Понятие, сущность и виды розничной торговли, основные тенденции развития.
Процесс обращения товаров завершается в розничной торговле. Розничная торговля — это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.[7]
От уровня организации и развития розничной торговли зависит качество торгового обслуживания, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости и прибыльность торговых предприятий. Предприятие торговли - объект хозяйственной деятельности, осуществляющей с использованием процессов, оборудовании и технологии, продажи товаров. [1]
Розница выполняет ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.
Основные торговые функции:
· изучение покупательского спроса;
· составление заявок на завоз товара;
· формирование ассортимента товаров и услуг;
· реклама товаров и услуг. [10]
Технологические операции розничной торговли:
· прием товара по количеству и качеству;
· обеспечение хранения товара;
· выполнение операций, связанных с производственной обработкой товаров;
· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом
зале.
Определить виды розничной торговли можно по нескольким параметрам.
1. По формам продажи:
· Внутримагазинная – продажи осуществляются в торговых предприятиях;
· Внемагазинная - продажи осуществляются при прямых контактах или при
дистанционной торговле.
2. По месту положения:
· Стационарная – осуществляется в стационарных торговых объектах. Стационарный торговый объект - здание или его часть, а также строение или его часть, а также присоединенная к частям инженерно-технического обеспечения.[2]
· Нестационарная – осуществляется в нестационарных торговых объектах. Нестационарный торговый объект - временный объект, несвязанный прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или не присоединения к сетям инженерно- технического обеспечения, в том числе передвижно-мобильное сооружение.[2]
3. По формам собственности:
· Частные;
· Государственные;
· Муниципальные;
· Кооперативные.
4. По специализации торговой деятельности:
· Универсальные;
· Специализированные;
· Неспециализированные: с комбинированным ассортиментом; со смешанным ассортиментом.
5. По способу организации торговой деятельности:
· Сетевые;
· Автономные;
· Фирменные;
· Другие.
6. По формам торгового обслуживания:
· С полным самообслуживанием;
· С частичным самообслуживанием;
· С индивидуальным обслуживанием (через прилавок);
· С обслуживанием по предварительным заказам;
· С обслуживанием по образцам;
· С обслуживанием по каталогам.
7. По условиям реализации товаров:
· Магазины;
· Объекты мелкорозничной торговой сети.
1. По типам:
· Гипермаркет;
· Универмаг;
· Магазин-склад;
· Универсам;
· Супермаркет;
· Прочие.
Для определения путей совершенствования дополнительных услуг розничной торговли необходимо определить тенденции развития розничной торговли в целом.
Торговая отрасль России в настоящее время стала одной из крупнейших составляющих госбюджета, ее доля во внутреннем валовом продукте страны составляет 22%. В отрасли действуют свыше 900 тыс. хозяйственных единиц. В торговле сегодня занято около 15 миллионов человек (около 15% общего числа занятых в экономике страны)[17].
В рыночных условиях розничная торговля в России ориентируется на развитие торговли в странах с развитой рыночной экономикой, где широко внедряются достижения науки и техники, сосредоточены большие людские ресурсы, привлекаются значительные финансовые средства. Состояние розничной торговли на Западе сегодня можно определить как гиперконкуренцию.
В целом в России конкурентная борьба ведется по трем направлениям:
· между формами обслуживания покупателей (например, магазины с полным самообслуживанием все чаще вытесняют другие форм магазинов);
· между производителями и торговыми посредниками (появление при заводах и фабриках собственных магазинов розничной торговли под торговой маркой производителя);
· на новых рынках (американские фирмы стремятся утвердиться на европейском рынке, европейские захватывают рынки стран Центральной и Восточной Европы, в России же укрупняются торговые сети уровня страны, вытесняя локальные)[18].
Одной из основных тенденций российской розничной торговли является развитие сетевых форматов, гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров. Наиболее развита во всех странах сеть дискаунтеров.
Изменения в розничной торговле сегодня позволяют прогнозировать, что в недалеком будущем:
· появятся крупные торговые комплексы с централизованными складами, компьютерными системами в каждом магазине и средствами автоматической передачи запросов на доставку товаров с центрального склада во все магазины;
· станет доступной полная статистическая информация по каждому магазину — объем сбыта и прибыль на 1 м2 торговой площади; объем сбыта и прибыль на наиболее доступных покупателям местах в торговом зале;
· увеличение сбыта каждого вида товара в результате кампании по его продвижению, а также аналогичные данные по группам товаров и отдельным секциям магазина;
· более продуманным станет размещение в магазинах быстро меняющегося ассортимента товаров, максимум торговых площадей будет предоставлен ходовым товарам, в результате чего сократятся издержки обращения;
· сократится численность и одновременно произойдет укрупнение магазинов;
· функции управления будут выполнять высококвалифицированные руководители, работающие только с высококвалифицированными представителями фирм-производителей в высокопрофессиональной маркетинговой среде;
· появятся довольно крупные кафе, управляемые на кооперативной основе;
· повсеместно распространятся автоматизированная система считывания штрихового кода и система анализа прямой прибыльности товара.
Желательно, чтобы в ближайшие 5-10 лет основные направления технического прогресса в торговле определялись развитием механизации торговых работ и автоматизации ряда процессов, освоением новой техники по перемещению грузов внутри крупных магазинов и складов, применением в весовом и кассовом хозяйстве электроники и комплексного технологического оборудования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|