Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое занятие №4.




Тема: Развитие теории и практики обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в России в первой половине XX века.

Вопросы для обсуждения:

1. Первые мероприятия Советского государства по борьбе с дефективностью и беспризорностью. Существует ли связь между наличием в стране законодательства об обязательном школьном образовании и развитием сети специальных школ для аномальных детей?

2. Состояние сети учреждений для умственно отсталых детей в указанный период.

3. Состояние вспомогательного обучения к началу 1924 года.

4. Законодательные акты в системе специального образования в указанный период.

5. Развитие теоретических основ отечественной дефектологии. Научная деятельность Л.С. Выготского.

6. Критический анализ педологии с позиций современной олигофренопедагогики и специальной психологии.

 

Литература к занятию:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1981.

2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. – М., 1999.

3. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. – М., 1981.

4. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. – М., 1995.

5. Новик Ф.М. История воспитания и обучения умственно отсталых детей. – М., 1939.

6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2000.

7. Школьно-санитарное дело в РСФСР. Сборник бюллетеней, положений, санитарных, опросных листов, декретов и анкет Школьно-санитарного отдела Народного комиссариата здравоохранения. – М., 1919. 324 с.

 

Практическое занятие 5.

Тема: Становление теоретических основ специальной педагогики (1924 – 1940).

Вопросы для подготовки:

1. Состояние вспомогательного обучения к началу 1924 года.

2. Законодательные акты в системе специального образования в указанный период.

3. Развитие теоретических основ отечественной дефектологии. Научная деятельность Л.С. Выготского.

4. Критический анализ педологии с позиций современной олигофренопедагогики и специальной психологии.

 

Литература к занятию:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1981.

2. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. – М., 1981.

3. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. – М., 1995.

4. Новик Ф.М. История воспитания и обучения умственно отсталых детей. – М., 1939.

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2000.

 

Практическое занятие 6.

Тема: Советская вспомогательная школа в 1941 – 1990-е гг. Современное состояние олигофренопедагогики в России.

 

Вопросы к первой части занятия:

1. Вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной войны.

2. Специальная школа и олигофренопедагогика 50 – 70-е годы XX в. (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, С.Я. Рубинштейн, Г.М. Дульнев, Т.А. Власова, В.И. Лубовский и др.).

3. Становление сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с проблемами интеллектуального развития.

4. Законодательные акты в системе специального образования.

Литература:

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1981.

3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. – М., 1999.

4. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. – М., 1981

5. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы образования в России / автореф. докт. дисс. – М., 1996.

6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2000.

7. Основы управления специальным образованием: Учебное пособие / Под ред. Д.С. Шилова. – М.,2001.

Вопросы ко второй части занятия:

1. В чем заключается уникальность социокультурного контекста становления отечественной системы специального образования?

2. К каким позитивным и негативным последствиям привела ориентация отечественной системы обучения аномальных детей на цензовое образование?

3. Справедливо ли утверждение о том, что Россия и Западная Европа в конце XX в. переживают разные периоды эволюции отношения к детям с нарушениями в развитии и соответственно находятся на разных этапах развития систем специального образования?

4. Можно ли считать терминологию, используемую государством и обществом для обозначения детей с нарушениями интеллекта, одним из показателей периода эволюции отношения к этим детям? Приведите аргументы из новейшей истории специального образования.

5. В чем сложность перехода отечественной системы специального образования на качественно новый этап своего развития?

Задание:

Нарисуйте схему периодизации эволюции отношения общества и государства к детям с нарушениями в развитии. Озаглавьте каждый из пяти периодов и укажите хронологические сроки применительно к Западной Европе и к России. Совпадают ли сроки?

 

Литература:

1. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. – М., 1995.

2. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. – 1996. – № 1.

3. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. - № 4.

4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996. – Ч.1.

5. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. – 1997. - № 6.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных