ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Афганская поговорка 4 страницаВ Кабуле активно помогали руководству погранохраны в организации штабной, оперативной и информационно-аналитической работы прибывшие в числе первых наши офицеры В. К. Новоселов и С. А. Полетаев. С прибытием второй группы офицеров представилась возможность расширить наше присутствие в других приграничных провинциях, а также сформировать в Кабуле группы советников для работы в Отделе погранслужбы ДРА и в академии царандоя (МВД), где обучались будущие пограничники. И, конечно, основная нагрузка по организации подготовки советников и других наших специалистов с их прибытием в ДРА лежала на полковнике В.А. Кириллове. В июне 1979 г. обстановка в Афганистане оставалась сложной. И не только в приграничных, но и в центральных провинциях. Западные журналисты, находившиеся в Кабуле, связывали это только с ошибками режима Тараки — Амина. Подчеркивалось, в частности, нежелание руководства учитывать уклад жизни и традиции афганцев, попытки опереться лишь на армию и репрессивный аппарат. НДПА называли партией городской интеллигенции, руководство которой не желает понимать и учитывать нужды крестьянства, проявляет воинствующий атеизм и прямолинейную ориентацию на Советский Союз. Конечно, многое в этих оценках было объективным, но справедливости ради надо сказать и о том, что враждебное давление извне на этот режим, о чем, естественно, умалчивали западные журналисты, было довольно сильным. Уже позднее станет известно, что за эти годы, включая пребывание в ДРА наших войск, мятежники получили военную и иную помощь на сумму свыше восьми млрд. долларов. К лету 1979 г. аппарат главного военного советника в Кабуле, к примеру, оценивал силы мятежников, включая вооруженные отряды племен в 40-50 тыс. человек. Как и в мае, наибольшая активность их проявлялась на юге и юго-востоке страны, в приграничных с Пакистаном провинциях. Рост численности и оснащенность современным оружием мятежников позволяли им решать уже более масштабные задачи: совершать налеты на уездные и даже провинциальные центры, блокировать и принуждать к сдаче отдельные подразделения правительственных сил, удерживать контроль над важными участками дорог и др. Так, в провинциях Кунар и Пактия подразделения 30-го полка длительное время вели боевые действия в окружении и понесли тяжелые потери. В первых числах июня попал в засаду и понес потери 59-й полк 25-й дивизии. Здесь мятежникам удалось надолго блокировать г. Хост и установить контроль за дорогой Гардез - Хост. Почти в то же время в Пактии перешла к мятежникам с вооружением и техникой разведрота 12-й дивизии. В провинциях Пактикаи Газни боевые действия правительственных сил велись с переменным успехом. В ходе удачно начатой операции 14-й дивизии, к сожалению, тоже не все прошло гладко: на завершающем ее этапе был разбит и потерял всю свою боевую технику один из сводных отрядов дивизии. Там же в первой половине июня с помощью армейского отряда поддержки удалось вывести из окружения (в сел. Двачина) пограничный батальон, тоже понесший серьезные потери. В провинции Кандагар моторизованные группы мятежников 7-8 июня совершили нападение на погранбатальон в м. Дарвазой и погранроту в с.Маруф. Усилиями руководства МВД и губернатора, с помощью отряда поддержки и авиации мятежники были рассеяны. Более благополучно складывалась ситуация в приграничной провинции Нангархар. Здесь несколько попыток нападения мятежников на пограничные подразделения были отбиты. Удачно действовали и части 11-й дивизии. В районе г. Асадабад ими был разгромлен отряд мятежников, при этом в числе пленных оказалось и несколько военнослужащих пакистанской милиции. На границе и приграничных с Ираном провинциях мятежники действовали в основном небольшими группами, но и они были достаточно мобильны и оснащены. Объектами их нападений были небольшие гарнизоны, местные органы власти и даже школы. Школы они, как правило, сжигали, а учителей либо убивали, либо уводили с собой. Иногда их действия носили скоординированный характер. Так, в провинции Фарах объединенная бандгруппа на мотоциклах совершила нападение на пограничную роту в местечке Колотайе-Назархан. Нападение отбили, но рота понесла потери, был убит и командир роты. В этой же провинции нападению подверглась колонна пограничников, были убиты и ранены несколько военнослужащих. На дороге Герат - Шинданд в засаду попала другая колонна пограничников, в которой находились наши советники офицеры П.И. Епишкин и В.К. Абдрашитов. Нападение отразили, при этом несколько афганских пограничников были ранены и один убит. В северных (приграничных с СССР) провинциях повышенная активность мятежников отмечалась в провинциях Бадгиз и Бадахшан. В провинции Бадахшан неудачные действия и тяжелые потери 24-го полка позволили мятежникам захватить несколько важных населенных пунктов. Более удачно действовали правительственные силы в провинциях Балх и Баглан, активно поддерживаемые добровольцами из местных жителей. Возрастала активность мятежников и в окрестностях Кабула, и в самом городе. 23 июня они совершили нападение на полицейский участок в районе Майдана, захватив хранившееся там оружие. Почти одновременно в городе было произведено несколько взрывов и совершены нападения на другие объекты. Силами царандоя и АГСА нападавшие были рассеяны. И как уж повелось, вслед за этим в Кабуле последовали многочисленные аресты подозреваемых лиц. Сложная обстановка на границе часто нарушала управленческий ритм и планы пограничного руководства ДРА, но отдел погранслужбы понемногу укреплялся и приспосабливался к ней. В отделе появились службы тыла, разведки, политработы и др. В середине июня в погранохране ДРА произошла смена руководства. Начальником погранохраны был назначен майор X. Махмуд Шах, кадровый офицер-танкист, окончивший академию «Пахантун», до этого назначения - начальник технического управления МВД. Пограничного дела, как и его предшественник, разумеется, не знал. В ответ на тревожные донесения из Кабула, участились и звонки из Москвы. Запросы различной информации, указания - судя по всему, там тоже стали понимать (но лишь немногие!), что гражданская война в Афганистане - уже де-факто. Любой начальник не любит докладов о негативном, и заместитель Л.П. Богданова полковник В.А. Чучукин, офицер с хорошим чувством юмора, обычно начинал доклад так: «Обстановка у нас, товарищ генерал, стабильная, но небезнадежная...» 6 июня меня пригласили к аппарату «ВЧ» — вызывал Ю. В. Андропов. Он интересовался обстановкой, в том числе на границе с Пакистаном и Ираном, ситуацией с добровольцами-пуштунами (и кому принадлежит идея их формирования). После моих кратких ответов спросил, возможно ли надежное закрытие границы с Пакистаном и Ираном? Я ответил, что пакистанский участок (более 2000 км) со сложным рельефом, высокогорный, можно прикрыть надежно лишь избирательно, на отдельных участках. Но для этого потребуется трех-четырехкратное увеличение существующей там численности пограничников и применение специальных технических средств. На иранском участке эта проблема решается проще (местность горно-пустынная, легче контролируемая). Но и здесь нужны более сильные, хорошо оснащенные пограничные части, поскольку многие приграничные районы контролируются не властями ДРА, а мятежниками. Реально достичь этого (из-за ограниченных возможностей) можно лишь за счет использования части сил армии и царандоя (МВД), разумеется, после надлежащей их подготовки. Но руководство ДРА (в частности, Амин) пока на это не решается, ограничиваясь минимальными силами. Ю. В., выслушав этот доклад без замечаний, сказал, что ситуация в Афганистане в ближайшее время будет рассматриваться на Политбюро, он ждет наших предложений из Кабула и к исходу 7-го (то есть завтра) хочет их заслушать. В тот день до позднего вечера совещались у посла обсуждали оценку ситуации и предложения. Утром 7 июня донесение было отправлено в Москву (в МИД, КГБ и Минобороны). Донесение, на мой взгляд, содержало объективную оценку ситуации в Афганистане и основные причины ее обострения. Но с предложениями дело обстояло сложнее. Главный военный советник (ГВС), ссылаясь на решения Высшего совета обороны ДРА и следуя своему принципу: «Здесь армия решает все», настаивал на включение предложений о поставке техники и вооружения для дополнительного оснащения четырех афганских дивизий. Но было опасение, что в условиях открытости границ ДРА и недостаточно эффективных действий частей афганской армии против мятежников, нередко без боя сдающих им боевую технику и оружие, такая практика и обременительна для нашей страны и бесперспективна в плане стабилизации обстановки в ДРА. Сама ситуация объективно показывала на необходимость укрепления в первую очередь сил безопасности - будучи профессиональными, надежными и мобильными, они могли бы охранять границу и вести борьбу с мятежниками. ГВС возражал, ссылаясь к тому же на директивы и указания из Москвы. Возникала острая дискуссия. Александр Михайлович (посол), работавший с ГВС в ДРА долгое время, занял нейтральную позицию. Нам тоже нельзя было затягивать с передачей в Москву предложений. Словом, передали компромиссный вариант. В этом донесении, кроме оценки ситуации и ряда предложений политического и военного характера, были и сугубо пограничные: создание учебного центра в Кабуле для подготовки младших специалистов и других категорий афганских пограничников с участием наших советников и специалистов, а также выделение для пограничной охраны Д РА 8 вертолетов (с подготовкой экипажей у нас), 15-20 бронетранспортеров и 80-100 автомобилей повышенной проходимости и др. Эти предложения, конечно же, не решали всех проблем охраны границы Афганистана, но рассчитывать на большее тогда не приходилось. 7 июня состоялся повторный разговор с Ю. В. Андроповым. Я доложил о направленном донесении. Ю.В. основные предложения одобрил, но выказал озабоченность противоречивостью информации из Кабула, поступающей от наших представителей (Минобороны, МВД, КГБ, МИД). Я попытался объяснить это отсутствием здесь полномочного представителя Москвы, которому были бы подчинены все остальные. Но Ю. В. это не поддержал: «Вас и так там много генералов, зачем еще кого-то посылать?» Пожелал успехов, и на этом разговор закончился. На следующий день состоялся разговор с В.А. Матросовым. Кратко доложил ему о наших делах и разговоре с Ю.В. Вадим Александрович сообщил, что наши предложения в основном одобрены и вскоре будут реализованы, кроме посылки вертолетов. Но вертолеты нам были тут крайне нужны, и я просил его направить пока хотя бы один-два, учитывая сложный афганский рельеф и активность мятежников на дорогах. В.А. обещал это, как только будут подобраны и подготовлены экипажи. В череде событий и текущих дел июнь пролетел незаметно. 30 июня возвратился Б. С. Иванов. Этим же рейсом, по согласованию с Центром, я должен был вылетать в Москву, предположительно на месяц. Борис Семенович поделился впечатлениями о поездке в Москву, о встрече с Андроповым (Ю.В., по его словам, одобрил оценки и соображения, им высказанные). В связи с отъездом посетил Амина и министра внутренних дел Ш. Маздурьяра. Амин выглядел бодро (недавние попытки сторонников Тараки отстранить его от шефства над силовыми структурами не удались) и просил передать приветы Андропову и Матросову. 30 июня вечером приземлились в Ташкенте. Здесь встретился с моими давними товарищами по службе в Средней Азии — командующим ТуркВО Ю. П. Максимовым и председателем КГБ Узбекистана Л. Н. Мелкумовым. Обоих интересовала и беспокоила ситуация в Афганистане, и нам было о чем поговорить в тот вечер. Через несколько дней после прибытия в Москву состоялась встреча у Ю.В. Андропова. Присутствовали генералы С.К. Цвигун и В.А. Матросов. Я, как это принято, подготовился к докладу, но Андропов предложил вместо доклада высказать соображения по вопросам, его интересующим: что можно сделать (или поправить) с нашей стороны для достижения стабильности в ДРА и есть ли реальные возможности для надежного закрытия границы с Пакистаном и Ираном? По ходу моих ответов Ю.В. задавал и некоторые другие вопросы. Он, безусловно, знал оценки нашего представительства в Кабуле основных факторов, обостряющих обстановку в ДРА и это освобождало меня от необходимости говорить о них. Я назвал лишь то, что, по-моему, представляло опасность для ДРА в ближайшем будущем: вероятность объединения пока разрозненных сил мятежников на основе исламского радикализма, включая и активизацию антиправительственного шиитского движения; открытость многих участков границы с Пакистаном и Ираном, что обеспечивало мятежникам нарастающую поддержку из-за рубежа и свободу маневра. Неотложными мерами по стабилизации обстановки в ДРА мною были названы: улучшение работы с племенами и национальными меньшинствами (особенно в северных провинциях, граничащих с СССР); усиление местных органов власти и их влияния на положение дел на местах. Мне казалось важным подчеркнуть также необходимость проведения руководством ДРА более активных мер по укреплению сил безопасности - частей пограничной охраны (план усиления, который нами был разработан) и оперативных частей царандоя, повысив их эффективность в борьбе с мятежниками. Проблемы надежной охраны границы с Пакистаном и Ираном заключались не только в сложных физико-географических особенностях приграничных районов и слабых служебно-боевых возможностях афганской погранохраны, но и не последнюю роль играло традиционное для афганской элиты непризнание афгано-пакистанской границы («линии Дюранда»), нежелание ограничивать передвижение кочевых пуштунских племен из Пакистана в Афганистан и обратно. Серьезным негативным фактором я назвал установление мятежниками своего контроля в ряде приграничных районов и на границе, а для усиления там охраны границы эти районы и участки, естественно, должны быть предварительно очищены от мятежников. Сказал в заключение, что руководство ДРА (Амин) приходит к пониманию этой проблемы (ряд мер предпринят), но многое уже упущено, да и сохраняется тенденция решать эту проблему по старинке, по остаточному принципу. Высказал мнение, что поскольку развитие событий опережает плановое укрепление погранохраны ДРА, то для прикрытия хотя бы важнейших участков, особенно на границе с Пакистаном, без участия армии теперь, видимо, не обойтись. У Андропова и присутствующих руководителей замечаний по докладываемым мною соображениям не было. Как я и предполагал, не мог не возникнуть вопрос о роли Амина, его влияния на ситуацию. Привожу дословный текст заготовки, которой я придерживался на этом совещании: «В настоящее время X. Амин наиболее сильная личность в ДРА не только в силу своих личных качеств, особенно организаторских, но и в связи с тем, что его усилиями устранялись люди политически активные, особенно если они не разделяли его взглядов. Его сторонники ныне занимают руководящее положение в армии (кроме поста министра обороны), в МВД, в Кабульской парторганизации НДПА, в госаппарате и части провинций. В интересах закрепления своих позиций и подавления мятежников, Амин, очевидно, будет продолжать линию на поддержание с нами тесных отношений, добиваясь нашей помощи. Амин — ярый пуштунский националист, способный на самые неожиданные (и не всегда оправданные) решения». Обсуждались и другие вопросы: надежность охраны народно-хозяйственных объектов нашего сотрудничества, причины волнения среди хазарейцев и др. В заключение Ю. В. поблагодарил за работу и доклад, в моем присутствии позвонил Н.И. Савинкину (в то время заведующий Отделом административных органов ЦК), предложив ему принять меня для беседы. Получив согласие, он поручил мне посетить Николая Ивановича и после отдыха (25-30 дней) вновь возвращаться в Афганистан («ситуация там сложная и работы много»). Встреча с Н.И. Савинкиным состоялась спустя несколько дней. Встретил он меня тепло и был внимателен. У меня же не было причин менять содержание и оценки первоначального (у Ю. В.) доклада, поэтому все обошлось нормально. Отпускные четыре недели, в том числе сбор грибов и рыбалка на Валдае, где мы с женой Александрой Павловной побывали, прошли быстро, и надо было возвращаться в Афганистан. Однако в Главке, Вадим Александрович сообщил мне, что Ю.В. Андропов дал согласие на направление в ДРА постоянного представителя наших погранвойск (идея эта исходила от Матросова). Мне же предстоит ознакомить его с делами на месте, представить афганским властям. На все про все мне отводился месяц. Мера эта была разумной, поскольку одновременно заниматься охраной границ Афганистана и делами штаба своих погранвойск было невозможно. В качестве такого представителя выбор пал на генерал-майора Андрея Андреевича Власова - хорошего профессионала, боевого офицера, прошедшего в погранвойсках большой путь от начальника заставы до начальника управления ГУ ПВ. В Кабуле к тому времени уже был солидный советнический аппарат, созданный нами весной и летом 1979 г. - свыше 30 офицеров-пограничников. Из них непосредственно в провинциях (на границе) находилось около 10 офицеров, остальные состояли советниками и специалистами при отделе погранслужбы ДРА и пограничном факультете академии царандоя. Нам не требовалось особой подготовки к выезду: в ГУПВ ситуацию в Афганистане стали отслеживать более тщательно, и информация накапливалась довольно полная и объективная. К сожалению, в июле и первой половине августа 1979 г. обстановка там не улучшалась. Неспособность (или нежелание?) руководства ДРА идти на такие меры, которые стабилизировали бы положение в стране, становилась все более очевидной и для Москвы. Признавая это, Политбюро ЦК КПСС на заседании 29.06.1979 г. отмечало, что «...рекомендации наших советников по этим вопросам (политическим, военным и пр. -прим.) афганским руководством практически не реализуются...» Однако линия на увещевание и уговаривание афганских руководителей сохранялась. При посещении ДРА Б. Пономаревым (секретарь ЦК КПСС) во второй половине июля 1979 г. опять все завершилось тем, что Тараки и Амин настаивали на направлении в Кабул уже не одного-двух советских батальонов, как было ранее, а двух дивизий. Пономарев же вполне логично считал это невозможным. У него хватило смелости высказать свою точку зрения по этому поводу. Другие же передавали подобные настойчивые просьбы Тараки и Амина, не высказывая собственного мнения. В июле продолжалось укрепление позиций Амина. Министр обороны А. Ватанджар был перемещен на должность министра внутренних дел, а Ш. Маздурьяр (министр внутренних дел) — министра по делам границ и племен. Таким образом, министерство обороны окончательно перешло в прямое подчинение Амина, и это с удовлетворением было воспринято в нашем аппарате главного военного советника. Между тем обстановка в приграничных районах и на границе становилась все более угрожающей и диктовала необходимость серьезной реорганизации пограничной охраны - структурной и управленческой. Становилось ясно, что оперативное подчинение пограничных батальонов армейским соединениям при сохранении органов управления в МВД не решает многих проблем. При отсутствии реальных возможностей укрепления погранохраны в качестве самостоятельной структуры в сжатые сроки оптимальным являлся ее вывод из МВД и переподчинение армии. В тех условиях это была вынужденная мера, и к началу августа принципиальное решение об этом руководством ДРА было принято. 17 августа мы с А. А. Власовым присоединились к группе генералов и офицеров Главного штаба сухопутных войск, которые во главе с главкомом генералом И. Г. Павловским вылетали в Кабул. Группа Павловского направлялась для оказания помощи руководству афганской армии к подготовке соединений и частей к действиям против мятежников. На следующий день после прибытия в Кабул всей группой побывали у начальника Генштаба Якуба. Якуб считал, что обстановка в стране понемногу нормализуется. Причиной же недавнего (5 августа) мятежа в Кабуле в 26-м парашютно-десантном полку и батальоне «коммаидос» назвал групповщину среди офицеров и связи некоторых из них с мятежниками. Предложения о переподчинении пограничной охраны армии он считал правильными, но требующими некоторых уточнений и доработки. В тот же день в составе группы генерала Павловского посетили мы Н. Тараки, представились, сообщили о целях прибытия. Тараки выглядел бодро, высказал удовлетворение оказываемой его стране поддержкой, перечислил наиболее значимые меры, осуществляемые правительством ДРА в текущем году по стабилизации обстановки в стране. Сказал, что даже мятежники признают пользу некоторых реформ, а основные усилия предпринимают для устранения его и Амина за их последовательную дружбу с Советским Союзом. Меры по укреплению армии назвал лечением больного, перенесшего тяжелую операцию («чистка», боевые потери и пр.), а советских специалистов докторами, призванными помочь больному. На следующий день втроем (участвовали Б.С. Иванов и А.А. Власов) нанесли визит X. Амину. После представления генерала А.А. Власова состоялась короткая беседа. Амин поделился впечатлениями о последних событиях в Кабуле (5 августа) и некоторых провинциях. Но его оценки, в отличие от Якуба, были менее оптимистичны. Мы поинтересовались его мнением о реорганизации погранохраны в связи с обострением обстановки в приграничных провинциях. Амин ответил, что саму идею реорганизации он, как и ранее, поддерживает, но нужна помощь с нашей стороны в проработке некоторых вопросов. Мы высказали готовность оказать необходимую помощь, и на этом встреча закончилась. Несколько дней наши офицеры-пограничники вместе с Отделом погранслужбы ДРА и офицерами аппарата Главного военного советника были заняты разработкой и обоснованием мер по реорганизации погранохраны. Замысел ее состоял в том, чтобы усилить боевые возможности имеющихся (28) погранбаталь-онов за счет дополнительного увеличения их численности (она обычно не превышала 40-50% их штатной положенное™), обеспечения их тяжелым оружием и техникой, а батальонов, находящихся в зоне боевых действий, — введения штатных разведывательных рот. В штаты дивизий, которым переподчинялись погранбатальоны, вводились отделы погранслужбы, ранее подчиненные царандою, а в Генштабе НВС ДРА создавалось Главное управление пограничной охраны. Предусматривалась передача в армию учебного центра и пограничного факультета академии царандоя. Общая численность погранохраны ДРА к исходу 1980 г. планировалось иметь около 14,5 тыс. военнослужащих (для сравнения: в СССР, а затем в Российской Федерации численность погранвойск с 1970 по 2000 г. была всегда не менее 170-200 тыс. человек). На большее нам тогда в Афганистане рассчитывать не приходилось. Одновременно прорабатывались вопросы размещения и боевого дежурства в посольском городке отдельной мотострелковой роты, предназначенной для замены группы спецназа КГБ «Зенит», прибывшей в Кабул в первой декаде июля 1979 г. Официальной задачей этой группы считалась подготовка военнослужащих президентской гвардии (охраны), но, как известно, обстоятельства вскоре эти задачи поправили. Руководителем группы «Зенит» был полковник Г. И. Бояринов, преподававший в 1950-1960 гг. тактику партизанской борьбы и специальных операций в Военном институте КГБ им. Дзержинского. Я в те годы был слушателем этого института, знал Григория Ивановича, и при встрече в Кабуле нам было что вспомнить. У него были интересные идеи и замыслы о перспективах развития подобных «Зениту» формирований. Но судьба уготовила ему другую участь: при штурме дворца Амина в декабре он был смертельно ранен, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 19 августа состоялось совещание оперативной группы генерала И.Г. Павловского с участием руководящих офицеров аппарата ГВС и наших представителей. В выступлениях участников совещания подчеркивалось, что, несмотря на возрастающую численность вооруженных формирований мятежников (около 40 тыс. человек), данных о наличии у них какого-либо единого центра (штаба) пока нет. Тем не менее их действия в отдельных провинциях носят скоординированный характер. Военные советники, находящиеся здесь, отмечали достаточно высокую оснащенность афганской армии боевой техникой и оружием (исключая автотранспорт): наличие у нее свыше 2300 орудий, минометов и птурс, около 700 танков, более 140 боевых самолетов и пр., и слабую эффективность их использования. К примеру, 90% ударов авиация наносила не по конкретным объектам и целям, а по площадям. В ряде случаев наносились удары непосредственно по населенным пунктам, занятым якобы мятежниками, - часто по прямым указаниям начальника Генштаба Я куба (его обычный аргумент при этом: «Там все - наши враги»). На 1 августа текущего года было потеряно армией (сдано мятежникам): более 200 орудий и минометов, около 40 танков и БМП, 77 бронетранспортеров. Большинство выступающих состояние афганской армии оценивали оптимистично. Так, советник по линии Главпура политико-моральное состояние армии назвал удовлетворительным. Армия, по его словам, единственная ныне в Афганистане сила в борьбе с контрреволюцией, и с этой задачей в целом она справляется. Какие-либо кардинальные меры по улучшению боеготовности и подготовки соединений и частей ДРА с учетом реальной обстановки в стране на этом совещании не рассматривались. Кстати, такой же оптимизм в оценке обстановки и состоянии афганской армии прозвучал накануне и в докладах главного военного советника и его заместителя по политчасти в Москве на комиссии ЦК по Афганистану. Вызванный тогда же из Кабула генерал Б. С. Иванов высказал иную, противоположную точку зрения, и это было, по его словам, откровением для некоторых членов Политбюро и руководства Минобороны (Д. Ф. Устинов, Н. В. Огарков). В последней декаде августа была завершена (уже с участием генералов и офицеров из группы И. Г. Павловского) разработка предложений и расчетов по реорганизации пограничной охраны ДРА. Сложность состояла в том, что надо было отрабатывать не только необходимые нормативно-правовые и оперативные документы, но и грамотно перевести их на дари. В этой же связи нужно было решить и некоторые вопросы с руководством МВД ДРА. На первой же нашей с генералом А. А. Власовым встрече с заместителем министра внутренних дел Али-Шахом, тот повел разговор о своем руководителе, министре А. Ватанджаре. Инициативно (и как всегда «сугубо доверительно») Али-Шах поведал о якобы антиправительственной деятельности «четверки»: Ватанджар, Маздурьяр, Гулябзой (министр связи) и Сарвари, связывая их деятельность с попытками мятежа в Кабуле 5 августа. Новостью для нас это не было, так как накануне в кабульском гарнизоне распространялись листовки подобного содержания, и мы об этом знали. Мы не проявили заинтересованности в этом разговоре («не наша проблема») и откланялись. В тот же день побывали у министра А. Ватанджара. Всегда приветливый, общительный, он на этот раз выглядел подавленно (травля аминовцами, безусловно, сказывалась), и мы постарались, ограничившись кратким сообщением о разработанных предложениях, завершить встречу. Обстановка вынуждала спешить с намеченными мерами. В конце июля - начале августа афганские пограничники понесли тяжелые потери. В провинциях Герат, Фарах и Нимроз крупные формирования мятежников совершили нападение и захват нескольких пограничных постов. В провинции Пактия был окружен мятежниками и понес большие потери погранбатальон, а в провинции Кандагар подверглась нападению и была разгромлена пограничная рота в Маруф. На дорогах Герат - Кандагар - Кабул, Кабул - Джелалабад мятежники захватывали автотранспорт, людей и грузы. Среди заложников оказывались и иностранцы - голландцы, французы, поляки и другие, кто пренебрег предупреждениями своих посольств. В этой ситуации правительственным силам иногда удавалось овладеть инициативой. Так, в провинциях Герат в результате масштабной операции, проведенной частями 17-й пехотной дивизии и подразделениями царандоя, мятежники понесли значительные потери, оставив занятые ими ранее несколько крупных населенных пунктов. Успешными были действия усиленного отряда 14-й пехотной дивизии в провинции Газни. Однако закрепить эти успехи властям в провинциях не удавалось. Наибольшую активность мятежники проявляли в приграничных с Пакистаном провинциях, где армейские части и пограничные подразделения с трудом сдерживали свои позиции. Все чаще поступала информация о наличии у мятежников танков (пока единичных) и артиллерии. В третьей декаде августа к мятежникам перешел 30-й горно-пехотный полк, при этом были убиты военнослужащие - члены НДПА, политработники и офицеры военной контрразведки. В эти же дни тяжелые потери понесли 25-я пехотная дивизия, 55-й и 22-й отдельные полки. В таких условиях для пограничных подразделений было важно сохранить боеспособность и собственную безопасность. Все эти вопросы, включая и организацию служебно-боевых действий уже в составе армейских соединений, мы обсудили на трех дневных сборах с нашими советниками, находящимися в приграничных провинциях. Были проанализированы причины августовских потерь в пограничных подразделениях, согласованы принципы взаимодействия с органами МВД, АГСА и царандоем. Характерная особенность: наши советники подчеркивали, что многие неурядицы и несогласованность в действиях провинциальных властей объясняются групповщиной и клановостью, ведомственной отчужденностью чиновников. Словом, все как в Кабуле... 1 сентября вместе с генералом В.Я. Меримским (заместителем Павловского) вылетели в Герат. Побывали в 17-й пехотной дивизии, имеющей большую зону ответственности на границе с СССР и Ираном. Дивизия была неплохо укомплектована (при значительном некомплекте офицеров) рассредоточена побатальонно и поротно более чем в 20 пунктах. Обстановку в зоне ответственности командование дивизии оценивало как контролируемую. Активность мятежников отмечалась в районах западнее Герата, старая Кушка, Чагчаран и на дорогах Герат - Баламургаб, Герат - Шиндандт. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|