Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Действия дозволенные и недозволенные 4 страница




Другой пример, демонстрирующий решение органа юридического лица в качестве замыкающего юридический состав обстоятельства. Устав акционерного общества может предусматривать срок и порядок выплаты дивидендов. Вместе с тем, именно решение о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям, принимаемое общим собранием акционеров, является тем действием, совершение которого влечет для этого акционерного общества возникновение обязанности по выплате объявленных дивидендов. То есть решение органа юридического лица (в рассмотренном случае - общего собрания акционеров) является замыкающим юридический состав юридическим фактом, который влечет изменение гражданского правоотношения (порождая для этого юридического лица конкретную обязанность по выплате дивидендов лицам, имеющим право на их получение).

2. Публичные акты (в ст. 8, 12, 13 ГК РФ они называются актами государственных органов и органов местного самоуправления) традиционно рассматриваются как юридические факты, воздействующие на движение гражданского правоотношения (т.е. признаются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей).

Характеризуя публичные акты, нельзя обойти вниманием то, что к компетенции публичных органов может относиться издание как нормативных, так и ненормативных актов.

В том случае, если акты государственных органов и органов местного самоуправления носят нормативный характер, т.е. содержат в себе общие правила поведения граждан и организаций, то они юридическими фактами не являются*(162), ибо издание такого акта "не приводит к возникновению конкретных правоотношений, а ограничивается лишь формулированием условий, при наступлении которых правоотношения могут возникнуть"*(163). Всякий нормативный акт, содержащий общее предписание, не может "помимо юридических фактов, ни наделить субъектов правами и обязанностями, ни освободить их от существующей правовой связи. _ Поэтому норма права выступает в качестве одной из общих юридических предпосылок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений"*(164).

В то же время акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые адресованы конкретным лицам и направлены на установление, изменение или прекращение конкретных гражданских правоотношений, имеют силу юридических фактов. Именно эти - ненормативные - акты государственных органов и органов местного самоуправления названы в настоящей работе публичными актами.

Ненормативные акты государственных органов и органов местного самоуправления здесь специально названы публичными актами, а не административными актами, поскольку административные акты - понятие куда более широкое. Административные акты, как известно, могут устанавливать не только гражданские правоотношения: иногда они ограничиваются установлением отношений административных. И в этом случае они, бесспорно, не представляют интереса с точки зрения цивилистики*(165). Хотя надо согласиться с О.С. Иоффе, который считал, что акты, "даже направленные на установление гражданских правоотношений, порождают в то же время и определенные административные правоотношения, _ орган, издающий административный акт, сам не становится участником возникшего из этого акта гражданского правоотношения, тогда как лицо, совершающее сделку в целях установления гражданского правоотношения, само становится участником этого правоотношения"*(166).

В литературе признается, что посредством вынесения публичных актов государственные органы нередко реализуют строго императивные веления, которые обязывают их к принятию однозначного решения, и в этом случае правоприменение ограничивается пассивным проведением в жизнь воли законодателя, "поскольку возможности правоприменителя жестко детермированы содержанием нормы"*(167). Но и в других случаях, когда применяемая норма права дает возможность публичному органу избрать один из допускаемых нормой вариантов решения, этот орган обладает некоторой свободой усмотрения, но в целом он связан обязанностью осуществить стандартное волеизъявление по вопросу его компетенции (о высокой степени формализации волеизъявления публичных органов говорилось выше).

Иными словами, публичные органы совершают юридические акты (односторонние действия) во исполнение установленных для них законом обязанностей в соответствии с объемом и содержанием своей компетенции. Они могут проявлять свое усмотрение только в рамках выбора наиболее рационального и целесообразного решения из нескольких возможных (если закон предоставляет им такое право) исходя из лежащей на них общей обязанности по совершению этих действий. В соответствии с этим наиболее обоснованным, законным и разумным решением они и должны совершать юридический акт - выносить публичный акт.

Публичные акты, как и односторонние сделки, весьма разнообразны. Публичные акты также можно разделить на те, которые автономно влекут движение гражданского правоотношения, и те, которые наряду с иными юридическими фактами входят в юридический состав, влекущий определенные юридические последствия.

Особенностью публичных актов можно признать то, что сами по себе (автономно) они влекут только изменение или прекращение гражданского правоотношения (например, решение о реквизиции прекращает право собственности (ст. 242 ГК РФ)). В то же время возникновение гражданского правоотношения сами по себе публичные акты повлечь "не в силах": обычно это юридическое последствие наступает результатом всего юридического состава, элементом которого является публичный акт*(168). Так, заключению концессионного соглашения предшествует целый ряд подготовительных действий, первым из которых является решение концедента (публичного органа) о заключении концессионного соглашения, в котором устанавливается конкурсная документация, определены условия концессионного соглашения, порядок его заключения и состав конкурсной комиссии.

Сказанное позволяет говорить о том, что вынесению публичного акта предшествует ряд других обстоятельств (и нередко такой общей предпосылки наступления обстоятельства, как наличие гражданского правоотношения). Поэтому обязательной стадией процедуры, предшествующей вынесению публичного акта, выступает уяснение публичным органом всех этих обстоятельств (и общих предпосылок), что обеспечивает законность публичного акта. Только в этих условиях, завершив процедуру применения права, вынесенный публичный акт (самостоятельно или в юридическом составе) влечет предусмотренные нормой права юридические последствия.

Другой отличительной чертой публичных актов является разнообразие их оформления. Наверное, первым приходящим на ум публичным актом будет решение или постановление государственного органа, оформление которого отличается ярко выраженной внешней атрибутикой: наименование публичного акта, номер, дата и место его совершения (издания), текст (содержание), подпись с расшифровкой фамилии и должностного положения подписавшего лица, а также печати, штампы, и т.п. В то же время акт государственной регистрации права на недвижимость, также являясь одним из публичных актов, облачен совсем в иную форму. Такой публичный акт как согласие антимонопольного органа на осуществление некоторых сделок, также имеет свою форму, которая предусматривает определенные внешние формальные реквизиты.

Здесь же необходимо отметить, что характерной чертой публичных актов являются также и достаточно жесткие требования к их оформлению - соблюдение формы является нередко непременным условием действительности публичных актов*(169). При этом ст. 13 ГК РФ прямо закрепляет возможность признания публичного акта недействительным по мотиву несоответствия закону или иным правовым актам при нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

В связи со сказанным весьма любопытны замечания С.Ф. Кечекьяна, который различает ничтожные публичные акты (с его точки зрения, они характеризуются грубыми и явными нарушениями требований, предъявляемых к ним законом, т.е. противоправные) и оспоримые публичные акты (они имеют лишь некоторые менее значительные отступления от этих требований). Он пишет: "Первые не влекут за собой никаких юридических последствий, не порождают ни прав, ни обязанностей, на возникновение которых они направлены. Вторые сохраняют свою обязательность до их отмены и должны исполняться всеми лицами, к которым они относятся, но могут быть обжалованы заинтересованными лицами"*(170). К числу ничтожных публичных актов он относит, в частности, акты, изданные лицами, некомпетентными на их издание; акты, являющиеся результатом нарушения компетенции (например, присвоение судебных полномочий иными органами); акты, не относящиеся к кругу ведения органа, их издавшего*(171). Публичный акт ничтожен и в том случае, если он требует невозможного, например, совершения противозаконных, наказуемых или запрещенных деяний, деяний безнравственных и т.п. "Нет нужды, - пишет ученый, - в отмене таких актов: они ничтожны с самого начала"*(172).

Данная позиция, конечно, заслуживает внимания. Однако говорить об отсутствии надобности в оспаривании "ничтожных" публичных актов, наверное, преждевременно: в большинстве случаев частные лица будут практически не защищены в ситуации, когда публичный орган издает акты, явно противоречащие требованиям закона (например, с превышением собственной компетенции или вовсе не имеющие под собой правового основания). Даже в ситуации наличия оснований для оспаривания "негодных" публичных актов, учитывая несовершенство правового регулирования порядка рассмотрения требований об оспаривании ненормативных правовых актов и проблемы судебной практики*(173), заинтересованные лица не всегда могут получить адекватную защиту своих нарушенных прав и интересов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных