ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВОСПИТАНИЕ У УЧАЩИХСЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Где бы ни жили и ни работали выпускники вспомогательной школы, всюду от них потребуется высокая дисциплинированность, ибо, как записано в Конституции СССР, в развитом социалистическом обществе «соблюдение трудовой дисциплины является обязанностью и делом чести каждого гражданина СССР» [16, 7]. За время учебы в школе ученики должны научиться свято соблюдать требования, предъявляемые к поведению каждого советского гражданина. В этом отношении воспитание у учащихся дисциплинированного поведения является целью деятельности педагогов. Вместе с тем, достижение такого результата рассматривается как средство воспитания, поскольку при этом создаются самые благоприятные условия для педагогического воздействия на учащихся. Еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский считал, что. «школа без дисциплины — что мельница без воды» [39, 350]. В буржуазной педагогике в связи с этим широко пропагандируется метод подавления «злой» воли ребенка, жесткого преодоления воспитателем его сопротивления путем принуждения, сопровождающегося целой гаммой наказаний вплоть до физических воздействий. Цель такого подхода очевидна — во что бы то ни стало сломить сопротивление, волю и инициативу ученика, заставить его «ходить по струнке» и ни о чем не думать. Советской педагогике и практике такой подход глубоко чужд. Продуктивное решение этого вопроса в советской вспомогательной школе осуществляется на основе учета сознательного и несознательного элементов в поведении учащихся. При этом выясняется, в каких случаях отклонения от норм поведения носят произвольный, а в каких — непроизвольный характер. Как установлено наукой, всякие противоречия и конфликты в поступках, действиях и отношениях к другим лицам у аномальных детей возникают на основе различного сочетания сознательного и несознательного компонентов; в поведении умственно отсталого ребенка нередко преобладающую роль играет компонент неосознанности, что не всегда зависит от воли ученика. При этом Нельзя все отклонения в поведении ученика рассматривать как произвольное действие, то есть всецело зависящее от субъекта, и в связи с этим квалифицировать ученика как недисциплинированного, злостного нарушителя порядка. При выборе средств воздействия на учащихся и оценке уровня их Дисциплинированности советские педагоги различают, какое отклонение в поведении того или иного ученика является произвольным, а какое — непроизвольным. При этом учитываются такие типичные случаи: неумение ученика выполнять данные ему предписания в силу крайне слабой воли характера; неспособность его к устойчивой целенаправленной деятельности, которая требуется при решении жизненных задач и определяет особенности поведения лица в различной обстановке; отсутствие критического отношения к своим поступкам, недостаткам и неспособность полностью, цельно оценивать и переживать свое состояние; грубое нарушение потребностей и мотивов, проявляющееся в отказе от выполнения заданий, в негативизме, отсутствии.стремлений к самосовершенствованию. Как отмечает Г. М. Дульнев, воспитание дисциплины у младших школьников начинается сформирования у них навыков простого послушания. Без этого невозможно сколько-нибудь успешно провести урок или воспитательную беседу в группе. Одновременно с этим дети приучаются прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, брать на уроки необходимые учебники и письменные принадлежности, до прихода учителя приготавливать все для работы, на уроке не разговаривать, не отвлекаться, внимательно слушать объяснения и вопросы учителя, прилежно выполнять все его поручения и задания, быть вежливыми с товарищами, соблюдать санитарно-гигиенические правила, держать в чистоте и сохранности школьные учебники, книги, тетради, вести себя скромно в школе и дома, на улице и т. д. Более высокий уровень сознательности соблюдения правил дисциплины достигается путем перестройки поведения от. послушания к самостоятельному соблюдению норм дисциплинированного поведения и установлению общей дисциплины в коллективе. У учащихся все усиливается желание как можно лучше выполнить то или иное задание, а также потребность в исправлении поведения своих товарищей, оказании помощи отстающим. Вырабатываемые у умственно отсталых детей навыки дисциплинированного поведения отличаются крайней неустойчивостью. В связи с этим во вспомогательной школе применяется система, упражнений, предусматривающая не только многократное повторение в естественных условиях поступков и действий, но и включение их в ежедневную практическую деятельность учащихся, соответственно организованную и скорригированную (игровую, трудовую, общественную), требующую от детей-выполнения правил поведения без напоминания, в силу необходимости, обусловленной конкретной ситуацией. Широко используются также средства стимуляции; поощрение, оказание доверия, поручение ответственных заданий и т. п. Большое дисциплинирующее влияние на умственно отсталых детей, склонных к привычному образу жизни и устойчивой внешней обстановке, оказывает строгое соблюдение школьного режима, в котором неукоснительно соблюдается единство требований к поведению всех членов общешкольного коллектива, всяческие отклонения не остаются незамеченными, становятся предметом обсуждения во всех звеньях ученического самоуправления. Благодаря этому в процессе воспитания начинает действовать такая мощная сила общественного воздействия, как общественное мнение. Анализ практики показывает, что большинство учащихся 1–4 классов сравнительно легко адаптируется к школьному режиму. Однако это проявляется главным образом лишь в виде послушания и приспособления к постоянным условиям школьной среды. Они не проявляют достаточной инициативы в налаживании дисциплины в классе, кружке, школе. Положение значительно изменяется с переходом учащихся на более высокую стадию развития в 5–8 классах. Учеников уже не устраивает простое послушание. Они ищут пути для проявления своей инициативы и самостоятельности в целях самоутверждения себя как личности. У некоторых их них даже появляется несколько пренебрежительное отношение к послушанию, рассмотрение его как признака «детскости». Однако в" силу инертности нервно-психических процессов и социальной незрелости они не всегда удачно справляются с задачей переноса усвоенных правил, умений и навыков на новые жизненные ситуации. Поэтому они вынуждены пользоваться старыми стереотипами. Это порождает противоречия и конфликты. С одной стороны, происходит взрыв прежней системы послушания, а с другой, – система творческого подхода к вопросам дисциплины еще не завершена. Это противоречие дает о себе знать и после окончания школы. Например, ученик после школы попадает на производство. Он сразу же решает показать, что он не хуже, а даже лучше других. Однако наотрез отказывается от выполнения вполне справедливых, но не предъявлявшихся к нему в школе требований. В результате возникает конфликтная ситуация. Все это говорит о том, что в старших классах должен быть, несколько иной подход к воспитанию у учащихся, трудовой и общественной дисциплины. Главный упор должен быть сделан на развитие у учащихся инициативности, самостоятельности, осознанной дисциплины, то есть такой, когда, как говорил А. С. Макаренко, ученик в каждую минуту своей жизни готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения, обладая инициативой и творческой волей. Важно научить старшеклассников трезво взвешивать свои силы и возможности, при всех условиях находить правильную линию поведения, исходя из интересов социалистического общества, преодолевать различные трудности и препятствия, проявляя при этом собственную инициативу и самостоятельность.
Список литературы
Ленин В. И. Задачи союзов молодежи.– Полн. собр. соч., т. 41, с. 298–318. Программа Коммунистической партии Советского Союза. – М.: Политиздат, 1976. 144 с. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания; Соч., М.: АПН РСФСР, 1958, т. 5, с. 103–224. Дульнев Г. М. Задачи и методы воспитания учащихся вспомогательной школы. – В кн.: Воспитательная работа во вспомогательной школе. М. АПН РСФСР, 1961, с. 3-48. Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1977. 211 с.
Вопросы и задания
1. В чем заключается оптимистическая установка в отношении нравственного воспитания умственно отсталых школьников? 2. Дайте критический анализ лженаучных концепций нравственного -воспитания лиц с дефектом интеллекта. 3. В чем состоит всесторонний подход в нравственном воспитании? 4. Расскажите о положительном влиянии патриотического воспитания на развитие учащихся вспомогательной школы. 5. Какие положения.А. С. Макаренко применимы при воспитании у учащихся вспомогательной школы сознательной дисциплины?
Глава 13. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|