ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Нравственное воспитание во вспомогательной школе осуществляется на основе всестороннего воздействия на духовное и физическое развитие школьников. Прежде всего учитывается целостный характер формирующейся личности, обусловливающий необходимость одинаково интенсивного и избирательного воздействия на все ее стороны. Отсюда вычленяются такие составные части, как формирование у учащихся нравственных взглядов, убеждений и мировоззрения; навыков и привычек поведения; чувств; морально-волевых черт характера. Последовательное соблюдение такого целостного подхода приобретает не только общепедагогическое, но и коррекционное значение, так как это корригирует свойственные им нарушения связи сознания, чувств, поведения с морально-волевой сферой. Формирование у учащихся этических взглядов, убеждений и мировоззрения. Известно, что степень разумности поведения того или иного ученика зависит в первую очередь от знания, как надо поступать в том или ином случае. У умственно отсталых детей такие знания весьма скудны. Поэтому первейшей задачей здесь является сообщение им как можно большего количества верных сведений о нравственных требованиях, предъявляемых обществом каждому человеку. Однако простое накопление таких знаний еще не гарантирует устойчивого нравственного поведения, поскольку в этом случае умственно отсталые дети далеко не всегда руководствуются ими. Необходимо еще, чтобы эти знания приобрели стимулирующую и регулирующую функции. Непременным условием этого является преобразование знаний в моральные убеждения. Ныне доказана возможность создания таких убеждений у умственно отсталых школьников. Однако сформированные убеждения у них становятся зачастую орудием построения и регуляции лишь отдельных поступков, главным образом тех, на примере которых они созданы. Во избежание такой локализации функции убеждения необходимо обобщение, объединение их в стройную систему. Это находит свое выражение в образовании нравственного мировоззрения как совокупности обобщенных этических убеждений и идеалов, которые обусловливают определенное отношение к людям и обществу, определяют способ восприятия, осмысления и оценку поступков и действий людей. Сформировавшись, мировоззрение приобретает роль личностной методологической- установки индивида, имеющей значение общих принципов и норм поведения. Благодаря этому мировоззрение становится ориентиром в природной и социальной среде, приобретая тем самым силу, управления практическими действиями индивида, придавая им определенный социальный смысл. Однако создаваемые у умственно отсталых школьников убеждения охватывают недостаточно широкий круг основополагающих этических установок и норм. Какая-то, нередко весьма существенная часть этических требований остается вне сознания ученика или оказывается личностно индифферентной, эмоционально непринятой. Это придает их убеждениям разобщенный, локальный характер. Задача состоит в том, чтобы путем системы коррекционных средств облегчить процесс объединения в сознании ученика взглядов и убеждений в единую целостную систему. В решении этой задачи большую пользу дают сопоставления действий, касающихся одного и того же правила, но совершенных в различных жизненных ситуациях и различными людьми. Примером этому может служить случай, описанный в рассказе «Равнодушие». В нем повествуется о том, что мальчики равнодушно смотрели на то, как большая собака напала на маленькую девочку. Из дому выбежала женщина,, прогнала собаку и пристыдила мальчиков. Однако те заявили, что они ничего не сделали. «Вот это-то и плохо», – ответила женщина: Здесь при одной ситуации имеем два отношения к событиям. Для умственно отсталого ребенка, которому родители постоянно твердят, чтобы он не вмешивался в драку, действительно неясно, почему в данном случае ему должно быть стыдно. Разбор таких проблемных случаев поможет ученикам находить правильную форму поведения в ситуациях, допускающих несколько вариантов решения, в том числе и неправильных. В процессе бесед с учащимися. воспитатель выявляет пробелы в их нравственном воспитании, устанавливает случаи локализации убеждений и на основе широких сопоставлений и установления причинно-следственных связей постепенно устраняет фрагментарность нравственных представлений, придавая им системный характер. Решающим фактором, способствующим становлению у учащихся мировоззрения, являются овладение систематическими знаниями и организация практической деятельности по их использованию. Формирование навыков нравственного поведения. Успешное приобщение учащихся вспомогательной школы к социалистическому образу жизни не ограничивается формированием нравственного сознания, оно требует так же привития им достаточно прочных навыков и привычек поведения. Актуальность задачи формирования навыков нравственного поведения обусловливается необходимостью компенсации свойственного умственно отсталым детям расхождения между сознанием и поведением. Приобретение прочных навыков нравственного поведения предупреждает неустойчивость, лабильность поведения, порождающиеся вследствие забывания нравственных требований или легкой податливости внушению других людей. Благодаря этому у них сохраняется правильная форма поведения даже при наличии соблазнов, удовлетворение которых ведет к его нарушению. Вместе с тем следует учитывать и обратную сторону этого процесса. При наличии инертности и косности психических процессов выработанные у учащихся навыки поведения нередко становятся штампами и стандартами, которые воспроизводятся и в адекватной, и в неадекватной ситуациях. В связи с этим приобретает особое значение формирование у учащихся нравственных мотивов. Выработка их осуществляется путем постепенного перехода- от элементарных форм внешнего управления поступками и действиями детей посредством словесных побуждений, несущих в себе значение разрешения, одобрения («надо»), желательных и торможения нежелательных действий, к управлению, включающему развернутые мотивации необходимости выбора тех или иных поступков и направленному на выработку у детей внутренних стимулов и тормозив, обращенных к самому себе в качестве приказа действовать. Таким образом, формирование навыков поведения у умственно, отсталых детей, должно всегда основываться на их осознанном усвоений. Основным методом выработки их является упражнение в правильном поступке и действии в процессе специально организованной и скорригированной деятельности – трудовой, учебной, самодеятельной. Воспитание у учащихся нравственных чувств. Являясь переживанием отношения личности к поступкам и действиям (как своим, так и других детей), нравственные чувства тесно связаны со всеми другими чертами и сторонами нравственного облика школьника, приобретая тем самым большую силу воздействия на их поступки и действия. Вследствие нарушений нейродинамики основных корковых процессов у одних умственно отсталых школьников наблюдаются повышенная эмоциональная возбудимость, неустойчивость, легкость возникновения различных стрессовых состояний, аффективных вспышек, расстройство настроения. Они раздражаются по пустякам, без особой причины смеются, радуются или начинают вдруг плакать, грустить, болезненно реагируют на замечания в их адрес, по малейшему поводу вступают в драку. Другие, наоборот, отличаются эмоциональной тупостью, пассивностью, устойчивостью депрессивного состояния. Их ничто не интересует, не радует и не огорчает, им все безразлично, ко всему они относятся равнодушно. Все эти особенности, безусловно, осложняют формирование у детей высших, то есть нравственных чувств и использование их в воспитательных целях. Некоторые буржуазные дефектологи и социологи рассматривают эти затруднения как доказательство невозможности воспитания у детей нравственных чувств. Основываясь на веских доказательствах практики формирования у умственно отсталых детей положительных чувств, советская олигофренопедагогика вполне обоснованно ставит своей целью развитие у них таких моральных ценностей, как чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма, дружбы народов, коллективизма, дружбы и товарищества, чести и собственного достоинства, "оптимизма, гуманизма, стыда, совести и др. В сложной гамме таких чувств особое внимание обращается на развитие у учащихся чувств собственного достоинства и оптимизма, поскольку они развиты особенно слабо. Одновременно с этим проводится систематическая работапо предупреждению возникновения отрицательных чувств. Достигается это на основе развития отрицательного отношения к ним, включающего переживание неудовлетворенности, стыда и ответственности за допущенное отклонение от норм нравственности. Воспитанию положительных нравственных чувств весьма способствует наличие положительно окрашенного морального климата в коллективе, переживание учащимися успехов в учебной, трудовой и общественной деятельности. Воспитание морально-волевых черт характера. Как совокупность существенных устойчивых и стержневых свойств личности характер проявляется во всех многообразных сферах жизнедеятельности человека: в труде, учебе, игре и развлечениях, во взаимоотношениях с другими людьми, отражая его отношения к обществу (принципиальность, честность, патриотизм и т. п.), к своей трудовой и познавательной деятельности (аккуратность, прилежание), к другим людям (товарищество, дружба), к самому себе (скромность, самокритичность). Ведущей стороной характера является его волевая сфера. Формирующаяся личность аномального ребенка отличается слабостью воли и характера, что мешает ей постоянно следовать своим убеждениям, осуществлять свои планы, желания. Умственно отсталый не способен самостоятельно преодолевать трудности и препятствия на этом пути, становясь, как правило, рабом своих чувств или попадая под влияние людей более сильного характера и воли. Как заторможенным и возбудимым, так и относительно уравновешенным детям свойственно отставание от естественного возраста в развитии воли и характера. Это находит свое выражение в отсутствии решительности, твердости и настойчивости в доведении начатого дела до конца, некритичной оценке своих и чужих поступков и взглядов, неспособности целесообразно организовать свое поведение, то есть везде, где требуется проявление твердой воли и характера. Рассматривая все эти особенности лишь как исходные, первоначальные, поддающиеся изменению и перестройке состояния, советская олигофренопедагогика и вспомогательная школа используют сложную систему специальных коррекционно-развивающих средств, направленных на компенсацию недостаточности характера в воли, развитие на этой основе таких нравственно ценных характерологических черт, как целеустремленность и принципиальность, советский патриотизм и пролетарский интернационализм, коллективизм, социалистическое отношение к труду, социалистический гуманизм и оптимизм, скромность, честность, правдивость, простота, чуткость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, организованность, сдержанность, смелость, мужество, храбрость, стойкость и др. Воспитание у умственно отсталого ребенка воли и характера–весьма длительный и сложный процесс. Конечно же главным в нем является не словесные увещевание и разъяснение (хотя значение их не умаляется), а организация жизни и деятельности индивида, создание таких условий, при которых он мог бы систематически изо дня в день упражняться в выработке воли и характера. Таким условием является вовлечение детей в практическую деятельность: общественную, трудовую, познавательную. Должна также существовать система стимулов и побуждений к преодолению препятствий и трудностей, предупреждающая уход детей от них, поиск более легких путей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|