ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Требования к результатам освоения дисциплины. Студент, изучивший дисциплину, должен:Студент, изучивший дисциплину, должен: знать: · специальную терминологию; · исторические закономерности и пути воспитания, обучения и коррекции умственного и физического развития учащихся специальных (коррекционных) школ XII вида; · современное состояние государственной и общественной помощи данной категории детей. уметь: · анализировать с позиций современного уровня развития специальной педагогики отдельные исторические изыскания в области развития помощи детям с особыми образовательными потребностями. владеть: · навыками ориентироваться в исторической периодизации основных разделов курса; · методологией историко-педагогического исследования.
Учебно-тематический план для студентов дневного отделения факультета психологии отделения «Логопедия»
Учебно-тематический план ОЗО
Содержание учебной дисциплины Содержание лекций
Тема 1. Отношение общества к людям с нарушениями психического развития в древнем мире и в период средневековья. История олигофренопедагогики как наука. История олигофренопедагогики – наука о путях развития теории и практики изучения, воспитания, обучения и подготовки к жизни умственно отсталых детей. Предмет и методологические основы истории олигофренопедагогики. Внутрисистемные и межсистемные связи. Связь истории олигофренопедагогики с историей медицины (психиатрии) и с историей педагогики. Источники изучения истории олигофренопедагогики. Критерии периодизации истории олигофренопедагогики, ее основные этапы. Значение разделов курса для формирования научного мышления, педагогической культуры и профессиональных качеств будущих учителей. Экономические и социальные факторы, определяющие отношение общества к аномальным детям в разные исторические периоды. Отношение к аномальным лицам в Древней Греции и Риме. Религиозные воззрения на умственно отсталых в Средневековье. Роль религии в формировании гуманного отношения к слабоумным в Древней Руси. Донаучная трактовка понятия «нарушение интеллекта». Первые попытки научного объяснения психической деятельности в древнем мире (Пифагор, Гиппократ и др.). Зарождение гуманистических тенденций в отношении к лицам с психическими нарушениями в эпоху Возрождения. Первые законодательные акты о слабоумных за рубежом. Тема 2. Активизация общественной помощи слабоумным и развитие учения о слабоумии во второй половине XIX – нач. XX вв. Первая классификация душевных заболеваний с выделением слабоумия как одной из форм (Платтер). Влияние Великой французской буржуазной революции на отношение общества к слабоумным. Введение более гуманного отношения к душевнобольным. Первая научная классификация душевных болезней и слабоумия (Ф. Пинель). Учение Эскироля о слабоумии. Первые практические опыты работы с умственно отсталыми детьми (деятельность Ж. Итара). Зарождение и развитие медико-педагогического, филантропически-христианского и педагогического направлений общественной помощи слабоумным. Развитие общественной помощи слабоумным и учения о слабоумии во второй половине XIX века и первой половины XX века. Усиление социальной остроты проблемы общественной помощи людям с нарушениями интеллектуального развития во второй половине XIX века. Основные причины привлечения внимания общества к проблеме умственной отсталости. Развитие анатомо-физиологического и этиологического направлений в изучении слабоумия (В. Гризингер, В. Айрленд, Б. Морель, Д. Бурневиль и др.). Психометрическое изучение интеллектуальной недостаточности в начале XX века (А. Бине, Т. Симон, В. Штерн и др.). Становление психолого-педагогического и социологического направлений в изучении слабоумия (Санте де Санктис, Ж. Филипп, П. Бонкур, Ж. Демор и др.). Медицинское направление и деятельность Э. Крепелина. Организация системы обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Тема 3. Развитие олигофренопедагогики в странах Западной Европы во второй половине XIX – нач. XX вв. 3. 1. Развитие олигофренопедагогики в Германии во второй половине XIX – нач. XX вв. Первые опыты воспитания и обучения умственно отсталых детей. Развитие филантропически-христианского направления в организации помощи детям с умственной отсталостью. Деятельность приютов. Зарождение и развитие педагогического направления в организации помощи лицам с интеллектуальными нарушениями. Экономические и политические факторы, определяющие характер и формы помощи детям с отклонениями в психическом развитии в Германии. Возникновение первых вспомогательных классов и школ в Германии и их развитие до середины XX в. Размещение системы вспомогательных учреждений в конце XIX – начале XX вв. совершенствование системы учреждений для умственно отсталых детей. Маннгеймская система дифференцированного обучения детей. Педагогические взгляды немецких олигофренопедагогов (Б. Меннеля, Р. Вайса, А. Фукса и др.). Русские педагоги о системе специального образования Германии начала XX в. Специальные школы Германии для детей с интеллектуальной недостаточностью после Первой мировой войны. Современное состояние помощи детям с нарушениями интеллекта в Германии.
3.2. Воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями в Англии во второй половине XIX – нач. XX вв. Борьба английской общественности за организацию общественного призрения слабоумных в середине XIX века. Развитие благотворительности в Англии. Педагогические взгляды В. Айрленда. Система учреждений для умственно отсталых детей и ее развитие. Организация и содержание работы специальных школ для умственно отсталых в начале XX вв. Специальные школы для детей с интеллектуальной недостаточностью после Первой мировой войны. Современная система и структура специальных учреждений Великбритании.
3.3. Развитие олигофренопедагогики во Франции во второй половине XIX – нач. XX вв. Приоритет Франции в организации учреждений для глубоко отсталых детей и в изучении слабоумия. Деятельность Э. Сегена и его медико-педагогическая система воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей. Физиологическая основа этой системы. Сенсорно-моторное воспитание детей с нарушениями интеллекта. Значение системы Э.Сегена для развития олигофренопедагогики. Деятельность Гуггенбюля и его роль в пропаганде гуманистического отношения к слабоумным. Деятельность Бурневиля. Мероприятия французского правительства по организации специальных учреждений для детей с легкими формами умственной отсталости. Деятельность А. Бине и Т. Симона. Деятельность Ж.Филиппа и П. Бонкура. Развитие системы учреждений для умственно отсталых во Франции во второй половине XIX – нач. XX вв. Новое в олигофренопедагогике Франции начала XX в. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью во время и после Второй мировой войны. Тема 4. Развитие олигофренопедагогики в США во второй половине XIX – нач. XX вв. Основные тенденции в отношении американского общества к лицам с интеллектуальными нарушениями. Мотивы развития специальных учреждений для слабоумных. Роль Э. Сегена в развитии американской олигофренопедагогики. Деятельность Гоу, Уилбура. Первые законодательные акты о слабоумных. Первые учреждения для детей с легкими формами интеллектуальной недостаточности. Поиски путей дифференциации обучения в школе. Эволюция целей и задач воспитания и обучения умственно отсталых. Роль общественных организаций в развитии помощи детям с нарушениями интеллекта. Возникновение и развитие системы помощи умственно отсталым детям в США. Взгляды американских ученых на сущность и типологию умственной отсталости (Долл, Тредгольд, Сарасон, Хебер). Прагматическая основа американской теории и практики воспитания и бучения детей с интеллектуальным недоразвитием. Возникновение и развитие специальных классов и школ для детей с легкими формами умственной отсталости. Цели, задачи воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточность и система обслуживающих их учреждений в США во второй половине XX в. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в специальных школах. Проблемно-ситуативное обучение как одна из форм работы специальных школ.
Тема 5. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в России (X – нач. XX вв.). Формирование рефлексии государства и общества к лицам с выраженными отклонениями в развитии. Первые русские государственные акты о слабоумных. Деятельность Петра I по отношению к лицам с нарушением интеллекта. Первые специальные учебно-воспитательные учреждения в России. Деятельность Александра I. Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта в России во второй половине XIX века. Усилия русской общественности по улучшению участи слабоумных и осуществлению мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных. Отношение правительства России к проблеме аномального детства. Положение слабоумных в России. Первые практические мероприятия по обслуживанию умственно отсталых детей. Деятельность врачей И.В. Пляц, Е.Х. и И.В. Маляревских. Активизация общественного движения за развитие помощи слабоумным во второй половине XIX века. Оформление русской психиатрической школы. Деятельность И.П. Мержеевского, В.Я. Яковенко, И.И. Ковалевского и др. Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (12 секция) как первый русский съезд русских дефектологов. Прогрессивность решений съезда. Четвертая секция Первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования как форум русских олигофренопедагогов. Общая характеристика основных направлений в развитии учреждений для слабоумных в России на этапе их зарождения и организационного оформления. Первая попытка обучения глубоко отсталых детей. Деятельность Е.К. Грачевой. Создание первой благотворительной организации по обслуживанию слабоумных. Развитие сети приютов для слабоумных в России. Подготовка обслуживающего персонала для этих приютов. Принципы построения педагогической системы воспитания и обучения глубоко отсталых детей. Медико-педагогические учреждения для аномальных детей. Характеристика медико-педагогических учреждений как особого типа специальных учреждений по целям, задачам и составу воспитанников. Развитие этого типа учреждений в России. Роль школы-санатория для дефективных детей В.П. Кащенко в становлении отечественной дефектологии. Врачебно-педагогическая деятельность В.П. Кащенко. Вспомогательные классы и школы как основной тип учебных заведений для умственно отсталых детей. Борьба московских общественных деятелей и педагогов за открытие вспомогательных классов и школ. Деятельность М.П. Постовской. Вспомогательные классы при третьем Ольгинско-Пятницком женском начальном училище. Развитие сети вспомогательных классов и школ в Москве. Развитие сети вспомогательных школ в России.
Тема 6. Система специального образования в Советской России в 1917 – 1923 гг. Государственная политика по отношению к детям с интеллектуальными нарушениями в 1917 – 1923 гг. Основные законодательные акты, определяющие систему специального образования в России в данный период исторического развития. Установление новых принципов общественной помощи аномальным детям и преодоление организационных трудностей в осуществлении этой помощи в 20-е годы. Первые мероприятия государства по борьбе с дефективностью и беспризорностью. Деятельность органов просвещения, здравоохранения и социальной помощи и других ведомств в области аномального детства. Мероприятия государства по предотвращению детской дефективности и беспризорности. Материалы Всероссийских съездов по вопросам обучения, воспитания и развития детей с отклонениями в развитии. Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью. Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (1924). Критика состояния теории и практики воспитания и обучения аномальных детей на Втором съезде СПОН. Роль Второго съезда СПОН в дальнейшем развитии олигофренопедагогики. Зарождение и развитие отечественной научной школы дефектологии. Л.С. Выготский о принципах советской специальной педагогики и новых задачах в области воспитания и обучения аномальных детей. Утверждение идей социального воспитания аномальных детей. Критика психической ортопедии. Утверждение принципа сближения специальной и общей педагогики.
Тема 7. Развитие теории и практики воспитания детей с нарушением интеллекта в 1924 – 1940 гг. Организационное укрепление вспомогательной школы и углубление теоретических основ олигофренопедагогики в 1924 – 1931 гг. Принятие первых государственных актов о детских учреждениях для аномальных детей и о вспомогательной школе. Противоречивый характер развития вспомогательных школ в период 1931 – 1936 гг. Ослабление специфики вспомогательной школы по составу учащихся и ее задачам. Неоправданное расширение содержания обучения вспомогательной школы. Влияние Постановления ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 года на теорию и практику олигофренопедагогики в СССР. Л. С. Выготский и педагогические воззрения на проблему умственной отсталости. Развитие теории воспитания и обучения умственно отсталых детей в трудах А.Н. Граборова, Л.С. Выготского, М.Ф. Гнездилова, И.И. Данюшеского, Л.В. Занкова. Восстановление специфики в работе вспомогательной школы (1936 – 1941 гг.). Совершенствование системы отбора учащихся. Сокращение сети вспомогательных школ. Возвращение вспомогательной школе ее специфики. Развитие теории олигофренопедагогики. Ослабление психологических и социологических исследований и методов диагностики отклонений психофизического развития в области дефектологии. Деятельность вспомогательных школ в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Сокращение сети вспомогательных школ. Военно-патриотическое воспитание учащихся вспомогательных школ. Направленность трудовой деятельности вспомогательных школ на оборонную работу. Активизация научных исследований, совершенствование организационной структуры и содержания олигофренопедагогики в послевоенное время. Развитие специальной педагогики в 90-е гг. XX в.
Содержание практических занятий Содержание практических занятий Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|