ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обновленная классика 12 страницаПоразительная была сцена, когда слепой, обреченный врачами на неподвижность Корчагин вставал с кровати и одевался, чтобы идти на собрание и дать отпор оппозиционерам. Эта сценка десятки раз была проиграна Мейерхольдом на репетициях. Десятки раз взбегал он на подмостки, и перед нами, ошеломленными и потрясенными, возникал слепец, медленно встающий с кровати, руки слепца, ищущие, шарящие в воздухе, пальцы слепца, ощупывающие предметы в поисках одежды. Это была жизнь рук и пальцев такого напряжения, такой чуткости и драматизма, что захватывало дух. Слепец одевался медленно, опять-таки ошибаясь в том, что мы каждодневно проделываем не замечая, механически. И, одевшись, шел к двери — сначала совсем не туда, где в действительности была дверь, потом несколько вбок и наконец в правильном направлении. И такая сила воли, я бы сказал, страстность воли была в каждом движении его самого, его рук, его пальцев, при всей неровности, скованности, неверности этих движений, что этот небольшой, совершенно немой эпизод давал непередаваемое ощущение непреклонности, большевистской непоколебимости — ощущение, которого мы так часто и тщетно добиваемся во множестве современных спектаклей пространными диалогами и личными высказываниями действующих лиц»[mxciv]. Комиссия Комитета по делам искусств не приняла спектакль. Трагическая тема воспринималась как тема пессимистическая, — мажорного разрешения драмы Мейерхольд не нашел. «Одна жизнь» так и не была показана широкой аудитории. Работу эту объявили полным идейным и творческим фиаско режиссера. 7 января 1938 года Комитет по делам искусств после целой серии резко критических статей, появившихся в центральных газетах, принял постановление о ликвидации Государственного театра им. Мейерхольда. Мотивировалось это постановление тем, что «Театр им. Мейерхольда в течение всего своего существования не мог освободиться от чуждых советскому искусству, насквозь буржуазных формалистических позиций»[mxcv]. Известно, что после закрытия ГОСТИМа руку помощи Мейерхольду протянул не кто иной, как Станиславский. Благородство и красоту этого поступка переоценить невозможно. Нужно ли говорить, что Мейерхольд воспрянул духом, ожил, в голове у него зароились новые планы… Обстоятельства этой последней творческой встречи Станиславского и {487} Мейерхольда рассказаны многократно[mxcvi]. Однако ей придается иногда значение эстетической капитуляции Мейерхольда, она рассматривается как возвращение Мейерхольда к принципам реализма Художественного театра. Поясняя, почему Станиславский призвал к себе Мейерхольда, Г. Кристи, например, пишет: «Там, где он видел отступление от художественных принципов реализма, там Станиславский становился человеком непримиримым, подчас даже жестоким. Мейерхольда же Станиславский воспринимал как художника, который рано или поздно, после долгих блужданий должен вернуться на дорогу большого искусства, и готов был принять его с распростертыми объятиями, точно блудного сына». Трогательная картина «возвращения блудного сына», рисуемая Г. Кристи и некоторыми другими авторами, легко опровергается фактами, которые они же сами и приводят. В статье Кристи рассказано, между прочим, что еще в сезоне 1935/36 года на вопрос, кого он считает лучшим советским режиссером, Станиславский ответил: «Единственный режиссер, которого я знаю, — это Мейерхольд»[mxcvii]. Конкретные сведения о работе Мейерхольда в оперном театре Станиславского не дают никаких оснований думать, что Мейерхольд, оказавшись рядом со Станиславским, изменился, преобразился, перестал быть самим собой. Если бы и захотел этого — конечно, не добился бы никаких успехов. Губительность идеи компромисса Мейерхольд уже изведал во время горького эксперимента с сейфуллинской «Наташей». А кроме всего прочего, новый компромисс, любой мыслимый компромисс все равно не мог перечеркнуть четыре десятилетия, пройденные своим путем. Когда эта книга была уже сверстана, не кто иной, как Г. В. Кристи обнаружил в архиве Станиславского неопубликованную запись, которую предположительно следует датировать концом 20‑х — началом 30‑х годов. Станиславский писал: «Сейчас мы заняты разработкой новых планов, разрезов и возможностей сцены и театра. Вопрос берется — вообще, а не в частности для данной пьесы или постановки. Всякие краски и линии и формы художников-живописцев — изведаны и изжиты. В них разочаровались. Вернее всех путь Мейерхольда. Он идет от общих сценических и режиссерских возможностей и принципов. И разрешает их смело и просто (нельзя сказать того же по отношению актерской стороны, которая у него слаба). Так например: больше всего надо бороться с театральной рамой — порталом. Огромное его пространство — давит маленькое пространство, занимаемое декорацией и самой личностью актера. Как убрать эту огромную давящую площадь портала, занавески, сукна, падуги и проч.? Мейерхольд упразднил и их. У него показывается вся закулисная часть сцены. Она хорошо выбелена и чиста. Это — само здание, продолжение зрительного зала. Он этого не скрывает и в этом большом зале (как бы соединенном со зрительным) показывает небольшие ширмы, мебель, которая ему нужна и проч. При этом выдумывает всякие трюки. То мебель подкатывает, то она является вместе со стеной (мебель прикреплена к стенке), то появляется из-под пола и т. д.» (Музей МХАТ, архив КС). Выражая глубокую благодарность Г. В. Кристи, познакомившему нас с этим документом, мы видим в нем прежде всего свидетельство живейшего интереса Станиславского к исканиям Мейерхольда. Мейерхольд оставался Мейерхольдом. Тем режиссером, о котором Шарль Дюллен прекрасно сказал: «Мейерхольд — это творец форм, поэт сцены. У него свой театральный язык, язык жестов и ритмов, который он изобретает для выражения своего замысла и который столько же говорит глазу, сколько текст слуху. Он создает свои средства выражения, исходя из внутреннего смысла произведения; он снимает кожуру с плода, отбрасывает все лишнее, идет прямо к сердцевине… Его творчество тесно связано с революцией. {488} Оно неизбежно должно было прийтись по душе народу, который жадно стремится строить после того, как разрушал»[mxcviii]. О взаимоотношениях театральных систем Станиславского и Мейерхольда интересно говорил Эйзенштейн. Он утверждал, что обе школы находятся «не в “метафизическом”, а в естественном этапном противопоставлении». И констатировал: «Весь секрет в том, что высокоодаренные представители обеих школ, систем, направлений не односторонни. Пропагандируя свою систему, базируясь на своем методе (особенно теоретически), они включают в свою конкретную практику сумму опыта другого направления»[mxcix]. Рассуждения Эйзенштейна подводят вплотную к мысли о том, что заманчивое прямое противопоставление Мейерхольда Станиславскому, соблазнявшее в свое время еще Вахтангова и поныне для многих увлекательное, по сути дела с неизбежностью огрубляет и схематизирует сложные процессы обновления и развития реализма русского и советского театра, приводит к внешней и обманчивой антиномии «новатора» Мейерхольда и «традиционалиста» Станиславского. Такие противопоставления опровергал сам Мейерхольд. «Нужно, — говорил он еще у себя в ГОСТИМе, — покончить с этим вздором, с этой ерундой, что Константин Сергеевич и я являемся антиподами. Это неверно»[mc]. Мейерхольд был убежден, что система Станиславского вобрала в себя и опыт мейерхольдовских исканий: «это не только то, что он сам продумал, но там есть многое из того, что сделали другие товарищи по искусству — Владимир Иванович Немирович-Данченко, и Вахтангов, и я, грешный»[mci]. Действительно, искусство Мейерхольда, столь близкое по стилю искусству Маяковского и Эйзенштейна, воспринимается в общей панораме развития театра XX века как прямое следствие великой революции, свершенной Станиславским. Талантливейший из учеников Станиславского прошел сложный и трудный путь самостоятельных театральных новаций. Первооткрыватель и экспериментатор, дерзкий творец небывалых ранее сценических форм, Мейерхольд соприкасался, однако, с очень широким кругом художественных явлений прошлого. При всей его удивительной переменчивости, при всей внезапности, с которой он переходил от спектакля к спектаклю, решительно отбрасывая только что найденное, им же утвержденное, и тотчас предлагая взамен нечто вовсе уж неожиданное и непредвиденное, Мейерхольд был по-своему последователен. Динамика его искусства обладала, во-первых, скрытой собственной внутренней логикой развития (связь которой с движением времени и с переменами общественного климата мы старались проследить) и, во-вторых, сохраняла постоянные контакты с культурным наследием, с традицией, с тем, что Станиславский называл «вечным» в театре. Эффектность новаторства Мейерхольда, его чуткость к «злобе дня» были в самом полном, старинном смысле слова «театральны». Он был человеком театра и многое на театре изменил. Через голову традиций конца XIX века, которые он полемически отвергал, Мейерхольд обращался к более древним традициям французского классицизма, японского театра «Кабуки», русского скоморошества и итальянской комедии масок. Это позволило Мейерхольду установить непосредственные связи с народной театральной стихией, с балаганом, площадным представлением и дать современному театру подлинный демократизм, вольный народный дух. Мейерхольда всегда увлекала игра на границе между сценой и зрительным залом, на просцениуме, на самом его краю. Актер Мейерхольда перешагивал рампу, проходил насквозь так называемую «четвертую стену», не желая признавать ее существования. Он стремился активизировать {489} публику, вовлечь ее в действие, вступить с ней в прямое общение. Условность театрального представления и игровая природа его подчеркивались во имя совместного с публикой творчества. Обретенная острота контактов со зрителями способствовала идейной насыщенности искусства Мейерхольда. Оно развивалось, как искусство, жаждущее широких философских и поэтических обобщений, способное выразить не только опыт отдельного человека, не только смысл его судьбы и драмы, но и опыт истории, эпохи, общества. Это искусство было склонно к метафоричности, прямо выраженной в мизансценах, к музыкальной полифонии режиссерских партитур, оно умело оперировать и элементарными средствами сценического плаката, лозунга, броскостью «социальной маски», и сложнейшими ассоциативными ходами, многозначительными символами, приемами остранения, виртуозной игрой актера с его собственным персонажем или с окружавшим его миром вещей. Искусство Мейерхольда обращалось одновременно и к эмоциям, и к интеллекту зрителя, побуждало его как бы заново исследовать и осваивать слишком хорошо знакомый и привычный мир. Оно судило человека по высшим законам красоты, атаковало мещанскую повседневность, стремилось вывести публику из состояния инертности. Театр Мейерхольда — знаменательное явление духовной культуры предреволюционной и послереволюционной поры, вобравшее в себя и выразившее собой многие существенные черты бурного и драматического периода истории. Время наложило свой отпечаток на это искусство и внушило его гуманизму новый, необычный характер. Искусство Мейерхольда было чуждо состраданию, избегало традиционной темы «маленького человека», отказывалось от душевной утепленности психологического реализма, от традиционно интимных форм общения со зрителем. Тем не менее и в зыбких символах, и в грубых «социальных масках», и в огромном богатстве метафорических образов этого искусства выражена была подлинная человечность. Искусство Мейерхольда обращалось к человеку с верой в его силу, в его способность возвыситься над бытом и повседневной обыденностью социальных связей, оно несло с собой идею могущества поэзии, волю к преображению действительности по законам разума и красоты. {509} Указатель имен [29] А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Абельсон И. О. (пс. Осипов И.) 118 – 120, 496 Абессаломов А. В. 25 Адашев А. И. 12 Азов В. (Ашкенази В. А.) 80, 81, 494 Аксенов И. А. 261, 264, 344, 501 Алексеев, см. Станиславский К. С. Алпатов М. В. 493 Алперс Б. В. 5, 192, 270, 288, 290, 292, 306, 308, 314, 325, 326, 331, 335, 338, 339, 356, 365, 370, 381, 384, 387, 407, 413, 426, 427, 428, 429, 499 – 507 Алчевский И. А. 196 Альмединген Б. А. 208, 215, 216, 499 Альтман Н. И. 226, 229 Альтшуллер А. Я. 223, 500 Амп Пьер 281 Анастасьев А. Н. 504 Андреев Л. Н. 66, 85, 95 – 101, 113, 115, 185, 441 Андреева М. Ф. 17, 21, 24, 25, 61, 317, 491 Анненков П. В. 377 Д’Аннунцио Габриеле 21, 43, 162, 164 Антуан Андре 14, 44, 65 Аполлонский Р. Б. 119, 145, 159, 174, 215 Арабажин К. И. 497 Арбатов Н. Н. 74 Арватов Б. И. 263, 501 Ардов В. Е. 315 Арнштам Л. О. 328, 330 Артем А. Р. 12, 24 Архангельский А. А. 202, 212 Арцыбашев М. П. 301 Асафьев Б. В. (пс. Игорь Глебов) 377 – 379, 384, 385, 473, 505 Асеев Н. Н. 321, 395, 435, 443, 484 Атлантов А. П. 468 Ауслендер С. А. 92, 94, 139, 494, 496 Афиногенов А. Н. 447, 460, 462, 508 Ахматова А. А. 114 Аш Шолом 71
Бабанова М. И. 255, 268 – 272, 285, 290, 292 – 298, 325, 330, 331, 342, 344, 345, 348, 364, 371, 375, 397 Бабель И. Э. 443 Бабенчиков М. В. 497 Багдасарьян Степан 394 Багрицкий Э. Г. 221 Базилевский В. П. 497 Байрон Джордж Ноэл 204 Бакст Л. С. 164 Бакунин М. А. 194 Балтрушайтис Ю. К. 450 Бальзак Оноре де 354, 451 Бальмонт К. Д. 34, 35, 76, 129, 153, 492 Бар Генрих 21, 74 Барабанов Н. С. 208, 209 Барро Жан Луи 34 Бархин М. Г. 443, 474, 482 Басилов Н. А. 506 Бах И. С. 384 Бахрушин Ю. А. 509 Бачелис И. И. 444, 446, 447, 507 Бачелис Т. И. 26, 66, 88, 170, 171, 492 – 494, 498 Бебель Август 459 Бебутов В. М. 238, 239, 242, 250, 256, 257, 500, 501 Бедный Демьян (Придворов Е. А.) 377, 505 Безыменский А. И. 419, 447 Беклин Арнольд 72 Белинский В. Г. 194 Белль Генрих 34 Бельский Б. В. 330 Белый Андрей (Бугаев Б. Н.) 70, 76 – 78, 84, 93, 377 – 379, 394, 494, 505 Беляев Ю. Д. 80, 86, 119, 135, 136, 138, 142, 156, 159 – 161, 494, 496, 497 Бенуа А. Н. 137, 138, 142, 149, 159, 160, 179, 190, 192, 195, 197, 198, 496, 497, 499 Бергман Ингмар 34 Бердслей Обри 164 Бердяев Н. А. 45, 70, 78, 493, 494 {510} Бернар Сара 458 Бескин Э. Э. (пс. К. Фамарин) 236, 241, 250, 279, 286, 301, 302, 311, 377, 381, 441, 476, 500 – 503, 505, 507, 508 Бетховен Людвиг ван 78, 384, 385 Бизе Жорж 127 Билибин И. Я. 120 Билль-Белоцерковский В. Н. 351 Блок А. А. 34, 70, 76, 81, 85, 87 – 90, 92 – 96, 98 – 100, 104, 106 – 108, 114, 143, 152, 153, 155, 156, 160, 165 – 168, 175 – 178, 181, 192, 217, 218, 226, 227, 425, 494, 495, 497, 498, 500 Блок Л. Д. 150, 153, 181 Блюм В. И. 254, 260, 287, 314, 331, 383 – 385, 391, 392, 397, 418, 501 – 503, 505, 507 Боборыкин П. Д. 24, 485 Бобрищев-Пушкин А. В. 498 Бобров С. П. 504 Богаевский Б. Л. 163 Боголюбов Н. И. 382, 384, 388, 422, 428, 430, 432, 445, 448, 478, 485 Бокшанская О. С. 317 Бондаренко Н. А. 6 Бондаренко Ф. П. 420 Бонди Ю. М. 150, 152, 155, 156, 171, 173, 175, 176 Бородин А. П. 474 Боттичелли Сандро 72, 82 Боцяновский В. Ф. 191, 499 Бояджиев Г. Н. 339, 504 Бравич К. В. 74, 99, 101, 103, 107 – 109, 119 Брагин С. В. 134 Брехт Бертольт 120, 228, 253, 307 Брие Эжен 71 Брик Л. 10, 417 Брик О. М. 242, 263, 321, 443 Брюсов В. Я. (пс. Аврелий) 34, 35, 45, 50, 64 – 66, 76, 78, 84, 106, 109, 110, 113, 493 Бубнов А. С. 443 Булгаков М. А. 273, 351, 412 Бусыгин А. Х. 484 Буткевич Н. А. 32, 492
Вагнер Рихард 124, 127 Валуа С. В. 215 Вальтер Бруно 282 Вальтер В. Г. 126 Ван-Гог Винцент 146, 155 Ван-Дейк Антонис 183 Варламов К. А. 100, 134 – 138, 159 Варпаховский Л. В. 6 Василевский Л. М. 135, 177, 496 Вахтангов Е. Б. 88, 178, 219, 237, 255 – 258, 338, 489 Вахтангов С. Е. 417, 428, 439, 443, 474, 482 Ведекинд Франц 104 Ведринская М. А. 127, 128, 223 Вейдт Конрад 282 Вейнберг П. И. 31 Велижев А. Б. 277, 278, 321 Вельтер Н. Л. 468, 471 Верди Джузеппе 127, 451 Вересаев В. В. 26, 492 Веригина В. П. 60 – 63, 84, 96, 109, 153 – 155, 175 – 178, 494, 495, 497, 498 Вертинский А. Н. 331 Вертышев К. Н. 134 Верфель Франц 321 Верхарн Эмиль 50, 237 – 243, 248 Вершинин А. П. 31 Вехтер Н. С. 10 Вивьен Л. С. 214, 223 Витвицкая Б. И. 215, 493, 497, 499, 500 Вишневский А. Л. 13, 17, 24, 491 Вишневский В. В. 422, 424, 430 – 436, 447, 459, 462, 508 Волевач Н. Г. 224 Волков Н. Д. 5, 107, 108, 111, 153, 178, 185, 491, 492, 495, 498 Волошин М. А. 82 Волькенштейн В. М. 357, 377, 447, 504 Вольф-Израэль Е. М. 211 Врангель П. Н. 244 Врубель М. А. 43 Вуич Г. И. 115
Гааль Франческа 462 Габрилович Е. И. 284, 485, 502, 504, 509 Газенклевер Вальтер 264, 321 Галаджев П. С. 271 Гамсун Кнут 50, 67, 69, 103, 116, 117 Ган А. М. 236, 263, 275, 276, 501, 502 Гарин Э. П. 255, 285, 338 – 340, 342, 355, 356, 360, 362, 366, 368, 369, 382, 385, 386, 388, 391, 432 Гартлебен Отто Эрих 71 Гасснер Джон 90, 264, 501 Гаузнер Г. 504 Гауптман Герхард 17, 21, 24, 25, 28, 34 – 36, 39, 50, 52, 63, 64, 66, 72, 140 Гвоздев А. А. 6, 230, 254, 261, 269 – 271, 279, 297, 315, 317, 318, 335, 342, 345, 357, 358, 369, 371, 377, 385, 428 – 430, 452, 453, 460, 501 – 505, 507, 508 Ге Г. Г. 119, 142, 215 Гейберг Гуннар 87, 99 Гейерманс Герман 31, 39 Герман Ю. П. 422, 443 – 447, 507 Гете Иоганн Вольфганг 422, 445, 448 Гец С. 507 Гиппиус З. Н. 180, 181, 489 Глаголин Б. С. 325 Глаголь С., см. Голоушев С. С. Гладков А. К. 6, 20, 24, 75, 354, 450, 466, 476, 483, 486, 491 – 495, 497, 503, 504, 507, 508 Глазунов А. К. 208, 212 Глизер Ю. С. 338 Глинка М. И. 369 Глиэр Р. М. 64 {511} Глюк Христоф Виллибальд 127, 147, 148, 384 Гнедич П. П. 115, 117 Гнесин М. Ф. 172 Гоген Поль 425 Гоголь Н. В. 36, 115, 143, 186, 332, 344, 350 – 352, 355, 356, 361, 363 – 369, 373, 375, 376, 379, 410, 414, 504 Голейзовский К. Я. 284, 285 Головин А. Я. 114, 115, 118 – 120, 131 – 140, 142, 147, 148, 159 – 164, 170, 172, 174, 179 – 181, 183, 184, 187 – 189, 194 – 200, 203, 205 – 209, 212, 213, 215, 223, 224, 496, 497, 499, 500 Головина О. Н. 468 Голубев А. А. 175 Голоушев С. С. (пс. Сергей Глаголь) 15, 491 Гольдони Карло 10, 138 Гончарова Н. П. 507 Горин-Горяинов Б. А. 114, 145, 159, 185, 208, 210, 216 Городецкий С. М. 282, 321, 345, 346, 502, 504 Городинский В. М. 406, 473, 506, 508 Горький А. М. 20, 21, 24 – 28, 30, 34, 35, 39, 44, 61, 62, 71 – 74, 443, 489, 492 Гофман Эрнст Теодор Амадей 140, 144, 166, 216, 441 Гофмансталь Гуго фон 39, 50, 87, 99, 116, 144, 162, 164 Гоцци Карло 171, 172 Грановский А. М. 397 Грек Феофан 427 Гретри Андре 471 Грибоедов А. С. 36, 381 – 392, 414 Григ Эдвард 71 Григорович Н. В. 6 Григорович О. П. 186 Григорьев А. А. 187, 302, 381 Григорьев Б. Д. 193 Грильпарцер Франц 78 Грипич А. Л. 300, 503 Громов П. П. 89, 494 Гроссман Л. П. 356, 377, 504 Гроссман-Рощина И. С. 435 Грохольский В. П. 468 Гуковский Г. А. 352, 504 Гунст Е. А. 57, 493 Гурвич А. С. 435, 438, 439, 507 Гуревич Л. Я. 87, 119, 120, 146, 179, 181, 183 – 185, 194, 494, 496 – 499 Гус М. С. 509 Гусман Б. Е. 407 Гюго Виктор 462
Давыдов В. Н. 100, 117, 135, 159, 214, 451, 455 Давыдов Ю. Н. 6 Далматов В. П. 145, 209, 214 Дальцев З. Г. 277 Данте Алигьери 148 Даргомыжский А. С. 127, 195 – 197, 467 Даревский З. Ю. 242 Дебюсси Клод 152, 324 Де-Линь 492 Дельер Я. (Плющевский-Плющик Я. А.) 31 Демченко М. С. 484 Денисов В. И. 86, 105, 106, 108 Державин К. Н. 139, 496, 499, 501 Джотто 82 Динамов С. С. 435 Дитрих Марлен 259 Дмитриев В. В. 240, 243, 354, 391 Дмитриев Ю. А. 6 Добужинский М. В. 114, 120, 138 Домашева М. П. 180, 181, 194 Доре Густав 148 Достоевский Ф. М. 122, 441 Дризен Н. В. 173, 175 Друзин В. П. 415, 506 Дузе Элеонора 210, 458 Дункан Айседора 161, 164 Дымов Осип (Перельман О. И.) 72 Дюллен Шарль 488, 509 Дюма Александр, сын 450, 458 – 466 Дягилев С. П. 73, 137, 142
Евреинов Н. Н. 82, 109, 173, 494 Евсеев К. И. 149 Егоров В. Е. 168, 169 Егорычев В. И. 403 Еремеев Н. 495 Ермилов В. В. 414, 416 – 418, 420, 435, 506 Ермолова М. Н. 10 Ершов И. В. 126 Есипович А. П. 127 Ефименко С. М. 345
Жаров М. И. 255, 277, 330 Железнов П. И. 447 Жирмунский В. М. (пс. Victor) 181, 182, 498
Загаров А. Л. 40, 142 – 146 Загорский М. Б. 244, 345, 377, 401, 406, 418, 500, 504, 506, 507 Загоскин М. Н. 368, 369 Зайчиков В. Ф. 249, 255, 268 – 271, 277, 292, 325, 338, 342, 359, 370, 382, 385, 416, 420, 485 Закушняк А. Я. 241 Залка Мате 435 Заславский Д. И. 398, 476, 506, 508 Захава Б. Е. 285, 309 Зингерман Б. И. 84 Зноско-Боровский Е. А. 128, 130, 140, 141, 174, 176, 495 – 498 Золя Эмиль 44 Зонов А. П. 494 Зощенко М. М. 178, 396 Зудерман Герман 31, 36, 39
Ибсен Генрих 25, 28, 31, 34 – 30, 39, 43, 50, 52, 62, 71, 72, 74, 79 – 81, 99, 115, 140 {512} Иванов Вяч. И. 50, 70, 76 – 78, 113, 126, 129, 152, 494 Иванов Евг. П. 81, 88, 93 Иванов-Козельский М. Т. 10 Иванова М. С. 6 Иванова-Шварсалон В. К. 129 Ивнев Рюрик (Ковалев М. А.) 226 Игорь Глебов, см. Асафьев Б. В. Ильинский И. В. 6, 250, 255, 263, 267 – 272, 285, 305, 310, 315 – 317, 330, 338, 342, 382, 384, 391, 397, 401, 402, 406, 417, 420, 431, 432, 453, 455, 456, 474 – 476, 501 – 504, 506, 507 Ильф И. А. 456 Ильяшенко (Ия) Л. С. 176, 177 Ионеско Эжен 178 Иорданский Н. И. (пс. Н. Негорев) 80, 112, 494, 495
Кайзер Георг 321 Кайранский А. А. 189, 499 Калашников Ю. С. 6, 103, 297, 495, 503 Калло Жак 150, 470 Кальдерон де ла Барка Педро 115, 129, 143, 152, 181 – 183, 218 Кальм Д. С. 440, 441, 507 Каменский В. В. 321 Карабанов Н. В. 309 Каратыгин В. Г. 502 Карне Марсель 34 Карпов Е. П. 233 Катаяма Сен 336 Качалов В. И. 14, 17, 21, 24 Келлерман Бернхард 281, 282 Кельберер А. В. 259, 357, 403, 477 Керженцев П. М. 241, 386, 500, 506 Кириллов М. Ф. 285, 403, 430 Кирсанов С. И. 443 Киршон В. М. 403, 435, 447, 507 Киселев В. П. 245, 354 Ключевский В. О. 381 Книппер-Чехова О. Л. 10 – 12, 14, 15, 17, 22, 24, 25, 28, 491, 492 Коваленская Н. Г. 127, 134, 135, 179, 182, 183, 194, 210, 214 Коваль-Самборский И. И. 311, 313 Ковальский Н. Н. 468, 470, 497 Козиков С. В. 309 Коклен Бенуа-Констан, старший 171 Коленда В. К. 97, 98 Комарденков В. П. 321 Комаровская Н. И. 145 Комиссаржевская В. Ф. 44, 71, 73 – 76, 79 – 84, 86, 87, 99 – 111, 114, 115, 117 – 119, 128, 166, 186, 450, 494 Комиссаржевский Ф. Ф. 74, 101, 107, 109, 113, 494, 495 Кон Ф. Я. 435, 484 Коренев М. М. 255, 352 Корнев Н. А. 117 Корнель Пьер 121 Коровин К. А. 58, 114, 138, 142, 143, 145, 148, 208 Корчагина-Александровская Е. П. 114, 216 Коршунов Ф. П. 429 Косоротов А. И. 39, 74 Костин В. И. 427 Костомолоцкий А. О. 403 Костров Тарас (Мартыновский А. С.) 407, 507 Кошеверов А. С. 12, 25, 27 – 29, 31, 34 Крамской И. Н. 13 Краснова Н. П. 129 Краснощеков Г. 506 Кристи Г. В. 488, 509 Кровский И. Ф. 12 Кроммелинк Фернан 260 – 262, 265, 266, 268, 270 – 272 Крупенский А. Д. 115 Крупская Н. К. 241, 242 Крути И. А. 431, 441, 507 Крэг Эдуард Гордон (Craig) 66, 120, 121, 125, 138, 169, 170 Кугель А. Р. (пс. Homo novus) 80, 82, 94, 100, 101, 105, 113, 128, 136 – 138, 145, 146, 160, 165, 174, 179, 185, 186, 189, 190, 191, 200, 202, 215, 216, 311, 317, 366, 370, 374, 377, 378, 494 – 499, 503, 505 Кузмин М. А. 94, 141, 149, 217, 497, 499 Кузнецов Е. М. 238, 241, 500 Кузнецов К. В. 278 Кузнецов С. Л. 402, 428, 455 Кузнецова-Бенуа М. Н. 147, 148 Кузьмин-Караваев К. К. 177 Кукрыниксы (Куприянов М. В., Крылов П. Н., Соколов Н. А.) 344, 398 – 401, 404 Кулиш Н. Г. 447 Кульбин Н. И. 150, 151 Куприна-Иорданская М. К. 99, 495 Курбе Гюстав 485 Кустодиев Б. М. 138
Лавинский А. М. 245 Лаврентьев А. Н. 208, 214, 215 Лазарев-Теплинский Ф. К. 29, 492 Лазаревский Б. А. 31, 492 Лазаренко В. Е. 249 Ланской В. А. 12 Левидов М. Ю. 271, 357, 377, 379, 451, 455, 502, 505, 508 Левинсон А. Я. 231, 232, 498, 500 Левитан И. И. 425 Лейстиков И. 459, 462 Лекок Шарль 462 Ленин В. И. 44 Ленский А. П. 36, 110, 115, 302, 450 Ленский В. Я. 492 Леонов Л. М. 396, 424, 447 Лермонтов М. Ю. 115, 143, 179, 186, 201, 204, 206, 208 – 212, 214, 218 Лесков Н. С. 351 Лешков П. И. 159, 183, 194 Либединский Ю. Н. 415, 506 Лилина М. П. 14, 46, 62 Линдер Макс 282 {513} Лисицкий Эль (Л. М.) 395 Лист Ференц 328, 330 Литовский О. С. 377, 407, 420, 429, 507 Лишин М. Е. 255, 277 Логинов А. В. 430 Логинова Е. В. 384, 386, 475 Лойтер Н. Б. 255 Локшина Х. А. 255 Лосев Н. К. 268 Лужский В. В. 24 Луначарский А. В. 83, 113, 165, 222, 223, 226, 229, 231, 232, 234, 235, 240, 242, 250, 252, 253, 272, 273, 301, 302, 317, 318, 332, 336, 338, 356, 362, 365, 370 – 372, 376 – 379, 390, 396 – 398, 435, 438, 494, 495, 500 – 506 Луначарская-Розенель Н. А. 399, 506 Лучинин П. П. 25 Любимов А. М. 96 Люце В. В. 255, 259
Макаров М. Я. 314 Малевич К. С. 229 – 231 Малков Н. П. 500 Малько Н. А. 197 Малютин Я. О. 133, 134, 203, 204, 215, 216, 496, 499 Мамонтов С. И. 49, 62 Мандельштам О. Э. 81, 95, 227, 494, 500 Мане Эдуард 155, 462 Маныкин-Невструев Н. А. 495 Марголин С. А. 240, 242, 250, 277, 500 – 502 Марджанов (Марджанишвили) К. А. 283 Мариво Пьер 63 Марков П. А. 6, 243, 268, 269, 279, 281, 311, 317 – 319, 324, 332, 333, 336, 338, 348, 351, 356, 377, 378, 420, 431, 432, 435, 500 – 505, 507 Мартине Марсель 277, 278, 280, 321 Мартинсон С. А. 333, 338, 341, 431, 432, 441 Маслацов В. А. 357, 382 Матвеев А. Т. 232 Махлис И. П. 260, 275, 283, 302, 379 Мацкин А. П. 258, 422, 424, 444, 446, 451, 453, 456, 501, 507, 508 Маяковский В. В. 226 – 232, 241 – 245, 247 – 251, 253, 257, 259, 272, 273, 282, 285, 287, 302, 317, 321, 337, 343, 358, 365, 366, 370, 377, 378, 395, 397 – 421, 443, 458, 483, 484, 489, 500, 502, 505 – 507 Мгебров А. А. 84, 150, 152 – 154, 156, 175, 176, 241, 242, 494, 497, 498 Медунецкий К. К. 260, 264 Мейербер Джакомо 127 Мельников П. И. 142 Мендельсон-Бартольди Феликс 36, 40 Мережковский Д. С. 34, 35, 160, 193, 194, 441, 492, 497 Мериме Проспер 443 Метерлинк Морис 21, 22, 34 – 39, 43, 45 – 47, 50 – 62, 66, 68, 71, 72, 76, 77, 82 – 87, 95, 104, 105, 107, 113, 115, 166 Миклашевский К. М. 281, 283, 502 Мирбо Октав 451 Мирский Д. 392, 506 Митрофанова И. В. 6 Мичурин Г. М. 392, 445 Михайлов А. 177 Михайловский Н. К. 25 Михоэлс С. М. 338 Мичурина-Самойлова В. А. 159 Мокульский С. С. 276, 279, 283, 402, 408, 502, 506 Мологин Н. К. 255, 365 Мольер Жан Батист 115, 121, 131 – 133, 136 – 139, 218, 410 Монахов И. И. 428 Моор Д. С. 415, 416 Мопассан Ги де 34 Мордмиллович Э. Э. 392 Морозов С. Т. 24 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|