ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ввод советских войск в ДРА. 3 страницаОдним из важнейших условий обеспечения безопасности ДРА являлось укрепление ее национальных погранвойск. То, что было предпринято к весне 1980 г. афганским руководством с участием наших представителей для укрепления охраны отдельных участков границы, безусловно сыграло положительную роль в стабилизации обстановки в этих регионах. Впервые в охране и защите границы стала более активно применяться авиация. Так, только в мае и первой половине июня 1980 г. на участке Герат - Фарах авиацией было обнаружено и уничтожено (рассеяно) 12 бандгрупп различной численности, досмотрено около 40 караванов с различным грузом. По расчетам наших специалистов в Кабуле, одна авиаэскадрилья самолетов «Ан-24» («Ан-26»), оснащенная средствами разведки и целеуказания, обеспечивала эффективный контроль участка границы с Ираном и Пакистаном от Герата до Кандагара. Но, как и при рассмотрении других подобных предложений и идей, все упиралось в материальную основу: нужны люди, личный состав, офицеры, боевая и специальная техника, вооружение и пр. В Афганистане же над всем этим традиционно стоит один хозяин - Минобороны. А у него - свои проблемы. Надо признать, что надежды наших военных в ДРА на ликвидацию горных проходов (в основном на афгано-пакистанской границе) оправдались лишь частично (это было видно и на примере хостинского участка в Пактии). Всего было намечено для ликвидации около 90 проходов (три из них - на границе с Ираном). Поскольку большинство проходов находились в зоне действия мятежников, то разведка их велась в основном с помощью авиации. Из всех зафиксированных проходов около 20 обеспечивали продвижение транспорта, остальные — пешеходные и вьючные перемещения. Часть проходов, находившихся в зоне племен, дружественных или нейтральных к властям Кабула, по просьбе губернаторов провинций (к примеру, в Пактии) были сохранены. В марте-мае 1980 г. 2/3 проходов были разрушены ударами авиации, остальные - специальными саперными подразделениями. Более половины разрушенных проходов могли быть (по оценкам наших специалистов) восстановлены не ранее, чем через два-три месяца с привлечением значительных сил. Остальные были восстановлены местным населением и мятежниками уже спустя несколько недель и даже дней после их подрыва. Такие проходы после доразведки разрушались снова, и это повторялось неоднократно. С минированием проходов тоже возникало много проблем, и оно проводилось лишь частично, в основном с вертолетов. При всех сложностях и недостаточном продумывании многих деталей эти меры все-таки затрудняли либо воспрещали на какое-то время проникновение через границу, прежде всего, крупных формирований, караванов мятежников. Анализируя в Кабуле эти широкомасштабные и многообещающие меры, наши пограничные специалисты полагали, что в будущем подобные действия можно проводить лишь на строго выборочной, «прицельной» основе. С таким расчетом, чтобы, во-первых, это не вызывало враждебности к властям среди мирного населения, а, во-вторых, обеспечивало постоянное наблюдение за разрушенными (либо минированными) проходами и воспрепятствование попыткам их восстановления. Казалось бы, зачем нужна в этих записках такая детализация, да еще мер, не совсем пограничных? Нужна, думается, потому, что в охране и защите границы такая форма применялась впервые, очевидно, и в мировой практике (а первым всегда труднее), и где гарантия, что в будущем подобная проблема не возникнет? При обсуждении этих вопросов в нашем пограничном отделе представительства КГБ и непосредственно на границе (Пактия, Герат) мы пришли к выводу, что участие пограничников еще на начальном этапе организации этих мер было бы полезным. И в выборе объектов, и в способах контроля над ними. Это мнение я высказал у генерала С. Ф. Ахромеева на встрече с ним в связи с моим предстоящим отъездом в Москву (на встрече был и представитель КГБ в ДРА Б.Н. Спольников). Сергей Федорович согласился с этим и добавил, что участие пограничников в решении этих задач будет учтено при доработке директивы на охрану границы ДРА в летнем периоде. Однако для нас со Спольниковым на этой встрече довольно неожиданными были откровения Сергея Федоровича о ближайших перспективах действий в Афганистане нашей группировки войск. «...Армия выполнила свою миссию говорил Ахромеев. Сейчас практически крупных бандформирований в ДРА нет. Операция, которая проводится в Бадахша-не, последняя. Период, когда армия играла решающую роль, кончился. Мятежники перешли на новую тактику: диверсии, террор, действия мелкими группами в городах. А там эффективность действий армии снижается, там поле деятельности сил безопасности...» Конечно, в этом была своя логика. Но были и вопросы. Если нет, к примеру, крупных бандформирований, то какими силами они контролируют около 40% всех провинций ДРА (по оценке Генштаба), в том числе и большую часть приграничных провинций? Реальных сил безопасности, способных решать эти задачи, в ДРА тогда не было. К примеру, из планируемого призыва весной 1980 г. 56 тыс. человек, удалось призвать лишь 6 тыс. и, естественно, пограничникам и царандою достались от этого количества лишь крохи. Следовательно, создать реально эффективные силы безопасности (погранвойска, части царандоя, отряды АГСА), подготовленные к антипартизанским действиям, да тем более в сжатые сроки, можно было лишь с помощью афганской армии, какой-то ее части. Но полгода тому назад главный военный советник в Кабуле и его аппарат утверждали, что «здесь армия решает все», и о создании каких-то сил безопасности не велось и речи. Может быть, теперь появился замысел по созданию таких сил? Сергей Федорович воздержался от прямых ответов на эти вопросы. Умный и осторожный руководитель, он никогда не спешил обнародовать решения или какие-либо идеи, недостаточно продуманные и несогласованные с верхами. Становилось ясно: наши военные руководители в Афганистане стали реально оценивать ситуацию и ищут поддержки среди других союзных силовых структур. И с этим следовало считаться. Другая неожиданная новость возникла вечером того же дня во время моего посещения посла Ф.А. Табеева. Мой визит к послу накануне отъезда был обычным знаком вежливости и не затрагивал каких-то проблем (о наших делах и впечатлениях мы с ним уже говорили). Уже перед моим уходом Фикрат Ахмеджанович поинтересовался, встречался ли я с Б. Кармалем во время этой поездки. Я ответил отрицательно и объяснил это спецификой моего задания, пребыванием в Кабуле наших генералов высокого ранга (которым я докладывал свои соображения) и тем, что не имел на это прямых указаний. Но посол, видимо, не удовлетворился этим и порекомендовал мне все же проинформировать о своем пребывании в Кабуле хотя бы аппарат Б. Кармаля. Мой звонок из кабинета посла принял один из помощников премьер-министра ДРА, сносно говоривший по-русски. Я вкратце сообщил ему о целях своего пребывания в ДРА, о своих контактах с аппаратом маршала С. Л. Соколова и начальником погранвойск ДРА П. Мухаммадом. Помощник поблагодарил и пожелал счастливого пути. Но спустя полчаса он же пригласил меня к телефону и сообщил, что Б. Кармаль хотел бы со мной встретиться завтра утром. Добавил, что на встречу уже приглашен министр обороны Рафи и спросил, кто еще желателен для этой встречи. Я назвал Б.Н. Спольникова, И.И. Сагайдака и начальника погранвойск ДРА Пир Мухаммада (которого руководство Минобороны так и не удосужилось представить Б. Кармалю ни при назначении, ни позднее). Зная внимание Ю.В. Андропова к таким встречам, я попросил посла дать переводчика с навыками стенографиста. Утром 14 июня состоялась встреча с Б. Кармалем. Выглядел он бодрым и подтянутым. Смуглое, темно-шоколадного цвета лицо, большой, с горбинкой нос. Держался уверенно, к собеседникам был внимателен. Я сообщил о целях моего приезда в ДРА, впечатлениях о поездке в районы афгано-иранской и афгано-пакистанской границы. Высказал свои соображения о состоянии пограничной ох-р,шы ДРА с учетом последних структурных изменений. В числе причин слабой охраны границы назвал: малую войсковую численность пограничников, их недостаточное техническое оснащение и профессиональную подготовку. Сказал, что предложения об укреплении пограничной службы ДРА имеются в Минобороне и Генштабе, их реализация требует определенных расходов, привлечения дополнительных сил и средств, но это, на наш взгляд, остро необходимо и оправдано. Пояснил, что аналогичные предложения наших советников были разработаны еще весной 1979 г., но и тогда, и сейчас возникают различного рода проблемы, мешающие реализовать их. Сослался на пример затянувшегося формирования Управления погранвойск, особенно органов разведки, тыла и связи. Попросил оказать внимание и поддержку начальнику погранвойск Пир Мухаммаду. В заключение сообщил о действиях наших пограничных подразделений (СБО) в северных, приграничных районах ДРА. Б. Кармаль слушал внимательно, иногда просил переводчика некоторые формулировки перевести на английский. Говорил он неспеша, четко излагая мысли. От имени ЦК НДПА выразил благодарность КПСС и Советскому правительству, Л. И. Брежневу и Ю. В. Андропову. Поблагодарил и наших советников за их работу «в сложных, опасных условиях». Сказал, что несмотря на ряд негативных процессов, обостривших ситуацию в НДПА (имея в виду, видимо, аминовский период), есть все основания для победы народной власти. Важнейшей проблемой в укреплении стабильности в стране он назвал «достижение господства на границе». Согласился с тем, что многое зависит от материальных условий, и решать проблему надо поэтапно. Добавил при этом, что «с учетом нашей нищеты я бы поддержал даудовский принцип безопасности нашей границы на Севере» (т.е. убрать оттуда афганских пограничников, в надежде на нашу охрану). Я вынужден был напомнить Б. К., что подобные попытки убрать афганские пограничные подразделения с советско-афганской границы уже были и всякий раз возрастала активность мятежников в этих районах. Привел недавний (5. VII) пример о нападении мятежников на советский по-граннаряд на участке Тахта-Базарского погранотряда, когда был убит старший пограннаряда, и о завершенной там операции по ликвидации этой бандгруппы. В. Кармаль с этим согласился, признав, что появление бандгрупп на советско-афганской границе наносит ущерб престижу и ДРА, и СССР. Тем не менее, характеризуя границу с Пакистаном как наиболее опасную, где должны быть, по его мнению, сосредоточены основные силы, он выразил надежду, что «на Севере мы сможем опираться на помощь советских пограничников». Это, по его словам, первая проблема, которая решается пока медленно. Вторая проблема «больше относящаяся к маршалу» -очевидно имелся в виду Соколов) - это необходимость пересмотра и улучшения тактики действий армии. Здесь есть свои трудности. НДПА несет ответственность за то, что медленно формируются местные органы власти, особенно в освобождаемых от мятежников районах: люди напуганы и боятся поддерживать власть. И в этих условиях нужны особо энергичные меры со стороны армии. К сожалению, ее действия пока малоэффективны. Значительная часть армии по-прежнему располагается крупными гарнизонами «От времен Македонского афганцы всегда воевали партизанскими методами, и регулярные части никогда не добивались успеха, если они не использовали и не учитывали этот опыт...» Он привел в качестве примера события в провинции Кунар в середине 30-х годов. Там пуштунские племена стали враждовать с королевским режимом, и для их усмирения были направлены войска под начальством его отца — генерал-полковника. Он мальчишкой участвовал в этой экспедиции и помнит, что она закончилась провалом и большими потерями в войсках. По его мнению, действия в подобных условиях следует вести небольшими по составу, но хорошо подготовленными и мобильными группами по типу «коммандос». Этот принцип, видимо, должен относиться и к пограничным силам. Высказал он неудовлетворенность и разведкой. «У нас все есть: НДПА, Минобороны, ХАД, царандой, но мы ничего не знаем о противнике. Он о нас лучше знает, чем мы о нем». В этом одна из причин слабого противодействия террору и диверсиям мятежников. Другая причина - низкая эффективность судебной системы. Необходимо срочно создавать и укреплять военно-полевые суды. Он считает, что к захваченным с оружием в руках бандитам не относятся положения Женевской конвенции, их дела должен рассматривать на месте военно-полевой суд и выносить решение вплоть до расстрела. Встреча заняла около двух часов. Было ясно, что высказанные соображения Б. Кармаля (он подчеркнул, что это лишь его рассуждения, а не конкретные предложения) в большей степени относятся к деятельности армии и органам власти и предназначены для Москвы, точнее — для Андропова. Министр обороны Рафи и Б. Н. Спольников участия в разговоре не принимали, и я поблагодарив Б. Кармаля за откровенный обмен мнениями, сказал, что сообщу об этом своему руководству, а все, что приемлемо к деятельности погранвойск — постараемся учесть, в том числе и в работе наших советников. В заключение Б. Кармаль сказал, что он доволен встречей и просил передать горячий привет и благодарность Ю. В. Андропову и командованию советских погранвойск. Откровенно говоря, многое из того, о чем говорил Б. Кармаль, я считал правильным в то неспокойное время. Сугубо гражданский человек, он, видимо, понимал неготовность афганской армии к борьбе с мятежниками и вряд ли находил поддержку своим взглядам среди военных. Позднее, много лет спустя, мне довелось читать уничижительные реплики некоторых наших военачальников о нем (заносчив, пристрастен к спиртному и пр.). Думаю, эта неприязнь возникла оттуда, с первых дней возвращения Б. Кармаля в Кабул. В отличие от Амина (обожаемого некоторыми нашими военспецами), Б. Кармаль (якобы «человек КГБ») сознавал, что в обстановке, сложившейся в Афганистане к началу 1980 г., нужны не громоздкие, малоподвижные армейские формирования, а силы безопасности — профессиональные и мобильные. У меня от этой встречи остался неприятный осадок: руководитель страны верно оценивая сложившуюся ситуацию, лишь рассуждал о возможных путях ее стабилизации, видимо, не рассчитывая на поддержку своих и наших военачальников. Вечером у посла поделились впечатлениями о встрече с Б. Кармалем. Общее мнение сводилось к тому, что период временного затишья в ДРА будет недолгим: рассеянные в начале года и вытесненные в горы (а кое-где и за кордон) крупные бандформирования уже перегруппировались в некоторых провинциях. В Кабуле продолжались теракты, проблемы безопасности посольства стояли остро, и по просьбе посла пограничным отделом представительства была уточнена система охраны и защиты посольства с учетом прибывшей на усиление роты охраны. В тот же день побывал в нашей группе «Гвоздика». Небольшая по составу (немногим более 20 человек) она состояла из пограничников - сверхсрочников и обеспечивала охрану Б. Кармаля (о ее посещении просили руководители нашего отдела в представительстве КГБ). Группа была хорошо вооружена, материально и технически обеспечена. Но настроение в группе было неважным: при поспешном вводе ее в службу не были предусмотрены некоторые вопросы быта, отдыха и досуга личного состава, плановое предоставление выходных, отпусков и пр. Со ссылкой на особую важность выполняемой группой задачи, она практически постоянно находилась на казарменном положении. Откровенно высказывая наболевшее, пограничники, тем не менее, заверили, что свою задачу они выполнят достойно. Все эти вопросы были решены: частично - на месте, некоторые - в Москве. Встреча была полезной, и я пожелал им успехов. В этой поездке была возможность поближе познакомиться с работой наших советников при отделах погранслужбы дивизий (офицеры Д.Г. Новиков, В.Я. Литучий, В.П. Смирнов, И.А. Поляков и др.) Им не всегда удавалось реализовать идеи и предложения руководства нашего представительства и отдела (горький пример тому — события в Колай-Ко), но работали они, на мой взгляд, на пределе возможностей. Причем с постоянным риском для жизни. Подполковник Новиков, к примеру, дабы не привлекать к себе внимание, в некоторых поездках надевал пуштунскую одежду (чалма, шальвары и пр.), а на машину навешивал местный номер. Их бытовые условия были несравнимо сложнее, нежели в Кабуле, но они не роптали. Наша громоздкая, неповоротливая союзная система управления за год так и не удосужилась реализовать предложения о создании при каждом советнике в провинциях ДРА группы (5-6 человек) охраны и обеспечения. Были и другие проблемы. В ходе встреч и откровенных бесед с офицерами все-таки возрастала уверенность в том, что мы одинаково понимаем и свою роль в Афганистане, и пути обеспечения безопасности его границ. Кроме советников в дивизиях (приграничных), в штат 4-го отдела представительства КГБ в Кабуле входили советники при Управлении погранвойск ДРА, преподаватели-консультанты при Академии царандоя и переводчики. С учетом некомплекта отдел имел обычно 25-30 офицеров-пограничников. С переводом погранслужбы в ведение Минобороны ДРА возросли нагрузки и на советнический аппарат. В целом в отделе было неплохо налажены организация и планирование работы, в том числе выездов на границу, улучшалась система связи с советниками в провинциях, сбора и анализа информации, подготовки предложений для руководства представительства и др. К сожалению, нашим советникам не всегда доставало гибкости и настойчивости в реализации некоторых важных и нужных мер, особенно связанных с комплектованием и вооружением афганских пограничных подразделений. Здесь были, видимо, и наши просчеты: разрабатывая планы передачи погранслужбы ДРА из МВД в армию, мы не добились укрепления статуса начальника отдела погранслужбы и его советника, и они в ряде случаев оказывались в дивизиях на положении бедных родственников. В Москве порой затягивался подбор и подготовка советников для замены действующих, а также для назначенных на новые должности. Не хватало переводчиков. Да и в самом представительстве порой возникали накладки. Руководитель представительства КГБ Б.Н. Спольников в отличие от своего предшественника Л. П. Богданова в пограничные проблемы в ДРА особо не вникал, и порой его вмешательство в дела 4-го отдела бывало, мягко говоря, не всегда удачным. Несмотря на деликатность этого вопроса, я посчитал нужным перед моим отъездом из Кабула высказать ему некоторые рекомендации, опираясь на специфику пограничных проблем и устойчивую, добрую репутацию пограничных специалистов в Афганистане. К тому же в представительстве оставались ветераны В. Чучукин, В. Осадчий, Б. Кабанов и другие, с кем часто доводилось решать общие задачи и на поддержку которых можно было всегда рассчитывать. Руководил 4-м отделом по-прежнему полковник В.А. Кириллов, тоже из ветеранов, и как опытный профессионал, он был здесь очень полезен. При всем драматизме ситуации в представительстве не теряли веры в благоприятное завершение кампании. Была надежда, что все образуется и будет найдено разумное решение для стабилизации обстановки. В эти же дни стало известно о завершении в Кабуле суда и приведении в исполнение смертного приговора в отношении группы аминовских руководителей. В их числе - несколько родственников X. Амина (один из них - А. Амин - бывший начальник службы безопасности - КАМ), непосредственные организаторы и убийцы Тараки - бывший командующий народной гвардией Джандад и два его заместителя: Али-Шах Пайман - бывший заместитель министра внутренних дел, командующий царандоем, Сахраи - быстрый министр по делам племен и границ, а также бывший начальник тюрьмы «Пуличархи» и другие — всего около 15 человек. Они обвинялись в превышении власти, нарушениях законности, репрессиях и личном участии в пытках и расстрелах. Кажется, это была первая серьезная акция по утверждению хотя бы относительной законности в стране. Перед вылетом в Москву попрощался с товарищами. Присели, как водится, «на дорожку», и вновь в Кабульском аэропорту «Ту», выбираясь наверх, крутил спираль, огибая горные склоны и террасы, отстреливая феерические противоракетные заряды-ловушки. На второй день после прилета в Москву (18 июня) я был с докладом у Ю. В. Андропова. Присутствовал и генерал В. А. Матросов К тому времени Ю. В. много занимался Афганистаном, поэтому надо было сосредоточиться лишь на тех пограничных проблемах ДРА, которые его интересовали. Но, упредив меня, Андропов вновь, как и летом 1979 г., поинтересовался: реально ли рассчитывать в ближайшем периоде на надежное прикрытие афганской границы с Пакистаном и Ираном? И опять пришлось докладывать, что для надежной охраны и защиты этой границы требуется, как минимум четырехкратное увеличение тех сил, которые на этой границе есть. Но такое усиление вряд ли осуществимо: афганская армия по-прежнему занята другими делами, не считая эту проблему одной из главных, а самостоятельно формировать новые части и подразделения Управление погранвойск ДРА не может, не имея ни мобилизационного аппарата, ни материально-технических средств (все находится в армии). К тому же много времени упущено. Наши предложения по этой части известны афганскому руководству и аппарату главного военного советника. Я доложил, что перенос пограничной охраны в ДРА (той, какая еще сохранилась) из провинций с высокой активностью мятежников (в основном на пакистанском направлении) на иные, более удобные рубежи был бы очень сложным в исполнении и по ряду причин неприемлемым. В политическом плане, например, руководство и правящая элита Афганистана по-прежнему не признают границу с Пакистаном (т. н. «линия Дюранда») и считают, что она должна проходить по территории восточного Пакистана, за пределами зоны расселения пуштунских племен. Военный же аспект этой проблемы в том, что уход пограничных и армейских частей из восточных приграничных провинций откроет мятежникам выход к Кабулу. Разрушение на афганско-пакистанской границе горных проходов и перевалов и их минирование, по оценкам наших специалистов, позволило на какое-то время сдержать перемещение через границу крупных мятежных формирований и их грузов. Но это оправдано и дает результат лишь там, где правительственные силы осуществляют контроль в приграничных районах. Привлечение афганских пограничников к решению этих задач, докладывал я, усилит контроль за состоянием таких участков и поможет снять напряженность среди местного населения. Сообщив о своей встрече с министром племен и границ ДРА Ф. Мухаммадом, я назвал перспективной идею привлечения лояльных правительству пуштунских и белуджских племен к защите границ Афганистана, разумеется, при соответствующей организации этого дела и надлежащем финансировании. Андропов одобрительно отнесся к этой идее и тут же поручил Матросову переговорить об этом с В.А. Крючковым (в то время — начальник 1-го Главного управления КГБ). Он внимательно выслушал сообщение о встрече с Б. Кармалем и его оценках состояния афганской армии и ее роли в борьбе с мятежниками. Поинтересовался, были ли при этом наши представители из группы маршала С. Л. Соколова (наших представителей не было, был министр обороны ДРА генерал Рафи). По поводу предложения Кармаля расширить действия наших пограничников в северных провинциях ДРА он сказал генералу Матросову: «Учти, теперь они от вас не отстанут». Ю.В. с настороженностью воспринял высказываемую в Кабуле идею о целесообразности передачи основных функций в борьбе с мятежниками от армии к силам безопасности, но согласился с замечаниями В. А. Матросова, что такой вариант можно рассматривать лишь при достижении определенных условий: разгрома всех наиболее крупных бандформирований, создания боеспособных, мобильных сил безопасности и пр. Он негативно воспринял обсуждаемые нашими специалистами в Кабуле (в том числе из МВД) предложения (а они исходили от афганского руководства и были известны в Москве) о возможном вводе в ДРА (главным образом — в северные его провинции) частей внутренних войск (ВВ) вместо находящихся в Афганистане некоторых армейских частей. Сказывалась ли его известная неприязнь к руководителю МВД Н. А. Щелокову или были другие мотивы — судить трудно. Но сама идея, на мой взгляд, тогда заслуживала внимания, поскольку части ВВ все-таки были профессионально неплохо подготовлены к действиям в условиях Афганистана (они не раз подтверждали это на наших совместных учениях). Завершая обсуждение этих вопросов, Андропов высказал предположение, что слабая защищенность границ ДРА и неготовность афганских сил при нарастании активности мятежников может надолго осложнить ситуацию в стране. Одобрив предложения генерала В.А. Матросова о некоторых наших мерах по афганской линии, Ю.В. предупредил о возможности неожиданного развития событий на советско-афганской границе и нашей готовности к ним. Он поблагодарил меня за выполнение задания, и на этом встреча закончилась. Предостережение Андропова о возможности обострения ситуации в Афганистане, разумеется, было небеспочвенным: уже знакомясь с разведывательными сводками в штабе погранвойск, нельзя было не отметить широкомасштабную подготовку афганских мятежников в соседних с ДРА Пакистане и Иране. В Пакистане к лету 1980 г. имелось более десятка лагерей и курсов по подготовке боевиков различных специальностей, расположенных главным образом в северо-западной провинции Пешавар. Здесь же размещался и объединенный центр (штаб) мятежников. Вербовали в боевики в основном из лагерей афганских беженцев, численностью (по утверждению пакистанских властей) свыше миллиона человек. Подготовку боевиков вели пакистанские инструкторы при участии (точнее, под надзором) американских, арабских и китайских советников и специалистов. Из Пакистана в Афганистан шла переброска оружия и боеприпасов, в том числе противотанковых средств и переносных зенитно-ракетных комплексов. Там же, в Пакистане, было развернуто производство стрелкового оружия советских образцов (автоматы Калашникова и др.) Общее руководство координацией действий мятежников на территории ДРА, их вооружением и обеспечением осуществляла группа под руководством генерального инспектора пограничной жандармерии Пакистана генерал-майора Зульфикара. Нарастали масштабы подготовки афганских моджахедов и в Иране — тоже в основном с привлечением афганских беженцев. Их подготовка проводилась в лагерях, расположенных в районах Тегерана, Мешхеда, Тайабада, Захедана и некоторых других. Подготовку боевиков вели иранские инструкторы из «Корпуса стражей исламской революции» (КСИР) под присмотром личного представителя имама Хомейни. Отсюда (из КСИР) шло обеспечение мятежников оружием и боеприпасами. Была налажена постоянная связь между штаб-квартирами мятежников в Пешаваре и Мешхеде в целях координации их действий на территории ДРА. Такой размах подготовки мятежников означал только одно - вооруженная борьба в Афганистане развернута всерьез и надолго. По информации из Кабула, наибольшая активность мятежников к концу лета отмечалась на границе и в приграничных провинциях Кунар, Нангар-хар, Пактия, Забуль, Кандагар, Фарах, Герат, Бадгиз, Бадахшан и некоторых других. Действовали они по-прежнему небольшими формированиями, устраивали засады на дорогах, широко применяя террор и диверсии. Руководство ДРА и наше командование ОКСВ стремились к осени текущего года ликвидировать их основные силы и базы, стабилизировать обстановку в основных регионах страны. В июле в целях усиления влияния Центра на укрепление местных органов власти в оперативные зоны (территория ДРА для удобства политического и военного управления была разделена на восемь зон) были назначены уполномоченные из числа ответственных работников ЦК НД П А, а в Кабуле создан штаб во главе с Б. Кармалем. Принимались руководством ДРА и другие меры. Однако силы мятежников (хотя и разрозненные) были внушительными и представляли серьезную угрозу. Эта угроза объективно настраивала наше командование ОКСВ в ДРА к более решительным и масштабным действиям против мятежников (о спокойном стоянии в гарнизонах уже не говорилось). Прежде всего были предприняты меры к совершенствованию самой группировки ОКСВ (ее численность около 90 тыс. человек). Из его состава в СССР выводились некоторые части (танковые и другие). Летом и осенью советскими и афганскими частями была проведена серия операций против мятежников, в основном в приграничных районах ДРА. Некоторые операции и боевые действия (в провинции Нангархар, Пактия, Нимроз и др.) были удачными. В Пактии, к примеру, армейскими и пограничными подразделениями 25-й пехотной дивизии (Хост) был разгромлен крупный отряд мятежников, пытавшийся окружить и уничтожить одну из пограничных рот (здесь в организации боевых действий активно участвовал пограничный советник полковник В.Я. Литучий). В провинции Нимроз умело организованной засадой сводного отряда из советского и афганского подразделений была разгромлена крупная бандгруппа во время ее переправы через границу из Ирана. Было захвачено более десятка автомобилей, значительное количество снаряжения и боеприпасов. Однако многие операции, при всей масштабности их подготовки, оказывались мало результативными (в провинциях Герат, Кандагар, Бадахшан и др.): мятежники рассеивались, уклонялись от столкновения с армейскими частями, отсиживаясь, как правило, в труднодоступных районах либо густозаселенных местах. Повторные операции («зачистки»), проводимые там, тоже не всегда были результативными. Казалось бы, силы для борьбы с мятежниками были сосредоточены огромные: соединения и части афганской армии, подразделения царандоя и СГИ (безопасности), различные военизированные формирования («Отряды защиты революции», ополченцы, группы вооруженных партактивистов НДПА, поддерживающие правительство вооруженные отряды «малишей»), плюс армейские соединения и части (ОКСВ), а также пограничники, подразделения «Каскад» (КГБ) и «Кобальт» (МВД) в северных провинциях ДРА. Думается, отсутствие единой, четкой системы управления этими силами по общим замыслам и планам ввиду их разнородности, принадлежности к различным ведомствам и структурам было одной из причин их слабого влияния на стабилизацию обстановки в ДРА. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|