Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОСПИТАНИЕ У УЧАЩИХСЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




 

Где бы ни жили и ни работали выпускники вспомога­тельной школы, всюду от них потребуется высокая дисцип­линированность, ибо, как записано в Конституции СССР, в развитом социалистическом обществе «соблюдение трудо­вой дисциплины является обязанностью и делом чести каж­дого гражданина СССР» [16, 7].

За время учебы в школе ученики должны научиться свя­то соблюдать требования, предъявляемые к поведению каж­дого советского гражданина. В этом отношении воспитание у учащихся дисциплинированного поведения является це­лью деятельности педагогов. Вместе с тем, достижение та­кого результата рассматривается как средство воспитания, поскольку при этом создаются самые благоприятные усло­вия для педагогического воздействия на учащихся. Еще ве­ликий чешский педагог Ян Амос Коменский считал, что. «школа без дисциплины — что мельница без воды» [39, 350].

В буржуазной педагогике в связи с этим широко пропа­гандируется метод подавления «злой» воли ребенка, жест­кого преодоления воспитателем его сопротивления путем принуждения, сопровождающегося целой гаммой наказа­ний вплоть до физических воздействий. Цель такого подхо­да очевидна — во что бы то ни стало сломить сопротивле­ние, волю и инициативу ученика, заставить его «ходить по струнке» и ни о чем не думать.

Советской педагогике и практике такой подход глубо­ко чужд. Продуктивное решение этого вопроса в советской вспомогательной школе осуществляется на основе учета сознательного и несознательного элементов в поведении учащихся. При этом выясняется, в каких случаях отклоне­ния от норм поведения носят произвольный, а в каких — непроизвольный характер.

Как установлено наукой, всякие противоречия и конфликты


в поступках, действиях и отношениях к другим ли­цам у аномальных детей возникают на основе различного сочетания сознательного и несознательного компонентов; в поведении умственно отсталого ребенка нередко преоблада­ющую роль играет компонент неосознанности, что не всегда зависит от воли ученика. При этом Нельзя все отклонения в поведении ученика рассматривать как произвольное дейст­вие, то есть всецело зависящее от субъекта, и в связи с этим квалифицировать ученика как недисциплинированно­го, злостного нарушителя порядка.

При выборе средств воздействия на учащихся и оценке уровня их Дисциплинированности советские педагоги раз­личают, какое отклонение в поведении того или иного уче­ника является произвольным, а какое — непроизвольным. При этом учитываются такие типичные случаи: неумение ученика выполнять данные ему предписания в силу крайне слабой воли характера; неспособность его к устойчивой це­ленаправленной деятельности, которая требуется при реше­нии жизненных задач и определяет особенности поведения лица в различной обстановке; отсутствие критического от­ношения к своим поступкам, недостаткам и неспособность полностью, цельно оценивать и переживать свое состояние; грубое нарушение потребностей и мотивов, проявляющееся в отказе от выполнения заданий, в негативизме, отсутствии.стремлений к самосовершенствованию.

Как отмечает Г. М. Дульнев, воспитание дисциплины у младших школьников начинается сформирования у них навыков простого послушания. Без этого невозможно сколько-нибудь успешно провести урок или воспитательную беседу в группе. Одновременно с этим дети приучаются прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, брать на уроки необ­ходимые учебники и письменные принадлежности, до при­хода учителя приготавливать все для работы, на уроке не разговаривать, не отвлекаться, внимательно слушать объяс­нения и вопросы учителя, прилежно выполнять все его по­ручения и задания, быть вежливыми с товарищами, соблю­дать санитарно-гигиенические правила, держать в чистоте и сохранности школьные учебники, книги, тетради, вести се­бя скромно в школе и дома, на улице и т. д.

Более высокий уровень сознательности соблюдения пра­вил дисциплины достигается путем перестройки поведения от. послушания к самостоятельному соблюдению норм дис­циплинированного поведения и установлению общей дис­циплины в коллективе. У учащихся все усиливается жела­ние как можно лучше выполнить то или иное задание, а


также потребность в исправлении поведения своих товарищей, оказании помощи отстающим. Вырабатываемые у умственно отсталых детей навыки дисциплинированного поведения отличаются крайней неустойчивостью. В связи с этим во вспомогательной школе применяется система, упражнений, предусматривающая не только многократное повторение в естественных условиях поступков и действий, но и включение их в ежедневную практическую деятельность учащихся, соответственно организованную и скорригированную (игровую, трудовую, общественную), требующую от детей-выполнения правил поведения без напоминания, в силу необходимости, обусловленной конкретной ситуацией. Широко используются также средства стимуляции; поощрение, оказание доверия, поручение ответственных заданий и т. п.

Большое дисциплинирующее влияние на умственно отсталых детей, склонных к привычному образу жизни и устойчивой внешней обстановке, оказывает строгое соблюдение школьного режима, в котором неукоснительно соблюдается единство требований к поведению всех членов общешкольного коллектива, всяческие отклонения не остаются незамеченными, становятся предметом обсуждения во всех звеньях ученического самоуправления. Благодаря этому в процессе воспитания начинает действовать такая мощная сила общественного воздействия, как общественное мнение.

Анализ практики показывает, что большинство учащихся 1–4 классов сравнительно легко адаптируется к школьному режиму. Однако это проявляется главным образом лишь в виде послушания и приспособления к постоянным условиям школьной среды. Они не проявляют достаточной инициативы в налаживании дисциплины в классе, кружке, школе.

Положение значительно изменяется с переходом учащихся на более высокую стадию развития в 5–8 классах. Учеников уже не устраивает простое послушание. Они ищут пути для проявления своей инициативы и самостоятельности в целях самоутверждения себя как личности. У некоторых их них даже появляется несколько пренебрежительное отношение к послушанию, рассмотрение его как признака «детскости». Однако в" силу инертности нервно-психических процессов и социальной незрелости они не всегда удачно справляются с задачей переноса усвоенных правил, умений и навыков на новые жизненные ситуации. Поэтому они вынуждены пользоваться старыми стереотипами. Это порождает


противоречия и конфликты. С одной стороны, происходит взрыв прежней системы послушания, а с другой, – система творческого подхода к вопросам дисциплины еще не завершена. Это противоречие дает о себе знать и после окончания школы.

Например, ученик после школы попадает на производство. Он сразу же решает показать, что он не хуже, а даже лучше других. Однако наотрез отказывается от выполнения вполне справедливых, но не предъявлявшихся к нему в школе требований. В результате возникает конфликтная ситуация.

Все это говорит о том, что в старших классах должен быть, несколько иной подход к воспитанию у учащихся, трудовой и общественной дисциплины. Главный упор должен быть сделан на развитие у учащихся инициативности, самостоятельности, осознанной дисциплины, то есть такой, когда, как говорил А. С. Макаренко, ученик в каждую минуту своей жизни готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения, обладая инициативой и творческой волей.

Важно научить старшеклассников трезво взвешивать свои силы и возможности, при всех условиях находить правильную линию поведения, исходя из интересов социалистического общества, преодолевать различные трудности и препятствия, проявляя при этом собственную инициативу и самостоятельность.

 

Список литературы

 

Ленин В. И. Задачи союзов молодежи.– Полн. собр. соч., т. 41, с. 298–318.

Программа Коммунистической партии Советского Союза. – М.: Политиздат, 1976. 144 с.

Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания; Соч., М.: АПН РСФСР, 1958, т. 5, с. 103–224.

Дульнев Г. М. Задачи и методы воспитания учащихся вспомогательной школы. – В кн.: Воспитательная работа во вспомогательной школе. М. АПН РСФСР, 1961, с. 3-48.

Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1977. 211 с.

 

Вопросы и задания

 

1. В чем заключается оптимистическая установка в отношении нравственного воспитания умственно отсталых школьников?

2. Дайте критический анализ лженаучных концепций нравственного -воспитания лиц с дефектом интеллекта.

3. В чем состоит всесторонний подход в нравственном воспитании?


4. Расскажите о положительном влиянии патриотического воспитания на развитие учащихся вспомогательной школы.

5. Какие положения.А. С. Макаренко применимы при воспитании у учащихся вспомогательной школы сознательной дисциплины?

 

Глава 13. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных