Обновленная классика 14 страница
[7] Петю Трофимова играл сам Мейерхольд.
[8] См.: Б. Зингерман. Проблемы развития современной драны. Ибсен. Метерлинк. Пиранделло. — «Вопросы театра», М., ВТО, 1967, стр. 167 – 196.
[9] Символисты на театре, пишет Дж. Гасснер, добивались «создания иллюзии» (не уже иллюзии иного рода, чем которой добивались реалисты), а именно иллюзии ирреальности — выражения идеи, что мы живем якобы в таинственном «поэтическом» мире, а не в мире конкретных фактов. Их цель была — «с одинаковой легкостью заставлять нереальное казаться реальным, а реальное — нереальным» (Дж. Гасснер. Форма и идея в современном театре. М., 1959, стр. 125).
[10] Ф. К. Сологуб.
[11] Осипов — И. О. Абельсон, рецензент, сотрудник «Обозрения театров».
[12] «Вокруг “Живого трупа”, — сообщал журнал “Театр и искусство” (1911, № 40, стр. 742), — стоит облако шума и рекламы». Писали, что «в одной из московских театральных библиотек тайно издан на ремингтоне “Живой труп”, который широко продавался провинциальным антрепренерам. В первое время цена экземпляра доходила до 300 р. (!!). В последние дни он продавался уже по 50 р. Предстоит официальное расследование этой тайной продажи» (там же, № 39, стр. 718). И еще сообщали, что пьеса инсценирована для кинематографа (стр. 720), что она издана в Париже по-французски, и москвичи знакомятся с ней по французскому тексту (там же, № 40, стр. 708), и т. д. и т. п.
[13] «Другая пьеса», по-видимому, «Стойкий принц» Кальдерона, была поставлена только в 1915 году, а работа над «Маскарадом» затянулась до 1917 года.
[14] Впрочем, спустя полтора десятилетия, уже в эмиграции, Фокин опять утверждал: «Я поставил всю оперу» (М. Фокин. Против течения, Л.‑М., 1932, стр. 503).
[15] Вполне вероятно, что именно в этот день Мейерхольд подарил Блоку свою только что (в декабре же) вышедшую книгу «О театре». На стр. 149 Блок с понятным раздражением поэта отчеркнул фразу «Слова в театре лишь узоры на канве движений» и написал на полях: «Ах, Боже мой!» (А. Блок. Собр. соч., т. 8, стр. 613).
[16] Средой (фр.).
[17] Н. В. Петров писал по этому поводу: «Конечно, работа над “Маскарадом” не была ежедневной в течение пяти лет, а шла с перерывами. Иногда репетировали месяца два‑три, потом откладывали на месяц-два. Затем опять репетировали и опять откладывали. Бывало и так: репетировали полгода и полгода не прикасались к работе» (Николай Петров. 50 и 500. М., ВТО, 1960, стр. 128).
[18] В 1947 году, впрочем, «Маскарад» был еще несколько раз сыгран без Декораций и костюмов в концертном исполнении — в Большом зале Ленинградской филармонии.
[19] Станиславский оставил статью Бебутова и Мейерхольда без ответа. Некоторые театроведы пытались рассматривать как ответ Мейерхольду статью Станиславского «О ремесле», появившуюся в том же 1921 году в «Культуре театра». Статья, направленная против рутины и штампов, никакого отношения к статье Мейерхольда не имеет, писалась она, по-видимому, гораздо раньше, нежели была опубликована.
[20] В этой выставке участвовали пять художников (А. М. Родченко, Л. С. Попова, братья В. и Г. Стенберги, К. Медунецкий), каждый из них представил по пять вещей.
[21] Однако проблема социальной детерминированности человеческого поведения может рассматриваться в условном театре и может быть выражена его специфическими средствами — это убедительно доказано творчеством Брехта и спектаклями «Берлинского ансамбля».
[22] Гранатовый (фр.).
[23] Сб. «Гоголь и Мейерхольд». М., изд. «Никитинские субботники», 1927; Сб. «“Ревизор” в театре имени Вс. Мейерхольда». Л., Изд. «Academia», 1927; Д. Тальников. Новая ревизия «Ревизора». М., ГИЗ, 1927.
[24] Демьян Бедный. Мейерхольдовская старина из «Золотого руна». — «Известия», 27 января 1927 г.
[25] «Доход от продажи билетов составляет лишь 40 – 45 %. Вообще же посещаемость театра составляет 73 %. Эти цифры говорят о том, что даже бесплатного зрителя театр в нужном количестве не находит», — сообщал начальник Главискусства А. Свидерский («Современный театр», 1928, № 42, стр. 658).
[26] П. А. Марков был заведующим литературной частью МХАТ.
[27] Напр. в книге: В. И. Костин. К. С. Петров-Водкин. М., «Советский художник», 1966, — работа эта даже не упомянута.
[28] Об этих репетициях и замыслах Мейерхольда см.: Александр Гладков. Из воспоминаний о Мейерхольде. — «Москва театральная». М., 1960; А. В. Февральский. Мейерхольд и Шекспир. — «Вильям Шекспир. Материалы и исследования». М., Изд. АН СССР, 1964; сб. «Встречи с Мейерхольдом». М., ВТО, 1967.
[29] Указатель составлен Т. Е. Киселевой.
[30] Указатель составлен Т. Е. Киселевой.
[i] {490} Вл. И. Немирович-Данченко. Из прошлого. М., «Academia», 1936, стр. 126.
[ii] Цит. по книге: Николай Волков. Мейерхольд, т. 1. М. — Л., «Academia», 1929, стр. 47. В книге Н. Д. Волкова с почти исчерпывающей полнотой собраны фактические сведения о детстве и юности В. Э. Мейерхольда.
[iii] Там же, стр. 57. Оригиналы писем Мейерхольда к О. М. Мунт, которыми располагал Н. Д. Волков, ныне утрачены. В дальнейшем письма к О. М. Мунт цитируются по книге Волкова.
[iv] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1. М., 1954, стр. 186.
[v] Вл. И. Немирович-Данченко. Из прошлого, стр. 72.
[vi] О. Книппер-Чехова. Желанная встреча. — «Советское искусство», 5 февраля 1934 г.
[vii] О. Л. Книппер-Чехова. Из воспоминаний. — «Ежегодник МХАТ 1949 – 1950 гг.». М., 1952, стр. 283.
[viii] Вл. И. Немирович-Данченко. Из прошлого, стр. 115.
[ix] Николай Волков. Мейерхольд, т. 1, стр. 88, 89.
[x] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7. М., 1960, стр. 129.
[xi] Вл. И. Немирович-Данченко. Избранные письма, М., 1954, стр. 118.
[xii] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 137.
[xiii] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 133.
[xiv] ЦГАЛИ, фонд 998, ед. хр. 626, л. 96 (об.).
[xv] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 669.
[xvi] Там же, стр. 142.
[xvii] Вс. Мейерхольд. Театр. (К истории и технике). — «Театр. Книга о новом театре». Сборник статей. СПб., Изд. «Шиповник», 1908, стр. 149.
[xviii] Вс. Мейерхольд. Чехов и натурализм на сцене. — «В мире искусств», 1907, № 11 – 12, стр. 24.
[xix] Вл. И. Немирович-Данченко. Избранные письма, стр. 141, 147.
[xx] Цит. по статье: Э. А. Полоцкая. Чехов и Мейерхольд. — «Литературное наследство», т. 68, стр. 420.
[xxi] С. Глаголь. « Чайка» в 4‑х действиях Антона Чехова. — «Курьер», 19 декабря 1898 г.
[xxii] А. Урусов. Второе представление «Чайки». — «Курьер», 3 января 1899 г.
[xxiii] Н. Е. Эфрос. Московский Художественный театр 1898 – 1923. М. — Пг., 1924, стр. 224.
[xxiv] Н. Е. Эфрос. Чехов и Художественный театр. — «Солнце России», 1914, № 7, стр. 10.
[xxv] ЦГАЛИ, фонд 998, ед. хр. 626, л. 55 – 56.
[xxvi] Там же, листы 57 – 59.
[xxvii] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 201.
[xxviii] Там же, стр. 204.
[xxix] Александр Гладков. Мейерхольд говорит. — «Нева», 1966, № 2, стр. 205.
[xxx] Вл. И. Немирович-Данченко. Избранные письма, стр. 207.
[xxxi] Письмо А. Л. Вишневского А. П. Чехову, 12 января 1901 г. ГБЛ, Отдел рукописей.
[xxxii] М. Ф. Андреева. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Воспоминания о М. Ф. Андреевой. М., «Искусство», 1961, стр. 333, 334.
[xxxiii] Письма Мейерхольда к Чехову. — «Литературное наследство», т. 68, стр. 227.
[xxxiv] Там же, стр. 436.
[xxxv] Н. Р‑ский (Н. Россовский). «Петербургский листок», 21 февраля 1901 г.
[xxxvi] Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер, т. I. М., 1934, стр. 111.
[xxxvii] Музей МХАТ, архив Н.‑Д., № 1587.
[xxxviii] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 625, л. 2, 3.
[xxxix] Письма Мейерхольда к Чехову. — «Литературное наследство», т. 68, стр. 438.
[xl] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 625, л. 9 об.
[xli] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 625, л. 21.
[xlii] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 625, л. 43.
[xliii] Письма Мейерхольда к Чехову. — «Литературное наследство», т. 68, стр. 439, 440.
[xliv] {491} Александр Гладков. Мейерхольд говорит. — «Новый мир», 1961, № 8, стр. 224.
[xlv] Александр Гладков. Воспоминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде. — «Тарусские страницы». Калуга, 1961, стр. 302.
[xlvi] Письма Мейерхольда к Чехову. — «Литературное наследство», т. 68, стр. 442, 443.
[xlvii] ЦГАЛИ, фонд 998, ед. хр. 625, л. 38, 39.
[xlviii] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 250, 251.
[xlix] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 625, л. 31, 32.
[l] Вл. И. Немирович-Данченко. Избранные письма, стр. 225.
[li] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 217.
[lii] В. Э. Мейерхольд. Двухтомник, т. I, стр. 73.
[liii] Переписка А. П. Чехова с О. Л. Книппер, т. II. М., 1936, стр. 173.
[liv] Письма Мейерхольда к Чехову. — «Литературное наследство», т. 68. стр. 444.
[lv] Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер, т. II, стр. 318.
[lvi] Там же, стр. 322.
[lvii] «Курьер», 22 февраля 1902 г.
[lviii] Там же, 24 февраля 1902 г.
[lix] Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер, т. II, стр. 105, 118.
[lx] Там же, стр. 128.
[lxi] Музей МХАТ, архив Н.‑Д., № 1595.
[lxii] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 228.
[lxiii] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 249 – 250.
[lxiv] Татьяна Бачелис. Режиссер Станиславский. — «Новый мир», 1963, № 1, стр. 203.
[lxv] В. Вересаев. Воспоминания. Гослитиздат, 1946, стр. 247.
[lxvi] М. Горький. Собр. соч. в 30 томах, том 28, стр. 113.
[lxvii] Александр Гладков. Воспоминания, заметки, записи о Вс. Э. Мейерхольде. — «Тарусские страницы», 1961, стр. 302.
[lxviii] Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер, т. II, стр. 371.
[lxix] Ф. К. Лазарев-Теплинский. Заметки провинциального режиссера. — сб. «На провинциальной сцене». Л. — М., «Искусство», 1937, стр. 198, 199.
[lxx] И. Н. Певцов. Беседа об актере. — В сб. «Илларион Николаевич Певцов. 1879 – 1934». Л., 1935, стр. 35.
[lxxi] Александр Гладков. Воспоминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде. — «Тарусские страницы», стр. 302.
[lxxii] И. Н. Певцов. Беседа об актере, стр. 36, 38.
[lxxiii] «Театр и искусство». СПб., 1902, № 41, стр. 750.
[lxxiv] «Юг». Херсон, 28 сентября 1902 г.
[lxxv] Письма Б. А. Лазаревского Чехову от 13 и 17 апреля 1903 г. ГБЛ, отдел рукописей.
[lxxvi] И. Н. Певцов. Беседа об актере, стр. 39.
[lxxvii] «Театр и искусство». СПб., 1903, № 6, стр. 158.
[lxxviii] «Акробаты». Комедия из закулисной жизни цирка в 3‑х действиях Франца фон Шентана. Перевод с немецкого языка Н. А. Буткевич и Вс. Э. Мейерхольда. Издание театральной библиотеки М. Соколовой. М., 1903.
[lxxix] Там же, стр. 73, 74.
[lxxx] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 179, л. 1 – 2.
[lxxxi] В. Ленский. По поводу. — «Юг», 17 февраля 1903 г.
[lxxxii] Д. Мережковский. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб., 1893, стр. 42 – 43.
[lxxxiii] К. Бальмонт. Горные вершины. Кн. 1. М., 1904, стр. 75, 96.
[lxxxiv] А. Ремизов. Театр-студия. — «Наша жизнь», 22 сентября 1905 г.
[lxxxv] «Юг», 17 сентября 1904 г.
[lxxxvi] Письма Мейерхольда к Чехову. — «Литературное наследство», т. 68, стр. 446.
[lxxxvii] «Театр и искусство», 1904, № 8, стр. 178.
[lxxxviii] Там же.
[lxxxix] Де-Линь. Силуэты. — «Юг», 1903, 14 ноября.
[xc] «Театр и искусство». СПб., 1904, № 46, стр. 860.
[xci] Алексей Ремизов. Товарищество Новой драмы. Письмо из Херсона. — «Весы», 1904, № 4, стр. 36, 37.
[xcii] Письма Мейерхольда к Чехову. — «Литературное наследство», т. 68, стр. 446.
[xciii] Алексей Ремизов. Указ. соч., стр. 38, 39.
[xciv] «Театр и искусство», 1904, № 8, стр. 178.
[xcv] «Театр и искусство», 1903, № 49, стр. 945.
[xcvi] «Театр и искусство», 1904, № 8, стр. 178.
[xcvii] И. Н. Певцов. Беседа об актере, стр. 35.
[xcviii] Письма Мейерхольда к Чехову. — «Литературное наследство», т. 68, стр. 448.
[xcix] «Театр и искусство», 1904, № 8, стр. 178.
[c] Такое объяснение дает Э. Полоцкая в статье «Чехов и Мейерхольд» («Литературное наследство», т. 68, стр. 433).
[ci] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 625, л. 5 – 6.
[cii] Цит. по книге: Николай Волков. Мейерхольд, т. I, стр. 185.
[ciii] «Театр и искусство». СПб., 1904, № 41, стр. 734.
[civ] «Театральная Россия», 1904, № 1 (пробный), стр. 30.
[cv] «Тифлисский листок», 11 декабря 1904 г.
[cvi] «Театр и искусство». 1904, № 51, стр. 923.
[cvii] «Кавказ» (Тифлис), 1904, 13 октября.
[cviii] «Тифлисский листок», 1905, 8 февраля.
[cix] «Театр и искусство», 1904, № 42, стр. 720.
[cx] {492} «Студия». М., 1911, № 1, стр. 21.
[cxi] «Театр и искусство», 1904, № 44, стр. 788.
[cxii] «Студия». М., 1911, № 1, стр. 21.
[cxiii] Александр Гладков. Воспоминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде. — «Тарусские страницы», 1961, стр. 297.
[cxiv] «Театр и искусство», 1904, № 49, стр. 879.
[cxv] «Театральная Россия», 1905, № 11, стр. 180.
[cxvi] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 278, 280.
[cxvii] Музей МХАТ, архив Н.‑Д., № 1614.
[cxviii] Там же, № 1613.
[cxix] Там же, № 1595.
[cxx] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 261, 262.
[cxxi] Музей МХАТ. Архив Н.‑Д., № 1595.
[cxxii] Музей МХАТ. Архив Н.‑Д., № 1614.
[cxxiii] Н. Бердяев. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900 – 1906 гг.). СПб., 1907, стр. 3.
[cxxiv] Вл. Орлов. На рубеже двух эпох, — «Вопросы литературы», 1966, № 10, стр. 119.
[cxxv] В. Брюсов. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии. — «Печать и революция», 1922, кн. 7, стр. 40.
[cxxvi] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 300.
[cxxvii] Там же, стр. 304.
[cxxviii] Музей МХАТ, Архив Н.‑Д., № 1605.
[cxxix] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 308.
[cxxx] Музей МХАТ, архив Н.‑Д., № 1614.
[cxxxi] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 281.
[cxxxii] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 5, стр. 207.
[cxxxiii] Музей МХАТ. Архив Студии.
[cxxxiv] Музей МХАТ, архив Н.‑Д., №№ 1614, 1615.
[cxxxv] Музей МХАТ, архив КС, № 5182.
[cxxxvi] К. С. Станиславский. Собр. соч. т. 1, стр. 281.
[cxxxvii] К. С. Станиславский. Статьи, беседы, речи, письма. М., 1953, стр. 175.
[cxxxviii] См.: К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 475.
[cxxxix] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 283, 284.
[cxl] См. Анна Сац. Музыкальная сущность Ильи Саца. — В сб. «Илья Сац». М. — Л., ГИЗ, 1923, стр. 18, 19.
[cxli] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 187, л. 40.
[cxlii] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 187, л. 42.
[cxliii] Вс. Мейерхольд. Театр. (К истории и технике), стр. 135.
[cxliv] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 186, л. 130.
[cxlv] Музей МХАТ. Архив Студии.
[cxlvi] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 188, л. 39.
[cxlvii] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 186, л. 170 – 172.
[cxlviii] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 188, л. 20.
[cxlix] Вс. Мейерхольд. Театр. (К истории в технике), стр. 129.
[cl] Александр Гладков. Мейерхольд говорит. — «Новый мир», 1961, № 8, стр. 228.
[cli] Н. П. Ульянов. Мои встречи. М., 1952, стр. 133.
[clii] Вс. Мейерхольд. Театр. (К истории и технике), стр. 137.
[cliii] М. В. Алпатов, Е. А. Гунст. Николай Николаевич Сапунов. М., 1965, стр. 20.
[cliv] Вс. Мейерхольд. Театр. (К истории в технике), стр. 129, 130.
[clv] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 186, л. 8.
[clvi] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 186, л. 16 – 19, 22, 26, 50, 54.
[clvii] Сб. «О Станиславском». М., ВТО, 1948, стр. 358.
[clviii] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 285.
[clix] Сб. «О Станиславском», стр. 359.
[clx] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 325.
[clxi] Там же, стр. 324, 325.
[clxii] Сб. «О Станиславском», стр. 360.
[clxiii] Сб. «О Станиславском», стр. 345.
[clxiv] Н. П. Ульянов. Мои встречи, стр. 135, 136.
[clxv] Вс. Мейерхольд. Театр. (К истории и технике), стр. 168.
[clxvi] Там же, стр. 157.
[clxvii] Там же, стр. 131.
[clxviii] Сб. «О Станиславском», стр. 359, 360.
[clxix] Н. П. Ульянов. Мои встречи, стр. 136.
[clxx] Аврелий (В. Брюсов). Искания новой сцены. — «Весы», 1906, № 1, стр. 72 – 74.
[clxxi] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 285.
[clxxii] Т. И. Бачелис. Станиславский и Мейерхольд. Рукопись, стр. 18 – 20.
[clxxiii] Вс. Мейерхольд. Театр. (К истории и технике), стр. 138.
[clxxiv] Александр Гладков. Мейерхольд говорит. — «Новый мир», 1961, № 8, стр. 227.
[clxxv] Божена Витвицкая. Революция, искусство, война. — «Театр и искусство», Пг., 1917, № 18, стр. 296, 297.
[clxxvi] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 626, л. 254 – 255.
[clxxvii] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 5, стр. 412, 638.
[clxxviii] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1, стр. 285, 286.
[clxxix] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 5, стр. 385, 412.
[clxxx] В. Мейерхольд. Сулержицкий. — «Биржевые ведомости», 20 декабря 1916 г., утренний выпуск.
[clxxxi] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 626, л. 256.
[clxxxii] {493} Александр Гладков. Мейерхольд говорит. — «Новый мир», 1961. № 8, стр. 226.
[clxxxiii] Георгий Чулков. Годы странствий. М., изд. «Федерация», 1930. стр. 214 – 216.
[clxxxiv] В. Подгорный. Творческий путь. — Сб. «Творчество в театре». Харьков, 1937, стр. 26.
[clxxxv] Вс. Мейерхольд. О театре. СПб., (1913), стр. 192.
[clxxxvi] Там же.
[clxxxvii] Там же.
[clxxxviii] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 626, л. 286.
[clxxxix] Из беседы с В. Ф. Комиссаржевской. — «Новости сезона», 2 сентября 1908 г., стр. 8.
[cxc] Там же.
[cxci] Н. Туркин. Комиссаржевская в жизни и на сцене. М., 1910, стр. 137.
[cxcii] А. Гладков. Мейерхольд говорит. — «Новый мир», 1961, № 8, стр. 220, 232.
[cxciii] «Тарусские страницы», стр. 304, 305.
[cxciv] Андрей Белый. Символизм. Книга статей. М., 1910, стр. 223.
[cxcv] Там же, стр. 172.
[cxcvi] Вячеслав Иванов. Борозды я межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916, стр. 264, 265.
[cxcvii] Там же, стр. 285.
[cxcviii] «Весы», 1904, кн. 1, стр. 6, 7.
[cxcix] Николай Бердяев. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900 – 1906 гг.). СПб., 1907, стр. 31, 32.
[cc] Ф. Ф. Комиссаржевский. Сапунов-декоратор. — «Аполлон». 1914, № 4, стр. 16.
[cci] Ю. Беляев. О Комиссаржевской. — «Новое время», 29 ноября 1906 г.
[ccii] А. Кугель. Профили театра. М., «Теакинопечать», 1929, стр. 84, 85.
[cciii] В. Азов. Открытие театра. — «Речь». СПб., 1906, № 215.
[cciv] Н. Иорданский. Индивидуализм на сцене. — «Современный мир». 1909, № 1, отдел II, стр. 61.
[ccv] О Комиссаржевской. Забытое и новое. М., ВТО, 1965, стр. 79.
[ccvi] Александр Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 97.
[ccvii] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 626, л. 300.
[ccviii] Вс. Мейерхольд. О театре. СПб. (1913), стр. 189.
[ccix] Д. Тальников. Комиссаржевская. М. — Л., 1939, стр. 312.
[ccx] Н. Евреинов. Художники в театре В. Ф. Комиссаржевской. — «Алконост», 1911, кн. I, стр. 129, 130.
[ccxi] А. Луначарский. Еще об искусстве и революции. — «Образование», 1906, № 12, отдел II, стр. 187.
[ccxii] Цит. по статье: Вл. Орлов. На рубеже двух эпох. — «Вопросы литературы». М., 1966, № 10, стр. 120.
[ccxiii] В. Веригина. Театр на Офицерской улице. Сб. — «Комиссаржевская». Л. — М., 1964, стр. 268, 269.
[ccxiv] А. А. Мгебров. Жизнь в театре, т. I. М. — Л., 1929, стр. 373.
[ccxv] Вс. Мейерхольд. О театре, стр. 196.
[ccxvi] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 196, л. 1 – 3.
[ccxvii] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 196, л. 6.
[ccxviii] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 196, л. 5 (об).
[ccxix] Вс. Мейерхольд. О театре, стр. 196.
[ccxx] А. Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 98.
[ccxxi] В. Веригина. Театр на Офицерской улице. — Сб. «Комиссаржевская», стр. 270.
[ccxxii] Вс. Мейерхольд. О театре, стр. 194, 195.
[ccxxiii] Любовь Гуревич. На путях обновления театра. — «Алконост», 1911, кн. I, стр. 186.
[ccxxiv] Александр Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 327.
[ccxxv] Вс. Мейерхольд. О театре, стр. 197.
[ccxxvi] Т. И. Бачелис. Режиссерские искания Мейерхольда. Рукопись, стр. 31.
[ccxxvii] Вс. Мейерхольд. О театре, стр. IV.
[ccxxviii] Александр Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 13.
[ccxxix] Там же, стр. 301.
[ccxxx] Письма Ал. Блока к Е. П. Иванову. М. — Л., 1936, стр. 125.
[ccxxxi] П. Громов. Герой и время. Л., стр. 1961, стр. 444 – 469.
[ccxxxii] Александр Блок. Собр. соч., т. 7, стр. 169, 170.
[ccxxxiii] Вс. Мейерхольд. О театре, стр. 198.
[ccxxxiv] Там же, стр. 172.
[ccxxxv] Там же, стр. 198.
[ccxxxvi] Сергей Ауслендер. Мои портреты. Мейерхольд. — «Театр и музыка», 1923, № 1 – 2, стр. 427.
[ccxxxvii] «Перевал», 1907, № 4, стр. 59.
[ccxxxviii] «Весы», 1907, № 6, стр. 67.
[ccxxxix] «Литературное наследство», № 27 – 28, 1937, стр. 391.
[ccxl] «Весы», 1908, № 5, стр. 65.
[ccxli] А. Зонов. Летопись театра на Офицерской. — «Алконост», 1911, кн. 1, стр. 66, 67.
[ccxlii] Блоковский сборник, Тарту, 1966, стр. 415.
[ccxliii] Георгий Чулков. Годы странствий. М., «Федерация», 1930, стр. 221.
[ccxliv] Сергей Ауслендер. Указ. соч., стр. 427, 428.
[ccxlv] О Комиссаржевской. Забытое и новое, стр. 87.
[ccxlvi] А. Кугель. Театральные заметки, — «Театр и искусство», 1907, № 1, стр. 18.
[ccxlvii] Блоковский сборник, стр. 430.
[ccxlviii] ЦГТМ, № 281709/1405.
[ccxlix] Вс. Мейерхольд. О театре, стр. 145.
[ccl] О. Мандельштам. Революционер в театре. — «Театр и музыка», 1923, № 1 – 2, стр. 425.
[ccli] Александр Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 189 – 191.
[cclii] В. П. Веригина. Воспоминания об Александре Блоке. — «Ученые записки Тартуского Гос. Университета» вып. 104. Тарту, 1961. стр. 335.
[ccliii] {494} Музей МХАТ. Архив Н.‑Д., № 11303.
[ccliv] К. Чуковский. Петербургские театры. — «Золотое руно», 1907, № 3, стр. 75.
[cclv] Вс. Мейерхольд. О театре, стр. 199.
[cclvi] Там же, стр. 199.
[cclvii] Там же, стр. 178.
[cclviii] Александр Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 190; т. 6, стр. 132.
[cclix] М. К. Куприна-Иорданская. Годы молодости. М., 1966, стр. 285.
[cclx] Н. Негорев. Маска долой! — «Театр и искусство», 1907, № 2, стр. 35, 36.
[cclxi] N. N. Драматический театр. — «Театр и искусство», 1907, № 7, стр. 115.
[cclxii] Сб. «Комиссаржевская». Л. — М., 1964, стр. 164, 165.
[cclxiii] «Новости сезона», 2 сентября 1908 г., стр. 7.
[cclxiv] А. Кугель. Театральные заметки. — «Театр и искусство», 1907, № 7, стр. 124.
[cclxv] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 420.
[cclxvi] А. Кугель. Театральные заметки. — «Театр и искусство», 1907, № 9, стр. 160.
[cclxvii] Сб. «Комиссаржевская», стр. 168.
[cclxviii] Д. Тальников. Комиссаржевская. М. — Л., 1939, стр. 335.
[cclxix] Сб. «Комиссаржевская», стр. 163, 165.
[cclxx] Н. Маныкин-Невструев. «Беатриса» (по поводу гастролей Комиссаржевской). — «Русский артист», 1907, № 1, стр. 10.
[cclxxi] Н. Эфрос. Московские впечатления. — «Театр и искусство», 1907, № 39, стр. 634.
[cclxxii] К. Смурский. Новые формы. Беседа с К. С. Станиславским. — «Столичное утро», 6 октября 1907 г.
[cclxxiii] Ю. Калашников. Традиции реализма на сцене. Условный театр в оценке К. С. Станиславского. М., ВТО, 1964, стр. 65.
[cclxxiv] «Театр», 9 сентября 1907 г., № 38, стр. 9, 10.
[cclxxv] Александр Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 194, 195.
[cclxxvi] «Театр», 20 сентября 1907 г., № 47, стр. 10.
[cclxxvii] «Театр», 19 сентября 1907 г., № 46, стр. 8.
[cclxxviii] Н. Тамарин. Драматический театр. — «Театр и искусство», 1907, № 38, стр. 613.
[cclxxix] К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 7, стр. 355.
[cclxxx] Вл. И. Немирович-Данченко. Избранные письма, стр. 273.
[cclxxxi] А. Ростиславов. Не то. — «Театр и искусство», 1907, № 43, стр. 701.
[cclxxxii] О чем говорят и пишут. — «Театр», 14 – 15 октября 1907 г. № 71 – 72, стр. 22, 23.
[cclxxxiii] Там же.
[cclxxxiv] Н. Тамарин. Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской. — «Театр и искусство», 1907, № 41, стр. 661. 662.
[cclxxxv] «Голос Москвы», 13 октября 1907 г.
[cclxxxvi] Александр Блок. Собр. соч., т. 5, стр. 200 – 202.
[cclxxxvii] Там же, т. 8, стр. 216.
[cclxxxviii] Н. Волков. Мейерхольд, т. I, стр. 353, 354.
[cclxxxix] Д. Тальников. Комиссаржевская, стр. 336.
[ccxc] Н. Тамарин. Драматический театр. — «Театр и искусство», 1907, № 45, стр. 735.
[ccxci] Вс. Мейерхольд. О театре, стр. 200.
[ccxcii] Сб. «Комиссаржевская», стр. 167.
[ccxciii] Там же, стр. 168.
[ccxciv] В. Веригина. О Вере Федоровне Комиссаржевской. Рукопись. Архив ВТО, стр. 30, 31.
[ccxcv] ЦГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 626, л. 322.
[ccxcvi] В. Веригина. Указ. соч., стр. 31.
[ccxcvii] Ник. Еремеев. Петербургские письма. — «Русский артист», 1907, № 7, стр. 103.
[ccxcviii] Финал «Мейерхольдовщины». — «Обозрение театров», 11 – 12 ноября 1907 г., стр. 17.
[ccxcix] Зигфрид (Э. Старк). На что он был нужен? — «Обозрение театров», 15 ноября 1907 г., стр. 14.
[ccc] С. Я. А. П. Ленский о Малом театре. — «Театр», 1907, № 126.
[ccci] Цит. по книге: Н. Волков. Мейерхольд, т. I, стр. 350.
[cccii] Там же, стр. 354.
[ccciii] Театрал. У В. Э. Мейерхольда. — «Петербургская газета», 1 октября 1908 г.
[ccciv] Н. Волков. Мейерхольд, т. I, стр. 354.
[cccv] Н. Туркин. Комиссаржевская в жизни, и на сцене, стр. 140.
[cccvi] Из беседы с В. Ф. Комиссаржевской — «Новость сезона», 2 октября 1908 г., стр. 8.
[cccvii] Н. Иорданский. Индивидуализм на сцене. — «Современный мир», 1909, № 1, отдел II, стр. 63, 64.
[cccviii] Е. Зноско-Боровский. Русский театр начала XX века. Прага, изд. «Пламя», 1924, стр. 228.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|