Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ




 

Одной из характернейших особенностей воспитательного процесса во вспомогательной школе является наличие в нем большого количества, моментов преобразования стереотипов поведения, сформировавшихся неадекватно этическим нормам.

В соответствии с закономерностями компенсации и коррекции каждое новообразование отличается большой неустойчивостью, «рыхлостью», поскольку оно возникает как результат переделки и перекомбинаций прежних, прочно зафиксированных этических стереотипов. Приспособительный эффект его поддерживается также новыми, еще не окрепшими связями. В этом случае под влиянием внешних сильно действующих раздражителей может произойти распад с трудом достигнутой скомпенсированности поведения и возврат симптомов первоначального нарушения. Воспитание должно содержать такую совокупность средств, с помощью которых надежно удерживалось бы состояние скомпенсированности поведения (поступка, привычки) на уровне последнего достижения.

В обеспечении такого результата большое значение имеет правильное применение системы стимулирующих средств, важнейшими из которых являются поощрение и наказание.

Поощрение – это такое воздействие на учащихся, которое содержит положительную оценку их поступков, побуждающую к дальнейшему нравственному самоусовершенствованию. Наказание же, наоборот – является отрицательной характеристикой их поступков, предупреждающей повторение и вызывающей стремление к улучшению своего поведения.

Сила воздействия поощрения и наказания на воспитуемого зависит от взаимоотношений между реальным уровнем воспитанности детей, оценкой его ими, с одной стороны, и воспитателей – с другой. По данным советских дефектологов, у детей-олигофренов уровень самооценки и притязаний вырабатывается с трудом либо вообще не вырабатывается, он далеко не всегда зависит от их реальных успехов и неудач в построении социальных отношений [31].

На этой дефектной основе у детей формируется или завышенная, или заниженная, или нулевая самооценка. Это влияет на восприятие средств стимуляции. У одних поощрения вызывают бурную, неоправданно оптимистическую реакцию, а наказание – аффективные взрывы, на других же они вовсе не оказывают столь заметного влияния. На третьих


наказание производит подавляющее и глубоко травмирующее действие.

Если у воспитуемого сложилась повышенная самооценка, на почве которой возникла идеализация своего «я», нереалистическое представление о своих достоинствах, то даже случайная похвала может вызвать переоценку своих возможностей, самоуверенность и зазнайство. Это особенно часто случается, если от умственно отсталого ученика постоянно требуют следовать примерам людей, располагающих несравненно большими, чем у него, возможностями и не ведется одновременно с этим работа по формированию жизненных планов детей.

Мысленное перевоплощение в идеального героя при переоценке своих реальных возможностей порождает иллюзорные мечты, выражающиеся в желании стать инженером, ученым, космонавтом, врачом, учителем и т. д. В то же время остается в тени сама сущность подражания – быть настоящим человеком – отзывчивым, честным, мужественным, любящим труд.

В этом случае всякое фиксирование расхождения между высоким уровнем притязания ученика и его фактическими возможностями и.достоинствами приводит к внутреннему конфликту, порождающему различные аффективные реакции – обидчивость, упрямство, грубость, недоверчивость, негативизм, а подчас и агрессивность.

При несформированности самооценки и отсутствии притязаний, когда у ребенка не сложилось определенного представления о себе, своих достоинствах и возможностях, внешняя положительная оценка становится действенным регулятором его поведения. Вместе с тем, отрицательная оценка и без того ограниченных возможностей ребенка, игнорирование его стремлений стать лучше нередко наносят ему глубокую травму, способствуют формированию невысокого мнения о себе.

Особенно отрицательное влияние оказывает внешняя отрицательная оценка на глубоко заторможенную натуру. В этом случае ученик упорно не поддается воспитательному воздействию, на него не оказывают влияния ни поощрение, ни наказание.

Однако при правильной постановке воспитательного процесса все же удается скорригировать так трудно складывающиеся взаимоотношения между самооценкой и "внешней оценкой, между уровнем притязаний детей и их фактическими возможностями. На этой почве возникает возможность эффективного использования и поощрения, и наказания.


При этом условии поощрение вызывает у ученика положительные эмоции. Оно укрепляет у учащихся уверенность в собственных силах и возможностях, стимулирует к положительным поступкам и действиям, способствует сохранению приобретаемых констант поведения несмотря на отклоняющее влияние внешних и внутренних воздействий. В этом смысле положение Г. М. Дульиева о предпочтении поощрения наказанию приобретает особую значимость. Поощрение применяется в виде одобрения, похвалы и награды. Одобрение – это фиксирование посредством слова, жеста, выражения лица удовлетворения поступком или поведением воспитуемого (хорошо, молодец, умница, правильно и т. д.). Похвала – более высокая степень поощрения, содержащая четкую и развернутую оценку достоинств ученика, его лучших черт, успехов, поступков, высказанную ему лично, родителям, на собраний, в стенной печати, записанную в журнале, дневнике, в летописи школы и отмеченную положительным баллом по поведению.

А. М. Горький писал, что похвалить человека очень полезно. Это поднимает его уважение к себе, способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам.

Поощрение может быть выражено в виде наград книгами, сувенирами, игрушками и т. п., а также поручений ответственных и почетных заданий.

В воспитательных целях во вспомогательной школе применяются и наказания; главным образом; в форме порицания,, осуждения, предупреждения, обсуждения проступка на классном собрании, заседании учкома, помещения критической заметки в стенгазете, снижения отметки по поведению и т. п.

К мерам наказания прибегают лишь в том случае, когда без них нельзя обойтись и когда видно, что наказуемый совершил проступок сознательно и злонамеренно.

Прибегая к мерам наказания, педагог руководствуется следующими требованиями:

1) всякое наказание должно основываться на сочетании разумной требовательности с уважением к личности наказуемого;

2) наказуемый должен точно знать, что и почему от него требуется, ясно понимать свою вину и последствия совершенного проступка;

3) нельзя допускать насмешек над наказуемым со стороны его сверстников;

4) не наказывать детей за отклонение в поведении, если его причиной было нарушение нервной и психической деятельности,


не рассматривать в качестве наказания помещение ребенка в изолятор или временное определение в стационар;

5) прибегая к тем или иным мерам взыскания, педагог должен опираться на мнение классного, коллектива;

6) советская педагогика исключает всякие меры физического воздействия на ребенка.

Все методы воспитания применяются в единстве и во взаимосвязи, комплексно, подчиняясь единой цели коммунистического воспитания.

 

Список литературы

 

Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. М.: АПН РСФСР, 1958, т. 5, с. 103–224.

Дульнев Г. М. Задачи и методы воспитания учащихся вспомогательной школы.– В кн.: Воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: АПН РСФСР, 1961, с. 3–48.

Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьячкова и др. М.: Просвещение, 1965, с. 192–223.

 

Вопросы и задания

 

1. На каком возрастном этапе и почему в воспитаний умственно отсталых детей особое значение приобретает метод приучения?

2. Каков механизм внушения?

3. Раскройте роль самооценки и притязания в формировании отношения ребенка к наказаниям и поощрениям.

4. Ученик, не решив задачу, со злобой вырвал из тетради листок, скомкал и бросил его на пол. Учительница подошла к нему, ласково улыбнулась, погладила по голове и сказала: «Ну, ничего. Ты решишь задачу потом». Каков метод здесь применен и почему? Какие могли бы быть другие варианты?

5. На уроке письма Коля, склонный к негативизму, на требование учительницы работать вместе со всем классом, вынул из кармана игрушку и начал играть ею. Почему учительница не сделала ему замечания?

 

Глава 12. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных