (месяц), но, как мы с Борисом Семеновичем и предполагали, оно потом нам неоднократно продлевалось. 18 марта с Б. С. (так звали его между собой сослуживцы) были в аэропорту. Тут же, у самолета познакомились с нашим послом в ДРА А. М. Пузановым. Он был в отпуске и, узнав, что в Кабул вылетает спецрейс, присоединился к нам. Александр Михайлович был известной личностью не только в МИДе. Опытный партийный и советский работник (в сталинское и хрущевское время был первым секретарем Горьковского обкома партии, а затем председателем Совмина РСФСР), он довольно долго работал в Афганистане и, конечно, многое знал об этой стране. Обменивались мнениями уже в самолете. Посол считал неэффективными действия афганских властей по стабилизации обстановки из-за их слабого профессионализма, недооценки объективных факторов. Ситуацию осложняли, по его словам, частая непредсказуемость их действий, особенно Амина, несогласованность и даже соперничество между силовыми ведомствами ДРА. Многое из этого нам с Б. С. Ивановым тоже было известно и, к сожалению, в реальности этих оценок мы вскоре убедились. Лично у меня ситуация в Афганистане и до совершения там Апрельской революции в 1978 г. вызывала неоднозначную оценку. Постоянные заверения наших политических и государственных деятелей о традиционной советско-афганской дружбе и сотрудничестве, зародившейся в первые годы советской власти, конечно, были небеспочвенны: последовательно наращивалось наше экономическое сотрудничество с этой страной. Афганистан придерживался нейтралитета и не тяготел к каким-либо военно-политическим блокам. Короля Захир-Шаха, к примеру, почти ежегодно принимали в СССР с широким гостеприимством. Это не считая почти ежегодных его наездов на охоту в горные районы Таджикистана. Но были в этих отношения и другие нюансы, большинству малоизвестные. Так, королевская жандармерия и служба безопасности, если и не поощряли, то безмятежно реагировали на многочисленные противоправные действия своих жителей, особенно кочевников на советско-афганской границе, и это довольно часто приводило к пограничным инцидентам. Их спецслужбы готовились в основном в западных странах, опекались оттуда и у нас были основания полагать, что они активно сотрудничают с западными службами. Даже в редких случаях, к примеру, когда в Афганистане нелегально оказывался советский гражданин, могущий быть использованным в разведывательных целях против СССР, афганские спецслужбы укрывали его и тайно переправляли его нашим по тем временам вероятным противникам. Надо объективно признать, что за этими внешними, казалось бы, не глобальными событиями на советско-афганской границе, мы, точнее, наша разведка (в том числе и пограничная), неглубоко оценивали и слабо прогнозировали происходящие в этой стране внутренние изменения. А события там с начала 1970-х гг. развивались не по-восточному стремительно. Нарастало острое противостояние между набирающей силу молодой Народно-демократической партией Афганистана — НДПА (исповедующей демократические принципы и дружбу с СССР) и исламскими группировками радикального, экстремистского толка. Характерно, что и те, и другие выступали против королевского режима Захир-Шаха, а затем и Дауда, совершившего переворот в 1973 г. Попытка радикальных исламистов поднять мятеж в 1975 г. и захватить власть в Афганистане была подавлена правительственными силами Дауда, и это событие у нас в Среднеазиатском погранокруге (я в то время был его руководителем) и в Центре (на Лубянке) практически прошло незамеченным. В случае прихода к власти исламистов становилось реальностью создание вдоль южных границ СССР вожделенного для Запада (Бжезинский и К°.) пояса исламских государств («исламской дуги»): Турция, Иран (с приходом там в 1979 г. к власти духовников Хомейни), Афганистан и Пакистан, идеологически нацеленных на регионы Кавказа и Средней Азии. При живучести радикальных исламских традиций среди части населения наших среднеазиатских и закавказских республик и сохранении в северных районах Афганистана старой «басмаческой» базы (обосновавшейся там еще в 1930-е гг.) такой сценарий мог дорого нам стоить. Кстати, уже позднее, после так называемой Саурской (Апрельской) революции 1978 г. в Кабуле (к сожалению, тогда нами почти незамеченной), мне не раз приходилось слышать заверения некоторых афганцев — участников тех событий, что решиться на такой поспешный шаг их подвигла опасность захвата власти исламскими радикалами. Думаю, что в этом есть доля истины, кстати, объясняющая отчасти и нашу повышенную (хотя и запоздалую) причастность к тем афганским делам. Словом, размышлять было о чем. Вечером 18 марта прибыли в Кабул. Кабульский аэропорт напоминает дно огромной горной чаши и, приземляясь, самолет кругами довольно близко обходит нагроможденные по бокам скалы и каменистые террасы. Первые дни ушли на знакомство с персоналом посольства, сотрудниками представительства КГБ и изучение обстановки. Представительство КГБ возглавлял мой старый товарищ — полковник (позже — генерал-майор) Леонид Павлович Богданов, начинавший офицерскую службу в погранвойсках, опытный специалист по Востоку. В составе представительства находился и пограничник — полковник Владимир Александрович Кириллов (мой сослуживец по Кавказу), прибывший сюда несколько ранее. Как и предполагалось, события в Герате были лишь частным эпизодом, хотя в них, как выяснилось в последующем, проявились ошибочные и неоправданно жесткие меры провинциальных властей в отношении сотен афганцев-беженцев, возвратившихся из Ирана. Что, собственно, и вызвало недовольство и выступление части военнослужащих 17-й дивизии. В стране нарастала активность оппозиционных режиму Тараки — Амина сил, применявших весь набор характерных для Востока средств борьбы — от дезинформации, широкого распространения ложных слухов (запускаемых обычно из мечетей и с базаров) до вооруженных нападений на отдельные военные и административные объекты, а также актов диверсии и террора. Участились случаи перехода границы небольшими, но хорошо вооруженными группами мятежников из Пакистана и Ирана, где осели десятки тысяч афганцев, ушедших туда после апреля 1978 г. Там главари афганской оппозиции спешно создавали лагеря по подготовке боевиков, опираясь на мощную материально-финансовую поддержку Запада и богатых арабских шейхов. В этих лагерях, позднее станет известно, начинал свою «карьеру» террорист-организатор Усами бен Ладен, подружившийся с американскими и пакистанскими спецслужбами. Кабул и многие провинциальные центры полнились слухами о готовящихся якобы антиправительственных мятежах и заговорах, о жестокости властей и правоохранительных сил и армии, действующих часто неуклюже-провоцирующе. Внешне же, к примеру, в Кабуле мне это показалось мало заметным. Сотни людей в самых разнообразных, порой экзотических одеяниях растекались по многочисленным рынкам, дуканам и мечетям. Поток машин всех марок, размалеванных, загруженных до отказа «бурбухаек» вперемежку с верблюдами и ослами. И повсюду терпкий запах кожи и кошмы, костров и мангалов. Все это создавало обманчивое впечатление обыденной расслабленности. К вечеру город пустел и переходил во власть многочисленных патрулей. Поездки по городу в такое время небезопасны: можно было нарваться на беспорядочную стрельбу какого-нибудь ошалевшего патрульного сарбоза. Посольство наше — город в городе, в отличие от всех остальных. Построенное в 1960-е гг. с настоящим советским размахом, оно занимает площадь в несколько гектар на юго-восточной окраине Кабула, недалеко от дворца Тадж-Бек (пригород Дар-Уль-Аман). Здесь есть все для автономной жизни, включая свои источники водоснабжения, тепла, света, школу и даже хлебопекарню. Часть семей сотрудников посольства выехала в Союз (в одной из освободившихся квартир мы с Борисом Семеновичем и разместились), но многие семьи остались и это создавало послу дополнительные проблемы, поскольку их безопасность в городе, куда они выходили несмотря на грозные запреты, стала непредсказуемой. На второй день отправились в МВД ДРА. В этом ведомстве, точнее, в царандое (что-то близкое к нашим внутренним войскам) находился Отдел пограничной службы ДРА. Познакомились с заместителем министра, начальником царандоя и куратором Отдела пограничной службы капитаном Таруном. Тарун, небольшого роста, коренастый офицер 33-35 лет, чертами лица смахивающий на хазарейца. Хорошо говорил по-русски (учился у нас в каком-то техникуме на Украине), был доброжелателен и словоохотлив. Однако, когда мы попросили его дать оценку состояния погранохраны, ее службы, он долго и пространно излагал «руководящие указания товарища Амина». Стало ясно, что конкретное состояние дел он не знает (об этом предупреждал и полковник В. А. Кириллов), и мы завершили на этом встречу, удовлетворившись его заверениями о всяческой поддержке им наших предложений и мер. Удручающим осталось впечатление и от знакомства с Отделом погранслужбы (ОПС). Отдел ютился в двух или трех обшарпанных кабинетах, без каких-либо элементарных условий для обычной штабной работы. Его штат состоял из девяти офицеров, при знакомстве с которыми выяснилось, что среди них нет ни одного профессионала-пограничника. Под стать им был и начальник Отдела майор Хисамутдин, бывший летчик, получивший тяжелую травму ноги при авиационной катастрофе. Конечно, ни настоящих дислокационных карт, как и других нужных оперативных документов (директивы, сводки и пр.) эти «пограничники» не вели, не имели, да и не могли этого делать. Уже позднее, размышляя об этом, я стал понимать, что причина подобного крылась не столько в пост революционном хаосе (ведь были же в Афганистане свои пограничники!) и неразберихе, сколько в сознательном намерении новых властей держать, как и в прошлом, охрану границы чисто символической. Позднее Амин на одной из встреч заявил прямо, что «...границу с Пакистаном, установленную англичанами (известна как «линия Дюранда») мы не признаем...». Власти, разумеется, не ожидали, что такая политика с обострением обстановки приведет к большим неприятностям. Прозрение к ним придет немного позднее. Мы же тогда, потратив пару дней, сумели обобщить всю имеющуюся в Отделе информацию, уточнить дополнительными запросами недостающие сведения из провинций и составить в общих чертах представление о состоянии афганской погранслужбы. Ее основу составляли погранбатальоны в провинциях (1-2), находящихся в подчинении местных органов царандоя. Каждый батальон имел 3-4 погранроты, а те — несколько пограничных постов (офицерские или сержантские). Всего на границе с Пакистаном (более 2 тыс. км) имелось 13 погранбатальонов, на границе с Ираном (более 860 км) — 3 погранбатальона, и на севере (граница с СССР — около 2 тыс. км) — 9 погранбатальонов. Их штатная укомплектованность составляла не более 40-50% к штату, а общая численность была около 8 тыс. человек. Думаю, не нужно объяснять, какая это была «защита» гра-чиц и каковы были возможности тех пограничников. Боевой и специальной техники они не имели. Комплектовались на общих основаниях, но лишь тем пополнением, которое оказалось непригодным для армии, то есть после армейского призыва. В отличие от армии, пограничники не имели централизованного снабжения (на радость царандоевским казнокрадам), их снабжение оплачивалось деньгами (опять — таки через провинциальный царандой) и многие пограничники, чтобы прокормиться, вместо службы подрабатывали у местных баев, охраняли дуканы и лавки. Конечно, эти подразделения были неспособны ни надежно охранять хотя бы отдельные, наиболее важные участки границы, ни тем более противостоять нападениям бандгрупп из Пакистана и Ирана. Все это, мягко говоря, вызывало удивление, так как военную помощь (и весьма солидную) этой стране мы оказывали уже много лет, с 1956 г. За это время, к примеру, СССР поставил сюда (по данным ГКЭС) по различным контрактам: более 600 танков, 770 бронетранспортеров и БМП, более 2 тыс. орудий и минометов, 220 самолетов и вертолетов, около 140 тыс. автоматов и свыше 15 тыс. ручных пулеметов. И все это в основном уходило в армию. 20 марта состоялась встреча с X. Амином, который к тому времени фактически руководил страной и бдительно опекал силовые структуры. После наших кратких с Б. С. Ивановым представлений и передачи приветствий от Ю. В. Андропова, Амин высказал удовлетворение контактами силовых ведомств сторон. Он оптимистично охарактеризовал ситуацию в Афганистане, хотя и не скрывал озабоченности некоторыми негативными тенденциями, упомянув и события в Герате. Касаясь пограничных проблем, он выразил готовность рассматривать любые наши предложения, подчеркнув, что «мы не обидимся на любые, даже резкие замечания». Меня насторожили его фразы об ограниченных возможностях (прежде всего — кадровых) в развертывании погранвойск и необходимость «учитывать эти реалии». Пришлось объяснить, что укрепление пограничной службы тем более действующей, по сути, в экстремальной ситуации, не может быть достигнуто без подготовленных офицеров, на это требуются годы. Из числа сержантов и солдат можно в ограниченное время (5-6 месяцев) подготовить некоторое количество офицеров, но они будущий костяк погранвойск не составят. Поэтому, организуя подготовку кадровых офицеров-пограничников в Академии царандоя (разумеется, с нашей помощью), в настоящее время вряд ли можно обойтись без поддержки армии и МВД (царандоя). Тем более что эти ведомства располагают значительным количеством офицеров и в лучшей степени, нежели пограничники, укомплектованы. Амин ответил, что он подумает об этом и вновь подтвердил свою готовность встречаться по нашим вопросам в любое нужное время. Амин производил впечатление умного, волевого руководителя восточного типа. Среднего роста, смуглый, по-спортивному подтянутый. Взгляд цепкий, изучающий. По-русски не говорит. Мысли излагает четко, убедительно. Чувствуется хорошее знание ситуации и людей, его окружающих. Вернувшись в посольство, обменялись впечатлениями. Поступившая из Герата дополнительная информация подтвердила наши первоначальные предположения: у гератских властей не было оснований для применения оружия (в том числе и артиллерии) по скоплению людей, хотя и были слухи о возможных нападениях мятежников. К тому же не было сомнений в том, что многие факты недовольства, накапливающиеся там среди местного населения и в гарнизоне (его превратили в место ссылки всех обиженных и штрафников), не могли быть тайной для властей Кабула. К сожалению, разграбленными в этом гарнизоне оказались не только склады текущего довольствия, но и мобилизационные запасы оружия и боеприпасов. Вечером во дворе посольства встретил знакомого дипломата, приехавшего машиной из Герата. Он несет под мышкой автомат Калашникова: купил в дорогу на гератском базаре за 50 афгани (по тем временам 5 пачек сигарет), а сейчас, кому его сдать. А мы голову ломали — как и чем вооружить тут пограничников?» Понемногу удалось обобщить и проанализировать обстановку в приграничных провинциях. Она довольно тревожная: резко возросла активность враждебных правительству ДРА эмигрантских организаций «Исламская партия Афганистана» во главе с Г. Хекматьяром и «Исламское общество Афганистан» во главе с Б. Раббани. Оживились и другие, в том числе и проиранские исламские группировки. Непосредственным же сколачиванием и переброской в Афганистан вооруженных групп, главным образом из числа афганских беженцев, занимались пакистанские органы военной разведки. Почти ежедневно происходили обстрелы и попытки нападений на афганские пограничные посты. Со многими провинциями и местными гарнизонами часто не бывало связи. В Кабуле появились слухи о возможном нападении на советское посольство (кстати, охраняемое лишь четырьмя штатными дежурными без оружия). Вечером говорил по «ВЧ» с В.А. Матросовым. Доложил обстановку, о встрече с Амином, о наших ближайших замыслах. Попросил дать добро на мои донесения о вызове сюда в ближайшее время группы офицеров-пограничников в качестве советников на наиболее активные участки границы и команды (взвод) пограничников со средствами усиления (технические средства, служебные собаки) для охраны посольства. Вадим Александрович предложения одобрил, отправку людей обещал ускорить. Первые же дни пребывания в Кабуле обозначили проблемы, решать которые надо было незамедлительно. Прежде всего требовалось организовать сбор и обобщение информации об обстановке на границах ДРА и в приграничных провинциях. Кто много служил на Востоке, тот знает, как сложно здесь в скопище многочисленных слухов, по-разному излагаемых фактов и событий определить их достоверность. Проблема осложнялась не только отсутствием у афганских пограничников единой вертикали органов управления и своей системы связи. Многое зависело от отношения к этому руководителей провинциальных органов царандоя, в чьем ведении находились пограничники. Наш замысел предусматривал ежесуточный сбор, передачу информации от подразделений и отделов погранслужбы провинций до Кабула, ее обобщение и анализ ежедневно и еженедельно (в сводках) и был одобрен руководством МВД. Естественно, на первых порах значительную часть этой работы предстояло выполнить нашим офицерам. Были уточнены задачи погранбатальонам с учетом особенностей обстановки и их состояния (укомплектованность, оснащения и пр.). В директиве, подписанной заместителем министра Таруном, предусматривалось: прикрытие войсковыми нарядами наиболее важных участков и направлений; ликвидация малочисленных отдаленных постов (объектов частых нападений бандгрупп), их сведение в более крупные подразделения; меры обеспечения собственной безопасности и др. Были подготовлены предложения и по укреплению Отдела пограничной службы ДРА. Характерная деталь: руководители МВД, ссылаясь на мнение Амина, отклоняли предлагаемые варианты подготовки офицеров-пограничников в Душанбе или в Ташкенте, настаивая на их учебе в Москве или Ленинграде. В целом все наши предложения и меры находили поддержку в МВД, но, откровенно говоря, они были неадекватны реальной ситуации на границе, весьма ограничены из-за отсутствия подготовленных кадров, вооружения и техники, других материальных средств. Надо было в самые сжатые сроки разработать план развития и усиления погранохраны ДРА, создания боеспособных формирований, в первую очередь на границе с Пакистаном и Ираном. В Москве оперативно отреагировали на предложения по усилению охраны посольства: неделю спустя в Кабул прибыла группа пограничников (20 военнослужащих) со средствами усиления (служебные собаки, сигнальные приборы, приборы ночного наблюдения и пр.). Их появление в военной форме и четко налаженная служба была хорошо воспринята всеми в посольстве, эти меры вселили в людей уверенность. А когда пограничники, спустя пару недель, дали еще и неплохой концерт — уважение к ним утвердилось окончательно. СССР, как известно, кроме политической и военной поддержки, оказывал Афганистану большую экономическую помощь. С нашим участием здесь были созданы новые и реконструированы такие отрасли, как добыча и транспортировка природного газа (от Мазари-Шарифа и Кундуза до границы СССР), производство блоков и сборка крупнопанельных домов, выработка азотных удобрений, выращивание и сбор цитрусовых и маслин и др. При активном участии советских специалистов в Афганистане были построены электростанция «Наглу», ряд авторемонтных и автотранспортных предприятий, дорога Кундуз — Кабул с тоннельным проходом на перевале Саланг, оборудована ирригационная система в районе Джелалабада. После 1978 г. в нашей стране обучались сотни молодых афганцев, в том числе и военные. К весне 1979 г. у афганского руководства и наших специалистов большую тревогу вызывало состояние безопасности ряда объектов советско-афганского сотрудничества. В частности, завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе, газопровод и ТЭЦ в Шибиргане, вантовый мост в районе Келифа и др. Некоторые из них уже подвергались нападениям мятежников, и их дальнейшая судьба была проблематичной. Идеи их защиты высказывались разные, включая вооружение части самих специалистов, работавших там (своего рода народные дружины). Однако на первых порах руководство МВД ДРА согласилось привлечь для этих целей подразделения царандоя в провинциях, направив указания губернаторам об их личном участии в организации этих мер. Проблемы охраны границы Афганистана вызывали необходимость поддерживать контакты в первую очередь с руководством МВД ДРА, а также афганским армейским командованием и нашими специалистами главного военного советника и советника при МВД ДРА. Но контакты с некоторыми из них в то же время и настораживали. Пограничные проблемы тут решались на стыке интересов армии, МВД и АГСА (государственная служба безопасности), и у меня по ряду признаков, возникали опасения, что наша отечественная ведомственная «самостоятельность» утвердилась и здесь, и даже основательнее. Между армией, МВД и АГСА отношения действительно были сложными. Взаимодействия не были даже в вопросах оценки обстановки в том или ином регионе страны. Очень часто эти ведомства располагали противоречивой информацией о каком-либо важном событии. И это при том, что первые руководители Минобороны, МВД и АГСА — молодые офицеры, активные участники Саурской (Апрельской) революции и активные сторонники Н. Тараки — Ватанджар, Ш. Маздурьяр и Асадулла Сарвари были между собой в хороших, товарищеских отношениях. .Негативную роль в этом, как выяснилось позднее, играли ставленники Амина в силовых ведомствах, занимавшие там подчас ключевые позиции (Тарун - в МВД, Якуб - в Генштабе и т. д.). В той ситуации для Афганистана объективно возрастала роль МВД, куда традиционно входила и погранохрана. Однако по оценкам наших специалистов здесь, это ведомство пребывало в то время в архаичном, полуфеодальном состоянии и было пока не способно существенно влиять на поддержание стабильности в стране. Министр внутренних дел подполковник Ш. Маздурьяр, молодой армейский офицер, сторонник Тараки. Проблемы МВД, как и пограничной охраны, представлял слабо. К предложениям наших советников, их предложениям был всегда внимателен, но окруженный заместителями — людьми Амина, более напористыми и амбициозными, в решении сложных вопросов часто проявлял нерешительность и непоследовательность. Вооруженные формирования МВД — царандой (народная милиция), при довольно высокой общей численности (около 30 тыс. человек), небольшими подразделениями (постами) и командами были разбросаны по многочисленным провинциальным и уездным центрам, занятые там в основном охраной местного начальства, дуканов и магазинов. Эти разобщенные, плохо вооруженные и слабо обученные подразделения в столкновениях с мятежниками часто терпели поражение, несли потери. Было много сигналов о казнокрадстве и коррупции среди офицеров этого ведомства, связях некоторых из них с мятежниками (как это было в Герате в марте 1979 г.). К сожалению, даже в этой структуре погранохрана находилась где-то на последних ролях, годовой бюджет которой от общего бюджета царандоя составлял не более 15-17%. Справедливости ради надо сказать, что группой советников и специалистов МВД СССР во главе с полковником Н.С. Веселконым, находившимся в ДРА уже около года, было немало сделано для укрепления и оснащения МВД ДРА. Однако работа этих специалистов началась с неприятной истории. В феврале 1979 г. в Кабуле среди бела дня был убит американский посол А. Дабе. Цель и мотивы убийства остались невыясненными, а сами нападавшие убиты. В Москве это связали с плохо организованной охраной посольств и «крайними» оказались наши советники из МВД. В довершение последовало указание об оперативном подчинении их представительству КГБ в Кабуле. Естественно, восторгов это у советников МВД не вызвало и теплоты в отношениях с нами не прибавило. Каждый из наших специалистов, кто в то жаркое лето 1979 г. находился в Афганистане, много раз задавался вопросом: почему за столь короткое время после Апрельской революции, практически бескровной и спокойно воспринятой большинством населения, там так накалилась обстановка? Ведь, казалось бы, новый режим в отличие от старого за относительно короткий срок многое сделал для улучшения жизни людей. Менее чем за год в стране было построено около 500 школ, введено всеобщее начальное образование. Около 300 тыс. малоземельных и безземельных крестьян получили землю, а более 11 млн. освободились от кабалы и долгов. Были приняты и другие положительные меры. И тем не менее ситуация в стране обострялась. Вечерами в посольстве, обменявшись информацией и впечатлениями о встречах и событиях дня, мы много раз анализировали и оценивали обстановку. И сейчас, по прошествии многих лет и событий, мне думается, наши оценки тогда были вполне реальными. Безусловно, были и объективные причины сложного положения в стране: ее экономическая отсталость и бедность, почти сплошная неграмотность среди крестьян и мелких ремесленников, огромное влияние на население мулл и землевладельцев-феодалов, и, конечно, активная подрывная деятельность, развязанная против молодой республики спецслужбами США и других стран, в том числе соседних — Пакистана, Ирана и Китая. По нашему твердому убеждению, ситуацию в значительной степени ухудшали часто необоснованные, а порой и труднообъяснимые действия самих властей ДРА. К примеру, общеизвестно, какой огромный вред общему партийному и государственному делу наносила открытая ненависть партийных лидеров НДПА (бывших «Халькистов») к членам бывшего в НДПА крыла «Парчам» и их преследование. Усиливалась тенденция многие проблемы, противоречия разрешать лишь с позиции силы — путем угроз и репрессий. Власти все меньше считались с вековыми традициями народа (хотя словами о «гордом и свободолюбивом афганском народе» тут начиналось и заканчивалось любое выступление). Серьезно ухудшали обстановку и обострившиеся отношения властей с вождями многих пуштунских племен. При этом довольно частым способом выяснения отношений с ними были удары авиации по селениям этих племен. Последствия можно было не прогнозировать. Последнюю неделю марта занимались делами, которые мы считали наипервейшими в сложившейся обстановке: организация информационно-аналитической работы, уточнение задач пограничным подразделениям, одобренных руководством МВД Д РА. Но возникали и другие проблемы. С прибытием первых офицеров-пограничников из Союза в качестве советников и специалистов, их перед направлением в отделы погранслужбы провинций (Джелалабад, Герат и др.) надо было ввести в курс дел, согласовать с ними единые взгляды на цели и задачи погранслужбы. Побывали в эти дни с Борисом Семеновичем на встрече с Амином — по его инициативе. Амин выразил озабоченность руководства Д РА обстановкой в Кабуле (ссылаясь на серьезную информацию о готовящихся якобы диверсионных и террористических актах и мятежах, в том числе и с участием некоторых армейских частей гарнизона). Он высказал просьбу от имени Тараки — разработать с участием главного военного советника - Л. Н. Горелова план действий правоохранительных структур и частей Кабульского гарнизона на случай чрезвычайных обстоятельств. Особо подчеркнул при этом конфиденциальность таких мер, исключающих утечку информации. Сообщил, кто от Минобороны, МВД и АГСА ДРА может быть подключен к этой работе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|