ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Афганская поговорка 3 страницаРуководство МВД ДРА эту идею одобрило, включив сюда и два резервных батальона царандоя, размещенных в тех же провинциях. Всего предполагалось переподчинить дивизиям 10 пограничных батальонов. Для сохранения боеспособности подразделений на других участках границы было решено ускорить меры по объединению мелких подразделений (постов) в более крупные. В провинциях с наиболее сложной обстановкой предусматривалось создание сводных отрядов царандоя, включив в них, кроме собственных мелких подразделений, и вооруженные группы местных ополченцев. Для более четкого управления силами царандоя при заместителе министра внутренних дел, командующим царандоем (в то время капитан Тарун), формировался специальный отдел по борьбе с бандитизмом. 30 апреля для обсуждения этих вопросов с участием Таруна провели рабочую встречу с начальником Генштаба Якубом и его советниками. Начало совещания едва не переросло в скандал. Якуб, оценивая ситуацию в своей обычной резкой манере, негативно отозвался о роли царандоя, который, по его мнению, «надо подчинить армии и навести там порядок». Тарун в долгу не остался и посоветовал навести порядок вначале в самой армии. Возникла перепалка, и советники с трудом примирили своих «под-советных». Тем не менее предложения наши были одобрены и включены в сводку для Амина. А бурное начало встречи завершили нехитрым товарищеским ужином. Из всех руководителей силовых ведомств Афганистана наиболее частым гостем был - Асадулла Сарвари, начальник службы безопасности ДРА (АГСА). Точнее гостем Б.С. Иванова и Л.П. Богданова и, естественно, эти встречи не афишировались, думаю, в том числе и самим Асадуллой, и проходили обычно на одной из вилл, занимаемых представительством КГБ. Высокий, статный, с постоянной улыбкой, любитель шутки, он внешне мало подходил на роль шефа своего небезгрешного ведомства. Военный летчик по профессии, он стал чекистом, как у нас говорили, по призыву революции. При знакомстве со мной он в шутливой форме поведал о своей первой встрече с нашими пограничниками в Термезе, куда он со своим экипажем перегонял для ремонта королевский вертолет, напичкав его контрабандным ширпотребом, что и было обнаружено. Он с интересом воспринял версию о готовящемся якобы переподчинении погранохраны из МВД в АГСА (она, как известно, не подтвердилась), хотя и понимал, что его ведомству будет сложно управиться с этой структурой. Его подчиненные в приграничных провинциях всегда активно взаимодействовали с пограничниками и своими и нашими советскими, вошедшими позднее в северные провинции ДРА. В отличие от армии, и даже МВД, где сохранились многие кадровые офицеры, служившие еще при Захир-Шахе и Дауде, в АГСА все начинали заново, как водится, методом проб и ошибок. Наша помощь этому ведомству по линии органов КГБ, безусловно, была существенной, но некоторые факторы, на мой взгляд, характерные для Афганистана, и тут играли свою роль. Во-первых, как и везде на Востоке, здесь каждый руководитель (волости, провинций, департамента, министерства и пр.) имел свою разведку, свой осведомительский аппарат (естественно, непрофессиональный), и по любому важному событию информации возникало столько, что в ней было сложно разобраться самому опытному аналитику. К тому же существовало много целенаправленной дезинформации, провоцирующей иногда правоохранительные структуры на ошибочные действия. Другой негативный фактор — своеволие и беззаконие многих руководителей (губернатор, командир корпуса, дивизии, секретарь парткома и др.), по приказам которых и утверждаемым ими спискам часто производились аресты, в том числе и офицеров, без достаточных на то оснований. К тому же, властный Амин не обошел своим вниманием и это ведомство, последовательно внедряя в него своих людей и даже родственников. Многие репрессивные акции (довольно часто — как ответ на теракты мятежников) совершались органами АГСА и МВД по его прямому указанию. На встречах с Сарвари и Борис Семенович, и Леонид Павлович популярно объясняли ему, что такое «нарушение законности» и чем оно обернулось в СССР в конце 1930-х — начале 1950-х годов, для руководителей НКВД-МВД. Кажется, Сарвари все это понимал, но ему трудно было вырваться из пут Амина. Он до конца оставался верным Тараки, едва избежал расправы аминовской охранки в сентябре 1979 г. и вернулся в ДРА уже после свержения Амина. Как и предполагалось, в мае резко возросла активность мятежников — фактически по всему Афганистану. Власти ДРА, казалось бы, многое делали, чтобы ослабить ее. Многие решения Высшего совета обороны страны и ЦК НДПА были актуальными и целесообразными по замыслу (к примеру, формирование «Комитетов защиты революции» из числа членов НДПА и других добровольцев; меры по укреплению боеспособности частей и подразделений армии и царандоя и др.). Но, как и в прошлом, завершить их реализацию не удавалось, так как сказывались межведомственная разобщенность и неорганизованность, а в ряде случаев (особенно в провинциях) — прямое игнорирование решений и указаний центра. У мятежников, напротив, просматривалась более четкая скоординированность действий. Практически в Афганистане развертывалась гражданская война, где оппозиционные режиму силы, поддерживаемые извне, применяли весь арсенал партизанской борьбы, диверсионно-террористических действий, сочетая их с активным ведением пропаганды и дезинформации. Главными объектами нападений мятежников были пограничные подразделения и армейские части, дислоцированные вблизи границы. В провинции Пактия (граница с Пакистаном) в результате нападения мятежников понесла тяжелые потери пограничная рота в Дваманде. Высланный от 25-й дивизии отряд поддержки попал в засаду, понес потери и вернулся в гарнизон (г. Хост). Там же в середине мая при попытке очистить от мятежников сел. Ваза попал в засаду и понес тяжелые потери батальон 38-го пехотного полка. Вскоре нападению крупного бандформирования подвергся и штаб 25-й пехотной дивизии, и дислоцированный там же 59-й полк. Нападение было отбито, но без потерь и тут не обошлось. Обстановка осложнялась брожением среди военнослужащих этой дивизии (дислоцированной вблизи границы), их нежеланием вести боевые действия. Там же, в этой провинции, попали в засаду и были убиты два наших военных советника, а в районе Саидхель (тоже вблизи границы) был обстрелян и сбит армейский вертолет. В провинции Газни обстановка обострилась с появлением там крупного бандформирования с тяжелым оружием. В первой декаде мая здесь подверглась нападению мятежников и понесла тяжелые потери пограничная рота в селении Двачина. Рота оборонялась в старой крепости, получая боеприпасы и продовольствие вертолетами. В провинции Кандагар мятежники крупными силами совершали нападения на пограничные подразделения, при этом три пограничных поста ими были захвачены. В провинции Пактика понес тяжелые потери погранбатальон в селении Вазахва. Батальон около недели находился в окружении практически без боеприпасов и продовольствия. Обещанная поддержка от 14-й дивизии длительное время затягивалась под различными предлогами, и лишь вмешательство министра обороны Ватанджара спасло положение батальона. Но ситуация в этой провинции оставалась тяжелой, под контролем мятежников здесь находилось два уездных центра и значительная часть приграничной территории. Аналогичное положение складывалось и в ряде центральных провинций. В провинции Ба-миан, к примеру, части 8-й дивизии и подразделения ца-рандая в течение всего месяца вели упорные бои с бандформированиями, пытавшимися овладеть центром провинций. И лишь к концу месяца правительственным силам с помощью авиации удалось вытеснить мятежников в горные районы. Обострение обстановки в приграничных районах ДРА на юге (граница с Пакистаном) и на востоке (граница с Ираном) власти Кабула объяснили в первую очередь враждебной политикой этих двух соседних государств и стоящих за ними других сил в отношении ДРА. В этом была доля истины. Фактов об этой роли спецслужб США, Саудовской Аравии, Пакистана и других стран, включая и известных боевиков-террористов (Усами бен Ладен и пр.) ныне обнародовано много. Но было трудно объяснить резкое обострение обстановки весной и летом 1979 г. в северных, приграничных районах с СССР провинциях, населенных в основном таджиками, узбеками, туркменами и другими этническими группами. Известно, что социально-экономическое положение в наших среднеазиатских республиках (при всех их проблемах в то время) было во много крат лучшим, нежели у их соплеменников в Афганистане. И не случайно зародившиеся еще в 1950-е гг. в северных провинциях этой страны нолуподпольные молодежные революционные группы и организации («Вечное пламя» и др.) в своих программах не исключали присоединение этих провинций к некоторым республикам Средней Азии. В 1960-1970-е годы, в бытность мою тогда начальником штаба, а затем и начальником войск Среднеазиатского погранокруга, к нам через границу неоднократно переходили (разумеется, нелегально) из Афганистана ходоки — представители узбекских, туркменских и других племен, кланов с просьбой о разрешении их людям перехода в СССР на постоянное жительство. И всякий раз по указанию из Центра мы отказывали им в этом, ссылаясь на добрососедские отношения с королевским режимом Афганистана. Казалось бы, власти ДРА должны были иметь здесь хорошую опору и поддержку, а получалось наоборот. Те же таджики (а их в Афганистане насчитывалось более 3 млн. человек) - один из древнейших, богатых историей, но судьбой обиженных, разделенных народов, чей уровень жизни в сравнении с советскими таджиками был просто несопоставим — вместо поддержки новой власти повели с ней активную вооруженную борьбу. К тому же выдвинув из своей среды таких крупных руководителей, как Ахмад Шах Масуд и Б. Раббани, ставших в 1980-е гг. во главе Афганистана после падения правительства Наджибуллы. Здесь, на мой взгляд, кроме известных ошибок и перегибов властей ДРА, характерных для всех регионов (репрессии, притеснения священнослужителей, родовых авторитетов) свою негативную роль сыграл и махровый национализм Амина и его окружения, нежелание обеспечить равенство национальных меньшинств с титульной нацией — пуштунами. Последствия известны. В мае возникла угроза захвата мятежниками г. Бала-мургаба (вблизи границы с СССР), где проживало много узбеков и туркмен. Особенно неудачно складывалась обстановка в другой северной провинции ДРА — Самангане. Здесь при попытке очистить ранее захваченный мятежниками район шахтерского поселка Дарай-Суф, сводный отряд 18-й дивизии понес тяжелые потери и отошел. Вслед за этим мятежники взяли под свой контроль несколько уездов этой провинции и создали угрозу захвата города Айбак. Два танка, захваченные мятежниками в районе Дарай-Суф, вскоре появились под Мазари-Шарифом. Аналогичная сложная обстановка возникла и в северных провинциях Герат и Кундуз. В эти же дни в соседней с ними провинции Джаузджан началась крупная операция армейских частей и царандоя с применением авиации и артиллерии против крупного формирования мятежников. Однако применяемая армией тактика «утюга» — выталкивания и рассеивания — позволяла мятежникам сохранять силы и перегруппировываться. Были и более удачные действия правительственных сил, главным образом в южных и центральных провинциях (под Джелалабадом — пограничников и царандоя, частей 14-й дивизии и ополченцев в провинциях Урузган и Газни и др.), но повсеместно перехватить инициативу правительственным силам пока не удавалось. Формирования мятежников стали появляться в окрестностях Кабула, что усиливало нервозность руководства ДРА и силовых структур. В первой половине мая в Генштабе ДРА состоялось оперативное совещание руководства Минобороны, МВД и АГСА с участием наших представителей и советников. Обсуждались вопросы взаимодействия силовых структур, меры по защите Кабула и замысел предстоящей операции в районе Газни (там мятежники практически блокировали части газнийского гарнизона). И тут не обошлось без взаимных упреков (на этот раз между руководством Генштаба и АГСА), однако согласованные решения по обсужденным вопросам все же были приняты, в том числе и наши предложения к замыслу и плану операции в Газни. Спустя несколько дней в МВД ДРА состоялась рабочая встреча наших офицеров-пограничников, в том числе и советников в некоторых приграничных провинциях, с новым заместителем министра внутренних дел, командующим царандоем и куратором погранохраны ДРА майором Али-Шахом Пайманом, назначенным вместо Таруна. Присутствовали также начальники ведущих отделов МВД. Али-Шах — армейский офицер, до назначения несколько месяцев был командиром центрального армейского корпуса, ставленник и активный сторонник Амина. На встрече было объявлено об утверждении руководством ДРА ряда наших предложений, касающихся погранохраны, заслушаны доклады и соображения некоторых советников и начальников отделов. Были также рассмотрены вопросы технического оснащения пограничных подразделений с учетом поступающей техники и вооружения из СССР. От имени руководства Али-Шах поблагодарил наших офицеров за оказываемую помощь. 16 мая ситуация в стране обсуждалась у Н. Тараки с участием X. Амина, руководителей Минобороны, МВД и АГСА. Присутствовали также наш посол А. М. Пузанов, главный военный советник Л. Н. Горелов, Б. С. Иванов и автор этих строк. В выступлениях участников совещания отмечалось неудовлетворительная реализация решений Высшего совета обороны от 27.03.1979 г., особенно в части координации усилий армии, МВД и АГСА в борьбе с мятежниками. Якуб настаивал на объединении управления всеми разнородными силами в Генштабе, но поддержки в этом не получил. Там же было одобрено предложение руководства Минобороны о доукомплектовании и усилении 12,20 и 18-й дивизий. По каким-то причинам на этом совещании не выступил новый куратор погранохраны майор Али-Шах, для которого были подготовлены предложения по ряду пограничных вопросов (нам он сообщил, что передал их Амину). В заключительном выступлении Н. Тараки одобрил обсуждаемые предложения и призвал силовые структуры к более тесному сотрудничеству. Касаясь обстановки, он назвал иранский «хомейнистский фронт» против ДРА наиболее агрессивным (подобное ранее утверждал и Амин), и это было довольно странным. Удивил и его упрек в адрес наших советников за большие потери в двух афганских батальонах в провинциях Пактия и Пактика («Ваши товарищи недосмотрели...»), хотя он и завершил свое выступление благодарностью советским специалистам. Как видим, иждивенческие настроения зарождались тут на раннем этапе и среди самого руководства ДРА. Удивляло и другое. На подобных совещаниях, в том числе и ведомственных, с участием руководства ДРА и силовых структур все проблемы борьбы с мятежниками рассматривались в основном по части наращивания сил и средств, увеличения боевой техники, оружия и пр. (естественно — из Советского Союза и, в основном, на безвозмездной основе). И почти не обсуждались вопросы оптимального применения сил и средств (особенно в условиях партизанской войны), равно как и причины потерь и неудач, и поиска наиболее эффективных форм и способов боевых действий в реальной обстановке. На мой взгляд, и влияние наших военных советников (находящихся тут с середины 1950-х гг.) на подобную ситуацию было довольно слабым. Спустя несколько дней после совещания Н. Та-раки пригласил нашего посла А. М. Пузанова и, повторив свою озабоченность обострением обстановки (мятежники якобы контролируют уже пять провинций, а в двадцати они готовы к этому), просил сообщить в Москву его просьбы ускорить поставку боеприпасов, в том числе и повышенной мощности; прислать 20 вертолетов с нашими экипажами; ускорить поставку техники и вооружения для четырех дивизии и др. Александр Михайлович, по его словам, напомнил Тараки, что из Москвы уже сообщали о нецелесообразности направления в ДРА советских экипажей, но Тараки настойчиво просил повторить просьбу. Мнения наших представителей было единое — на это соглашаться нельзя, и такая телеграмма в Москву была отправлена. Известно, что и Тараки, и Амин с весны 1979 г. все настойчивее пытались расширить масштабы нашего военного присутствия в Афганистане. Выдвигались разные идеи, предложения, и они многим известны. Хочу отметить, что с самого начала этой кампании большинство наших людей в представительстве КГБ (и пограничники, естественно) относились к этому негативно, поскольку считали, что приход наших войск с любыми благими намерениями чреват втягиванием их в изнурительную партизанскую войну с непредсказуемыми последствиями. Но, как видим, так считали не все. В двадцатых числах мая с полковником В.А. Кирилловым совершили поездку в провинцию Нангархар, граничащую с Пакистаном. В поездке участвовали также два старших офицера Отдела погранслужбы ДРА и наш посольский переводчик. Дорога от Кабула в провинцию проходила по склонам горных ущелий, через перевалы, повторяя древний Великий шелковый путь. Дорога довольно оживленная, по ней проходил основной поток людей и грузов из Пакистана в Афганистан и обратно (около 500 автомобилей в сутки). Охранялась она стационарными и подвижными постами царандоя. Под Джелалабадом в сел. Дака побывали в отделе погранслужбы провинции и погранбатальоне. Батальон, как и другие, укомплектован чуть более, чем наполовину. С переходом в оперативное подчинение 11-й пехотной дивизии его взаимодействие и обеспечение несколько улучшилось. Служба пограничных рот была организована в основном из мест постоянной дислокации постов. Отдельные направления периодически прикрывались укрупненными нарядами во главе с сержантами. Главная проблема заключалась в контроле за передвижением людей и грузов из Пакистана и обратно. В сплошном потоке перегруженных машин, верблюдов, ослов и просто толп бредущих людей настоящий контроль практически был невозможен. Основная задача контрольно-пропускного пункта состояла в поиске оружия и боеприпасов, предназначенных для мятежников. Но ее выполнение было формальным, поскольку многие пересекающие границу кочевники, торговцы, охотники были вооружены. Маленький пример. Мое внимание привлек подошедший с пакистанской стороны к осмотровой площадке караван верблюдов (10-15), нагруженных большими тюками. Погонщик переднего верблюда имел за плечами старинную английскую винтовку «Бур», а на тюках крайнего в караване верблюда восседал погонщик с автоматом Калашникова. Хозяин каравана («караванбаши») — молодой индус в красивом зеленом бурнусе пояснил, что держит путь с товаром в Джелалабад, а караваны эти водил еще его отец. Раньше для охраны обходились одним-двумя охотничьими ружьями, а теперь вынуждены перевооружаться — на дорогах много желающих взять «бакшиш», дань, а то и просто ограбить. Здешние пограничники подтвердили, что знают этого торговца давно, за ним ничего плохого нет, и мы пожелали ему удачи. В местечке Торг-хам граница и дорога уходят к перевалу. На пакистанской территории наверху — пограничный пост (каменный) с амбразурами и стереотрубой на плоской крыше (газеты писали, что там недавно побывал небезызвестный Бжезинский и даже понаблюдал в эту трубу). Настроение личного состава и офицеров, несмотря на многие проблемы с обеспечением и техническим оснащением, командование батальона, КПП и отдела погранслужбы оценивали как вполне удовлетворительное. Это подтверждали советник при органах АГСА провинции полковник Ф. Д. Кудашкин и советник при отделе погранслужбы майор В. Я. Жук. Вечером состоялась встреча с министром по делам границ (он же временно исполнял обязанности губернатора), командованием 11-й дивизии, руководителями царандоя и АГСА, нашими советниками. Министр по делам границ занимался в основном проблемами пуштунских племен, населяющих приграничные границы Афганистана и Пакистана, и к пограничной охране ДРА прямого отношения не имел. Его рассуждения о возможном привлечении (разумеется, за достойную плату) некоторых пуштунских племен к охране границы в этих районах мне показались интересными. В 11-й дивизии после недавнего мятежа состояние тревоги не исчезало, и новое командование не скрывало опасений за боеспособность некоторых частей. На Востоке, как известно, в отличие от умеренно-уравновешенного Запада, любая неожиданность, нестандартная ситуация могут вызвать острую, неадекватную реакцию с непредсказуемыми последствиями. Поэтому здесь при любом скоплении людей: на базарах, у дуканов и в мечетях всегда можно ожидать любых неприятностей. В военных же коллективах, действующих в сложной обстановке, эта особенность проявляется довольно часто. Вот и на этот раз, во время нашей ночевки в городке 11-й дивизии не обошлось без инцидента. Перед рассветом, буквально под окнами нашей приезжей (окна были открыты из-за душной ночи) внезапно грохнул выстрел. В ответ последовали автоматные очереди откуда-то со стороны, а затем началась настоящая пальба. Не хватало только применения гранат и артснарядов. Невольно подумалось: уж не повторение ли это недавнего мятежа? Спустя пару минут, в комнату заскочил майор Жук. В руках автомат. Но ему, как и мне, было неясно, что происходит. Попытались позвонить по телефону, но бесполезно. Идти выяснять обстановку в этой ночной сутолоке - тоже не лучший вариант. Решили выждать, периодически проверяя связь. Вскоре стрельба стала понемногу утихать, а еще через пару минут позвонили вначале начальник особого отдела дивизии, а затем и Ф. Д. Кудашкин и сообщили, что первым стрельбу открыл (испугавшись чего-то) часовой, потом в стрельбу ввязалась караульная смена, дежурная рота, и так далее... Утром, за чаем, командир дивизии по-восточному долго, витиевато и смущенно объяснял происшедшее, а мы дружно его успокаивали. На следующий день в Джелалабаде с руководством царандоя и отдела погранслужбы провинции более подробно побеседовали об их проблемах. Положение было серьезным: в горно-лесистой, труднодоступной для техники местности мятежники группами легко проникали через границу по обходным, контрабандным тропам. Закрыть их надежно у пограничников не было сил, а действовать избирательно, по оперативным наводкам они не могли из-за слабой разведки. А ведь в этой провинции, кроме пограничников, стояли части 11-й пехотной дивизии, оперативный батальон царандоя и довольно солидные органы АГСА. Но подчинить эти силы единому замыслу по обеспечению безопасности пограничной провинции и страны никак не удавалось. Наш советник при отделе погранслужбы майор В.Я. Жук здесь быстро освоился и все афганские офицеры, в том числе армейские, отзывались о нем с большим уважением. Общительный, находчивый, хороший профессионал, он быстро овладел служебно-бытовым минимумом на дари и обходился с афганцами без переводчика. Откровенно говоря, не всем присылаемым сюда нашим советникам это удавалось, и тем приятнее было видеть офицера, достойно выполняющего свою нелегкую миссию. К сожалению, наша встреча с ним оказалась последней. Спустя немногим более полугода с приходом наших войск в Афганистан, майор Жук по просьбе армейского командования участвовал в воздушной разведке района предстоящей операции, и его вертолет «Ми-24» был сбит мятежниками... Прошло столько лет, а я и сейчас его помню, словно встречался недавно — подтянутого, в армейском камуфляже и афганском кепи, с неразлучным короткоствольным АКМ. Во время поездки хотелось поближе познакомиться с Джелалабадом. Шутка ли, здесь когда-то останавливался Александр Македонский, тут была зимняя резиденция афганских правителей. Но удалось посмотреть город лишь накоротке, мимоходом. Запомнилось, что он не похож ни на Кабул, ни на другие афганские города: зеленый и чистый, многие дома (высоких зданий мало) буквально укрыты вьющимися растениями, цветами, повсюду обилие магнолий, роз. Многие жители в ярких тюрбанах, цветных халатах. Во всем чувствовалась близость Пакистана и Индии. На пути в Кабул нас несколько раз останавливали вооруженные ополченцы — проверка. Подумалось: такую бы организацию контроля да на других дорогах Афганистана. В Кабуле в нашем представительстве сообщили новость: получена информация о решении руководства Д РА (инициатива Амина) начать в ближайшее время операции в центральных провинциях (Бамиан, Урузган, Гор и др.) против хазарейцев, населявших в основном эти провинции. К проведению операций планировалось привлечь добровольцев из пуштун в расчете на то, что они охотно примут участие в уничтожении хазарейцев-шиитов (сами пуштуны — сунниты). В качестве компенсации добровольцам обещано имущество репрессированных. Словом, намечались акции по уничтожению жителей и разграблению населенных пунктов, объявленных враждебными к власти ДРА. Вооружать эти отряды должны были органы МВД из своих запасов старого оружия. То же о готовящейся карательной экспедиции поведал и наш советник при МВД Н.С. Веселков, ссылаясь также на конфиденциальную информацию министра Ш. Маз-Дурьяра. При этом Амин якобы потребовал надежно закрыть афгано-иранскую границу (в Иране, где основное население - шииты, всегда проявляли к хазарейцам повышенное внимание). На следующий день с Леонидом Павловичем (Б.С. Иванов был временно отозван в Москву) пришли к послу. Александр Михайлович информацию эту посчитал очень серьезной и тоже склонялся к мнению, что необходимо жесткое заявление руководству ДРА о недопустимости такой акции. Однако он не считал возможным личное участие в этом, ссылаясь на особую специфику проблемы. Переговорили с Я.П. Медяником (заместителем начальника 1-го Главного управления КГБ, занимающегося в Москве этим регионом). Яков Прокопьевич, как всегда, не торопился с ответом, пообещав доложить руководству. Спустя некоторое время позвонил В. А. Крючков (в то время начальник 1-го Главного управления КГБ) и сообщил, что «Владимиров» (Андропов) считает опасной эту затею властей ДРА. Он предложил мне встретиться с Амином, чтобы прояснить подробности этой акции и передать ему обеспокоенность нашего руководства. Наследующий день с О. Акулиничевым (переводчиком посольства) мы были у Амина. Как и намечалось (целью встречи я назвал пограничные проблемы) вначале кратко сообщил ему нашу оценку ситуации на границе и, в частности в провинции Нангархар (по итогам поездки). Информацию Амин выслушал внимательно, сказав при этом, что он снимает высказанные им ранее возражения насчет создания органов разведки в погранслужбе (что предлагалось нами в комплексе мер). Заявление о нашем желании получить от него разъяснение о том, насколько верны слухи о готовящейся якобы карательной экспедиции против хазарейцев — Амин воспринял настороженно, однако подтвердил реальность этого. Привожу почти стенографическую запись переводчиком состоявшегося разговора. Н. Насколько известно, тов. Амин, основу этих отрядов составляют не военнослужащие, а гражданские добровольцы, пуштуны, негативно настроенные к хазарейцам-шиитам. Следовательно, пострадают мирные жители? А. Мы не исключаем этого. Война есть война. Н. Но если возникла необходимость проведения операции в этих районах, то почему не привлекаются военные или формирования из самих шиитов? А. Военные у нас заняты другими делами, а среди шиитов у нас нет сторонников и друзей. Они биологически сродни китайцам, а их религия нам враждебна. И мы их будем уничтожать. Н. Но вы, очевидно, понимаете, какую реакцию иранского руководства вызовут эти акции. И не приведет ли это к объединению всех шиитов против правительства ДРА? А. «Шиитский фронт» против нас давно развернут, они открыто ведут против нас борьбу и мы отвечаем тем же. Н. А вы не предполагаете, что это обострит и без того сложную ситуацию среди нацменьшинств ДРА? А. Мы так не считаем. Противник использует против нас все средства, в том числе самые коварные, и нам терять нечего. Н. Накануне встречи с вами я и мои товарищи говорили с Москвой. Мне поручено сообщить вам, что Ю.В. Андропов весьма озабочен подобными планами. Он просил передать вам, что это может ухудшить ситуацию и для ДРА, и для СССР. Что мне сообщить в Москву? А. Мы подумаем, время еще есть. Просим передать привет и наилучшие пожелания тов. Андропову. Вернувшись от Амина, обменялись мнениями у посла, подготовили и направили в Москву телеграмму. В ответ получили указание наблюдать за развитием событий, но история с хазарейцами понемногу поутихла, новой информации не поступало и в сутолоке текущих дел об этом стали забывать. Однако спустя месяц стало известно, что один из добровольческих отрядов все-таки появился в провинции Бамиан, но в столкновениях с хазарейцами понес потери и был выведен оттуда. На этом карательная затея с «добровольчеством» и закончилась. В Кабуле же она завершилась кампанией арестов среди влиятельных хазарейцев. В отличие от армии и царандоя, боевая техника, оружие и снаряжение к пограничникам Д РА попадали, как уже говорилось, по «остаточному» принципу. Теперь это было частично поправлено, и уже в мае 1979 г. в пограничные подразделения стали поступать (пока в ограниченном количестве) бронетранспортеры, минометы, радиостанции, полевые кухни и другое имущество и техника, направляемые из Союза. С прибытием в конце мая второй группы наших офицеров-пограничников (15 человек) стала налаживаться советническая работа в пограничной службе ДРА, так как в афганской армии наши советники находились уже давно, а в пограничной охране она началась только с весны 1979 г. Нашими первопроходцами в этом деле были офицеры Ф.Г. Гарафеев, Е.В. Дудин, В.Я. Жук, И.А. Поляков и другие, ставшие советниками отделов погранслужбы в провинциях с наиболее сложной обстановкой. Первым всегда трудно, тем более, в условиях автономности пограничных подразделений, часто без связи, надежного транспорта и охраны. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|