Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации к самостоятельной работе




Учебная программа по дисциплине «Общая психология» предусматривает самостоятельную работу студентов, которая имеет целью формирование познавательной активности студентов, будущих психологов и обеспечивает их знаниями, полученными в результате дополнительного изучения литературных источников, материалов Интернета, овладение основными умениями и навыками работы с учебными материалами, углубление и расширение уже полученных знаний, повышение уровня организованности и т.д.

В процессе самостоятельной работы студенты должны овладеть умениями и навыками:

организации самостоятельной учебной деятельности;

самостоятельной работы в библиотеке с каталогами;

работы с учебной, учебно-методической, научной, научно-популярной литературой;

конспектирования литературных источников;

проработки статистической информации.

Каждый студент должен уметь рационально организовывать свою учебную деятельность. Важным является умение составить план работы, четко определить ее последовательность. Нужно чтобы план самостоятельного обучения был реальным и его выполнение давало плодотворные результаты в учебном процессе.

Для успешной самостоятельной работы значительную часть времени студент выделяет для работы в библиотеке. Надо понимать суть составления алфавитного и тематического каталогов, уметь быстро находить в них нужную литературу, знать особенности библиографического шифрования. Для плодотворной работы с литературными источниками студенту полезно составить свою собственную библиографию, заполняя библиографические карточки на нужные для него книги, брошюры или статьи. Для работы в ведущих библиотеках Украины студенту надо знать их структуру, специализацию отдельных подразделений, уметь пользоваться различными каталогами, правильно заполнять бланки требования на литературу и т.п.

Отобранная для самостоятельной работы литература может быть разной как по объему научных данных, так и по характеру изложения. Следует подобрать необходимый для проработки материал (главы, разделы, подразделы т.п.), а также рассортировать его по важности (для детального изучения, для ознакомительного чтения). Процесс чтения должен происходить медленно, вдумчиво, к неясным вопросам следует обязательно возвращаться, наводить справки, чтобы понять суть мысли автора. Знание неизвестных терминов следует сразу же выяснять по толковым словарям, энциклопедиям или специализированным справочникам. В процессе работы с литературой полезно делать выписки важнейших мыслей, формулировок, отдельных высказываний на отдельных листах бумаги с указанием автора, источника, страниц и абзацев. Для лучшего усвоения материала, развития творческого мышления основное содержание прочитанного целесообразно формулировать в виде тезисов.

Конспект является кратким изложением основной сути обработанного литературного материала. Он должен быть кратким, содержательным и записанным своими словами и формулировками. Классические определения, оригинальные мысли, высказывания следует записывать в конспект полностью, со ссылкой на автора, источник и страницу. В процессе конспектирования важно придерживаться логической связи между отдельными составляющими текста. В тексте конспекта полезно подчеркивать важнейшие теоретические положения, определения, выводы и делать пометки на полях. Систематическое конспектирование обработанного материала дисциплинирует ум, отрабатывает умение формулировать свои мысли в короткой содержательной форме, способствует лучшему усвоению учебного материала.

Для целостного представления об учебной дисциплине «Общая психология» студенту следует пользоваться дополнительной литературой, энциклопедиями, энциклопедическими словарями, отраслевыми справочниками и т.д. Самостоятельная работа студентов также предполагает ответы на тестовые задания, вопросы для самоконтроля, решение проблемных задач, выполнение творческих заданий.

Будущий специалист должен достаточно умело пользоваться персональным компьютером. Работа с материалами Интернет дает возможность получать новейшую информацию из различных сфер жизни нашего государства. С этой целью можно пользоваться такими сайтами: http://рsуlіb.кіеv.uа/;

http://www.psyserver.narod.ru/biblion.htm;

www.psychology.ru;

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3184789; http://promishlenie.ru/2012/04/petuxov-v-v-konspekt-video-lekcii-1/.

Видеолекции Петухова В.В. по общей психологии:

http://video.yandex.ua/users/bodya-2/view/55/#;

http://video.yandex.ua/users/alexandrerubit/collection/27/; http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1269670; http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=14614996#14614996.

Видеолекции Асмолова А.Г. по психологии личности:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3184789;

http:// asmolovpsy.ru/ru/video/134;

http://psikhoterapiya-i-psikhologiya.video-torrent.org/razmishleniya-o-psikhologii-lichnosti-asmolov-a-g-15224.html.

 


ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Составьте кроссворд по темам «Психология личности», «Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности» (не менее 20-25 понятий).

2. Используя работы Дж. Даррелла или Дж. Ван Лавик-Гудолл, опишите групповые формы поведения животных и процесс их коммуникации.

- Даррелл Дж. Перегруженный ковчег / Дж. Даррелл [Пер. с англ.]. – М.: «Мысль». – 1997. – 240С.

- Лавик-Гудолл Дж. Ван В тени человека / Дж. Ван Лавик-Гудолл. – М.: «Мир». – 1974. – 350С.

3. Составьте кроссворд по темам «Психологическая теория деятельности», «Происхождение и развитие психики в филогенезе», «Общественно-историческая природа психики и ее формирование в онтогенезе».

4. Отберите для наблюдения трех одногруппников (подвижного, медлительного и уравновешенного). Постарайтесь установить: как быстро они включаются в занятия после перерыва? Каковы темп их речи, быстрота возникновения эмоциональной реакции и ее внешнее проявление? В каком темпе они работают, доводят ли начатое дело до конца?

Сделайте вывод о преобладании того или иного темперамента.

Каковы особенности работы с холериками, меланхоликами? Как бы вы учитывали типы темпераментов учащихся в своей педагогической деятельности?

5. Проанализируйте какой-либо отрывок из литературного произведения, в котором раскрываются черты характера (можно использовать отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).

После прочтения отрывка проанализируйте, о каких чертах характера свидетельствуют поступки героев. С какими качествами личности и психическими процессами связаны обнаружившееся черты?

6. Попробуйте самостоятельно нарисовать рисунки с «двойственными» изображениями.

7. Решите кроссворд. Разгадывая его задания, необходимо вписывать ответы по вертикально расположенным колонкам, и, в выделенной горизонтальной строке вы прочтете известную пословицу.

Кроссворд «Бихевиоризм»

                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         

1. Один из сильных оппонентов Уотсона – Вильям …, английский психолог, знаменитый своей инстинктивной теорией поведения. 2. Основатель бихевиористской школы. 3. Кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является …». 4. Направление, критика которого способствовала возникновению бихевиоризма. 5. Имя 11-месячного малыша, над которым проводили эксперимент в лаборатории Дж. Уотсона. 6. В ранней юности и молодости Уотсон, по слухам, был типичным …. 7. Сердцевиной психологии в бихевиоризме является исследование процесса …. 8. Дж. Уотсон боролся за то, чтобы психолог всегда ограничивался исключительно данными естественных наук, т.е. тем, что является наблюдаемой величиной – поведением. Следовательно, в лабораториях допускались лишь строго … методы исследования. 9. Образование условных рефлексов. 10. То, что вызывает реакцию. 11. Вторая профессиональная карьера Дж. Уотсона. 12. Один из необихевиористов, который уточнил и развил положение Дж. Уотсона. 13. Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал … переменные. 14. Решающую роль в детстве играет…, по мнению бихевиористов. 15. Психолог, который дополнил схему «S→R» переменной I. 16. Метод психологии, который отрицал Уотсон. 17. То, что в предмете психологии сбрасывали со счета бихевиористы. 18. Условие выработки реакции. 19. Страна, в которой зародился бихевиоризм. 20. Дж. Уотсон утверждал, что влияние социального окружения на поведение более значимо, чем ….

8. Решите кроссворды.

Кроссворд «Фрейдизм»

                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

По горизонтали:

1. Направление психологии, родоначальником которого по праву считают Зигмунда Фрейда. 2. Сексуальное влечение и стремление к самосохранению. 3. Еврейское имя З. Фрейда. 4. Одна из пациенток З. Фрейда. 5. Стадия психосексуального развития. 6. Город, в котором большую часть жизни прожил Фрейд. 7. Один из защитных механизмов, перевод сексуальной энергии в деятельность, которая поощряется обществом. 8. Учение, которое оказало влияние на возникновение психоанализа.

По вертикали:

1. «Толкование …». 2. Один из последователей З. Фрейда, представитель неофрейдизма. 3. Стремление организма к тому, чтобы стать неодушевленной материей. 4. Месяц, в котором родился З. Фрейд. 5. Подструктура личности в психоанализе. 6. Библиограф З. Фрейда, написавший труд «Жизнь и творчество З. Фрейда». 7. Принцип, которым руководствуется одна из подструктур личности. 8. Учитель З. Фрейда. 9. Имя жены З. Фрейда.

Кроссворд «Гештальт»

                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

По горизонтали:

5. Поле восприятия. 7. Мысленная достройка в единый образ отдельных элементов в процессе восприятия. 9. Структура (на немецком языке). 10. То же, на английском языке. 12. Автор теории поля. 13. Обусловленность восприятия прежним опытом.

По вертикали:

1. Озарение, догадка. 2. Основатель гештальттеории. Отражение предмета или явления в совокупности с его свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. 4. Один из терминов часто используемых в гештальттерапии. 5. Доминирующий воспринимаемый объект. 6. Объект исследования интеллекта. 8. Основатель гештальттерапии. 11. Немецкий психолог, внедривший гештальтизм в США, автор труда «Интеллект высших обезьян».

9. Решите кроссворд. В хаосе букв попытайтесь найти корифеев психологии по названиям их работ. Для ориентировки после названия в скобках указано число букв в искомом имени. Слова не пересекаются.

Кроссворд

«Знаете ли вы психологию личности?»

И Е К Т С Р Е М М Ф Й Д
Л Л О Р Е Л Ж Д О Р Е Р
О Л П Т Т А Т О Р Р Е О
Н Е К Е П Л О Н З Л П В
К З Н И Б Ы В О В О Н Е
А Й Ш Р У Г О Т Л Е Т Ь
Й Е Т Е Р М Е С Й П Е Т
Н Л Ю Ш Е Ч Р К И К С Р
Л К Н К Р С К И Н И В О
Л С А Р Ф О Р Г Н Й Д А
О А М Ч Б Ф Ю Н Е Р Н Й
У Т О Й Е Р Н Г Р О Т К

1. «Толкование сновидений». (5)

2. «Анатомия человеческой деструктивности», «Искусство любить». (5)

3. «Центрированная на клиенте терапия». (7)

4. «Принцип редукции напряжения», «Письма Дженни». (6)

5. «Репертуарный тест ролевого конструкта». (5)

6. Опросник «Шестнадцать личностных факторов». (6)

7. «Вопросы психологии труда», «Проблемы способностей». (8)

8. «Внутри и вне помойного ведра». (5)

9. «Деятельность. Сознание. Личность». (8)

10. «Измерение личности», «Проверьте свои способности». (6)

11. «Принцип детерминизма и психологическая теория личности». (10)

12. «Психология искусства», «Проблема сознания». (9)

13. «Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы». (5)

14. «Медицинская психология». (7)

15. «Оперантное поведение». (7)

16. «Бихевиоризм». (8)

17. «Личность. Деятельность. Коллектив». (10)

18. «Человек в поисках смысла». (6)

19. «За пределами мозга. Рождение. Смерть и трансценденция в психотерапии». (4)

20. «Мотивация и личность», «Самоактуализация». (6)

21. «Второе рождение, или Искусство познать и изменить себя». (4)

22. «Игры, в которые играют люди». (4)

23. «Человек и его символы», «Аналитическая психология». (3)

10. Решите кроссворд. Разгадывая его задания, необходимо вписывать ответы по вертикально расположенным колонкам, и в выделенной горизонтальной строке вы прочтете известную народную поговорку.

Кроссворд «Темперамент»

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

1. Теория, приверженцы которой считают, что соотношение жидкостей и гормонов внутри организма определяет проявление темперамента.

2. Какой тип темперамента приведен в отрывке?

«Это был человек лет 32-33 от роду, среднего роста, приятной наружности, но с отсутствием всякой определенной цели, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживался мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или дремоте… Лежанье не было необходимостью, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием» (Гончаров И.А. «Обломов»).

3. Ученый, который занимался изучением физиологических механизмов индивидуально-типологических различий.

4. Один из способов изучения темперамента – метод … независимых характеристик.

5. Человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью и творческими возможностями.

6. Определите тип темперамента по отрывку.

Когда же юности мятежной

Пришла Евгению пора,

Пора надежд и грусти нежной,

Monsieur прогнали со двора.

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет

И наконец, увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умел и очень мил.

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава богу,

У нас не мудрено блеснуть.

Онегин был, по мненью многих

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Всего, что знал Евгений,

Пересказать мне недосуг…

(Пушкин А.С. «Евгений Онегин». – Гл. 1, 4-6).

7. Свойство нервной системы, способность переносить длительные или кратковременные, но сильные торможение или возбуждение.

8. Степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы, свойство нервной системы.

9. Характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

10. Теория темперамента, возникшая вначале ХХ века, главная идея которой заключалась в установлении связи темперамента со строением тела, т.е. свойствами, которые заложены генотипически.

11. Один из методов изучения темперамента.

12. Академик, изучал физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы.

13. Будучи свойством личности, темперамент накладывает … на способы поведения и общения.

14. Скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Определяется количеством стимулов, на которые нервная система способна отреагировать в 1 секунду.

15. Определите тип темперамента Т. Лариной.

Итак, она звалась Татьяной,

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной кожи

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела,

И часто, целый день одна,

Сидела молча у окна.

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Печенье сельского досуга

Мечтами украшала ей

Ее изнеженные пальцы

Не знали игл; склоняясь на пяльцы,

Узором шелковым она

Не оживляла полотна.

Охоты властвовать примета:

С послушной куклою дитя

Приготовляется шутя

К приличию, закону света,

И важно повторяет ей

Уроки маменьки своей.

(Пушкин А.С. «Евгений Онегин». – Гл. 2, 24-25)

16. Совокупность методов, применяемых для изучения темперамента.

17. Качество, недостаточно выраженное у флегматика.

18. Метод изучения темперамента.

19. При работе с людьми необходимо учитывать и развивать … качества темперамента.

20. При правильном воспитании на основе меланхолического типа темперамента легко формируются такие качества, как тонкая эмоциональная чувствительность, острая … окружающего мира.

21. Древнеримский врач и философ, разработал первую классификацию темперамента.

22. Доктор психологических наук, профессор, специалист в области психофизиологии, дифференциальной психологии. Его учителями были Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын.

23. Свойство нервной системы – противоположность пластичности, показатель того, насколько легко, гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям и насколько инертно, косно его поведение.

24. Психолог, психофизиолог. Основные труды связаны с разработкой проблем индивидуальных различий.

25. Определите тип темперамента по приведенному отрывку.

«Походка его, обыкновенно скорая, делалась еще скорее, когда он занят был какой-нибудь мыслию или увлекался разговорами. Один из иностранных министров, находившихся в то время при российском дворе, а именно цесарский посол граф Кинский, довольно толстый мужчина говаривал, что он согласится лучше выдержать несколько сражений, нежели пробыть у царя 2 часа на переговорах, ибо должен был, при всей тучности тела, бегать за ним во все это время. Деятельность его при сем случае достойна удивления. Один современный писатель говорит, что он в 1 час дала боле, нежели другой успел бы сделать в 4 часа… Обыкновенно он был молчалив, говорил отрывисто, изъяснялся коротко; тут румянец выступал на бледное лицо, в глазах блистали радостные слезы, слова лились рекою и одна мысль быстро сменяла другую… Охотно рассказывал об опасностях, которым подвергался на суше и на море, и с собственным удовольствием распространялся о том времени, когда он в 1716 году командовал на Балтийском море» (По Корниловичу А.О. О частной жизни императора Петра І.)

26. Древнегреческий ученый, родоначальник учения о темперамента.

27. Э. Кречмер «… тела и характер».

28. Б.М. Теплов «Проблемы … различий».

29. Нервный процесс, отстающий у холериков.

30. Свойство нервной системы, соотношение между возбуждением и торможением.

31. Один из представителей конституционной теории темперамента.

32. Свойство нервной системы, скорость перехода одного нервного процесса в другой; способность к изменения поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни.

11. Подготовьте психолого-педагогические рекомендации учителям и родителям по работе с детьми, у которых выявлены такие особенности внимания:

- низкая устойчивость;

- плохая переключаемость;

- плохое распределение;

- слабая концентрация.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных