Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Состав процессуального факта и его дефектность




 

Нормы процессуального права, как было сказано выше, устанавливают правовые модели действий или бездействия (которые будут иметь место в реальной действительности) и предусматривают для них наступление соответствующих процедурных последствий. При этом норма права закрепляет определенные требования к правовой модели действия (или бездействия), соответствие которым реального действия необходимо для наступления тех или иных процедурных последствий. Требование о необходимости наличия некоторых признаков (свойств, качеств, характеристик) содержится в гипотезе нормы процессуального права и может предъявляться к правовой модели действия (в том числе его субъекту или объекту).

Таким образом, для возникновения предусмотренных процессуальным правом последствий, процессуальное действие (или бездействие) должно не только реально иметь место, но и отвечать тем требованиям, которые установлены нормой процессуального права применительно к правовой модели этого действия (бездействия).

Например, процессуальное законодательство (ст. 170 АПК РФ, ст. 198 ГПК РФ) предъявляет определенные требования к оформлению судебного решения: как процессуальный документ оно должно состоять из четко выраженных четырех частей - вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная - имеющих свое назначение*(231).

Отдельные признаки, свойства, качества, характеристики или их совокупность, относящиеся к самому реально совершенному действию, его субъекту или объекту входят в состав процессуального факта в качестве его элементов.

В части, посвященной юридическим фактам гражданского права, была обозначена необходимость анализа состава юридического факта (как совокупности образующих юридический факт элементов). Здесь же следует еще раз подчеркнуть, что понятие "юридический факт" и "состав юридического факта" взаимосвязаны, но не тождественны, и их следует разграничивать.

Элементами состава всякого юридического факта являются лишь те признаки, условия, характеристики, которым норма права придает значение (применительно к модели такого факта). Ведь в норме права предусматривается не только сама правовая модель, но и определяются некоторые требования к ее наступлению, устанавливается обязательность наличия некоторых признаков, свойств, качеств, характеристик и т.д. И при соответствии тем или иным требованиям нормы и (или) наличии тех или иных признаков, свойств, качеств, например, процессуальное действие стороны влечет соответствующие процедурные последствия.

С учетом указанного процессуальный факт представляет собой не только реальное действие участника судебного процесса, но действие, отвечающее установленным в норме процессуального права требованиям, условиям, признакам и в силу этого подпадающее под действие этой нормы. Отсутствие какого-либо элемента процессуального факта приводит к иным процедурным последствиям, нежели те, к которым стремилось осуществляющее это действие (бездействие) лицо (подробнее см. об этом в § 2.1.3 настоящей работы).

Сказанное наиболее выпукло может быть продемонстрировано на примере такого действия как предъявление иска. Как известно, предъявление иска представляет собой одновременно и юридический факт гражданского права, и процессуальный факт. При этом юридическим последствием первого (при условии предъявления иска в установленном порядке) становится перерыв течения срока исковой давности, что закреплено в ст. 203 ГК РФ, а непосредственным процедурным последствием второго (при условии предъявления иска в установленном порядке) - возникновение элементарного процессуального отношения (ст. 127 АПК РФ и ст. 133 ГПК РФ).

Предъявление иска всегда влечет возникновение элементарного процессуального отношения государственного суда с истцом. Но только в ситуации, когда это действие соответствует всем предъявляемым законом формальным требованиям, оно послужит одним из процессуальных фактов возникновения элементарных процессуальных отношений государственного суда с ответчиком, государственного суда с третьими лицами (о процессуальном составе будет сказано в § 2.2.1 настоящей работы), "участвуя" в создании сложного процессуального правоотношения. В противном же случае элементарное процессуальное отношение государственного суда с истцом прекратится (как правило, вследствие возвращения государственным судом искового заявления, а в гражданском процессе - также и отказа в принятии искового заявления, о чем будет сказано далее).

Таким образом, предъявление иска может привести к возникновению сложного процессуального правоотношения только при условии соответствия этого действия всем названным в процессуальном законодательстве требованиям, к которым относятся следующие.

1. Требование к форме и содержанию.

Прежде всего следует указать, что предъявление иска в государственный суд (действие истца) предполагает обязательное облачение его в письменную форму, и предъявление иска в иной форме не будет иметь процедурных последствий (не будет процессуальным фактом)*(232).

Вообще, вопрос оформления процессуальных действий для процессуальных правоотношений является весьма значимым*(233): публичный характер арбитражного процессуального и гражданского процессуального права (а отсюда и свойственная им черта императивности нормативных предписаний) обусловили весьма жесткие требования именно к форме всех совершаемых процессуальных действий, тем более к форме основополагающего для судебного процесса акта - предъявления иска. И лишь при условии соответствия формы процессуального действия предъявляемым законодательством требованиям предполагается наступление тех процедурных последствий, которые предусмотрены для подобной правовой модели в процессуальном законодательстве.

Статьи 125, 126 АПК РФ, ст. 131, 132 ГПК РФ закрепляют требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления, а также к прилагаемым к нему документам. И для того, чтобы предъявление иска привело в конечном счете к возникновению сложного процессуального правоотношения, необходимо, чтобы это действие истца было оформлено в соответствии с предъявляемыми требованиями. Несоответствие формы предъявления иска некоторым из требований закона приведет к прекращению элементарного процессуального отношения государственного суда с истцом.

2. Требования оплаты государственной пошлиной.

Статьи 102, 126 АПК РФ, ст. 88, 132 ГПК РФ устанавливают общее требование, согласно которому обращение в государственный суд с иском возможно при условии его оплаты государственной пошлиной, размер и порядок уплаты которой конкретизированы в соответствующей главе Налогового кодекса РФ.

Возложение данного бремени преследует цель возместить (в определенной степени) те затраты, которые несет государство в связи с осуществлением функции правосудия. Кроме того, взимание государственной пошлины нацелено и на то, чтобы исключить неосновательное обращение в государственный суд, а также в какой-то мере дисциплинировать участников гражданского оборота.

Требование оплаты иска государственной пошлиной представляет собой императивное предписание закона, неисполнение которого истцом приведет в конечном счете к прекращению элементарного процессуального отношения государственного суда с истцом: вначале суд оставит исковое заявление без движения, а затем - при неустранении этого упущения - возвратит истцу исковое заявление. Устранение данного упущения в установленный срок повлечет дальнейшее развертывание процессуального отношения государственного суда с истцом.

3. Требование подведомственности.

Проблему определения сущности понятия "подведомственность", в отношении которого правоведы долгое время расходились во взглядах*(234) (одни придерживались мнения о том, что подведомственность представляет собой круг дел, отнесенных к ведению того или иного органа, другие - свойство дел, в силу которого подлежат разрешению определенным органом), можно признать решенной.

На сегодняшний день есть все основания для вывода о том, что круг дел, на рассмотрение и разрешение которых уполномочен конкретный орган гражданской юрисдикции, есть компетенция последнего. В свою очередь подведомственность представляет собой свойство нуждающегося в разрешении юридического дела, необходимого для отнесения его к компетенции одной из ветвей судебной системы (здесь: суда общей юрисдикции или арбитражного суда)*(235). Это отчасти подтверждено законодателем, который в гл. 4 АПК РФ "Компетенция арбитражных судов" определил круг дел, подведомственных и подсудных арбитражному суду.

Говорить о подведомственности дела допустимо в том случае, если дело по предъявленному иску будет отвечать установленным в законе критериям, которые позволяют определить в отношении этого дела компетентный государственный суд. К критериям принято относить по крайней мере субъектный состав участников материального правоотношения, из которого возник спор, и сферу спорного правоотношения*(236). При этом следует подчеркнуть, что особенностью правил о подведомственности дел государственным судам является то, что правила о ней должны закрепляться только в федеральном законодательстве (как непосредственно в АПК РФ или ГПК РФ, так и в иных федеральных законах).

Таким образом, основания для утверждений о неподведомственности дела появляются в ситуации несоответствия иска тем критериям, которые необходимы для рассмотрения его судом общей юрисдикции или арбитражным судом в качестве компетентного государственного суда в отношении этого дела.

Важно отметить, что на сегодняшний день действующие процессуальные кодексы по-разному определяют результаты предъявления иска с очевидным нарушением правил подведомственности, что представляется неверным.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ предъявление иска с очевидным нарушением правил подведомственности влечет за собой отказ в принятии искового заявления, что приводит к прекращению элементарного процессуального отношения государственного суда с истцом. В то же время АПК РФ, из арсенала которого институт отказа в принятии искового заявления сегодня исключен, для этих случаев предусматривает возбуждение производства по делу (возникновение сложного процессуального правоотношения), проведение подготовки дела к судебному разбирательству (обычное развертывание процессуального правоотношения) и только затем на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ - прекращение производства по делу (прекращение сложного процессуального правоотношения).

Подход, заложенный в АПК РФ, обязывает арбитражный суд, уже на стадии принятия искового заявления обнаруживший очевидную неподведомственность дела, возбудить производство по такому делу, провести (формальную) подготовку этого дела к судебному разбирательству и лишь затем прекратить производство по нему. Такая длительная процессуальная деятельность, результат которой заранее предрешен, бесспорно, не может быть оценена положительно с позиций принципа процессуальной экономии. Кроме того, нельзя не отметить, что зачастую судьи, не имеющие физической возможности работать "вхолостую", используют различные возможности для обхода этого правила, и наиболее частым приемом стала ссылка на неподсудность дела (о ней см. ниже), которая дается в обоснование определения государственного суда о возвращении искового заявления в условиях неподведомственности этого дела данной ветви государственных судов.

Помимо того, что возвращение искового заявления, неподведомственного арбитражному суду, со ссылками на его неподсудность противоречит нормам АПК РФ, следует отметить и следующее. Такое возвращение в условиях фактического установления неподведомственности дела арбитражному суду создает видимость допустимости обращения с тем же иском в другой арбитражный суд, куда заявитель, возможно, и обратится и, конечно, вновь не получит искомое. В результате для заявителя необоснованно удлиняется период "состояния правовой неопределенности" - состояния, которое согласно практике Европейского суда по правам человека считается возникшим у лица в момент нарушения его прав или интересов и существует вплоть до фактического исполнения окончательного судебного решения либо до вынесения отказа в удовлетворении его требования о защите прав. Необоснованное удлинение периода "состояния правовой неопределенности" рассматривается в качестве одного из аспектов нарушения права на суд, гарантированного п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (см. о праве на суд § 2.1.3 настоящей работы).

В силу сказанного заложенный в АПК РФ подход обязательного принятия арбитражным судом к производству очевидно неподведомственного ему дела, несомненно, нуждается в изменении. Думается, что исключительно для ситуаций очевидной неподведомственности дела возможно введение в арбитражный процесс правила об отказе в принятии искового заявления.

4. Требование подсудности.

Помимо соответствия требованию подведомственности предъявление иска должно осуществляться с соблюдением требования подсудности.

Разграничивая понятия компетенции, юрисдикции, подведомственности и подсудности, Ю.К. Осипов трактовал понятие "подсудность" как понятие, производное от подведомственности и являющееся разновидностью подведомственности в применении к судебным органам*(237). В современных условиях подсудность, действительно являющуюся в некотором роде разновидностью подведомственности, следует определить как свойство нуждающегося в разрешении юридического дела, позволяющее установить конкретный государственный суд одной из систем федеральных судов - конкретный арбитражный суд или суд общей юрисдикции - полномочный рассмотреть данное дело.

Требование о подсудности дела есть императивное предписание закона, неисполнение которого истцом в конечном счете приведет к прекращению элементарного процессуального отношения государственного суда с истцом (вследствие возвращения искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ)). Но при этом истец не лишается права обратиться в другой суд той же системы федеральных судов с соблюдением правил подсудности, что приведет к возникновению другого элементарного процессуального отношения государственного суда с истцом.

Сказанное позволяет говорить о том, что такое действие как предъявление иска в любом случае приводит к возникновению элементарного процессуального отношения государственного суда с истцом. Но для того чтобы имело место возникновение сложного процессуального правоотношения (включающее элементарное процессуальное отношение государственного суда с ответчиком и проч.), необходимо соответствие этого действия целому "набору" требований, предусмотренных процессуальным законодательством. Только в том случае, если все поименованные в соответствующих нормах требования реально выполнены истцом, будет иметь место надлежащее предъявление иска.

Из сказанного следует вывод о том, что свойства и признаки такого процессуального действия как предъявление иска, которым норма процессуального права придает значение (применительно к правовой модели этого действия), сами по себе не являются самостоятельными процессуальными фактами. Соответствие (несоответствие) требованиям к форме и содержанию, оплата государственной пошлиной, подведомственности, подсудности - это те элементы, входящие в состав процессуального факта (здесь - предъявление иска), в зависимости от которых этот факт влечет те или иные процедурные последствия. То есть состав рассматриваемого процессуального факта помимо собственно реального действия охватывает и упомянутые элементы.

Выше уже была подвергнута критике получившая всеобщее распространение позиция отождествления процессуального правоотношения и судебного производства по конкретному делу, согласно которой моментом возникновения процессуального правоотношения считается момент возбуждения производства по делу (т.е. вынесение государственным судом определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу)*(238).

Надо сказать, что не слишком удалены от этой позиции заключения М.А. Гурвича, признававшего основанием возникновения судебного процесса именно иск. Правовед считал, что предъявление иска находится вне процессуального правоотношения, и в частности, писал: "Проверяя его (исковое заявление. - М.Р.), суд осуществляет предварительную, "преюдициальную" деятельность: с одной стороны, она возбуждена заявлением и, следовательно, имеет черты процесса; с другой - это еще не гражданское дело в полноте его смысла, не разбирательство по существу спорного права, а только рассмотрение процессуального правомочия заявителя. Это пока предварительное, прелиминарное производство: его обозначают иногда в теории гражданского процесса под образным наименованием "процесса относительно процесса", отличие которого от собственного процесса выражается в ряде особенностей_"*(239).

Обозначив выше различия между содержанием процессуального правоотношения и формой существования этого правоотношения - судебным процессом (см. § 2.1.1 настоящей работы), следует еще раз подчеркнуть, что производство по делу - это только часть (хотя и основная) судебного процесса, следующая за этапом, на котором решается вопрос относительно принятия иска и возбуждения производства по делу. Данный этап не выходит за рамки судебного процесса и подчинен нормам процессуального права (которое применительно к правовым моделям составляющих его действий определяет их процедурные последствия). Действия истца и государственного суда на этом этапе влекут движение процессуального правоотношения (по крайней мере, возникновение элементарного процессуального правоотношения государственного суда с истцом, а в случае возвращения иска - прекращение этого правоотношения). Поэтому нет оснований относить эти действия к "предшествующим" процессуальному правоотношению, характеризуя их тем самым как не имеющие юридического значения, безразличные для процессуальных отношений.

Противоположный подход отнимает юридическое значение не только у действия по предъявлению иска, а также у действия по подаче апелляционной, кассационной, надзорной жалобы, но и у действий государственного суда по возвращению заявления или жалобы (а в гражданском процессе - действий суда общей юрисдикции по отказу в принятии искового заявления), что представляется безосновательным и вредным для понимания существа процессуального правоотношения.

Важным представляется и то, что прекращение упомянутого элементарного процессуального отношения государственного суда с истцом (вследствие возврата искового заявления судом) не лишает совершенные действия значения процессуальных фактов. Например, ч. 2 ст. 135 ГПК РФ предусматривает, что при возвращении искового заявления по мотиву неподсудности, государственный суд в определении указывает, в какой конкретно суд заявителю следует обратиться. Данное указание государственного суда может обосновывать предъявление заявителем иска в другой суд (с учетом правил подсудности), т.е. станет элементом процессуального факта.

Далее следует обозначить сформировавшуюся и получившую широкое распространение точку зрения, согласно которой процессуальные действия сторон влекут возникновение процессуального правоотношения только "через действия суда"*(240), санкционирующего эти действия. В частности, П.Ф. Елисейкин пишет: "Существует мнение, согласно которому действия участвующих в деле лиц получают значение юридических фактов при условии их подтверждения судом. Например, если истец просит о вызове свидетеля, то его ходатайство еще не вызовет гражданских процессуальных правоотношений с участием свидетеля; для этого нужно, чтобы суд удовлетворил ходатайство истца. В принципе этот вывод правилен. Вместе с тем нельзя упускать из виду, что ходатайство стороны представляет собой использование ею своего права_ которому корреспондирует соответствующая обязанность суда. Возбуждая ходатайство, заинтересованное лицо ставит суд в состояние необходимости обсудить его. Таким образом, самое ходатайство и его рассмотрение судом проистекают в рамках элементарного процессуального правоотношения. Удовлетворение этого ходатайства влечет за собой возникновение нового процессуального правоотношения (в данном случае - с участием свидетеля). Отказ суда в удовлетворении такого ходатайства повлечет возникновение другого элементарного процессуального правоотношения, если сторона обжалует его в предусмотренном законом порядке_ Очевидно, действие стороны (ее ходатайство) имеет значение юридического факта, поскольку оно вызывает ту или иную ответную реакцию суда"*(241).

Обозначенная точка зрения в корне ошибочна, и явно недостаточно сказать о том, что обязательной санкции государственного суда требуют не все процессуальные действия участвующих в деле лиц*(242): в рамках процессуальных отношений процессуальные действия названных лиц являются самостоятельными процессуальными фактами по отношению к процессуальным действиям государственного суда. Формирование изложенной точки зрения связано не только с неправильным пониманием момента возникновения процессуального правоотношения (элементарного процессуального отношения), не только с необоснованным отождествлением процессуального правоотношения с формой его существования - судебным процессом, а нередко - с отождествлением этого правоотношения с производством по делу. Оно также основано и на неверной трактовке процессуального действия государственного суда как процедурного последствия процессуального действия участвующего в деле лица (на что указано в § 2.1.2 настоящей работы). Это ошибочное мнение, конечно, не может быть поддержано.

М.А. Гурвич подчеркивал, что судебный процесс в своем движении не самозарождается и для этого ему необходим толчок, внешний стимул, вызывающий движение (двигательное начало)*(243), под которым ученый понимал соответствующее заявление стороны (исковое заявление, кассационную, надзорную жалобу). Опираясь на это заключение, можно говорить о том, что возникновение процессуального правоотношения (и самого первого его "кирпичика" - элементарного процессуального отношения государственного суда с истцом) связано исключительно с процессуальными действиями стороны: предъявлением истцом иска, подачей стороной апелляционной, кассационной или надзорной жалобы.

А вот следующее - "ответное" - процессуальное действие осуществляет государственный суд, в компетенцию которого входит проверка предъявленного иска или поданной жалобы на соответствие указанным требованиям процессуального законодательства. Решение государственного суда по этому вопросу, оформляемое определением, создает соответствующие процедурные последствия, которые уже были описаны выше.

Содержание процедурных последствий действий государственного суда различно. В одних случаях это возникновение еще одного элементарного процессуального отношения государственного суда с другой стороной теперь уже в рамках сложного процессуального правоотношения и функционирование (нормальное развертывание) существующего элементарного процессуального отношения. В других - прекращение существующего элементарного процессуального отношения. В третьих - изменение существующего процессуального правоотношения и, например, возникновение еще одного элементарного процессуального отношения в рамках сложного процессуального правоотношения. Такой список может быть продолжен, но в любом из указанных случаев процессуальное действие государственного суда приводит к процедурным последствиям для процессуального правоотношения. То есть процессуальное действие государственного суда есть самостоятельный процессуальный факт, который не только не отнимает значение процессуального факта у действия стороны, предъявившей иск или подавшей соответствующую жалобу, но и осуществляется на их основе.

Таким образом, процессуальные действия сторон являются автономными процессуальными фактами, самостоятельно порождающими процедурные последствия. Оценка государственным судом этих действий с учетом их соответствия различным признакам, свойствам или качествам, предусмотренным нормой права, и вынесение в соответствии с этим выводом соответствующего решения есть следующий самостоятельный процессуальный факт (см. § 2.2.2 настоящей работы).

Указание в норме права на признаки, свойства или качества действия представляет собой требования, соблюдение которых обязательно для того, чтобы реальное действие повлекло установленные законом и желаемые совершающим их лицом процедурные последствия. Отсутствие элементов состава процессуального факта, требование о которых предъявляет норма права, позволяет говорить о том, что, например, процессуальное действие не повлечет процедурных последствий, к наступлению которых стремилось совершившее его лицо (предъявление иска с нарушением процессуальных норм не приведет к возникновению сложного процессуального правоотношения).

Таким образом, состав процессуального факта представляет собой процессуальное действие в единстве с его признаками, свойствами, качествами, характеристиками или их совокупностью, требование о которых вытекает из нормы процессуального права и в зависимости от наличия которых оно влечет те или иные процедурные последствия.

С учетом вышеизложенного нельзя согласиться с трактовкой подведомственности как "(производного) юридического факта"*(244): подведомственность, равно как и подсудность, представляет собой элементы процессуального факта.

Думается, отправной ошибкой при трактовке подведомственности как процессуального факта является следование позиции, высказанной Р.А. Ханнановым, который, по сути, объединял понятия "элементы юридического факта" с гипотезой нормы права воедино, именуя эту общность термином "нормативные условия"*(245) (о них говорилось в § 1.1.2 настоящей работы). Им не учитывалось то, что юридический факт и гипотеза нормы права не могут рассматриваться в качестве совокупности, поскольку первый представляет собой реальный жизненный факт, а вторая - нормативно-правовую абстракцию. Требования, предъявляемые к абстрактной модели обстоятельства, закрепленные в норме права, не выступают в сочетании с юридическим фактом, а, по сути, определяют те условия, качества, свойства, признаки и т.д., реальное существование которых создает из фактического обстоятельства юридический факт.

Следовательно, состав процессуального факта - это самостоятельная правовая категория. Она охватывает собой как реальные действия участников судебного процесса, так и отличающие их признаки, свойства, качества и условия, требования о которых установлены нормой процессуального права.

Термин "состав процессуального факта" с точки зрения фонетики несколько схож с термином "процессуальный состав" (которым здесь и далее по тексту будут обозначаться несколько самостоятельных процессуальных фактов, совокупность которых необходима для наступления предусмотренного нормой права последствия). Однако различие между ними принципиально: понятие "процессуальный состав" позволяет раскрыть связь между самостоятельными процессуальными фактами и наступлением процедурных последствий, тогда как понятие "состав процессуального факта" объясняет связь между конкретным действием участника судебного процесса и условиями его совершения (последние самостоятельными процессуальными фактами не являются). Отрицание за условиями совершения процессуального действия значения самостоятельных процессуальных фактов является основополагающим, поскольку противоположный подход приведет к отождествлению понятий "состав процессуального факта" и "процессуальный состав" (вопросы процессуального состава будут исследоваться подробно в главе 2.2 настоящей работы).

Входящие в состав процессуального факта элементы, представляют собой отдельные условия (свойства, признаки, качества), характеризующие само процессуальное действие (иногда его субъект или объект). Поэтому составы процессуальных фактов неоднородны: всякий из них образуется из определенного ряда элементов.

Например, к элементам состава такого процессуального факта, как подача апелляционной жалобы, относятся не только характеристики самого процессуального действия (соответствие требованиям формы и содержания апелляционной жалобы, оплата государственной пошлиной, подсудность); в состав этого процессуального действия входят также условия, относящиеся к его субъектам (в силу ч. 1 ст. 257 АПК РФ обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда вправе лица, участвующие в деле, а также лица, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял решение (ст. 42 АПК РФ)) и к срокам подачи жалобы (согласно ч. 1 ст. 259 АПК РФ по общему правилу апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных