ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 3. Спрос на товары народного потребленияИзучая проблемы спроса, различают три понятия: потребности, спрос, потребление. Потребности – выраженные совокупности материальных, духовных и социальных условий жизни, достижение которых является объективным условием развития общества. Спрос как экономическая категория – это потребности, обеспеченные денежными средствами. Соизмерение потребностей и спроса производится на базе измерения потребления, т.е. через уровень потребления конкретных материальных благ. Потребности, как правило, больше спроса и потребления. Соотношение между спросом и потреблением различается в зависимости от конкретных товаров и товарных групп. Спрос – экономическая категория, характерная для товарного (рыночного) хозяйства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учётом платёжеспособности. В системе рыночных отношений категория спроса может выступать как: Макроспрос – спрос на уровне какого-либо единого пространства (всего населения Республики Беларусь, области, района, города) на продукцию отраслей народного хозяйства или спрос на отдельные товарные группы. Микроспрос – спрос на уровне предприятия либо спрос на конкретное изделие или их разновидности в зависимости от потребительских свойств и признаков. Классификация спроса: 1. По периодичности возникновения (повседневный, периодический, эпизодический, импульсивный) 2. По степени удовлетворения (действительный, реализованный, неудовлетворённый) 3. По степени интенсивности (формирующийся, угасающий, интенсивный, отрицательный, стабилизированный) Основные факторы, определяющие объём и структуру спроса: 1. экономического порядка: объём производства, экономическая ситуация в стране, инфляция, степень насыщенности рынка товарной массой, уровень денежных доходов населения, степень обеспеченности предметами длительного пользования. 2. социального порядка: социальная политика государства, уровень жизни населения, потребительские привычки и др. 3. демографические: численность и состав населения, численность и состав семей, соотношение между городским и сельским населением, миграция населения. 4. природно-климатические: продолжительность времён года, температура воздуха, географические условия. 5. национально-исторические: традиции, обычаи. 6. морально-психологические: мода, реклама. Решающую роль на спрос оказывают розничные цены, денежные доходы населения, производство, численность и состав населения, т.к. от них зависит как общий объём спроса, так и его товарно-групповая структура. Одним из важнейших факторов является цена товара или услуги. Максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, называется ценой спроса. Спросу присуща такая характеристика, как эластичность. Эластичность – способность спроса или потребления изменяться под влиянием отдельных факторов. Способность спроса повышаться или понижаться под воздействием изменений, определённых его факторов, составляет суть эластичности спроса (определяется с помощью коэффициента эластичности). Положительное значение коэффициента характеризует прямую связь между фактором и спросом. Отрицательное значение – обратную зависимость. Прогнозирование спроса – научно-обоснованное предвидение перспектив развития спроса, его количественных и качественных характеристик с целью сбалансированности спроса и товарного предложения, а также управления спросом в будущем. Товарное предложение – количество товаров (услуг), предлагаемых к продаже на рынке по конкретной цене в известный период времени. Задача сбалансированности спроса и предложения решается в два этапа: 1)происходит сбалансирование по общему объёму на основании разработки баланса денежных доходов и расходов населения и балансов товарных ресурсов; 2)происходит сбалансирование товарно-групповой структуры спроса и объёма предложения с использованием различных методов прогнозирования. Баланс денежных доходов и расходов населения характеризует объём и источники образования денежных доходов населения, а также объём и направления денежных расходов. Он составляется в территориальном разрезе по республике в целом, по областям, регионам и крупным городам за 3 периода:1.отчётный – составляется Министерством статистики и анализа РБ. 2.ожидаемый (текущий) – составляется Министерством экономики РБ. 3.плановый (прогнозный) – составляется Министерством экономики РБ. Разделы баланса денежных доходов и расходов населения: 1.Денежные доходы населения - зарплата, пенсии, пособия, стипендии, доходы от продажи сельскохозяйственной продукции, доходы от предпринимательской деятельности, поступления из финансовой системы (кредит, проценты). 2.Денежные расходы и сбережения - покупка товаров, оплата услуг, обязательные платежи в финансовую систему, покупка валюты, приобретение ценных бумаг и облигаций, прирост вкладов в банках. Эти два раздела характеризуют миграцию денег и изменение остатка денежных средств на руках у населения. Общий объём спроса на товары определяется величиной покупательных фондов населения, размером неудовлетворённого спроса и миграцией денежных средств. Покупательные фонды (ПФ) -денежные доходы населения, предназначенные для покупки товаров и оплаты товарных услуг. Рассчитывается как разница между общей суммой денежных доходов (ДД) и суммой нетоварных расходов и сбережений (НР) по балансу. ПФ= ДД-НР Нетоварные расходы (НР) - оплата коммунальных и бытовых услуг, налоги, отчисления, платежи в бюджет и т.п. Они носят обязательный характер и рассчитываются в первую очередь. Объём розничного товарооборота (РТО) по региону должен в основном соответствовать ПФ при нормальной ситуации с товарным предложением. Разность между показателями должна быть на величину покупок учреждений и организаций в порядке мелкого опта (МО) и на величину инорайонного спроса, т.е. покупок неместными жителями с других городов и районов (ИС). ПФ=РТО-МО-ИС Основные характеристики рынка товаров народного потребления: 1.ёмкость рынка 2.доля рынка 3.конъюнктура рынка Ёмкость рынка – экономическая категория, которая определяется объёмом реализованных товаров в течение определённого периода времени в физических или стоимостных единицах изменения и в конечном счёте представляет собой объём возможного потребления товаров. Составляющие емкости рынка: 1. объём покупок товаров населения (ПФ) 2. объём покупок по мелкому опту (МО) 3. инорайонный спрос (ИС) ЕР=ПФ+МО+ИС Факторы, оказывающие влияние на ёмкость рынка: 1.уровень развития производства, перспективы его развития 2.размер и динамика покупательских фондов населения 3.уровень и состояние пенсионного обеспечения 4.налоговая политика в отношении доходов населения 5.уровень тарифов и динамика цен на жильё и коммунальные услуги Доля рынка -определяет место торговой организации на рынке товаров и услуг и определяется как объём реализации продукции торговой организации: объём платёжеспособного спроса населения * 100 Конъюнктура рынка -характеризует соотношение спроса, предложения и динамики цен в определённый период времени, т. е. конкретную экономическую ситуацию, сложившуюся на определённый момент времени, а также совокупность причин, обусловивших её состояние. Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте сущность спроса, назовите его виды. 2. Перечислите факторы, влияющие на спрос. 3. Как определяется общий объем спроса на товары? 4. Какова роль баланса денежных доходов и расходов в определении спроса населения? 5. Раскройте сущность покупательных фондов населения, укажите порядок их расчета. 6. Дайте понятие ёмкости рынка, объясните порядок её расчета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|