Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Клинико-психолого-педагогическая характеристика




До окончательного выяснения причин появ­ления синдрома раннего детского аутизма в кли­нической картине этого заболевания тоже не все может быть ясно. Известный специалист в этой области Л. Каннер выделил 3 основных при­знака РДА:

1) аутизм с характерными переживаниями;

2)однообразное, повторяющееся стереотип­ное поведение с элементами одержимости;

3) особые нарушения речевого развития.
Клиническая картина не ясна из-за неопределенности в причинах происхождения РДА.
Специалисты высказывают самые различные точки зрения на то, что такое основной дефектв психике, возникающий при РДА. Одни считаюту что это сочетание низкого психологическо­
го тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперстезии; другие утверждают, что это нару­шение в восприятии окружающего мира; третьи выдвигают гипотезу о том, что главный дефект
при аутизме—это нарушение соотношения процессов сна и бодрствования; четвертые выдви­
гают на передний план когнитивные и речевые нарушения.

Из всех приведенных точек зрения наиболее исследованаи научно обоснована теория россий­ских ученых В. В. Лебединского и О. С. Ни­кольской, по которой главной причиной счи­тается низкий психический тонус. Это означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением. Оно наступаеттакбыст-ро, что больной как бы выхватывает из окружающей действительности отдельные, не связан­ные между собой фрагменты. При этом форми­рование целостной картины затрудняется, а при некоторых формах аутизма становится и совсем невозможным. Разорванный, фраг­ментарный мир, окружающий больного, и яв­ляется причиной возникающих страхов.

Особо следует сказать о чувственном вос­приятии больных аутизмом. Многие обычные, легко переносимые большинством людей пси­хические воздействия становятся для артистов источниками неприятных ощущений и тревог. Больным тяжело переносить как эмоциональ­но насыщенные явления, так и людей, их лица и взгляды. Некоторые больные аутизмом впа­дают в комплексы, страдают заниженной са­мооценкой, другие, напротив, имеют завышен­ную самооценку и совершенно по-другому реагируют на происходящие вокруг события.

При таком необычном восприятии окружаю­щего мира, когда многие предметы и люди вызывают страх и волнения, аутичный барьер за­щищает ребенка от слишком эмоционального восприятия мира. По определению специа­листов, ребенок «забирается в аутизм, как улит­ка в раковину», — там он чувствует себя намно­го спокойнее и приятнее. К сожалению, за созданным больной психикой аутичным барье­ром ребенок лишается многих жизненно необ­ходимых факторов для последующего развития

 

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального развития (РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ РДА)

Психолого-педагогическая картина аутичных расстройств личности сложна и неоднозначна по сравнению с другими нарушениями психи­ческого развития. По этой причине организация воспитания и обучения детей с РДА имеет ог­ромные трудности. В отличие даже от сложных дефектов аутизм, причина появления которого до сих пор не выяснена, практически не под­дается результативной компенсирующей работе.

Как установили специалисты, наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте трех — пяти лет, т.е. в период так называемого кризиса трех лет и сразу после него. Наблюдения за детьми, страдающими ранними формами аутизма, поз­волили выделить несколько характерных проявлений этого психического заболевания:

1) аутичный ребенок не в состоянии фиксиро­вать свой взгляд на лице другого человека и совершенно не выносит прямого зритель­ного контакта «глаза в глаза»;

2)первая улыбка появляется вовремя, но она не предназначена конкретному человеку;

3)узнавая своих близких, больной ребенок не проявляет характерных при этом для других детей эмоций.

При воспитании аутичных детей учитываются все эти факторы, а также то, что больной аутиз­мом ребенок стремится к сохранению привыч­ного ему жизненного пространство. Эту особенность специалисты называют «феноменом тож­дества». Согласно этому феномену, внешние реакции на изменения могут проявляться в из­лишней активности, беспокойстве и агрессии. Больной ребенок многократно повторяет одни и те же действия, стремится к постоянству в своих привычках. Кроме того, он произносит одни и те же звуки, а предметы, с которыми ему при­ходится сталкиваться в быту, обнюхивает и об­лизывает.

Во время игры ребенок бессмысленно пере­бирает одни и те же предметы, а игрушки почти никогда не использует по назначению. Страхи проявляются довольно рано, причем могут быть неконкретными, а могут и иметь вполне понят­ное происхождение.

Ребенок, больной аутизмом, часто боится шума электроприборов, собак, машин, подзем­ных переходов, самых разных игрушек и пред­метов, его окружающих. Общей особенностью всех страхов при РДА является их сила, стой­кость и труднопреодолимость.

Неравномерность развития при РДА находит свое отражение в особенностях моторики. Дви­жения больных детей угловатые, вычурные, не­сообразные. Еще одной особенностью аутичных детей является проявление особых, только им присущих фантазий, оторванных от реального мира. Эти фантазии как, бы замещают страхи больного, являются следствием нарушения сферы влечений и интересов.

Система воспитания и обучения детей с РДА строится на сочетании различных компенсирую­щих и коррекционных форм и методик.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных