ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Советская вспомогательная школа исторически сложилась как профессионально-трудовое образовательно-воспитательное учреждение
Советская вспомогательная школа исторически сложилась как профессионально-трудовое образовательно-воспитательное учреждение. Педагогический процесс в ней сориентирован на подготовку учащихся к труду в сфере материального производства. Разрабатывая теорию трудового воспитания умственно отсталых школьников, советская олигофренопедагогика руководствуется учением марксизма-ленинизма о труде как первом основном условии всей человеческой жизни и притом в такой степени, что в известном смысле можно сказать: «труд создал самого человека» (Ф. Энгельс); положением В. И. Ленина о том, что «нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производственным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состояния научного знания» [12, 485]. Выполняя заветы Ильича, КПСС в центр воспитательной работы ставит «развитие коммунистического отношения к труду всех членов общества» [13, 118–119]. Фундамент коммунистического отношения к труду закладывается в школе и семье. В декабрьском (1977 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе обращается особое внимание на необходимость «воспитывать у молодежи любовь к труду, глубокое уважение к людям труда и готовность работать в сфере материального производства» [19]. В этом положении отражена сущность трудового воспитания в общеобразовательной школе, в том числе и во вспомогательной школе-интернате. Понятие «трудовое воспитание» включает все содержание работы по подготовке учащихся к трудовой жизни: вооружение учащихся общетрудовыми и специальными (профессиональными) знаниями, умениям и навыками; формирование у них физических, интеллектуальных и нравственных качеств, необходимых в труде. Кроме того, трудовое воспитание во вспомогательной школе выполняет функции социально-трудовой реабилитации и адаптации учащихся. Трудовое образование. Целью трудового образования является формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых в жизни и труде. Эта задача решается путем включения детей в необходимые в жизни виды труда: бытового, общественно полезного и профессионального. В условиях вспомогательной школы задачи профессионально-трудового образования приобретают особенную значимость, учитывая то, что на общеобразовательных уроках дети не получают достаточной общеобразовательной базы, необходимой для глубокого осмысления технологических процессов труда. Попытки обойтись без. теории и построить обучение только на выработке практических навыков, как правило, приводят к формальному, неосознанному усвоению приемов и действий, лишенному творческого подхода к выполнению трудовых заданий. Во вспомогательной школе теоретические положения излагаются в более простой форме. Сообщается не весь их объем, а лишь то главное, без чего нельзя осмыслить технологию труда, сознательно усвоить трудовые действия. Трудовое воспитание. Будущая трудовая деятельность потребует от учащихся вспомогательной школы не только определенного уровня профессионального образования, но и определенной воспитанности. Роль труда и трудового воспитания в комплексном подходе трудно переоценить. «Труд, – говорил на съезде учителей Украинской ССР В. В. Щербицкий, – это подлинный скульптор человеческой души и тела. Его роль в формировании молодого, человека ничем нельзя заменить» [21, 25]. Идейно-политическую основу трудового воспитания составляет коммунистическое отношение к труду. Как отмечают многие авторы, умственно отсталым детям свойственна склонность к физической работе. Вместе с тем у этих детей, особенно в раннем возрасте, слабо развито, а иногда и отсутствует, понимание социальной роли труда. Ввиду этого важнейшей задачей является формирование у школьников ясного понимания значения их собственного труда для общества, осмысление его как первейшей гражданской обязанности, патриотического долга и особенно – безвозмездного труда на благо Родины. Важно, о чем мечтал еще К. Д. Ушинский, зажечь у воспитанников жажду серьезного труда с пониманием, что без этого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Необходимо, чтобы одновременно с этим велась решительная борьба, направленная на предупреждение лени, склонности к праздному времяпрепровождению, привычки уклонения от всякой работы. В неразрывной связи с процессом формирования у учащихся понимания общественного значения труда находится воспитание у них бережного отношения к его результатам, которые они воочию видят и которыми пользуются. До сознания учеников должно быть четко доведено, что все, чем они пользуются, – школьно-письменные принадлежности,, учебники, одежда и обувь, постельные принадлежности и т. п. – предоставлено им государством бесплатно, а их обязанность – беречь все это. Вся воспитательная работа в школе должна быть направлена на то, чтобы каждый ученик ясно представлял себе свое место в трудовом процессе, знал, что и зачем он делает, чувствовал, что его труд – необходимая часть общей работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|