ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Религиозно-философские течения в исламеКак любая живая религия, ислам, требуя от своих последователей соблюдения основных религиозных принципов, допускает в рамках вероучения значительное разнообразие традиций, обрядов, философских воззрений, обусловленных и культурно-историческими факторами. Это разнообразие обусловлено многими историческими, культурными и религиозными факторами. Известно, что еще при жизни Мухаммада проявились религиозные разногласия, хотя и не оказавшие решающего значения на единство уммы. Согласно словам самого пророка, записанных в одном из хадисов: “После меня в исламе будет 72 пути”, но все эти “пути”, как показала история, не выходят за рамки основных догматов вероучения. Самым крупным разделением ислама было и остается разделение на суннитов и шиитов, причины которого мы указали выше. По учению шиитов, Али, наделенный божественной благодатью, и его потомки-имамы олицетворяют принципы наследственной верховной власти и пророчества. Имамы, по учению шиитов, непогрешимы и безгрешны, что ставится под сомнение суннитскими богословами, отстаивающими идею выборности каждого имама. За много веков развития двух главных направлений в исламе они стали отличаться не только в своем понимании законной власти, но и во многих других сферах религиозно-общественной жизни. Существуют различия в принципах юридических решений, праздничных ритуалах, в отношении к иноверцам, в деталях молитвы, в гражданском праве. Опираясь на собственную традицию иджтихада - систему методов и приемов в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса - шииты создали свое научное направление экзегетики - комментирования Корана. Шиитам в большей степени, чем суннитам присущи религиозный темперамент и рвение, их религиозные праздники сопровождаются экзальтацией верующих и выливаются в шумные манифестации. В последние годы среди мусульманских богословов как суннитского, так и шиитского толка, ширится понимание необходимости преодоления разногласий и сближения позиций. Усилиями суннитского и шиитского духовенства в Каире создан Дом сближения исламский течений; в крупнейшем мусульманском теологическом университете Аль-Азхар теперь есть кафедра сравнительного суннитско-шиитского богословия Существуют и другие разделения в исламе: хариджизм, мурджизм, махдизм, исмаилизм и т.д., отличающиеся друг от друга как смысле религиозной интерпретации, так и в решении вопросов социально-политической жизни. Особую роль в истории ислама и мировой культуры сыграло мистико-аскетическое течение течения - суфизм (от слова “суфи” - шерсть, из которой изготовлялась одежда аскетов). Появившиеся на заре ислама, суфии проповедовали аскезу, равнодушие к мирской жизни и бескорыстную любовь к Аллаху. Они считали, что отрешенная, экстатическая молитва, полная погруженность в себя ведут к просветлению, высшему знанию. Главным для суфиев было постижение Бога, приближение к Нему. Некоторые суфии даже считали возможным слияние со Всевышним. При этом некоторые из них использовали ритмическую музыку в своих духовных упражнениях. Первыми прославившимися мистиками-суфиями были аль-Хасан аль-Басри (642-728), Рабиа ибн-Хайсам (ум. в 686 г.) и другие подвижники. Суфизм также рано, уже к IX веку, разделился на несколько течений. Суфии умеренного направления занимались традиционными суннитскими науками - хадисоведением, правоведением; предметом их интересов были и естественные дисциплины, космология. В этих занятиях их поддерживали и сотрудничали с ними богословы традиционных суннитских школ. Среди наиболее выдающихся суфиев известны: знаменитый ученый-энциклопедист Аль-Газали (ум. в 1111 г.),, влияние которого на средневековую европейскую науку было огромным и Ибн аль-Араби, величайший философ и поэт (ум. в 1240 г.). Более радикальные течения в суфизме разрабатывали общественную проблематику, ратовали за социальную справедливость. Суфизм известен высочайшими образцами религиозно-философской прозы (вобравшей в себя и античную мудрость), неподражаемой поэзией. Приемы суфийской поэзии использовали крупнейшие поэты Востока. Начиная с XI-XII веков начинают создаваться суфийские ордена (подобные монашеским орденам в Европе), что значительно расширило географию ислама и самого суфизма. Подводя итог сказанному надо отметить, что ислам, безусловно является одним из самых могущественных духовных движений. Он придал определенную форму мировой истории и продолжает оказывать существенное влияние на эволюцию современного общества. Исламское вероучение завершает монотеистическую миссию авраамического цикла - начатую первым ханифом (“исповедующим единобожие”) Ибрахимом (Авраамом в Библии), продолженную посланниками и пророками Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом) и заканчивающуюся Мухаммадом. Отсюда понятно, что для мусульман ислам воплощает высшую богооткровенную Истину, возвещенную в Коране: “Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою, и избрал для вас Ислам, как веру вашу” (5:4). Возможно, в этих словах и содержится ключ к пониманию ислама как религии всемирного значения и одновременно ответ на вопрос, поставленный в начале главы. БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета 2. Толковая Библия. Под редакцией Лопухина. Книга 3, Т. 10-12 Стогольм, 1987 г 3. Новый Завет в переводе епископа Касиана(Безобразова) М., 1994 4. Послание к римлянам апостола Павла. Новый перевод с греческого В.Н. Кузнецовой. М., 1993 5. Антонини о.Бернардо. Экзегезис книг Нового Завета. М., 1995 6. Мень Александр, прот. Послания апостола Павла. Ж. "Мир Библии" М., 1994/1(2) 7. Фаррар Ф.В. Жизнь и труды св.апостола Павла. Киев., 1995/1(2) 8. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-3 М., 1993,1995 9. История всемирной литературы. Т. 1,2 М., 1983,1984 10. Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991 11. Ансельм Кентербрийский. Сочинения. М., 1995 12. Святитель Григорий Палама. Беседы. Т.1-3 М., 1994 13. Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. 14. Дианисий Ареопагит. СПб., 1994 15. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990 16. Творения Аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Б/м, 1994 17. Творения преподобного Максима Исповедника. Б/м, 1993 18. Тертулиан. Избранные сочинения. М., 1994 19. Амман. Путь Отцов.Краткое введение в патристику. М., 1994 20. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т.1-4. М., 1994 21. Иванов П. Тайна Святых. Введение в Апокалипсис. М., 1993 22. История Византии. Т.1-3. М., 1967 23. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994 24. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994 25. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1 М., 1991 25. Киприан (Керн) архим. Золотой век Свято-Отеческой письменности. М., 1995 27. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., 1994 28. Культура Византии. IV - первая половина VII вв. М., 1984 29. Культура Византии. Вторая половина VII - XII вв. М., 1989 30. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс - М., 1992 31. Памятники византийской литературы. IV - IX вв. М., 1968 32. Памятники византийской литературы. IX - XVI вв. М., 1968 33. Памятники средневековой латинской литературы. IV - IX вв. М., 1970 34. Памятники средневековой латинской литературы. X - XII вв. М., 1972 35. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей -1054) 36. Флоровский Георгий, прот. Восточные Отцы IV века. М., 19,, 37. Флоровский Георгий, прот. Восточные Отцы V - VIII вв. М., 19,, 38. Шмеман Александр, прот. Исторический путь православия М., 1994
К ПРИЛОЖЕНИЮ I 1. Еврейская энциклопедия, Т.1-16. М.,"Терра", 1991. 2. Мировоззрение талмудистов. М., 1994. 3. Штайнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993. 4. Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. М., 1994. 5. Штайнзальц А. Роза о тринадцати лепестках. М., 1990. 6. Агада. М., 1990. 7. Трактат Авот. М., 1990.
К ПРИЛОЖЕНИЮ II
1. Коран. Перевод с арабского и комментарии М.-Н.О.Османова. М., 1995. 2. Ислам. Краткий справочник. М., 1983. 3. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. 4. Очерки истории арабской культуры. V- XV вв М., 1982. 5. Мусульманину об исламе (обряды и молитвы) М., 1992. 6. Христоматия по исламу М., 1994. 7. Мусульманская священная история. М., 1996.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|