ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое занятие №4.Тема: Развитие теории и практики обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в России в первой половине XX века. Вопросы для обсуждения: 1. Первые мероприятия Советского государства по борьбе с дефективностью и беспризорностью. Существует ли связь между наличием в стране законодательства об обязательном школьном образовании и развитием сети специальных школ для аномальных детей? 2. Состояние сети учреждений для умственно отсталых детей в указанный период. 3. Состояние вспомогательного обучения к началу 1924 года. 4. Законодательные акты в системе специального образования в указанный период. 5. Развитие теоретических основ отечественной дефектологии. Научная деятельность Л.С. Выготского. 6. Критический анализ педологии с позиций современной олигофренопедагогики и специальной психологии.
Литература к занятию: 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1981. 2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. – М., 1999. 3. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. – М., 1981. 4. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. – М., 1995. 5. Новик Ф.М. История воспитания и обучения умственно отсталых детей. – М., 1939. 6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2000. 7. Школьно-санитарное дело в РСФСР. Сборник бюллетеней, положений, санитарных, опросных листов, декретов и анкет Школьно-санитарного отдела Народного комиссариата здравоохранения. – М., 1919. 324 с.
Практическое занятие 5. Тема: Становление теоретических основ специальной педагогики (1924 – 1940). Вопросы для подготовки: 1. Состояние вспомогательного обучения к началу 1924 года. 2. Законодательные акты в системе специального образования в указанный период. 3. Развитие теоретических основ отечественной дефектологии. Научная деятельность Л.С. Выготского. 4. Критический анализ педологии с позиций современной олигофренопедагогики и специальной психологии.
Литература к занятию: 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1981. 2. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. – М., 1981. 3. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. – М., 1995. 4. Новик Ф.М. История воспитания и обучения умственно отсталых детей. – М., 1939. 5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2000.
Практическое занятие 6. Тема: Советская вспомогательная школа в 1941 – 1990-е гг. Современное состояние олигофренопедагогики в России.
Вопросы к первой части занятия: 1. Вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной войны. 2. Специальная школа и олигофренопедагогика 50 – 70-е годы XX в. (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, С.Я. Рубинштейн, Г.М. Дульнев, Т.А. Власова, В.И. Лубовский и др.). 3. Становление сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с проблемами интеллектуального развития. 4. Законодательные акты в системе специального образования. Литература: 1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1981. 3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. – М., 1999. 4. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. – М., 1981 5. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы образования в России / автореф. докт. дисс. – М., 1996. 6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2000. 7. Основы управления специальным образованием: Учебное пособие / Под ред. Д.С. Шилова. – М.,2001. Вопросы ко второй части занятия: 1. В чем заключается уникальность социокультурного контекста становления отечественной системы специального образования? 2. К каким позитивным и негативным последствиям привела ориентация отечественной системы обучения аномальных детей на цензовое образование? 3. Справедливо ли утверждение о том, что Россия и Западная Европа в конце XX в. переживают разные периоды эволюции отношения к детям с нарушениями в развитии и соответственно находятся на разных этапах развития систем специального образования? 4. Можно ли считать терминологию, используемую государством и обществом для обозначения детей с нарушениями интеллекта, одним из показателей периода эволюции отношения к этим детям? Приведите аргументы из новейшей истории специального образования. 5. В чем сложность перехода отечественной системы специального образования на качественно новый этап своего развития? Задание: Нарисуйте схему периодизации эволюции отношения общества и государства к детям с нарушениями в развитии. Озаглавьте каждый из пяти периодов и укажите хронологические сроки применительно к Западной Европе и к России. Совпадают ли сроки?
Литература: 1. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. – М., 1995. 2. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. – 1996. – № 1. 3. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. - № 4. 4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996. – Ч.1. 5. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. – 1997. - № 6.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|