Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Торговля в системе народнохозяйственного комплекса




СОДЕРЖАНИЕ

 

   
1. Пояснительная записка    
2. Примерный тематический план дисциплины    
3. Методические рекомендации по изучению дисциплины    
4. Методические указания по выполнению домашней контрольной работы    
5. Задания для выполнения домашней контрольной работы    
6. Перечень вопросов для подготовки к экзамену    
7. Литература  

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа дисциплины «Экономика организации» рассматривает вопросы экономики торговых организаций всех форм собственности в условиях рыночных отношений. Программа, состоящая из введения и 16-ти тем, раскрывает сущность торговой деятельности, планирования, товарных ресурсов. Большое внимание уделяется розничному и оптовому товарообороту, товарным запасам, издержкам обращения, механизму получения валового дохода. Изучаются вопросы ценообразования, получения прибыли, её планирования и распределения, вопросы оплаты труда, основные и оборотные фонды предприятия.

Назначение данной программы – сформировать у учащихся современный тип экономического мышления и поведения, умение самостоятельно принимать решения, формировать цели развития торговой организации, определять целенаправленную ценовую, финансовую политику в условиях рынка.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны:

- иметь представление о содержании экономической работы в торговой организации;

- понимать сущность экономических аспектов функционирования торговой организации;

- знать экономический механизм функционирования торговой организации, основные подходы к планированию количественных и качественных показателей хозяйственной деятельности торговой организации;

- овладеть навыками выполнения экономических расчетов, основными подходами к оценке эффективности деятельности организаций торговли.

Изучение дисциплины строится на сочетании теоретического и практического обучения. Дисциплина «Экономика организации» тесно взаимосвязана с «Финансами организации», «Анализом хозяйственной деятельности», «Бухгалтерским учетом», «Основами экономической теории».

Учебным планом предусмотрено выполнение домашней контрольной работы. Дисциплина изучается в течение одного семестра. По окончании курса учащиеся сдают текущий экзамен, а по окончании всего периода обучения дисциплина «Экономика организации» выносится на комплексный государственный экзамен по специальности.

Основной является самостоятельная работа учащихся по изучению программного материала, поэтому прежде всего необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями, в которых обращается внимание на основные вопросы темы, даются рекомендации по работе с учебной литературой. В межсессионный период учащиеся должны изучить и законспектировать вопросы, предусмотренные учебной программой для самостоятельной работы.

После изучения теоретического материала темы необходимо ответить на вопросы, помещенные в конце темы и затем приступать к изучению следующей темы.

Предусмотренные программой практические работы выполняются в период летней экзаменационной сессии.

 

Примерный тематический план

по дисциплине «Экономика организации»

Специальность2-25 01 10 «Коммерческая деятельность»

№№ торговой организации Наименование разделов и тем Количество часов
всего В том числе на практические работы
  Введение    
  Раздел 1. Торговля в условиях рынка    
1.1. Торговля в системе народнохозяйственного комплекса    
1.2. Планирование деятельности торговых предприятий    
1.3. Спрос на товары народного потребления    
1.4. Ресурсы товаров народного потребления    
  Раздел 2. Товарооборот торговых организаций    
2.1. Розничный товарооборот    
2.2. Товарные запасы в розничной торговле    
2.3. Оптовый товарооборот    
  Обязательная контрольная работа № 1    
  Раздел 3. Издержки обращения в торговле    
3.1. Издержки обращения, их сущность и классификация    
3.2. Планирование издержек обращения    
  Раздел 4. Ценообразование в условиях рынка    
  Раздел 5. Доходы и прибыль торговых организаций    
5.1. Валовой доход    
5.2. Прибыль и рентабельность, их определение в организации    
5.3. Планирование и распределение прибыли в торговой организации    
  Обязательная контрольная работа № 2    
  Раздел 6. Трудовые ресурсы и оплата труда работников торговой организации    
6.1. Эффективность и производительность труда в торговле    
6.2. Оплата труда работников. Фонд оплаты труда.    
  Раздел 7. Финансовые ресурсы торговой организации    
7.1. Финансовые ресурсы и ФП   -
7.2. Основные фонды и оборотные средства    
  Итого    

 

 

Примерный тематический план

по дисциплине «Экономика организации»

Специальность 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность»

(заочное отделение)

 

 

№№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Для дневного отделения Для заочного отделения
всего В том числе практические работы На установочные занятия На обзорные занятия В том числе практические работы Для самостоятельного изучения
  Введение            
  Раздел 1. Торговля в условиях рынка            
1.1. Торговля в системе народнохозяйственного комплекса            
1.2. Планирование деятельности торговых предприятий            
1.3. Спрос на товары народного потребления            
1.4. Ресурсы товаров народного потребления            
  Раздел 2. Товарооборот торговых организаций            
2.1. Розничный товарооборот            
2.2. Товарные запасы в розничной торговле            
2.3. Оптовый товарооборот            
  Раздел 3. Издержки обращения в торговле            
3.1. Издержки обращения, их сущность и классификация            
3.2. Планирование издержек обращения            
  Раздел 4. Ценообразование в условиях рынка            
  Раздел 5. Доходы и прибыль торговых организаций            
5.1. Валовой доход            
5.2. Прибыль и рентабельность, их определение в организации            
5.3. Планирование и распределение прибыли в торговой организации            
  Раздел 6. Трудовые ресурсы и оплата труда работников торговой организации            
6.1. Эффективность и производительность труда в торговле            
6.2. Оплата труда работников. Фонд оплаты труда            
  Раздел 7. Финансовые ресурсы торговой организации            
7.1. Финансовые ресурсы и ФП   -        
7.2. Основные фонды и оборотные средства.            
  Итого            

 

 

Введение

 

Существует несколько подходов к определению содержания экономики. Во-первых, экономика рассматривается как совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. Во-вторых, экономику можно рассматривать как совокупность отношений, характеризующих экономический строй общества и складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономика торговой организации исследует процессы и явления хозяйственной деятельности предприятия торговли. Предметом изучения являются экономические отношения, складывающиеся в конкретных сферах хозяйственной деятельности в процессе обращения товаров, и закономерности развития этих отношений.

По классическому определению экономика- это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Экономика - это область человеческой деятельности, которая служит для удовлетворения человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук, в частности для экономики организации.

Целью изучения курса «Экономика организации» является приобретение учащимися теоретических и практических навыков в области экономики организации различных форм собственности.

Данная дисциплина взаимосвязана с такими предметами как основы экономической теории, статистика, маркетинг, менеджмент, анализ хозяйственной деятельности, финансы организации, бухучёт и др.

В результате изучения курса учащиеся должны знать важнейшие экономические категории организации торговли (товарооборот, товарные запасы, издержки обращения, валовой доход, прибыль, рентабельность, основные и оборотные средства), уметь их анализировать, планировать и управлять ими. Являясь прикладной дисциплиной, экономика организации широко использует такие методы исследования, как статистических наблюдений и сравнительного анализа, вероятностные и прогнозные методы, экономико – математические методы и расчётно – аналитические методы. Говоря об изучении курса «Экономика организации» необходимо сформулировать основные его задачи, при этом в основе их лежат следующие положения:

1. организация является первичным звеном и экономической основой в народном хозяйстве и от него зависит уровень развития всего народного хозяйства, благосостояния людей.

2. переход к рыночной экономике требует переосмысления действующего ранее хозяйственного механизма.

Основные задачи курса:

1) рассмотрение основных элементов хозяйственного механизма, действующего в торговых организациях;

2) освоение новых форм и методов хозяйствования;

3) выработка умения ориентироваться в рыночных условиях;

4) оценка эффективности деятельности торговой организации;

5)обеспечение конкурентоспособности продукции и организации;

6)финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность экономики.

2. Охарактеризуйте предмет изучения экономики.

3. Что является объектом изучения курса?

4. Какова цель изучения экономики организации?

 

Тема 1. Торговля в системе народнохозяйственного комплекса

 

Сущность торговли выражается в выполняемых ею функциях:

1. доведение товаров от производителей до потребителей

2. реализация произведенных продуктов

3. социальная функция.

Основной функцией торговли является реализация товаров. Эту функцию можно рассматривать в двух аспектах:

1) реализация потребительной стоимости;

2) реализация стоимости товаров.

Торговое предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию товаров для удовлетворения их различных потребностей.

В ходе своей деятельности помимо реализации товаров предприятие выполняет дополнительные функции, к которым относят: изучение спроса, формирование ассортимента товаров, реклама товаров и услуг, размещение и выкладка товаров в торговом зале, прием заказов на товары и др.

Для торгового предприятия характерны 3 признака: правовой, экономический, организационный.

Торговая деятельность включает следующие виды:

- розничная торговля;

- оптовая торговля;

- оптово-розничная;

- торгово-посредническая;

- производственно-коммерческая;

- общественное питание.

Регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь осуществляют: Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет РБ, Торгово-промышленная Палата, Министерство финансов РБ, Министерство экономики РБ, Министерство торговли РБ, Министерство по налогам и сборам РБ, Управления потребительского рынка Мингорисполкома, облисполкомов и др.

В настоящее время существуют следующие формы торговых предприятий: торговые и торгово-производственные фирмы, арендные предприятия, акционерные общества (ОАО, ЗАО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), товарищества, кооперативы, совместные предприятия, малые предприятия, концерны, ассоциации, холдинги и другие организационно-правовые формы торговых организаций.

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в различных отраслях экономики, в частности в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий. При этом особая роль принадлежит развитию предпринимательства.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная инициативная деятельность граждан или предприятий, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.

Одним из важнейших видов предпринимательской деятельности является торговля. Необходимость обособления торговли в отдельную отрасль обусловлена общественным разделением труда и характером обращения товаров.

Товарное обращение - это движение материальных благ из сферы производства в сферу потребления, т.е. это осуществляемый с помощью денег обмен между производителями и потребителями.

Товарное обращение выступает в 3-х формах:

1.рынок средств производства и материально-технического снабжения.

2.торговля товарами народного потребления - охватывает предметы, которые потребляются в качестве потребностей в основном в домашнем хозяйстве (гражданами)

3.заготовка сельскохозяйственных продуктов и сырья - это система формирования ресурсов, которые обеспечивают промышленность сырьем, население - продовольствием, а так же создают резервы сельскохозяйственных продуктов и сырья.

Переход к рынку и изменение основ законодательства открывают и расширяют возможности предпринимательства. Во многом они связаны с развитием малых и средних форм предпринимательства различных организационно-правовых форм. Этот сектор экономики обеспечивает необходимую мобильность рынка, без чего не возможно эффективное функционирование. Малое предпринимательство способно достаточно быстро заполнить свободные рыночные ниши, не требует, как правило, больших инвестиций и имеет короткие сроки окупаемости. Но главное, малое предпринимательство является фактором формирования конкурентной среды. Торговля лидирует среди других отраслей по количеству малых предприятий. Они создают наиболее выгодные и дешевые для государства рабочие места, а в период рыночных реформ создало условия для выживания различных слоев значительной массы населения, которые оказались безработными в результате реструктуризации экономики.

Характеризуя место торговли в народно хозяйственном комплексе, следует отметить, что торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. В процессе хозяйственной деятельности торговые организации вступают в сложную систему взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства. Торговля воздействует на некоторые принципиальные моменты принятия управленческих решений производителями товаров. Торговые организации информируют производителей о запросах потребителей, участвуют в рекламных мероприятиях, способствуют поддержанию конкуренции, выбирая поставщиков, а так же участвуют в формировании розничных цен на товары. Таким образом, торговля стимулирует производство и задает ему направления развития.

Функции торговли: 1. Реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Использование этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением. 2. Доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя эту функцию, торговля организует перемещение товаров от производителей к потребителям, при этом осуществляются операции по продолжению процесса производства в сфере обращения (упаковка, доработка, подсортировка, хранение). 3. Поддержание баланса между спросом и предложением с одновременным активным воздействием на производство части объема и ассортимента выпускаемой продукции. 4. Сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг. 5. Маркетинг (разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и т.д.).

Торговая организация – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который осуществляет закупку, хранение и реализацию товаров с целью удовлетворения потребностей рынка и покупателей.

Торговые организации могут рассматриваться как формы коммерческого предпринимательства, но их деятельность имеет ряд характерных особенностей:

1. ассортимент товаров в значительной мере зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионально-возрастного состава, покупательской способности, условий труда, быта, национальности.

2. предприятия организационно и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров и каждое предприятие имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить.

3. предприятия максимально приближены к потребителям и по размерам сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации.

4. спрос на товары и услуги торговых организаций с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по времени года, дням недели и даже часам суток.

5. наряду с реализацией товаров предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей.

Торговая организация стремится к получению дохода, к обеспечению потребителей товарами и услугами, персонала зарплатой, условиями труда и возможностью профессионального роста.

Принципы деятельности торговой организации:

1.экономическая свобода 2.самоокупаемость и самофинансирование

3.использование хозяйственных договоров как правовой основы экономических отношений

4.ответственность за соблюдение договорных и иных обязательств

5.материальное стимулирование труда работников

Классификация торговых организаций по отраслям торговой деятельности:

I.Розничные торговые организации:

1.по товарной специализации (узкоспециализированные, специализированные, смешанные, комбинированные, универсальные)

2.по формам обслуживания (с индивидуальным обслуживанием; самообслуживание; по образцам, каталогам, почте; комбинированные)

3.по видам и особенностям устройства (магазины, магазины-склады, киоски, лотки, павильоны и т.д.)

4.по функциональным особенностям (стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные)

5.по уровню цен (с достаточно низким, со средним уровнем цен, с наиболее высоким уровнем цен)

6.по месту нахождения (в местах общегородского значения, на транспортных магистралях, в центре микрорайона, в местах отдыха)

7.в зависимости от преимущественного контингента (для детей, для женщин, для молодежи, тематические предприятия (садоводство, рукоделие, рыболовство и т.п.)

II.Оптовые торговые организации:

1.по масштабам деятельности (общенационального, регионального)

2.по товарной специализации (специализированные, универсальные)

3.по объему выполняемых функций и формам расчетов:

- с правом собственности на товар, полный набор оптовых операций

- без права собственности на товар, действующие как посредники

- предприятия – организаторы оптового товарооборота

III. Организации общественного питания:

1.по торгово-производственному признаку (заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов); раздаточные (столовые); доготовочные (своя кухня); смешанные (фабрики-кухни))

2.по видам предоставляемых услуг:

- предприятия, производящие и реализующие продукцию для непосредственного потребления (сеть общедоступных предприятий, в основном быстрого обслуживания);

- предприятия, имеющие кроме производства и реализации условия для организации отдыха посетителей (рестораны, кафе, бары)

3.по характеру обслуживания контингента:

- общедоступные (столовые, кафе)

- закрытого типа (столовые учебных заведений, промышленных предприятий, учреждений и организаций)

4.по качеству предоставляемых услуг и формам обслуживания:

- предприятия, обеспечивающие наиболее высокий уровень обслуживания и предоставляющие широкий спектр услуг (рестораны, кафе, бары)

- общедоступные предприятия, удовлетворяющие потребности населения в готовой продукции в течение дня (столовые, закусочные)

- столовые при заводах, учреждениях и учебных заведениях, обеспечивающие удовлетворение min потребностей в готовой пище работников

5.по наценочной категории (люкс, 1, 2, 3)

Торговля товарами народного потребления осуществляется предприятиями различной ведомственной принадлежности, исходя из этого выделяют следующие торговые системы:

1.система предприятий коммунальной собственности (предприятия местных советов)

2.система Министерства торговли (оптовые базы республиканского значения, научно-исследовательские институты (например, институт изучения рынка и доходов, а так же Белторгстой, Белгосснаб)

3.отделы и управления рабочего снабжения (ОРСы и УРСы) при Министерствах и Ведомствах (Министерство транспорта и коммуникации и др.)

4.фирменная торговая сеть 5.военторг

6.специализированная торговая сеть некоторых Министерств и Ведомств

7.система потребкооперации (Белкоопсоюз)

8.система предприятий, подчиненных президенту, Совету Министров, МВД, Минжилкомхозу, Министерству экономики

9.прочие предприятия и организации, не имеющие ведомственной принадлежности

Хозяйственно - правовая форма - комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и др. субъектами хозяйствования и органами власти.

Этими нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельности предприятия. Хозяйственно - правовая форма позволяет человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствующего субъекта, стать общественно-признанным участником торгово-хозяйственной деятельности. Все торговые организации в зависимости от основной цели своей деятельности делятся на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие организации - ставят своей целью выполнение определенных функций, не связанных первично с получением прибыли и ее распределением. Коммерческие организации - ориентированы на получение прибыли и её распределение, в том числе между участниками создания или функционирования организации.

Хозяйственные товарищества - организационно оформленное добровольное сотрудничество юридических или физических лиц в какой-либо сфере деятельности. В зависимости от принятой в уставе степени имущественной ответственности различают 2 вида хозяйственных товариществ:

- полное товарищество, все участники которого занимаются уставной деятельностью в рамках одного предприятия и несут неограниченную ответственность по долгам перед кредиторами или иными третьими лицами.

- командитное, когда одни участники выступают как полные товарищи, а другие в качестве вкладчиков (командитов), которые несут риск убытка хозяйственного товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности от имени хозяйственного товарищества.

Хозяйственные общества - объединения капиталов, не требующие обязательного личного участия в деятельности общества. Хозяйственное общество отвечает по своим обязательствам как самостоятельный субъект, а участники несут риск потерь в размере принадлежащей им доли (пая). При этом государственные органы и органы местного управления не могут быть участниками хозяйственного общества. Виды хозяйственных обществ:

- общество с ограниченной ответственностью (ООО) - форма совместной деятельности, которая предполагает наличие уставного фонда, разделенного на доли, размер которых определяется учредительными документами. Уставный фонд (УФ) - сумма средств, необходимая для начала деятельности предприятия и создаваемая за счет взносов партнеров-учредителей, включая основные и оборотные средства.

- общество с дополнительной ответственностью (ОДО), уставный фонд которого разделен на доли, определенные учредительными документами, а в уставе определен размер имущественной ответственности участников при недостаточности имущества для обеспечения ответственности предприятия (величина дополнительной ответственности).

- акционерное общество (АО), уставный фонд которого разделен на определенное число акций, как правило, равной номинальной стоимости, и которое несет ответственность по обязательствам только своим имуществом. В зависимости от способа распространения акций различают ОАО и ЗАО.

Предприятия на основе единоличного владения реализуются в 2 формах:

- индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица;

- частное предприятие, принадлежащее гражданину или членам его семьи на праве собственности. Соответственно этому выделяют единоличные и семейные предприятия.

Производственный кооператив - коммерческая организация, основанная на имущественно-паевых взносах участников, их личном трудовом участии в деятельности кооператива. Участники ПК несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в равных или иных долях, установленных уставом в пределах наименьшей величины, полученной ими в кооперативе государственного дохода. Субсидиарная ответственность - дополнительная ответственность перед кредитором совместно с должником. Паевый взнос- доля каждого члена кооператива в формировании объявленного уставного фонда. Устав - документ, определяющий правовое положение юридического лица, утверждённый участниками, собственником или уполномоченным им органом.

Государственная организация - организация, имущество которой принадлежит государству. Виды государственных организаций:

- основанные на республиканской собственности (собственности Республики Беларусь);

- основанные на коммунальной собственности (собственности местных органов управления).

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между участниками предприятия. УП может создаваться в форме республиканского УП, казенного предприятия, коммунального УП и частного УП.

Кроме того, предприятия и организации могут объединяться с целью ведения совместной деятельности и достижения общих целей. Различают такие виды объединений: ассоциация, союз, концерн, консорциум, холдинг.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте функции роль торговли в народном хозяйстве.

2. Перечислите виды торговой деятельности.

3. Дайте понятие торгового предприятия, укажите его функции.

4. Какие органы регулируют торговую деятельность в Республике Беларусь?

5. Перечислите формы торговых организаций.

 

Тема 2. Планирование деятельности торговых организаций

Планирование - особая форма деятельности, направленная на разработку и обоснование программы экономического развития организации и её структурных подразделений на определенный период времени в соответствии с целью её функционирования и ресурсным обеспечением. Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития торговой организации.

Функции планирования:

1. Ориентир для руководителя на будущее; 2. Координация действий руководства, согласование целей и задач организации в целом и её структурных подразделений; 3. Оптимизация показателей хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой; 4. Оптимальная оценка потенциала торговой организации; 5. Выявление сильных и слабых сторон деятельности организации; 6. Делает организацию более подготовленной к изменениям экономической ситуации; 7. Взаимосвязь между должностными лицами и степенью их ответственности; 8. Позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики деятельности предприятия.

Планирование - процесс разработки плана программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта. В настоящее время торговые организации осуществляют планирование в условиях неопределенности, неустойчивых темпов развития, низкой покупательной способности населения и т.д. Это требует тщательной предварительной обработки будущих действий, что составляет основу прогнозирования - важнейшего элемента планирования. Прогнозирование отличается от планирования тем, что оно носит многовариантный характер, а главным в планировании является принятие конкретного решения плановой задачи. Стадии процесса планирования: формулирование проблемы; определение целей и постановка задач; планирование средств достижения целей с учетом ресурсного обеспечения; проектирование, внедрение и контроль; анализ итогов работы в целях повышения её эффективности и корректировки планов на будущий период. Указанные стадии находятся в непосредственной взаимозависимости между собой. Последовательность данных стадий не регламентирована. Процесс планирования может производится в двух направлениях: 1. Прямой - рассматриваются текущие факторы и предложения, а затем переходят к определенным целям. 2. Обратный - начинается с желаемых целей, затем исследуются факторы и ресурсы.

Основным элементом системы планирования являются принципы планирования:

1. гибкость или адаптивность - реакция на изменение условий, которое проявляется в способности планов менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному снижению эффективности деятельности организации.

2. непрерывность - предполагает внесение изменений в процесс составления и реализации планов, а также продление планов для достижения намеченных целей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных