Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контрольная работа №5




1. Реорганизация работы специальных школ в 1921 – 1931 гг. в Советской России.

2. Советская вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной войны.

3. Советская вспомогательная школа и олигофренопедагогика в послевоенные годы.

4. Современное состояние российской специальной педагогики.

5. Состояние системы специального образования России на современном этапе развития.

 

Итоговая аттестация по дисциплине – экзамен.


Вопросы к экзамену

1. Предмет и методологические основы научного исследования истории олигофренопедагогики. Связь с другими науками.

2. Факторы, определяющие отношение общества к аномальным лицам в древнем мире.

3. История олигофренопедагогики периода средневековья. Первая научная классификация душевных болезней.

4. Первые попытки научного объяснения психической деятельности и ее аномалий.

5. Представления о природе умственной отсталости и отношение к слабоумным в эпоху Возрождения.

6. Влияние идей Великой французской буржуазной революции на отношение общества к слабоумным. Деятельность и взгляды Ф. Пинеля и Ж.-Э. Эскироля.

7. Развитие основных направлений олигофренопедагогики в первой половине XIX века.

8. Научно-практическая деятельность Э. Сегена: ее критический анализ, оценка, значение.

9. Успехи и неудачи деятельности И. Гуггенбюля.

10. Развитие олигофренопедагогики в Европе во второй половине XIX – нач. XX вв.

11. Развитие клинического направления в изучении слабоумия во второй половине XIX – нач. XX вв. в Европе и США.

12. Становление психолого-педагогического направления в изучении слабоумия во второй половине XIX – нач. XX вв. в Европе и США.

13. Зарождение и развитие психометрического направления. Достоинства и недостатки.

14. Клиническое направление исследовательской и практической деятельности Э. Крепелина.

15. Развитие олигофренопедагогики в Германии во второй половине XIX – нач. XX вв. Идеи лечебной педагогики в работах Б. Меннеля и Р. Вайса.

16. Развитие олигофренопедагогики во Франции во второй половине XIX – нач. XX вв.

17. Развитие олигофренопедагогики в Англии во второй половине XIX – нач. XX вв.

18. Развитие олигофренопедагогики в США во второй половине XIX – нач. XX вв.

19. Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта в европейских странах.

20. Передовой опыт и нерешенные проблемы современной зарубежной олигофренопедагогики.

21. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта в России в период с X по XVIII вв.

22. Проблемы обучения детей с нарушениями интеллекта в России в XIX веке.

23. Первый опыт обучения и воспитания детей с проблемами психического развития во второй половине XIX века.

24. Практические мероприятия по обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта в России последней четверти XIX века.

25. Педагогическая деятельность Е.К. Грачевой.

26. Развитие теоретических основ дефектологии Л.С. Выготским.

27. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта в России в период с XIX по начало XX вв.

28. «Школа-санаторий для дефективных детей» В. П. Кащенко.

29. Первые вспомогательные школы в России и развитие их сети до 1917 года.

30. Система специального образования лиц с нарушением интеллектуального развития в Советской России в 1917 – 1923 гг.

31. Реорганизация работы специальных школ в 1924 – 1931 гг. в Советской России.

32. Развитие теории и практики воспитания детей с нарушениями интеллекта с 1924 по 1940 годы в СССР.

33. Временная утрата вспомогательными школами их специфики в 1931 – 1936 гг. и причины этого явления.

34. Педология и ее влияние на развитие олигофренопедагогики.

35. Перестройка вспомогательной школы в свете Постановления ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г.

36. Советская вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной войны.

37. Противоречивый характер развития советской вспомогательная школа и олигофренопедагогики в послевоенное десятилетие.

38. Задачи и проблемы современной российской олигофренопедагогики.

39. Состояние системы специального образования лиц с нарушением интеллекта в современной России.

40. Принципы диагностирования умственной отсталости и отбора детей в СКОУ VIII вида в современной России.

 


Словарь персоналий

 

Азбукин Дмитрий Иванович (1883 – 1953) – отечественный дефектолог, д-р пед. наук, проф., заслуженный деятель науки РСФСР, один из организаторов высшего дефектологического образования в СССР. Длительное время был заведующим кафедрой психопатологии и деканом дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В течение ряда лет возглавлял Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФС. Азбукин – автор многих статей и монографий по клинике олигофрении, олигофренопедагогике и школьной гигиене, имевших большое значение для построения системы и принципов обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Соч.: Клиника олигофрении. – М., 1936.

Бине Альфред (1857 – 1911) – французский психолог. В 1889 г. совместно с А. Бони основал первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии в Сорбонне, с 1894 г. – ее директор. Изучал широкий круг психологических проблем – патологии сознания, умственного утомления, гипнотического внушения, индивидуальных различий процессов памяти, графологии и др. Стремился утвердить в психологии объективный метод исследования. Наибольшую известность получили разработки Бине в области создания тестов интеллекта. В начале 20 века совместно с Т. Симоном провел ряд экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления детей. По заказу Министерства просвещения результаты этих экспериментов после соответствующей статистической обработки были преобразованы в критерии для отбора детей во вспомогательные школы. В 1905 г. была опубликована шкала Бине-Симона, впоследствии многократно модифицированная в разных странах, в том числе и России, и послужившая прообразом современных методов тестирования интеллекта.

Власова Татьяна Александровна (1905 – 1987) – отечественный ученый и организатор дефектологической науки, д-р психол. наук, проф., действительный член Академии пед. наук СССР, одна из основателей, затем руководителей Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Разрабатывала принцип дифференцированного подхода к проблеме бучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями, создавала новые типы учебных учреждений (школы и классы для слабослышащих, слабовидящих, детей с ЗПР и др.).

Выготский Лев Семенович (1896 – 1934) – психолог, профессор. С 1924 г. работал в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К., Крупской, педфакультет 2-го МГУ и др.). Дал критический анализ мировой психологии 1920 – 1930-х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки. Создал общепсихологическую концепцию, известную как «культурно-историческая теория психики», в которой раскрыл общественно-историческую природу сознания, высших психических функций. Согласно этой теории, структура социального взаимодействия «взрослый – ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формируя структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления. В полемике с Ж. Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции.

Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.

Соч.: Собрание сочинений: Т. 1 – 6. – М., 1982 – 1984; Педагогическая психология. – М., 1991.

Гнездилов Михаил Федотович (11887 – 1968) – отечественный олигофренопедагог, методист. Разработал теоретические основы обучения языку умственно отсталых детей. Автор учебников, методических руководств, пособий, а также программ для вспомогательных школ.

Соч.: Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. – М., 1959; Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. – М., 1962; Обучение грамоте во вспомогательной школе. – М., 1957; Практически грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. – М., 1956; Методика русского языка во вспомогательной школе. – М., 1965.

Граборов Алексей Николаевич (1885 – 1949) – отечественный дефектолог один из организаторов вспомогательной школы. В 1915 году в Петербурге открыл частную школу для детей с глубокой умственной отсталостью. Граборов – активный участник съездов, связанных с обучением и воспитанием н отсталых детей; автор ряда работ, посвященных проблемам содержания, методам обучения и воспитания аномальных детей. В своих работах особое внимание уделял труду как средству коррекции личности аномального ребенка в общей системе средств воспитания, раскрывал специфику методов работы во вспомогательной школе. Он впервые организовал лекторий для родителей аномальных детей. Внес большой вклад в дело подготовки кадров для специальных школ. Лекции, прочитанные им, опубликованы в сборнике «Воспитание и обучение дефективных детей» (Пг., 1918).

Соч.: Олигофренопедагогика (совм. С Н.Ф. Кузьминой и Ф.М. Новик). – М., 1940; Очерки по олигофренопедагогике. – М., 1961.

Грачева Екатерина Константиновна (1866 – 1934) – первый русский педагог-дефектолог, работавший с глубоко умственно отсталыми детьми. В 1894 году организовала в Петербурге специальный приют для таких детей. Доказала на опыте возможность развития детей с глубокой умственной отсталостью под влиянием воспитания и специального обучения. Грачева – автор оригинальных работ по специальной педагогике, лектор первых курсов для педагогов-дефектологов (1918).

Соч.: Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка. – М., 1932.

Данюшевский Израиль Исаакович (1890 – 1950) – отечественный дефектолог. Данюшевский – организатор и руководитель Экспериментально-дефектологического института и Научно-практического института специальных школ и детских домов (1930-1944). Организатор и участник всероссийских совещаний и конференций по дефектологии.

Соч.: Учебно-воспитательная работа в детских домах и специальных школ. – М., 1954.

Демор Жан (1867 – 1941) – бельгийский врач и педагог, организатор первых вспомогательных школ в Бельгии. В 1899 – 1937 гг. – профессор физиологии Брюссельского университета, где в 1919 году им основан Педагогический институт.

Пропагандировал необходимость общественной заботы об аномальны детях – открытия специальных учреждений для них. Разработал систему деятельности школ для умственно отсталых детей, учителя которых работали в тесном контакте с врачами, а также с родителями учащихся в целях оздоровления семейных условий жизни ребенка. Учебные программы школ подчинил принципу «полезности» - учить только тому, что содействует развитию умственных и физических способностей ребенка и имеет практическое значение. В учебном плане отвел значительное место ручному труду, гимнастике, рисованию, пению, исправлению недостатков речи. Сформулировал ряд рекомендаций по методике отдельных учебных предметов во вспомогательной школе. Был сторонником активных методов обучения, развивающих способности и самостоятельность детей, отвергал чисто словесное обучение.

Создал классификацию аномальных детей. Среди умственно отсталых различал детей, запущенных в педагогическом отношении, и детей, отстающих вследствие органических или функциональных поражений ЦНС. Неправомерно считал необходимым помещать педагогически запущенных детей во вспомогательные школы.

Дульнев Григорий Митрофанович (1909 – 1972) – отечественный олигофренопедагог и психолог. Работал в области воспитания, обучения, профессиональной подготовки, а также психологического изучения умственно отсталых детей. Особое значение имеют исследования Д. По проблеме компенсаторной роли труда при аномалии умственного развития ребенка. Под руководством и при участии Дульнева разработаны принципы современной вспомогательной школы, созданы учебные планы, программы, методические руководства.

Соч.: Особенности обучения учащихся вспомогательных школ. К вопросу об использовании наглядных и словесных средств обучения во вспомогательной школе // Извести АПН РСФСР, вып. 68; Принципы отбора детей во вспомогательную школу. – М., 1959; книга для учителя вспомогательной школы. – М., 1955; воспитательная работа во вспомогательной школе. – М., 1961; Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1968.

Дьячков Алексей Иванович (1900 – 1968) – выдающийся отечественный дефектолог, проф. д-р пед. наук. Изучая вопросы теории и истории обучения глухонемых, Дьячков показал самобытное развитие русской сурдопедагогики. В течение длительного времени Д. Был директором Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР. Он содействовал значительному расширению проблематики научно-исследовательской работы института.

В течение ряда лет возглавлял дефектологический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина. Под его руководством и при его непосредственном участии создавались учебные планы и программы, методические пособия для дефектологических факультетов.

Д. Был председателем секции дефектологии Учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР, председателем комиссии ВЦСПС по работе среди глухих, способствовал созданию специальных учебников и наглядных пособий для спец. школ, проведению ряда мероприятий по улучшению обслуживания глухих.

Д. – автор многих работ по различным вопросам дефектологии, редактор учебников, монографий, сборников по дефектологии, участник международных конгрессов, посвященных работе с аномальными детьми.

Замский Хананий Самсонович (1913 – 1998) – выдающийся отечественный олигофренопедагог. С 1951 года в течение 23 лет заведовал кафедрой олигофренопедагогики, а с 1961 по 1971 руководил дефектологическим факультетом МГПИ им. В.И. Ленина. Благодаря усилиям З. Укрепляется авторитет факультета как научного и педагогического центра, готовящего квалифицированных специалистов. З. Создает благоприятные условия для повышения квалификации сотрудников факультета, для подготовки и защиты им кандидатских диссертаций. При факультете создаются медико-педагогическая консультация, лаборатория технических средств обучения, учебные мастерские. З. Положил начал традиции ежегодно проводить межвузовские научные студенческие конференции по проблемам дефектологии.

З. – автор более 60 работ, многие из которых переведены на европейские языки. Он является одним из авторов сборника «Школы для умственно отсталых детей за рубежом» (М., 1966), удостоенного первой премии АПН СССР.

В 1976 году З. Получил вторую премию АПН СССР за монографию «История олигофренопедагогики». За свою последнюю монографию «Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века» был удостоен первой премии на конкурсе научно-исследовательских работ МПГУ 1995 г.

Занков Леонид Владимирович (1909 – 1977) – отечественный психолог, проф., действительный член АПН СССР, автор ряда экспериментальных исследований процессов памяти и их развития у школьников. Разработал систему сочетания слова учителя и средств наглядности в бучении; ряд работ посвятил изучению речи нормальных и аномальных детей. В 1935 году З. создал первую лабораторию по изучению психологии умственно отсталых и глухонемых детей в Экспериментально-дефектологическом институте. Занков – автор многих книг; он фундаментально изучил вопросы развития памяти, мышления, речи умственно отсталых детей, формирования их личности в условиях обучения и психолого-педагогические проблемы сочетания слова учителя и средств наглядности во вспомогательной школе.

Соч.: Психология умственно отсталого школьника. – М., 1939; Очерки психологии глухонемых детей (совм. с И.М. Соловьевым). – М., 1940.

Итар Жан Мари Гаспар (1775 – 1838) – французский врач, член Академии медицины. Работая в Парижском училище для глухонемых, положил начало систематическому исследованию слуховой функции глухонемых. Сконструировал прибор для измерения остроты слуха – акуметр. В «Трактате о заболеваниях уха и слуха» (1821) рекомендовал развивать слух плохо слышащих путем экспериментально разработанных им методов тренировки звуками. Подчеркивал влияние деятельности органов чувств на развитие ума. Эти идеи легли в основу метода воспитания, названного им медицинским. Широкую известность Итару принесло первое научное описание попыток воспитания ребенка, который до примерно 12-летнего возраста был изолирован от человеческого общества, - «авейронского дикаря». Результаты многолетних попыток приобщения «дикаря» к культуре показали важность ранних этапов развития для достижения интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости.

Кащенко Всеволод Петрович (1870 – 1943) – отечественный врач-психиатр, проф., общественный деятель, один из организаторов учебно-воспитательных и лечебных учреждений для аномальных детей, научно-исследовательской работы в области дефектологии, высшего дефектологического образования.

В 1908 году организовал в Москве школу-санаторий для дефективных детей – одно из первых учреждений для аномальных детей в России. В основе учебно-воспитательного процесса в школе-санатории лежало развитие творческих возможностей детей, их инициативы путем глубокого изучения воспитанников, широкого использования наглядности и ручного труда на уроках, развития самостоятельности. Большое место отводилось лечебно-оздоровительным мероприятиям. На базе школы-санатория был организован Дом изучения ребенка (1918), в дальнейшем преобразованный в Медико-педагогическую опытную станцию, которой К. руководил.

К. – автор работ, посвященным проблемам дефектологии.

Соч.: Дефективные дети и школа (ред.). – М., 1912; Воспитание и обучение трудных детей (совм. с С.П. Крюковым). – М., 1914.

Кузьмицкая Мария Игнатьевна (1902 – 1978) – отечественный олигофренопедагог. Работала в области воспитания глубоко умственно отсталых детей. Разрабатывала вопросы методики преподавания истории во вспомогательной школе, занималась пропагандой специальных педагогических знаний, принимала участие в работе по повышению квалификации учителей-дефектологов.

К. – автор статей, методических писем по вопросам воспитательной работы вспомогательной школе.

Лубовский Владимир Иванович (р. 1923) – отечественный психолог. Работает в области изучения высшей нервной деятельности аномальных детей, занимается исследованием функции зрения при его нарушениях. Л. является одним из авторов разработки объективных методов исследования слуха.

Соч.: Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. – М., 1956. – Т.1.; Динамика развития детей-олигофренов (совм. с М.С. Певзнер). – М., 1963; Особенности световой чувствительности у слабовидящих детей // Ориентировочный рефлекс и проблемы рецепций в норме и патологии. – М., 1964.

Лурия Александр Романович (1902 – 1977) – отечественный психолог, д-р мед. наук, проф., действительный член АПН СССР, автор исследований проблемы нарушения психических функций (особенно речевых) при локальных поражениях мозга и последующем восстановлении нарушенных функций. Ему принадлежит ряд работ, освещающих особенности высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Эти работы сыграли большую роль в обосновании принципов и методов отбора детей во вспомогательные школы. Его исследования в области речевых нарушений имеют большое значение для работы по развитию речи у аномальных детей.

Соч.: Травматическая афазия. – М., 1947; Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка (ред.) - М., 1956 – 1958. Т.1 – 2; умственно отсталый ребенок (ред.) – М., 1960; Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 962; Принципы отбора детей во вспомогательные школы (совм. с Г.М. Дульневым). – 2-е изд. – М., 1960; Лобные доли и регуляция психических процессов (ред.) – М., 1966; Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга (совм. с Л.С. Цветковой). – М., 1966.

Ляпидевский Сергей Семенович (1903 – 1975) – отечественный дефектолог, врач-психоневролог, проф., один из организаторов высшего дефектологического образования. Разрабатывал вопросы естественнонаучных основ воспитания и обучения аномальных детей, а также проблемы логопедии и детской психопатологии.

Соч.: Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение в клинической медицине и специальной педагогике // Учебно-воспитательная работа в специальной школе. – М., 1951. – Вып. III – IV; Дифференциация состава учеников вспомогательных школ // Учебно-воспитательная работа в специальной школе. – М., 1951. – Вып. IV; Невропатология. – М., 1965.

Певзнер Мария Семеновна (1901 – 1991) – психиатр, д-р психол. наук, профессор. С 1931 года – научный сотрудник Экспериментально-дефектологического института (с 1943 г. – НИИ дефектологии АПН РСФСР), в 1951 – 1960 гг. – старший научный сотрудник, в 1960 – 1973 гг. завсектором клинического изучения аномальных детей, с 1973 – профессор-консультант.

Автор трудов по проблемам комплексного психолого-педагогического изучения аномальных детей, созданию клинической классификации олигофрении, ЗПР, проблемам сложных дефектов (сочетание олигофрении с сенсорными дефектами).

Соч.: Дети-психопаты и лечебно-педагогическая работа с ними. – М., 1941; Дети-олигофрены. – М., 1959; Клинико-генетические исследования олигофрении (ред.). – М., 1972; О детях с отклонениями в развитии (совм. с Т.А. Власовой). – М., 1973; Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). – М., 1982 (совм. с Л.И. Ростягайловой и Е.М. Мастюковой).

Пинский Борис Израилевич (1910 – 1982) – отечественный психолог, д-р пед. наук. Работал в области психологии умственно отсталых детей. Наибольшее значение имеет его исследование особенностей мотивов деятельности умственно отсталых детей.

Соч.: Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М., 1962; О непреднамеренном запоминании в процессе повторения и его особенностях у умственно отсталых детей // Известия АПН РСФСР. – М., 1948. – Вып. 19; Процесс воспроизведения при непреднамеренном запоминании и его особенности у учащихся вспомогательных школ // Известия АПН РСФСР. – М., 1954. – Вып. 58.

Постовская Мария Павловна (1865 – 1953) – отечественный олигофренопедагог, организатор первого в Москве класса для умственно отсталых детей (1908). П. – автор ряда работ, из которых наиболее значительная посвящена вопросу обучения грамоте учащихся вспомогательных школ (в соавторстве с И.П. Постовским и Е.А. Бергман).

Россолимо Григорий Иванович (1860 – 1926) – отечественный врач-психиатр, проф. Известен трудами в области клинической невропатологии и психиатрии. Для изучения индивидуально-психологических особенностей детей Р. разработал методику, составленную на основе «Психологических профилей». Р. много работал в области детской психологии и дефектологии; сновал Общество психиатров и невропатологов.

Соч.: Общая характеристика психологических профилей. – М., 1910; Психологические профили. – М., 1917; Психологические профили дефективных учащихся в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр. – М., 1914; Внимание. Объем. Психологические профили. – М., 1926.

Сеген Эдуард (1812 – 1880) – французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики, автор медико-педагогической системы воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей. Первоначально занимался индивидуальным воспитанием слабоумных детей. С 1839 года руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем). Здесь провел ряд реформ, улучшающих условия жизни и воспитания детей. В 1841 году организовал частную школу-пансион для отсталых детей. В 1848 году уехал в США, где создал первые в этой стране учреждения для слабоумных.

Считал принципиально возможным воспитание и обучение всех слабоумных. Слабоумие, по Сегену, характеризуется, в частности, безволием и снижением деятельности органов чувств и двигательных способностей. Задача воспитания – вывести слабоумного из этого инертного состояния, сделать его работоспособным. Системой специальных упражнений-тренировок следует развивать двигательные способности, органы чувств, а затем воспитывать мышление, формировать представления и понятия, дать навыки чтения, письма и счета. Завершиться обучение слабоумных должно воспитанием воли и нравственных качеств. Большое значение Сеген придавал гигиеническим и бытовым условиям в учреждениях для слабоумных, режиму в них, а также личности воспитателя.

Система Сегена получила широкое международное признание и оказала влияние на другие педагогические концепции, в том числе на систему М. Монтессори.

Соловьев Иван Михайлович (1902 – 1986) - отечественный психолог, д-р пед наук. Его работы посвящены изучению особенностей развития познавательной деятельности у глухих и умственно отсталых детей. С. исследовал также вопросы изменения структуры психики аномального ребенка в процессе его развития. Большое значение имеет ряд работ, посвященных развитию чувственного познания и образного мышления, а также психологии решения глухими детьми теоретических и практических задач.

Соч.: Восприятие действительности умственно отсталыми детьми // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. – М., 1953; Развитие познавательной деятельности глухонемых детей. – М., 1957; Вопросы психологии глухонемого ребенка // Психологическая наука в СССР. – М., 1960; о психическом развитии глухи и нормально слышащих детей. – М., 1962; Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М., 1968.

Шиф Жозефина Ильинична (1904 – 1978) – отечественный психолог, д-р пед. наук. Работала в области исследования развития процессов мышления и речи у нормальных, глухих и умственно отсталых детей. Особое значение имеют ее исследования для теории и практики обучения глухих языку и формирования их словесного мышления. Принимала участие в создании первых программ по психологии детей с недостатками слуха для педагогических институтов.

Соч.: Развитие научных понятий у школьников. – М., 1935; Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками. – М., 1954; Таблицы по русскому языку. – М., 1947; Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы (ред.). – М., 1965; Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. – М., 1968.

Эскироль Жан Этьен Доминик (1772 – 1840) – французский психиатр, один из основоположников современной психиатрии. В 1800 году открыл частную лечебницу для душевнобольных в Париже, с 1811 года – в Сальпетриер. Ввел (1817) систематическое преподавание психиатрии на медицинском факультете. С 1825 года до конца жизни – главный врач психиатрической лечебницы в Шарантоне (близ Парижа).

Одним из первых врачей посвятил свою научную деятельность преимущественно изучению идиотии. Э. впервые указал на то, что идиотия – не болезнь, а состояние, которое, по его мнению, характеризуется тем, что при нем умственные способности никогда не проявлялись или же не развились в течение жизни.

Э. впервые четко разграничил врожденное и приобретенное слабоумие.

Для обозначения более легкой формы идиотии Э. ввел термин «и мбецилизм», ранее употреблявшийся в иных значениях. Для обозначения одной из градаций слабоумия предложил термин «умственная отсталость».

Э. – автор ряда многоплановых классификаций слабоумия. Э. положил начало клиническому и психологическому исследованию слабоумия. Его идеи легли в основу всех последующих исследований и учений в данной области.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных