Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. Ислам после Пророка Мухаммада




 

Пророк не оставил наследника мужского пола, и вопрос о преемнике Мухаммада вызвал острый политический кризис - за первенство боролись мединцы и мекканцы. В итоге после напряженных обсуждений халифом (наместником) пророка стал его ближайший соратник Абу Бакр. Ему и его помощникам выпала трудная задача: большинство бедуинских племен лишь недавно приняли ислам и не отличались убежденностью в своей вере и надежностью. По-прежнему многие бедуины жили в обстановке взаимных племенных распрей и грабежей караванов, появились и лжепророки, желавшие занять место Мухаммада. Было неспокойно и за границей: Византия и Иран все еще вели изнурительные боевые действия, втягивавшие в свою сферу и Аравийский полуостров. Все эти обстоятельства требовали военного усиления мусульман и перехода к активным наступательным действиям. Религиозной базой для таких действий был уже выработанный при жизни пророка принцип дар аль-ислам (мусульманский мир, земля ислама). По учению пророка, дар аль-ислам должен был распространиться на дар аль-харб (земля войны), где ислам не действует и где мусульмане подвергаются притеснениям. В этих условиях начинал действовать принцип джихада - справедливой войны, целью которой было обращение людей в истинную веру.

Уже при халифе Абу Бакре мир восстановился в Аравии и началось завоевание Сирии и Ирака. После его смерти в 634 году халифом стал Омар, при котором были завоеваны Египет, Палестина, Сирия, Месопотамия и Иран. Арабы-мусульмане проявляли чудеса храбрости, отличались железной дисциплиной и верой в победу ислама по всей земле. Исламские военачальники, помимо проявления выдающихся стратегических качеств, вели умелую дипломатическую и военную игру на противоречиях некогда великих империй. В итоге Омар закрепил завоевания предшественника. После гибели Омара в 644 году халифом стал Осман, при котором власть арабов распространилась на огромную территорию: до Ливии на западе, Кавказских гор на севере и предгорий Гималаев на востоке. Однако в этот же период усилилась борьба за власть между претендентами на право наследования Мухаммаду. После убийства Османа в 656 году халифом стал Али, двоюродный брат и зять Мухаммада.

Кандидатура Али вызвала серьезные сомнения и противоречия среди мусульман. Если Египет, Мекка и Медина поддержали Али, то наместник Сирии, двоюродный брат убитого Османа, был против. К нему присоединилась вдова пророка Айша, давно питавшая неприязнь к Али. Развернулась ожесточенная борьба за власть. Именно в этот период началось разделение мусульман на два течения - шиитов, которые признавали право наследовать Мухаммаду, т.е. право на власть (имамат) только за Али и его наследниками, и суннитов, не признающих династического принципа и требующих избрания или назначения имама - главы мусульман, путем иджма - всеобщего коллективного согласования.

После нескольких лет изнурительной борьбы, происходившей с переменным успехом, в 661 году Али был коварно убит, и с ним закончилась эпоха, которую называют эпохой четырех праведных халифов .

После смерти Али власть захватила династия Омейядов - представителей одного из родов мекканских курайшитов. При Омейядах арабская гегемония распространилась на значительную часть Средней Азии и на большую часть Испании. Именно эпоха Омейядов считается “золотым веком” ислама, когда арабский Восток стал центром мировой науки и культуры. На завоеванных территориях мусульманские правители терпимо относились к представителям других монотеистических религий, благодаря чему и христианство, и иудаизм очень многое почерпнули из религии и философии ислама. Вследствие глубокого изучения арабами античного наследия великая греческая культура, в частности философия Аристотеля, снова стала достоянием Европы. Эта же эпоха явилась “золотым веком” и для двух других великих мировых религий, дав человечеству непревзойденные образцы архитектуры, поэзии, философии.

Омейядский халифат в 750 году сменило правление династии Аббасидов. При Аббасидах ислам распространился на севере до Волжской Булгарии (нынешние Татарстан и Башкирия). В правление этой династии особенно расцвели будущие столицы ислама, в частности, Дамаск и Багдад. Но в этот же период начинается ослабление огромной мусульманской державы. Появились мелкие мусульманские государства, и арабский мир, став ареной соперничества сразу нескольких династий - Аббасидов, Фатимидов и других, -постепенно стал погрязать во внутренних межарабских конфликтах. В то же время окрепшие христианские правители стали вытеснять арабов с захваченных европейских земель, но полностью искоренить их влияние в культуре, архитектуре и науке уже было невозможно. Правление Аббасидов завершилось в 1258 году с падением их столицы Багдада под ударами монголов.

V. Основы ислама

 

Как мы уже видели, от первого Откровения, дарованного Всевышним Мухаммаду, до победы ислама в 632 году почти на всей территории огромного Аравийского полуострова прошло немногим более 20 лет. Такого грандиозного успеха за столь короткий период не знала ни одна религия. Не случайно основатель ислама Мухаммад считается самой влиятельной фигурой в истории человечества. И то, что этот успех был закономерен, доказывает не только последующее шестивековое победоносное шествие ислама, но и нынешняя распространенность его по земному шару. В чем же секрет и причины такого успеха?

Жизнеспособность ислама проистекает из органичного сочетания глубокой веры мусульманина и неукоснительного исполнения им религиозных обрядов с необходимостью вести праведный образ жизни. Для Мухаммада быть “покорным” Богу, т.е. быть истинным мусульманином, значило соблюдать три главных условия веры: в отношении к Богу - это молитва, в отношении к ближнему - милостыня, относительно собственной природы - воздержание (пост). Руководством ко всей жизни мусульманина - религиозной, общественной, личной - служит священная книга ислама - Коран.

Коран

Не случайно первым словом, услышанным Мухаммадом от архангела Гавриила было “Читай!”. “Коран” в переводе с арабского означает “то, что читают, произносят”.

Коран делится на 114 сур (глав), расположенных в порядке убывания длины, за исключением первой суры. В свою очередь каждая сура делится на аяты - фразы или фрагменты фраз. Впоследствии для удобства чтения Коран был разделен на тридцать частей (джузов) или на шестьдесят разделов (хизбов). Все суры (кроме 9-ой) начинаются с традиционного зачина: “ Во имя Аллаха милостивого и милосердного” - “бисми лляхи ар - рахмани - р - рахим”.

По преданию, Коран был передан Мухаммаду в откровениях. Мухаммад называл источником своих откровений “Небесную книгу”, которая открывалась Пророку частями, сначала в Мекке, а потом в Медине. Поэтому мекканские суры, которые делят по происхождению на три периода, отличаются от мединских по содержанию, стилю, языковым особенностям. Суры первого мекканского периода (древнейшей из них считается сура 96) возвышенны и эмоциональны; в них в большей степени чувствуется влияние древней арабской поэзии, с ее особыми литературными приемами. Суры второго периода более спокойны, философичны, посвящены в основном проповеди Единобожия. В сурах третьего периода много сказаний о пророках. Суры мединского периода в основном содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, поскольку именно в Медине пророк стал реализовывать религиозно-правовые нормы ислама.

При жизни Мухаммада Коран существовал в устной форме, и некоторые люди (их называли кари) заучивали его наизусть. Тогда же начали записывать отдельные фрагменты, но полный сборник сур еще не был составлен. После смерти пророка, чтобы не утерять священные тексты, их начали собирать и записывать вместе. В годы правления халифа Османа (644-656) была составлена рукописная книга, которая считается первым изданием Корана. Существовало несколько отличных друг от друга версий Корана, но в эпоху Омейядов (VII-VIII вв.) был составлен канонический текст, который не претерпел изменений вплоть до наших дней. Однако благодаря специфике арабской письменности (краткие гласные звуки не записываются), одно и то же слово часто можно прочитать и понять по-разному, поэтому существуют семь канонических вариантов чтения Корана, из которых сейчас практически используются два.

При наличии множества предписаний Коран оставляет в то же время возможность для различных их трактовок. Это обстоятельство, а также многочисленные разночтения потребовали создания традиции толкования священного текста, которая получила название тафсира.

Кроме того, как и в других великих религиях, письменный священный текст мусульман дополняется устными преданиями (хадисами) о пророке и его сподвижниках, которые в VIII-IX веках были собраны вместе и записаны. Сборник получил название “Сунны” и также является важным источником вероучения мусульман. Существуют шесть общепризнанных авторитетных сборников хадисов, составленных известными деятелями раннего периода ислама. В более поздние эпохи стали составляться сборники хадисов по тематическому принципу, а также сборники избранных хадисов.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных