Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 7. Оптовый товарооборот




Оптовая торговля связывает производство и розничную торговлю, обеспечивая рациональную организацию товародвижения и регулярное снабжение товарами торговых организаций. От организации оптовой торговли во многом зависит эффективность всей торговли. Основные функции оптовой торговли: снабжение товарами розничной торговли, комплектация ассортимента товаров в соответствии с требованиями розничной торговли, организация современного завоза товаров, изучение спроса населения, воздействие на промышленность с целью производства товаров в соответствии со спросом, в необходимом потребительском ассортименте и высокого качества, организация поставки товаров на экспорт, хранение запасов товаров.

Оптовая торговля - продажа крупными партиями предметов, материально-технического оснащения, сырья, товаров народного потребления предприятиям и организациям для переработки или перепродажи товаров.

Таким образом, для оптовой торговли характерны 2 отличительные признака от розничной торговли:

1.продажа товаров, сырья, материалов крупными партиями организациям;

2.продажа для последующей переработки или перепродажи.

Оптовую торговлю могут осуществлять специализированные крупные предприятия с полным циклом обслуживания; посредники оптовых структур (предприятия - брокеры, торговые агенты); организаторы оптового оборота (ярмарки, товарные биржи, оптовые рынки, аукционы).

Оптовый товарооборот (ОТО) - показатель, характеризующий объем товарной массы реализованной одними организациями другим с целью последующей продажи или переработки.

Оптовые организации, помимо оптовой реализации товаров, осуществляют следующие виды деятельности: розничная реализация товаров, организация общественного питания, торговое посредничество, прочие виды деятельности (производство, строительство, услуги)

В зависимости от использования товарных ресурсов по их назначению различают 3 вида оптового товарооборота:

1.ОТО по реализации - продажа товаров розничным и промышленным предприятиям

2.межгосударственный (межреспубликанский) отпуск - продажа товаров за пределы республики др. государствам на основе заключенных межправительственных соглашений.

3.внутрисистемный отпуск - продажа внутри республики одним оптовым продавцом другому.

Общая сумма оборотов по реализации межреспубликанским поставкам и внутрисистемному обороту составляет валовой оптовый товарооборот.

По формам продажи товаров весь ОТО подразделяется на складской и транзитный. Складской ОТО формируется за счет продажи товаров со складов оптовой базы. Так реализуют товары сложного ассортимента, требующие комплектования, доработки, подсортировки (швейные изделия, бакалейные товары, кондитерские и т.д.), а также товары простого ассортимента, фасуемые на базах (соль, сахар). Складской ОТО является основой для планирования ТЗ, определения потребности в оборотных средствах, в складских помещениях и емкостях. Транзитный ОТО формируется из товаров, отгруженных поставщикам непосредственно в розничную торговую сеть минуя склады оптовой базы.

В зависимости от роли и характера расчетов различают:

- транзитный ОТО с участием в расчетах - это продажа товаров со складов промышленных предприятий непосредственно покупателям минуя склады оптовой базы. При этом расчеты с грузоотправителем осуществляет база, включая в сумму счета оптовую надбавку, чтобы покрыть свои расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.

- транзитный ОТО без участия в расчетах (организуемый) - оптовая база получает вознаграждение за организацию продвижения товаров. Расчеты за отгруженную продукцию ведутся непосредственно между поставщиками и организаторами розничной торговли. Оптовые базы в расчетах не участвуют, они устанавливают связи между поставщиками и получателями, согласовывают спецификацию, организуют контроль за ходом отгрузки.

ОТО с участием в расчетах - сумма складского и транзитного с участием в расчетах оборотов. Все качественные показатели оценки работы оптового предприятия исчисляются к ОТО с участием в расчетах.

План ОТО включает 3 раздела: 1. план ОТО по общему объему, структуре, видам 2. план ТЗ и товарооборачиваемости 3. план товарного обеспечения

Основными предпосылками для составления плана ОТО являются:

- прогноз развития товарооборота в целом по республике и в районе деятельности оптовой базы;

- накопленная информация о поставщиках, партнерах-производителях, свойствах товаров, ценах, условиях поставки;

- сведения о номенклатуре товаров, товарных рынках, о спросе, покупателях;

- заказы-заявки на товары обслуживаемых розничных организаций и других предприятий и организаций;

- прогнозные расчеты товарных ресурсов, которые могут быть вовлечены в товарооборот.

Составление прогнозных расчетов ОТО начинается с определения потребности в товарах в разрезе источников их поступления. Затем определяется ОТО по реализации (потребность оптовой базы для удовлетворения заказов и заявок ее покупателей), который состоит из оптовой реализации товаров розничным организациям и оптовой реализации товаров промышленным предприятиям для промышленной переработки или потребления.

Методика планирования оптового товарооборота:

1.Расчет ОТО по реализации:

ОР = РР + РВ + РВН

ОР - оптовый товаооборот по реализации

РР - оптовая реализация товаров розничным организациям

РВ - оптовая реализация товаров промышленным предприятиям и др. потребителям для промышленного потребления или переработки (внерыночный фонд)

РВН -оптовая реализация товаров на экспорт и на внутриреспубликанские нужды.

Прогнозная величина ОТО по реализации розничным организациям определяется исходя из прогнозируемого РТО района деятельности оптовой базы с учетом изменения ТЗ в рознице и поступления товаров в розничную торговлю помимо оптовой базы (по прямым связям с предприятиями - изготовителями)

РР = РТОПРОГН + ∆ТЗ - ППИ

ППИ - поступление товаров в розницу помимо оптовой базы (прочие источники поступления)

Расчет прогноза ОТО по реализации внерыночным потребителям В) производится с учетом заявок внерыночных потребителей.

Продажа товаров на экспорт и поставка товаров на внутриреспубликанские нужды ВН) через оптовую базу прогнозируется на уровне заключённых договоров и принятых нормативов.

Для прогнозирования ОТО по реализации можно использовать также данные о доле участия оптового предприятия в обеспечении товарами потребителей, расположенных в районе его деятельности

ОР = (ТР • КД): (1 - КВН)

ОР - ОТО по реализации ТР - прогнозируемый объем РТО

КД - коэффициент долевого участия оптовой базы в обеспечении РТО

КВН - коэффициент поставки товаров оптовой базой внерыночным потребителям

Для оценки эффективности работы оптовой базы по обслуживанию розничной торговли вычисляют долю базы в обеспечении товарами РТО. Она определяется путем деления объема продажи товаров оптовой базой розничной сети на РТО и умножением на 100%. Чем выше доля в удовлетворении потребностей розничной торговли, тем эффективнее ее деятельность.

2.Объем межгосударственных поставок равен сумме заключённых межправительственных соглашений. Для этого необходимо знать объем внутриреспубликанского производства и внутриреспубликанского потребления, определить, какие товары и в каком объеме можно вывезти и ввезти.

3.Оборот по внутрисистемному отпуску определяется исходя из сложившихся договорных связей между оптовыми предприятиями и заключенных договоров.

Важным этапом планирования ОТО является распределение его по формам продажи. При этом необходимо обеспечивать оптимальное соотношение между складским и транзитным товарооборотом, между товарооборотом с участием в расчетах и без участия в расчетах.

Как правило, по товарам сложного ассортимента планируется складской товарооборот, а по простому или крупногабаритному товару – транзитный. По межгосударственному и внутрисистемному обороту чаще всего предусмотрены транзитные отгрузки. Следует учитывать то, что развитие складского товарооборота направлено на улучшение товароснабжения розничной торговли в ассортименте, соответствующем потребительскому спросу и требует рационального размещения ТЗ. Размеры складского и транзитного оборотов зависит от таких факторов, как сезонности производства и потребления товаров, сложности ассортимента товаров и необходимости их предварительного комплектования в соответствии с перечнями товаров в розничной сети. Необходимо также учитывать развитие прямых договорных связей между розничной торговлей и промышленностью.

Для выполнения плана ОТО, удовлетворения потребностей розничных организаций и внерыночных потребителей на оптовых базах создаются товарные запасы (ТЗ). Размер ТЗ и скорость их обращения зависят от объема складского ОТО, сложности ассортимента товаров, min норм отгрузки, частоты отгрузки товаров, времени, необходимого для проверки качества и подготовки товаров к отгрузке, а также состояния материально – технической базы оптового предприятия.

Классификация ТЗ в оптовой торговле:

1.по назначению (текущие, сезонные, досрочного завоза)

2.по месту нахождения (на складах, в пути)

3.по срокам по отношению к планируемому периоду (фактические, планируемые)

Время товарного обращения характеризует среднее время реализации товаров в анализируемом периоде с момента поступления от поставщиков до момента отгрузки покупателям. Измеряется в днях оборота и количестве оборотов:

Т/оДН = средние ТЗ: Однодневный складской ОТО

Т/оОБ (Кто) = количество дней в периоде: Т/оДН

Планированию и нормированию ТЗ предшествует их анализ. Целью анализа ТЗ является установление соответствия фактических ТЗ нормативам на конкретную дату. Для непродовольственных товаров в оптовой торговле норматив ТЗ устанавливается в днях и в сумме по каждой товарной группе на каждый квартал. Для продовольственных товаров норматив ТЗ в днях не устанавливается, а определяется только в сумме. При планировании ТЗ в оптовой торговле применяют те же методы, что и в розничной торговле, но существуют определённые отличительные признаки планирования:

1. Метод технико-экономических расчетов: НТЗ включает в себя следующие элементы: запас текущего пополнения (Зтп), запас на время приемки и подготовки товаров к продаже (Зпп), запас на однодневную реализацию (Зод), страховой запас (Зстр), запас товаров в пути и по неоформленным отгрузкам (Зпно). ЗПНО рассчитывается на основе отчётных данных за предшествующий период по методу средней хронологической. Таким образом рассчитывают Зпно в сумме. Затем данную сумму делят на однодневный складской ОТО и в итоге получается необходимая величина Зпно в днях оборота.

НТЗ ДН= ЗТП + ЗПНО + ЗПП + ЗОД + ЗСТР

НТЗ В ∑ ПО ТОВАРНОЙ ГРУППЕ = НТЗ В ДН • РОДН ПЛАН СКЛ.ОТО

Общ НТЗ ДН = Общ НТЗВ ∑ : РТООДН В ЦЕЛ ПО ТП

2. Экономико-статистические методы: по коэффициенту ускорения оборачиваемости, индексный метод, метод скользящей средней, по коэффициенту эластичности. Особенностью при использовании экономико-статистических методов для планирования ТЗ в оптовой торговле применяется складской ОТО.

3. Экономико-математические методы: устанавливается математическая зависимость между НТЗ и факторами на него влияющими, которая решается с помощью ПЭВМ.

В оптовой торговле большой объём занимает сезонные ТЗ. Сезонные ТЗ планируются в сумме, а в днях не устанавливаются. Исходной информацией для планирования сезонных ТЗ являются фактические сезонные запасы на начало каждого месяца. На их основании определяются средние фактические запасы сезонного характера (по средней хронологической).

∑ сезонные ТЗ ПЛАН ГОДА = средние фактические ТЗ сезонного характера за соответсвующий период отчётного года • Jроста (снижения) складского ОТО в плановом периоде

Планирование ОТО завершается расчётом товарного обеспечения. Этот расчёт предусматривает прежде всего определение общей потребности в товарах:

план ОТО с участием в расчётах ± изменение величины ТЗ

Определив общую потребность в товарах, необходимо конкретизировать источники поступления товаров. Поступление товаров на склады оптового предприятия рассчитывается исходя из формулы товарного баланса.

П = план складского ОТО + запасы на конец (НТЗ в ∑ на конец) – запасы на начало (НТЗ в∑ на конец текущего или на начало план. периода)

Объём закупок товаров рассчитывается аналогично балансовым методам, но к объёму складского ОТО прибавляют транзитный ОТО с участием в расчётах и объём товаров в пути. Планируемое поступление товаров должно обеспечить выполнение плана складского ОТО и создание нормативных ТЗ по каждой группе товаров и в целом по базе. После расчёта поступления и закупок товара разрабатывают сводный баланс ОТО, в котором увязывают все показатели: реализацию, товарные запасы, поступление и закупки товаров.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие оптового товарооборота.

2. Назовите виды оптового товарооборота.

3. Охарактеризуйте методику планирования оптового товарооборота.

4. Укажите особенности планирования товарных запасов в оптовой торговле.

5. Как определить объём поступления и объём закупок товаров оптовой базой?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных