Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Религиозно-философские течения в исламе




Как любая живая религия, ислам, требуя от своих последователей соблюдения основных религиозных принципов, допускает в рамках вероучения значительное разнообразие традиций, обрядов, философских воззрений, обусловленных и культурно-историческими факторами. Это разнообразие обусловлено многими историческими, культурными и религиозными факторами.

Известно, что еще при жизни Мухаммада проявились религиозные разногласия, хотя и не оказавшие решающего значения на единство уммы. Согласно словам самого пророка, записанных в одном из хадисов: “После меня в исламе будет 72 пути”, но все эти “пути”, как показала история, не выходят за рамки основных догматов вероучения. Самым крупным разделением ислама было и остается разделение на суннитов и шиитов, причины которого мы указали выше. По учению шиитов, Али, наделенный божественной благодатью, и его потомки-имамы олицетворяют принципы наследственной верховной власти и пророчества. Имамы, по учению шиитов, непогрешимы и безгрешны, что ставится под сомнение суннитскими богословами, отстаивающими идею выборности каждого имама.

За много веков развития двух главных направлений в исламе они стали отличаться не только в своем понимании законной власти, но и во многих других сферах религиозно-общественной жизни. Существуют различия в принципах юридических решений, праздничных ритуалах, в отношении к иноверцам, в деталях молитвы, в гражданском праве. Опираясь на собственную традицию иджтихада - систему методов и приемов в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса - шииты создали свое научное направление экзегетики - комментирования Корана. Шиитам в большей степени, чем суннитам присущи религиозный темперамент и рвение, их религиозные праздники сопровождаются экзальтацией верующих и выливаются в шумные манифестации.

В последние годы среди мусульманских богословов как суннитского, так и шиитского толка, ширится понимание необходимости преодоления разногласий и сближения позиций. Усилиями суннитского и шиитского духовенства в Каире создан Дом сближения исламский течений; в крупнейшем мусульманском теологическом университете Аль-Азхар теперь есть кафедра сравнительного суннитско-шиитского богословия

Существуют и другие разделения в исламе: хариджизм, мурджизм, махдизм, исмаилизм и т.д., отличающиеся друг от друга как смысле религиозной интерпретации, так и в решении вопросов социально-политической жизни.

Особую роль в истории ислама и мировой культуры сыграло мистико-аскетическое течение течения - суфизм (от слова “суфи” - шерсть, из которой изготовлялась одежда аскетов). Появившиеся на заре ислама, суфии проповедовали аскезу, равнодушие к мирской жизни и бескорыстную любовь к Аллаху. Они считали, что отрешенная, экстатическая молитва, полная погруженность в себя ведут к просветлению, высшему знанию. Главным для суфиев было постижение Бога, приближение к Нему. Некоторые суфии даже считали возможным слияние со Всевышним. При этом некоторые из них использовали ритмическую музыку в своих духовных упражнениях. Первыми прославившимися мистиками-суфиями были аль-Хасан аль-Басри (642-728), Рабиа ибн-Хайсам (ум. в 686 г.) и другие подвижники. Суфизм также рано, уже к IX веку, разделился на несколько течений. Суфии умеренного направления занимались традиционными суннитскими науками - хадисоведением, правоведением; предметом их интересов были и естественные дисциплины, космология. В этих занятиях их поддерживали и сотрудничали с ними богословы традиционных суннитских школ. Среди наиболее выдающихся суфиев известны: знаменитый ученый-энциклопедист Аль-Газали (ум. в 1111 г.), , влияние которого на средневековую европейскую науку было огромным и Ибн аль-Араби, величайший философ и поэт (ум. в 1240 г.). Более радикальные течения в суфизме разрабатывали общественную проблематику, ратовали за социальную справедливость.

Суфизм известен высочайшими образцами религиозно-философской прозы (вобравшей в себя и античную мудрость), неподражаемой поэзией. Приемы суфийской поэзии использовали крупнейшие поэты Востока. Начиная с XI-XII веков начинают создаваться суфийские ордена (подобные монашеским орденам в Европе), что значительно расширило географию ислама и самого суфизма.

Подводя итог сказанному надо отметить, что ислам, безусловно является одним из самых могущественных духовных движений. Он придал определенную форму мировой истории и продолжает оказывать существенное влияние на эволюцию современного общества. Исламское вероучение завершает монотеистическую миссию авраамического цикла - начатую первым ханифом (“исповедующим единобожие”) Ибрахимом (Авраамом в Библии), продолженную посланниками и пророками Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом) и заканчивающуюся Мухаммадом. Отсюда понятно, что для мусульман ислам воплощает высшую богооткровенную Истину, возвещенную в Коране:

“Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою, и избрал для вас Ислам, как веру вашу” (5:4).

Возможно, в этих словах и содержится ключ к пониманию ислама как религии всемирного значения и одновременно ответ на вопрос, поставленный в начале главы.


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета

2. Толковая Библия. Под редакцией Лопухина. Книга 3, Т. 10-12 Стогольм, 1987 г

3. Новый Завет в переводе епископа Касиана(Безобразова) М., 1994

4. Послание к римлянам апостола Павла. Новый перевод с греческого В.Н. Кузнецовой. М., 1993

5. Антонини о.Бернардо. Экзегезис книг Нового Завета. М., 1995

6. Мень Александр, прот. Послания апостола Павла. Ж. "Мир Библии" М., 1994/1(2)

7. Фаррар Ф.В. Жизнь и труды св.апостола Павла. Киев., 1995/1(2)

8. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-3 М., 1993,1995

9. История всемирной литературы. Т. 1,2 М., 1983,1984

10. Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991

11. Ансельм Кентербрийский. Сочинения. М., 1995

12. Святитель Григорий Палама. Беседы. Т.1-3 М., 1994

13. Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих.

14. Дианисий Ареопагит. СПб., 1994

15. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990

16. Творения Аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Б/м, 1994

17. Творения преподобного Максима Исповедника. Б/м, 1993

18. Тертулиан. Избранные сочинения. М., 1994

19. Амман. Путь Отцов.Краткое введение в патристику. М., 1994

20. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т.1-4. М., 1994

21. Иванов П. Тайна Святых. Введение в Апокалипсис. М., 1993

22. История Византии. Т.1-3. М., 1967

23. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994

24. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994

25. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1 М., 1991

25. Киприан (Керн) архим. Золотой век Свято-Отеческой письменности. М., 1995

27. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., 1994

28. Культура Византии. IV - первая половина VII вв. М., 1984

29. Культура Византии. Вторая половина VII - XII вв. М., 1989

30. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс - М., 1992

31. Памятники византийской литературы. IV - IX вв. М., 1968

32. Памятники византийской литературы. IX - XVI вв. М., 1968

33. Памятники средневековой латинской литературы. IV - IX вв. М., 1970

34. Памятники средневековой латинской литературы. X - XII вв. М., 1972

35. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей -1054)

36. Флоровский Георгий, прот. Восточные Отцы IV века. М., 19,,

37. Флоровский Георгий, прот. Восточные Отцы V - VIII вв. М., 19,,

38. Шмеман Александр, прот. Исторический путь православия М., 1994

 

К ПРИЛОЖЕНИЮ I

1. Еврейская энциклопедия, Т.1-16. М.,"Терра", 1991.

2. Мировоззрение талмудистов. М., 1994.

3. Штайнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

4. Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. М., 1994.

5. Штайнзальц А. Роза о тринадцати лепестках. М., 1990.

6. Агада. М., 1990.

7. Трактат Авот. М., 1990.

 

К ПРИЛОЖЕНИЮ II

 

1. Коран. Перевод с арабского и комментарии М.-Н.О.Османова. М., 1995.

2. Ислам. Краткий справочник. М., 1983.

3. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

4. Очерки истории арабской культуры. V- XV вв М., 1982.

5. Мусульманину об исламе (обряды и молитвы) М., 1992.

6. Христоматия по исламу М., 1994.

7. Мусульманская священная история. М., 1996.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных