ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 18. Популяционно-селекционная модель ОР (ПСМОР).На предыдущих лекциях нами были рассмотрены несколько теоретических моделей ОР, созданных в рамках подходов к понимания природы процесса ОР, обозначенных нами как «классические». Из рассмотренного материала явствует, что эти модели ОР достаточно адекватно, хотя зачастую односторонне, отражают реал процессы ОР. В практическом плане такие модели во многих, изученных ситуациях позволяют прогнозировать реальное поведение организаций и задавать ориентиры организационного развития для конкретных организаций. Однако такие модели неприменимы в принципиально новых и слабо изученных ситуациях. Сеогдня мы достаточно подробно рассмотрим еще один подход к осмыслению проблемы организационного развития, а также соответствующая модель ОР, которые, по мнению Шербины и Поповой, во многом преодолевают эти недостатки. И обозначенный подход, и указанная модель изначально нацелены на определение ориентира ОР в привязке к конкретной фазе развития нестандартных и слабо изученных в организационной науке ситуациях. Слайд 18 «Популяционно-селекционная модель ОР» (ПСМ ОР) а) двухфазовый неравномерный процесс; б) провоцируемый радикальными изменениями внешней среды; в) обусловленный увеличением или уменьшением числа организаций, претендующих на ограниченный ресурс; г) проявляющийся в постоянном расширении социокультурного репертуара организации; д) протекающий сначала в рациональной логике — формирование и внедрение разнотипных инновационных проектов, а затем в логике естественного отбора и освоения всеми организациями популяции набора эффективных образцов. _________________________
В рамках данной модели процесс ОР рассматривается как: Указанный подход принято обозначать в организацио науке как организационно-экологический, а созданную основе модель ОР можно обозначить как «популяционно-селекционную модель ОР» (ПСМ ОР). Кратко характеризуя специфику популяционно-селекционной модели, мы можем определить ее как инвайронментальную модель организационного развития организации. В рамках данной модели процесс ОР рассматривается а) двухфазовый неравномерный процесс (описывается в те нах «перерыва постепенности») направленных структурных изменений, ориентированный на повышение способн организации (или организационной популяции) к выживанию, протекающий как на уровне единичной организаций и на уровне организационной популяции (совокупности однотипных организаций, действующих в определенном географическом пространстве и конкурирующих за ресурсы); б) провоцируемый радикальными изменениями внешней среды — прежде всего состоянием экологической ниши (совокупности разнотипных ресурсов, необходимых для нормального функционирования и развития организации данного типа) или формированием новых ресурсных ниш; в) обусловленный увеличением или уменьшением числа организаций, претендующих на ограниченный ресурс (численность данной организационной популяции, появление новых популяций), а также объема самих наличных ресурсов этого типа; г) проявляющийся в постоянном расширении социокультурного репертуара организации (набора освоенных образцов поведения или деятельности, доказавших свою состоятельность, в ответ на знакомые вызовы окружения); д) протекающий сначала в рациональной логике — формирование и внедрение разнотипных инновационных проектов (на уровне каждой единичной организации), а затем в логике естественного отбора и освоения всеми организациями популяции набора эффективных образцов, реально доказавших свою состоятельнос ть. Данный подход как исходная теоретическая схема был уже частично рассмотрен нами ранее в сравнении с другими подходами. Как вы помните, именно этот подход Щербина и Попова рассматривают в качестве основания для формирования синтетической модели ОР, позволяющей преодолеть односторонность классических моделей и дающей возможность определять перспективы, ориентиры и траекторию организационного развития даже в условиях принципиально новых ситуаций. Слайд 18.3. Принятая в рамках популяционно-селекционной модели ОР терминология. «организационное развитие» (ОР); «инвайронментальный»; «внешняя среда организации»; «организационная популяция»; «социокультурный репертуар организации»; «естественный отбор», «селекция социокультурных образцов» Как мы уже говорили, в современной организационной науке (как отечественной, так и мировой) сегодня существует несколько десятков разнородных и плохо совместимых теоретических схем OP, характеризующихся существенными различиями и в терминологии, используемой для обозначения процесса и в содержании моделей, описывающих этот процесс, поэтому мы считаем необходимым уточнить используемую этим подходом терминологию. Поскольку центральным понятием в этом подходк является «организационное развитие» (ОР), напоминаем, что под ОР в наиболее общем виде понимается процесс позитивных и ленных структурных изменений организации, ведущий к повышению ее способности к выживанию в динамичной среде. При этом в качестве признаков и всегда присутсвующих атрибутов организационного развития в анализируемом рассматриваются следующие: а) увеличение размера организации б) ее структурная и профессиональная дифференциация; в) иногда диверсификация (освоение ею новых видов деятельности); г) иногда освоение организацией новых «экологических ниш. Теперь о других терминах. Под термином «инвайронментальный» понимается подход, в котором внешняя среда рассматривается качестве главного фактора, провоцирующего все процессы структурных изменений организации. Под термином «внешняя среда организации» в широком смысле, как и в большинстве теоретических моделей ОР, понимается все, что не может быть рассмотрено как организация. Внешняя среда рассматривается одновременно как условие и ограничение функционирования и развития организации. Что касается более частных моделей, то в применении к решению частных задач она описывается: то как «кладовая разнотипных ресурсов»; то как сфера взаимодействия с другими организациями - «микроокружение»; то как та часть окружения, которая напрямую влияет на жизнедеятельность организации, - «целевое окружение»; то как совокупность принятых законов, правил и способов деятельности и поведения, а также агентов контроля за их соблюдением роокружение». Специфическим только для этой является то, что все названные функции внешней применительно к поведению единичной организаци связываются с двумя специфическими и взаимосвяза образами внешней среды: организационной популя экологической (иногда ресурсной) нишей. Под термином «организационная популяция» понимается вся совокупность однотипных организаций, выполняющих сходные функции и эксплуатирующих один и тот же тип ресурсов в определенном географическом пространстве. Состояние организационной популяции проявляется в изменении численности и соотношения числа вновь созданных организаций популяции к числу погибших за определенный период. Под термином «экологическая ниша» понимается вся совокупность ресурсов и других условий, необходимых любой из организаций данной популяции для ее нормального функционирования и развития. Состояние экологической ниши характеризуется в модели интегральной характеристикой — «ширина ниши». Оно связано с избытком или дефицитом всей совокупности ресурсов, необходимых данной организационной популяции, что, соответственно, влияет на рост или сокращение организационной популяции. Термин «социокультурный репертуар организации» — одно из центральных понятий, отражающих специфику подхода. С его формированием и расширением связывается сама возможность успешной адаптации организации к изменениям внешней среды. Под социокультурным репертуаром здесь понимается освоенный организацией набор отработанных в практике эффективных образцов поведения и деятельности (способов или приемов), выработанных на уровне всей организационной популяции. В логике авторов модели широкий репертуар организации (много версий ответов на различные вызовы внешней среды) с более высокой степенью вероятности обеспечивает способность организации к выживанию и ее высокую конкурентоспособность в условиях динамичного окружения. Что касается условий, стимулирующих организации к расширению репертуара, то таковыми являются такие изменения внешней среды, на которые на уровне организационной популяции еще не созданы эффективные образцы организационного поведения и деятельности. Именно эти ситуации провоцируют организации на инновации, итоги которых заранее неизвестны. Вся совокупность таких инноваций именуется «фондом организационных изменений». Что касается терминов «естественный отбор» и «селекция социокультурных образцов», то с этими понятиями в данной модели связывается механизм, обеспечивающий расширение социокультурного репертуара единичной организации организационной популяции. Содержание процесса состоит в том, что все организации популяции в конечном счете включают в свой репертуар только те из инновационных образцов, которые рассматриваются на уровне популяции как эффективные. В этом качестве обычно рассматривают инновации в тех организациях, которые уже продемонстрировали высокую эффективность в условиях изменений внешней среды, но такие изменения институционализируются и закрепляются в структуре большинства организаций популяции. Слайд 18.3. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|