Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УПРАЖНЕНИЯ, ЗАДАЧИ, СИТУАЦИИ




1. Поясните, чем традиционная для психологической науки диада “сознание—поведение” отличается от введенной в мировую психологию Л.С. Выготским триады “сознание—культура-поведение”?

2. Проанализируйте приведенный текст. В чем особенность системного подхода, делающего его эффективным исследовательским методом? Приведите примеры использования системного метода в психологии. «Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа и синтеза широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач... В психологии системный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания... избегать недостатков локального подхода, усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи и повышать эффективность научных исследований». (В.А. Ганзен)

3. Попытайтесь сформулировать свою точку зрения в отношении приведенных ниже вопросов.

Можно ли считать психику деятельностью?

Какую из схем, на ваш взгляд, правомернее использовать в психологии:

“общение и деятельность”, “общение = деятельность”, “коммуникативная деятельность”?

Правомерно ли использование понятий “познавательная деятельность”, “мыслительная деятельность”, “деятельность воображения”, “перцептивная деятельность”, “деятельность осязающей руки”, “регулятивная деятельность”, “педагогическая деятельность”, “организаторская деятельность”, “профессиональная деятельность”, “деятельность по формированию...” и т.п.?

4. Известно, что паук может обнаружить и уничтожить насекомое, которое попало в его паутину, только тогда, когда оно своими движениями вызовет вибрацию. Это подсказало идею простого эксперимента: до паутины дотрагивались камертоном и наблюдали, как реагирует паук. Выяснили, также как и на насекомое: заплетает паутину и ударяет челюстями.

Как объяснить это явление? Почему поведение паука не изменилось?

5. Ученикам было предложено выучить два рассказа, одинаковые по объему и степени сложности. Первый зачитывался после предупреждения, что проверка состоится на следующий день, другое необходимо было запомнить надолго. Однако в обоих случаях еффективность запоминания провели через четыре недели.

Какой рассказ ученики запомнили лучше? Почему?

6. Д.И. Менделеев во сне увидел таблицу, которая основывалась на увеличении атомного веса химических элементов – варианте, противоположном тому, на основе которого он безрезультатно расскладывал свой “Химический пасьянс”, когда не спал. Проснувшись ученый нарисовал ее на клочке бумаги, сделав исправление только в одном месте. Подобное произошло и с Ф.А. Кекуле, который работал над формулой бензольного кольца. Во сне он увидел длинные цепочки, которые неожиданно начали извиваться как змеи. “Как будто стрела молнии разбудила меня, - вспоминал химик, - я провел остаток ночи, разрабатывая гипотезу”

Как объяснить подобные случаи? Как они согласуются с природой сновидений?

7. Очки, линзы которых переворачивают изображение около центра сетчатки на 1800, порождают у испытуемых яркое впечатление перевернутости зрительного образа. Однако уже на 6-7 день им возвращается адекватный образ мира. Один испытуемый даже катался на лыжах.

О чем свидетельствует результаты этих экспериментов? Каким образом они характеризуют природу восприятия?

8. Ценность научной теории в значительной степени определяется тем, что стало исходной единицей ее анализа. В экономической теории К.Маркса. например, такой единицей была категория товара, в эволюционной теории Ч.Дарвина – биологического вида, в экологии – категория биоценоза и т.д. относительно психологии на протяжение ее истории, как единицы анализа психики, обозначались ощущения, представления, идеи, реакции, рефлексы, поведение, действия и т.д.

Чем можно объяснить подобную ситуацию? Какая категория психологии может быть такой единицей?

9. На нижеприведенной схеме представлены коэффициенты корреляций (г) между Я-реальным и Я-идеальным до воздействия психолога на клиента и после. Обоснуйте ответы на следующие вопросы:

- Эффективным ли оказалось воздействие?

- Какой механизм лежит в основе подобных изменений?

RI1 / I2 =0,7

    r I1 / R1 = 0.23   R I2 /R2 = 0.76   r R1 / R2 = 0.36

До После

R1 - образ Я реальный до воздействия

R2- образ Я реальный после воздействия

I1 - образ Я реальный до воздействия

I2 – образ Я реальный после воздействия

10. Представим себя на месте испытуемого, который впервые входит в первую лабораторию экспериментальной психологии Вунда...Что он там увидит?

В зависимости от цели проводимого исследования испытуемому дают возможность воспринимать те или иные феномены:

перед ним возникают разные краски, их яркость уменьшается или возрастает; они сопровождаются или не сопровождаются звуками...

Испытуемый сидит в удобной позе. Его уже ознакомили с экспериментальным методом, а теперь просят описать словами те ощущения, которые вызывает в нем стимул, в частности, связь между ощущением и сопровождающим его чувством: “красный цвет возбуждает”, “а синий, как мне кажется, успокаивает”, “этот пронзительный звук более неприятен, чем предшествующий” и т.п.

Какой метод применялся в лаборатории Вундта? Что пытались исследовать экспериментаторы? Как соотносятся подходы структуралистов и функционалистов к исследованию сознания?

11. Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности. Выпишите найденные взаимосвязи в отдельную колонку.

Мышление Анализ
Личность Мировоззрение
Деятельность Модальность
Внимание Послепроизвольное
Ощущение Интерес
Восприятие Действие
  Константность
   

12. Классифицируйте перечисленные методы по названным основным группам:

а) организационные; 1) наблюдение;
б) эмпирические; 2) полевой эксперимент;
в) методы обработки данных; 3) самонаблюдение;
г) интерпритационные; 4) сравнительный метод;
  5) лонгитюдный метод;
  6) генетический метод;
  7) биографический метод;
  8) психодиагностический метод;
  9) моделирование;
  10) лабораторный эксперимент;
  11)структурный метод (классификация и др.)

 

13. Определите и обоснуйте, в каких случаях поведение личности является индивидным, в каких – личностным.

1. Поворот головы в сторону неожиданно резкого звука.

2. Ответ на экзамене.

3. Подъем с постели невыспавшегося человека.

4. Кашель.

5. Отдергивание руки от горячего утюга.

6. Оживление младенца при появлении матери.

7. Зажмуривание глаз при освещении их ярким светом.

8. Бормотание во сне.

9. Отстаивание личной точки зрения.

10. Плач маленького ребенка.

11. Непроизвольное запоминание событий.

12. Заучивание химических формул.

13. Сдерживание слез.

14. Сосательные движения губ младенца в ответ на касание их соской.

15. Решение интересной задачи по математике.

16. Выполнение опасного задания.

17. Сдерживание себя во время конфликта.

14. Ниже приведены два описания поведения детей и одно самоописание мира переживаний подростка. Попытайтесь определить по этим описаниям типы акцентуаций характера.

1. «Гришка был неугомонным с самого детства. Еще когда ходил в детский сад, бабушка и мать были вынуждены непрестанно выслушивать на него жалобы воспитательниц. Правда, на прямой вопрос, что же он натворил, те редко могли сказать что-нибудь вразумительное. Шумный слишком. Всюду лезет. Не хочет ходить в паре. Не спит после обеда – прыгает по кровати. Сорвал тихий час – притащил с прогулки в спальню огромного жука. Испугал девочку – подскочил сзади, схватил за ногу и залаял, а та боялась собак. Дома его бранили, но не слишком. «Живой ребенок», - говорила бабушка. По вечерам он искренне обещал стать послушным, утром в садике уже не помнил своих обещаний. «И главное, - сетовали воспитательницы, - слишком уж самостоятельный».

2. «Игорь сразу обращал на себя внимание особой манерой держаться – словно все время выставлял себя напоказ. Как будто он освещен юпитерами и объективы кино- и фотокамер нацелены на него. С небрежным видом и как бы вскользь, намеками или будто нечаянно вырвавшимися фразами он создавал вокруг себя облачко какой-то таинственности, необычности, незаурядности. Стремление быть не таким, как все, проступало даже в мелочах. А если должного эффекта не достигалось, Игорь быстро и довольно умело переводил разговор на другую тему. Для матери он был ее кумиром, ее божком. К тому же ее божок с раннего детства, по ее мнению, стал проявлять совершенно необыкновенные способности. В детском садике никто не мог сравниться с ним в чтении стихов. Его выступления были коронным номером всех детсадовских программ. Во всяком случае, так казалось матери. В своих мечтах она уже видела его знаменитым артистом. Само собой разумеется, что в школу он поступил не в простую, куда пошли все мальчики и девочки из их дома, а в особую – английскую. Способности у него действительно были. Учился он шутя, хватал все на лету. В младших классах уроки дома ему почти не приходилось готовить».

3. «Я решил написать вам обо всем. Когда был у вас, то никак не мог рассказать о себе то, что хотелось. Потом пожалел. Мне показалось, что вы смогли бы меня понять. Лет с двенадцати чувствую, что меня никто не понимает. До этого был просто мал и не задумывался над этим. Почему я не такой, как все? Какой-то душевный урод, что ли? Но я себя таким не считаю! Никто, повторяю, никто не мог меня понять. За восемь лет школы ни одного друга! А иметь настоящего друга – моя заветная мечта. Даже самая сильная мечта! Нравились мне ребята шустрые, веселые, боевые. Но они на меня внимания не обращали. Да я и сам не знал, как себя с ними вести».

 

15. Объясните, почему привлекается внимание в подобных ситуациях.

1. Водитель за рулем обращает внимание на знаки дорожного движения, а пассажир – нет.

2. Человек, отдыхающий на скамейке в тихом парке, обращает внимание на неожиданно раздавшийся громкий звук.

3. Выпускник школы акцентирует внимание на рекламе «Куда пойти учиться».

4. Ребенок, получив в подарок новую игрушку, внимательно рассматривает ее, изучает, как она работает.

5. Глядя на звездное небо, человек вдруг видит мерцающий огонек и начинает следить за движущимся спутником.

6. Голодный человек, проходя мимо столовой, обращает внимание на исходящие оттуда запахи.

7. Люди бросают любопытные взгляды на очень высокую женщину, идущую рядом с низкорослым мужчиной.

8. Человек, готовящийся к операции, обращает внимание людей в белых халатах.

9. Человек, возвратившийся в родной город из длительной командировки, проезжая по центральной улице, с интересом рассматривает новые здания.

10. Девушка, находящаяся в ссоре с любимым человеком, заостряет внимание на парочках, гуляющих по городу.

11. Человек, сидящий ночью в лесу у костра, невольно оборачивается, услышав за спиной звук хрустнувшей ветки.

12. Женщина, муж которой находится в командировке на Северном Кавказе, непроизвольно вслушивается в любое сообщение о боевых действиях в этой зоне.

13. Звуки сирены пожарной машины привлекают внимание прохожих.

14. Незнакомый человек в компании вызывает к себе внимание со стороны окружающих.

15. Человек, который спешит на работу, стоя на остановке, пристально вглядывается вдаль в направлении, откуда должен появиться автобус.

16. Экстравагантно одетая девушка притягивает взгляды прохожих.

17. Внимание окружающих привлекает человек, идущий по улице и громко распевающий песни.

18. Ребенок перестает плакать, стоит только маме пошуметь погремушкой.

19. Гуляющих по ночному городу привлекают огни праздничной иллюминации.

20. Из всех книг, стоящих на полке, ребенок обращает внимание на наиболее яркую.

16. Определите, в каких из перечисленных обстоятельств память работает лучше или хуже.

Когда мы стареем; когда мы хотим показать себя с лучшей стороны; когда мы поглощены интересной работой; когда нас торопят; когда на нас давят обстоятельства; когда возникает отвлекающие факторы; когда нас перебивают; когда нас переполняют чувства; когда мы погружены в размышление; когда мы устали или хотим спать; когда мы находимся в привычной обстановке; когда мы действуем на «автопилоте»; когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации; когда мы действуем для достижения сознательно поставленной цели; когда мы находимся в стрессе; когда мы пребываем в депрессии; когда мы слишком встревожены; когда мы находимся в условиях дефицита времени.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных