Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Прибыль и рентабельность в промышленности и энергетике




Прибыль представляет собой стоимость прибавочного труда или денежное выражение прибавочной стоимости, полученной в процессе производства. Она вычисляется в большинстве случаев как разность ме­жду суммой реализации (R) и издержками (И) или как разность между рыночной ценой (Ц) и себестоимостью (s), умноженной на объем производства (П): mо = R - И = (Ц - s) • П (руб/год), (8.10) где mо — общая или балансовая прибыль, руб/год.

Действующий в условиях товарно-денежных (рыночных) отношений закон максимальной прибыли вынуждает производителей стремиться к увеличению этого показателя всеми возможными способами. Таких способов всего три:

1. Повышение продажной цены. Однако в условиях стабильного рынка для большинства товаров эта цена диктуется рыночной конъюнктурой, отражая общественно необходимые затраты труда. Но производители монополисты, в том числе и энергетика как естественный монополист,
имеют некоторую возможность поднимать цены (тарифы) на свою продукцию в пределах, ограниченных антимонопольным законодательством и другими мерами государственного регулирования рынка.

2. Снижение себестоимости продукции. Это основной путь повышения эффективности производства, причем наиболее целесообразно техническое перевооружение на базе самой совершенной техники. Возможны и другие пути — реконструкция, модернизация, совершенствование организации производства и др. Чем ниже себестоимость и цена производства по сравнению с конкурентами на рынке, тем выше прибыльность.

3. Увеличение объема производства. Для этого необходимо изучить потребность рынка, возможности вытеснения конкурентов и провести другие маркетинговые исследования. И если рынок испытывает потребность в данном продукте, то следует принять меры к расширению производства и увеличению объема продаж, даже если это приведет к снижению (возможно, временному) рыночной цены, ибо общая масса прибыли должна увеличиться. Однако энергетики не могут, как правило, увеличивать объем производства по своему желанию, кроме отдельных случаев при работе на сторону (ремонтные, строительно-монтажные работы, освоение технологических «хвостов» и т.п.). По мере формирования рынка энергетической продукции, при появлении независимых, конкурирующих между собой энергопроизводителей в энергетике, по- видимому, может возникнуть нормальная рыночная ситуация, когда одни производители будут расширять объем своего производства за счет вытеснения других.

Текущими мерами являются постоянное поддержание оборудования в хорошем техническом состоянии путем регулярного и качественного ремонтного обслуживания, режимная оптимизация работы оборудования, его оптимальная загрузка в каждый момент времени и др. Основные пути снижения себестоимости видны при анализе технико-технологических факторов, определяющих величину отдельных статей эксплуатационных затрат. Естественно, в энергетике главным для повышения эффективности производства является снижение удельных расходов топлива на единицу энергии.

Во второй половине XX в. произошло резкое, качественное улучшение процессов производства энергии. Например, все прежние электростанции на среднем давлении (около 40 ата), а также другие устаревшие КЭС либо переоснащены современными турбинами высо­кого и сверхвысокого давления, либо там проведены существенные реконструктивные ме­роприятия по повышению их энергетической и экономической эффективности. Наиболее известны и эффективны следующие меры;

1) перевод конденсационных электростанций в режим работы ТЭЦ. У конденсационных турбин имеются нерегулируемые отборы пара для собственных нужд станции, они стали использоваться для целей теплофикации. В результате КПД таких станций возрос примерно с 35% до 50% и выше, соответственно удельный расход топлива снизился с 350 до 250 г у,т,/кВт ч и ниже;

2) перевод этих же станций на работу с «ухудшенным вакуумом» — конденсаторы турбин используются в качестве подогревателей сетевой воды. Тогда КЭС превращается в ТЭЦ с противодавленческими турбинами, их КПД при этом повышается примерно до 60—65%, а удельный расход снижается до 180—200 г у.т./кВт-ч;

3) установка на станциях предвключенных паровых противодавленческих турбин высокого и сверхвысокого давления. Для этого надо заменить или реконструировать котлоагрегаты для работы на таком давлении. Предвключенная турбина имеет противодавление около 40 ата, от нее питаются старые турбогенераторы среднего давления. Такая станция также становится, по существу, ТЭЦ с соответствующими технико-экономическими показателями;

4) оборудование старых электростанций предвключенными газовыми турбинами, создание парогазовых циклов. После газотурбинной установки (ГТУ) отходящие газы обладают еще значительным энергетическим потенциалом, который используется в котлах-утилизаторах для производства пара, питающего обычные паровые турбины. КПД таких парогазовых циклов 50—60%, удельные расходы — порядка 200—250 г у.тЛВт-ч.

Известны и другие технические и технико-экономические решения для повышения эф­фективности энергопроизводства. В последние годы существенную помощь в повышении экономичности электростанций и энергосистем оказывают автоматизация управления производственными процессами (АСУ ТП) с применением управляющих машин, позволяющих проводить оптимальное регулирование работы всего энергооборудования.

В распоряжении предприятий остается не вся прибыль, рассчитанная по формуле (8.10), а только ее часть, чистая или расчетная прибыль (mр), остающаяся после вычета из нее различных налогов и обязательных платежей (Н):

mр=mо – H (руб/год) (8.11)

В настоящее время часть налогов включается в себестоимость про­дукции отдельной статьей, отчисления в пенсионный фонд учитываются в издержках по заработной плате, а остальная, большая часть платится из прибыли предприятия. Из балансовой прибыли вычитаются именно те налоги, которые выплачиваются из прибыли предприятия.

Налогообложение предусматривает разные виды налоговых отчислений, для каждого из которых определяется своя налоговая база (здесь приводятся только некоторые виды налогов):

акцизы, т. е. увеличение продажной цены (оплачивается потребителем);

налог на добавленную стоимость — от суммы реализации продукции (увеличивает продажную цену, поэтому оплачивается потребителем);

налог на имущество (на собственность) — от стоимости основных производственных фондов;

штрафы за вредные выбросы — по штрафным тарифам за каждый вид выбросов (включаются в себестоимость);

налог за пользование автодорогами — в зависимости от наличного автотранспорта (из себестоимости);

отчисления в местный (региональный, муниципальный) бюджет за пользование трудовыми ресурсами и на содержание городской инфраструктуры — в зависимости от численности персонала (из себестоимости);

налог на прибыль (из прибыли) и т.д.

В налоговой политике государства рассматриваются прежде всего адресаты налоговых поступлений для формирования бюджетов — федерального, региональных, местных.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в го­сударственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и сборы; налог на пользование недрами и т.д.

К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество ор­ганизаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный на­лог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

Общее представление о формах налогов и объектах налогообложения может дать табл. 8.1.

Таблица 8.1. Примеры форм налогов и объектов налогообложения

Объекты обложения Формы налогов
Доход Доход (прибыль) предприятия Налог на доходы (прибыль) Прямые налоги
Заработная плата Подоходный налог с физических лиц
Совокупный годовой доход физических лиц
Дивиденды, проценты по ценным бумагам Налогообложение доходов (дивидендов, процентов), полученных по акциям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям
Имущество Владение имуществом Налог на имущество предприятий
Налог на имущество физических лиц
Налоги, направляемые в дорожные фонды
Передача имущества Налог на наследство, дарение
Обращение и потребление товаров Ввоз-вывоз за границу Таможенные пошлины Косвенные налоги
Потребление товаров Акцизы
  Налог на добавленную стоимость
  Налог на реализацию горюче-смазочных материалов

Примечание. Жирным шрифтом выделены налоги, оплачиваемые предприятиями.

Кроме прибыли результаты производственно-хозяйственной дея­тельности характеризуются еще таким показателем, как доход (хозрасчетный доход) предприятия. Это величина, остающаяся у производителя сразу после реализации продукции — сумма реализации за вычетом всех материальных затрат. Доход предприятия численно должен быть равен показателю чистой (или условно-чистой) продукции и имеет тот же экономический смысл.

Для оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия применяется показатель рентабельности производственных фондов — отношение прибыли (mо или mр, руб/год) к величине производство венных фондов (Fnp=FOCH+Fo6, руб), который отвечает на вопрос: сколько рублей прибыли дает каждый рубль, вложенный в производственные фонды. В зависимости от разновидностей прибыли рентабельность может быть балансовой (rб) или расчетной (rp):

 

rб= (руб/год/руб); (8.12)

 

rp= (руб/год/руб); (8.13)

 

Другим показателем, оценивающим прибыльность предприятия, яв­ляется рентабельность производства (гп-б и гп.р) — отношение прибыли (балансовой или расчетной) к издержкам производства:

 

гп-б= (в долях единицы) (8.14)

 

гп.р= (в долях единицы) (8.15)

 

Рентабельность производства показывает, насколько продажная цена продукции выше себестоимости. Это хорошо видно после некоторых преобразований формул (8.14) или (8.15):

 

rn= (8.16)

 

Этот показатель может использоваться для государственного контроля и регулирования рыночных цен.

Распределение общей прибыли предприятия между производствен­ными подразделениями, например, между предприятиями, входящими в энергосистему, представляет собой довольно сложную хозяйственную задачу. Базой таких расчетов является условная (приведенная) мощность предприятий, входящих в энергетическую систему. Для электростанций — это их реальная установленная мощность в кВт или МВт. Для ос­тальных подразделений энергосистемы — сетевых предприятий, диспетчерской службы, ремонтных заводов, строительных организаций, транспортных (автомобильных и железнодорожных) хозяйств, аппарата управления и других — устанавливается их условная производительность в условных кВт или МВт. Кроме того, при распределении общей прибыли учитываются производственно-хозяйственные факторы, среди которых наиболее существенное значение имеют следующие:

1) коэффициент эффективного использования установленной мощности — отношение рабочей (располагаемой) мощности к установленной или просто рабочая мощность (этот показатель может применяться только для электростанций);

2) годовое количество энергии, отпущенной потребителям (очевидно, также только для электростанций);

3) численность персонала на предприятии;

4) другие оценочные показатели, свидетельствующие об успешной и эффективной работе, например соблюдение сметы производственных затрат или снижение расходов против сметы, уровень расхода энергии на собственные нужды и величины (абсолютные и относительные, %) потерь в сетях, производительность труда (в энергетике наиболее характерно оценивается коэффициентом обслуживания — отношением установленной или приведенной мощности к численности работников) и т.п.

В зарубежной практике анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяются три основные группы показателей рентабельности: показатели рентабельности продаж, рентабельности активов и капитала.

К показателям рентабельности продаж относятся: коэффициент чистой рентабельности продаж; коэффициент рентабельности продаж по маржинальному доходу; коэффициент продаж по прибыли от peaлизации.

Коэффициент чистой рентабельности продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации и характеризует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия.

Рентабельность продаж по маржинальному доходу определяется как отношение маржинального дохода, т.е. выручки от реализации за вычетом переменных затрат, к выручке от реализации.

Рентабельность продаж по прибыли от реализации исчисляется как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. В некоторых случаях в числителе формулы может использоваться не прибыль от реализации, а прибыль до вычета налога, процентов и амортизации (балансовая прибыль).

Показатель рентабельности активов отражает степень доходности ис­пользования активов предприятия и определяется как отношение прибы­ли предприятия и выплаченных процентов по кредитам к средней величине балансовой стоимости активов предприятия. В числителе может также использоваться значение чистой прибыли предприятия. Рентабельность активов рассчитывается как произведение показателей рентабельности продаж и оборачиваемости активов предприятия. Таким образом, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, инвестирован­ных в его активы, зависит от скорости оборачиваемости имущества и от доли прибыли в выручке предприятия.

Для целей анализа рентабельности активов обычно используют следующую функциональную зависимость:

 

,

где — рентабельность активов; R — выручка от реализации; F6 —- средняя величина балансовой стоимости активов; mр — чистая (расчетная) прибыль предприятия.

Факторный анализ рентабельности активов позволяет выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рен­табельность продаж, оборачиваемость активов или оба этих коэффициен­та вместе. Рост рентабельности реализованной продукции может быть достигнут путем повышения цен на продукцию, экономии затрат, увели­чения доли более рентабельных видов продукции в структуре реализа­ции. Повышение скорости оборачиваемости активов обеспечивается рос­том объема продаж при сохранении активов на прежнем уровнем или снижением величины активов, в частности в случаях:

¾ снижения материально-производственных запасов при сохранении эффективного контроля за их уровнем;

¾ ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности;

¾ выявления и реализации избыточных активов, не приносящих экономических выгод для предприятия.

Коэффициент рентабельности собственного капитала представляет наибольшую аналитическую ценность для инвесторов, так как отражает степень эффективности использования акционерного капитала предпри­ятия и является косвенной характеристикой доходности инвестиций ак­ционеров в бизнес. Рентабельность собственного капитала обычно опре­деляется как отношение чистой прибыли акционерного общества к вели­чине балансовой стоимости его собственного капитала. В состав собственных средств принято включать величину капитала, инвестиро­ванного акционерами, и сумму резервов, созданных за счет чистой при­были акционерного общества. Рентабельность собственного капитала за­висит от нормы чистой рентабельности продаж, оборачиваемости акти­вов и соотношения общей величины капитала и собственного капитала предприятия. Низкое значение коэффициента рентабельности собственного капитала может быть обусловлено как низкой долей прибыли в цене реализованной предприятием продукции, наличием избыточных активов или непродуктивным использованием производственных мощностей, так и излишней мобилизацией акционерного капитала.

Контрольные вопросы к главе 8

1. Перечислите и охарактеризуйте объемные показатели промышленного производства. Каковы и» аналоги в энергетике?

2. Какова экономическая сущность чистой продукции? При каких условиях этот показатель может применяться в энергетике?

3. Напишите и объясните формулу для определения суммы реализации в энергетике. Для каких энергетических предприятий и подразделений она вычисляется?

4. Дайте определение экономической сущности и порядок расчета прибыли. Что такое чистая прибыль?

5. Что такое рентабельность производства и каково значение этого показателя в условиях рынка?

6. Охарактеризуйте экономическое содержание и дайте формулу рентабельности производственных фондов. Как она определяет эффективность работы предприятия?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных