ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Любовь к Родине, чувство советского патриотизма приобщают детей к жизни советского народа и тем самым помогают отрешиться от ощущений одиночества, социальной неполноценности и бесперспективности существования. В этом отношении советский патриотизм является движущей силой воспитания, развития и коррекции умственных недостатков. Патриотическое воспитание включает в себя формирование у учащихся горячей любви к своей Родине, законной гордости ее настоящим и прошлым, беззаветной преданности и верности ей. Достижению этого способствуют рассказы и беседы на патриотические темы, чтение художественной литературы, экскурсии в природу и к социальным объектам, отражающим жизнь Родины, организация патриотических действий и поступков учащихся и др. Творчески используя все имеющиеся в их распоряжении средства, педагоги знакомят учащихся с жизнью трудящихся в дооктябрьский период, их трудом, борьбой за независимость Родины и освобождение от рабства и угнетения, с выдающимися достижениями науки, культуры, техники. Большое патриотическое воздействие оказывают на учащихся рассказы о Великой Октябрьской социалистической революции, революционной деятельности лучших представителей рабочего класса, о создателе и вожде Коммунистической партии В. И. Ленине и его соратниках, о трудовых и ратных подвигах советских людей на. всех этапах коммунистического строительства, о борьбе нашей Родины за мир и социальный прогресс во всем мире, о созидательном труде советских людей, строящих коммунистическое общество. В результате такой работы у учащихся должно сформироваться чувство национальной гордости и представление о советском патриотизме как о новом, высшем морально-политическом качестве личности, источником которого является победа Октябрьской революции и утверждение новых социалистических отношений в стране. Этим самым воспитание у учащихся чувства советского патриотизма тесно переплетается с чувствами гражданина СССР. Патриотизм школьников воплощается в конкретную его форму – гражданственность. Школа заботится о том, чтобы патриотическое сознание и чувства детей находили свое выражение в соблюдении требования Конституции СССР «с достоинством нести высокое звание гражданина СССР», готовит их к тому, чтобы они могли «оберегать интересы советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета» [16, 7]. Важное значение в таком гражданском воспитании имеет разъяснение соответствующих статей Конституции СССР в процессе преподавания учебных предметов, особенно обществоведения и истории. Составной частью патриотического воспитания является воспитание учащихся в духе дружбы народов СССР, неуклонного соблюдения требований Конституции СССР относительно уважения национального достоинства других граждан, укрепления дружбы наций и народностей советского Многонационального государства. Патриотическое воспитание неразрывно связано в школе-с воспитанием у учащихся пролетарского интернационализма и непримиримости к чуждым советской морали проявлениям национализма и шовинизма. Вспомогательная школа призвана формировать у учащихся готовность и умение свято соблюдать интернациональный долг, «содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира», как этого требует Конституция СССР [16,7]. Конкретность мышления умственно отсталых детей требует проведения патриотического и интернационального воспитания в конкретных наглядных формах. Практическая реализация этого требования находит свое конкретное выражение в том, что ученик на начальном этапе обучения рассматривает свою учебу, трудовую и внеклассную деятельность как выполнение патриотического долга, как подготовку к самостоятельному и плодотворному труду на благо Родины. В этом случае происходит соединение у внушаемых учащиеся патриотических идей с их повседневным жизненным опытом, что особенно важно для умственно отсталых, которым свойственен разрыв между абстрактным и конкретным, общим и частным, сознанием и поведением. Преломление сознания в опыте проявляется в.том, что ученики в результате педагогической направленности их мыслей при созерцании окружающей действительности ви-Дят Родину, ее притягательную силу в родной природе, своем доме, улице, городе, школе, в окружающих людях, их делах и поступках. Этот патриотический опыт приобретает отчетливое патриотическое звучание, когда дети живо ощущают ежедневное проявление заботы Родины о них, когда они совершенно отчетливо понимают, что своим обучением в школе, бесплатным материальным обеспечением, безвозмездным снабжением одеждой, жильем, питанием, учебниками и школьно-письменными принадлежностями обязаны государству. Внушение этого понимания – не простое дело. Ведь при неправильном, опекунском воспитании у детей нередко формируются представления о том, что проявляемая к ним забота – это само собой разумеющееся дело, поскольку все должны о них заботиться. Конкретность патриотического воспитания проявляется в том, что ученики должны ясно представлять: все,, что делается вокруг них – асфальтируются новые улицы, открываются новые больницы, кинотеатры, прокладываются железнодорожные пути, воздвигаются все новые и новые постройки, отправляются один за другим в космос спутники – направлено на улучшение жизни советского человека. Для этого трудятся рабочие, колхозники, ученые, партийные и советские работники, для этого учатся и они. Важнейшим фактором, способствующим соединению патриотического сознания, чувства и поведения, является накопление у учащихся собственного опыта патриотических поступков и действий. Большие перспективы в этом направлении открывает привлечение учащихся к деятельности по превращению своего города или поселка в образцовый, закладке парков, скверов, аллей героев, установке мемориальных досок, охране природы, оказанию помощи совхозам, колхозам в выполнении народнохозяйственных планов. Однако здесь следует учитывать следующее: если эти практические работы выполняются просто по требованию педагогов, без постановки патриотической цели, воспитательная роль их сводится на нет. Работа выполняется детьми как простая необходимость, без осознания ее общественно полезной значимости. Сильное воспитательное воздействие на учащихся оказывают непосредственное участие в создании школьных краеведческих и исторических музеев, Ленинских комнат и уголков, в подготовке и проведении революционных праздников, изучении родного края, походах по местам революционной и боевой, трудовой славы, посещение памятников, обелисков, монументов героям гражданской и Великой Отечественной войн, мирного труда, шефство над инвалидами, ветеранами войны и труда, участие в проведении экспедиций «По дорогам боевой славы», «Заветам Ленина верны», «В братской семье народов», в военно-патриотических играх «Орленок», «Зарница» и др., встречи со знатными людьми страны, участниками гражданской и Великой Отечественной войн, героями труда, простыми рабочими и колхозниками. Ценность этих, как и многих других, здесь не указанных, мероприятий велика. Они способствуют включению учащихся в большой мир патриотических идей и деяний, переживаний и трудовых свершений советского народа, заставляя их тем самым активно реагировать на все, что свершается в нашей стране. Это повышает их чувство собственного достоинства, интерес к общественной работе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|